Субъективная эволюция

Навадвип-дхам - 05 March 1981
Субъективная эволюция сознания. Необходимые качества на пути бхакти. Земля эксплуатации и земля преданности. Высочайшая стадия жертвенности. Ненавистное отношение к эксплуатации. Что такое карма? Почему Рамачандра убил Бали Махараджа? Положение ачарьи, духовного учителя. Каков смысл слова «спасибо»?
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 8
длительность: 00:51:29 | качество: mp3 64kB/s 23 Mb | прослушано: 333 | скачано: 426 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Субъективная эволюция сознания

00:00:00 – Махарадж, был один вопрос, связанный с одним произведением Шрилы Бхактивинода Тхакура «Бхагаватам». Он сделал определённые утверждения. Вам знакомы точно слова? Утверждение… Вам известно, как он точно выразился в этой лекции по Бхагаватам? Он сказал, что описание пятой песни Бхагаватам – аллегорическое описание, т.е. описание адов и т.д. Как это все понимать?
– Понимаете, объективная эволюция по Дарвину сожрала нас, мы стали её жертвами Дарвинской теории эволюции. Хотя, внешне мы отвергаем её, мы ненавидим её, но все же призрак теории Дарвина проглотил нас. Речь идет о субъективной эволюции. Субъект контролирует. Он приказывает, указывает: «Видь это – и мы видим это нечто».

00:01:35 Вишва-рупа. Что ты видишь в вишра-рупе, во вселенском образе? Кришна говорит: « Арджуна, видь» и Арджуна видит нечто. Гипнотизм, гипноз. В линии гипнотизма, гипноза. В куру-сабхе, в собрании Кауравов, когда Духшасана пришел, чтобы связать Кришну веревкой и поместить, заключить его в темницу, Кришна усмехнулся и сказал: «Ты собираешься связать Меня?». И он явил себя таким образом, что все растерялись. И все присутствующие цари, муни, риши стали возносить молитвы при виде этого зрелища. А Дхритарашра, слепой человек, услышал, как окружающие возносят молитвы и прославляют Кришну по-разному. «Я ослеп», – взмолился он. «Пожалуйста, обращаясь к Кришне, на какое-то время устрани мою слепоту». Кришна ответил: «Нет необходимости устранять твою физическую слепоту, чтобы ты увидел Меня. Я говорю – видь Меня и ты увидишь». И так произошло. Слепец увидел. Как это понимать? А?

00:02:55 Вьясадева увидел все события битвы, поля битвы Курукшетры. Все диалоги оппонентов и весь ход сражения увидел Вьясадева. И Санджая так же увидел это благодаря вдохновению Вьясадевы и пересказал всё Дхритараштре. Как нам понимать подобное описание? Это все лишь литература? Это литературный прием? Это какая-то аллегория, гипербола и тому подобное? Нет. Если «видь меня так» и я вижу Его так. Если я прошу Его… Он хочет, чтобы я Его видел – я Его вижу, а человек, стоящий рядом со мной может Его не видеть, если на то нет Его воли. Субъективный контроль. Контроль Субъекта. Все знание этого мира исходит из Субъекта контролирующего. Субъективная эволюция. Не объективная эволюция.

00:04:03 Вовсе не так, что объект фиксирован и субъект вынужден иметь некую оценку объекта. Вовсе нет. Если мы получили опыт такого рода здесь, то он фиксирован для определённой группы. Они видят определённым образом. Другая группа настроена другим образом, на другую волну, так сказать, видит иначе. Нечто в этом роде. Высший поток нисходит свыше. Не снизу вверх, но сверху вниз. Шукадев, когда описывал Бхагаватам, то Господь явил ему мир, мироздание, ситуацию, определённым образом географическое местоположение. На основании этого он рассказал то, что рассказал. Это нечто зафиксированное для определённого спектра сознания, но не имеет реального бэкграунда, фундамента. Никакого бэкграунда нет, некого фиксированного бэкграунда.
Любой стабильный фундамент, бэкграунд или подоплека отсутствует. Видение должно контролироваться. Оно контролируется свыше. Видение низшего начала контролируется высшим началом. Не наоборот.

