Важна не форма, а суть

Навадвип-дхам - 02 March 1981
Какие вопросы следует задавать Гурудеву? Важна не форма, а суть. Чем отличается преданное служение от обусловленной деятельности? Благая воля означает служение Кришне. Природа вдохновения. Со временем знание деградирует. Существуют ли различия между душой, которая приходит из Брахмаджьоти и душой, которая вечно прибывает на Голоке с Кришной? Если ученик оставляет тело, думая о своем духовном учителе, то он отправится туда, где пребывает духовный учитель? Могут ли участники Кришна-лилы быть одновременно в Гаура-лиле? Когда же я стану просветленным?
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 8
длительность: 00:59:55 | качество: mp3 64kB/s 27 Mb | прослушано: 511 | скачано: 456 | избрано: 18
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Какие вопросы следует задавать Гурудеву?

00:00:00 – Какой вопрос задать первым?
– Мы очень рады Вас видеть вновь.
– Я ещё более рад! Но мой возраст не позволяет мне… Не позволяет мне особо радоваться. Поэтому то, что этот шанс есть у меня, утешает, служит моим утешением. Несмотря на мой возраст, я могу вам служить.
– Мы видим ваше лучезарное сияние.
– (смеется) Ну, это ваши особые глаза позволяют вам видеть подобное.
Шукадев вначале обратился к Парикшиту Махараджу с приглашением, просьбой задавать вопросы. И в начале « Бхагаватам» это присутствует. Он говорит, Шукадев Госвами говорит: «Только такой вопрос следует задавать, только подобные вопросы. Вопрос следует оценивать с определённых точек зрения, двух точек зрения. Во-первых, один аспект вопроса – это те, кто знают свою внутреннюю, глубинную потребность благодаря самоанализу. Подобные вопросы задаются ими и лока-хитам. И эти вопросы в действительности (вопросы и ответы) принесут людям благо. Поэтому Парикшит Махарадж, твой вопрос, - говорит Шукадева Госвами, - бона-фиде – подлинный, истинный, реальный вопрос, и я собираюсь на него ответить». Так начинается «Бхагаватам».

Важна не форма, а суть

00:02:37 – У нас был один вопрос, с которого мы хотели начать…
– Да?
– И это следующий вопрос: когда ученики приходят к духовному учителю в разных положениях, то постепенно по милости гуру они возвышаются в процессе движения через различные гуны, все выше и выше, вплоть до саттва-гуны. И мы, выполняя наш долг, те или иные обязанности, иногда мы вынуждены действовать скорее как кшатрии, или менеджеры, администраторы. А позиция администратора в большей степени ассоциируется с гуной страсти. Но с другой стороны мы пытаемся достичь платформы, или стадии благости, и даже более того – чистой благости за пределами гун природы. Но иногда, выполняя функции администратора, мы впадаем в страсть, в раджас.
– Он говорит, что когда мы занимаемся повседневной деятельностью (особенно, наши лидеры), мы должны действовать таким образом, чтобы… Это нечто вроде раджа-гуны, мы вынуждены действовать так, в раджа-гуне. Мы хотим культивировать кришна-бхакти, мы хотим достичь стадии шуддха-саттвы, но временами наши повседневные функции, или обязанности…

00:04:16 – Да, да… Что есть ниргуна? Ниргуна включает раджа, тама и… На поверхности кажется, что она включает раджа, тама, саттву. Но это может быть ниргуна. Даже убийство может быть ниргуна. И в то же время убийство… Убийство может быть ниргуна, а поклонение может быть сагуна. Формальное поклонение, точка зрения, угол зрения. Точка зрения, внутренняя цель, или смысл – именно это явление есть ключевой фактор. Понимаете? Если присутствует... когда речь идет о руководстве и указании гуру, то человек может убивать и может грабить, и все что угодно, но то будет ниргуна. Все это может быть ниргуна, все эти, даже преступные действия. Это зависит от измерения, из которого приходит руководство человеку, действующему. Внешняя форма не есть все и вся. Невозможно судить лишь по внешней форме. Разумеется, невозможно сказать, что любое воровство, убийство и разбой – это ниргуна. В целом, это не так, но может быть так – ниргуна.

