Кришна предлагает нам освобождение

Бомбей - 07 October 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:32:13 | качество: mp3 128kB/s 29 Mb | прослушано: 46 | скачано: 112 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 13 глава, текст 14, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 07 октября 1973 года в Бомбее, Индия.
«Повсюду Его руки и ноги, Его глаза, головы, лица и уши. Так Господь в образе Сверхдуши пронизывает Собой всё сущее».

00:00:36 Сейчас мы говорим о гейям, об объекте знания. До этого мы говорили о пути познания. Мы говорили о двадцати пунктах, главные из которых бхакти, маича ананья йогена, без отклонений. Это главный принцип. Другие качества знания развиваются сами собой. Как только вы становитесь чистым преданным Господа, все добродетели полубогов, сура…есть две категории людей: суры и асуры. Суры- это преданные. Асуры- не преданные. Хорошие качества можно найти у сур: ахимса, аманитвам, адамбхитвам, ахимса, кшантир, арджавам. Есть множество примеров того, что преданные наделены всеми добродетельными качествами. Например, Прахлада Махарадж был всего лишь пятилетним мальчиком, а отец постоянно докучал ему, потому что единственной виной Прахлада было то, что он повторял мантру Харе Кришна. Так устроен мир, он наполнен демонами. Лишь за то, что вы повторяете мантру Харе Кришна, у вас появится множество врагов и даже ваш отец будет среди них. Таково положение вещей. Только за этот недостаток. Поскольку мы повторяем мантру Харе Кришна, у нас столько врагов. Таков мир, сура и асура. Чем больше асур, они никогда не потерпят, они не могут терпеть, когда прославляют Господа, для них это невыносимо.

00:03:09 Итак, есть две категории людей: суры и асуры. Суры- это Вишну бхакты бхаве дайва. Суры- это дэваты или полубоги. Асуры- это Вишну бхакто бхавет девайс асурес тат випарьйя. Это антиподы Вишну бхакт. Это асуры. Если вы развиваете сознание Кришны, если вы развиваете любовь к Кришне, то естественным образом, эти качества сур, полубогов, будут развиваться в вас. Вам не нужно прикладывать отдельных усилий для того, чтобы обрести эти добродетели, они естественным образом проявятся у вас. Однако, если человек не является преданным, у него не может быть никаких хороших качеств. Почему? Потому что он находится на уровне ума.

00:04:36 Преданный- это тот, кто действует на духовном уровне. А не преданный- это тот, кто действует на материальном уровне, будь то уровень тела или уровень ума. Всё это материальный уровень. Те, кто действует на уровне тела, именуются карми. Они трудятся ради собственной выгоды. Как правило, все в Бомбее трудятся очень тяжело. Но с какой целью? Ради личной выгоды. Так людей называют карми. Либо они хотят достичь этого в этой жизни. Даже те, кто совершает ягьи для того, чтобы подняться на райские планеты. Это тоже карма, карма канди. Они тоже карми. Либо я хочу стать счастливым в этой жизни, либо в следующей жизни. На самом деле, счастливыми никто не может стать, это иллюзия. Но удовлетворение чувств заставляет нас подумать, что мы счастливы. Такова жизнь карми, которая действует на уровне тела.

00:05:54 Уровень ума немного более тонок. Философы, поэты, ученые находятся на этом уровне. Итак, оба этих уровня: уровень тела и ментальный уровень, оба они материальны. Материей является как тело, так и ум. Об этом сказано в Бхагавад Гите. Тело состоит из пяти элементов: земли, воды, огня, воздуха, неба и ума, который относится к тонкому телу, то есть ум, разум и эго. Материальны, как тот, так и другой уровень. Поэтому говорится харав абактасьйя. Преданные Господа действуют не на уровне ума или уровне грубом, материальном. Они не действуют на этом уровне, они действуют на духовном уровне.