00:05:53 Ведическое знание, истина откровения. Это истина, это правда. Но та истина, которая заимствована из опыта чувств – ложна. Это не истина. Нет стабильного, отсутствуют стабильные объективные характеристики чего бы то ни было. Подобно гипнозу. И у Арджуны не было возможности видеть иначе. Он был вынужден видеть именно так, как ему показывали. Он взмолился, когда увидел. Он взмолился: «Пожалуйста, устрани это такого рода зрелище и верни мне тот темперамент, в котором я уже видел Тебя до этого». Он взмолился об этом. В двурукой человеческой форме.

00:06:57 Янтра, как это называется? Музыкальная янтра, машина. Мы можем крутить ручку и порождать различные мелодии. Шарманка. Ручка крутится, и шарманка поет, так или иначе. Но кто крутит ручку? Поэтому глазом управляет ручка. Шарманки глаза управляют по-разному так, что глаз видит то одно, то другое. И так же кажется, что временами, когда мы читаем шастру, изучаем шастру, некоторые люди в своем изучении, обучении становятся сбиты с толку, приходят в растерянность, начинают испытывать сомнения. Тогда как другие, бхакты, преданные могут увидеть в том же самом фрагменте нечто, что может быть превосходит его понимание. Однако его вера крепка и этот преданный продолжает двигаться в том же направлении.

Необходимые качества на пути бхакти

00:08:08 Шрадха, вера помогает нам оставаться, продолжать путь. Тогда как другой человек становится жертвой мирского опыта и считает, что это нечто невозможное. Тогда тот, кто разочарован, тот, кто лишен всякого очарования мирскими стремлениями, тот будет стремиться к чему-то новому, новой форме счастья. Пранипат парипрашнена севайа. Я опираюсь на слова Гуру Махараджа сейчас. Пранипат означает сказать: «Адью, всем!» Буквально говорит Гуру Махарадж: «Всем видам мирского опыта, всему моему опыту. С меня хватит. С меня достаточно. Я не испытываю ни малейшего очарования этими реалиями». Пранипат, все мои надежды. Все мои надежды, чаяния могут быть утолены свыше. Здесь я прощаюсь с любыми перспективными этого бренного мира. Я не хочу их. Если есть что-то другое, нечто иное, то я прихожу к этому другому в настроении ожидания. А с этим старым покончено.

00:09:46 Джанма-мритью джара вйадхи. Рождение, старость, болезни и смерть. Что бы мне не предложили в этом царстве смерти, я ненавижу это предложение. Я ненавижу эту связь со смертью, заболевание. Эту болезнь смерти я с отвращением отталкиваю. Я пришел сюда, чтобы узнать, есть ли для меня надежда другого рода. Таковы мои ожидания. С этим в умонастроении пранипат.

00:10:22 Затем парипрашнена. Искреннее вопрошание допустимо. Но не слепая вера приведет нас туда. Это вопрошание, поиск должен быть искренен. И главным фактором, главным ключевым фактором является сева – служение. Мы пришли сюда ради Его удовлетворения, не ради нашего удовлетворения. Сева, жертвенность, земля преданности. Мы хотим войти, ступить на землю преданности, а земля эксплуатации – мы совершили побег. Мы оттолкнулись от этой земли и прыгнули.

Земля эксплуатации и земля преданности

00:11:02 Никто не может выжить на земле эксплуатации. Это заем. Эксплуатация подразумевает заем, долг и будем вынуждены платить. Каждое действие влечет равное по силе противодействие. Подобное положение вещей суицидально. Эксплуатирующая цивилизация самоубийственна. Она уничтожает, пожирает саму себя. Это все заем у природы. Насколько они гордо поднимают свои головы, как бы гордо, высоко они не задирали носы, не поднимали головы, но все их достижения – суть заем у природы. И до последней копейки, фартинга, цента им придется, этот долг должен быть выплачен. Только хвастовство и гордость негативным достижением. Отсутствие позитивного.

00:12:04 Позитивное культивирование отсутствует в этой цивилизации эксплуатации. Культивирование позитивных начал. Эксплуатация должна быть остановлена. Эксплуатация означает брать вещи у других. Придется платить. Это естественный закон. Закон природы. Мы должны ступить на землю преданности и все будет сохранено в банке, в том банке. Что бы я ни вручил, что бы я ни отдал, чем бы я не пожертвовал – всё это сохранится в надежном банке. Я не должен думать. Чек мне не выдают, но депозит имеет место быть.