00:06:02 Чистота намерения, искренность намерения зависит от этого – как человек... кем человек направляем и управляем, какова его мотивация, насколько он искренен, насколько его намерение благое, если он кого-то, скажем, ругает (этот человек) или наказывает. Например, мать наказывает своего ребенка – это одно, но враг наказывает ребенка – это совсем другое. И за наказанием, материнским наказанием, стоит её добрая воля, доброжелание. Поэтому лишь внешнее поведение, внешняя форма поведения – не есть все и вся. И невозможно по этой внешней форме судить о том, что скрыто внутри.
– Да. А, скажем, некая искренняя женщина приходит ко мне, и со всей искренностью я пытаюсь проповедовать ей. Но в силу этого контакта с противоположным полом… Хотя я, казалось бы, начал с искренним желанием, но это общение…

00:07:09 – Да, это все критически важные моменты, и их можно оценивать с разных точек зрения. Искренне я буду пытаться с одной стороны. И в то же время, я должен заботиться о благе других с тем, чтобы они не впали в заблуждение. И положение человека, который собирается помочь – все эти моменты могут быть приняты в расчет, учтены. Временами искренний человек может быть принесен в жертву ради блага многих. Иногда это может быть необходимо, а иногда у человека есть такое искреннее желание, что ачарья может пойти на риск и попытаться помочь ему. Но положение ачарьи должно быть подлинным, реальным. Он не должен быть слаб, он не должен попасть в ловушку. Все эти вещи следует принимать в расчет. В целом анукул и пратикул. Соответственно нашему рассудку и советам, помощи друзей, доброжелателей мы будем принимать то или иное решение; принимать решение, и нас ждет временами победа, а временами поражение. Мы должны принимать ответственность, отвечать за это в нашей практической жизни. Может быть, даже поражение может преподнести нам урок. Даже поражение! Но искренность, искренняя попытка – это всегда похвально и победоносно. Триумфально!

Чем отличается преданное служение от обусловленной деятельности?

00:09:21 – Наш Прабхупад…
– Да?
– …написал в своем комментарии к стиху «апичет-судурачаро» - аналогичные моменты, утверждения. Я прочитаю: «Когда живое существо обусловлено, то оно занимается деятельностью двух типов. Во-первых, обусловленной деятельностью (обусловленной или конституциональной), и необусловленной…»
– Как ты говоришь, обусловленной и конституциональной?
– Да. «…Затем чтобы защитить или сохранить тело, чтобы следовать правилам общества и государства, однозначно, существуют различные типы деятельности. Даже для преданного, который связан с обусловленной жизнью (и подобная деятельность зовется обусловленной). Наряду с этим, живое существо, которое в полной мере сознает свою духовную природу и занято сознанием Кришны, или преданным служением Господу, его деятельность зовется… Деятельность такого живого существа зовется трансцендентной. Подобная деятельность совершается в его (живого существа) конституциональном положении. И подобная деятельность технически именуется преданным служением…»

00:11:14 Теперь: «…В обусловленном состоянии временами преданное служение, а временами – обусловленное служение в связи с телом, будут служить параллелями друг другу. Но затем опять же временами эти виды деятельности становятся противоположны друг другу. Насколько возможно, преданный очень осторожен, бдителен - с тем, чтобы он не совершал ничего, что могло бы воспрепятствовать его целостному, здоровому состоянию, послужить помехой подобному состоянию…»
– Ты закончил?
– Еще нет. «…Он знает, что совершенство его деятельности зависит от его прогрессивной реализации в сознании Кришны. Временами, однако, можно увидеть, что человек в сознании Кришны совершает некие деяния, которые могут рассматриваться как в высшей степени отвратительные с точки зрения социальной или политической. Подобное временное падение не дисквалифицирует его».
– Так, а в чем суть?
– Хорошо, да, вопрос таков: когда мы мыслим в категориях, понятиях нашей жизни, что это значит: обусловленная деятельность?
– Провинциальное и вечное. Вечная функция, врожденная вечная естественная функция души в измерении Кришны, в мире Кришны, Cознания Кришны. И наше сознание страны, сознание социума – они также накладывают на нас определённые обязанности. И когда они не антагонистичны, эти два явления, то все в порядке. Но, когда происходит столкновение, то преданный, который следует провинциальным, социальным, политическим явлениям, он будет жертвой, станет жертвой этих явлений, но сильный преданный воспротивится этим политическим, и социальным, и тому подобным обязанностям, и будет продолжать свою программу вечной преданности Кришне и будет готов страдать.
Как, скажем, случай Харидаса Тхакура. Харидаса Тхакура предостерегали мусульмане и Кази. «Что это такое, как это понимать, - заявляли они. – Ты был рожден в мусульманской семье, в обществе мусульман. И ты стал предателем, преступником, ты призываешь имя их Бога? Ты должен быть наказан». Но Харидас Тхакур не обращал внимания на эти увещевания, и был наказан. Но он не оставил свою компанию, Кришна-нам. Социальные, и даже обычные религиозные требования были обращены против него, но он не заботился о них. Поэтому возможны столкновения временами. Может не быть дружественных, дружеских отношений. И теперь в конкретном случае: «Апитчет судурачаро бхаджате мам ананья бхак».