00:07:08 Итак, можно естественным образом развить в себе хорошие качества, если действовать на духовном уровне. Однако, если вы действуете на уровне материи, то есть на уровне грубого тела и ума, вы не сможете обрести хороших качеств. Поэтому мы видим, что образованные люди, так называемые образованные, они в действительности не образованны, потому что в Бхагавад Гите сказано, так называемые образованные люди лишены подлинного знания, майя пахрита гьяна. Апахрита гьяна. Почему? Асурам бхавам ашрита, потому что они стали атеистами, лишенными веры в Бога. Они асуры. Любой асура-майя пахрита гьяна. Он может быть магистром или доктором наук в своей академической карьере, но он лишен истинного знания, поэтому он атеист. Истинное знание- это знать Бога. Поэтому Кришна объясняет, что такое знание, гейям, ибо, как только вы обретаете настоящую мудрость, вы достигаете освобождения. Если же вы не достигли освобождения, это означает, что ваше знание еще не совершенно, ваше знание не совершенно.

00:08:49 Итак, Кришна говорит гейям, что значит мат парам брахма. В предыдущем стихе давалось объяснение. Брахма-значит, нет нечего выше Брахмана. Приводится такое объяснение. Как, что значит Брахман? Брахман- это сарвитах пани падам тат. У Брахмана повсюду руки и ноги. Например, у меня есть руки и ноги, но они ограничены. У меня есть руки, но я не могу протянуть их даже на полтора метра, только на метр, и то с трудом. Но руки Брахмана сарвата, повсюду. Например, Кришна говорит [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], Кришна говорит: пусть даже маленький цветок или небольшой плод, или листочек, каждый может найти эти предметы, даже беднейший из бедняков может достать небольшой цветок, маленький плод, немного воды и предложить это Кришне: «Мой дорогой Кришна, я хотел предложить Тебе кое-что, но я настолько беден, мне нечего Тебе предложить и поэтому я собрал вот это, как Ты Сам говоришь в Бхагавад Гите: «патрам пушпам паламтойям».

00:10:42 Суть это бхакти. Кришна предстал здесь в Его образе, чтобы принимать ваши подношения. Не подумайте, что Он беден. Кришна приходит сюда, чтобы принимать ваши подношения, но демоны хотят разбить это, эту форму. Таковы демоны. Он не задумывается, что Кришна- это Верховная Личность Бога, по Своей доброте пришел сюда в джуху, чтобы принимать наши подношения, но демоны этого не потерпят: «нет, Кришна не может». Это называется асурам бхавам ашрита. Асуры- ракшасы. Равана: «приведите мне жену Рамы, Лакшмиджи, Ситу». Это демоническая природа, он был великим преданным Господа Шивы, но он был первым из демонов, ракшасом. Поэтому сказано, хотя он был преданным Господа Шивы, поскольку он не был вайшнавом, у него не было никаких хороших качеств, никаких. Мано ратхена, он парил на колеснице своего ума.

00:12:09 Равана думал: «я наслажусь Лакшмиджи Нараяны». Но разве это возможно? Вы можете так подумать, все стремятся к Лакшмиджи. Это философия Раваны. Весь мир стремится к материальным приобретениям к Лакшми. Деньги называются Лакшми. Все жаждут денег, но никто не знает, что правильное использование денег- это употребление их на служение Нараяне. Лакшми может остаться только, если есть Нараяна, Лакшми- Нараяна. Вы не сможете держать Лакшми одну, без Нараяны. Это невозможно. В таком случае вам придет конец, как Раване. Он хотел оставить себе Ситу, без Рамы, поэтому ему пришел конец и всей его династии. Это и произойдет, мир ожидает катастрофа.

00:13:08 У Америки есть атомная бомба и у России есть атомная бомба. Как только начнется очередная война, миру придет конец. Это агьяна, майя пахрита гьяна. Они не знают, что мы не можем оставить себе Лакшми без Нараяны. Это невозможно. Лакшми можно держать дома только с Нараяной, потому что она не может оставить Нараяну. Поэтому, если вы хотите наслаждаться иллюзорной Лакшми, это уже другой вопрос. Тот человек, кто лишен знания, кто не является преданным, не сознает Кришну, лишен хороших качеств [не понятно]. У него не может быть никаких хороших качеств. Таков наш тест. Мы не очень учены, но мы можем проверить, потому что у нас есть лакмусовая бумажка. Например, ученые, они проводят химический анализ чистоты химического элемента, они делают это в пробирке. У нас тоже есть такая пробирка. Об этой пробирке говорится в Бхагавад Гите. Если мы видим, что человек не предан Кришне, он майя пахрита гьяна. К Какой категории он относится? Душкритина. Он грешник. Всегда остается таковым. И это неизбежно. Поскольку он грешен, он не может предаться Кришне, намам душкритина мудха.

