Кришна везде и одновременно, Он Пурнам

Бомбей - 11 October 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:23:18 | качество: mp3 128kB/s 21 Mb | прослушано: 62 | скачано: 110 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 13 глава, текст 17, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 11 октября 1973 года в Бомбее, Индия.
«Хотя Сверхдуша кажется поделенной между живыми существами, Она едина и неделима, Она хранит все живые существа, но следует знать, что Она также поглощает и проявляет их все».

00:00:43 Это еще оно утверждение Бхагавад Гиты. Господь, Верховный Господь пребывает в сердце каждого, хридеша. Здесь конкретно говорится об этом. Хридеша означает «в сердце», хрид- это сердце. Современная медицина говорит о том, что энергия исходит из сердца и стоит сердцу прекратить биться, врачи констатируют смерть тела. Здесь подтверждается тоже самое. Они не могут объяснить, почему сердце прекращает биться, но здесь мы видим объяснение. Как только душа, как душа, так и Сверхдуша покидают тело, последнее превращается лишь в груду материи, она теряет всякую ценность, «из праха вышли, в прах вернетесь». Тело было создано из материальных элементов: пяти грубых и трех тонких, но оно действует, функционирует только до тех пор, пока душа, вечная душа, а также Сверхдуша присутствуют в нем. Об этом сказано в ведических писаниях, Упанишадах.

00:02:18 Душа и Сверхдуша сидят на одной ветке дерева вместе, как друзья, душа и Сверхдуша. И та, и другая пребывают в сердце. Но душа ищет материальных наслаждений, тогда как Сверхдуша наблюдает за материальной деятельностью индивидуальной души. Об этом также сказано в Бхагавад Гите: ануманта упадрашта. Упадрашта значит «наблюдающий». Есть свидетель каждому нашему действию, это кармавада- свидетель. Допустим, один человек сделал что-то нехорошее и в суде призывают свидетеля его поступка, чтобы либо наказать его, либо освободить. Для этого требуется свидетель. И этот свидетель существует- Верховная Личность Бога, как Параматма является таким свидетелем, пребывающим в сердце. Ануманта упадрашта. Ануманта значит: без санкции Параматмы индивидуальная душа не способна сделать нечего. Об этом также сказано в Бхагавад Гите: «Я нахожусь в сердце каждого. От Меня все получают память- смрити, гьяна- знание и все также забывают». Всё это происходит благодаря Параматме или Сверхдуше.

00:04:18 Сейчас мы находимся в состоянии забвения. Материальная обусловленная жизнь подразумевает забвение нашего изначального настоящего положения: «Я считаю себя телом». Но я не тело, я вечная душа, ахам брахмасми. Но мы забываем об этом. Мы забыли о наших отношениях с Верховным Господом. Этим забвением мы обязаны влиянию Сверхдуши. Дело в том, что мы хотели действовать. Например, искусный драматург учит актера играть так, чтобы порой он даже забыл о своем истинном «я». Чем больше он входит в образ, тем лучше его игра. Аналогично, мы хотели наслаждаться материальным миром. До тех пор, пока мы не забудем полностью, что я душа, не тело, я не смогу наслаждаться. И это забвение дает нам Сверхдуша. Она предоставляет нам все возможности, но при этом она советует: «не нужно запутываться в материальных действиях». Поэтому Господь говорит: «сарва дхармам паритьяджа мам экам шаранам враджа», Он дает нам эти наставления, но мы этого не хотим, мы хотим забыть и запутаться в материальной деятельности, поэтому посредством своей майи, иллюзорной энергии, Кришна помогает нам забыть. Однако, если мы желаем восстановить наше изначальное сознание, Кришна тоже поможет вам: буддхи йогам дадами там, об этом сказано в Бхагавад Гите.

00:06:37 Итак, у нас есть два выбора. Мы свободны сделать свой выбор. Если мы желаем наслаждаться материальным миром, Кришна предоставит нам все возможности, «можешь наслаждаться», но Кришна говорит: «ты никогда не будешь счастлив, никогда, ты лишь всё больше запутаешься». Что значит «запутываться»? Сейчас у меня человеческое тело, но сообразно моему желанию, в момент смерти я могу получить другое тело, которое может и не быть человеческим. Есть 8 400 000 видов тел, я могу получить одно из них. Всё это очень тонкие законы необходимо знать. В момент смерти наше следующее тело будет определяться в соответствии с состоянием нашего ума.

