Благодарность учителю

Навадвип-дхам - 04 March 1981
О том, как гуру воспринимает своих учеников. О Пракашананде Сарасвати. Джива, Брахмалока, материальный мир. Сварупа-сиддхи и васту-сиддхи.
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 8
длительность: 00:36:43 | качество: mp3 64kB/s 16 Mb | прослушано: 73 | скачано: 116 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:05 Преданный: Шридхар Махарадж, мы слышали, что когда духовный учитель болеет, это вызвано грехами его учеников.
Шридхар Махарадж: Это может быть так в некоторых случаях, не всегда. До известной степени так может быть соответственно положению Гуру. Для учеников хорошо иметь такое понимание, но с абсолютной точки зрения это зависит от положения Гуру. Это в целом тотально, нельзя сказать, что это неправильное понимание. Каков смысл слова «спасибо»? Всякий раз, когда вы покидаете меня, вы используете это слово, но я испытываю не очень хорошие чувства к этому слову.
Преданный: Мы выражаем благодарность. Мы чувствуем благодарность, поэтому говорим: «Спасибо».

00:01:12 Шридхар Махарадж: Спасибо — это выражение благодарности. Это подразумевает дар какого-то владельца предмета, который дарят. И «спасибо» подразумевает существование второй стороны, разве нет? Существуют две разные стороны, и одна сторона что-то дарит другой стороне, и одна сторона благодарит другую, но мы одна сторона, не существует двух сторон. Мы одна группа Махапрабху. На моё сердце не производит хорошее впечатление слово «спасибо».
Преданный: А каким должно быть реальное, подлинное чувство?
Шридхар Махарадж: Мы чувствуем себя в высшей степени облагодетельствованными. Где-то так, выражение подобного чувства.
Преданный: Какое выражение является аккуратным, правильным? Тот, кто занимает положение ученика, должен пытаться каким-то образом отплатить духовному учителю.

00:02:49 Шридхар Махарадж: Я скажу иначе. Человек не должен думать, что речь идет о его личной собственности, но это все собственность Гуру, слуг моего Гуру. Таким должно быть видение. Мы даже слышали, как наш Гуру Махарадж имел обыкновение говорить: «Всю работу [имеется ввиду «все служение»] должен выполнять я. Это мой долг моему наставнику. Но я не могу, у меня нет качеств, поэтому Кришна послал множество людей помогать мне. Они также являются моими Гуру, которые пришли помогать мне в моей работе». Наш Прабхупад имел обыкновение рассматривать своих учеников как своих Гуру, и он говорил: «Когда я ругаю ученика, это мой искусственный темперамент, пралапита-вакйа». Махапрабху также говорил: «Санатана, то что Я говорю тебе, это все мой пралаб, безумные речи. Мне не известен истинный смысл всех этих слов и выражений, но я чувствую, что Кришна стремится благословить тебя, и Он передает этот поток через Меня». То, что Я говорю, что Я все знаю и могу научить тебя, это мой пралаб. То, что Я выше тебя, это Мой пралаб. Я вне себя. Я безумен. Но в реальной жизни вы все Мои Гуру, вы пришли помогать Мне в Моем служении, в Моих тщетных попытках служить Моему Гуру и Кришне. Но по крайней мере мы должны рассматривать учеников как слуг моего Гуру. Я могу быть лидером группы, может быть. Мой Гуру Махарадж назначил меня возглавлять эту группу, но нельзя сказать, что эти люди служат мне непосредственно. Они слуги моего Гурудева и Кришны. Так мы должны видеть. Я ясно выражаюсь? Это будет более реалистичное мышление. Недопустимо, непозволительно думать, что они мои слуги или нечто в этом роде, моя собственность. Ишавасйа, все принадлежит Кришне. Я стремлюсь стать одним из Его слуг. Но что я могу сделать? Те скромные способности, которые есть у меня, я должен использовать в служении Кришне, следуя указаниям моего Гуру так, как от меня ожидается. То будет утешение и оправдание моих действий.

00:06:47 Где сейчас этот Раманудж? Он стал хиппи?
Преданный: Да, я думаю да. Я не знаю. Большинство Преданных его не знает, потому что это было пару лет назад.
Шридхар Махарадж: Он пришел, затем, спустя год, он ушел. Он не был слишком разумен, но каким-то образом пришел, случайное совпадение. Ачйутананда был разумным. Тамал Кришна и другие сейчас принимают участие в собрании?
Преданный: Да, собрание начинается.
Шридхар Махарадж: Чару Свами приехал?
Преданный: Нет, он ещё не вернулся из Калькутты, может быть, сегодня он вернется.
Шридхар Махарадж: А Бхавананда, Сарвабхава? Он был болен, я слышал. Вы не знаете?
Преданный: Я не знаю, выздоровел ли он.
Шридхар Махарадж: А новые друзья из Мексики?
Преданный: Здесь.

