Как отличить голос совести от голоса похоти?

Москва - 26 March 2006
Две категории религий. Основополагающее отличие Вайшнавизма. Санатана дхарма - вечная обязанность. Перед душой часто стоит выбор: долг или совесть. Самая большая привязанность. Похоть может казаться нам голосом совести. Как различить голос совести и следовать только ему? Совесть была раньше души. Что такое похоть? Душа попадает в разные обстоятельства - формы. Как действует ложное эго? Не материальное плохо, а стремление им обладать. Следуйте за голосом совести. Совесть вне понятий хорошо и плохо. Какая бывает красота? Красота не имеет полезности. Можно ли наслаждаться красотой? Чем в понимании вайшнавов мы обязаны пожертвовать? Мы меняем сознание, попадая в определённую среду.
запись беседы для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:03:06 | качество: mp3 64kB/s 29 Mb | прослушано: 690 | скачано: 569 | избрано: 27
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Две категории религий

00:00:00 [Из зала]: Махарадж, можно спросить?
[Драгилев А.К.]: Да.
[Из зала]: В чём принципиальное отличие бхакти-йоги от других?
[Драгилев А.К.]: Ну, прежде всего бхакти-йога лучше всех остальных учений. Это итак понятно. Ну, если говорить о богословских учениях, то существует две категории вероучений или религий, одна категория говорит, что все призывают к спасению души, но одна категория религии говорит: «Душа спасётся, если перестанет действовать, перестанет мыслить, перестанет существовать как личность».

00:00:35 То есть спасение в умиротворении, покой – это отсутствие всяких движений, мыслей, желаний и так далее. К таким вероучениям, к таким религиям относится Буддизм, Брахманизм, Шанкарачарья призывал к такому и все-все-все категории, все-все вероучения современные всевозможные, их называют, под общим названием, их называют New Age. Они все говорят, что душа найдёт успокоение, если перестанет быть собой, перестанет действовать. Вот, это одна категория.

00:01:16 Другая категория вероучений, они говорят, что душа спасётся, если будет во взаимоотношениях с Богом. К ним относятся традиционные религии: Кришнаизм, Христианство. То есть душа или частица сознания, или душа, что одно и то же, она не перестаёт существовать как индивидуум, а она свои действия как бы приносит в жертву Всевышнему. Действия, желания или мысли. Наиболее ярко это выражается в христианстве, где провозглашается, что душа – это раба Божья.

00:02:01 То есть быть рабом Божьим это то, к чему призывает такая теистическая школа. Правда, со временем это редуцируется – быть партнёром Его. То есть «я тебе что-то делаю, а ты взамен спаси меня и сохрани» или «избавь от лукавого», или «я буду прощать их, а ты меня прости». То есть это так сказать, уже не настроение раба, а настроение партнёра. Но, тем не менее, в идеале в таких теистических школах говорится, что душа – это раба Божья.

Основополагающее отличие Вайшнавизма

00:02:39 Ваш вопрос, чем Вайшнавизм отличается от других? Тем, что в Вайшнавизме под Богом понимается не спаситель, не средоточие власти, под Богом понимается не справедливый, не сильный, не всемогущий, а под Богом понимается Абсолютная Красота. Это, так сказать, коренное отличие. В Вайшнавизме Бог – это не тот, кто прощает, это тот, кто судит по справедливости, не тот, кто дарует милость.

00:03:21 А тот, кто пленит своей обаятельностью, своей красотой. В связи с этим, поскольку под Богом понимается красота, то к Нему уже не обращаются «спаси и сохрани мя грешного». Потому что в отношениях с Красотой, грех как понятие нивелируется, то есть греха уже не существует, понимаете? Перед Красотой можно ликовать, но у неё нельзя просить прощения. Вот в этом отличие.

00:03:55 И вот эту Красоту, то есть мы говорим по-русски красота, на санскрите это означает Кришна. То есть Господь не как всепрощающее и дарующее спасение начало, а как обаятельное потребляющее начало. То есть Вайшнавизм, он стоит особняком и от тех религиозных школ, которые говорят о Боге и об отношениях с Богом, но об отношениях, как о неком судье справедливом. То есть представление вайшнавов, то, что Бог не судья, а тот, кто играет, кто воплощает в себе всю красоту.
[Из зала]: [неразборчиво]

Санатана дхарма - вечная обязанность

00:04:41 [Драгилев А.К.]: На сколько я знаю, Санатана Дхарма – это не течение, это понятие. «Дхарма» - означает обязанность. Вот в Западных школах, «Дхарма» переводится как религия. На самом деле, правильно «Дхарма» - это обязанность, «Санатана» - означает вечная. И мы знаем, что мы всегда сталкиваемся с понятием обязанности или исполнения долга. И бывает разного рода долг. Бывает временный долг, то есть не вечный долг, долг, обусловленный определёнными обстоятельствами.

00:05:19 Например, вы родились в каком-то обществе и ваш долг – это соблюдать законы этого общества. Или вы родились в какой-то семье и вам говорят, тот, кто вас кормит молоком, он говорит: «Мать – это свято», а тот, кто вам приносит еды с работы, говорит: «Отец – это свято». И твой долг – это служить отцу, матери. А тот, кто сидит во дворце, он говорит: «Родина – это свято», потому что как ещё заставить тебя защищать его дворец?

00:05:51 Надо выдумать понятие родина и сказать, что она святая. И в этом нет ничего плохого, это долг. У нас долг есть перед родителями, перед обществом, перед родиной, перед человечеством. Например, какой-нибудь житель Африки, он вам не скажет: «Родина – это свято», он вам скажет: «Человечество – это свято». Потому что, если он будет говорить о том, что нужно служить родине, то ему ты не будешь служить, а будешь служить здесь кому-то.

00:06:20 Поэтому он говорит: «Человечество - свято». Таким образом, твой долг уже на него распространяется, но всё это относительные виды долга. Почему? Потому что они обусловлены пространством и они обусловлены временем. Но есть абсолютный долг, вот он называется Санатана, то есть вечный долг. И вечный долг – это единственный долг, это долг перед своей совестью. Долг перед своей душой, если хотите. Вот он не обусловлен ни временем, ни пространством, вот это и есть Санатана Дхарма.

Перед душой часто стоит выбор: долг или совесть

00:06:53 Или в конце концов, поскольку мы говорим, что Господь разговаривает с нами голосом совести, не Господь есть совесть, как эстеты или поборники нравственности говорят: Господь - это совесть. Нет, он с нами разговаривает голосом совести. Проблема: как его услышать и последовать за этим голосом? Но это уже другой вопрос. Но, Господь говорит с нами голосом совести и очень часто голос совести приходит в противоречие с голосом, так называемого, другого долга или другой Дхармы.

00:07:29 Например, голос совести может нам, может противоречить с голосом царя или главы государства. И вот часто перед нами дилемма: последовать за голосом совести или за голосом внешнего мира? Например, какая-то религия тебе говорит: «Это нельзя делать». Душа говорит: «Нет, я могу это сделать». И вот это и есть тот самый выбор в пользу Санатана Дхармы – вечного долга или относительного, временного долга.

00:07:58 Вот, как раз, мы затронули тему Дхармы, вот здесь вот Бхагавад-гита – это известное древнее произведение. Бхагавад-гита начинается со слов: «dharma-kṣetre kuru-kṣetre». «Дхарма» - это долг, «кшетра» - это поле. И вот, каков бы ни был сюжет внешний, суть такова, что это диалог между Господом и живым существом. И начинается он со слов, этот диалог: «dharma-kṣetre kuru-kṣetre», «кшетра» - это поле, «дхарма» - это долг.