00:07:45 Что значит запутаться? Сегодня я думаю: «у меня такое- то тело, индийское тело, американское тело», такое, другое, толстое, худое. Завтра у меня этого может и не быть. Как только я получу другое тело, это означает начало новой главы. Если я получу тело собаки, я буду действовать, как собака. Если у меня будет тело свиньи, тогда я буду действовать, как свинья. Если же у меня будет тело Бога…ну тело Бога вы не можете получить, но вы можете достичь уровня жизни полубогов. Тогда вы можете действовать так. Тело является нашей судьбой. После того, как мы получаем тело, наши материальное счастье и страдания уже предопределены. Это называется адришта. Адришта значит то, что вы не способны увидеть, но это уже определено Высшим разумом. Вы получите столько- то и не более того. Поэтому мы видим столько уровней жизни.

00:08:55 Один человек очень тяжело работает, днем и ночью, но ему очень трудно заработать денег даже на то, чтобы нормально поесть. Потому что у него такое тело. Другой человек, например, «рождается в сорочке», ему не приходится прилагать очень много усилий, чтобы быстро заработать денег. Поэтому Бхагавата говорит: «не тратьте зря свое время на так называемое счастье и страдание, не тратьте своего времени», потому что вам уже предопределено иметь определённый уровень счастья и страданий, и вы не можете изменить этого, но вы можете изменить свое сознание. Это возможно. Но материальное свое положение вы не сможете изменить. Люди современного мира не знают об этом. Они не знают, что материальные условия невозможно изменить. Например, свинья, ее тело приспособлено для поедания экскрементов, и вы не можете заставить ее есть халаву, она не станет ее есть, потому что тело у нее другое. Но в человеческой форме, если мы изменим свое сознание, то мы сможем восстановить свое изначальное положение, а именно: вечную жизнь в блаженстве и знании. Это изначальная жизнь.

00:10:44 Итак, Сверхдуша всегда помогает нам, как наш друг, поэтому говорится [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Сверхдуша находится рядом с каждой индивидуальной душой в качестве его друга и кажется, что Сверхдуша разделена, вибактам ивам, как будто бы разделена. На самом деле, она не разделена. Можно понять это на следующем примере: солнце светит в небе и, если вы расположите миллионы кувшинов с водой на земле, то в каждом из них вы увидите отражение солнца. Это не означает, что солнце разделилось на миллионы. Это хороший пример, лучший пример. К примеру, в 12 часов миллионы людей стоят на земле. Каждого спросите, даже того человека, который находится за несколько тысяч километров от вас: «где сейчас солнце»? Все скажут: «над моей головой». Но это не означает, что солнце разделилось на миллионы солнц и каждое солнце висит над головой каждого. Нет. Солнце одно. Но кажется так, что оно разделилось. Поэтому говорится Он нивибакта. Ишвара- Верховный Господь, как Сверхдуша находится в сердце каждого, но это не означает, что Он разделился, нет, Он один. Об этом уже было сказано.

00:12:37 Кришна сказал, что в каждом отдельном теле находится душа, кшетра- гья, тело представляет собой кшетру, поле деятельности. Внутри тела находится душа, которая действует в соответствии со своим положением, и она является кшетра- гьей, она знает, что это мое тело. Я не говорю «я- тело», я говорю «моё тело». Все говорят: «я знаю, что это мое тело». Если я смотрю на свой палец, я понимаю, что это мой палец, я не говорю: «я- палец», потому что я- не тело. Любой здравомыслящий человек понимает это и поэтому тот, кто знает, что это моё тело, является кшетра- гья, он знает. Тело называется кшетрой. Эта шарира называется кшетрой, полем деятельности. Я действую в соответствии со своим телом, это мое поле деятельности.

00:13:51 И Кришна также говорит: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Я живое существо, я- душа, я знаю своё тело, я знаю боль и наслаждение своего тела, но боль и наслаждение вашего тела, я не знаю, и вы не знаете болезни и радости моего тела. Поэтому мы все индивидуальны, но есть другой собственник. На самом деле Он является настоящим собственником, мы лишь постояльцы. Например, в доме есть двое, один из них хозяин дома, другой- арендатор. Мы лишь арендаторы. Настоящий владелец Кришна. Он знает каждого, что вы делаете, не только я, вы, Он знает про каждого. Поэтому говорится: это Высшая Личность, Брахман, вибактам чабутишу, Он пребывает в сердце каждого, это Кришна. К примеру, я сижу здесь, я сейчас не нахожусь у себя в квартире. Вы сидите здесь, сейчас, вас нет в вашем доме, потому что вы ограничены. Но Кришна, хотя живет на Своей планете Голоке Вриндавана, при этом находится повсюду. Об этом мы говорили вчера, мы обсуждали этот момент, мы обсуждали все эти вопросы. Это Кришна, это Бог. Это подтверждает Ишопанишад: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите].