00:12:55 Земля преданности – новая земля, земля чудес. Я хочу получить доступ на эту землю. А эксплуатация отвратительна, ненавистна. Сама по себе жертвенность есть чистейшее всего самого чистого. Я хочу быть членом той земли, где я смогу жить, где я не буду брать. Я буду давать. Такая степень чистоты. Чистота имеет свою степень интенсивности. Градация соответствует интенсивности, степени, качеству, количеству. Такова природа этого явления. И на вершине стоит спонтанная любовь и красота, поток в царстве Кришны. И гопи, которые лишь для того, чтобы устранить малейшую мигрень, фиктивную мигрень Кришны готовы отправиться в вечный ад. Такого рода жертвенность.

Высочайшая стадия жертвенности

00:14:05 – В Шикшаштаке Махапрабху, он говорит: «ашлишйа ва пада-ратам пинашту мам адаршанан марма-хатам…»
– Такого рода любовь, которая никогда не сможет разлучить нас. Такого рода отношения никогда не смогут разлучить нас с Кришной. Жертвенность, зенит, пик жертвенности. Говоря жертвенность или преданность. Что мы подразумеваем под этим? Преданность в своей высочайшей стадии – это встреча в разлуке. На поверхности, как будто бы, я могу быть изгнан, но в сердце моя вера увеличивается в своей степени, возрастает. Если я наказан, всё равно я привержен этому. Такая связь, связующее звено - это в высшей степени неуязвимое звено. Даже в условиях разлуки, какое бы наказание мне не выпало, я не могу быть изгнан, лишен. Высочайшей, глубочайший план, измерение, где никто не может лишить меня Его. Если связь подобного качества…

00:16:04 Стадия за стадией. В Шикшаштакам развитие все более глубокое, глубокие стадии. Даже мои права, мои притязания отданы другим у меня на глазах. Меня лишили моих прав и присвоили их другим. Даже такое положение вещей присутствует в моем высочайшем идеале, высочайшей цели, чистейшей цели. И если мы приобретаем подобную природу, то мы возвышаемся до такой степени. Мы оказываемся в юрисдикции Его доверия, когда имеем дело с Ним. Мы не можем быть разлучены, тогда мы вступаем в область высочайшего доверия. Я ясно выражаюсь, нет? Неясно выражаюсь?
– Это ясно, но очень глубоко.
– Глубоко? Конечно, не может быть иначе.

00:17:42 – Но вы сказали, что мы будем ненавидеть мир эксплуатации.
– Как?
– Ненавидеть мир эксплуатации.
– Конечно.
– В Бхагавад-Гите в четырнадцатой главе Арджуна и Кришна говорят о том, каковы качества освобожденной души.
– Каковы?
– Качества освобожденной души. Кришна представляет, он говорит о ненависти, привязанности. Он описывает качества освобождения, просветления и как антипод им – привязанность и ненависть. Как же нам понимать ваши слова?
– Эксплуатация ненавистна. Когда мы свободны от эксплуатации, когда мы помещены в измерение служения, жертвенности, тогда ненависть уходит и все остальное. Только дух жертвенности может делать возможным принятие всего. А эксплуатация, возможность эксплуатации мы ненавидим. Эксплуатация и ненависть. Ненависть, порождаемая эксплуатацией. А жертвенность делает каждого другом. Я не хочу ничего в ответ, поэтому все приходит ко мне. Я не хочу эксплуатировать, преследовать мои эгоистические желания, брать что-то у окружающей среды.

00:19:25 Вишна-пурмам сукхайа те. Майявади ненавидят. «Мир полон счастья, – говорится в санскрите». Маявади ненавидят этот мир, они потворствуют своей ненависти к миру, но преданные прямо противоположны. Карми эксплуатируют, гьяни ненавидят, а преданные обнимают всё, принимают всё но ради Кришны, с точки зрения Центра, с Кришной в качестве точки отсчета. Всё принимается. Поскольку, всё принадлежит Кришне, то вот мой друг, и я могу использовать этого друга в служении Кришне. Иногда цветок будет напоминать мне: «О, отнеси меня к Кришне». Когда я полностью утвержден в измерении жертвенности, преданности, тогда всё будет помогать мне и напоминать мне: «О, ступай к Кришне». В такой дружественной атмосфере. Это дух преданности. В духе жертвенности или преданности. Для ненависти там нет места. Ненависть присуща темпераменту, стремящихся к отречению, стремящихся к мукти, не к бхакти. А Кришна-самбандха, связь с Кришной всего и вся. Все связано с Кришной, поэтому, как я могу ненавидеть, что бы то ни было?

