Просто слушайте Кришну и Бхагавад-гиту

Хайдерабад - 20 April 1974
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:32:24 | качество: mp3 128kB/s 30 Mb | прослушано: 67 | скачано: 127 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 13, текст 4, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 20 апреля 1974 года в Хайдарабаде, Индия.
Перевод: «Сейчас Я вкратце расскажу тебе о поле деятельности, о том, из чего оно состоит, каким изменениям подвергается, откуда возникает, кто является знающим поле и какое влияние он оказывает на поле».

00:00:33 Итак, вчера мы разбирали вопросы Арджуны. В некоторой степени мы уже обсудили откуда мы должны получить знания, совершенный и безупречные знания, не подверженные влиянию иллюзии. Нам присуще четыре недостатка: мы совершаем ошибки, мы подвержены иллюзии, наши чувства не совершенны, а также мы склонны к обману. Все эти несовершенства свойственны нам. Каким бы великим ни был человек, он допускает ошибки в подсчетах. Ошибаться свойственно человеку. Мы поддаемся иллюзии, иными словами, мы принимаем одно за другое. Например, мы считаем себя телом. Это иллюзия. Во власти этой иллюзии пребывает весь мир. Все рассуждают с позиции тела. Согласно ведическому знанию, каждый, кто отождествляет тело с собой, не лучше коровы и осла, сайва го кхара. Таковы наши недостатки.

00:02:32 Брама, парамада, випралиса, карана, патала. Каран, значит чувства, инструмент при помощи которого мы получаем знания. Чувства не совершенны. Как же мы со столькими несовершенствами можем давать истинное знание? Это невозможно. Поэтому любое знание, полученное от несовершенных людей, тоже несовершенно. Следовательно, мы должны воспринимать знания от Всевышнего. Шипат Шанкарачарья говорит: «Нараяна находится за пределами материального творения. Он существовал до возникновения материального мира». Нараяна существует до сотворения мира и остается после его разрушения. К примеру, мы живые существа, души, являемся неотъемлемыми частицами Нараяны. Мы существовали до сотворения наших с вами нынешних тел, и мы продолжим существовать после их разрушения. Мы- реальные, настоящие, то есть вечные души, ахам брахмасми, не исчезаем после разрушения тела. Аналогично, Нараяна продолжает существовать после уничтожения гигантского материального тела вселенной. Мы являемся неотъемлемыми частицами Нараяны.

00:04:43 У Нараяны два вида экспансий. Одна именуется Свамшей, личной экспансией. У Господа множество воплощений. У Нараяны великое множество форм. Кришна- изначальный Нараяна. Из Кришны исходит экспансия, Читур Вьюха: Васудева, Санкаршана, Анирудха, Прадъюмна. Затем Нараяна. Из Нараяны появляются Пуруша аватары: Маха Вишну аватара, Кширокадашаи Вишну аватара, Гарбхокадашаи Вишну аватара. Таким образом, у Нараяны есть личные экспансии. Мы узнаем об этом из ведических текстов. Итак, мы тоже экспансии Нараяны, вибхинамши, нас называют вибхина- отделенными частицами, неотъемлемыми частицами Нараяны.

00:06:12 Итак, мы должны получать знание от Нараяны или Кришны. Такое знание совершенно. Веды- это знание от Нараяны, поэтому оно совершенно, тена брахма хрида адикавайе. Господь Нараяна наделил ведическим знанием Господа Брахму. Господь Брахма не является независимым, он получил знание от Нараяны. Если вы обретаете знание таким путем, ваше знание совершенно. Этот Нараяна Бхагаван Свайям Кришна Нараяна. Если вы получаете знание от Кришны, оно совершенно, поэтому Арджуна задает эти вопросы: что такое материальная природа, пракрити пурушам, кто эти живые существа, пытающиеся наслаждаться материальной природой? Пуруша желает наслаждаться пракрити. Это я объяснял вчера. Хотя мы тоже пракрити, в настоящий момент мы пребываем в сознании пуруши. К примеру, в этом мире есть мужчины и женщины. Мужчина пытается наслаждаться женщиной, а женщина- мужчиной. Такое сознание наслаждения именуется пурушей. В действительности, мы не пуруша, мы тоже пракрити. Мы относимся к высшей пракрити, но мы- пракрити. Однако, так как мы пытаемся наслаждаться другой пракрити, не живой материей, иногда нас называют пурушами, теми, кто пребывает в сознании пуруши.