00:08:35 То есть душа, она оказывается в неком поле, где перед ней становится выбор – дхарма. «Что делать? То есть какая моя обязанность?» То есть душа задаёт вопрос: «В чём мой долг? Дхарма-кшетре?» Вступает в диалог с Господом, с Кришной. И Кришна рассказывает, в течении всей этой беседы, он разграничивает разные виды долга. Он говорит: «Есть долг внешний, есть долг чувств, есть долг рассудка, логики.

00:09:06 Всё это виды долга. Ты можешь им следовать, но в конце он говорит: «sarva-dharmān parityajya». То есть начинается с того, что душа оказывается в поле долга. По какой дорожке пойти, чтоб исполнить свой долг? Кришна все эти дорожки описывает, а в конце говорит: «На самом деле, у тебя вообще никакого долга нет. sarva-dharmān parityajya». Откажись вообще от понятия долг, следуй только за голосом своей совести, за голосом своего сердца.

00:09:36 И тогда, если ты будешь следовать за голосом своего сердца, какие бы последствия тебя ни ожидали, не испытывай страха. В конце говорит: «mā śucaḥ». Не бойся последствий того, что ты последуешь за своим сердцем. Потому что сама по себе возможность слушать своё сердце, свою совесть – это уже есть высшее благо, это уже высшее вознаграждение.

00:10:02 Что потом будет во внешнем мире - не думай. Ты будешь наказан, потому что часто то, к чему призывает совесть, приходит в противоречие с тем, что призывает тебя во внешнем мире, какие-то образования, пена какая-то, которая представляется в виде семьи, страны, религии. Вот тебя за это будут наказывать, если ты следуешь за голосом своей совести, тебя могут сжечь за то, что ты вероотступник». Например.

Самая большая привязанность

00:10:36 Кришна говорит: «Откажись от всякого долга, следуй только за своей совестью и тогда», - говорит – «я буду рядом, всегда рядом с тобой». Потому что мы часто. Вообще, как бы, в религиях очень часто говорят о спасении, о духовном мире и о том, что нужно разбить оковы иллюзии. И нужно понимать, что когда душа разбивает оковы иллюзии, она расстается с материальными приобретениями, которые она приобрела в иллюзорном мире. То есть с ощущением собственности.

00:11:13 И очень часто в религиозных проповедях говорится, что нужно оставить материальное, правильно, нужно отказаться. И как бы мы с этим ни соглашались, мы понимаем, что если уж тебя призвали в духовный мир или в царство Божье, или в Рай, или ещё как-то мракобесы они это называют, то у тебя ничего материального не будет. Но, мы забываем о том, что признание или уважение это такая же материальная вещь как и деньги, и слава, и власть. Но вот с этим нам очень трудно расстаться.

00:11:48 На самом деле, мы готовы даже расстаться с материальными богатствами, но с признанием мы не готовы расстаться. Хотя это то же самое материальное богатство. То есть следовать за голосом совести чревато не только потому, что ты можешь расстаться с материальными приобретениями, но и то, что ты можешь расстаться с уважением окружающих. Кришна говорит: «Не бойся, не бойся даже с этим богатством расстаться, потому что, что такое уважение окружающих?

00:12:18 Это просто химическая реакция в их коре головного мозга, которая заставляет их тебя уважать». Они говорят: «Я тебя уважаю», это значит, что-то такое в голове у них происходит. Не бойся расстаться с тем, что у них происходит в голове. Они это называют уважением. То есть уважение окружающих – это такая же иллюзия как и власть, и деньги. Хотя с этим очень сложно расстаться.

00:12:45 Если ваша задача поправить здоровье – это к врачам, если ваша задача создать семью – это в ЗАГС. Какие ещё у вас задачи есть?
[Из зала]: Самореализоваться.
[Драгилев А.К.]: Во, вот это другое дело, здесь уже нащупываем. Самореализоваться, чтобы уподобиться Богу. Независимо, другими словами обрели власть. Нащупываем, значит, оказывается цель самореализации, чтоб тобою были довольны эти люди. Вы упомянули независимость, такой эвфемизм, такое прикрытое понятие власти, на самом деле.

Похоть может казаться нам голосом совести

00:13:18 [Из зала]: Всё, конечно, звучит красиво, очень интересно слушать сердце, совесть. А вот чтоб понятнее было, есть альтернатива в течениях, подобное что-либо Вайшнавизму?
[Драгилев А.К.]: Это, конечно, действительно заманчиво, очень высоко, это красиво, да, это всё равно что сказать хорошее – это хорошо, а плохое – это плохо, но альтернативы нет. Слушать свою совесть. Главное не предавать это, потому что кто-то может сказать: «А, я сейчас буду слушать свою совесть и пойду, убью кого-то».

00:13:52 Да, пожалуйста, только не обвиняй того, кто тебе сказал: «Слушай свою совесть». Будь готов отвечать за то, что ты слышишь свою совесть и следуешь голосу.
[Из зала]: Ответственность.
[Драгилев А.К.]: Да, просто будь готов отвечать за это. Нам святые намекают, как примерно, на какой волне звучит голос совести, а на какой волне звучит голос гордыни или похоти. Вот голос совести нам всегда говорит, что ты слуга красоты.

00:14:25 А гордыня или сатана, он нам шепчет: «Не, не, не, ты должен употребить это для своей выгоды», и он может рядиться под голос совести тоже. Например, он может говорить: «А что плохого, если у меня будет власть и я не буду людей обделять кровом и едой, и они будут меня уважать?» Вот так вот говорит гордыня или похоть, сатана. Под красивыми словами твоё стремление – это повелевать ими.

00:15:00 Но чтобы повелевать ими и, так сказать, укрепить свою связь с теми, кем ты повелеваешь, ты ещё должен быть хорошим, поэтому ты им будешь добро делать. Чтобы они не просто тебе физически подчинялись, а ещё и почитали тебя. Как бы это голос совести, но за всем этим стоит похоть, стремление потребить, стремление стяжать и обладать, обладать не физически, а обладать умами других. Глаголом жечь сердца людей, и они будут тебя почитать, и к тебе не зарастёт народная тропа.

Как различить голос совести и следовать только ему?

00:15:37 [Из зала]: Вот вы сказали, что опыт и другие желания могут говорить голосом совести.
[Драгилев А.К.]: Рядиться под голос совести.
[Из зала]: Есть ли возможность научиться различать?
[Драгилев А.К.]: В общем да, есть, но для этого нужна искренность. Для этого нужно быть готовым, если я вдруг заподозрил, что в голосе совести говорит похоть, значит, нужно отказаться от этого. То есть не быть рабом своих прежних решений. То есть готовым пойти за голосом совести, куда бы он ни позвал. Сегодня он влево, завтра вправо. То есть изменяться с генеральной линией партии, как раньше говорили.

00:16:23 И главное - не искать ни в чём выгоду, потому что именно поиск выгоды мешает нам видеть красоту, мешает нам видеть гармонию. Только наше стремление использовать что-то для себя, заслоняет от нас красоту и на первый план выходит польза. Понимаете, если вы видите что-то прекрасное, то следующая мысль: «Как я могу это использовать?» И тогда вы уже не видите прекрасного, вы губите его. Голос совести можно услышать, но для этого нужно отказаться от стремления во всём видеть выгоду, в окружающих, в окружающем мире, в окружающих живых существах.

00:17:05 Как только мы перестаём видеть выгоду, то на руинах этого мира выгоды или мира корысти вырастает прекрасное, мы можем слышать голос Господа. Потому что Господь – Он совершенно бесполезен, Он не выгоден. Как только мы хотим употребить Его для своей выгоды, например, мы молимся «спаси меня и сохрани», то есть Он выгоден. Почему? Кто ещё нас спасёт? Только Господь, поэтому это выгода, вот от такой выгоды нужно отказаться и тогда Он перестанет быть выгодным, но зато Он будет красивым.