00:16:01 Кришна повсюду, Бог повсюду, сарвитам пани падам, Его руки и ноги повсюду. И так как Его руки повсюду, поэтому, когда вы предлагаете Кришне что- либо с верой, любовью, Он может это принять. Не подумайте, что Он так далеко находится от нас и когда я предлагаю Ему что- то с любовью и верой, Он не может это принять. Нет, Он может. Например, банк может принять ваш вклад с любого своего филиала и деньги сразу же переводятся на ваш счет. Аналогично. В Брахма-самхите говорится: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Это Кришна, это Бог. Он всегда пребывает в Своей обители, но [не понятно]. В тоже время Он существует повсюду в творении.Некоторые философы пытаются доказать, что Он повсюду, но Он не в Своей обители. Это ошибка. В Его полноте, даже, если Он вездесущ, тем не менее, Он целиком и полностью пребывает в Своей обители. Например, сейчас я не нахожусь в своей квартире, может быть я могу оставить там какую- то записку, но я сам, во всей своей полноте, целиком и полностью не нахожусь там. Но Кришна может находится целиком и полностью повсюду, акхилам бхута. Это есть восприятие сознания Кришны. И Он живой.

00:18:02 Философы- майавади считают, что Кришна, Или Парабрахман, или Бог поскольку Он повсюду, у Него нет личностных качеств. Но это свидетельствует о недостатке знания. Это не Бог. Мы переносим свои материальные понятия. Например, я возьму клочок бумаги, разорву его на мелкие клочки, разбросаю их повсюду и вот этот изначальный лист бумаги перестает существовать. Это называется майавада. Майавада или несовершенное знание. Поскольку я рассуждаю о материальном объекте, я разрываю лист на кусочки, разбрасываю, изначальный лист бумаги перестает существовать. Но нет, Веда говорит: Господь совершенен, Он находится в каждом атоме в Своем полном проявлении. Один минус один равно одному и один плюс один равно одному. Это идея Абсолюта. Но мы подсчитываем с материальной точки зрения, потому что наш разум очень ограничен, мы рассуждаем именно так.

00:19:25 Поэтому Джива Госвами говорит: до тех пор, пока вы не признаете непостижимое могущество Верховного Господа, вы не сможете понять Бога, это невозможно. Если вы будете сравнивать Его со своей ограниченной силой, думать, что Бог возможно такой, это рассуждение доктора лягушки об Атлантической океане, вы знаете эту историю. Это иллюстрация к философии лягушки, купа мандука мандайя. Лягушка живет в колодце, и она считает, что длина и ширина Атлантического океана вот такие, она оценивает их размерами своего колодца. Но как это возможно? Это невозможно. И мы такие же лягушки в колодце. Наши чувства ограничены, наши способности ограничены, и мы думаем, что Кришна, Бог тоже ограничен. В этом наша ошибка. Это называется недостатком знания. Вы не можете сравнивать себя с Богом, но философы-майавади они вот так именно и рассуждают, и тратят собственное время зря и чужое.

00:20:46 Он предоставляет всё необходимое. Верховный Господь обеспечивает всем необходимым каждое живое существо. Так говорят Веды, Упанишады. Есть двое вечных, двое живых существ. Одни живые существа находятся во множественном числе, нитьянам, это слово стоит во множественном числе и нитьях- это слово стоит в единственном числе, нитьё нитьянам. Господь тоже живое существо, как мы, у нас есть чувства. Также, чувства есть и у Бога, но Его чувства не ограниченны. Наши чувства ограничены. В этом разница. И в чем разница между этим единственным и теми множественными? Эко, единственное число ёвида дхьяти кама бахунам. На самом деле Бог кормит нас. Вы обнаружите, что в Африке живет миллионы слонов. Кто их кормит? У вас дома в норке живут миллионы муравьев. Кто же их кормит? Столько на свете птиц, зверей и правительство не выделяет им никаких пайков. Мы никогда не видели, чтобы птицы умирали от голода. Никогда мы такого не видели.

00:22:38 Но мы занимаемся благотворительной деятельностью, кормим бедных. Как будто Бог не способен накормить бедных. Потому что мы занимаем положение Бога. Это не наша обязанность. У Бога есть пища для каждого. Если кто-то голодает, это его вина. Например, в больнице, если вы придете в больницу, вы увидите там много больных, которые постятся. Означает ли это, что пациенты постятся из-за того, что нет пищи? Нет. Они обязаны поститься, в противном случае не вылечатся. Это называется судьбой. Так, мы не должны следить за этим, это не наши обязанности. Наша обязанность заключается в том, чтобы восстановить свое изначальное сознание.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 10 June 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 13 January 2023