Знание начинается со смирения

Бомбей - 03 October 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:23:00 | качество: mp3 128kB/s 21 Mb | прослушано: 101 | скачано: 107 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 13 глава, тексты с 8 по 12, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 03 октября 1973 года в Бомбее, Индия.

00:00:23 Кришна- Высший Учитель. Верховная Личность Бога рассказывает о пути познания, гьянам. Знание начинается со смирения. Шри Чайтанья Махапрабху учил так: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Повсюду нас учат смирению. Если мы не станем кроткими, смиренными, как можем мы людьми знания? Но в настоящий момент люди забывают о смирении, все гордятся без повода. Хотя человек нечего особенного не представляет, он гордится настолько, что порой какой-нибудь мошенник заявляет, что он Бог. Такова современная цивилизация. Он настолько возгордился, что смеет объявлять себя Богом, не говоря уже о других вещах. Нет. Прежде всего необходимо быть очень смиренным.

00:02:00 Таков путь ведической цивилизации, видья вина асам пане брахмане. Следует стать брахманом. Брахман-это видья вина асам пане. Он должен быть ученым, а также смиренным. Это брахман. Это идеальная жизнь, видья вина асам пане брахмане. Почему в обществе брахманы пользуются уважением? Потому что брахман-это видья вина асам пане, а также он очень смиренен. Видья значит: «видья дадати намрата», видья значит порядочность. Это видья. Образование не должно делать из человека гордеца. Например, мы слышим, что даже великий ученый, сэр Исаак Ньютон говорил: «каким знанием я обладаю? Я лишь собираю несколько песчинок на берегу огромного океана». Да, это смирение.

00:03:25 Итак, Кришна говорит, что в процессе обретения знания, человек должен быть очень смиренным и кротким. Это первое качество. Это саттва гуна. Однако, те, кто пребывает в раджа гуне, тама гуне, не могут стать смиренными, это невозможно, они в страсти и в невежестве. Знание подразумевает уровень добродетели, саттва гуны, качества брахмана.

00:04:10 В Бхагавад Гите всё есть. Там перечисляются качества брахмана, там перечисляются качества кшатрия, качества вайшью и качества шудр. У шудры есть одно качество. Какое? Шудра будет доволен, если у него будет хороший хозяин, у него нет других качеств. В настоящий момент какой-нибудь человек может быть очень серьезным специалистом, технологом, очень образованным, однако, если у него не будет хорошего босса, то он нечего особенного из себя не представляет. У него нет независимости, ему приходится наниматься к кому-то на услужение. Но брахман никогда не станет никому прислуживать. В шастрах сказано, что в тяжелый период своей жизни, брахман может заняться ремеслом кшатрия или даже вайшьи, но никогда не возьмется за ремесло шудры, никогда не займет положение собаки. Так гласят шастры.

00:05:48 Итак, приобретая знания, человек должен стать брахманом, тогда он станет смиренным, кротким и приобретет другие качества. Материальное представление о жизни вызывает в нас желание почести со стороны других. К этому ведет мирское образование: раджас, тамас. Каковы признаки влияния разных гун материальной природы: саттва гуны, раджа гуны, тама гуны. Саттва гуна- добродетель. Это, когда человек удовлетворён и он жаждет продвигаться в духовных познаниях, саттва дамо титикша, титикша, необходимо учиться титикше. Например, здесь, несмотря на то, что они иностранцы, им приходится терпеть множество тягот, связанных с этим храмом. Эти иностранцы приехали сюда, чтобы стать преданными, а местные власти готовы разрушить их храм. Это приходится терпеть. Что можно поделать?

00:07:16 Прахлада Махарадж был сыном Хираньякашипу, он приходился ему сыном, но, поскольку Прахлада был преданным, отец был готов убить его. Это можно наблюдать по всему миру. Поскольку Иисус Христос проповедовал сознание Бога, его распяли. Хотя Иисус Христос проповедовал «не убий», но к сожалению, он проповедовал в таком обществе, что убили его самого. Такое происходит постоянно. Демоны только и думают о том, как преследовать, как докучать преданным, поэтому необходимо учиться смирению, в противном случае невозможно продвигаться в Сознании Кришны. Поэтому Чайтанья Махапрабху советовал: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], если вы хотите продвигаться в воспевании Святого Имени Господа, вы должны также учиться терпеть. Многие люди будут критиковать вас, многие будут готовы подвергнуть вас всевозможным лишениям на вашем пути. Необходимо учиться, если мы серьезны, наши намерения углублять свои познания, а истинное познание- это понять Бога, это истинное знание. Поэтому это называется Веданта. Веда значит «знание», а анта- венец знания.