00:08:13 Итак, Арджуна задает вопрос о пракритим пуруше. Что такое пуруша, что такое пракрити? Кшетра, кшетра гья, что такое тело, кшетра и кто является владельцем тела? Мы должны это знать, с этого начинается Бхагавад Гита. Духовная наука начинается с понимания того, что такое тело и кто является хозяином тела. С этого начинается духовное знание. Когда Кришна заговорил о Бхагавад Гите и Арджуна решил стать Его учеником, когда он сказал это. Арджуна не понимал, сражаться ему или нет. И эту проблему нельзя было решить в дружеской беседе, поэтому Арджуна предался Кришне, как Шишьям, как ученик, а не как друг. И как духовный учитель, Кришна тут же отчитал Арджуну: «ты говоришь, как ученый человек, но ты сокрушаешься о том, о чем не станет скорбеть ни один настоящий ученый, пандит». Он очень мягко отругал Арджуну. Кришна намеками дал ему понять: «ты не пандит, ты глупец, ибо ученые мужи не придают телу большого значения, мануш ачинта пандита». Таковыми являются пандиты, они не считают тело чем-то очень важным. Но в настоящий момент все думают, что нет нечего важнее тела.

00:10:33 Согласно Бхагавад Гите, в соответствии ведическими представлениями, каждый. Кто придает телу слишком большое значение, именуется го кхара, ослом или коровой. Тем более, такого человека не назовут пандитом. Но в настоящий момент вся образовательная система сосредоточена на теле, на том, как окружить тело комфортом. Однако, тот, кто наделен духовным знанием, не пренебрегает телом, нет, смысл не в этом. Но самое важное знание- это знание о душе, ахам брахмасми, брахма гьяна. Что касается тела, то мы заботились о нем столько жизней, когда были животными, птицами, водоплавающими. Теперь, [не понятно], так учит Веданта, теперь мы должны позаботиться о душе, о брахмане. Это необходимо. Вот, что такое духовное знание.

00:11:55 К сожалению, из-за недостатка духовного знания, из-за недостатка должного обучения Бхагавад Гиты, мы лишь заботимся о временном теле. Здесь говорится именно об этом. Прежде всего, Кришна сказал, что тело- это кшетра. Кшетра значит поле деятельности. Мы действуем в соответствии с телом, которое получили. Действует хозяин тела. Например, у пахаря есть некий надел земли, и он культивирует его, выращивая столько, сколько позволяет ему способности. Это называется карма канда. Мы действуем при помощи тела, пожинаем плоды и наслаждаемся ими. Таким образом, мы проходим один и тот же опыт, перерождаясь из одного тела в другое.

00:13:11 Кришна объясняет, прежде всего Он объяснил, что мы- живые существа являемся собственниками тела, но есть и другой хозяин. Это Кришна. Например, в сдаваемом в наем доме живут, как постоялец, так и владелец дома. Точно также мы являемся съемщиками своего тела, а Кришна- его истинным владельцем. Поэтому Кришна говорит: кшетра гьям чепамам видхи. Например, у арендодателей есть сотни домов, в каждом из которых проживает постоялец, но арендодатель владеет всеми домами. Аналогично, в каждом теле живут два существа: индивидуальная душа и Верховный Господь. Оба они находятся в сердце, хридеша, здесь говорится об этом. Все знают, что из сердца энергия распределяется по всему телу, но как только сердце прекращает функционировать, тело перестает существовать. Все знают об этом, поэтому сердце-это офис, это кабинет, где сидят душа и Сверхдуша, атма и Параматма. Это описывается в Упанишадах: две птицы сидят на одном дереве. Деревом является наше тело, а две птицы- это индивидуальная душа и Сверхдуша. Обе они находятся в сердце, как друзья. Одна птица клюет плоды дерева, другая лишь наблюдает, упадрашта ануманта. Птица, поедающая плоды, спрашивает: «можно мне съесть этот плод»? Другая птица говорит: «нет». Но первая птица настаивает: «нет, я съем». «Хорошо, ешь на свой страх и риск». По- моему об этом писал Мильтон в «Потерянном рае».

00:16:16 Итак, Параматма находится в вашем сердце, чтобы вести вас. Без дозволения Господа вы не сможете ничем насладиться. Но Он дает разрешение. Если вы настаиваете, Он дозволяет: «хорошо, действуй, но под свою ответственность». Когда же человек уже сыт по горло своими поступками, он может опять прийти к Богу, «что же мне делать»? Но Бог заявляет открыто, птица- Сверхдуша не устает ждать: «когда же птица- душа повернется к ней». Она так милостива. «Мой дорогой друг, почему ты пытаешься стать счастливым, наслаждаясь материальными плодами, своей деятельностью, в своем нынешнем теле»?

