Решение проблем жизни

Бомбей - 23 октября 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:21:12 | качество: mp3 128kB/s 19 Mb | прослушано: 41 | скачано: 88 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 13 глава, текст 24, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 23 октября 1973 года в Бомбее, Индия.
«Тот, кто усвоил это знание о материальной природе, о живом существе и о взаимодействии гун природы, непременно обретет освобождение, он больше не родится в материальном мире, какое бы положение он сейчас бы не занимал».

00:00:41 Итак, Кришна всегда указывает на цель жизни, прекращение череды перевоплощений, джанма, мритью, джара, вьядхи. Во многих местах Кришна сказал об этом. Такова цель жизни, но люди, сбиты с толку слепыми лидерами. Мы можем употреблять такие слова. Лидеры- негодяи. Возможно, это очень резкие слова. Кришна сказал так. Все те, кто не проявляет интереса к сознанию Кришны, все такие люди названы Им мудхами, негодяями, наратхама, Он осуждает их в очень резких словах: «Я низвергаю их в темнейшую область материального существования». На самом деле так и происходит. Люди, лишённые сознания Бога, сознания Кришны, постепенно всё глубже увязают в невежестве. Человеческая жизнь очень важна. При этом никто не проявляет интереса к познанию философии жизни, ценности жизни, люди стали такими распущенными. Сегодня вечером все занимаются всякой ерундой, ребячеством, никто не проявляет интереса к решению истинной проблемы жизни. Настоящая проблема жизни описана так: набхьуате калпате. Спросите великих лидеров в чем состоит великая проблема жизни. Они не знают. Дурашайя, ожидания, которые никогда не исполнятся, никогда. Они пытаются приспособиться, манипулируя материей, но этого не произойдет, поэтому и говорится дурашайя. Ашайя означает надежда, а дур- то, что никогда не оправдается, то, что всегда остается очень далеко, дурашайя. Без сознания Бога, если мы не остановим процесс перевоплощения, рождения и смерти, мы не сможем обрести счастье, это невозможно.

00:04:01 Но люди стали такими невеждами, они думают, что 50-60 лет продлится моя жизнь и всё, а после этого даже великие лидеры говорят так: после смерти жизни нет, всему приходит конец. Серьезные профессора, именитые ученые придерживаются такого мнения, что после смерти жизни нет, всё заканчивается. Откуда же взялись все эти разные формы жизни? Они не могут ответить. 8 400 000 форм жизни. Откуда они взялись, в чем предназначение такого многообразия форм жизни? В чем смысл жизни? В чем разница между человеческой формой жизни и этими более низкими формами жизни? У них нет знания об этом, никого знания, все в невежестве. Глупцы. Поэтому их называют мудхами, все они негодяи. Если мы говорим это цивилизация негодяев, это не очень-то и крепкое слово. На самом деле они и есть негодяи, они нее знают ценности жизни и истинной проблемы жизни. Они просто как животные: едят, спят, занимаются сексом, умирают, только и всего. Необходимо учиться, поэтому Кришна говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Вы должны узнавать о том, кто такое живое существо. Этого мы тоже не знаем. Пракрити. Наше тело- это пракрити и живая сила, находящаяся внутри тела- это пуруша.

00:06:03 Есть два вида пуруши: живое существо и Сверхдуша, Параматма. Атма и Параматма. Атма создает свое поле деятельности, Параматма лишь наблюдает чем ты занимаешься. Об этом мы уже говорили. Упадрашта ануманта. Параматма Пуруша- это упадрашта. Она наблюдает за вашей деятельностью. Вы хотите что-то сделать, но без Его разрешения вы не сможете. Он поддерживающий. Поэтому мы должны знать, это знание. Знание о том, что такое тело, кшетра, кто такой собственник тела, кшетра- гья и Параматма- владелец тела. Мы уже говорили обо всём этом. Вы должны хорошо всё это запомнить. Это истинное знание, гьянам.

00:07:23 В чем заключается путь познания? Аманитвам адамбхитвам. Знание- это понимание проблем жизни, знать цель жизни, что она не в том, чтобы рождаться снова. Кто всё это понимает? Никто не проявляет интереса. Их интересует лишь удовлетворение животных потребностей, как животные. Но Бхагаван Кришна говорит нужно знать об этом. И качество пракрити: саттва гуна, раджа гуна, тама гуна, гунах саха. Если мы знаем только о земле, воде, воздухе, огне, например, современные ученые, они пытаются понять всё это, в своей научной лаборатории они делают анализ земли, воды, воздуха, они ставят физические опыты, они даже не изучают метафизику, они изучают только физику. Но им не известно, что помимо физического мира есть и другие явления, гуна. Как происходят физические изменения? Как один физический элемент становится ценным, другой теряет ценность? Всё это происходит вследствие разных взаимодействий гун материальной природы. Гуна. Одного лишь изучения физических элементов недостаточно, вы должны знать гунах саха, как действуют качества. Если у вас достаточно знания, знания содержатся в Бхагавад Гите, вы лишь должны изучать его.