Ненавистное отношение к эксплуатации

00:21:10 – Временами люди критикуют нас, говоря, что мы отвергаем все материальное. Они говорят чрезмерно.
– Материальное, означает, объект эксплуатации. Материален объект эксплуатации. Это материя. А то, что вносит свой вклад в служение Кришне – это не материя. Мы хотим использовать все в служении Кришне. Не для того, чтобы удовлетворять наш больной темперамент. Мы ненавидим материю, как таковую. Мы ненавидим эксплуатацию. Мы хотим помочь всему в служении Кришне. Быть задействованными в служении Кришне. Мы не хотим ненавидеть, что бы то ни было. Но мы боимся эксплуатации и отречения – бхукти, мукти.

00:22:27 – Но майдхьяма-бхагавата, вайшнав среднего уровня, должен проводить различия. Разве он не может принять все, как предмет, который можно использовать в служении Кришне? Разве нет?
– Он боится, что он может стать жертвой духа эксплуатации или отречения. Настолько боится… Стать жертвой, попасть в руки агентов эксплуатации. Поэтому он держится в стороне от этих потенциально опасных предметов. На низшей стадии каништха-бхагавата и майдхьяма-бхагавата опасаются самих предметов окружающей среды. Поскольку сами эти предметы или реалии могут пробуждать в нём дух эксплуатации. Поэтому он держится от них подальше, подальше от агентов эксплуатации. Для них это необходимо, однако это не есть идеал. Это временное устроение вещей в нашей практике.

Что такое карма?

00:23:51 – Махарадж, есть вопрос о том, как духовный учитель принимает карму ученика. Поскольку, вначале харинама, посвящение, на этой стадии он принимает карму. Затем, мантра, дикша.
– Что есть критерий кармы? Энергия, использование энергии, движение. Не каждое движение, не каждое использование или проявление энергии следует клеймить в качестве кармы, ставить штамп «карма». Что есть карма? Карма – это дух эксплуатации, тогда это карма. А если некое действие, проявление энергии, движение предлагается гуру, вайшнаву, божеству, то это не карма. Карма – это не есть просто внешнее движение, как таковое. Цель… Явление будет именоваться, так или иначе, соответственно цели этого действия, движения.

00:25:16 Когда, скажем, человек. Даже воровство или убийство могут быть позволены, чтобы спасти себя или кого-то. Однажды я давал лекцию в университете в Дакке и один студент-мусульманин, аспирант по русским стандартам, возможно. В каждой лекции обычно я говорил, просил аудиторию. Когда я даю лекцию, в ходе лекции, пожалуйста, не задавайте вопросы, а по окончанию лекции, вы можете задавать любые вопросы. Когда лекция завершилась, один студент-мусульманин, юноша мусульманин, поднялся и задал следующий вопрос. Он сказал: «По вашим словам Рамачандра является идеальным царем. Но как вы объясните тот эпизод, когда Рамачандра обезглавил некого шудру? Какой-то человек был порождением шудры и совершал аскезы. Рамачандра отрубил ему голову. Как вы оправдаете этот поступок? С какой стати он отрубил голову этому шудруке? Этот человек был невинен. Он все лишь на всего совершал аскезу. Поскольку он от рождения, по рождению, был шудрой, то Рамачандра отрубил ему голову по совету Васиштхи. Как вы можете оправдать этот поступок?»

00:26:59 Я ответил. Кто есть шудра?Шудча дхату. Дхату – корень. Это слово происходит от корня «скорбеть». Тот, кто скорбит, тот, кто испытывает печаль, скорбь – тот является шудрой. А кто скорбит? Тот, кто связан с реалиями смертного мира. Тот, кто связан с этими реалиями, тот не может не испытывать скорбь. Только в связи со смертью, с реалиями смерти мы не можем не испытывать печаль. Хираньякашипу, Равана и другие стремились к достижениям в смертном мире. Эти достижения влекут за собой реакцию. Они совершали аскезу. А каков смысл аскезы? Аскеза предназначена для того, чтобы обрести силу, могущество. Аскеза совершается для того, чтобы стать более сильным. Сильным для того, чтобы причинить вред другим живым существам, чтобы стать владыкой этого мира, чтобы убивать более широкомасштабно. С этой целью. И результатом является хаос, в результате этого могущества.

