Варна определяется качествами
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:03 Из всех приведенных ведических сказаний становится ясно, что варна человека определяется его качествами.
00:00:11 Пришадхра, сын Ману, был единственным кшатрием, превратившимся в шудру из-за того, что, сам того не ведая, убил корову. Об этом говорит «Шримад-Бхагаватам» (9.2.9-10):
00:00:28 तं शशाप कुलाचार्य: कृतागसमकामत: ।
न क्षत्रबन्धु: शूद्रस्त्वं कर्मणा भवितामुना ॥ ९ ॥
एवं शप्तस्तु गुरुणा प्रत्यगृह्णात् कृताञ्जलि: ।
अधारयद् व्रतं वीर ऊर्ध्वरेता मुनिप्रियम् ॥ १० ॥
на кшатра-бандхух шудрас твам кармана бхавитамуна
эвам шаптас ту гуруна пратьягрихнат кританджалих
«"В следующей жизни ты не сможешь стать кшатрием. Вместо этого ты станешь шудрой, ибо ты убил корову". Когда духовный учитель так проклял героя Пришадхру, последний принял проклятие со сложенными руками».
00:00:47 Дишта был сыном Ману. Дишта был кшатрием, а его сын, которого звали Набхага, стал вайшьей. Об этом также повествует «Шримад-Бхагаватам» (9.2.23):
00:01:02 набхаго дишта-путро 'ньях кармана ваишьятам гатах
«У Дишты был сын по имени Набхага. Этот Набхага, которого не следует путать с Набхагой, о котором пойдет речь в дальнейшем, стал вайшьей из-за своих деяний».
00:01:14 Более того, его потомки постепенно опять стали кшатриями. Как описано в «Хари-вамше» (10.30):
00:01:23 набхагоришта-путраш ча кшатрия ваишьятам гатах
«Набхага и сыновья Аришты были кшатриями, но стали вайшьями».
00:01:30 В настоящее время варна определяется по рождению. Но древнейшая, разумная и признанная шастрами система определения варны предписывает обращать внимание прежде всего на качества человека. Такой подход не является нововведением, основанным на воображении каких-то эгоцентриков.
00:01:52 В своем комментарии к «Махабхарате» (Вана-парва, 180.25, 26) Шри Нилакантха ясно говорит:
00:02:03 шудра-лакшма камадикам на брахмане 'сти. напи брахмана-лакшма шамадикам шудре 'сти. шудро 'пи шамадй-упето брахмана эва. брахмано 'пи камадй-упетах шудра эва.
«Качества шудры, такие как похоть, отсутствуют у брахмана. Подобно этому, качества брахмана, такие как умиротворенность, отсутствуют у шудры. Шудра, обладающий качеством умиротворенности, несомненно — брахман, а брахман, отличающийся похотью, несомненно — шудра».
00:02:25 Комментируя «Шримад-Бхагаватам» (7.11.35), Шрила Шридхара Свамипада прояснил вышеприведенное утверждение следующим образом:
00:02:37 шамадибхир эва брахманади-вьявахаро мукхйо на джати-матрад итй axa ясьети — яд яди аньятра варнантаре 'пи дришьета тад варнантарам тенаива лак-шана-нимитенаива варнена винирдишет на ту джатинимитенетй артхах
«Брахман определяется, в первую очередь, качествами, например умиротворенностью, а вовсе не рождением. Если подобными качествами обладает человек, рожденный не в брахманском роду, то его все равно следует считать брахманом. Человека нельзя относить к той или иной касте лишь потому, что он родился в ней».
00:03:01 Многие из тех, кто не был рожден в брахманских семьях, стали брахманами, пройдя должное посвящение. Те, кто изучает историю Индии, знакомы с многочисленными примерами этого. После того, как эти выдающиеся люди становились посвященными брахманами, их потомки наследовали титул брахмана просто по рождению. Сегодня вся Индия наполнена подобными потомками брахманов, чья единственная добродетель — высокое рождение.
00:03:35 Даже если человек развивал в себе необходимые качества и проходил посвящение, его всё равно могли счесть брахманом только на основании рождения, не принимая во внимание качества. Но так как современная социальная система деградировала, очень редко можно найти действительно достойных, посвященных потомственных брахманов.
00:03:58 Рассказывают, что в Варанаси жил один весьма образованный и не имевший себе равных санньяси, имя которого произносили с почтением все ученые Индии. Он дал брахманское посвящение одному из своих учеников, в ком видел брахманические качества. Упоминая о своем гурудеве, этот ученик провозглашал, что удостоился священного положения брахмана благодаря могуществу церемонии посвящения шнуром.