У Кришны нет материального тела
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 13 глава, текст 15, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 09 октября 1973 года в Бомбее, Индия.
Перевод: «Сверхдуша является первоисточником всех чувств, хотя Сама не обладает ими. Обеспечивая каждое живое существо всем необходимым для жизни, Господь тем не менее ни к чему не привязан. Трансцендентный к материальным гунам, Он вместе с тем является их повелителем».
00:00:47 Здесь мы можем наблюдать противоречие, Он –источник всех чувств, но у Него Самого чувств нет. Асактам- у Него нет привязанности, но в то же время сарвабритча, Он поддерживает каждого. Ниргунам- у Него нет качеств, гуна бхокритча. Но Он наслаждается всеми качествами. Это противоречие необходимо разрешить. Как ответить на этот вопрос. Для этого необходимо знание. Кто-то считает, что у Бога нет никакой формы, потому что здесь сказано сарвендрийа варджитам, виварджитам. Виварджитам, в частности говорится, что у Него нет индрийи. Если у Бога нет индрийи, то Он ниракара.
00:02:19 Но в предыдущем стихе Кришна сказал: «да, у Меня есть индрийи, Я могу всё видеть, Я могу всё слышать». Если у Него не было ушей, чтобы слышать, и глаз, чтобы видеть, мы же не можем представить себе, чтобы человек без глаз мог видеть. Разве есть такие примеры? Или человек без ушей мог слышать. Мы не можем себе представить такое. Но необходимо решить эту проблему. Решение таково: у Него есть глаза, у Него есть уши, у Него есть ноги и руки, всё у Него есть, потому что сарвендрийа гуна бхаджам. Он источник всего этого. В Веданта-сутре сказано, что Абсолютная истина- это то, что из чего всё исходит, джанмади сьятаха. Если нечто не существует в Абсолютной Истине, как оно может быть проявлено в этом относительном мире? Этот мир является относительным.
00:03:45 Итак, в нем есть все, но необходимо понять, что есть всё. Это дух, а это материя. Когда говорится, что сарвендрийа виварджитам- у Него нет чувств- это означает, что у Него нет материальных чувств, но у Него есть чувства. У Него есть глаза, руки, ноги, всё, но они не материальны. Однако, люди невежественные, не могут понять, что как это возможно иметь чувства, не имея материального тела. Дело в том, что мы привыкли видеть материю, , у нас нет глаз, чтобы увидеть дух и поэтому, чтобы помочь нам, являя милость к нам, Кришна нисходит в этом образе, в форме арчи-виграхи, чтобы мы могли видеть Его, потому что мы привыкли видеть дерево, камень, землю, какие-то грубые материалы. Мы не способны видеть тонкую материю.
00:05:08 Все знают, что у вас, у меня есть ум, но я не могу видеть вашего ума, вы не можете моего ума, потому что это тонкая материя. У меня есть эго, у вас есть эго, но мы не видим этого эго. Даже материальную тонкую энергию мы не способны увидеть, не говоря уже о духовных объектах. Дух еще более тонок. Вечная душа выше разума. Мы можем воспринимать грубую материю с помощью грубых материальных чувств, индрийани. Кроме того, мы также можем понять, что без деятельности ума материальные чувства не способны действовать. Если ум не в порядке, то несмотря на то, что у меня есть и руки, и ноги, я не способен функционировать. Безумец не способен действовать, как следует, потому что его ум поврежден.
00:06:19 Итак, ум выше чувств. Ум выше чувств, а разум еще выше ума. Но вечная душа еще выше, чем разум. Итак, мы не видим даже ум и разум, не говоря уже о том, чтобы увидеть душу. Мы не можем видеть даже индивидуальную душу, которая живет в теле, в моем теле. Вы не можете видеть мою душу, я не могу видеть вашу душу. Например, когда человек умирает, его сыновья и дочери, родственники плачут: «о, наш отец ушёл». Отец ушел. Но ведь отец, которого вы так долго видели, его руки, ноги, голова, он лежит здесь. Почему вы говорите, что отец ушел? Это означает то, что ушло из тела отца, вы так никогда и не видели и вы не способны это увидеть. Но в момент смерти человек понимает, что мой истинный отец, его душа, которая была заключена в его теле, покинула это тело, поэтому наше видение всегда остается не совершенным. Я вижу вас, ваши руки, ноги, голову, но на самом деле я не вижу вас. Вы видите меня, вы видите мои руки, ноги, но вы не видите меня. Таким образом, мы не можем видеть даже частичку Бога, душу. Как же мы можем увидеть Бога? Даже малую часть мамаивамшо джива бхутам, мы не способны видеть.