00:09:43 Мы должны брать уроки Бхагавад Гиты от нужной личности. Мы должны постигать эту науку под руководством гуру, который действительно обладает знанием ведических писаний, шротриам брахма ништхам. И каков признак такого знания? Брахман ништхам. Он утвердился в Брахмане. Что значит знать Брахман? Это значит знать не только безличное брахмаджйоти, но также и Параматму, и Бхагавана. Это знание. Такой человек, обладающий достаточным знанием о том, что такое пракрити- материальный мир, кто такой пуруша- живое существо, пытающееся наслаждаться этим материальным миром и Параматма- пуруша, другой Пуруша. Те, кто лишены знания, не могут понять, что есть двое пуруш, один- апара и другой- пара. Апара пуруша- это живое существо, делающее попытки наслаждаться материальным миром. Но Пара Пуруша- это ануманта, руководящий или повелевающий. Есть двое пуруш, не один. Один- низший, другой- высший. Высший Пуруша- это Верховная Личность Бога, Сам Кришна. Это Пуруша Пара. Есть также апара. Есть также апара пракрити и пара пракрити. Материальный мир- это апара пракрити, но также есть и духовный мир, который называется пара пракрити. Когда в Ведах делаются такие утверждения, как Верховный дух, это ниракара- не имеющий формы, это не означает, что у него нет формы. У него есть форма, но она духовна, сач-чит- ананда виграха. Но, когда этот вопрос объясняется от противного, это означает, что в нем нет качеств низшей энергии. Мы должны знать это. Если вы знаете, то в результате сарвата вартаманипи, где бы вы ни были, вы мукта. Как говорит Рупа Госвами…прекратите разговаривать.

00:13:07 Этой ступени можно достичь в бхакти- йоге. Бхакти- йог- это тот, кто постиг всё в совершенстве. Иногда невежественные люди говорят, что бхакти- йога предназначена для не очень разумных людей. Но до тех пор, пока человек не обрел по- настоящему глубокий разум, он не сможет принять сознание Кришны. Поэтому автор Чайтаньи Чаритамриты говорит: до тех пор, пока человек не стал очень разумным, он не сможет стать преданным Кришны. Дело в том, что разумный человек знает всё. Об этом сказано в Бхагавад Гите. Тот, кто действительно является преданным, парам бхакти, уже находится на ступени брахма бхута, он освобожденная душа, просветленная душа. Не будучи просветленным, никто не сможет достичь беспримесной преданности. Бхакти- это уровень, на котором может действовать только освобожденный. Те, кто всегда трудится ради Кришны, иха- значит желание, он желает только служить Кришне, у него нет другого дела. Например, эти юноши и девушки, присоединившиеся к Движению сознания Кришны из Европы и Америки, у них нет другого дела, они действуют только в сознании Кришны.

00:15:06 Действуя кармана манаса-думая, увача- проповедуя, потому что наши действия делятся на три вида. Мы можем действовать нашими чувствами, карма. Кармии тоже трудятся и преданные тоже работают, но, когда действует карми, их слова и мысли заняты другим. Дело в том, что они трудятся в поте лица, днем и ночью, но при этом думают манаса, о чувственных наслаждениях. Кармана манаса увача, и они говорят только о чувственных наслаждениях, поэтому их мысли, их слова заняты совсем другим делом. Но тот, чьи мысли, чьи слова и действия направлены на служение Господу ихайяси харер дасье кармана манаса авача, может находится в любом положении. Дживан мукта соучьете, при этом он остается освобожденным. О том же сказано здесь. Ибо, если он не обрел освобождение, как он может не рождаться в следующей жизни? Здесь ясно сказано набхьуате абиджаете. Абиджаете означает снова рождаться, снова воплощаться в материальном теле. Если вы не достигли освобождения, мукта, вам придется родиться в материальном теле.

00:16:53 Мукти- это прекращение рождения в материальном теле, вы остаетесь в духовном теле. Это мукти. Но люди не знают, что такое духовное тело, что такое материальное тело, они только услаждают свои чувства, как кошки и собаки: едят, спят, совокупляются. И Бхагавад Гита является азбукой, начальными принципами духовной науки. Люди не знают даже этого. Люди, занимающие ведущие позиции, сбивают людей с толку, давая свои ложные толкования. Есть столько людей, они очень гордятся, они прочли Бхагавад Гиту по сто раз, но они нечего не знают, они нечего не знают. Проблема в том, что они не следуют наставлениям Бхагавад Гиты. Бхагавад Гита учит. Необходимо постигать эту науку в ученической преемственности. Вы должны постигать эту науку под руководством учителя, полностью предавшись ему. Вы не сможете предаться какому-то третьесортному человеку и легко может предаться только тот, кто действительно очень продвинут.

00:18:19 Но существует определенный метод. Что значит предаться? Это означает обратиться к тому, перед кем ваш разум просто ничто. Поэтому вы должны предаться тадвитхи пранипад севайя. Севайя и дайя, есть два термина. Сева- это то, что мы предлагаем старшему. Сева- служение. А дайя совершается по отношению к тому, кто ниже нас. Кто ниже нас, ему необходима ваша милость и это дайя, но по отношению к тому, кто стоит выше вас, вы совершаете служение, это сева. В этом разница между севой и дайей, но люди не знают этого, они пытаются смешать дайю и севу. Нет, дайя оказывается по отношению к тому, кто ниже вас. Например, ребенку необходима ваша дайя, дайя родителей, милость родителей.

00:19:23 Но гуру требуется ваша сева, служение, вы должны совершать севу и пранипад- предание и только тогда вы можете задавать вопросы. Не нужно задавать бесполезных вопросов, тратить время, если вы не можете предаться, если вы не можете служить. Таков метод. И тогда вы сможете получить какое-то благо от просветленной души. Знание может давать только тот, кто видел, кто испытал. Видеть и слышать- это источники опыта. Шрути значит слушать. Слушая, вы увидите. Слушая об Боге, Кришне, в конечном итоге вы увидите Его. Слушая вновь и вновь, вы разовьете свое сознание Кришны. Мы сможем слушать, если общаемся с преданными, садху санга. Вы не можете слушать мошенников, вы должны слушать старших, тех, кто познал себя. Таков метод. Но Кали юга настолько темная эпоха, что люди утратили всякий интерес к пониманию проблемы жизни, они утратили интерес к тому, как ее решить, как достичь знания, их это не интересует.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 16 июля 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 13 января 2023