00:15:04 Другая категория- мудха, негодяи, лишённые знания, они тоже не могут предаться Кришне. Нарадхама также- низшие из людей. Почему их называют низшими из людей? Потому что человеческое тело- это не тело собак или кошек, это тело человека, и оно предназначено для того, чтобы познать Кришну, атато брахма джива виграса, оно не предназначено для прожигания своей жизни, как это делают кошки и собаки, прыгают с одного места на другое. Поэтому, тот, кто не пользуется этой возможностью постичь Кришну, именуется нарадхамой. Атхама, атхама означает низший.

00:15:51 Истинный человек использует свою жизнь для достижения настоящего блага. Тот же, кто не может это сделать, их называют крипанами, скупцами. Например, если у вас есть миллионы долларов, но вы не пользуетесь ими, если вы просто их храните в банке, и лишь тешитесь мыслью, что у вас миллионы долларов. Нужно пользоваться ими. Это разум. Употребите эти миллионы, чтобы заработать в десять раз больше, занимаясь бизнесом. Это разум. Аналогично наше человеческое тело атато брахма джигьяса, предназначено для постижения Брахмана. Мы уже говорили об этом. Что такое Брахман? Сарватах пани падам тат. Брахман значит величайший. Иными словами, он не ограничен. Мы ограничены, наши ноги, руки ограничены, но руки и ноги Кришны не ограниченны. Брахман- значит Кришна.

00:17:06 В Бхагавад Гите вы прочтете, Кришну называют, когда Арджуна понял Кришну, в 10 главе мы прочтем об этом, он обращается к Нему: «Ты- Парабрахман». Все мы брахман, ахам брахмасми. Это не трудно понять, я не тело, я не материя, я – вечная душа. Поэтому каждый может понять, что он брахман. Душа- это брахман, но не Парабрахман. Парабрахман- это Кришна. Мы-брахман, но мы- неотъемлемые части Брахмана, мамаивамшо джива бхута, мы- неотъемлемые частицы Парабрахмана, поэтому мы тоже брахман. Как частичка золота тоже золото. Капелька морской воды- это тоже вода, морская вода. Таков принцип единства, качественного единства. Капля морской воды и весь океан по качествам суть одно, потому что на вкус капля морской воды тоже соленая. Поэтому, вы можете понять, что вода во всем океане соленая.Итак, если вы познаете себя, вы сможете познать и Парабрахман. Это и есть самопознание. Разница лишь в том, что Парабрахман- величайший, а вы- мельчайший. Он- вибху, а вы- ану. Но майя настолько сильна, поскольку мы качественно едины, мы думаем, что мы- Верховный Брахман и это одна из разновидностей невежества. Я думаю, что поскольку я соленый, поэтому я есть море. Это не очень логично, часть не может быть целым.

00:19:13 Итак, в данном случае гьяна означает понимание, что Парабрахман- это сарвата пани падам. У Парабрахмана пани руки и ноги повсюду. Как это возможно? Это знание. Это возможно, потому что мы являемся неотъемлемыми частицами Кришны, у нас есть наши руки и ноги, поэтому у Кришны руки и ноги повсюду. Но наши руки и ноги сейчас заняты не тем делом, они не заняты служением Кришне. Это называется иллюзией. На самом деле руки и ноги принадлежат Кришне. Мои руки- не мои руки, это руки Кришны. Мои ноги- это ноги Кришны. Но в майе, иллюзии, нам присущи упадхи, покрытия, мы считаем, что моя рука- это индийская рука, моя нога- это индийская нога или американская нога, или американская рука. Нет, это не индийская и не американская рука, это не индийская и не американская нога. Всё это руки и ноги Кришны, вы должны это осознать. Это истинное знание, это гейям.