00:07:57 Преданный: Махарадж, можем ли мы задать вам вопрос. Я надеюсь, это лока хита. Наши вопросы могут не быть лока хита, но ваши ответы всегда лока хита [т.е приносят благо всему миру]. Чайтанйа Махапрабху сказал: «Я чувствую себя глупцом. Мой Гуру Махарадж сказал мне: «Ты глуп»». Я даже не знаю, какие вопросы уместно задавать.
Шридхар Махарадж: В Бенаресе, в собрании майавади, Махапрабху признался таким образом, когда они сказали Ему:
– Ты ученик Кешавы Бхарати, он один из членов Шанкара-сампрадаи. Ты принял санйас от него. Мы все здесь светила сампрадаи, но Ты не встречаешься с нами, Ты не приходишь к нам, и, более того, мы слышим, что Ты поешь и танцуешь, делаешь многие другие вещи вместо того, чтобы обсуждать и медитировать на смысл Веданты. Как это понимать? Но видя твой образ, я не могу думать, что Ты лицемер, Твой облик очень благочестив, и сияние исходит от Тебя. Мы хотим знать, почему Ты поступаешь так? Танцуешь, поешь. Почему ты не совершаешь медитацию и не обсуждаешь антологию Веданты?
Тогда Махапрабху ответил: – Мой Гурудев хотел, чтобы я продолжал петь Имя Кришны. Он сказал: «Общая масса людей, живущих в Кали-югу имеет минимум добродетелей, они не способны обсуждать Веданту, подобное глубокое явление. Пой Имя Господа!»
Они сказали: – Хорошо, это не дурно, петь Имя Кришны, но почему Ты танцуешь?

00:11:04 Тогда Махапрабху сказал: – Когда подобное чувство возникало во Мне, Я обратился к Гурудеву и сказал: «Когда Я воспеваю имя Господа, во Мне рождаются определенные чувства». Гурудев сказал мне: «Да, Ты очень удачлив, поскольку Ты обрел все эти симптомы в Твоем уме и теле». И он процитировал стих из «Шримад Бхагаватам: «Когда подлинная Преданность нисходит в сердце Преданного, тогда эти симптомы обязательно возникают в нем. Ты настолько удачлив, что Ты обрел эту Прему, достиг пятой цели жизни». И Я продолжаю действовать таким образом.
Дискуссия о Веданте продолжалась и Махапрабху сказал: – Смысл Веданты не имперсонален. Он личность, и Он утвердил эту истину. Почему вы утверждаете, что Брахман есть высочайшая концепция Абсолюта? Безличное начало. Все происходит из Него, все порождаемо Им, все сохраняемо Им и все входит в Него. Это признаки савишеша, не нирвишеша. Дифференциация происходит в Нем, это Начало не может быть безличным.

00:13:29 Таким образом развивалась их дискусия, и некоторые члены этой группы были обращены. Затем по прошествии нескольких дней, когда Махапрабху, совершив омовение в Ганге, отправился в храм Бинду Мадхавы в Вишну-мандир, по дороге Он начал петь и танцевать. Это произошло рядом с ашрамом Пракашананды, и ученики сообщили ему, что Чайтанйадев танцует неподалеку и поет Имя Кришны. Если ты желаешь это увидеть, ступай. И все ученики Пракашананды пошли туда и увидели Махапрабху. Они были опечалены и сказали: «Этот человек оставил школу майавады и стал последователем теории Вайшнавизма». Кришна превыше всего. Кришна-концепция Бога как Кришны высочайшая.

00:14:44 Есть люди, которые говорят, но мы не согласны с ними, что Прабодхананда, который написал множество произведений о Навадвипе, Махапрабху, «Раса-судханидхи» и «Вриндавана-шатаку», и был тот самый Пракашананда. Пракашананда был так впечатлен и обрел такую милость Махапрабху, что он написал все эти произведения. Но мы не разделяем это мнение. В «Бхакти Ратнакаре» мы находим, что Прабодхананда был дядей Гопала-бхатты, брахманом, жившим в Тамил-Наду, а в Кришна-лиле он является Тунгавидйей. Он не может быть майавади. Тот, кто в Кришна-лиле является столь важной фигурой, не может быть майавади. Но так или иначе Пракашананда оставил школу майавады и стал последователем школы Преданности Шри Чайтанйи Махапрабху. Он провел остаток своих дней во Вриндаване, призывая Харинам. Он был лидером майавада-сампрадаи тех дней.
Госвами Махарадж: На днях вы говорили о потенциальном состоянии джив, находящихся в Брахмалоке. Еще вы сказали о том, что некто находится в духовном мире, но его ум становится рассеянным, и он забывает о духовном тождестве словно безумец. Вы сказали, что в Вайкунтхе кто-то будто бы забывает о своем положении и он рассеян, он словно впадает во временное безумие. Как мы можем это понять? Дживы приходят в Махататтву из Брахмалоки или они приходят из сайуджйа, салокйа?