00:17:41 А любовь, которая является врождённым качеством души, к чему душа стремится всегда – это к любви. Любовь возможна только в отношениях с прекрасным, а не в отношениях со спасителем. Ты не можешь любить спасителя, ты не можешь любить доброго, к доброму ты можешь быть благодарен, к сильному ты можешь испытывать благоговение и трепет, но к красивому ты можешь испытывать любовь. А любовь – то, чего мы ищем. Мы не ищем благодарности, мы не ищем долга, душа ищет любви.

00:18:16 И если, любовь, она тоже бесполезна, если мы выкинем из своего сознания всякое стремление обрести выгоду и пользу, тогда мы увидим красоту и только с красотой у нас могут быть чистые, непорочные отношения. То есть мы можем видеть и слышать голос совести и видеть высшие идеалы. Но нужно самим измениться.
[Из зала]: Отказались мы от выгоды, где мы будем жить? Что мы будем есть? Нет, интересный призыв: «Давайте откажемся от выгоды» - отказались.

00:18:47 [Драгилев А.К.]: Вы просто не расслышали, я сказал, от стремления во всём видеть выгоду.
[Из зала]: А что красивое является, критерием красивого, вот здесь кто некрасивый, на ваш взгляд?
[Драгилев А.К.]: На мой, поскольку я не избавился от стремления к выгоде, то мне очень трудно видеть красоту.
[Из зала]: Вы же наводку на красоту даёте, то есть вот кто, на ваш взгляд?
[Драгилев А.К.]: Я не знаю, я же не вижу красоты, все красивые, потому что все ищут любви. Просто они под любовью и под гармонией понимают материальное благополучие, уважение детей, уважение старших.

Совесть была раньше души

00:19:25 [Из зала]: Совесть – это качество души или состояние, всё-таки, физиологическое. Как вот вы определяете, ведь человек рождается в теле, а не просто как душа.
[Драгилев А.К.]: Душа приобретает тело. Вот мы говорим, что совесть появилась ещё до того, как появился человек. Потому что не человек создал Бога сорок тысяч лет назад, когда на скалах нарисовал что-то такое. Господь создал душу. Вот, а поскольку совесть – это его голос, то и существует совесть до того, как мы появились. Господь существовал до того как мы были. Следовательно и его голос существовал до того, как мы были.

00:20:04 [Из зала]: Ну, хорошо, совесть и любовь это для души.
[Драгилев А.К.]: И любовь существует до того, как мы появляемся на свет. Многие говорят, что человек это просто механизм, но почему этот механизм начинает обижаться когда его идиотом называют?
[Из зала]: Хорошо, тогда поясните, вот, например, человек…
[Драгилев А.К.]: То есть те люди, которые говорят, что мы механизмы, тем не менее обижаются когда с ними обходишься как с механизмом. Все ищут счастья, некоторые ищут счастья путём причинения вам зла.

00:20:37 Ну, вы считаете, что они вам зло, но нужно смотреть на их мотивацию. Они не вам хотели зло причинить, они так счастье искали, в этом смысле они прекрасны.
[Из зала]: Если каждый человек начнёт поступать по совести, значит, он тоже против совести своей пошёл, получается.
[Драгилев А.К.]: Ну, он ищет счастье, но на пути к счастью, он наступил вам на ногу. Ну и что? Смиритесь, не ищите справедливости. Если вы ищете справедливости, тогда к вам тоже будут справедливо относиться.

Что такое похоть?

00:21:08 Правильно вопрос было бы задать: А что такое похоть? Похоть – это стремление обладать, в общем, обладать. И вот это вот стремление обладать, оно может выражаться по-разному. Оно может выражаться очень грубо – это обладать чьим-то телом, может выражаться более летуче, более замысловато, это обладать чьим-то умом. То есть обладать, скажем, ты стал знаменитым и ты обладаешь, твоё мнение весомо, это значит всё равно похоть, ты обладаешь их умами.

00:21:41 Похоть – это очень универсальное понятие. Просто на разных пластах бытия, на физическом, на чувственном, на умственном, на интеллектуальном похоть по-разному выражается. Можно обладать чьим-то телом, а можно обладать чьим-то чувством.
[Из зала]: Похоть – это…
[Драгилев А.К.]: Я же объяснил, это общее понятие.

00:22:02 [Из зала]: По сути, это хотеть.
[Драгилев А.К.]: Хотеть обладать. Секунду. Не хотеть. А как же, вот так же.
[Из зала]: Может хотеть и желать.
[Драгилев А.К.]: Как же? Вот так же. Есть хотеть, а есть хотеть обладать. Хотеть и хотеть обладать. Вот «хотеть» - это не похоть, а «хотеть обладать» - это похоть.
[Из зала]: Почему?
[Драгилев А.К.]: Вот, есть два вида желания.

00:22:23 Есть хотеть отдать себя, а есть хотеть взять себе. Вот хотеть обладать – это есть похоть, а хотеть отдать себя – это есть любовь. Хотя внешне это выглядит одинаково, внутренне наполнение разное. В одном случае ты любишь - ты отдаёшь и не ожидаешь ничего взамен, даже благодарности. А в другом случае все твои действия направлены, чтобы обладать. Вот одно любовь, другое - похоть.

00:22:53 [Из зала]: Вот в мире ещё есть парадигма: ведущие силы и ведомые силы и те и другие силы, одни на выброс работают, другие на втягивание в себя.
[Драгилев А.К.]: Это глубоко.
[Из зала]: В вашем понятии, вот, значит, если ты обладаешь силой ведомого, это значит похоть, а силой ведущего – это значит хотеть желать.
[Драгилев А.К.]: Это значит любить.

00:23:13 [Из зала]: Существование и того и другого в мире и в одинаковых пропорциях должно соблюдаться, понимаете? Инь и Ян всегда должны быть в симметрии. Даже люди преступного типа, если они встают на твоей дороге, они делают тебя сильнее, это тоже испытание, понимаете, без них бы ты не сделался бы сильным. Вот к кому относить ведущего и ведомого?
[Драгилев А.К.]: Ну вы же знаете сами, наверно.

00:23:38 [Из зала]: Не, ну я ваше мнение хочу просто узнать.
[Драгилев А.К.]: Душа, она всегда ведомая, если вашими терминами пользоваться, душа – энергия отдавания любви служения. А Господь – это потребляющее начало, оно эксплуатирующее начало, а мы – души, мы предметы эксплуатации. Это всё, что я могу добавить. Душа – это раб Божий, а Господь – это господин души.

00:24:07 [Из зала]: Как же он может быть ведомым Господь.
[Драгилев А.К.]: Он не ведомый, он ведущий. Господь всегда господин, всегда наслаждающийся, а душа - предмет наслаждения, предмет обладания. Он обладатель, а душа - предмет обладания. Вот мы всегда ведомая энергия, а он всегда ведущая. Если вашими терминами…
[Из зала]: Не «нашими», а общеизвестными.

Душа попадает в разные обстоятельства - формы

00:24:31 [Из зала]: Как вы думаете, а у животных есть душа?
[Драгилев А.К.]: Есть. Другими словами, есть души у которых форма животных. У вас же раньше было тело вот такого карапуза. Кто-то мог спросить: «А у неё есть душа?» Нет, просто у вас было такое тельце. Первый раз тело взрослой женщины, потом будет тело старухи. Душа может принять животный облик, душа может принять человеческий облик. Человек – это частный случай такой энергии как сознание.

00:25:00 Сознание может принять человеческий облик, может принять нечеловеческий облик. Может принять животный облик, это, как это, есть такая форма, называется образ жизни. Что такое образ жизни? Это наше тело. Душа – это жизнь, а вот это, образ жизни или форма жизни. Вот мы принимаем некий образ жизни и живём в соответствие с этим образом жизни. Мы приняли человеческий образ жизни. Вот то, что мы смотрим друг на друга – это такой человеческий образ жизни.