Благая воля означает служение Кришне

00:15:58 – Иногда, проповедуя, для того, чтобы поддерживать миссию, мы вынуждены ходить в банк, в издательство, мы вынуждены делать великое множество разных вещей. Эти занятия считаются какими: конституциональными или духовными, или вечными, или мирскими и временными?
– Это зависит от силы веры человека, который это делает. Это личный вопрос, это индивидуальный случай. Временами, мы можем делать ложные утверждения, внешне лгать, но внутренне мы правы. Мы делаем это ради служения Кришне, мы говорим ложь. Например, чтобы запутать разбойника или вора таким образом. Всё, что будет помогать, способствовать, помогать нам выполнять наш долг, мы принимаем это. А всё, что противоположно; всё, что противостоит, препятствует нашему прогрессу, мы должны отвергать эти явления. Такого рода стратегию мы должны принять, не быть слепо привязанными к правде, к истине в мирском смысле, в расхожем смысле.

00:17:35 И также мы не должны всегда лгать. И не следует думать, что кришна-бхакти подразумевает обязательно ложь, и воровство, и все остальное. Нет! В случае необходимости: скажем, какой-то бандит атакует, нападает на храм, и если возможно, я могу солгать, направить его в ложном направлении. И я сделаю это, чтобы спасти институт, организацию и преданных. Даже эта ложь... пусть эта ложь приведет меня в ад, но всё равно я буду лгать. Независимо от того, какой плод я пожну этой ложью. Но эта ложь будет ниргуна, и воля, благая воля, искренность, благая воля означает служение Кришне. Если ради этого… Если ради этого, то это другой вопрос, и мы должны расставить все на свои места в соответствии с фактором времени. Времени и места.
Хорошее и плохое в обусловленном мире – этим можно пренебречь. Свами Махарадж ясно это утвердил. Обусловленный долг… Если происходит столкновение между вечным долгом, духовным и конституциональным, обусловленным, то обусловленный долг следует отбросить, предпочесть ему вечный, духовный. Таким должны быть наши идеалы, но мы начинающие. Если речь идет о начинающих преданных, то эти преданные могут не быть настолько духовно крепкими. Они могут придерживаться конституционального долга. Такой должна быть идея, ты понимаешь?

Природа вдохновения

00:19:52 – Да. Теперь, в конце его перевода « Чайтанья-чаритамриты» наш Прабхупад делает заключительные утверждения, в которых он приписывает всю заслугу за всё, что он сделал, своему Гуру Махараджу – Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру.
– Да…
– Я хотел бы прочитать несколько предложений оттуда. Он говорит: «Я думал, что его божественная милость Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур всегда видит, наблюдает мою деятельность, и направляет меня изнутри моего сердца; пребывая в моем сердце, направляет меня, руководит мною. В «Шримад Бхагаватам» говорится: «Духовное вдохновение приходит из сердца, где Верховная Личность Бога в своем облике Параматмы всегда восседает со всеми своими преданными и спутниками. Следует признать, что все переводы, которые я сделал, - говорит Шрила Свами Махарадж, - были плодом вдохновения, пришедшего от моего духовного учителя, поскольку сам по себе я совершенно незначителен и некомпетентен осуществлять эту с материальной точки зрения невозможную, немыслимую работу».

00:21:39 – Мы хотели бы понять для себя, о чем идет речь. То что, говорит наш Прабхупад: «Верховный Господь со всеми Своими преданными и спутниками пребывает в сердце». И похоже, это указание на то обстоятельство, что духовный учитель - также один из спутников Господа, который восседает в сердце вместе с Параматмой. Означает ли это, что индивидуальный духовный учитель (скажем, в нашем случае) - это Шрила Прабхупада?
– Существует измерение Параматмы. Она превосходит дживатму, параматму. Но концепция Параматмы – это лишь нечто вроде питы, асаны.
– Питы?