00:20:39 Вы должны понять, что вы не являетесь собственником своих рук и ног, собственник-Кришна. Поэтому Кришну также называют Хришикешей. Хришика значит чувства, а иша- повелитель. Хришикеша. В другом месте Арджуна обращается к Кришне, называя Его Хришикешей, вернее Санджая называет Его Хришикешей. Итак, Хришика означает индрийа, чувства, а Хришикеша- господин чувств. У нас есть руки, ноги, у нас есть рот, у нас есть наш язык, у нас есть всё. Хорошо. Но истинное знание подразумевает понимание, что эти руки, ноги, язык, глаза, уши- всё это принадлежит Кришне. Вот, что такое знание. Поэтому бхакти означает достижение освобождения от всех этих ложных понятий: это моя рука, это моя голова. Нет. Они принадлежат Кришне.

00:22:01 Когда мы очищаемся…Что значит «очищаемся»? В настоящий момент мы одержимы этими ложными понятиями: это моя рука, это моя нога. Когда же мы очищаемся от этого, мы понимаем, что это нога Кришны, эта рука Кришны, это глаза Кришны. Вот, что необходимо. Нирмалам- это освобождение. До тех пор, пока мы привязаны к материи, это называется мала. Мала значит нечто грязное. Но, когда мы очищаемся от грязи, мы сможем понять. Как Арджуна, сначала он думал: «это моя рука, моя нога и они предназначены для моей семьи», поэтому он не хотел убивать. Он думал: «эта рука принадлежит моей династии, моим родственникам, моей стране, моей нации, моему обществу. Как же я могу использовать эти руки и ноги против них? Кришна, я не стану сражаться!» Это невежество. Он не знал, что его руки и ноги принадлежат Кришне.

00:23:13 Когда же он понял, услышав Бхагавад Гиту от Кришны, он осознал: «да, я думал, что эти руки и ноги принадлежат моей семье, мне. Нет, они принадлежат Кришне и их нужно использовать для Кришны». Тогда он решил: «Кришна, каришья вачанам тава», «Ты хочешь, поскольку, это Твои руки, Твои ноги, Ты хочешь употребить эти руки и ноги в сражении, я должен использовать их». Это знание. Конечно, Кришна вездесущий. Тем не менее, мы тоже Его неотъемлемая часть. Вездесущий означает, что всё принадлежит Кришне, всё является Его энергией. Например, солнце, оно пронизывает собой всё. Как? С помощью света и тепла. Свет и тепло солнца всепроникающе. Хотя солнце находится в одном месте. Как же оно может быть вездесущим? Потому что оно обеспечивает теплом и светом всю вселенную, поэтому оно всепроникающе.

00:24:26 Что такое тепло и свет? Это энергия солнца. Аналогично, изначальное солнце- это Кришна и у Него есть две энергии: материальная и духовная энергии. Поэтому, всё принадлежит Кришне. Это осознание. Когда вы понимаете, что всё принадлежит Кришне, потому что всё является проявлением энергии Кришны. Весь этот материальный мир. Что это такое? Это лишь экспансия энергии солнца, тепла и света. Ученые это могут понять. Физики они понимают, что это. Тепло и свет. Точно также всё это творение представляет собой энергию Кришны, тепло и свет, то есть материальную и духовную энергии. Это высшая энергия- живые существа. Мы-живые существа, мы относимся к высшей энергии Кришны, но мы перестали быть высшей энергией, поскольку покрылись материей. Мы стали низшими. Но мы не низшие, мы относимся к высшей энергии. Если же мы действуем для Кришны, то мы возвращаемся в свое изначальное положение. Это называется мукти.