00:25:39 Мы есть жизнь, но у нас есть человеческий сейчас образ жизни. И мы выполняем долг, мы попали в человеческий образ жизни и мы связаны с неким долгом перед другими образами жизни, которые тоже люди. Мы говорим: «Делай добро» и подразумеваем делай добро людям. А как? Что значит делать добро людям? Это значит много тушёнки, чтоб все были сыты. То есть мы делаем добро, при этом делаем зло другим.

00:26:05 [Из зала]: Какую пищу вы считаете наиболее подходящей для человека?
[Драгилев А.К.]: Невкусную. Вы что-то хотите спросить, простите?
[Из зала]: Мучное и мясо, вроде как не одно и то же.
[Драгилев А.К.]: Нет, мы ставим знак равенства.
[Из зала]: Ну, сознание, вообще-то говоря, я из своего опыта говорю, может меняться и очень сильно, а душа, как я слышал вечна.
[Драгилев А.К.]: Нет, я вынужден не согласиться.

00:26:27 Сознание может принимать разные состояния, при этом оно остаётся одним и тем же. Как элементарная частица, она может принимать, в зависимости от скорости, она одна и та же, но она принимает разные облики. Это может быть фотон, нейрина, понимаете и другие элементарные частицы, мезоны, бизоны. Но это одна и также частица, но, в зависимости от среды попадания, она другая. Так же сознание.

00:26:53 Сознание одно и то же всегда, но оно попадает в разные обстоятельства, обстоятельства времени, действия и создаётся впечатление, что сознание меняется. Меняется её состояние. Как вода всегда одна и та же. Но она может иметь состояние льда, состояние жидкости и состояние пара, но H2O всегда одно и то же. Вот точно так же душа или сознание. Сознание одно и то же, но оно может принимать разные запахи, как бы оно может по-разному пахнуть, если хотите.

00:27:22 Мы сейчас пахнем потребительски, мы хотим всё хапать, мы стяжатели, мы приняли такое состояние. И мы энергия любви и служения, энергия отдавания, но мы приняли сейчас для себя неестественную форму жизни, форму жизни потребителя, но при этом, в глубине, мы всё равно хотим любить и служить. Мы просто не хотим себе отдавать в этом отчёт. Но наше счастье в том, чтобы жертвовать, то есть отдавать, любить, а не в том чтобы потреблять, стяжать и обладать.

00:27:54 [Из зала]: Вы говорите, что душа и сознание это одно и то же, но на сколько я понимаю, сознание вообще-то исчезает после исчезания тела.
[Драгилев А.К.]: Принимает другое состояние. Новую оболочку принимает, новый образ жизни. Вот ваше сознание ведь никуда не делось, когда вы поменяли тело ребёнка на тело взрослого дяди, оно же никуда не делось. Оно немножечко видоизменилось, другими словами, оно приняло другое состояние. Но вот когда вы расстаётесь с этим образом жизни, вы какое-то время без образа жизни, то есть безобразный, а потом новый образ принимаете.

Как действует ложное эго?

00:28:33 [Из зала]: … от того существа, которое было там, сейчас уже не осталось практически ничего.
[Драгилев А.К.]: Кроме вот этого я. Я – это и есть душа.
[Из зала]: Эго это вот?
[Драгилев А.К.]: Это и есть, Я, душа, эго, сознание – это всё синонимы.
[Из зала]: Есть другие люди, которые говорят, что это не душа, это то, что заслоняет меня.
[Драгилев А.К.]: Есть ложное эго или Альтер-эго. Или некое Я, которому я дал генеральную доверенность действовать от своего имени, вот это, конечно, не я. Вот от него надо избавиться. Совокупность их.

00:29:10 А есть одно вот это Альтер-эго, то есть ложное Я, Я потребительское. Оно тебе говорит: «Я тебя сделаю счастливым». А ты его спрашиваешь: «А как?» - «Я столько много, я обрету много власти, я обрету много знаний и ты будешь счастлив». Ты говоришь: «Хорошо, вот тебе доверенность, действуй от моего имени». Вот это новое Я, в которого ты как бы вселяешься, как бы, оно начинает много потреблять власти, денег, знаний, других тел иметь в виде мяса или в виде предметов удовольствия.

00:29:45 А счастья не испытываешь. Ты ему говоришь: «Слушай, а как? Я тебе выдал доверенность, ты моё я, я тебе выдал доверенность, а счастья нет». А оно тебе отвечает: «Подожди, подожди, мы ещё больше нахапаем, тогда будешь счастлив». Ещё ждёшь, продлеваешь ещё на три года и ещё, в конце концов ты должен сказать: «Ты мой враг, я доверенности тебя лишаю, я буду слушать только себя, я хочу любить, а не хочу стяжать».

00:30:12 [Из зала]: Кто же такой я, которого я должен слушать? А как это сделать?
[Драгилев А.К.]: Прежде нужно расстаться с мыслью о том, что тебе что-то принадлежит в этом мире. Ты можешь по-прежнему пользоваться тем, что у тебя есть, но не считай это своей собственностью, потому что именно ложное я или вот это, как христиане говорят, дьявол, лукавый, гордыня, ложное я – оно тебя заставляет думать, что тебе что-то принадлежит. И если ты несчастен, то это ложное я тебе говорит: «Ещё побольше пособирай и тогда будешь счастлив», постоянно обманывает.

00:30:51 [Из зала]: Если ты стяжаешь и испытываешь счастье постоянно. То есть я в каждую минуту испытываю счастье.
[Драгилев А.К.]: От того, что стяжаете? Вам повезло.
[Из зала]: На сколько я вижу от этих несчастных старух, которым платят маленькую пенсию, как они там выгадывают, нищие, они что счастливы, вот они?
[Драгилев А.К.]: Думаю, что нет. Потому что они считают, что пенсия им принадлежит.
[Из зала]: Допустим, они не считают это, дальше что? Они конкретно…
[Драгилев А.К.]: Вот тогда они будут другие.

00:31:19 [Из зала]: А если лекарства…
[Драгилев А.К.]: Потому что они считают, что им тело принадлежит. Только потому что вы считаете вот эти электроны своим телом, не значит, что оно вам принадлежит, это же электроны.
[Из зала]: А что мне принадлежит? Мой дух и всё?
[Драгилев А.К.]: Душе ничего не принадлежит, душа может отдавать любовь, тогда она занимает естественное положение.
[Из зала]: Несколько видов имеет.

00:31:37 [Драгилев А.К.]: Тогда любовь, она одна, любовь – это когда ты отдаёшь и даже не думаешь получить ничего взамен. Такая любовь абсолютна. Даже не ожидаешь.
[Из зала]: Я однажды за одну зиму подобрала на улице двенадцать собак, устроила их в хорошие руки ни за что, это значит, я вот там…
[Драгилев А.К.]: Знаете, почему не обладаете? Потому что сейчас вы мне об этом рассказали.

00:32:04 Вы рассказали другим и наверняка, вы мы не первые, кто услышали эту историю.
[Из зала]: Ну, может быть, да.
[Драгилев А.К.]: И тем самым вы стяжаете наше уважение к вам. Если бы вы это сделали и никто в мире об этом не узнал, по вашей инициативе, тогда может быть, крупица любви где-то зародилась. А поскольку вы это сделали, вам этого мало и вы хотите, чтобы мы ещё об этом узнали. Тогда, извините, я должен усомниться.

Не материальное плохо, а стремление им обладать

00:32:33 [Из зала]: А человек, если изобретение сделал или открытие, он что, должен это помалкивать что ли и ходить вот так вот?
[Драгилев А.К.]: Нет, пожалуйста.
[Из зала]: Как тогда?
[Драгилев А.К.]: Просто пусть он не говорит о любви, у каждого по-своему.
[Из зала]: Он сообщает всему миру, понимаете? На что он надеется?
[Драгилев А.К.]: Патент он ищет? Патент хочет? Вопрос.
[Из зала]: Патент.
[Драгилев А.К.]: Они же все разные.
[Из зала]: Дают другим деньги за успех, понимаете, это разные вещи.

