Нет ничего материального

Бомбей - 29 September 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:27:25 | качество: mp3 128kB/s 25 Mb | прослушано: 49 | скачано: 103 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 13 глава, текст 6 и 7, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 29 сентября 1973 года в Бомбее, Индия.

00:00:23 Кришна говорит о кшетре, кшетре гья, гьяни и гейям. Наше тело является кшетрой, что значит поле деятельности. Например, у земледельца есть определенный надел земли и в соответствии с этой землей, он засеивает ее зерном и работая на этой земле, он получает выгоду, продавая продукты сельского хозяйства. Подобно этому, наше тело представляет собой поле, и мы сажаем семена, карму, сажаем эти семена и получаем плоды, кармана дайвина неттрена.

00:01:34 Почему у всех нас разные тела? Почему у нас не одинаковые тела? Один человек полный, другой худой, один светлый, другой темный, кто-то очень красивый, кто-то не привлекательный. Есть очень много разных тел. Почему? Сангхата- это сочетание цветов. Есть три гуны. Соприкасаясь с разными гунами, вы получаете разные формы тела. Кришна объясняет это здесь. Аханкара- очень важное слово. Ложная аханкара и истинная аханкара. Аханкара- это принцип отождествления. Я- индиец, это аханкара. Я- американец, это аханкара. Я богатый человек, это тоже аханкара. Я бедняк. Есть разнообразные аханкары. Таков принцип отождествления. Мы получаем определенное тело на основе аханкары. Это тонка основа аханкара, мано будхи аханкара.

00:03:20 Есть восемь материальных элементов. Об этом сказано в 7 главе: земля, вода, огонь, воздух, пространство, ум, разум, и аханкара. Всё это создает определённое тело для меня, поэтому Кришна говорит авьяктам, означает «совокупная материя». Например, если вы строите дом, вам необходимо много материалов: кирпич, цемент, дерево, железо и вы комбинируете эти материалы друг с другом. Всё это мироздание представляет собой взаимодействие трех вещей: теджа, огонь, вари, то есть вода и мрит, что значит земля. Что представляет собой этот город Бомбей? Бомбей-это просто куча теджа, вари и мрита, вини майя. Здесь находится один специалист, инженер. Он знает, как соединять эти три ингредиента: теджа, вари, мрит вини майя. Если бы не было запаса теджа, вари мрит вини майя, вы не могли бы построить такой замечательный город.

00:05:15 Но кто дает эти компоненты? Вы можете создать землю? Нет. Можете создать воду? Нет. Вы не можете этого создать. Вы просто трудитесь. Вы лишь тяжело трудитесь, смешивая эти компоненты друг с другом. Но вы не можете их творить, это невозможно Творец- Бог. Создатель- Бог. Об этом сказано в 7 главе. Пракрити ме аштидидха, Кришна говорит: «Это Моё». Вот, что такое иллюзия. Мы пользуемся собственностью Кришны, но объявляем ее нашей. Это называется иллюзией. Поэтому шастра говорит, Веда говорит: ишаваси идам сарвам, всё принадлежит Богу. Вы не можете сотворить этот огромный океан воды или моря, это невозможно. Кто его сотворил? Кто-то его сотворил и об этом сказано в шастре. Это пот, вода представляет собой пот Маха Вишну. Мы можем это понять, потому что мы являемся крошечными частицами Маха Вишну, мама ивам джива бхута. Иногда мы потеем и из нас выходит вода, скажем пол унции. Но, если у кого-то есть способность так потеть, создавая огромное количество воды, разве это трудно понять? Совсем не трудно. Если вы допускаете, что это огромная стихия воды вышла, как пот из Верховной Личности Бога. У вас нет оснований отрицать этот факт.

00:07:37 Ачинтья шакти, это означает непостижимое могущество. У нас есть непостижимое могущество, потому что мы являемся малыми частицами Бога, у нас тоже есть эта непостижимая сила в небольшом объеме. Мы не знаем, как растут наши волосы, но у нас есть эта энергия. Аналогично из Кришны, из Его непостижимого могущества возникает множество проявлений. Поэтому Кришна объявляет: Всё это Мои отделенные энергии. Вся эта земля является творением, состоящим из пяти грубых элементов. Это собственность Кришны. Как мы можем заявлять свои права на это? Это иллюзия. Мы говорим: эта часть земли Америка, эта часть земли принадлежит индийцам, это Пакистанцам, но мы не знаем о том, что нам не принадлежит ни один клочок земли, всё принадлежит Кришне. Ради практических целей, даже, если мы признаем, что весь мир принадлежит Кришне, Богу, а мы сыновья Бога, у нас есть право пользоваться собственностью отца. Поэтому вы можете пользоваться, но проблема в том, что мы заявляем: «эта земля моя, а эта земля моя». Если мы не будем делать таких заявлений, если мы поймем, что всё принадлежит Богу, то это практически коммунизм. Если мы признаем, что вест мир является владением Бога, то это богоцентричный коммунизм.