00:09:18 Итак, вершина познания состоит в том, чтобы знать Кришну. Есть одна категория людей, которая говорит, что мы верим только Ведам. Чему вы верите? Вы знаете о Кришне? «Нет, сэр, мы признаем Кришну исторической личностью, но не Богом». Иными словами, они не понимают, кто такой Кришна. Какой прок от такой веданты? Есть так называемые ведантисты, которые избегают Кришну, они пишут комментарий к Бхагавад Гите, избегая Кришну. Вот, что происходит. Но истинное знание предполагает обретение этих качеств. Если человек принимает сознание Кришны, как сказано: «мамчо вьябичарине», бхакти авьявьячарине, вьябичарине означает примеси. Есть карма, гьяна, йога и бхакти. Мы все должны делать с бхакти, в противном случае нам не видать успеха. Даже, если вы карми, вы должны добавить к этому бхакти, тогда вы обретете успех. Это карма йога. Вы можете быть бизнесменом, вы можете быть инженером, не суть важно, но вы должны добавить к этому бхакти и тогда вы будете успешным. Если вы лишены бхакти, то это просто бесполезная трата времени. Таково заключение шастры. Шастра говорит, об этом сказал Шри Сута Госвами, собрание великих брахманов, святых, которые собрались на большую конференцию, длящуюся тысячу лет, сейчас мы встречаемся не более чем на 8-15 дней, не более того. Но раньше, проводились собрания, духовные собрания, длящиеся целую тысячу лет в Наимишараньи. Наимишараньи до сих пор существует, недалеко от Лакхнау. Большинству из вас известно это место.

00:12:16 Итак, было такое собрание, которое длилось тысячу лет и на этом собрании председательствовал Сута Госвами, и все брахманы обратились к нему, потому что на такие духовные собрания, как правило приходили очень образованные брахманы и святые, а также иногда некоторые кшатрии. Вайшьи и шудры не проявляли к этому интереса. Поэтому ученые брахманы обратились именно к Суте Госвами: «О лучший из брахманов, присутствующих здесь». В те дни общество состояло из варны и ашрамов. Варна значит четыре сословия общества: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры. Также оно состояло из брахмачарьи, грихастхи, ванапрастхи, саньяси. Такова ведическая культура, «варнашрама, вибхагаша».

00:13:35 Итак, Сута Госвами сказал, что у каждого есть свой предписанный долг. У каждого есть обязанности, но [не понятно], никто не думает о том, достигаю ли я совершенства, занимаясь своими предписанными обязанностями, своей профессией. Дело в том, что человеческая жизнь предназначена для достижения совершенства. И в чем оно заключается? Об этом тоже мы не знаем. Совершенство состоит в том, чтобы выбраться из круговорота рождений, смерти, старости и болезни. Это совершенство. Но никто не относится к этому серьезно. Люди умирают, как кошки и собаки и не придают этому значения. Никто не задумывается, в чем состоит совершенство моей жизни. Кошки, собаки умирают, я тоже умираю. Зачем же я должен умирать, как кошки и собаки, я должен разобраться почему приходит смерть, я не хочу смерти, почему же она есть. Вот, кто такой человек.

00:14:53 Кто хочет умирать? Никто не хочет умирать. И на самом деле, в современной науке люди пытаются противостоять всем этим материальным препятствиям, но существует главное препятствие: никто не хочет умирать. Но смерть существует. Каково же ваше научное решение этой проблеме смерти? Кто может сказать. Есть ли такой ученый, который может заявить, что смерти больше не будет, не будет болезни, не будет старости? Джанма, мритью, джара, вьядхи. Об этом сказано здесь. Это знание. Все делают все от себя зависящее, чтобы облегчить свою тяжелую жизнь, дукха ниврити, все пытаются. Я страдаю. Если я заработаю много денег, я смогу избавить себя от страданий и все поэтому жаждут денег. Но это избавление временно. Допустим, вы достанете деньги, вы купите себе хорошую квартиру, у вас будет большой банковский счет. Означает ли это, что ваши главные проблемы жизни будут решены?