00:32:55 [Драгилев А.К.]: Это одно и то же, что успех, что деньги за успех. Один хочет денег, а что такое деньги? Это власть, если у тебя рубли, значит власть над русскими, если у тебя доллары, значит власть над американцами.
[Из зала]: Да нет, это обменные вещи, просто…
[Драгилев А.К.]: Конечно.
[Из зала]: Пошёл, что-то приобрёл...
[Драгилев А.К.]: Это и есть власть, ты пошёл, даёшь ему бумагу и говоришь: «Дай мне велосипед» и он тебе отдаёт велосипед. У тебя власть над ним. Или ты пошёл, говоришь: «Ну-ка, отнеси мне вот эту сваю, железную, на», и он понёс. То есть у тебя власть в виде бумажек.

00:33:31 [Из зала]: Появилось открытие, изобретение, нужное человечеству.
[Драгилев А.К.]: Для чего нужное? Для того, чтоб силу обрести, власть над миром.
[Из зала]: Почему власть этого человека над миром?
[Драгилев А.К.]: Не этого человека, а человечества над миром.
[Из зала]: Люди жили в затруднении, понимаете, а тут открываются для них более интересные возможности.
[Драгилев А.К.]: Какие? Мирный атом.
[Из зала]: Я сказал вам: «Вот человек пошёл в рост», а вы говорите: «В какой рост? Что такое рост?» Вы так говорите…
[Драгилев А.К.]: Так мне непонятно.

00:33:58 [Из зала]: Молодой человек, он ушёл уже, вот хочет человек в развитие пойти. А что такое развитие? Ну, как так можно?
[Драгилев А.К.]: Ну, я не понимаю, что такое развитие.
[Из зала]: Что такое книга?
[Драгилев А.К.]: Книга – это бумага, со страницами и с буквами.
[Из зала]: Что значит бумага? Здесь знание, понимаете?
[Драгилев А.К.]: Вот.
[Из зала]: Опять, «для чего», - вы сейчас скажете – «знание?» Для того, чтобы…
[Драгилев А.К.]: Власть, конечно. Совершенно верно, совершенно верно.

00:34:21 Знание – сила, правильно? Для чего он открытие сделал? Для того, чтобы люди лучше жили, что значит лучше жить? Это значит больше потреблять. Что значит жить лучше?
[Из зала]: Может быть, даже наоборот, как раз, как бы не насиловать природу, на неё не нагружать её, понимаете, получать…
[Драгилев А.К.]: А что это значит?
[Из зала]: … те вещи, которые нужны ему для жизнедеятельности. А вы сейчас: «Что такое жизнедеятельность?» - спросите, да?
[Драгилев А.К.]: Нет, не спрошу.

00:34:44 Жизнедеятельность – это когда у тебя много всего, хорошо жить – это когда много всего, когда у тебя много машин.
[Из зала]: Не обязательно, понимаете, не для всех машина, понимаете.
[Из зала]: Хорошо жить, бомж тоже, у него есть жизнедеятельность, он тоже живёт, но у него ничего нет, правильно?
[Драгилев А.К.]: Правильно.
[Из зала]: Это не жизнедеятельность. Человек, у которого ничего нет.
[Драгилев А.К.]: Нет, я согласен с тем, что вы говорите.

00:35:06 А что вы говорите?
[Из зала]: Что значит жизнедеятельность, это обязательно миллион машин и миллиарды денег?
[Драгилев А.К.]: В чём вопрос-то?
[Из зала]: Нет, вы на мой вопрос жизнедеятельности ответили, что это много машин.
[Драгилев А.К.]: Нет, нет, я не на вопрос жизнедеятельности. Я говорю, что хорошая жизнь – это много всего. Правильно? Хорошо, опровергните, что по-вашему хорошая жизнь?
[Из зала]: Не, ну, вы-то реальные вещи спрашивайте.

00:35:29 [Драгилев А.К.]: Ну, я же спрашиваю, что по-вашему хорошая жизнь?
[Из зала]: Ну, что мы пришли сюда…
[Из зала]: За деньги…
[Драгилев А.К.]: Я говорю о том, что дух стяжательства – плохо, а не само по себе материальное плохо. А плохо - стремление к выгоде, не вещь плохая или хорошая, а твоё отношение к вещи, то есть твоё отношение, что она моя, вот что плохо. Всякое стремление обладать, не открытие плохо научное, а мотив, для чего ты делаешь это открытие. Для того, чтобы больше, больше и больше получить.

00:36:05 [Из зала]: Нет, вот например, смотрите, вот это вот Сахаров, который изобрёл знаменитую бомбу, а потом он об этом пожалел. У него просто вот было искание, он это искал, он это нашёл, он изобрёл. Когда он это понял, что это для всего мира плохо... Он же не делал это для того, чтобы это было плохо, а просто он был учёный. Он это всё искал, искал, искал и создал.

00:36:25 [Драгилев А.К.]: Ну, это тоже относительно. Допустим, бомба уничтожила людей, но остались бы бактерии. И бактериям было бы хорошо. Их бы сейчас никто не травил. Крысы ползали, сейчас благодаря разрядке и напряжённости люди выжили, но при этом они крыс теперь больше и больше убивают, для того, чтобы лучше помаду сделать, а если б они погибли, тогда крысам бы было привольно. Поэтому всё хорошее и плохое, оно очень относительно.

Следуйте за голосом совести

00:36:56 Вот поэтому и Бхагавад-гита говорит: «Избавься от понятия хорошо и плохо, от относительных понятий, слушай голос своего сердца». Вот это абсолютно, вот как в физике, если не посмотрите в окно, вы не скажете движетесь вы или нет. Вот если вас закрыть в капсулу, вы никогда не догадаетесь движетесь вы прямолинейно и равномерно или вы стоите. Как только вы посмотрите вокруг, вы видите, мимо вас деревья мелькают, значит вы едете, на самом деле может быть вы стоите, а они бегут туда.

00:37:30 И это всё относительно, вот как вы в закрытой капсуле находитесь, вы не знаете, едете вы или нет, пока не посмотрите в окно, то есть ваша положение относительно. Но если вы начнёте двигаться с ускорением, тогда, независимо от того, двигаются деревья на улице или не двигаются, вы почувствуете, что вы движетесь. Вот точно так же есть относительный долг и есть абсолютный долг. Относительный долг – это перед обществом, перед страной, перед семьёй, перед человечеством, это всё относительно, потому что делая добро одним, вы делаете зло, другим.

00:38:07 Но есть абсолютный долг, это долг перед своей совестью, перед своим сердцем. И Бхагавад-гита нам говорит: «Если эти два вида долга не вступают в противоречие. Если долг перед семьёй и обществом не противоречит вашему голосу совести, то выполняйте долг перед семьёй и обществом, перед религией и так далее». Но бывают очень редкие моменты, когда голос совести вступает в противоречие с голосом общества, вот тогда вы сделайте выбор в сторону совести, а не в сторону общества или там семьи, неважно.

00:38:46 Есть много разных видов долга: перед друзьями, перед родственниками, перед детьми, родителями. Это всё относительные виды долга, но есть абсолютные – это совесть. Вот когда они не вступают в противоречие, выполняйте долг перед внешним миром, помогайте больным, сиротам и так далее, но когда совесть ваша говорит обратное, вот тогда бросьте всё и следуйте за голосом Господа, за голосом совести.

00:39:12 Как в христианстве, мы знаем, Святой Авраам, он выполнял долг перед своей семьёй, но когда Господь ему внутри сказал: «Убей своего сына». Он последовал за голосом Господа, а не за голосом семейного кодекса. Он бы был обычным человеком, но не святым. Почему мы его считаем святым? Потому что он последовал за совестью, поправ голос общественной морали. Это вы христианам скажите: «Что это вы детоубийцу считаете святым?»

