Что делать со страхом смерти

Веда Радио - 19 February 2021
Предназначение жизни человека - решить проблему смерти. Колесо Сансары. Аспекты души. Роль разума. Простой метод перестать умирать. Ответы на вопросы: как позаботиться о родственниках, которые чрезмерно привязаны к животным? Что делать с собственным страхом смерти? Мы можем помочь другим ровно настолько, насколько мы можем помочь себе. Что говорит ведическая культура о самоубийцах? Почему болеют и умирают святые? Принесёт благо моя молитва за атеистов? Что делать с непринятием смерти?
запись эфира для начинающих из раздела «Семейные отношения» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:01:54 | качество: mp3 48kB/s 21 Mb | прослушано: 71 | скачано: 111 | избрано: 5
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:05 [Ведущая] Добрый вечер, дорогие слушатели Веда-радио! Меня зовут Анна, и я приветствую вас на нашем прямом эфире. Сегодня с нами на связи вновь наша дорогая гостья и знаток ведической культуры Гуна Манджари. И мы говорим о том, о чём не часто можно услышать в обычной беседе. Но эти знания важны для каждого в этом мире, в котором рождение и смерть всегда идут рука об руку. Итак, мы говорим о том, как помочь ушедшим близким. И вы можете присылать свои вопросы нам в WhatsApp и Viber по номеру телефона +79002390963 или оставлять на сайте vedaradio.fm. Но я приветствую нашу гостью. Здравствуйте, Гуна Манджари!

00:00:46 [Гуна Манджари] Здравствуйте, дорогие радиослушатели! Здравствуйте, дорогая Анна!

00:00:50 [Ведущая] Спасибо Вам большое за возможность продолжить эту тему. Мы затрагивали её на прошлом нашем с Вами эфире. И, действительно, это очень важная тема. И в принципе, когда у тебя есть знание о том, как душа покидает тело, что с ней происходит, как ей можно помочь, то этот момент смерти воспринимается не так болезненно, мне кажется, и трагически. Просто ты видишь его как переход в новое рождение. Поэтому эти знания очень важны. Спасибо Вам большое за них, и с интересом ждём услышать продолжение этой темы.

Предназначение жизни человека - решить проблему смерти

00:01:26 [Гуна Манджари] Да. На самом деле это глобальная тема. По большому счёту, наверное, самая важная тема в какой-то степени. И человеческая жизнь как раз предназначена для того, чтобы решить проблему смерти. Как бы это не звучало, может быть, фантастически, но тем не менее это так. И об этом говорят Веды, об этом говорят все Священные Писания, если их понять, раскрыть. И очень часто спрашивают: в чём моё предназначение? В чём смысл жизни? И люди частенько в большинстве своём задаются этим вопросом. Ходят к астрологам, чтобы понять предназначение, ходят ещё куда-то, развивают какие-то способности. И в принципе это неплохо. Это надо знать, это помогает как-то зафиксироваться в этом мире, функционировать.

00:02:32 То есть не просто сидеть и ждать, что все умрём. Это понятно. По большому счёту это важный вопрос, но не самый важный. Опять же, я не говорю, что не важно знать свою природу, свои возможности. Но помимо этого вопроса есть ещё более глобальный вопрос: понять для чего мы живём, и почему мы умираем. Почему мы должны, так сказать, всё пытаться понять, пытаться освоить, усвоить. И в конце концов мы всё равно умрём. То есть смерть подводит черту и делает всё бессмысленным на самом деле, если так вдуматься глобально.

00:03:28 И люди предпочитают об этом не думать, потому что если ты не имеешь знания, если нет какой-то практики и глубинного понимания, то это памятование о смерти делает бессмысленным всю жизнь в общем-то, и бессмысленным различные твои накопления, и твои какие-то результаты. И поэтому люди, как говорится, так далеко не думают. Они, может быть, задаются второстепенными вопросами, и хороши в том чтобы их выполнять, решать. Есть такая аналогия в Ведах, что страус, когда за ним гонится какой-то хищник, и когда он его настигает, и страус уже не видит никакого выхода, он просто зарывает голову в песок, чтобы его не видеть. Но от этого опасность никуда не исчезает. И наоборот, даже он становится ещё более доступен для хищника.

00:04:41 Поэтому, как бы мы ни не отвлекались, как бы мы не уводили себя в сторону, тем не менее реальность неизбежна. И поэтому нам всё равно надо познакомиться с этой темой и понять для чего это происходит, и какой смысл в том, что это происходит в нашей жизни. И на самом деле попасть в человеческую форму жизни — это большая удача в том плане, что мы можем решить для себя очень глобальные вопросы. Потому что, в соответствии с ведической философией, душа может попасть в 8 400 000 форм жизни. И человеческая форма жизни — это такая дверь к освобождению.

