Оковы рождения и смерти

Бомбей - 06 октября 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:30:31 | качество: mp3 128kB/s 28 Mb | прослушано: 80 | скачано: 84 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 13 глава, текст 13, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 06 октября 1973 года в Бомбее, Индия.
Перевод: «А сейчас Я тебе расскажу об объекте познания, постигнув которого, ты ощутишь вкус вечности. Брахман, дух, не имеющий начала и подвластный Мне, не подчиняется закону причины и следствий, который действует в материальном мире».

00:00:54 Маха Вишну возлежит в Причинном океане, находящемся за пределами этой вселенной, на границе. Есть огромный океан, который называется Причинным океаном, карандакаа джа и там лежит Маха- Вишну и из Его дыхания… Джагадан данатха значит Брахма. Итак, это часть [не понятно]. Он является источником Вселенной, материального мира, каранарна Маха Вишну. Из Него исходит Гарбхокадашаи Вишну и Гарбхокадашаи Вишну входит в каждую Вселенную, Гарбхокадашаи Вишну. Гарбхокадашаи Вишну вновь распространяет Себя в Кширокадашаи Вишну и Кширокадашаи Вишну пребывает внутри Вселенной. В каждой Вселенной есть Вишну, Он находится на Швитадвипа Локе. Там находится Кширокадашаи Вишну, и Он же входит в сердце каждого живого существа, как Параматма, ангариями.

00:02:21 Об этом сказано в Бхагавад Гите. Ананта раста, Он не только пребывает внутри Вселенной, но и внутри атома, параману значит «атом». Так, Господь Вишну распространяет Себя, и Он же является геям, объектом познания. Гьяна- знание, одно лишь материальное знание еще не является совершенством знания. Истинное знание- это понимание Верховной Абсолютной Истины, Вишну. Вот истинное знание. Об этом сказано здесь, гиям яттат праякшами, «а сейчас Я поведаю тебе о том, что есть венец всего познания». В другом месте, в 15 главе Кришна говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Кришна пребывает в сердце каждого, сарваси ча ахам хриди. Там упоминается это конкретное место: хриди, в сердце, он находится там, санавишта и из него матас мритир гьянам апоханам ча, Он является источником нашей памяти, смрити гьянам, нашего знания, нашего забвения, всё исходит из Него.

00:04:24 Кришну необходимо постигать, изучая ведические писания. Если вы упускаете Кришну, то шрама эвахи кевалам. Как сказано в Шримад Бхагаватам: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. У каждого есть определенный предписанный долг. Это называется дхарма. Дхарма- это не вероисповедание, определенный долг. Например, вы являетесь врачом, и ваша дхарма лечить больных, это ваша дхарма. Итак, у каждого есть определенные профессиональные обязанности. На самом деле, то, что называется хинду дхармой, в действительности этот термин «индуистская дхарма» не содержится в шастрах. В шастрах это называется варнашрама дхармой. Четыре варны: брахман, кшатрий, вайшью, шудра и четыре ашрама: брахмачарья, грихастха, ванапрастха и саньяси. Это называется варнашрама дхармой.

00:05:53 Итак, в каждой варне…, например, брахман, его качества описаны в шастре шамода мам титикша арджавам, кшанти, гьянам, вигьянам, астикам, брахма карма, свабаваджа. Также там сказано о качества кшатрия и вайшьи. Исполняя свои профессиональные обязанности, соответствующие варне и ашраму, если при этом человек не постигает Кришну, то как говорит Бхагаватам: шрама эвахи кевалам. В таком случае он просто впустую тратит свое время и занимается бесполезным трудом. Таковы заключения ведических писаний.

00:06:48 Он лишь трудится без толку. Необходимо постичь Кришну, Вишваксена катхасуйя. Вишваксена- это одно из Имен Кришны. Вишваксена или Вишну, Вишваксена катха. Например, мы говорим здесь о Кришне, но никому не интересно приходить сюда, никому не интересно. Они говорят: «о, я очень занят, у меня столько обязанностей». Но человеческая форма жизни предназначена для взращивания вашего интереса к темам, связанным с Вишваксена катхасуйя, то есть к Кришна катхе. Такова миссия Чайтаньи Махапрабху, Господа Чайтаньи. Миссия Господа Чайтаньи такова. Кришна упадеша. Он говорит, Чайтанья Махапрабху говорит: «по Моему указанию каждый из Моих преданных должен стать духовным учителем». Стань духовным учителем и спаси всех людей. Ты можешь спасти их при помощи Кришны упадеши. Люди страдают.