00:22:34 – Параматма, область Параматмы, концепция Параматмы ниже позиции гурудева и его параферналий; и Господа, которому они поклоняются. «За пределами дживатмы и Параматмы, выше дживатмы и Параматмы, - он говорит, - мой гурудев является источником всего моего вдохновения. И это так, словно он восседает со своими параферналиями выше сферы Параматмы. Со всем своим знанием и любовью, божественной любовью он пребывает там. И из этого источника я черпаю поток вдохновения, приходящий ко мне. И что бы я ни писал, источником чернил является он, вдохновения, позволяющего писать. Мои произведения – суть плоды этого вдохновения».
Также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» Кавирадж Госвами говорит: «Я старик, когда я пишу, я очень стар, мои руки дрожат. Для меня немыслимо, невозможно на этой стадии моей жизни писать, но все же я… Я поражаюсь, я изумляюсь, как я могу писать? Но в то же время, это не мои произведения, но кто-то пишет их через меня.

00:24:35 Санатан Госвами говорит в «Брихад-бхагаватамритам»: «Что это такое? Я крошечное существо, я столь низок, и я пишу о гареме Кришны, описываю гарем Кришны, говоря « Рукмини такая-то и такая, Сатьябхама такая-то и такая, Кришна такой-то и такой, их взаимоотношения такие-то и такие». Какой дерзостью я… Как я осмеливаюсь я – низкое существо – писать об этих возвышенных реалиях, описывая их? Но, поверье мне, - говорит он, - поверьте, что это не мои произведения. Кто-то заставляет меня, некто заставляет меня, водит моей рукой и направляет моё перо. И внутренне, и внешне это не мои сочинения, друзья мои. Я осмеливаюсь вступать в эту сферу и писать, так сказать, авторитетно, высказывать своё мнение, говоря «этот слуга такой-то, а этот слуга такой-то, а эта царица наделена таким-то характером, а другая царица наделена такими чертами». Но… Эта дерзость высокомерия с моей стороны немыслима, но кто-то заставляет меня писать».

00:26:07 И даже Махапрабху говорит Санатане Госвами: « Кришна помогает тебе, Кришна посылает великое множество слов, призванных наставить тебя. Они проходят через Меня, Я чувствую, но Я не понимаю этого. То, что проходит через Меня к тебе – для Меня остается непонятным». Таким образом, возможно, что вдохновение нисходит. Благодаря вдохновению нечто нисходит, и я продолжаю, я делюсь или распространяю. Без этого любые сочинения не могут быть чистыми. Это откровение, это произведение есть плод откровения. Оно нисходит из некой другой области бытия в эту область с тем, чтобы помочь людям, подобным нам. Поэтому это уместно (имеется ввиду высказывание Прабхупады, Шрилы Свами Махараджа), понятно, поскольку в противном случае за столь непродолжительное время человек… чтобы человек был способен написать такое великое множество книг, содержащих высокие мысли? Вдохновение... благодаря вдохновению свыше его сердце или его ум были опустошены, и он был лишь орудием божественного агента, посредника, который использовал его в качестве инструмента. И таким образом он стал творцом всех этих явлений.

00:28:04 – Когда речь идет о написании трансцендентной литературы, допустимо ли, позволительно ли писать, представлять сиддханту, местные заключения, подлинные заключения шастры в контексте художественной литературы? Иначе говоря, придумывать неких персонажей, и так далее? Но эти персонажи озвучивают концепцию преданности – допустимо ли это, позволительно ли?
– Эти персонажи не выдуманы, не вымышлены, не художественны. Всё, что приходит оттуда, обладает определённой позицией в измерении более реальном, чем этот грубый мир. Он существует, это нечто существующее в определённом измерении. Это измерение, этот мир более реален, нежели конкретный мир, доступный нашим чувствам. Поэтому, такой писатель может это делать. И также ещё один антогонизм я обнаружил в тебе, ты говорил об ещё одном противоречии…
– Я спрашивал: когда человек пишет, он может создавать неких вымышленных…