00:28:31 Когда человек приобретает тонкую власть над миром и причиняет вред окружающим людям, окружающему миру, то… Поэтому цель очень низка, низменна. Приобретение материального господства. Реакция неизбежна. Таким образом, это нечто пагубно. Это бедствие для страны. Это зло следует вырвать с корнем, уничтожить зло в зародыше. Так я объяснил этот эпизод студенту, и он не нашелся с ответом. Таким образом, что есть преданность и что есть карма. Мы должны понять.

Почему Рамачандра убил Бали Махараджа?

00:29:22 – Махарадж.
– Да.
– Хридананда Махарадж. У него есть вопрос. Каково объяснение того, что Рамачандра убил Бали, брата Сугривы?
– Рамачандра сам объяснил. И Валмики представил его объяснение в своем эпосе, поэме. В соответствии с мирским законом. Мы не можем в соответствии с мирским законом судить о деяниях Абсолюта. Так или иначе, Рамачандра дал объяснение своему поступку. Когда Бали находился на смертном одре, то он призвал Рамачандру к ответу. «Я невинен, – сказал он, – я не причинил тебе вред. Я не совершал ничего дурного в твой адрес. Я не позарился на твои интересы. Я мог бы исполнить твои желания, принести тебе Ситу за один день. Я не знаю, какой грех я совершил. Я невинное существо, живущее в лесу, и безо всякой причины ты убил меня».

00:31:05 Рамачандра ответил: «Администрация, ответственность была возложена Брахмой на Сурьявамшу, членов династии Солнца, рода Сурьи. Есть некоторые личности, многочисленные, подобные грибам, которые вырастают хаотично по своей воли и пытаются управлять миром. Но это неправильно, поскольку Брахма, творец мироздания, возложил бремя ответственности за управление этим миром на плечи представителей нашей династии. И любой человек, который был рожден в Сурьявамши автоматически, в силу этого рождения, наделен функцией полицейского. Он может вершить суд самолично, поскольку он уполномочен действовать в этом качестве, высшим авторитетом. Даже если этот представитель Сурьявамша, не получает, казалось бы, непосредственного указания из Центра, сиюминутного, текущего указания.

00:32:32 Ты принял жену Сугривы. Согласно твоему социальному протоколу, что является наказуемым поступком, заслуживает криминального наказания соответственно правилам твоего же общества. Младший не может принимать жену старшего. Старший может принимать жену младшего. Младший не может принимать в качестве жены, жену своего старшего брата. Ты же приступил это правило, поэтому ты принял в качестве жены, жену Сугривы. Ты заслуживаешь наказание. Это один момент. Во-вторых, у меня не было иной альтернативы спасти Брахму, кроме как убить тебя воровски, украдкой. А иначе Брахма лишился своего достоинства или позиции. Согласно тому обещанию, которое дал Брахма: «Любой, кто будет сражаться с тобой лицом к лицу. Ты будешь в десять раз сильнее своего противника, кем бы он ни был». Я мог бы одолеть тебя в честном бою, но в этом случае обещание Брахмы не было бы выполнено. Поэтому я был вынужден убить тебя тайно.

00:34:23 – «Что говорит Гуру Махарадж?, – переспрашивает, видимо, Хридананда Махараджа.
– «В десять раз сильнее, – объясняет Шрипад Госвами Махарадж.
– В конечном счете, Бали пришел в чувство и сказал: «Я чувствую, что это моя удача. Я умираю, погибаю от твоей руки, а ты – Нарайана. Это великая удача быть убитым, найти смерть от твоей руки. Всё, что связано с Тобой, Твоя личность – всё это чистейшее, чисто, зенит чистоты. Любые грехи, которые возможно были во мне, теперь я чист от этих грехов, поскольку я получил наказание из твоих рук. И, несомненно, меня ждет лучезарное будущее за пределами моих самых смелых ожиданий». Сам Бали сказал подобное.