Колесо Сансары. Аспекты души

00:05:43 И это переселение души в различных формах жизни и называется колесом Сансары. И человеческая форма жизни — та, которая может помочь нам разомкнуть это колесо Сансары. Для души материальное воплощение — это тюрьма, потому что душа не ограничена по своим возможностям. Она вечна. Мы часто об этом говорим. Три качества души — это сат-чит-ананда. Вечность, знание и блаженство. То есть это всё, что мы всегда ищем. И для души это всё всегда естественно. И поэтому, когда она попадает в материю, то все эти возможности для неё ограничиваются. Возможность вечности ограничивается, потому что она переживает опыт смерти регулярно.

00:06:48 Только к чему-то, к кому-то привязывается, как-то обустроиться, а вот и всё. Надо всё оставлять, и всё кажется бессмысленным. У людей депрессии в этом плане. И любой психолог вам скажет, что страх — это базовое чувство всех психических, психологических расстройств. Одно из самых сильных базовых чувств. И базовое чувство страха — это страх смерти. Поэтому это не случайно так всё перед нами встаёт фатально, для того чтобы мы начали решать эти вопросы. Этот вопрос именно, что такое смерть, зачем она и как мы можем решить для себя этот рок, преследующий нас на протяжении всех наших воплощений.

Роль разума

00:07:46 И Веды дают ответ на этот вопрос, что человеческая форма жизни оснащена разумом, при помощи которого мы можем осознать суть всех вопросов. Понять и при помощи понимания мы сможем выбраться из круговорота рождения и смерти. Или как в своё время говорил также Иисус Христос: «Обрети знание, и оно сделает тебя свободным». Поэтому в этом и есть высший смысл человеческой жизни. И не даром человеческая форма жизни называется Homo sapiens, человек разумный. Это не случайное название: разум является теми ключами, которые отпирают все двери.

00:08:44 И поэтому смысл человеческой жизни в развитии разума. И когда люди, особенно в наше время, в Кали-югу, в которую мы живём, время деградации. То есть деградация не в том что, мы становимся такими пещерными людьми, мы не знаем азбуку и не ходим в театр. Деградация заключается в том, что разум, который нам дан для высших целей, для глобальных целей, решения вообще материального существования, мы используем на то, чтобы ещё больше погружаться в четыре сферы животной формы жизни, такие как еда, сон, оборона и воспроизводство себе подобных, - это четыре колеса животной формы жизни, как животное. То есть оно бежит на четырех лапах, это эти четыре принципа.

00:09:48 И когда люди используют своё такое бесценное сокровище, как разум, для того чтобы ещё больше погрязать в этих четырёх животных формах существования, это просто неразумно, это печально и грустно. Потому что так просто человек дёшево меняет свою человеческую форму жизни с уникальным разумом, который есть только у человека, на то, чтобы жить как просто такое рафинированное животное. И поэтому такое длинное вступление связано с тем, что смерть, хотя она и кажется неотвратимая, она пугает и это как бы самое страшное, что пугает обычно, тем не менее она является задачей для человека номер один.

Простой метод перестать умирать

00:10:58 То есть не то, чтобы примириться с ней, а понять её функцию, её урок, который она даёт, и решить это для себя раз и навсегда. И это возможно в человеческой форме жизни. И особенно сейчас, когда мы живём в Кали-югу. Также говорится, что есть здесь небольшое вкрапление Золотого Века. Это необычная Кали-юга. И это связано с тем, что особенно в наше время на фоне такого заката, даются уникальные знания, даётся практика, даётся достаточно простой метод, при помощи которого мы можем разрешить эту проблему смерти и просто перестать умирать, как это не звучит. Есть такое выражение: «Это слишком хорошо, чтобы было правдой». Но тем не менее это так.

00:12:04 Но говорится, что люди в Кали-югу ленивые. Это один из недостатков. То есть они внутренне очень ленивые. Они предпочтут что-то такое попроще в том плане, что менее эффективное, но тем не менее, что блестит и такое приятное чувствам, чем немножечко применить свой разум и немножечко совершить некое усилие. Оно совершенно не столь тяжелое, не столь драматическое, как это было в предыдущие эпохи, когда люди должны были веками медитировать, совершать аскезы, чтобы достичь какого-то совершенства в той же мистической йоге. Мистическая йога требует больших усилий.

00:13:03 Сейчас даётся достаточно простой процесс и даётся много знаний, открывается много всего. Но люди подобны детям, которые видя какие-то яркие, манящие фантики бросаются на это, оставляя что-то важное. То есть просто как такой маленький ребёнок, которого манят конфетками. Он будет на них откликаться и забудет о том, что же реально может ему помочь в жизни. Такова, к сожалению, реальность, которую мы живём, реальность Кали-юги. Мы все обладаем таким слабым разумом. И мы склонны, как говорится, покупаться на что-то яркое, кричащее, не столь ценное, но то, что для чувств интересно.

00:14:10 Как такие примеры есть с аборигенами. Когда первые завоеватели приходили отвоёвывать земли у этих туземцев, и они приносили им какие-то пластмассовые бусы, маленькие зеркала всякие, всякие яркие дешёвые вещи. Но может не пластмассовые, тогда ещё не было пластика, но какие-то стеклянные бусы. Совершенно мишуру, и те, как дети, бросались на это, отдавали им землю, давали им какие-то свои богатства, - реально стоящие вещи.