00:29:41 – Да, вымышленных. В таком случае, когда речь идет о трансцендентном явлении, то не он пишет, но его заставляют писать. Такой должна быть перспектива, точка зрения. Его заставляют писать. Он отсутствует, автор отсутствует, но истина прорывается сквозь него. Он инструмент, стопроцентное орудие, это не его сочинение. Когда он пишет, и что-то происходит, то… Когда он пишет, и нечто приходит свыше, то это смесь двух явлений.
– Не могли бы вы повторить это?
– Скажем, с одной стороны человек пишет, и это до известной степени его собственное порождение. С другой стороны, приходит вдохновение свыше. Эти явления объединяются, и это некая смесь. Не чистой воды, не стопроцентно чисто.
– То есть, это в таком случае приемлемо, или нет?
– Частично. Частично приемлемо до известной степени.
– Похоже, то, что вы только что сказали, отличается…
– Понимаешь, когда Кришна вдохновил Брахму... Когда от Брахмы пошли разные ученики, то началась модификация, видоизменение первоначальной истины. И в конечном счете религия превратилась в джунгли, великое множество религиозных представлений. Пракрити-вайчита и парам-пурджена, то есть с одной стороны влияние материальной природы, а с другой стороны видоизменение истины в процессе передачи в линии ученической преемственности. Два явления.

Со временем знание деградирует

00:31:33 – Махарадж, но ведь по идее в парампаре не должно быть видоизменений, модификаций?
– Речь идет о том, что существует прозрачная среда и существует замутняющая среда. Среда должна быть прозрачной, тогда видоизменения, модификации не происходят. Но поскольку среда не всегда прозрачна, то модификация неизбежна.
– В «Шримад-Бхагаватам» все повествования фактически…
– (санскрит) Кришна говорит: «Я вновь передаю тебе то знание, которое в своё время сообщил Вивасвану». Кришна говорит в « Гите» Арджуне… Точнее, нет, в «Бхагаватам» Он говорит: «Я вновь открываю это знание», а в «Гите» Кришна говорит Арджуне: «В своё время Я открыл это Сурье, Вивасвану, и за тем под влиянием кала-дхармы, то есть времени, это знание было искажено, и в конечном счете стало потерянным. И практически исчезло, - говорит Он. – И вновь Я открываю это знание тебе, Арджуна». Это в «Гите». Арджуна говорит… «Ты не помнишь, - говорит Кришна, - свои прошлые рождения, но Я помню, как Я приходил в этот мир множество раз. И вначале, на заре творения Я открыл это знание, дал это знание Вивасвану, тот передал его Брахме, от Брахмы – его последователям. И с течением времени этому знанию пришел конец. И вновь Я, - Он говорит, - прихожу из века в век, чтобы возродить путь религии. Возродить, вновь дать человечеству это знание.
– Джая!

Существуют ли различия между душой, которая приходит из Брахмаджьоти и душой, которая вечно прибывает на Голоке с Кришной?

00:34:04 – Падшие души, как правило, приходят из Брахмалоки, из Брахмаджьоти.
– Да, то есть из пограничной земли.
– И вопрос таков: существуют ли различия между душой, которая приходит из Брахмаджьоти и душой, которая вечно прибывает на Голоке с Кришной?
– Мы должны думать так: тот, кто однажды освободился и вошел в мир Cознания Кришны… Конечно, существует градация. Но тот, кто обрел милость Кришны и занимает тот же ранг – никаких различий не следует проводить. То есть, не следует думать в таком смысле, что в прошлой жизни он находился в обусловленном состоянии в материальном мире. Такого рода представление не следует лелеять, питать подобный образ мыслей – нас предостерегают в этом отношении: «не делай этого», - говорят нам.
– Хорошо, когда душа достойна вступить в духовный мир, перейти...
– Из обусловленной функции перейти в конституциональную функцию?
– Да. Скажем, эта личность принимает форму мальчика-пастуха. Каким образом она...

00:35:47 – Не все могут. Кто-то может войти, а кто-то может завершить своё путешествие на Вайкунтхе, кто-то в Двараке, кто-то в Матхуре. Не все могут войти, вступить во Вриндаван и прийти к пастушеской концепции. Даже Лакшми Деви не получила доступ в пастушеский клан. Что говорить о других? Существует особая…
– Вопрос, который мы хотели бы задать, таков: в Голоке существуют пастухи, девушки пастушеского рода, матери, отцы. Если кто-то входит в Голоку в своем конституциональном положении, то как это может быть, что внезапно он там появляется, у него есть мать, отец, друзья?
– Это появление не есть случайное совпадение, но он должен следовать конституциональному методу, чтобы оказаться там. Постепенно это нечто пробуждается в нем. Постепенно концепция его параферналий, его окружения пробуждается в нем, и он совершает прогресс. Не в одно прекрасное утро, но постепенно.
– Но я хочу знать, когда он возвращается к Богу…
– Его внутренняя наклонность согласно степени его прогресса, постепенно он становится знаком с параферналиями. И его будут подталкивать, приближать к этому царству.
– Если он становится пастухом, у него есть там мать и отец, то эти мать и отец – как они получают его, если это вечно? Ведь он же там не рождался.
– Он будет думать, что он всегда был там, потому что это сварупа. Но он будет думать: «Мой ум был рассеян. Я словно впал в безумие, я словно забыл их, и вспомнил…»
– А мать и отец – что они будут думать?

