Очистительные процессы - Самскары
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:02 В «Шримад-Бхагаватам» (Песнь 7. Глава 11. Стих 35) говорится:
यस्य यल्लक्षणं प्रोक्तं पुंसो वर्णाभिव्यञ्जकम् ।
यदन्यत्रापि दृश्येत तत्तेनैव विनिर्दिशेत् ॥ ३५ ॥
ясья ял лакшанам проктам аумсо варнабхивьянджакам яд аньятрапи дришьета тат тенаива винирдишет
«Обладающий отличительными признаками брахмана, кшатрия, вайшьи или шудры согласно тому, как было описано выше, должен быть отнесён к определённому классу согласно этим признакам, даже если он родился в другом классе». Кто отвергает этот метод, тот совершает грех.
00:00:30 Прежде чем установить принадлежность человека к определённому классу, следует дать ему возможность очиститься с помощью десяти очистительных процессов, заняться изучением Вед и шестью видами деятельности, начиная с поклонения и обучения поклонению, научиться правильно вести себя, вкушать остатки пищи духовного учителя, привязаться к духовному учителю, соблюдать обеты и быть правдивым.
00:00:59 Но если у брахмана, прошедшего все десять очистительных процессов, проявляются признаки вайшьи или шудры, он должен либо перестать называться очищенным, либо заняться работой вайший — это будет честно. Не поступать таким образом — значит быть себялюбцем и бессильным в исполнении Писаний.
00:01:23 Нилакантха в своём комментарии к «Махабхарате» (Шанти-парва. Глава 189. Стих 2.) приводит следующую фразу из смрити:
(ясьяите 'шта-чатваримшат самскарах са брахманах)
«Совершивший сорок восемь самскар — брахман»
00:01:42 *Примечание - Согласно мнению приверженцев пути кармы, существует 48 самскар:
1) гарбхадхана (зачатие);
2) пум-савана (обряд для рождения ребёнка мужского пола);
3) симантоннаяна (разделение волос пробором);
4) джата-карма (обряды после рождения ребёнка);
5) нама-карана (церемония наречения именем);
6) нишкрамана (первый вынос ребенка из комнаты);
7) анна-прашшана (первое вкушение зерновых);
8) карна-ведха (прокалывание ушей);
9) чауда-карма (обритие головы);
10) упанаяна (священный шнур);
11) самавартана (завершение образования);
12) виваха (свадьба);
13) антьешти (погребение);
14) дева-ягья (жертвоприношение богам);
15) питри-ягья (жертвоприношение предкам);
16) бхута-ягья (жертвоприношение всем живым существам);
17) нара-ягья (жертвоприношение человеческим существам);
18) атитхи-ягья (жертвоприношение гостям);
19) дева-врата-чатуштая, четыре вида ведических обетов;
20) аштака-шраддха, восемь видов шраддхи;
21) парвана-шраддха;
22) шравани;
23) аграяни;
24) прауштха-пади;
25) чаитри;
26) ашваюджи;
27) агни-адхана;
28) агни-хотра;
29) дарша-паурнамаси;
30) аграянешти;
31) чатурмасья;
32) нирудха-пашу-бандха;
33) саутра-мани;
34) агни-штома;
35) атьягни-штома;
36) уктха;
37) шодаши;
38) ваджпея;
39) атиратра;
40) апторьяма;
41) раджасуя (это название различных жертвоприношений);
42) сарва-бхута-дая (милость ко всем живым существам);
43) лока-дваяча-туртха;
44) кшанти (прощение);
45) анасуя (свобода от зависти);
46) шауча (чистота);
47) анаяса-мангала-чара (благие деяния, совершаемые без приложения усилий);
48) акарпанья асприха (свобода от скупости и желания).
00:04:18 Согласно мнению приверженцев бхагавата-марги, в «Махабхарате» упоминаются 48 видов самскар. Из них тапа, пундра и нама предназначены для каништха-адхи-кари. Предыдущие три плюс мантра и йога — это пять самскар для мадхьяма-адхикари. Уттама-адхикари следуют девяти разновидностям служения, исполняют двадцать пять самскар из «Артха-панчаки» и девять брахманских самскар. В церемонию посвящения, когда даются мантры, включаются десять брахманских самскар, начиная с гарбхадханы.
00:04:58 Маха-бхагаваты могут проходить еще девять самскар, что в общем составляет сорок восемь самскар. Когда Шри Ямуначарья и Апайя Дикшита говорят о сорока самскарах, подразумевается, что все брахманские самскары учитываются как одна.
00:05:18 Шри Ямуначарья утверждает в «Агама-праманье»:
(яд апйуктам гарбхадханади-даханта-самскарантара-севанад бхагаватанам абрахманъям ити, татрапйагъя-нам эвапарадхъяти, на пунар аюшмато дошах; йад эте вамша-парампарая ваджасанея-шакхам адхиянах катъяя-нади-грихйокта-маргена гарбхадханади-самскаран курва-те; в пунах савитрй-анувачана-прабхрититрайи-дхар-ма-тъягена экаяна-шрути-вихитан эва чатваримшат самскаран курвате 'пи сва-шакха-грихйоктам артхамят-ха-вад анутиштхаманах на шакхантария-кармануштха-над брахманъят прачъяванте анъешам апи пара-шакха-вихита-кармануштхана-нимиттабрахманъя-прасангат)
«Те, кто говорят, будто бхагаваты лишились брахманского достоинства, поскольку они отвергают ведические самскары, от гарбхадхана-самскары до погребальной церемонии, и принимают иную систему очистительных ритуалов, — невежественные оскорбители.
00:05:40 Все же говорящие так — да живут они долго — не совсем ошибаются, поскольку бхагаваты, изучив раздел Вед «Ваджасанея», принадлежащий к их семейной традиции, совершают гарбхадхану и другие самскары, пользуясь методами, предписанными в «Грихья-сутрах» Катьяяны и других. Более того, бхагаваты, отвергшие ведические обряды, например савитри-анувачану (пение ведических мантр, делающих человека носителем жертвенного шнура), и вместо этого совершающие сорок самскар, предписанных в Экаяна-шрути, поступают согласно принципам Грихья-сутр своего ответвления, и поэтому они не падают с положения брахманов из-за того, что не исполняют ритуалов, относящихся к другому ответвлению.
00:06:29 В конце концов, если брахман, принадлежащий к одному из ответвлений Вед, должен считаться падшим из-за того, что не соблюдает обрядов всех ответвлений, то тогда приверженцы остальных ответвлений также должны считаться падшими, ведь и они тоже не исполняют ритуалов остальных ответвлений».