00:15:06 То же самое происходит сейчас. Люди очень склонны поддаваться на какую-то мишуру и оставлять что-то реально ценное. Таково, к сожалению, влияние сегодняшнего времени, сегодняшний эпохи. Поэтому очень важно себе об этом напоминать. Потому что всё-таки мы остаёмся Homo sapiens, людьми разумными. И от нас зависит насколько мы захотим воспользоваться нашим разумом или нет. В этом есть какая-то наша свобода выбора, наше решение. Это всегда остается за нами. Это очень важно помнить. И очень важно себе об этом напоминать и общаться с людьми, которые настроены более серьёзно, глобально. Как говорится, извлечь максимальную пользу из этой сделки, в которую мы все попали, то есть в этот материальный мир.

00:16:18 И поэтому важно именно общаться с подобного плана единомышленниками. Иначе мы просто увлечёмся пластмассовыми, стеклянными бусами и ещё какой-то бутафорией, которой мы можем очень легко увлечься в этом мире. Мы склонны к этому. Поэтому человеческая форма жизни как раз предназначена для решения вопроса смерти. И как это происходит практически? Об этом также говорится в Ведах, что мы получаем наше следующее тело в соответствии с тем уровнем сознания, которое мы культивировали в этой жизни. То есть проще говоря, то, чего мы больше всего хотим, то мы и получим.

00:17:18 Этот мир устроен в общем-то так, как мы и хотели, чтобы он был устроен. То есть тут исполняются все наши желания. Но я понимаю, что возможен такой вопрос, что никто не хочет страдать, никто не хочет болеть, умирать. Почему это происходит? Но это тоже результат исполнения наших желаний. Потому что есть определённые наши желания, которые влекут за собой такие процессы. Поэтому очень важно разобраться, что сколько стоит, как говорится. Поэтому человеческая форма как раз предназначена для самоосознания, чтобы понять все эти процессы. И как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности. И у нас есть все возможности узнать эти законы. Поэтому лучше всё-таки их знать, чем не знать.

00:18:18 И говорится о том, что то, к чему мы больше всего привязаны, то, чего мы больше всего хотели достичь в этой жизни, то мы получаем в следующей. И поэтому если мы привязываемся к животным или привязываемся к каким-то вещам, которые нас очень сильно влекут, то по закону исполнения наших желаний, этот закон всегда действует, мы получим именно то, к чему мы были привязаны. И поэтому, коль скоро мы говорим о том, чем является смерть, и что это за такой феномен, и что с этим делать, то, образно говоря, она является таким экзаменом, который переводит нас в следующий класс. И поэтому самое важное, что мы можем культивировать в этой жизни — это культивировать правильные привязанности, то, к чему мы будем привязаны на самом деле.

00:19:26 И если мы привязываемся к благостным вещам, вещам, которые связаны с гуной благости, с изучением, с пониманием законов жизни, законы счастья, законы отношений, если мы следуем по этому пути, то мы можем попасть в высшие миры, то есть райские планеты. А если мы изучаем и культивируем духовное понимание вопроса, понимание того, что мы являемся вечной душой и что это такое, и у нас есть этот духовный опыт, мы его культивируем, мы его развиваем... То есть не просто так придёт к нам духовный вкус. Это всё вопрос нашей культивации, вопрос того, чего мы хотим достичь. То у нас есть шанс уйти из этого мира, уйти в духовные миры. Таким образом навсегда решить для себя вопросы смерти.

00:20:40 И по большому счёту она вообще перестанет для нас быть, существовать то есть. И поэтому это такой очень-очень важный момент. Но, пожалуй, самый важный момент человеческой жизни. Это то, для чего человеку дается разум. И поэтому именно разум нам даётся для того, чтобы решить вопрос со смертью, и решить эту проблему смерти. Поэтому, как мы уже говорили, это самая главная задача нашей жизни, как бы это ни звучало парадоксально. Но жизнь и смерть всегда рядом, как Вы сказали в своём вступлении. И как раз это связано с тем, что нам важно в человеческой форме жизни решить эту проблему рождения и смерти, чтобы окончательно выйти из этого круговорота. И если есть какие-то у Вас реализации, дополнения, вопросы то есть мы можем немножко пообщаться в этом ключе. Если нет, то я пойду дальше. Как Вы думаете?

Как позаботиться о родственниках, которые чрезмерно привязаны к животным?

00:22:10 [Ведущая] Знаете, мы буквально обсуждали недавно, вчера или сегодня, с мамой о том, что часто наши родственники, которые не знают ни о реинкарнации, ни о карме, у них есть домашние животные дома. И особенно это касается бабушек и дедушек. Они очень сильно к ним привязываются. И может быть у Вас есть какие-то советы, как помочь им, ещё когда они здесь, с нами, чтобы их следующее рождения не было в такой же хвостатой и пушистой форме жизни? Потому что хочется позаботиться, но не всегда знаешь как. Потому что понятно, что им хочется общения, тепла, любви, которые могут дать эти маленькие живые существа, животные. Как в таком случае быть?