00:08:33 Здесь сказано о том же, амритам, люди страдают, они не знают, что такое амритатва, сойе амритат калпате, такова цель жизни- стать бессмертным. Вот, чего нужно желать. Необходимо подняться на такой уровень знания, на котором человек может достичь совершенства жизни, амритатва, достичь бессмертия. Здесь Кришна говорит: «Я говорю тебе о высшей цели познания». Если ты сможешь понять это знание, тогда амритам ашнуте. Если кто-либо способен постичь эту науку, он обретает бессмертие. В этом и проблема.В этой главе уже было сказано о процессе познания. Мы должны стремиться понять, как спастись из круговорота рождения и смерти, старости и болезни. Это и есть знание.

00:10:08 Здесь Кришна тоже говорит: «каждый, кто приходит к высшей цели познания, становится бессмертным». Брахма гьяна, брахма гьяна без знания о Кришне, не является совершенным знанием. Как правило, дай мне воды, людей интересует безличный Брахман, но не зная о Кришне, понимание безличного аспекта Кришны, брахма гьяны, также недостаточно. Это недостаточное знание. Философские рассуждения или обсуждения должны быть нацелены на достижение высшей цели жизни, таттва гьян артха даршанам, мы уже говорили об этом. Что такое таттвам? Об этом сказано в Шримад Бхагаватам. Что есть таттва? Таттва вит, тот, кто знает таттву, может говорить о таттве. Таттва означает Абсолютная Истина. Люди, знающие таттву, таттва вит, называют это таттвой, истиной. Если человек не знает таттву, как он может объяснить. Поэтому мы должны постигать Абсолютную Истину от того, кто знает ее. Это знание есть Абсолют, атвайям, оно лишено относительности, оно абсолютно. Эту истину называют Брахманом, Параматмой и Бхагаваном. Одно и тоже.

00:12:39 К примеру, мы видим солнце. Солнце- это планета, на ней находится Бог Солнца. На каждой планете есть главная личность, правитель. Здесь у нас есть президент. В былые времена планетой управлял один президент или царь. Сейчас много президентов, но в соответствии с планом Бога, существует один президент или царь на каждой планете. И на планете тоже есть один царь. Глава этой планеты, его имя также приводится в Бхагавад Гите, Вивасван. Если вы верите Бхагавад Гите, то вы должны верить всем этим истинам, вы не можете чего-то отрицать. В таком случае вы не будете знать Бхагавад Гиту. Поэтому мы представляем Бхагавад Гиту, как она есть. Мы не должны пользоваться логикой арда кукунитьяя, «я возьму только половину курицы, заднюю ее часть, а переднюю часть- выброшу». Такая логика не позволит нам достичь большого успеха. Мы должны принимать истину, как она есть, в совокупности, в целом. Так нужно понимать Бхагавад Гиту. Если вы что-то выбираете, то, что вам нравится, это бесполезная трата времени.

00:14:24 Например, Махатма Ганди хотел утвердить принцип ненасилия с позиции Бхагавад Гиты, но как это возможно. Ведь Бхагавад Гита была рассказана на поле сражения. Если мы так пытаемся постичь Бхагавад Гиту, это уже будет не Бхагавад Гита, а что-то другое. Мы должны понимать Бхагавад Гиту, как она есть. Таков метод нашей проповеди. Мы представляем Бхагавад Гиту, как она есть, по всему миру. Мы признаем, современная научная теория гласит, что солнце состоит из сплошного огня и там не может быть никакой жизни. Нет, мы этому не верим, потому что шастра утверждает, что живое существо не сгорает, ачьядьяям адайоям, адайя. Например, мы стерилизуем какие-то предметы, помещая их в огонь, но это не означает, что живое существо погибает. Нет. Адайоям, живое существо невозможно сжечь в огне, ачьядьяям, его невозможно разрезать на куски. Эти знания мы получаем из Бхагавад Гиты.