00:39:41 Или, например, Иисус Христос, все, так сказать, знают, что он народ был под гнётом римской империи, все хотели справедливости, сбросить этот гнёт. А Иисус Христос говорил: «Нет, надо сбросить гнёт иллюзии, не надо сбрасывать кесаря, избавьтесь от гордыни внутри. Тебя ударят по щеке, ты подставь другую. Не надо мстить, не ищите справедливости». Хотя, казалось бы, надо сбросить ненавистное римское эго.

00:40:09 Вот голос совести нам говорит: «Будь смиренен, будь терпелив, не ищи ни в ком недостатков, не ищи справедливости для себя, служи и люби. Отдавай, но не ищи даже признания за свои добрые поступки, просто отдавай». Вот это голос совести. А голос похоти: «Отдавай и жди, когда тебя будут уважать». Или патент выдадут или ещё что-нибудь.
[Из зала]: Если все голосу совести, то создастся ситуация, когда тебе придётся выбирать и выбор не всегда простой, лёгкий.

00:40:45 [Драгилев А.К.]: Болезненный всегда.
[Из зала]: Где взять силы, волю и духа следовать дальше?
[Драгилев А.К.]: Молись, молись тому, от кого исходит голос. Господь говорит с нами голосом совести, следовательно, ему надо молиться. Повторяй его имя, возьми чётки и повторяй его имя. Получи сначала это имя от святого, потом молись, произнося имя Господа. О, это трудно. Беда. Ищите. Он говорит с нами голосом совести, подлинный святой, конечно.

00:41:17 [Из зала]: Хорошо, значит обычному человеку вообще никогда свой голос совести не услышать.
[Драгилев А.К.]: Трудно, нужно просто ждать…
[Из зала]: Просто шёпотом…
[Драгилев А.К.]: Вдруг услышишь.
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Вот вдруг услышишь, тогда нужно за ним следовать. Когда ты будешь готов последовать за голосом совести, тогда он прозвучит.

00:41:36 [Из зала]: На самом деле, есть такой рассказ. Когда женщина, знаете, во время войны, следуя своему голосу совести лечила немца раненого где-то в подвале, то есть она то, что война и то, что это наши враги, вот это я так понимаю.
[Драгилев А.К.]: Правильно, абсолютно верно.
[Из зала]: То есть она его, потому что он был примерно такого же возраста как её сын, она его подобрала где-то там раненого, думала, что мёртвый, оказалось живой, она его лечила. То есть это враг, но она всё-таки по своему голосу совести последовала. Да?
[Драгилев А.К.]: Совершенно, вот это оно и есть.

00:42:05 [Из зала]: Так, значит, всё-таки обычные люди…
[Драгилев А.К.]: Могут, но мы её осуждаем, мы как пострадавшие от немецко-фашистского насильника мы её осуждаем, правильно?
[Из зала]: Ну, с точки зрения...
[Драгилев А.К.]: Вот с моей точки зрения нет, понимаете как, вот если ей голос совести подсказал: «убить этого немца», всё равно бы было это выше. Главное - следовать за голосом совести, что бы он тебе ни подсказал.
[Из зала]: Ну, это нет. Ну как это?
[Драгилев А.К.]: То есть мы его уже в рамки ставим. Вот если ты прозвучишь вот так – я за тобой последую.

Совесть вне понятий хорошо и плохо

00:42:37 [Из зала]: А если вот, например, убить, значит, голос совести, а если это не истинный голос совести. Вот как разобраться-то?
[Драгилев А.К.]: Когда ты это сделаешь и ты обнаружишь, что оказывается, это не было голосом совести, тогда раскайся. Вот раскаяние – это и будет голос совести, потому что голос совести тебе скажет: «Ха, ты неправильно поступил». И ты поймёшь, что ты неправильно поступил. В этот момент ты последуешь за ним.

00:43:04 [Из зала]: Да, это уже какой-то нехороший голос совести, получается.
[Драгилев А.К.]: Ах, он ещё и нехороший?
[Из зала]: Конечно.
[Драгилев А.К.]: Ну вот мы исходит из предположения, что голос совести не может быть нехороший.
[Из зала]: То есть и убить, это же грех, это грех...
[Драгилев А.К.]: Это вы скажите, это правильно, это вы скажите христианам. Как же так, вы святым считаете детоубийцу?

00:43:25 Или, например, мы боролись с татаро-монгольским иго, так мы же убивали, это же грех. А, ну, мы за святую Русь убивали, значит когда-то можно убивать.
[Из зала]: В поле боя можно, потому что это сражение, это идёт война…
[Драгилев А.К.]: Значит, не просто убить плохо, а убить того, кого ты считаешь врагом.
[Из зала]: Это не плохо, а это борьба, понимаете?
[Драгилев А.К.]: Значит, убийство не плохо?

00:43:48 [Из зала]: Только в условиях войны.
[Драгилев А.К.]: А кто определяет война это…
[Из зала]: Это неизбежно.
[Драгилев А.К.]: Что такое война? Это когда кто-то покусился на твою собственность. Вот у тебя есть собственность 1/6 часть суши, и кто-то начинает её себе захватывать. И ты говоришь: «Вот это теперь война». Только потому, что он на твою собственность покусился. Вот его можно убить, правильно?

00:44:10 [Из зала]: Ну, а как же, имеет право на своё государство, это же не просто…
[Драгилев А.К.]: Тогда не надо говорить, что убийство – плохо, надо говорить: убийство – плохо, если убиваешь того, кого я считаю врагом.
[Из зала]: Добить пленного это разве можно, а на поле боя – это грех?
[Драгилев А.К.]: Нет, мы же не об этом говорим. Мы говорим о том, что всё относительно. Убить – это не хорошо и не плохо. Убил, но не говори, что ты хорошо поступил. Я убил его, потому что он покусился на мою землю. Вот эта земля моя.

00:44:40 Ну, да, мы же не идём на территорию Сибири, там жили, она же ничья была, прежде чем туда Ермак попал, она ничья была, там же никто не жил. И он никого не вырезал целыми племенами. Он же, правильно. А Татарстан, он же на наш, он же наш всегда был. Вот, тогда и не нужно обременять себя рамками хорошо и плохо, просто говори: «Я убил его, потому что я считаю это моё, а он это захватил».
[Из зала]: Нет, понимаете…
[Драгилев А.К.]: Не нужно говорить о святой войне, не нужно убийство...

00:45:17 [Из зала]: Человек даже не должен об этом помышлять, потому что для этого ему дан разум.
[Драгилев А.К.]: Что же мы тогда татаро-монголов убивали?
[Из зала]: Ну, это давно же было.
[Драгилев А.К.]: А.
[Из зала]: А сейчас те люди, должны подумать…
[Драгилев А.К.]: Это аргумент, всё тогда, это давно было.
[Из зала]: Мы слышим совесть изредка, стоит ли нам пытаться наладить какой-то более конструктивный диалог?
[Драгилев А.К.]: С чем?

00:45:44 [Из зала]: С совестью.
[Драгилев А.К.]: Мотивация какая?
[Из зала]: Для того, чтобы жить в гармонии с совестью. Либо вот она нам иногда будет говорить: «Убей», убил и год там живёшь нормально, потом опять: «Убей».
[Из зала]: И опять нормально.
[Драгилев А.К.]: Год ты в гармонии жил?
[Из зала]: Это у меня вопрос.
[Драгилев А.К.]: Нет, это у меня вопрос, вы предполагаете, что год вы будете жить в гармонии.
[Из зала]: Предположим, да.