00:22:55 [Гуна Манджари] Да, это понятно, и так объяснимо, в общем-то. И им не надо говорить, что выбрось там эту собачку, кошечку, иначе животным станешь. Конечно, это не поможет никак. То есть с этим ничего не надо делать. Просто в их жизнь можно добавить немножко более высшего составляющего. Приносить им освященную пищу, говорить с ними на их языке, рассказывать им о том, что ты никогда не умрешь, что жизнь, она вечна. Опять же, это всё зависит на каком языке говорят ваши родственники и что они могут воспринять. Но на их языке это им объяснять. Не надо никаких пугалок.

00:23:48 Наоборот, их нужно всячески успокаивать, как-то умиротворять. Говорить о том, чтобы они концентрировались на более высоком образе. То есть это может быть такой духовный образ, Имена Бога, к Ним обращались. Можно им рассказывать, что происходит там, за этой чертой, за порогом. Что ты там увидишь свет. Просто ты можешь идти на этот свет. Можешь, лучше всего, повторять Имена Бога в той традиции, в которой находятся ваши родственники, что им наиболее близко или насколько у вас есть с ними контакт. То есть тут уже важно, идея именно в том, чтобы построить этот контакт что ли на равных.

00:24:47 Не то, что вы там сверху что-то вещаете или, как это называется, в НЛП сделать такую пристройку к человеку. То есть как-то так пристроиться, чтобы вы говорили как бы на одном языке. И потихонечку, небольшими дозами что-то им объяснять, так их подготавливать, и снимать это напряжение страха. Обычно пожилые люди предпочитают не говорить о смерти. Некоторые любят поговорить, но большинство, насколько я знаю, не очень. Так, потихонечку давать им какие-то дозы, сколько они могут воспринять. Как-то так. То есть ничего не пытаться у них там отнять. Просто к их привязанностям к своим питомцам добавить некий такой ещё духовный аспект, объяснять жизнь.

Что делать с собственным страхом смерти?

00:25:47 [Ведущая] Очень важный принцип. У нас тоже был прямой эфир про вегетарианство. И вообще этот принцип не забирания, не дефицита, а изобилия очень прекрасно работает. А что делать с нашим собственным страхом смерти? Откуда вообще у него ноги растут? Почему мы так боимся, так не любим об этом говорить? Ведь по идее, как и рождение, это такая естественная вещь в этом мире.

00:26:10 [Гуна Манджари] Потому что, во-первых, это неестественно, по большому счёту. То есть это неестественно для души. Душа вечна. И я как раз сегодня собиралась прочесть из «Бхагавад-Гиты» стих, из 2.12. Это как раз глава «Бхагавад-Гиты» вторая. Она повествует о теме вечности души, о том, что мы никогда не умрём. И если вы помните, на прошлом эфире я говорила о том, что, в соответствии с ведической традицией, людям близким, которые покинули своих близких, читается эта вторая глава из «Бхагавад-Гиты». Как раз как там об этом и речь. О том, что душа она вечна, о том, что смерти не существует.

00:27:10 И во второй главе «Бхагавад-Гиты» текст 12 говорится. Верховная Личность Бога это объясняет своему ученику Арджуне. Арджуна лучник и воин, друг Кришны. Но тем не менее он попал в тяжелую ситуацию. И ему была поведана «Бхагавад-Гита», то есть знания о том, как решать все тяжёлые ситуации. Самое тяжёлое — это смерть. Но ему была поведана для того, чтобы услышали все, во благо всех живых существ. Итак, здесь Арджуне объясняется, что «Не было такого времени, когда бы не существовал Я, — это говорит Верховная Личность Бога, — ты и все эти цари. И в будущем никто из нас не прекратит существовать».

00:28:14 И я немножечко прочту комментарий. А.Ч. Бхактиведанта Шрила Прабхупада даёт комментарий. «В ведических писаниях например, в «Катху-упанишад» и «Шветашватара-упанишад» говорится, что Верховный Господь поддерживает жизнь бесчисленных существ разных видов и форм. Он обеспечивает их всем необходимым, учитывая деятельность каждого из них и её последствия. Тот же самый Верховный Господь в образе своей полной экспансии пребывает в сердце каждого живого существа. Только святые, которые способны видеть Верховного Господа внутри и снаружи всего, обретают вечный мир в душе». То есть здесь как раз даётся ответ на вопрос, который Вы задали. Вечный мир в душе обретает тот, кто способен видеть как то, что всё пронизано этой высшей духовной энергией.

00:29:20 Что Верховная Личность или Святой Дух, кто как называет, но от этого не меняется сам этот момент, что Он пронизывает Собой всё, что тут все пронизано Им. Что, как говорится, мы всегда находимся в Его руках. И Его руки, в общем-то, любящие. И когда мы развиваем это знание, эту связь, страх смерти отступает. И поэтому сама эта йога, йога переводится как связь с Верховной Личностью Бога. Или религия. Тоже самое переводится как religio. То есть наладить эту связь, этот контакт. Эта связь как раз и уничтожает страх.