00:16:20 Джанма, мритью, как сказано в Бхагавад Гите. Люди стали настолько глупы, они настолько опустились, они не понимают, в чем смысл жизни, в чем проблема жизни, как же найти решение этой проблеме. Никому это не интересно. Просто кошки и собаки. Также, как кошки и собаки трудятся тяжело, чтобы найти себе пропитание, чтобы найти себе место поспать, совокупиться. Человеческая жизнь не предназначена для этого. В этом проблема современной цивилизации [не понятно]. Свинья питается экскрементами, она тоже тяжело трудится. Ради чего? Ради еды и сна, секса, защиты. Неужели человеческая жизнь предназначена для той же цели? Нет. Человеческая жизнь предназначена для тапо, дивьям, гьяна шудья саттвам. Вы должны очистить свое существование. Сейчас моё существование не чисто.

00:17:40 Из Бхагавад Гиты мы узнаем намджете намрьете, живое существо, душа никогда не рождается, никогда не умирает, однако я подвержен рождению и смерти. Но люди не решают этой проблемы, они лишь приспосабливаются, находят временное решение, но это не человеческая цивилизация. Ведическая цивилизация призвана решить главные проблемы жизни, но люди не придают значения этим беспокойствам. А в былые времена люди довольствовались любыми материальными условиями, они не жаловались, все были счастливы, все получали достаточно пищи. Как они могут не получить ее, если даже птицы, звери находят себе пропитание до самой своей смерти. Птицы, звери не жалуются. Только люди жалуются. В противном случае, в джунглях очень много живёт животных, птиц, они не жалуются, они не приходят в город со своими жалобами, они счастливы, они получают там достаточно пищи, жизнь у них там счастливая, они получают еду, они находят ночлег, у них есть партнеры для секса, они знают, как защищаться, всё у них есть, проблем нет. Только человеческое общество сотворило проблемы, потому что у людей нет знания. Их так называемое знание бесполезно, если они не решают проблем. Какой смысл в этом знании? Поэтому Кришна говорит, что такое знание? Это понимание, что вот мои истинные проблемы: джанма, мритью, джара, видхи, дукха, докшана, даршанам. Вот, что такое знание.

00:19:54 Итак, Кришна говорит, что путь обретения знания начинается с аманитвам, со смирения, потому что настоящая болезнь материальной жизни в том, что человек не смиренен, он всегда гордится. Стоит ему чем-то обладать, свалпа матрена. Можно привести такой пример: большие рыбы в океане, они плавают глубоко под водой. С другой стороны, можно видеть в небольшом пруду на мелководье, рыбы плещутся. Иными словами, у нас нет глубины знаний, мы просто сбиты с толку и поэтому нам необходимо образование, нам необходимо учиться смирению, пари прашнена севая, необходимо учиться, совершая служение и пранипат. Пранипат означает предание. Никто не предается, никто не готов предаться, «чего ради я должен предаваться, я и так все знаю».

00:21:12 Люди без повода гордятся. Поэтому Кришна говорит: материальная болезнь состоит в том, что раджас, тамо бхава. Что такое раджа тамо бхава? Раджа гуна, кама и лобха, невежество. Все рассуждают, если я буду жадным, то мне больше достанется. Это невозможно, вы ни на цент больше не получите того, что вам предопределено. Это невежество. Человек думает, если он будет тяжело трудится, у него будет больше. Шастра говорит: нет, не делай этого. Что касается твоих материальных условий, то всё уже предопределено с твоим рождением, ты получил определенное тело и сообразно этому телу, ты получишь определенное количество наслаждений и боли. Это уже предначертано, это называется адришта. Дайва, главная твоя задача состоит в том, если ты хочешь достичь успеха в жизни- это сэкономить время для продвижения в сознании Кришны. Это правильное использование жизни. Это не зависит от судьбы. Это вы можете сделать, вы можете это сделать.

00:22:42 Итак, Движение сознания Кришны- это единственный вызов этой дьявольской жизни, человеческого общества. Поэтому, я прошу всех вас внимательно изучать эту философию и воспользоваться ею.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 29 April 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 09 January 2023