00:38:29 – Они будут думать, что «по прошествии долгого времени сын пришел в сознание, и он узнает нас, и видит нас». В «Брихад-бхагаватамритам» мы находим: когда вновь обращенный приходит к Кришне, этот Шри Гопа Кумар, когда Кришна с Го… Как это называется, Го Чаран или Гошта? Возвращается с пастбища, и все выходят навстречу чтобы встретить Его. И Кришна встречает Гопа Кумара, и приветствует его, и говорит: «Добро пожаловать», и обнимает его, то они оба теряют сознание. Баладев и... Другие пастухи в большей или меньшей степени растеряны, они не могут понять, что происходит. И Баладев знает, что происходит, и спасает ситуацию, утешая их. И по прошествии какого-то времени Кришна пробуждается и начинает разговаривать с этим новым другом, и говорит: «Друг мой, так долго… Как ты мог жить? Как ты мог жить без Меня?» То было Его первое обращение (Кришны) к этому вновь пришедшему. «Как долго, почему, как ты так долго мог жить без Меня?» Нечто в этом роде. Милан, встреча. Этот милан, «милана» означает…
– Соединение, встреча?

00:40:19 Встреча! Собрание, встреча. Эта встреча находится, происходит в юрисдикции вечности. От обусловленного переход в конституциональное, вечное. И точка, в которой ограниченное начало и безграничное встречаются. Нечто в этом роде. Точка встречи. Обусловленное смешивается с вечной функцией, возвращается обратно. Возвращение утраченного богатства. «Я потерял его, и оно вернулось ко мне», - такого рода сознание, компромисс между двумя противоположными началами. Достижение этого дружелюбного измерения подобно этому. Так нам говорят.

Если ученик оставляет тело, думая о своем духовном учителе, то он отправится туда, где пребывает духовный учитель?

00:48:18 – Если ученик оставляет тело, думая о своем духовном учителе, то он отправится туда, где духовный учитель пребывает?
– Да, конечно. Если речь идет о достаточно зрелом чувстве, влечении, тогда... Это зависит от степени мышления, степени привязанности.
– Некий ученик нашего Прабхупады сделал следующее замечание: «Я хочу только Прабхупаду, я не хочу быть руководимым любой иной группой или личностью». И теперь в этой связи, если…
– В конечном счете, это зависит от воли Кришны, куда Кришна захочет послать его: «Существует множество квалифицированных личностей, отправляйся к одному из них в качестве генерала, прими его генералом на поле битвы». И тогда человек может быть послан. Но все же, подобно тому, как это происходит в Вайкунтхе...

00:42:46 В Вайкунтхе присутствует под-Вайкунтхи различные: Нарасимхадев -, Вараха -, и так далее, - локи. Гурудев со своей параферналией – это также суть нитья, вечное явление. Он в то же время обладает положением в конституциональном, обусловленном... В этом смысле. И в этом также есть смысл, в этом положении. Звук сохраняет своё существование. Когда звук порождается, то он движется в эфире, в атмосфере. Разве нет? Да. Или цвет. Цвет даже здесь, в этом мире. И в Вайкунтхе ничто не теряется. Оно есть там, оно остается там, в сердце, в чувстве. Это не есть нечто во вне Вайкунтхи. Ученик помнит своего Гурудева, как он пришел. И эта память не стирается из безграничного, она остается там, эта картина. Эта картина остается там, она вечная. Но новые параферналии могут быть созданы также. Генерал может быть отозван из определённой армии, и может быть помещен в другую армию, назначен.
– Но память о первой армии также остается?
– Да, память о первой армии, в которой он служил.
– Это память?