00:46:05 [Драгилев А.К.]: Ну, значит, хорошо. Вы же ради этого убивали кого-то. Я же говорю о совести, а не о деле, на которое надо выходить. Душа ищет красоты. С красотой можно общаться только голосом совести. Душа не ищет власти. Во всех религиях говорится, что Бог – он властитель, если ты не будешь следовать его заповедям, он тебя накажет. Он тебя в ад отправит. Если ты будешь следовать, он тебе столько даст и райские кущи, и вечную жизнь, и всё такое.

00:46:37 Но ты не будешь счастлив, даже в раю ты не будешь счастлив, если ты не находишься в любовных отношениях с красотой. Если Господь для тебя судья, то ты не будешь никогда счастлив, в отношениях с судьёй счастья недостижимо. Поэтому Бхагавад-гита и Чайтанья Махапрабху говорит: «Отбросьте все виды суррогатных религий, которые призывают вас следовать высшему, ради того, чтобы получить благо, ищите сразу счастья, ищите любви».

Какая бывает красота?

00:47:10 [Из зала]: А что есть любовь?
[Драгилев А.К.]: Любовь – это самопожертвование. Сразу вопрос: «А если я буду жертвовать, на что же я буду питаться?» Это, значит, вы ищете плоды любви, не ищите любви плоды, любовь самоценна, не плодами своими, а сама по себе.
[Из зала]: А обаяние относится к красоте? Я видел обаятельных людей, некрасивые, вот, коммерчески, как сейчас говорят, или галантерейно некрасивые женщины, да, но на столько говорит, прям, вот знаете, думаешь вот…
[Из зала]: Просто была бы покрасивее, женился бы.

00:47:46 [Из зала]: Да, нет, даже не это, просто вот, ну вот красота вот действительно вот этих брошенных людей, вот красота их ума, обаяния, чутья, интуиции, она учитывается в вашей иерархии красот?
[Драгилев А.К.]: У нас нет иерархии красоты, у нас есть абсолютная красота и есть относительная.
[Из зала]: Нет, ну у вас лично, там ещё какая-нибудь шкала за вами?
[Драгилев А.К.]: У меня лично, есть абсолютная красота, есть относительная. Относительная красота – это уродство.

00:48:17 [Из зала]: Не, относительная, чего, тогда уж если берём?
[Драгилев А.К.]: Относительна абсолюта.
[Из зала]: А что такое абсолют?
[Из зала]: Ооо, абсолюты пошли, то, это опять не знаешь где начало вашей шкалы.
[Драгилев А.К.]: Ну, что, я думаю, что мы зашли в тупик, я совершенно раздавлен аргументом.
[Из зала]: У вас [неразборчиво] красота, вот он спрашивает.
[Драгилев А.К.]: Да, да.
[Из зала]: Красота, она с чьей-то точки зрения. Допустим, одно и то же явление может быть красивым, а с другой стороны. С точки зрения негра, допустим, цветного…

Красота не имеет полезности

00:48:48 [Драгилев А.К.]: У красоты есть одно качество. Она бесполезна, она невыгодна. Всё, что мы называем красивым, но оно при этом полезно, это уже некрасиво. Поэтому мы и не видим красоты, поэтому для одних одно красиво, для других другое красиво. Но, на самом деле, нет ничего здесь красивого, потому что здесь всё, это мир чистогана, здесь всё выгодно. Здесь есть полезное и неполезное, целесообразное и нецелесообразное. А красота, она нецелесообразна.

00:49:22 Вот когда пропадает желание видеть выгоду в красоте, когда пропадает желание наслаждаться красотой, вот тогда она проявляется. И это есть сам Господь.
[Из зала]: Продолжим про красоту. Вот, например, с моей точки зрения вы все как бы бесполезны, все присутствующие, кроме, может быть, вас, это я не в виде лести, а просто мысли интересные появляются. Так вы чего, всё красивые?
[Драгилев А.К.]: Да, потому что вы все ищете красоту.
[Из зала]: Я не ищу красоту, просто…

00:49:51 [Драгилев А.К.]: Ищете.
[Из зала]: Присутствующие для меня лично бесполезны, то есть они все красивые.
[Драгилев А.К.]: Нет, они полезны для вас. Просто вы этой пользы ещё, вы её не артикулируете, но всё равно где-то польза есть. Например, аудитория благодарная – в этом есть польза, понимаете. Есть польза, ведь по-разному может быть. Например, польза – это когда тебе не мешают. Мы думаем, что польза – это когда тебе что-то хорошее делают.

00:50:17 А на самом деле польза бывает очень скрытая, это когда тебе не мешают в достижении твоих целей. И вот эти, кто не мешают, они тебе полезны.
[Из зала]: Как говорится: «Спасибо друг за то, что не враг».
[Драгилев А.К.]: Совершенно верно. Вот когда мы не будем видеть в других и в другом предмет потребления, а, наоборот, будем стремиться отдавать Всевышнему. Тогда мы увидим красоту, но не для того, чтоб ей пользоваться, а для того, чтобы... Красота, она потребительская сила, а не предмет потребления.

00:50:53 [Из зала]: Скажите, вот дух и душа – это одно и тоже?
[Драгилев А.К.]: Ну, в общем, можно сказать одно и то же, но дух – это более общее понятие, дух – это совокупное сознание, а душа – это крошечная частица. Вот как свет и фотон. Душа – это частица духа, а дух – это общее сознание. Вот если это сознание находится в забытье, это называется Брахман или всеобъемлющее сознание, но там где оно бодрствует, вот это общее сознание, сверх-сознание. Это называется Параматма, та самая совесть или сверх-душа.

Можно ли наслаждаться красотой?

00:51:32 [Из зала]: Типы наслаждения красотой, высший, низший, какие они есть в вашем учении?
[Драгилев А.К.]: Виды наслаждений красотой?
[Из зала]: Да.
[Драгилев А.К.]: Я же объясняю, что как только мы хотим наслаждаться красотой, она сразу же превращается в уродство, в безобразие. Начнём с того, что мы привыкли, что всё, что мы наблюдаем можно использовать либо для наслаждения, либо для приятного созерцания, либо непосредственно использовать. Каждый предмет, который попадает в поле нашего зрения так или иначе полезен нам.

00:52:12 Мы можем либо им наслаждаться визуально, либо съесть его, либо понюхать, но получить какую-то пользу, какое-то наслаждение от него. Но вот философский вопрос: неужели всё в мирозданиях можно использовать и всем в мироздании можно наслаждаться? Материалист вам скажет: «Да, просто у нас ещё руки не дотянулись, вот когда у нас будут большие корабли космические, мы сможем вообще всей вселенной наслаждаться.

00:52:38 У нас будут такие двигатели, сякие двигатели, то есть наша власть над миром или наша возможность, наша способность наслаждаться миром будут бесконечны». Но философский вопрос, если мы подходим от обратного, мы должны задать себе этот вопрос: Неужели всё можно использовать? И если философски подходить, то нет. Наверняка, есть такая сфера бытия, которой принципиально нельзя наслаждаться. Сколько бы сил у тебя не было, есть такие области бытия, которыми нельзя наслаждаться.

00:53:11 Почему? Из чего мы делаем этот вывод? Из того, что мироздание бесконечно. Мироздание бесконечно, безгранично, а я ограничен, следовательно, наверняка, где-то есть такие области бытия, которыми я не могу пользоваться, которыми я не могу наслаждаться. И вот эти области бытия мы философски называем – духовный мир. Понимаете? Дальше, если рассуждаем, есть такие области бытия, не просто такие области бытия, которыми нельзя наслаждаться, а такие области бытия, для которых ты предназначен в наслаждение.

00:53:48 И это мир Господа, ты можешь туда попасть, никто не запрещает туда стремиться, но только в качестве раба Божьего, в качестве слуги, а не в качестве потребителя. Конечно, ты можешь всем наслаждаться, но только наслаждаться тем, что в твоём мире. Этот мир действительно существует только в нашем сознании. Предметы, они существуют в нашем сознании. Вот для нас это книга, а для кого-то это не книга, а дом. Для микробов, они там живут, они не знают, что это книга.