00:30:22 И как мы говорили на каком-то из наших эфиров о том, что есть истории, в Ведах они содержатся, и они содержатся в 10 песне «Шримад-Бхагаватам», о том, как Кришна, Верховная Личность Бога убивает демонов. И по большому счёту, человек не неподготовленный может подумать, что это сказки, что какой-то мальчик убивает каких-то чудовищ. Но святые ведические мудрецы как раз объясняют, что все эти демоны или эти чудовища, которых убивает Господь, они все олицетворяют собой определённые пороки, или как на санскрите называется анартхи в нашем сердце. Эти узлы, которые нас держат в этом мире, заставляя нас страдать.

00:31:26 То есть когда Он проникает в наше сердце, когда духовное знание и практика проникают в наше сердце, они разрушают это невежество, которым мы окутаны. И только невежество заставляет нас страдать здесь. И самый главный, скажем так, демон, который направлял всех других демонов для того, чтобы они убили маленького Кришну, его звали Камса. И Камса олицетворял собой страх. Но в конце концов Кришна убил его. То есть Господь уничтожает страх в нашем сердце. И всё зависит от того, насколько мы позволяем Ему туда войти. Я имею в виду духовному знанию. И это неважно, как мы Его называем, как мы к Нему обращаемся. Но тем не менее Он присутствует в различных своих аспектах.

00:32:24 И по мере того, как мы позволяем Ему проникнуть в наше сердце, в наше сознание, Он расправится с этим страхом, который посылает всех остальных демонов. Или как можно выразиться, все остальные проблемы, которые приходят от этого страха смерти. Всё остальное, за что мы держимся в этом мире, наши привязанности, наши какие-то амбиции, наш этот внутренний дефицит — это всё связано со страхом смерти, на самом деле. Как я уже говорила, что даже современные не ведические психологи говорят о том, что страх — это базовое чувство, которое провоцирует все остальные какие-то наши проблемы психологические или психические. Поэтому это тот путь. То есть одухотворяя нашу жизнь мы избавляемся от страха, от присутствия страха в ней.

00:33:39 [Ведущая] Очень важные вещи. Очень интересно, что получается тема нашего эфира «Как помочь ушедшим близким», но на самом деле это больше даже о помощи нам сейчас, о помощи нашей вере, чтобы мы сами перестали бояться этого экзамена. Мне кажется, может быть, мы продолжим то, что Вы хотели сказать ещё на эту тему?

Мы можем помочь другим ровно настолько, насколько мы можем помочь себе

00:34:00 [Гуна Манджари] Да. И то, что я сегодня как раз хотела сказать — это о том, что мы можем помочь другим ровно настолько, насколько мы можем помочь себе. И поэтому наша помощь им будет заключаться в том, что мы сами начнем преодолевать этот страх смерти. Даже не страх смерти, а работать с этой темой смерти, с проблемой смерти. Решим для себя этот вопрос. И когда мы сможем решить это для себя, мы таким же образом сможем помочь нашим близким. Говорится в Ведах о том, что личность, которая связалась с высшим Аспектом, находится в этой связи, в йоге с Верховной Личностью Бога, и она полностью наладила, скажем так, этот канал, то по этому каналу пойдут поколения вперёд и назад этого человека, этой личности.

00:35:14 Поэтому ответ на этот вопрос также и в нашей личной связи. Насколько мы связаны, настолько мы можем помочь нашим близким. То есть когда мы с ними либо мысленно, либо так непосредственно, то, сейчас об этом много говорят, семейное древо, или какая-то цепь семейная, семейная система. То есть, как ниточка проходит, и она составляет такую ткань. Так же и наши все эти отношения, наши связи составляют такую ткань нашего рода, то есть нашей системы. И если мы связаны с чем-то более высшим, то вся наша система получает блага, и получает контакт.

00:36:17 То это наша помощь им первостепенная в этом вопросе. И то, что я хотела ещё сегодня сделать, я хотела ответить на вопросы, которые у нас остались с предыдущего эфира. И может быть это поможет нам ещё более как-то раскрыть эту тему, может быть каких-то граней, которые мы ещё не коснулись.

00:36:55 [Ведущая] Хорошо. Давайте. Я могу, в принципе, зачитать. Как Вы смотрите на это, чтобы Вам не напрягаться по этому поводу?

00:37:04 [Гуна Манджари] Да. Можете зачитать, да.

Что говорит ведическая культура о самоубийцах?

00:37:05 [Ведущая] Хорошо. Тогда первый вопрос, который остался у нас прошлого эфира такой: «В православии нельзя молиться за тех, кто сам окончил свою жизнь, потому что это один из самых страшных грехов. А ведическая культура что-то говорит об этом?»

