Признаки уттама мадхьяма и каништха вайшнавов
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:03 В «Бхакти-сандарбхе» Шри Джива Прабху говорит:
(татах према-таратамъена бхакта-махаттва-таратамъям мукхъям. яир лингаих са бхагаватах прия уттама-мадхъяматади-вивикто бхавати танилингани. татраива арчана-марге три-видхатвам лабхъяте. падмоттара-кхандоктам махатвам ту арчана-марга-паранам мадхъя эва гъеям)
00:00:08 «Далее, мы рассматриваем вайшнава как уттаму, мадхъяму или каништху прежде всего по степени развития его любви к Богу. Единственным критерием для сравнения положения каништха, мадхъяма и уттама являются признаки, которые говорят о том, кто дорог Господу, кто Ему ещё дороже, а кто самый для Него дорогой. В панчаратрика-арчана-марге существует три вида преданных. Слава вайшнавов, описываемая в Уттара-кханде «Падма-пураны», относится лишь к последователям панчаратрика-арчана-марги.
00:00:57 (татра махаттвам — тапади панча-самскари наведжья-карма-караках артха-панчака-вид випро маха-бхагаватах смритах)
«Признаки уттамы, или маха-бхагаваты, согласно арча-на-марге, таковы: "Брахман, прошедший через пять типов самскар, то есть процессов очищения, таких как Тапа, исполнивший ритуалы поклонения и понявший «Артха-панчаку» (*сноска автора Трактат о пяти типах знания. О нём будет сказано позже), называется маха-бхагаватой"».
00:01:15 «Признаки мадхъямы, согласно панчаратрика-арчана-марге, таковы: "Пять типов самскар — это Тапа, пундра, нама, мантра и джапа. Согласно учению панчаратрики, исполняющий эти пять видов деятельности называется мадхъяма-бхагаватой"».
00:01:37 (татра каништхатвам — шанкха-чакрадй-урдхва-пундра- дхаранадй-атма-лакшанам тан-намаскаранам чаива ваишнаватвам ихочьяте)
«Признаки каништхи, согласно арчана-марге, таковы: "Отмечающий свое тело четырьмя знаками Вишну — раковиной, чакрой, булавой и лотосом, а также предлагающий поклоны другим вайшнавам, чьи тела отмечены этими знаками, называется каништхой"».
00:01:58 Кроме свидетельства системы панчаратрики мы опишем также состояние сознания маха-бхагаваты, согласно бхава-марге, как о том говорится в «Шримад-Бхагаватам» (Песнь 11. Глава 2. Стих 45):
श्रीहविरुवाच सर्वभूतेषु य:
पश्येद् भगवद्भावमात्मन: ।
भूतानि भगवत्यात्मन्येष भागवतोत्तम: ॥ ४५ ॥
śrī-havir uvāca
sarva-bhūteṣu yaḥ paśyed bhagavad-bhāvam ātmanaḥ
bhūtāni bhagavaty ātmany eṣa bhāgavatottamaḥ
00:02:15 «Шри Хавир сказал: "Самый возвышенный преданный, или маха-бхагавата, во всем видит душу всех душ, Верховную Божественную Личность, Шри Кришну. Соответственно, он всё рассматривает в связи со Всевышним Господом и понимает, что всё существующее вечно пребывает в Господе"».
00:02:38 Имперсоналисты, полагающие, будто бы живое существо и Всевышний Господь — одно и то же, отвергают принцип, изложенный в этом стихе «Шримад Бхагаватам».
00:02:50 Восприятие обусловленных живых существ равными Всевышнему Господу полностью противоречит принципам преданного служения и истинной природе маха-бхагават. Их настроению соответствует настроение девушек Враджи, описанное в «Шримад-Бхагаватам» (10.35.9 — vana-latās tarava ātmani viṣṇuṁ), (10.21.15 — nadyas tadā tad upadhārya mukunda-gītam), (10.90.15 — kurari vilapasi).