00:17:23 Мы создаем разные виды плодов. Жизнь за жизнью мы рождаемся в телах разных форм, которые создаем своей кармой. Мы хотели такое тело, и мы получаем его. Если вы хотите тело, как у тигра, чтобы есть мясо и пить кровь, Кришна предоставит вам тело тигра. Если вы хотите тело, как у полубога, вы получите его. Вы можете всё получить йатхеч си татха куру, Кришна говорит: «чтобы ты не хотел, Я предоставлю тебе возможности достичь этого». Но лучший совет: сарва дхармам паритьяджа. Это наилучший путь. Но решение о том, идти по нему или нет, принимать мне. Кришна не вмешивается в нашу независимость, так как мы- неотъемлемые частицы Кришны. У нас есть некоторая независимость, небольшая, не абсолютная. Мы не обладаем полной свободой, как Кришна. Кришна- сварат, абсолютно независим. Сварат означает абсолютно свободный, но мы, будучи неотъемлемыми частями Кришны, тоже обладаем некоторой независимостью.

00:19:05 Итак, злоупотребляя своей независимостью, вместо того, чтобы служить Кришне, мы служим своим чувствам, поэтому бхакти-марга-это очищение чувств. Очищая чувства, мы приходим в сознание Кришны. Это определение бхакти. Бхакти- это возвращение в изначальное сознание через очищение чувств. Как очистить чувства? Для этого существует метод бхакти- йоги. Это первое, что мы должны делать. Пожалуйста, приходите сюда, слушайте о Кришне, беседу Арджуны с Кришной. Это очень хорошо. Если вы продолжаете так слушать, вы станете совершенными, просто слушая. Вам не обязательно делать что-либо еще. Кевалам, лишь слушая. Это рекомендация Шри Чайтанья Махапрабху.

00:20:27 Людям нужно предоставить возможность слушать, особенно в нынешнюю эпоху Кали югу. Они не могут делать нечего другого. Если же они согласятся лишь слушать, посидеть какое-то время, это можно делать в каждом доме. В Бхагавад Гите все изложено, если вся семья соберется вечером или утром на полчаса, чтобы почитать Бхагавад Гиту, прочитать мантру Харе Кришна, результат не заставит себя ждать, каждый дом наполнится счастьем. Такова наша проповедь Движения сознания Кришны. Просто постарайтесь слушать о Кришне. Кришна Сам рассказывает в Бхагавад Гите о Себе. Так почему бы не воспользоваться этой возможностью? Зачем упускать возможность слушать о Кришне, который предоставляет человеческую форму жизни. Каждый должен делать это. Не нужно только давать собственных ложных толкований, основанных на домыслах, не нужно. Просто слушайте Кришну, то, что Он говорит, нечего не искажая. Не пытайтесь давать неверные трактовки, это вам благо не принесет. Постарайтесь слушать Кришну.

00:22:03 Кришна говорит, что Он Верховная Личность Бога, нет нечего превыше Кришны. Признав лишь это, вы тотчас же наполовину постигаете духовную науку. Если вы просто примите это. Кришна говорит: «Матах паратарам наньят» и это заключение шастры. Это утверждение Брахма самхиты. В Шримад Бхагаватам сказано: Кришна сту Бхагаван свайям. Еще сказано, у нас есть описание многочисленных аватаров, воплощений. Они- экспансии Кришны: Рама, Нарасимха, Вараха, Матсья, их очень много, их сотни тысяч, всё это проявление Кришны. Но Кришна-Свайям Парамах пумам, Кришна- Верховная Личность. Примите Кришну, как источник всего. Кришна также объясняет, поистине разумные буддха и бхава- озаренные экстатической любовью, поклоняются Кришне, баджантемам. Сарвам, на заре творения были три Божества: Брахма, Вишну и Махешвара. Они тоже изошли из Кришны, матах сарвам. Сарвам включает в себя и Брахму, и Вишну, и Шиву. «И тот, кто прекрасно это знает, наделенный знанием, поклоняется Мне». Буддха, потому что они сведущие, они по- настоящему знающие в экстазе любви. Вот, чего следует желать. Это совершенство жизни.Если мы принимаем сознание Кришны с любовью и верой, в полном понимании Кришны, это совершенство жизни. Получить это может каждый из нас, если будем внимательно изучать Бхагавад Гиту, не давая превратных толкований.