00:54:23 То есть книга существует только в моём, человеческом сознании, в другом сознании это не книга. А, для, скажем, человека будущего, который будет читать на компакт-дисках или ещё каких-то там носителях, он даже не поймёт, что это такое. Он даже не будет знать, что это книга, то есть книга существует только в моём сознании. И так весь мир, вот эти образы, они существуют только в моей голове. Изменить себя, «Умереть, чтобы жить», как говорил Гегель и наш духовный учитель, он говорил: «Надо умереть, чтобы жить».

00:54:55 Умереть как потребитель, как стяжатель и заново родиться как жертвенный элемент, самопожертвование. Если ты стал рабом Божьим, то ты можешь жить с Господом. Где может жить раб Божий? Только в царстве своего господина, правильно? Вот так можно туда попасть. А где может жить господин? Только в царстве, где он господствует. Вот это и есть наш мир, которым мы господствуем, пытаемся господствовать. Мы расширяем свои познания и называем это, правда, духовными знаниями.
[Из зала]: Самореализацией.

00:55:35 [Драгилев А.К.]: Самореализацией, много эвфемизмов, много таких стыдливых словечек: самореализация, достижение духовных целей. Но, на самом деле, под этим всем кроется банальное стремление обладать. Обладать властью, обладать благополучием. Обладать уважением других к себе. Всё ради того, чтоб обладать. Где может жить Господин? Только в царстве, где он господствует. А где может жить раб? Только в царстве своего господина.

00:56:09 Так вот если наш господин – это Абсолютная Красота и Любовь и мы рабы Красоты и Любви, тогда мы будем жить в его царстве, но в качестве рабов, вот с этим надо смириться. Иначе, нам даётся огромное поле деятельности. Бесконечный мир, пожалуйста, потребляйте. Даже вот в этой книге, вот в этом предмете бесконечное количество точек. Зачем во вселенной искать власть, когда вот здесь уже бесконечность.

00:56:36 Точек бесконечное количество, правда? Сколько бы мы ни использовали это бесконечное количество, мы не будем счастливы. В бутерброде тоже бесконечное количество точек, сколько бы мы ни ели бутербродов мы не будем. Пока мы хотим обладать, мы не будем счастливы. Так мы устроены, мы будем счастливы только если мы будем жертвовать, отдавать, любить, не ожидая ничего взамен.

Чем в понимании вайшнавов мы обязаны пожертвовать?

00:57:04 В этом суть религии вайшнавов или учения бхакти. Отдавать, любить, жертвовать, а не брать. Подчинить свои чувства хозяину чувств – Господу.
[Из зала]: Жертвовать безусловно, всегда?
[Драгилев А.К.]: Пожертвовать чувство собственности, не собственность, а чувство, что это моё, вот с этим надо расстаться. Как кассир, когда он считает хозяйские деньги, если он считает, что это его деньги, он страдает, потому что ему в конце рабочего дня надо их отдать.

00:57:32 А если он считает, что это не мои деньги, он их считает и считает, он не страдает. Вот точно так же нужно не от денег избавиться, как этот кассир, а если он бросит деньги, он тогда не будет на хозяина работать. Не от денег избавиться, а от чувства, что они мои. Это было вот, я сейчас от гуру, от духовного учителя вернулся из Индии, там, значит, такая сцена одна была. Гурудев смотрит телевизор и все преданные вокруг тоже смотрят, там какая-то мыльная опера. Там какая-то женщина, а, он убил то ли любовницу, мыльная опера.

00:58:07 Там такие страсти происходят - сериал. И все, значит, смотрят, смотрят, но только один преданный сидит, читает Чайтанья Бхагаватам, то есть Гурудев смотрит сериал, все преданные - сериал, все санньяси сериал смотрят. Только один преданный читает Чайтанья Бхагаватам. И когда, значит, эту тётку убили, в телевизоре, все молчат. И только кто смотрел, читал Чайтанья Бхагаватам, отрывается и говорит: «Гурудев, а это была его жена или любовница?»

00:58:41 То есть только один читал священное писание, на первый взгляд, то есть по форме он читал священное писание, а Гурудев смотрел сериал. Но по сути, кто куда смотрел. Это просто я рассказал тем, кто знает, тем, кто рубит фишку.
[Из зала]: Длительные медитации, они входят в ваше учение?
[Драгилев А.К.]: Нет. Длительные покаяния входят, длительное состояние отчаяния входит в нашу практику. От того, что нет любви, надо только отчаиваться. Но, одновременно и ликовать, что где-то она есть.

Мы меняем сознание, попадая в определённую среду

00:59:21 [Из зала]: Вы упомянули, что у сознания есть состояния, как переходить из состояния в состояние?
[Драгилев А.К.]: Сознание может принимать разные состояния, совершенно верно, при этом оставаясь одним и тем же, да. Как H2O может быть таким и таким, может быть жидким, газообразным и твёрдым. Но всегда одна и та же формула H2O. Как менять эти состояния? Приходить в соприкосновение с тем, кто обладает тем или иным состоянием.

00:59:53 То есть общаться с теми, кто служит Господу, общаться с садху, со святыми и с гуру, потому что они находятся в парообразном состоянии и если вы как лёд приходите с ними в контакт, то вы тоже приобретаете летучее состояние. То есть общаясь со святым, вы приобретаете качества, необходимые для служения, потому что вся его жизнь подчинена служению абсолюту, служению и самопожертвованию. Приходя с ним в соприкосновение, вы вдруг начинаете видеть ценность в том, чтобы жертвовать, а не хапать.

01:00:31 Если вы общаетесь с теми, чья жизнь построена на целесообразности и потреблении, тогда вы заражаетесь их идеалами, их целями тоже это неизбежно. Если вода попадает на лёд, она становится льдом. Но если лёд попадает в воду, то он тает. Вот общаясь со святыми мы вдруг видим красоту любви, красоту жертвы, а не красоту потребления. Счастье или наслаждение, извините за пошлость, вы получаете служа, а не ища себе слуг. Садху-санга.

01:01:10 Это не то, что механически, это неосознанно происходит. Если вы общаетесь с преданными, общаетесь со святыми, с вайшнавами, то сами, не понимая, вы начинаете испытывать тепло родного дома, что это ваше родное.
[Из зала]: А когда это происходит? А сознательно?
[Драгилев А.К.]: Со временем происходит. Как только полностью изживается дух, что даже от святого я могу получить какую-то пользу, например, он мне даст много знаний и я пойду расскажу об этом всем и получу уважение.

01:01:43 Даже когда вот это уйдёт, когда уйдёт желание облагодетельствовать других, сделать добро другим, тогда придёт осознанное, вот это осознанное состояние. Осознанное состояние жертвенности, когда за жертву ты даже не ждёшь благодарности и уважения.
[Из зала]: Обязательная отдача - это жертва?
[Драгилев А.К.]: А как ты ещё можешь жить в мире любви, если ты не жертвуешь? Как ещё можно? В качестве кого? Только так.
[Из зала]: Скажите, это учение или религия считается?
[Драгилев А.К.]: Как угодно, и так и так. А что такое религия?

01:02:24 Религия – означает следование долгу, то есть некий свод обязанностей, «регио», да или религия – это следование своду обязанностей. Поэтому Вайшнавизм можно назвать религией, потому что это следование своду обязанностей или следование кодексу долга. Но если под долгом мы понимаем следование совести, то это уже не религия. То есть ты подчиняешься, религия – это подчинение. С этой точки зрения Вайшнавизм – это религия, но когда мы говорим, что подчинение совести и красоте, то это уже не религия. Как посмотреть.

транскрибирование: Анастасия Климчук | Карелия | Россия | 17 December 2011
обработка текста: Дарья Коннова | Екатеринбург | Россия | 09 February 2016