00:15:49 Итак, хотя солнце представляет собой бушующий огонь, там есть живые существа, у них есть определенная форма тела. Их тела состоят из огня. Например, в море обитают живые существа, их там сотни и тысячи. В воде обитают 9 лакхов форм жизни, они живут в воде, у них определенное тело и вы не можете говорить, что только потому что вы не способны жить в воде, то никто там жить не может. Это абсурд. По-другому живых существ называют сарвага- те, кто способны жить везде. Это неправда, что живые существа могут жить только в определенном месте. Нет. Сарвага, живые существа находятся повсюду в творении Бога. Так говорит шастра. И на солнце тоже есть живые существа, там есть города, как и здесь. В противном случае, как Кришна мог бы сказать: «имам вивасвате йогам». Неужели Кришна лжет? Говорит, что «Я поведал эту науку Бхагавад Гиты Богу Солнца». Ведь согласно нашим взглядам, никто не может отправиться на солнце. Что ж говорить о том, чтобы рассказывать там что-то и кому? Но Кришна говорит: да. «Я поведал, авьяям это непогрешимое знание». Итак, с этих слов мы можем понять, что и на солнце есть живые существа. Есть главное существо, главный полубог, которого зовут Вивасван. Его тело должно состоять из огня. В противном случае, как он может там жить? И там также есть обитатели.

00:18:17 Итак, находясь здесь со своей позиции, мы рассуждаем, что никто не может жить там, но это неправда. Мы опираемся на собственный опыт и судим с позиции собственного опыта, поэтому мы не можем обрести совершенное знание, если мы опираемся только на собственный опыт, это невозможно. Мы должны обратиться к тому, чей опыт находится за пределами нашего опыта. И такого человека называют гуру. Гуру значит «тяжелый». Если гуру такой же, как я, то какой смысл учиться у него чему-то. Гуру должен быть тяжелее. Кто же может стать тяжелее, чем Кришна? Нет никого тяжелее и Кришна доказал это, когда был еще ребенком. Когда Ему было всего 7 лет, Он доказал насколько тяжелый, Он поднял холм Говардхана. И тот покоился на Его пальчике в течении 7 дней. Только представьте себе насколько Он тяжел. Так мы должны понимать Кришну. Если мы понимаем Кришну в этом духе, с этого угла зрения, то мы станем совершенными. Как здесь сказано: станьте бессмертными. Это подтверждается в четвертой главе. Если вы постигните Кришну воистину, не поверхностно, но по- настоящему, то каков результат? Результат-это тьяхва деха пунар джанма наити. В этом мире мне приходится рождаться и потом снова умирать. Каждому, у кого есть материальное тело, приходится умирать, джанма, мритью, тот, кто родился непременно умрет. Но здесь Кришна говорит: «пунар джанма наити», рождения больше не будет, а значит, не будет и смерти, потому что, если есть рождение, значит будет и смерть. Если же нет рождения, нет и смерти. Это бессмертие, амрита. Это амрита твам.

00:20:58 В другом месте Кришна говорит [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Жизнь причиняет нам беспокойства, каждому из нас. Все только и думают о том, как избавить себя от боли и наслаждения тела. Истинная боль и наслаждение состоит в том, что живое существо, воплотившееся в материальном теле, вынуждено продолжать испытывать боль и наслаждение. Об этом говорится в Бхагавад Гите: джанма, мритью, джара, вьядхи. И нет науки, которая позволила бы избавить нас от джанма, мритью, джара, вьядхи. Как же можно избавиться от этого? Мы находим лишь временное решение, но Кришна говорит в Бхагавад Гите, что нас не должны беспокоить эти временные боль и наслаждение. Мы не должны беспокоиться вследствие так называемых боли и наслаждения. Мы можем попытаться, мы можем попытаться облегчить свою жизнь, но это не наша задача. Наша задача-это вызволить себя из круговорота рождений, смерти. Это наша истинная задача. Но люди этого не знают, потому что они лишены знания, все они глупцы и негодяи. Они тратят всё свое время на попытки избавить себя на время от боли. Но здесь сказано, вот, что такое знание: «Я поведаю тебе эту высшую науку». В чем она заключается? Если вы лишь попытаетесь постичь Кришну, джанма карма вигьйяйам. Почему Кришна низошел в этот мир? Джанма, карма, почему он действует, как обычный человек? Он- Верховная Личность Бога. Почему же Он принимает участие в такой, казалось бы, обычной деятельности.