00:37:21 [Гуна Манджари] Да. Это понимание есть во всех религиях, во всех культурах духовных, что самоубийство — это, скажем так, не есть хорошо. Это связано с тем, что душа, воплощённая в теле, имеет какой-то срок, который ей выделен на эту жизнь, её, скажем так, обучение. И этот срок дается свыше. То есть как бы судья. Слово «судьба» происходит от слова “суд”. И поэтому нам присуждена какая-то судьба. Суд нам присудил какую-то жизнь, нашу судьбу.

00:38:17 И если мы решаем собственновольно изменить эту высшую волю, волю нашей судьбы, то это, конечно, кто как это называет, считается греховным поступком, это считается не принятием, таким очень жёстким не принятием своей судьбы. И, конечно, за это есть реакция определённая. И реакция связана с тем, что если человек преждевременно собственновольно, так сказать, прерывает свою жизнь, то, так как ему было дано на эту жизнь его тонкое тело, и он уничтожил своё грубое тело, тонкое тело человек не может собственноручно уничтожить, его можно только растворить путём духовной практики определённой. То человек просто остается в этом своем тонком теле.

00:39:31 И он будет находиться в нём столько, сколько он должен был бы прожить в своем грубом теле, если бы он его не уничтожил. И поэтому пребывание в этом теле тонком, без грубого, достаточно мучительно. И об этом феномен привидения, всякие эти полтергейсты, все эти аномальные явления — это во многом связано с тем, что души просто в тонких телах так себя проявляют периодически. Это считается очень неблагоприятное состояние. Я говорила об этом, потому что оно очень мучительно. То есть твои проблемы никуда не деваются. У нас все проблемы в нашем тонком теле. Всё, что тебе мешало, что тебя мучило, оно всё там находится.

00:40:35 Но просто другое дело, что ты ничего не можешь сделать. Потому что без грубого тела тонкое тело не может, у него нет инструментов для действий в этом мире. Поэтому это очень мучительное существование. И поэтому, да, это считалось грехом. Считалось, что только как-то беспокоить эту личность, которая решила таким образом уйти из жизни. И поэтому такое объяснение. Что касается ведической философии, ведической концепции, тут тоже это считается негативной такой, очень негативной кармой.

00:41:36 И попасть в тело привидения это считается очень плохое состояние. Но тем не менее есть определённые в Ведах обряды, которые проводятся для таких личностей. Также проводится шраддха-ягья определённая, где читается, кстати говоря, вторая глава «Бхагавад-Гиты». То есть можно это делать самостоятельно для своих близких и родственников, можно делать через священников ведических. Что ещё? Можно предлагать им пищу тоже освещённую, их изображению. То есть им можно помогать определенным образом.

00:42:37 И в Ведах есть даже история про двух братьев. Один был очень благочестивый, а другой был непутёвый, он стал разбойником, и в каких-то разборках его убили. И так как это была преждевременная смерть, и он вёл очень греховный образ жизни, он попал в тело привидения. Обычно да, в тело привидения попадают самоубийцы или те, кто ведут очень греховный образ жизни, если человек, допустим, по-пьяни оставил тело. Или в каких-то таких разборках. То есть как-то преждевременно греховно, то тоже может человек попасть в тело привидения.

00:43:49 Но его брат был таким человеком как раз праведным, то есть он занимался духовной практикой, он человек такой ведической культуры. И когда он узнал, что такая судьба постигла его брата, он, конечно, очень опечалился. Он пришёл на то место, а его брат находился в форме привидения. И, так или иначе, они пообщались. И брат ему сказал, что он очень страдает в этой форме. И тогда его брат живущий сказал ему, чтобы он занял форму бамбука, и он вошёл в такую бамбуковую палочку.

00:44:53 И его брат взял эту палочку и пошёл на собрание мудрецов, где читали «Шримад-Бхагаватам», читали Священные Писания, знания в душе, знания о разных историях из духовного мира. И он пришёл с этой палочкой, и слушал эти истории. И каждый раз, каждый день там лопалось по одному делению на этом бамбуковом. Это как трость такая бамбуковая. На этой трости лопалось по одному делению. И в конце чтений его брат полностью освободился из этой формы приведения, он получил какую-то сияющую форму и он ушёл либо на райские планеты, либо в духовный мир, я уже не помню подробностей. Но благодаря слушаю он освободился из этой формы.

00:45:53 Тут, как мы можем видеть, присутствуют две составляющие. Это был его брат, который сам был погружён в эту тему, он сам обладал определённой реализацией достаточно высокого уровня. И там были Священные Писания — это духовная энергия, это знание. И было очень сильное желание его брата, который был непутёвым. Было его сильное желание освободиться от страданий. И поэтому он очень внимательно всё слушал. И он освободился. То есть душа также присутствует в тонком теле, и находясь в этом тонком теле она сохраняет все способности слышать, чувствовать, присутствовать. Поэтому обычно у близких есть связи с их близкими.