00:08:08 Все живые существа являются неотделимой частью Кришны. Мы не можем распознать даже каплю океана, как же мы можем понять океан? Мы- живые существа- лишь малые частицы души Кришны, мамаивамшо джива бхута, мы не можем видеть. Ни один врач не видел души, хотя они теперь и определяют, что душа существует. Сейчас, врачи, кардиологи признают, что да, душа есть, но мы не можем ее видеть. Поэтому мы должны очистить наши глаза, чтобы обрести способность видеть. Например, иногда мы не можем разглядеть какие-то мельчайшие частицы, но при помощи, как это называется, микроскопа, мы можем разглядеть их в увеличенном изображении. Итак, мы должны подготовить наши глаза, чтобы увидеть, поэтому шастра говорит: те, кто полагается на свои несовершенные чувства, могут говорить «ниракара», потому что они не видят, они лишены глаз, которые способны видеть такую форму. И так как они не могут увидеть, они говорят ниракара, но ничто не является ниракарой, ни Бог, ни вы. У нас есть акара. Об акаре также сказано в шастре. Одна десятитысячная часть кончика волоса, вы знаете кончик волоса. Если вы разделите его на десять тысяч частей, вот это одна частичка составляет размер души.
00:10:14 Итак, душа существует, но вы не можете разглядеть даже кончик волоса. Если же вы разделите его на 10 000 частей, этими глазами вы не сможете увидеть такое. Поэтому мы говорим ниракара, но ниракары не существует. Акара есть, но она не воспринимается нашими глазами, поэтому мы должны понимать эти темы, благодаря шастре. Например, Кришна говорит: «у Меня есть тело, но Моё тело не такое, как у вас, у Меня другое тело», и это тело описывается- сарвитах пани падам та, у Него такое тело, оно распространяется повсюду, повсюду у Него есть глаза, ноги, руки и все остальные чувства.
00:11:06 В следующем стихе это подтверждается: сарвендрийа гуна бхаджам, Он может видеть, поэтому у Него есть глаза, гуна бхаджа, Он- источник зрения, сарвендрийа виварджитам, но у Него нет материальных чувств. Когда говорится сарвендрийа виварджитам, лишенный всех чувств, это означает, что у Него нет, Он не имеет нечего общего с материальными чувствами, у Него есть чувства, у Него есть глаза, уши, ноги, всё, но они не материальны, они духовны, но мы не можем видеть дух. Поэтому мы говорим: Бог- ниракара, душа- ниракара, но это наше невежество. Не подумайте, что у Бога нет акары, у Него есть акара. Вы должны подготовить себя, чтобы увидеть форму Господа. Как же мы можем это сделать? Об этом сказано в Бхагавад Гите: бхакти мама биджа ати яван яшти часми таттватах, кто же я такой на самом деле? Таттватах, если вы хотите знать воистину, тогда вы должны пойти путем преданного служения, Он нигде не говорит, что «вы сможете увидеть Меня при помощи кармы или гьяны, или йоги». Нет, это невозможно.
00:12:37 Итак, на самом деле мы воистину не знаем кто такой Бог, поэтому с позиции материальных понятий, мы рассуждаем, что Бог ниракара, но это не так, у Него есть акара, но у нас нет способности ее увидеть. И так как мы не способны увидеть Его, поэтому Бог принимает вот такую форму. Он Бог, Он не отличен от Бога, но Он видим в этом образе, Он виден нашим несовершенным глазам. Поэтому, мы иногда говорим, что это идол, но это не идол, мы не поклоняемся идолу, камню. Некоторые негодяи говорят, если, поклоняясь камню, я могу увидеть Бога, я могу общаться с Богом, тогда я могу поклоняться горе. Этот негодяй не знает, что это не поклонение патхару, это поклонение Верховной Личности Бога, Самому Ему лично. Но, чтобы даровать нам милость, ибо мы не можем видеть Верховную Личность Бога своими несовершенными глазами, Он принимает форму камня. Это называется арчи- мурти. Это Его милость, поэтому шастра говорит нужно избегать этого, арчи-мурти- поклонение божеству в храме. Если мы думаем, что божество в храме сделано из камня или из дерева, это оскорбительно, нельзя так думать. Бог всемогущий, Он способен принимать ваше служение даже в этой форме, но поскольку Он принял этот образ, не пренебрегайте, не думайте, что это камень. Это оскорбительно. Он сделал это, чтобы дать вам милость, арчи- мурти.
00:14:37 На самом деле, все великие святые, такие, как Рамануджачари, Мадхавачарья, которые до сих пор задают ход ведической цивилизации, они основали тысячи храмов, установили мурти, особенно в Южной Индии. До сих пор храм Радханатхи, храм [не понятно] посещается сотнями, тысячами людей. Означает ли это, что все они глупцы, что они идут смотреть на камень? Нет. Поэтому, необходимо стать преданным, потому что только преданный может понять, что вот, это Верховная Личность Бога, Сам стоит перед мной. Это преданный. Например, Чайтанья Махапрабху, когда Он посещал храм Джаганатхи, Ему не терпелось увидеть божество в храме Джаганатхи. Как только Он вошел в храм Джаганатхи, Он тотчас же потерял сознание: «О, это Мой Господь», и другие видели, видели Его и думали, что за глупец, это же деревянная форма Джаганатхи, а этот человек потерял сознание.