Положение ачарьи, духовного учителя

00:35:31 – Могу я вас спросить?
– Да.
– Дина Кришна Махарадж спрашивал о том, как духовный учитель принимает карму ученика?
– Принимает карму?
– Когда духовный учитель принимает ученика, инициирует его, то карма ученика забирается его гуру? Это правда?
– Карма, т.е. греховные реакции. Во время дикши гуру забирает его карму.
– Конечно. В тонкой форме определённая ответственность присутствует.
– Но гуру, это джива? Кто забирает карму, Кришна?
Гуру не есть джива. Кришна входит в дживу. Можно выразиться так. Но когда это вдохновение, откровение или указание нисходит к ученику через гуру или в личность гуру это высшее начало нисходит, то эту личность нельзя рассматривать, как дживу более. Этот посредник, этот агент, который приходит, чтобы спасти ученика, чтобы отвести его на Голоку. Шишья должен рассматривать своего гуру таким образом.

00:37:09 Я не есть это тело, не есть эта ментальная система, но Кришна действует, работает для меня. Кришна занимает своё положение в этом джентльмене. Нечто в этом роде. Ачарья мам виджани йат. Это Его делегация, Его уполномоченный. Меня интересует эта сторона данной личности, ачарьи, гуру. Таким будет путь встречи двух сторон, утверждение взаимоотношений, связи. Связь будет такой. Связь между мной и этим джентльменом. Этот поток, это чувство, этот сентимент должны пробудиться. Вайкунтха, поток Вайкунтхи, поток души, поток чистого взаимодействия – давать и принимать, жертвы и дара.

00:38:14 Гуру не принимает служение от людей для себя, но он посылает это служение своему гуру, тот – своему гуру. И так эти подношения достигают Кришны. То малое, физическое служение, которое гуру принимает, он также посылает своему гуру. Поскольку, таким образом, ученик может быть воодушевлен, вдохновлен, понимая, что гуру не есть приниматель этого дара. Внешне – он приниматель, но ментально или духовно – он передает этот дар или это подношение выше. Служение, которое я принимаю, делает меня пригодным. Так чувствует гуру. Делает меня пригодным, квалифицированным, благодаря чему я могу совершать большее служение. Поэтому подобное положение вещей не предрассудительно. Оно законно и естественно. Оно порождает нечто. Нечто чистого характера, помогает каждому, каждой из сторон в этом взаимодействии.

00:39:28 В то же время гуру чувствует: «Я не могу продолжать мою мирскую жизнь без помощи, но я принимаю эту помощь исключительно в определённом умонастроении. Я знаю ради чего я её принимаю. Если бы я её не принимал, то я не смог бы продолжать моё служение. Если я приму позицию отрешенного, того, кто отказывается от служения в свой адрес, то я окажусь в проигрыше. Мое служение пострадает». В этом духе, исключительно в этом духе гуру принимает то, что ему подносят. Ради дела Кришны, ради дела своего гуру, он… Скажем, карма-чарьи, менеджер. Менеджер не тратит деньги на личное, направо и налево. Если он будет тратить деньги своего хозяина направо и налево, то он будет нести ответственность. Но управляющий, хозяин может ему сказать: «Из-за того, что ты чрезмерно поскупился, то ты нанес урон моему бизнесу». Поэтому мы должны совершать служение Кришне, гуру, вайшнаву.

00:41:15 Я должен отказаться от тенденции быть скупцом. Это майявада, это отречение, дух отречения. Он погубит нас. Он погубит мой интерес. Вы понимаете, о чем идет речь? Это юкта-вайрагья, т.е. уместная отрешенность: я буду принимать, брать что-то из кладовой Кришны. Ровно столько, чтобы я был, оставался жив-здоров и мог продолжать служение. Это все на счету Кришны. Это счет Кришны. Если я не делаю этого, то я буду сепаратистом. Я буду майавади, я буду отреченцем. Максимум служения я буду принимать. Максимум служения Кришне я буду совершать. А тот минимум, который необходим для меня, чтобы я мог совершать максимум этого служения Кришне, я буду принимать ровно столько.

00:42:30 – Шридхар Махарадж.
– Да.
– Мы слышали, что духовный учитель. Когда духовный учитель болеет, то это вызвано грехами его учеников. Это правда?
– Это может быть так в некоторых случаях, не всегда. Не всегда. До известной степени это может быть. Когда человек занимает положение гуру, вдохновляет или воодушевляет знать, ученика воодушевляет знать, что учитель может страдать. Но с абсолютной точки зрения следует рассматривать положение гуру. С относительной точки зрения может быть так, но следует рассматривать его положение с абсолютной точки зрения. В целом, подобное утверждение не является абсолютно ошибочным, подобное представление.