00:46:56 И в общем-то, зависит от нашего уровня, от того насколько мы сами понимаем или мы какие-то совершаем попытки, чтобы помочь. И в общем-то как-то так. Я, наверное, ответила ещё на вопрос, как мы можем помочь в этом случае. Да, официально религии говорят о том, что в общем-то это грех и как бы не помогают. Но тем не менее есть много возможностей. Я думаю, что в разных религиях они тоже есть, если искать, как можно помочь этой душе. Но самое важное, чтобы мы поняли этот алгоритм, что есть возможность общения с этим человеком, и обучение или понимание, или какой-то контакт продолжается и после уничтожения этого физического тела. Поэтому то, насколько мы можем это сами реализовать, насколько мы подключены в этот процесс, настолько мы можем помочь нашим близким.

Почему болеют и умирают святые?

00:48:24 [Ведущая] Очень важный ответ. Спасибо Вам большое. История такая интересная. Не слышала её никогда раньше. Благодарю Вас. И ещё следующий вопрос. «Я всегда думала, что болезнь — это плохая карма. Но почему тогда болеют и умирают святые и светлые люди? В том числе от «короны» ушло много проповедников. Как это воспринимать?».

00:48:44 [Гуна Манджари] Если говорить в общем, то умирают все. Но понятно, что здесь речь идет о какой-то преждевременной смерти, преждевременном уходе. Тут есть несколько моментов. Во-первых, всё, что касается святого или возвышенного человека — это может не совсем то, что касается обычного человека. Может быть это внешне казаться одним и тем же. Но по сути это может быть совершенно две разных ситуации. Смерть — это своего рода портал, такой аэропорт, через который души отправляются в разные направления. Destination. Через этот портал уходят все. Но все уходят в разные направления.

00:49:49 И поэтому внешне это может быть выглядеть, как что-то похожее на то, что вообще везде происходит. Но мы не знаем, что происходит дальше с душой. И поэтому через эти ворота, не знаю, может быть таким образом сгорела вся последняя карма, и человек ушёл вообще в высшее назначение. То есть при помощи болезни было сожжено то, что у него оставалось немного. И поэтому ему дали что-то интенсивное, чтобы уже всё сжечь, остатки кармы. Внешне это выглядит как болезнь, как что-то такое преждевременное. Но, как мы уже говорили, у этого есть такой внутренний тоже взгляд.

00:50:42 Тогда как у человека, который и ведёт такой обычный мирской образ жизни, это просто по его судьбе. И это просто какая-то его негативная карма, которая тоже, кстати говоря, сгорает таким образом, что он получает потом что-то позитивное после этого. Но если говорить о людях высокого уровня или духовных святых людях, то они через это одно и то же действие, что может быть кармическим для негативной кармы, для обычного человека, для него это может быть просто все последние реакции сгорели и он ушёл выше, в высшие миры, скажем так.

Принесёт благо моя молитва за атеистов?

00:51:40 [Ведущая] Спасибо большое! Да, это очень важная вещь. Действительно, я слышала недавно такую фразу святого, что он сказал, что болезнь, вирус — это просто вирус. Нет в этом какой-то такой мистической вещи. Просто он нас поражает, да. Потому что он существует. И он может напасть как на святого человека, как на обычного. Поэтому наш долг просто от него защищаться. И, действительно, это такой мир, где каждый может уйти. Если это святой человек, то для него это всё-таки такое испытание, ведущее к свету. А нам нужно стремиться тоже, чтобы для нас это испытание закончилось каким-то хорошим итогом. И ещё один вопрос, который пришёл сейчас: «У меня родственники атеисты, ничего не принимают. Но очень хочется им помочь. Принесёт ли им какое-то благо, если я буду просто сама за них молиться? И я слышала ещё, что можно возить их фотографии в святые места. Это тоже работает?».

00:52:41 [Гуна Манджари] Образно говоря, любая связь наша с ними, и в мыслях или через фотографию — это всё работает. Поэтому я не знаю у кого какой ритуал. Главное, чтобы было такое внутреннее усилие, когда мы помним о них, когда как-то мысленно они с нами присутствуют в этом месте. То есть это всё работает. Самое главное, чтобы мы сами были хорошего духовного уровня, тогда наши родственники будут к нам подключаться, как только мы о них думаем, как только мы за них молимся. Это всё работает потому что это, скажем так, не механический процесс.

00:53:41 И отношения с Богом очень личностные. Он является Высшей Личностью. Представьте, что вы идёте к кому-то очень могущественному человеку, и у вас с ним есть отношения, у вас с ним есть контакт, и у вас с ним есть дружба. То понятно, вы можете у него попросить и о своих родственниках, и, в общем-то, о тех, кто вам дорог. Тоже самое, всё, что внизу, то и наверху, как говорится. По образу и подобию. Поэтому если у нас есть этот высший контакт, высшие отношения, то, естественно, мы можем в эти отношения и включить наши и другие отношения.

00:54:36 Но это не то, что работает, как механический путь, что я провёл какой-то ритуал, мои мысли неизвестно где, моё сознание неизвестно где. И деньги уплачены, пожалуйста, ваши услуги. Всё, что касается молитвы, внутренней связи или уровня сердца — это всё на таких неформальных строиться моментах.

Что делать с непринятием смерти?