00:15:53 В этом и разница между Им и вами. До тех пор, пока вы не разовьете свою преданность, вы не сможете видеть Бога. Поэтому не преданные не могут видеть Бога, это невозможно, даже, если Бог придет перед вами. Как, например, когда Кришна был на земле, 5000 лет назад Он находился на земле, Он присутствовал на поле сражения Курукшетры, все воины, все цари, все видели Его, но только Арджуна и несколько пандавов, они знали, что это Верховная Личность Бога, Кришна. Не все они, но все получили освобождение. Все, кто погиб в присутствии Кришны, говорится, что все они получили освобождение, потому что, в конце концов, они все видели Кришну. Когда Кришна Сам присутствовал на земле, никто не мог понять, что Он-Верховная Личность Бога, кроме нескольких пандавов и нескольких обитателей Вриндавана.
00:17:08 В Шримад Бхагаватам есть такой стих: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Шрила Шукадева Госвами описывая, как Кришна играл с пастушками, отмечает, кто были эти пастушки? Крита пута пунджа, они совершили великое множество праведных дел и поэтому сейчас они могут играть с Верховным Господом. Кто такой Кришна? Те, кто стремится постичь безличный Брахман, стремится обрести счастье брахма сукхи. Вот источник Брахмана, брахмано ахам пратиштха, Он источник Брахмана. Преданные, те, кто служит Господу, понимают, что это Верховная Личность Бога. Те же, кто пребывает под влиянием внешней энергии майи, думают, что это обычный человек, юноша, нарад даракена. Но те, кто играют с Ним, в течении многих жизней они совершали праведные поступки и сейчас им выпала возможность играть с Верховной Личностью Бога.
00:18:56 Это возможно. Если при помощи преданного служения вы сможете постичь Кришну по-настоящему, не бросая вызов, не предаваясь умозрительным рассуждениям или медитации, или кармической деятельности, нет. Если вы действительно становитесь преданным и развиваете любовь к Кришне, тогда вы сможете оценить Бога, вы сможете увидеть Его. В противном случае Он не откроется вам. Он не открывается не преданным, Он им может открыть Себя только севан мукхи [не понятно], когда человек посвящает себя преданному служению, начиная с языка. Преданное служение начинается с языка. Но вот еще одно невероятное утверждение: служение с языка? Да! Что это значит? Если вы повторяете мантру Харе Кришна, для этого нужен язык. Если вы будете принимать Кришна прасад, для этого тоже нужен язык. Благодаря этим двум функциям языка, вы сможете осознать Верховную Личность Бога. Повторяйте Харе Кришна и принимайте Кришна прасад и постепенно вы поймете Бога. Поэтому используется это слово севан мукхи джихвадо свайям эвам пуратита, потому что, пользуясь языком, вы развиваете сознание Кришны, любовь к Кришне и Кришна, довольный вашей любовью. Суть в бхакти, бхакти мам абиджанати. Здесь мы предлагаем немного пищи, листья, цветы, но в чем суть этого всего? Много ли стоит цветок? Он практически нечего не стоит, но истинная ценность в том, что этот цветок предлагается с преданностью и пища предлагается с преданностью, поэтому постепенно преданный осознает: «да, я предлагаю этот цветок непосредственно Верховной Личности Бога, я предлагаю эту пищу непосредственно Верховной Личности Бога». И потом такой преданный ест, он принимает прасад, он продвигается, он повторяет мантру Харе Кришна и это очевидно.
00:21:43 Преданное служение, мы можем непосредственно убедиться в этом. Вам не нужно получать у других подтверждение. Если вы будете заняты преданным служением, вы по- настоящему осознаете это. Поэтому и говорится пратьякша вагамам дхармьям, всё остальное будет оставаться теорией. Но уникальность преданного служения в том, что вы почувствуете явственно насколько вы продвигаетесь, насколько вы постигли Бога, насколько вы осознали Кришну. Сусукхам и это не доставляет никаких трудностей, вы делаете это с легкостью и с радостью. Вы можете быть не грамотным, у вас может не быть каких-либо особенных качеств, но этот путь такой замечательный. Вы можете изготовить цветочную гирлянду для Кришны, приготовить пищу для Кришны, вы можете повторять Святые Имена Кришны, читать книги для Кришны, слушать о Кришне, просто слушайте, вам нечего не нужно делать, просто, если вы будете слушать, шраванам киртанам вишнох, вы станете преданным. Просто слушая. Оставайтесь там, где вы находитесь, ваше положение не имеет значения. Если вы будете просто слушать о Кришне, вы станете преданным. Этот путь так прекрасен, вам совсем не обязательно обладать каким-то образованием, деньгами. Нечего не нужно, просто слушайте и это подтверждается в Шримад Бхагаватам. Сухрит сатам, Он- добрый друг преданных, сухрит сатам, так называют преданных. Асатам- это не преданный.