00:25:29 Итак, у нас есть возможность достичь успеха, и мы должны ею воспользоваться. Другая возможность заключается в том, что иногда мы не можем понять, в чем истинный смысл Бхагавад Гиты. Смысл очень прост, но всё же мы настолько неудачливы, что не можем его понять. Этой беды можно избежать, если повторять мантру Харе Кришна. Это очистит наше сердце. Мы страдаем от ложных представлений, идей о том, что мы- тела, что мы принадлежим определенной нации, семье и так далее. Всё это ошибочное представление. Моё истинное «я»- ахам брахмасми, я- вечная душа. На свою беду, из-за собственной деятельности, я оказался заключенным во временное тело, и я создаю новое тело. Так я странствую из одного тела в другое, с одной планеты, на другую, из одного места в другое. Я рождаюсь и снова умираю, хотя я вечен. Люди должны проявить некоторый разум. Если я вечен, я не погибаю, даже после разрушения моего тела. К примеру, если порвется наша рубашка и куртка, мы выбрасываем их. Но это не означает, что мы тоже приходим в негодность и исчезаем.

00:27:36 Я- вечная душа, я покрыт грубым и тонким телами. Грубое тело состоит из земли, воды, огня, воздуха, неба. А тонкое тело- из ума, разума и эго. Итак, меня скрывают эти рубашки и пальто, но я отличаюсь от своей одежды. Это знание. Здесь дается объяснение этому знанию. Когда вы придете к истинному знанию, вы станете брахма бхута прасанатма. Когда вы действительно поймете: я- брахман, ахам брахмасми, я- вечная душа, а это лишь моя одежда. Всё это время я уделял внимание только одежде, но я же не имею с ней нечего общего. Да, это одежда нужна вам, но она не является вашей главной задачей. Ваше главное дело- заботится о себе, как о душе. Это ваша основная миссия. Это называется знанием. Тот, кто приходит к этому знанию, становится прасанатмой: «о, я нечего не знал об этой науке». К примеру, когда вы совершаете ошибку, а потом осознаете это, вы становитесь прасанатма, «о, как я ошибался, предаваясь всем этим беспокойствам, я шел неверным путем».

00:29:08 Аналогично, как только вы осознаете себя вечной душой, вы тотчас же становитесь прасанатмой, счастливым. И это совершенство, освобождение. Это называется освобождением. Когда вы поднимаетесь на уровень радости, ананда майя вьясат, вы ананда майя, неотъемлемая частица сат чит ананда виграхи. Когда мы приходим в наше духовное сознание или сознание Кришны, мы сразу становимся ананда майей. Это знание истинное. На этом уровне вы понимаете, все живые существа- тоже души, такие же, такие же, как я. Как важен я, так и важны и все эти живые существа, они тоже мои братья. Это называется всеобщим братством, братством на духовном уровне. На материальном уровне это невозможно, потому что материальный уровень- это невежество, мы не знаем кто мы. Когда же вы поднимаетесь на духовный уровень, вы способны понять: это собака тоже душа, этот ученый брахман тоже вечная душа, этот слон- тоже душа. Это подлинный самадаршана.

00:30:57 Пока же мы пребываем на материальном уровне, мы можем проповедовать самадаршана, мы можем говорить о всевозможных доктринах и теориях, о филантропии, национализме и так далее. Всё это ложно. На материальном уровне вы не сможете относится ко всем одинаково. Это возможно только на духовном уровне, благодаря духовному пониманию. Мы все души, брахма бхута прасанатма. Когда вы придете к этому пониманию, тогда и начинается истинно бхакти. Поэтому на уровне бхакти, сознания Кришны, не существует такого разделения: это американец, это индиец, это африканец. Нет, все сознают Кришну.

00:31:45 На самом деле, если мы хотим равенства и братства, мы обязаны прийти к сознанию Кришны. В этом смысл Движения сознания Кришны и это действительно происходит в реальности. Эти юноши и девушки больше не считают себя американцами, европейцами, канадцами, австралийцами или индийцами, они все равны. Если вы хотите равенства, братства, дружбы, любви и совершенства, если хотите решить все проблемы- экономические, политические, социальные, религиозные, обратитесь к сознанию Кришны, поднимитесь на этот уровень, тогда все ваши желания исполнятся, и вы достигните совершенства.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 02 April 2023
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 09 January 2023