00:09:48 Русские создали форму коммунизма, в центре которого стоит государство. Но, если вы сделаете центром Бога, об этом говорит Иша Упанишад, всё принадлежит Богу. Об этом сказано в шастрах, всё принадлежит Богу, всё является собственностью Бога, и мы можем пользоваться ей, мы можем использовать ее. Яват артха прайоджанам, насколько нам необходимо, мы можем ею пользоваться. Например, птицы, звери, они живут дарами природы. Птица перелетает с дерева на дерево, ест какие-то плоды, но она не берет больше, чем ей необходимо, она не забирает эти плоды к себе домой, чтобы хоронить или торговать на черном рынке. Нет. Мы сами создали эту тяжелую обстановку, объявляя собственность Бога своею. Это ошибка. Но лидеры- негодяи, не знают, какую ошибку они допустили в самом начале, стена эвасе учьете всё принадлежит Богу, поэтому всё необходимо занимать в служении Богу. Такова философия сознания Кришны.

00:11:24 Мы не берем нечего, что не имеет связи с Кришной, мы пользуемся всем. К примеру, мы пользуемся этим микрофоном, мы не считаем, что он материальный, так как мы используем его ради Кришны, он духовен. В этом разница между материей и духом. Если вы считаете это своей собственностью или используете это для собственных чувственных удовольствий, то это материальное. Если же вы считаете, что всё это принадлежит Кришне и вы просто пользуетесь этим, как прасадом Кришны, то это духовная энергия. Мы не философы майавади, которые говорят: «брахма сатьям джаган митья», нет. Почему джагат должен быть митьей? Если Кришна истинен, если Бог истинен, то джагат тоже истинна, она тоже реальна, потому что это энергия Кришны. Кришна говорит: «бхумера поналовайю». Поэтому наши Госвами предписывают: прапанчика будхья. Если мы принимаем то, что связано с Хари за материальное и отказываемся от этого, то это пхалга вайрагья. Например, вот это земля, мы боремся за нее, потому что мы понимаем, что Кришна пришел сюда, Кришна находится здесь и эту землю мы не можем оставить, мы не считаем, что это материальная земля. Это лишь пример.

00:13:39 Скажем Арджуна сражался, потому что понимал, что это война, эта битва на Курукшетре совершается для удовлетворения Кришны. В начале Арджуна не хотел сражаться, он думал: «зачем мне сражаться с моими родственниками, пусть они наслаждаются». Но когда он понял, что таково желание Кришны нимит таматрам бхавам савьясачи, Кришна сказал, что всё уже спланировано: «Мой дорогой Арджуна, ты думаешь, что ты спасешь своих родственников, но ты ошибаешься, всё уже спланировано. Те, кто пришел сюда, должны будут погибнуть, ибо таков Мой план. Ты лишь должен стать лишь инструментом». Когда Арджуна понял, что это план Кришны, а я слуга Кришны, я должен удовлетворить Кришну. Поэтому Кришна спросил Арджуну: «Выслушав Мои наставления, Бхагавад Гиту, что же ты собираешься теперь сделать»? Арджуна ответил: «наштомоха смрити лабдха, Мой Господь Кришна, теперь моя иллюзия развеялась». Смрити лабдха, «теперь я все понял, всё принадлежит Тебе, всё нужно делать ради Твоего удовлетворения, каришья вачанам тава, да, я буду сражаться».

00:15:28 Это сознание Кришны. Пока вы думаете, что действовать нужно ради собственного удовлетворения, это материально, но, как только вы начинаете понимать, что всё принадлежит Кришне и всё необходимо использовать в служении Кришне, это духовно. В этом разница между материей и духом. Не подумайте, что духовное, это какое-то волшебство, ишадаси ивам сарвам, если всё принадлежит Кришне, то о какой материи может идти речь? Нет нечего материального, всё есть духовно, но мы не знаем, как пользоваться этим, поэтому это становится материальным.

00:16:18 Когда вы забываете о Кришне, когда вы забываете о том, что Кришна владеет всем, это материально. Таково наставление Госвами. Мы должны пользоваться всем, как собственностью Кришны. Это факт. Мы же пользуемся всем, не направляя это на служение Кришне, поэтому это становится материальным. И в Бхагавад Гите говорится: стена эва соучьете, «такой человек вор». Человек становится преступником, когда не угождает государству. Каково положение преступника? Он нарушает законы в государстве, он становится преступником. В этом разница между добропорядочным законопослушным гражданином и преступником. Тот, кто не повинуется законам государства, является преступником. Поэтому, каждый, кто не повинуется законам Верховной Личности Бога, является преступником, стена эва соучьете, таков вердикт шастры. Забвение Кришны, забвение Бога- это материализм. Преступление- это не использовать данное нам для удовлетворения Кришны. Люди этого не понимают. Поэтому Кришна объясняет: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите].