00:17:38 Шридхар Махарадж: Я сказал, что существует две категории джив, которые приходят в этот мир. Одна категория — это живые существа, приходящие из Вайкунтхи в силу потребности лилы и это часть нитйа-лилы. Это обясняется внутренними потребностями лилы. Другая категория — это живые существа, которые из Брахмалоки. Когда нарушается эквилибриум (состояние равновесия) Брахмалоки, тогда начинается движение.
Госвами Махарадж: В Брахмаджоти начинается движение?

00:18:25 Шридхар Махарадж: Да, благодаря влиянию этого движения, свободная воля начинает двигаться, акхара становится кхарой. Вначале то недифференцированное нечто, затем начинается дифференциация и далее. Поскольку речь идет об измерении сознания, «джйоти» означает «сознание», дифференциация и движения начинаются, возникает индивидуальное сознание. В этой однородной массе сознания начинается движение и возникают индивидуальные частицы сознания. Поскольку речь идет о сознании, эта частица наделена свободной волей. Используя свою свободную волю из буферного состояния, пограничного состояния, живое существо выбирает либо сторону эксплуатации, либо сторону отречения. Проявляя свою свободную волю, они выбирают одну из сторон. Если мы будем анализировать в крайней степени природу этих реалий, то мы должны следовать этой картине анадим бахир мукхата. Анади означает «то, что не имеет начала». Когда начинается мир эксплуатации, тогда начинаются такие формы мысли, как время и пространство, поэтому анади. Вначале бахир мукхата, склонность к эксплуатации. Первый шаг — это эксплуатация, но когда живое существо вступает в мир эксплуатации, вступают факторы времени и пространства бренного мира. Кто-то выбирает эту сторону бытия, кто-то отправляется в сторону Вайкунтхи и Голоки. Таким образом эквилибриум нарушается и начинается движение, начинается проявление динамичных характеристик. И это сторона эксплуатации, ложная, негативная сторона. Когда живое существо вступает в царство эксплуатации, оно начинает давать и брать на негативной земле заем. Оно в действительности становится проигравшим. Оно думает, что благодаря эксплуатации оно выживет, но в действительности эти живые существа оказываются в проигрыше и подчиняются материальным концепциям, оказываются в рабстве материальной природы. Вы понимаете? Я ясно выражаюсь?

00:22:04 Госвами Махарадж: Да, но здесь есть один момент, который остается для меня непонятным. На днях, когда Тамал Кришна спросил, вы говорили: «Когда кто-то входит в Голоку или Вайкунтху, другие обитатели этого измерения видят, что этот человек какое-то время был безумен и теперь он вернулся в нормальное состояние».
Шридхар Махарадж: Это другая сторона. Когда бадха-джива, падшая душа, вступает в необусловленную область бытия, тогда они не проводят различий, поскольку речь идет о вечности. Это вечное явление, например, дружба. Они говорят: «Это мой друг, которого я всегда знал, но который долго отсутствовал, и моё сердце жаждало встречи с тобой». Так они приветствуют его. Вечный аспект. Они думают, что «мы связаны вечно, но он отсутствовал какое-то время».
Госвами Махарадж: Но ведь живое существо никогда не было до этого в духовном мире?

00:23:51 Шридхар Махарадж: Когда речь идет о вечном аспекте, возникает подобное представление. Ты долгое время отсутствовал, и мы не в силах понять, почему. «Ты оставил Меня, покинул Меня. Как ты мог жить без Меня? Мы близкие друзья, — так Он говорит. — Мой друг, где ты был и как ты мог жить, покинув Меня? Я чувствовал великую боль из-за разлуки с тобой. Теперь ты вернулся, и это очень хорошо». Таким образом его принимают в том измерении. Речь идет о вечности, но они думают, что разлука была временной. С точки зрения вечности это выглядит так.
Преданный: Потому что наш Прабхупад объяснял, что изначально мы все были сознающими Кришну существами в духовном мире, но мы забыли об этом сознании.
Шридхар Махарадж: Мы оказались в юрисдикции.
Преданный: Изначально мы были с Кришной в духовном мире?

00:25:38 Шридхар Махарадж: Здесь есть две категории. В лиле иногда происходит так, что кто-то из них оказывается здесь, они не оказываются в Брахмалоке.
[в записи перерывы]
Мы видим, что двумя путями джива достигает Голоки. Наш Прабхупад написал одну книгу, там чиновник приезжает в провинцию по делам, затем возвращается обратно. А провинциальному чиновнику могут доверить служение в столице. Нечто в этом роде.
Госвами Махарадж: Наш Прабхупад написал одну книгу под названием «Книга о Кришне» [по-русски её называют «Источник вечного наслаждения»], и там описывается лила, как Варуна похищает Нанду Махараджа, затем Кришна являет обитателям Вриндавана себя. И Прабхупада говорит: «Некоторые спутники Кришны, которые низошли с Ним, были новыми людьми. Так Он впервые показал им себя, показал проблеск духовного мира.