00:55:12 [Ведущая] Спасибо большое. Очень ценные вопросы. По времени у нас осталось совсем немного. Тоже задам, который остался с прошлого эфира. «Есть какое-то непринятие смерти. Я её не боюсь, но живу и воспринимаю мир, как будто её нет. И как-то подсознательно не верю в неё, когда умирают мои близкие. Нет этого понимания. Есть ли в этом какая-то проблема и стоит ли как-то о ней узнать, чтобы было более трезвое восприятие?».

00:55:40 [Гуна Манджари] Да. Я бы, может быть, сказала что, Вы, наверное, какой-то освобождённый мудрец. Но, скорее всего, что тут другой уровень. Потому что говорится в Ведах, говорится в ведических писаниях о том, что в этом мире не страдают только просвещенные мудрецы, как мы уже говорили сегодня в этом тексте из «Бхагавад-Гиты», что мудрец, который видит всё в связи с Верховной Личностью Бога всегда спокоен и он исполнен счастья. Либо люди, которые в Ведах называются глупцы, но, скажем так, беспечные люди. Это может быть такая чисто детская беспечность, что пока меня это не коснулось вплотную, то я просто об этом не думаю.

00:56:45 Как мы говорили, это может быть такая позиция страуса. Я просто зарыл в голову в песок. Но от этого реальность не перестала существовать. Это может быть просто как уход от реальности. Такого рода беспечность. Если это не связано, опять же, с очень высоким духовным уровнем, то это больше, может быть, связано с уходом от реальности. В силу молодости, в силу того, что в теле всё нормально работает. Дети могут быть или весёлые такие зверюшки, щенята или котята. Они играют и они весёлые просто потому что они не думают, не задумываются.

00:57:47 И поэтому, как мы уже говорили в самом начале нашей передачи, что человеческая форма жизни всё-таки предназначена для использования своего разума. Поэтому нужно эту тему усваивать. Нужно эту тему прорабатывать, знакомиться с ней. Тут важны какие-то наши осознанные усилия. Потому что это то, что обязательно придёт. Если мы сейчас не боимся, если сейчас нам хорошо, мы беспечны, это не значит, что страх смерти нас минует. Он обязательно приходит к живому существу.

00:58:37 Но и ответ не в том, что нужно сейчас срочно начать бояться и как-то так в этот страх смерти погружаться. Не об этом речь. Идея в том, что тем не менее нам важно начать изучать то, чем мы являемся и чем мы не являемся, и как-то более осознанно подходить к вопросам экзистенциальным. То есть к вопросам нашего существования.

00:59:16 [Ведущая] Спасибо Вам большое. Мне очень нравятся наши эфиры. В том числе на эту тему. Как я сказала, наверное, в прошлом эфире, как-то легко, очень светло. Хотя, казалось бы, тема, которая обычно вызывает грусть, тоску и мы отгоняем её от себя. Но благодаря знанию, благодаря свету знаний это всё воспринимается гораздо легче. И спасибо Вам большое за это ощущение, за то, что в принципе её поднимаете. Это очень важно. И это, как вы сказали не один раз, это пригодится каждому из нас. Потому что это такой мир. Мир, в котором каждому придётся сталкиваться с этим экзаменом. И здорово, если у нас уже заранее будут ответы на билеты, которые на этом экзамене собственно нам и зададут. Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари! Очень рада была сегодняшней нашей встрече!

01:00:05 [Гуна Манджари] Спасибо, дорогая Анна, Вам, и нашим радиослушателям за такую тоже глубокую беседу, за выводы, которые Вы делаете, за вопросы, которые Вы задаёте. И последний штрих к нашему эфиру как раз хочу продолжить Вашу мысль, что на самом деле смерть — это самый тяжёлый урок. Но если этот урок пройден правильно, то в конце обязательно будет это чувство лёгкости, чувство радости. То есть это то чувство, которое дарит она, когда мы правильно проходим и понимаем её уроки. И эта радость очень глубинная. Она очень умиротворяющая. Я встречала людей, которые её испытывали, когда их близкие проходили уроки, когда они проходили тоже со своими близкими такие уроки. Правильно пройдённый этот экзамен обязательно в конце даёт эту оценку то, что этот экзамен пройден. И оценка приходит в форме радости, в форме какого-то такого очень умиротворённого возвышенного состояния.

01:01:19 [Ведущая] Очень прекрасно на это настраивается и медитировать, и к этому стремиться. Поэтому благодарю Вас! Будем стремиться вместе. Спасибо большое всем слушателям, которые были сегодня с нами! Спасибо Вам большое, дорогая Гуна Манджари! С нетерпением будем ждать в наших следующих встреч!

01:01:35 [Гуна Манджари] Спасибо Вам! И я желаю всем нам, всем нашим радиослушателям долгих счастливых лет жизни, и прекрасных экзаменов!

01:01:46 [Ведущая] И хороших оценок!

01:01:48 [Гуна Манджари] Да, обязательно.

01:01:50 [Ведущая] Спасибо Вам! До свидания!

01:01:51 [Гуна Манджари] До свидания!

транскрибирование: Ольга Рымарь | 09 March 2021