00:18:11 Тело состоит из десяти чувств- индрийани, из пяти познающих чувств и пяти деятельных чувств, а также ума. Десять чувств и один ум, одиннадцать. Индрийа гочара. Есть также объекты удовлетворения чувств, тан матра. Например, рупа гаса ганда шабда, спарша, красивая форма -рупа, раса; вкус- рупа раса ганда; гада- запах, спарша- прикосновение. Это объекты наслаждения. У нас есть глаза, нам хочется смотреть на красивые формы, рупа раса. У нас есть язык, нам всегда хочется наслаждаться деликатесами, гандха. У нас есть нос, нам хочется вдыхать аромат благоуханных цветов и так далее. Таким образом, у нас есть индрийи, чувства, но наше тело состоит из грубых элементов, а аханкара или буддхи, мано буддхи аханкара, это тонкое тело.

00:19:35 Таким образом кшетра, тело представляет собой комбинацию всех этих элементов. Ичхат двешам, действие ума, это ичхат двеша, желать, чувствовать, ичхат двеша. Иногда нам что- то нравится, иногда не нравится, это называется ичха двеша. Мы рождаемся в материальном мире в соответствии с ичхой двешей, нам всегда присущи эти две функции, что-то нам нравится, а что-то не нравится. Наше тело является сочетанием всего этого. Наше тело очень тонко устроено. Хорошие химики понимают, как, соединяя разные элементы, можно что-то произвести. Химические элементы тела описаны Кришной очень подробно. Есть грубые химические элементы, есть тонкие, но я отличен от всего этого. Это знание. Я отличаюсь от комбинации этих элементов, но мы этого не знаем и это невежество. Я думаю, что я есть сочетание этих элементов, я думаю, что то место, где все эти компоненты сошлись воедино, есть моя родина.

00:21:32 Шастра описывает это. Химические элементы берутся из земли. Всё в моем теле возникло из этих материальных элементов, а я отождествляю себя с ними, я считаю, что это место, эта земля моя, потому что это тело родилось из этих элементов. Это мы называем национализмом. Бхома иджа тхи, они не станут поклоняться Кришне, они предпочтут поклоняться этой земле, из которой изошло их тело, бхома иджа тхи. Шастра же говорит, что каждый кто отождествляет это тело с собой…

00:22:26 Наше тело состоит из трех дхату: капха, питта, вайю, в соответствии с системой Аюрведы. Капха- слизь и желчь. Капха, питта, вайю. А родственники, мои люди-свадхи калатрадишу, жена и производные жены- дети или династия, семья, община, свадхи калатрадишу. Я считаю, что место моего рождения достойно моего поклонения. И такие люди идут в святые места паломничества [не понятно]. Например, кто-то отправляется в Харидвар, во Вриндаван, они идут в тиртху, они берут на себя все эти хлопоты. Например, в Калькутте течет Ганга, но люди идут в Харидвар, чтобы омыться в Ганге там. Почему существует такое предписание? Не для того, чтобы идти к Ганге. Ганга течет и в Калькутте, но, если вы идете в святое место, вы должны найти там святого человека, вот, что необходимо. Если же вы просто идете в святые места, чтобы омыться там, в реке. Нет, это не рекомендуется.

00:24:10 Тиртха, отправляться в тиртху- это значит отыскать ученого, святого человека и получить от него знания. Вот, что значит тиртха. Поэтому говорится, мы должны общаться с теми, кто обогащен знанием и делится им. Если мы общаемся со святыми и слушаем от них Бхагавад Гиту и другие ведические писания, тогда хрит карнарасайна катха. Это послание глубоко требует наше сердце и доставляет наслаждение слуху. Если вы примените полученные знания на практике, в своей жизни, тогда шрадха бхакти ратир анукрамешчати. Постепенно вы обретете веру в Верховного шрадха бхактир, у вас проснется естественное желание к преданному служению, привязанность- анукрамешчати. Одно за другим это придет, таков путь. К сожалению, мы не пользуемся возможностями прерогативой человеческой жизни.

00:25:38 Мы просто действуем, как кошки и собаки: живем, едим, спим, совокупляемся, защищаемся. Эти потребности тела: еда, сон, сексуальные потребности, защита, присущи и животной жизни. В чем же разница между животным и человеком? До тех пор, пока вы не задаетесь вопросом атато джива джигваса. Веданта- сутра говорит: человеческая жизнь предназначена для вопрошания об Абсолютной Истине, таттва джигваса. В Бхагаваде тоже говорится об этом: атато брахма джигваса.

00:26:28 Итак, Движение сознания Кришны пробуждает это дремлющее желание постичь кто я, кто есть Бог, каковы мои отношения с Богом, почему я оказался здесь в материальном мире, по какой причине, почему я страдаю, я не хочу умирать, но мне приходится, это неизбежно. Ответы на эти вопросы должен найти человек. Люди не должны думать только об экономических вопросах. Проблемы экономического развития не существует. Бог по Своей милости заботится о каждом, но мы забыли, что всё принадлежит Богу. Мы думаем, что это моя земля, вы не имеете право сюда приезжать, это моя земля. Это безобразная организация человеческого общества является причиной всех проблем, поэтому человечество должно обратиться к сознанию Кришны, чтобы решить все проблемы жизни.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 24 April 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 09 January 2023