00:23:22 Например, Кришна принял участие в битве на Курукшетре. Он- Верховный Господь. Зачем Ему участвовать в сражении? Некоторые люди, они задают такие вопросы. Но у Него есть Своя миссия, Он приходит, у Него есть Своя миссия. Он говорит: «Я нисхожу в этот мир с миссией восстановить принцип религии, принципы жизни». Человеческая жизнь подразумевает религию. У кошек и собак нет религии. Но, если у человека нет религии, тогда он не лучше кошек и собак. Поэтому, по всему миру, будь то Европа или Америка, Индия или Канада, или Россия, везде есть какая-то религия. Не имеет значения, индуизм это, ислам, или христианство, потому что человеческое общество без представления о религии, а религия означает познание Бога, является обществом животных, дармена хина пашупис самана, постепенно весь мир превращается в царство животных, потому что люди отвергают религию, они отвергают религию. Поэтому Кришна говорит [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Из-за того, что эти мошенники отказались от религии, превратились в животных и сражаются друг с другом, превращая весь мир в хаос, Кришне приходится приходить, это Его обязанность. У Него нет обязанностей, но из Своего сострадания Он приходит.

00:25:27 И что значит дхарма? В Бхагаваде объясняется [Ш. Прабхупада говорит на санскрите], вы не имеете право создавать религии, это безрассудство. Например, если вы решите: «я, находясь у себя дома придумаю собственный закон». Разве это возможно? Кто будет следовать вашим законам? Если же закон издан государством, то его признают. Правительство говорит: «вы должны ездить по левой стороне проезжей части», и вы должны признавать это, вы не можете отрицать. А почему не по правой? Тогда вы будете преступником.Точно также, как законы даются государством, так и дхарма дается Богом. И это дхарма. И это религия. И Кришна говорит: «Я прихожу, чтобы восстановить эти принципы. Когда люди превращаются в кошек и собак, когда они утрачивают религию, Я прихожу, чтобы восстановить ее». Дело в том, что мы сыновья Кришны, мы все сыновья Кришны и Он очень хочет, чтобы мы все были очень счастливы. Как отец хочет видеть своих сыновей, своих заблудших сыновей счастливыми.

00:26:53 То же самое происходит в данном случае. Чтобы вызволить праведников и убить демонов. Дело в том, что Кришна абсолютен, Он поддерживает преданных и убивает демонов. Но и те, и другие одинаково дороги Ему. Как отец, он дает одному из своих детей сладость, а другому сыну запрещает ее брать. Означает ли это, что отец пристрастен? Нет. Отец добр к обоим детям. Он знает, что тому нельзя есть сладости. Точно также здесь происходит одновременно два явления: кого-то по закону Бога наказывают, кого-то по закону Бога поддерживают, но Бог знает, как это делать, и мы должны принять Его закон. Поэтому преданный никогда не испытывает беспокойств от так называемых боли и наслаждений этого материального мира, его это не беспокоит никогда, он знает свой долг, он знает, как совершать служение в сознании Кришны. Это настоящий преданный.

00:28:08 Кришна говорит, что есть дхарма. Он не приходит сюда, чтобы восстанавливать индуизм или ислам, или христианство. Нет. Он пришел, чтобы дать вам истинную дхарму. Какую? Сарва дхарма паритьяджа мам экам шаранам враджа. Это дхарма. Предание Кришне. «Кришна, я твой вечный слуга, я позабыл о тебе, но сейчас я образумился, я предаюсь Тебе». Это дхарма. Это здравомыслие приходит после многих жизней, проведенных в борьбе. Человек приобретает мудрость. Бахунам джанмана манте. Гьянаван значит мудрый, это слово не относится к глупцам и негодяям. «Такой человек гьянаван мам прападьянте, предается Мне».

00:29:19 Итак, кто предается Кришне, тот, кто обращается к преданному служению всей своей душой, является наиболее разумным человеком, он не уподобляется кошкам, собакам или негодяям, потому что Кришна говорит гьянаван, он обладает истинным знанием. Об этом здесь идет речь. Кришна говорит: «Я поведаю тебе об объекте знания, о высшем объекте знания». Если вы способны постичь Кришну, вы обретаете вечную жизнь и это наша цель.

00:29:48 Мы не должны оставаться в этом материальном мире, чтобы снова и снова рождаться, и умирать. Это происходит с кошками и собаками, с любым животным. Они нечего не знают, они рождаются и снова умирают. Вы должны принять это. Если я рождаюсь и умираю в невежестве, что это за жизнь? Отсутствие знания, мы просто прожигаем свою жизнь. Но, человеческая форма жизни- это благословение, позволяющее нам решить эту проблему, познав Кришну. [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Это знание. Как стать бессмертным, как постичь Кришну, как вернутся домой к Богу. Такова миссия сознания Кришны.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 15 мая 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 09 января 2023