00:23:48 Итак, Он сухрит сатам, Он пребывает в вашем сердце. [не понятно], слушание о Кришне приносит такое благо, ибо, как только вы начинаете слушать о Кришне с преданностью и с верой, Кришна тотчас же понимает, что это живое существо сейчас проявляет серьезность, потому что Он в вашем сердце, Он понимает, что это живое существо проявляет какой-то интерес. Это относится прежде всего к людям. Кошки и собаки не могут слушать. Они могут слушать, но особенно это возможность дана людям. Поэтому люди могут слушать. Когда Кришна замечает, что вы слушаете шринватам свакхата, это слушание само по себе пунья шравана киртана, если вы будете слушать, просто слушать, ваше благочестие будет накапливаться. Если вы будете повторять Святое Имя, благочестие будет еще больше и в результате, [не понятно], всё абхадрани, всё не желательное будет удамино, Кришна поможет вам смыть всё это, потому что Он ваш друг, Он друг каждого, но особенно Он дорожит Своими преданными, сухрит сатам, об этом также сказано в Бхагавад Гите: «Я одинаково отношусь ко всем». В противном случае, как Он может быть Богом? Для Него не существует ни врагов, ни друзей, но [не понятно] бхактья, те, кто посвящает себя преданному служению, делают это с любовью, с верой, для них делается особое исключение. [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Это слова Бхагавад Гиты. Если вы всегда посвящаете себя, сатати юктанам баджитам баджано, преданному служению с любовью, не формально, а с любовью, тогда Он будет говорить с вами, Он даст вам разум, Он будет говорить с вами, потому что Он в вашем сердце. Вам лишь необходимо обрести необходимые качества, чтобы разговаривать с Кришной.
00:26:30 Но Кришна, Он не далеко, Он в вашем сердце, иначе Он будет очень далеко от вас. Если вы хотите понять Его с помощью своего разума, каким разумом вы обладаете? Вы должны удовлетворить Верховную Личность Бога своим служением и тогда Он откроет вам Себя: «Вот Я. Что ты хочешь?» Таков путь. Это очень легко понять, очень легко. Например, рыба может жить в воде. У нее тоже есть чувства, свои органы, всё у нее есть для этого, но они приспособлены именно для жизни в воде. Вы не можете жить в воде с этими руками и ногами, это невозможно. Это практичный пример. Но рыба может там жить, потому что у нее есть особые органы и она счастлива там. Как только вы достанете ее из воды, положите на землю, она погибнет. Если вас бросить в воду, вы тоже погибните.
00:27:49 Итак, для всего необходимо особые руки и ноги. Аналогично, чтобы жить в духовном мире, вам необходимы духовные руки и ноги. Кришна- духовное существо, у Него есть духовные руки и ноги, и глаза. Почему вы наговариваете на Него, говоря, что у Него нет рук, ног. Это нонсенс. У Него есть форма, но они другие, но несовершенный разум не способен это понять, поэтому Кришна говорит: гьяна. Тот, кто понимает это, сарвендрийа виварджитам, означает, у Него не материальные руки и ноги, они духовные. У нас тоже есть духовные руки и ноги, но сейчас они закрыты материей, поэтому мы не способны понять собственное положение.
00:28:49 Ахам брахмасми, я- вечная душа. Мы покрыты материей, но тело Кришны не покрыто материей. Поэтому, каждый, кто думает, что тело Кришны тоже покрыто материей…философы майавади говорят, что, когда Бог приходит в материальный мир, Он принимает материальное тело. Это обман. Он никогда не воплощается в материальном теле. Это подтверждается в Бхагавад Гите. Если Бог тоже рождается в материальном теле, то в чем разница между Богом и нами? Он не связан с материей, всё связанное с Ним, духовно. Даже, если Он приходит в материальном теле, Он может действовать духовно. Таково Его могущество, потому что материальное тело, материальная энергия- это тоже Его энергия. Например, электричество, опытный электрик может превращать электричество, как в тепло, так и в холод. Он способен это делать. Даже, если Он пользуется материальной энергией, Он может использовать ее духовно. Таково Его могущество. Он Всемогущ. Мы должны понять эти истины, а это возможно только благодаря смиренному слушанию и очищению нашего грязного сердца при помощи преданного служения. Тогда мы сможем понять истинную природу Кришны или Бога.
Спасибо вам большое.
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 09 January 2023