00:44:32 – Да, память. Она будет. Фото останется, оно останется в уме столь многих: «Это наш генерал». В Вайкунтхе все вечно, все вечно сосуществующее. Сосуществует. Вайкунтха способна объять все сущее, и все реалии сосуществуют. Какие-то трудности в понимании?
– Вы однажды сказали, что махабхагавата-гуру является вечным спутником своего гуру, и временами нашего Прабхупада критиковали за то, что он не посещает самадхи Бхактисиддханты, на что Прабхупад отвечал: «Он, Шрила Сарасвати Тхакур, сидит рядом со мной каждую секунду».
– И? Так и что из этого?
– Ну, вопрос: похоже, подобное утверждение говорит о том, что подобно тому, как мы лично сидим в вашем обществе сейчас, это общество имеет ввиду Прабхупад? В целом, мы думаем, общаться с духовным учителем – значит, следовать его наставлениям.

00:46:21 – В прапанча опыт чувств и ментальный опыт могут отличаться. Вспоминая, я могу общаться с чем-то, и телесно также я могу быть связан. Но здесь то, что он сказал, Шрила Свами Махарадж: «Я всегда сижу в самадхи», или «Я всегда вижу самадхи моего гурудева», или «нахожусь в его обществе» - это не есть ментальная сфера, но трансцендентная. И временами самадхи, временами место его рождения, временами место личной дикши ученика может варьироваться. Махапрабху говорит Рупе Госвами, когда... После того, как обучение Рупы Госвами было завершено, Махапрабху хотел чтобы… Махапрабху хотел отправиться в Нилачал в Джаганнатха-пури, и Рупа Госвами попросил Его: «Пожалуйста, дай мне указание следовать за Тобой, я не в силах вынести разлуку». На что Махапрабху ответил: «Ты всегда со мной, теперь ступай во Вриндаван».
Мы можем поддерживать связь или сообщаться с духовным миром. На днях я говорил также: благодаря ану-гати, нашей покорности... Душа близка к душе только благодаря покорности. Подобные взаимоотношения, а не в силу физической близости или физических взаимоотношений. На днях я говорил..
– Блоха.

00:48:35 – Да, блоха или другое насекомое очень близки к человеку, но физическая близость не есть истинная близость. Ментальная близость более высока. Ментальная близость… А близость души – это ещё более высокая степень реального явления.
А почему я стал это говорить? Почему?
– Вы говорили вчера, что вначале мы рассматриваем гуру как Кришну, Кришну как гуру. На промежуточной стадии…
– В общем и целом мы не можем... Вначале мы видим Брахму, затем Парам-Васудева, затем Лакшми-Нараяна. Постепенно, постепенный прогресс. Вначале мы видим гуру как Кришну без… Мы не видим дифференцированной характеристики в этом явлении. Для начинающего говорится: «Гуру есть Кришна». Затем, по мере того, как приходит более глубокое видение, гуру начинает рассматриваться как определённая функция Кришны. Затем по мере ещё большего приближения или углубления видения – определённая функция в её определённом аспекте. Подробная, детальная концепция функции раскрывается, иерархия там. Таким образом.

00:50:26 Но вначале гуру – Кришна, гуру есть Кришна. Затем потенция Кришны, определённая функция Кришны. Он единый, затем частичный аспект, затем детали в частичном аспекте. И таким образом мы приходим к дифференцированным характеристикам гуру, и согласно расе происходит классификация различных групп. Существуют детали, оттенки, нюансы, полутона – различные группы, служение в определённом клане. И в служении также присутствует разнообразие: департамент пищи, департамент украшений, департамент гирлянд и так далее, и так далее. Соответственно вкусу человек будет принят в определённое место, позицию. То, что туманно и недифференцированно вначале на первый взгляд, по мере приближения и более пристального восприятия возникают многочисленные дифференцированные и специфические характеристики этого явления. Ясно, отчетливо.

Могут ли участники Кришна-лилы быть одновременно в Гаура-лиле?

00:52:00 – Одни и те же личности из Кришна-лилы пришли в других формах, образах в Гаура-лиле. Мы поняли так, что Рамананда Рай является Вишакхой.
– Мы не говорим, что он или она пришел, пришла оттуда сюда, и то место осталось пустым. Скорее, это двойственное, буквально двойственное присутствие. Нечто в этом роде, двойное. Это явление вечно и то явление также вечно – двойственная, двойная функция, модификация.
– Временами мы слышим, что Рамананда Рай…
– Да?
– …это та же самая личность, что и Вишакха…
– Соответствующая.
– …и также мы слышим, что Он Арджуна.