00:26:11 В Шримад Бхагаватам сказано: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], вот, что такое мукти. Мукти, что такое мукти? Мы думаем: сейчас у меня две руки, но, как только я стану муктой, у меня будет 3000 рук. Нет, совсем не так. Мукти означает сварупена вьявас тети. Когда мы понимаем: «я использую свои руки и ноги, и глаза для услаждения своих чувств, нет это неправильно, их нужно использовать для служения Кришне. Мои руки нужно направить на служение Кришне. Мои руки нужно занять уборкой храма. Мои руки нужно занять приготовлением пищи для Кришны. Мои руки нужно использовать для того, чтобы писать для Кришны, прославлять Кришну. Ноги нужно использовать для того, чтобы ходить в храм Кришны. Глаза нужно использовать для того, чтобы созерцать красоту Кришны. Уши направлять на слушание славы Кришны. Язык нужно использовать для повторения святого имени Кришны. Это мукти.

00:27:15 Мукти- это не нечто очень сложное. Вы можете обрести мукти во мгновенье, если, согласитесь. Как Кришна говорит: ахам твам сарвам папебье мокшья шьями, это и есть мукти, мокшья шьями. Кришна предлагает вам мукти. Вирактир [не понятно], когда вы осознаете, что эти руки и ноги принадлежат Кришне, но я злоупотребляю ими, до сего момента я злоупотреблял, используя их для услаждения собственных чувств или для расширенного чувственного удовлетворения, так называемый социализм, национализм, тот «изм», этот «изм»- это чувственное наслаждение, но в расширенной форме. У вас есть руки, ноги, глаза, голова. Как же тогда Он, Господь может быть чем- то безличным или пустотой? Откуда эта концепция взялась в Бхагавад Гите?

00:28:30 Негодяи говорят, что Бог безличен, у Него нет формы. Как это возможно, если у Него есть руки, ноги, голова, уши? Как Он может стать бесформенным? Скажите мне. Как? Он не бесформенен. Но разница в том, что Его форма отличается от нашей формы. Наши руки и ноги ограничены, Его руки и ноги не ограничены, они безграничны. В этом разница. Когда мы говорим о чем-то бесформенном. Что это значит? Это означает, что Его форма не ограничена, как наша форма. У Него есть Своя форма. У Него есть руки. Как Кришна говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Если вы скажете: «Кришна находится на Голоке Вриндаване, очень далеко отсюда, как Он может принять»? Ответ дается здесь: Сарватах пани падам. У Него есть руки. Так гласят Веды.

00:29:53 У Абсолютного Брахмана нет рук и ног, но Он может принимать всё, что угодно, Он может ходить, где угодно. Это противоречие. Пашати ашакшу, у Него нет глаз, но Он может всё видеть. В этом разница. У Него есть форма, духовная форма, не материальная, не ограниченная, но у Него есть форма. Тот, кто не понимает Его бесконечной формы, формы Брахмана, сарватах, Он может отправиться куда угодно, Он может видеть, что угодно, Он может принять любое ваше подношение, Он может ходить где угодно. Такова Его форма. Но Он не бесформенен, поэтому Его называют Всеведущим, Всемогущим, Вездесущим.

00:30:43 Такие эпитеты используются в отношении Бога. Он Всепроникающ, Он присутствует повсюду, это факт. Он пребывает в вашем сердце, Он видит всё, что вы делаете. Это знание. Если мы думаем, что Кришна бесформенен, Он не может ни есть, ни говорить, ни ходить, у Него нет ни рук, ни ног, ни головы. Это не знание, это невежество, это глупость, мудха. Потому что такой человек не знает Парабрахман. Он так говорит. У Кришны есть форма, но она не такая, как у нас. Она Парамбхавам, Он присутствует повсюду, Он может принять всё, что вы Ему предлагаете, Кришна говорит об этом. Кришна говорит: «Я принимаю». Кто вы такой, чтобы говорить, что Кришна не принимает? Кришна принимает при условии, что Ему предлагают с преданностью. Если кто-то приносит что-то, чтобы предложить Кришне с бхакти, Кришна не голоден, но Он принимает это, Он принимает всю эту пищу, но при этом остается полным. Так говорят Веды.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 21 May 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 09 January 2023