Каков смысл слова «спасибо»?

00:44:03 – Каков смысл слова «спасибо»? Вы всегда используете это слово, но у меня не слишком хорошее отношение к подобному слову. Это выражение благодарности?
– Да, мы чувствуем благодарность, признательность вам.
– Это выражение благодарности, да? В таком случае показывает подобно дару. Дар предполагает, что кто-то, один является владельцем, собственником некой вещи. Спасибо, благодарю, предполагает существование второй стороны – того, кого ты благодаришь. Не так ли?
– «Да, – говорит Госвами Махарадж».
– Да, ты отдельная сторона и ты получаешь что-то, и в ответ ты говоришь: «Спасибо». Ты отдельная сторона, но мы с вами… Мы одна сторона с Махапрабху. Мы единое целое. У меня такое слово, как спасибо вызывает не слишком благоприятное впечатление в сердце. Позиция или отношение.

00:45:50 – А каким должен быть реальный сентимент, чувство?
– Благословленный или нечто в этом роде. Но спасибо.
– Шрила Гуру Махарадж объясняет на бенгали. Интересно, кому?
– Какое выражение должно звучать, использоваться?

00:46:57 – «Тот, кто занимает положение, находится в положении ученика, – говорит Шрипад Госвами Махарадж, – должен каким-то образом отплатить своему духовному учителю?»
– Что, что?
– Тот, кто находится в положении ученика, тот должен пытаться каким-то образом отплатить?
– Отплатить, кому? Своему наставнику?
– Да. Я скажу иначе. Я бы сказал так, что человек не должен думать, что это его собственность или это то, чем он распоряжается. Это все собственность моего гуру или слуг моего гуру. Таким должно быть видение. Мы слышали, даже слышали наш Гуру Махарадж говорил: «Вся работа в миссии – это моя работа. Я должен выполнять все виды служения в миссии. Служение моему Владыки – это моё служение. Но я не способен его выполнять, поэтому Кришна послал мне столь многих, призванных помогать мне, помощников. Они так же суть мои гуру, пришедшие ко мне, чтобы облегчить мой труд».

00:48:13 Прабхупад рассматривал своих учеников, как своих гуру. Своих гуру… в правильном измерении. Он сказал: «Когда я наказываю ученика. Не наказываю, но ругаю ученика, то это моя… Как это называется по-английски? Это мой искусственный темперамент». Махапрабху так же сказал Санатане: «То, что я говорю тебе – это мой пралап». Пралап означает речи безумца. Мне неизвестен смысл всех этих выражений, но я чувствую, что Кришна одаривает тебя милостью, посылает нечто тебе через меня. Но сказать, что я знаю всё. Когда я занимаю такую позицию, что я что-то знаю, даю тебе, то это мой пралап – мой бред, моё безумие. Я вне себя, когда я действую таким образом. Я сумасшедший, но в действительности всё это принадлежит моему гуру, и ты пришел ко мне, чтобы помочь мне в моих тщетных попытках служить моему гуру или Кришне.

00:49:51 Мы, по крайней мере, должны считать, что слуги моего гуру, Кришны. Имеется в виду, что так должен считать тот, кто занимает позицию гуру или ачарьи. Можно рассматривать, как лидера этого клана. Мой Гуру Махарадж назначил меня, чтобы вести этот клан. Эти люди суть слуги моего гурудева или Кришны. Таким образом, мы должны рассматривать учеников. Гуру должен рассматривать учеников. Я ясно выражаюсь?
– Да.
– То будет более реалистичное мышление, реальный образ мысли на пути. Немыслимо, абсурдно думать, что это мое, что это мои слуги или нечто вроде моей собственности. Ишавасьям. Кришна присутствует повсюду, все принадлежит Кришне и я претендую на то или моё притязание таково, что я один из Его, из тех, кто принадлежит Ему. Но что я могу сделать? Те малые способности, которые есть у меня, я должен использовать в служении Кришне и это наказ, который дал мне мой гуру и его ожидания соответствующие. То будет утешение, моё утешение в моей деятельности. Который час?

обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Таиланд | 12 March 2014