00:03:18 Особенности мышления мадхъяма-бхагаваты описаны в «Шримад-Бхагаватам» (Песнь 11. Глава 2. Стих 46) следующим образом:
ईश्वरे तदधीनेषु बालिशेषु द्विषत्सु च ।
प्रेममैत्रीकृपोपेक्षा य: करोति स मध्यम: ॥ ४६ ॥
śvare tad-adhīneṣu bāliśeṣu dviṣatsu ca
prema-maitrī-kṛpopekṣā yaḥ karoti sa madhyamaḥ
«Преданный промежуточного, или второго, уровня, называемый мадхъяма-адхикари, отдаёт свою любовь Верховной Божественной Личности, является искренним другом всех преданных Господа, выказывает милость простодушным невежественным людям и избегает тех, кто завидует Верховной Божественной Личности».
00:03:51 Далее «Шримад-Бхагаватам» (Песнь 11. Глава 2. Стих 47) объясняет признаки каништхи в рамках внешних проявлений исполнения им бхагавата-дхармы, а также его образа мысли:
अर्चायामेव हरये पूजां य: श्रद्धयेहते ।
न तद्भक्तेषु चान्येषु स भक्त: प्राकृत: स्मृत: ॥ ४७ ॥
arcāyām eva haraye pūjāṁ yaḥ śraddhayehate
na tad-bhakteṣu cānyeṣu sa bhaktaḥ prākṛtaḥ smṛtaḥ
«Преданный, с верой поклоняющийся Божеству в храме, но не ведущий себя правильно по отношению к другим преданным и остальным людям, называется пракрита-бхактой — материалистичным преданным, и считается стоящим на низшем уровне». Именно к таким людям относится стих ясъятма-буддхих («Шримад-Бхагаватам», Песнь 10. Глава 84. Стих 13).
00:04:32 Прабхупада Шрила Джива Госвами и все остальные ачаръи-вишнупады, полностью и во всем полагающиеся на стопы-лотосы Шри Шри Гауры, следуют путем бхавы согласно философии «Шримад-Бхагаватам». Среди последователей Шри Гауры более важным считается путь бхавы, а не панчаратрика-арчаны, к которому лишь до некоторой степени прибегают в поклонении Божествам преданные-каништхи. Шри Лакшми Пури и Шри Шримад Вишнупада Мадхавендра Пури, пришедшие учителями в линии ученической преемственности Шримад Ачарьи Анандатиртха Пурнапрагья Мадхвапады, были приверженцами чистой системы бхагаваты на пути бхава-марги. От Шри Мадхавендры Пури бхагавата-дхарма на пути бхавы перешла к последователям Шри Чайтаньи и полностью проявилась в них.
00:05:29 Хотя бхагавата-марга, идущая от Шри Мадхвачарьи, принималась ачарьями его ученической преемственности (например, Шри Вьясой Раей, Шри Рагхавендрой Яти, Шри Виджаядхваджей, а также ачаръями, принадлежащими к матхам Удупи, — такими как Кришнапура, Путтуги, Соде, Педжавара, Агханаду, Каннура, Паланаду а также управителями храмов Кудамбары, Чикки и Манакатти), они всё же были последователями принципов варнашрамы панчаратрика-арчана-марги.
00:06:05 В отношении девятичастного процесса поклонения Божеству согласно системе панчаратрика, Шри Дживапада процитировал следующий стих:
(арчанам мантра-патханам його яго хи ванданам нама-санкиртанам сева тач-чинхаир анканам татха тадиярадханам чеджья навадха бхидьяте шубхе)
«О добродетельнейшая, девять аспектов поклонения Божеству — это предложение пуджи, пение мантр, размышления, огненные жертвоприношения, молитва, пение святых имен, служение, украшение тела благоприятными знаками и поклонение вайшнавам».
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 09 March 2024