00:53:03 – Арджуна – в том смысле, что функция Арджуны может быть прослежена или увидена в нём частично, соответственно... согласно потребности той личности, которая рассматривает его. Соответственно интересам и потребностям личности, которая видит Его. В этом духе, в этом роде. Кто-то считает, что Рамананда… кто видит его близость к Арджуне, кто-то видит его близость к Вишакхе – в темпераменте, судя по темпераменту. Вишакха равно склонна как к Радхике, так и к Кришне, одинаково любит их обоих. И рассматривая характеристики, характер Вишакхи и Рамананды Рая, мы можем считать, что он соответствует Вишакхе, или он является Вишакхой – в этом смысле. А Арджуна – почему Арджуна? Потому что в нём присутствуют различные качества (в Арджуне, имеется ввиду), он один из 5-ти братьев, и его выделяют из числа всех братьев особые качества. В то же время, Рамананда Рай также является самым квалифицированным ребенком, одним из 5-ти сыновей Бхавананды. Таким образом. Ему свойственна рассудительность, исключительные способности, квалификация. Он вылитая копия Арджуны. Об этом идет речь, где-то так, в такой линии мысли.

00:54:52 – Но прежде вы говорили, что если кто-то привязан в равной мере как Кришна-лиле, так и к Гаура-лиле, то одна и та же личность может одновременно принимать участие в обеих лилах. И теперь возникает вопрос: скажем, это так, что та же самая Вишакха, личность, индивидуальность, которая присутствует там, в Кришна-лиле; та же самая личность также присутствует в Гаура-лиле в качестве Рамананды Рая?
– Рамананда обладает подобным беспристрастным темпераментом буквально. Имеется ввиду, одинаково склонен или любит Радху и Кришну. Конечно, в большей степени к Радхике, а иначе он не мог бы быть Вишакхой-сакхи. Он не сакха, не друг Кришны, но в мадхура-расе, тем не менее, он наделен определённой «беспристрастной привязанностью» к Ним обоим, практически одинаковой к обеим сторонам. И также другая квалификация, качество Вишакхи – она танцует и поет, искусная певица и танцовщица. И эти качества также присутствуют в Рамананде Рае. С одной стороны, беспристрастность, с другой стороны – различные качества вышеописанного рода.

00:56:33 – Такой вопрос: Сваруп Дамодар, секретарь Чайтаньи Махапрабху описывается как Лалита…
– Да, как Лалита.
– …он по сути или фактически та же самая личность, что и Лалита или наделен теми же качествами и создает аналогичное впечатление?
– Он есть факсимиле или копия Лалиты в Гаура-лиле. Они, эти личности, сосуществуют. Так нам следует думать – сосуществуют.
– Я очень удовлетворен этими ответами. Мы все удовлетворены!
– Мы все удовлетворены Вашими ответами.
– Хорошо.
– Когда Вы говорите на эти темы, то я вспоминаю о том, как Господь Брахма похитил телят у Кришны. Но после того, как он осознал, что Кришна проявил Себя во всех телят и пастухов, то Брахма заявил: «Есть люди, утверждающие, что способны понимать Тебя, но опираясь на мой личный опыт, я говорю, что у меня нет ни малейшего понимания Твоих безграничных качеств». Когда Вы описываете духовный мир, то мы начинаем осознавать, что мы никоим образом не можем ухватить, уловить, понять духовный мир во всей его красе, во всей его… полномасштабно.

Когда же я стану просветленным?

00:58:22 – Речь идет о духовном здравом смысле. Я опираюсь на духовный здравый смысл. Ведомое и неведомое. Знаете, есть одна история в этой связи. Ученик (студент) спрашивает своего наставника: «Когда я буду пандитом? Когда я буду признан в качестве пандита, ученого?» И наставник отвечает: «Когда то, что ты прочитал, и то, чего ты не читал, будут для тебя равны. Когда ты будешь знать как то и другое. В это время ты будешь пандитом». Вы понимаете, о чем идет речь? Сказал наставник этому студенту: «Когда то, что ты прочитал в книгах, выучил, и то, что ты никогда не читал и не учил, ты будешь понимать в равной мере – в это время, на этом этапе ты будешь признан в качестве подлинного ученого, пандита». И ученик ушел. Прошло какое-то время, и ученик забыл всё, что читал до этого прежде, в процессе обучения. Вернулся к наставнику, и сказал:
- Теперь признайте меня в качестве пандита, дайте мне этот титул.
- Почему?
- Потому что то, что я читал – я забыл, я не могу это понимать. А то, чего я не читал и не изучал – этого я тем более не могу понимать.

обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Таиланд | 17 August 2013