00:27:40 Шридхар Махарадж: Сварупа-сиддхи и васту-сиддхи. Нашим достижением высочайшей цели вначале является сварупа-сиддхи, затем васту-сиддхи. Сварупа-сиддхи — это состояние, когда мы становимся пригодны занять определенный пост. Васту-сиддхи — когда мы непосредственно действуем в этом качестве. Например, я сдал экзамен на звание бакалавра наук, и затем я стал действовать в этом качестве. Васту-сиддхи — это когда ты действуешь практически в этом качестве, сварупа-сиддхи — это когда тебя признают в этом качестве. Сварупа-сиддхи, затем они получают возможность, васту-сиддхи, войти во Вриндаван. Прапанча-лила, игры Кришны на Земле — это первое участие, и затем им дается возможность навеки вступить в лилу. Я ясно выражаюсь? Сварупа-сиддхи и васту-сиддхи. Прежде чем достичь васту-сиддхи, достойные личности принимают участие в Кришна-лиле, когда Он нисходит на Землю. Они рождаются в этой лиле, и затем, после завершения прапанча-лилы Кришны, они оказываются в Его вечной лиле, они принимаются навеки, васту-сиддхи.
Госвами Махарадж: Есть одна шлока в «Ади-лиле» «Чайтанйа Чаритамриты», в «Бхакти-расамрита-синдху» и «Лагху Бхагаватамрите» Рупы Госвами [цитирует санскрит].

00:30:09 Шридхар Махарадж: Это важная шлока. Многие противоположные явления приводятся в гармонию в этой шлоке. «В шастре говорится, что те демоны, которые были убиты Кришной, также вступили в измерение Кришны, и люди, которые следовали путем Преданности, также вступили в измерение Кришны, но это не одно и то же», — говорит Рупа Госвами. Почему же шастры утверждают, что демоны и Преданные достигли одного и того же? В писаниях мы находим, что враги, убитые Кришной, и Его друзья достигли одного и того же места. Как будто на поверхности так сказано в писаниях, но в действительности их ситуация отличается. Здесь требуется подобная аналогия: солнце и солнечные лучи. Они суть одно, но в то же время это разные явления. Вайкунтха и Голока суть одно, но в тоже время это разные явления. Солнце и его лучи. Солнце — это изначальное тело, а его лучи, исходящие из солнца, в определенном смысле идентичны солнцу. Таким образом убитые враги вступают в Его джйоти, свет, тогда как Его Преданные достигают самого солнца. Общий смысл этого утверждения и разных других аналогичных утверждений в этом смысле таков: когда Брахмаджйоти-вайкунтха рассматривается как нечто одно, но в действительности судьба этих личностей разная.

00:32:48 Госвами Махарадж: В своей бхашйе, комментарии, Прабхупад говорит, он цитирует Парашару Муни, говорящего с Майтрейей: «Не думай, что Джая и Виджая в каждом тысячелетии, в каждую югу падают из Вайкунтхи и становятся демонами, асурами». Возможно ли для обитателей Вайкунтхи пасть из Вайкунтхи в этот материальный аспект?

00:33:39 Шридхар Махарадж: Это необычно. Здесь следует принять в расчет два момента. Джая и Виджая — стражники Вайкунтхи, стоящие во вратах. Тот, кто стоит во вратах, стоит по ту сторону ворот. Это ещё не Вайкунтха в точном смысле слова. По ту сторону Вайкунтхи — Брахмалока или Шивалока. В этом смысле и падение из этого состояния возможно. Второй момент: те, у кого есть некое дело. Представители одной категории — те, кто приходит в силу лилы. Все в Вайкунтхе или в Голоке в широчайшем смысле, но Голока означает «всеобъемлющая Кришна-лила». Она объемлет все сущее, включая низменные реалии, скажем, низменное, отвратительное убийство. В драме убийство не носит столь низменный, отталкивающий характер. Как часть представления актеры разыгрывают убийство. Но когда идет спектакль, зрители в аудитории испытывают глубокие чувства. В лиле Кришны все может быть включено, объято Кришна-лилой. Но это явление отлично от явлений этого мира. Вы понимаете? Все может сохранять свой динамичный характер, подобно тому, как говорит Рупа Госвами: «Подобно тому, как змея естественным образом ползет зигзагообразно, аналогично этому естественный поток Премы извилист». С причиной или без причины. Любящий и возлюбленная. Временами причины нет, и многочисленные чувства ревности или гнева «прорастают» в них.