Усилия ради счастья нашего тела

Бомбей - 15 October 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:21:24 | качество: mp3 128kB/s 20 Mb | прослушано: 40 | скачано: 105 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 13 глава, текст 21, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 15 октября 1973 года в Бомбее, Индия.
«Сказано, что природа является причиной всех материальных причин и следствий, а живое существо- причиной разнообразных страданий и радостей, которые оно испытывает в материально мире».

00:00:42 Это очень забавно. Дело в том, что вы получаете тело в соответствии с вашей кармой, но вы подвержены наслаждениям и страданиям в соответствии с этим телом. Тело дается природой. В другом месте это подтверждается: [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Например, на этом джипе мы можем передвигаться из одного места в другое. Кто-то пожертвовал нам эту машину, нашему Движению. Точно также мы получаем янтру средства передвижения, то есть тело с чувствами и это тело может быть разного типа. Я нахожусь в этом теле, но его движения не подчиняются мне, оно функционирует по закону природы. В другом месте это подтверждается [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. И в этом наша глупость. До тер пор, пока мы находимся в плену майи, это всё равно, что она дергает нас за ухо: «иди-ка сюда, садись», [не понятно]. Но под влиянием иллюзорной майи живое существо считает себя действующим. Всё под контролем.

00:02:46 Высший повелевающий- это Верховная Личность Бога. Потому что, бхрамайам, бхрамайам- это пассивное слово. Иными словами, Он является причиной движения или странствий, сарва бхутани, всех живых существ в разных телах. Насколько же мы глупы. Мы получаем определенное тело и сукха дукха, счастье и страдание уже предопределены, это уже предначертано нам. Как только я получаю определенное тело, моё счастье и страдание предрешены в моей жизни. Таково наше положение. Мы пытаемся улучшить наше положение, потому что, в конце концов, как только вы получаете материальное тело, это доставляет вам страдания. Нет речи о счастье. Но, благодаря иллюзорной энергии, мы думаем, что мы наслаждаемся. Это называется иллюзия, майя. Например, свинья питается экскрементами, но думает, что наслаждается. Это называется пракши падмика шакти. Это относится не только к свинье. Даже в обществе людей кто-то питается совершенно отвратительной пищей, протухшей рыбой. При этом он думает, что наслаждается. Я это видел. Если бы человек так не думал, как бы он мог наслаждаться? Если он думает, что это испорченная пища, он не сможет выжить. Майя заставляет его забыть, что он ест эту протухшую рыбу и он думает: «какая вкусная». Майя пахрита гьяна. Таковы последствия нашего забвения.

00:05:15 Есть многообразие живых существ в разных телах. Как Наротам Дас Тхакур говорит [Шрила Прабхупада говорит на санскрите], нана йони сада бхейя. Мы скитаемся в разных формах жизни. В комоде живут тараканы, они тоже думают: «мы наслаждаемся». Дерево стоит на одном месте 7000 лет и тоже думает: «я наслаждаюсь жизнью». Вот, что происходит. И мы не относимся к этому серьезно, мы не задумываемся: я неотъемлемая часть Бога, сат-чит-ананда виграха, наджийятэ, намрийате, я никогда не рождаюсь и не умираю, я не умираю даже после разрушения моего тела. Всё это моя привилегия, но я не хочу думать об этом. Это называется майей. Мы довольствуемся нашими отвратительными условиями, довольствуемся телом, которое нам дала природа, мы страдаем или наслаждаемся. В действительности наслаждений нет, всё это страдания, соответствующие телу. А тело дарует нам природа.

00:07:02 Здесь вот объясняется [Шрила Прабхупада говорит на санскрите] картитве, даже мои действия направляются материальной природой. Изначальный правитель- это Ишвара, который сидит в вашем сердце, но действия совершаются посредством материальной природы, пракритих. Например, суд выносит наказание преступнику: этого человека следует заключить в тюрьму на шесть месяцев. Судья, казалось бы, является причиной его наказания. В действительности это не так. Судья выносит ему приговор в соответствии с законом. Я сам поставил себя в такое положение, я сделался преступником, а судья, согласно закону, выносит мне приговор. На самом деле, непосредственно судья не является причиной моих страданий. Как он может быть причиной? Он не мой враг.

00:08:47 Итак, бхоктритва, мы приходим в материальный мир за наслаждениями, но у всех разный уровень наслаждений. Мы это видим. Кто-то наслаждается так, кто-то по-другому. Пища для одного - это яд для другого. Тем, чем наслаждается свинья, не могут наслаждаться другие животные. Поэтому, когда мы обретаем истинное сознание, благодаря хорошему общению, если мы сможем понять «я нахожусь во власти майи, пракрити и в соответствии с моим общением, с определенными качествами природы, я получаю соответствующие тела, положение, страдание, счастье. Таково мое положение, я нахожусь в полной власти пракрити». Это невозможно изменить, невозможно. Вы не можете этого изменить. Но один метод позволит вам это сделать. Какой? Мама эвам прадьянте майам итам тарантате, если вы предаетесь Кришне, вы сможете выйти из-под власти майи. В противном случае шансов нет.

00:10:29 Каким же должно быть наше решение? Лучше не пытаться улучшать наше материальное положение, это невозможно изменить. Нам придется наслаждаться и страдать тем, что предначертано нам судьбой. Это называется дришта. Поэтому шастра дает вам такой совет [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. В шастре говорится: не тратьте бесполезно свое время на улучшение своего положения. Современные экономисты скажут: «нет, мы с этим не согласимся». Но это факт. Люди пытаются улучшить положение бедняков, но этих бедняков тысячи и миллионы. 50 лет назад, когда я впервые приехал в Бомбей, тогда я был грихастхой, я видел людей, лежавших на тротуаре. Через 50 лет я вижу тоже самое, никаких изменений. Есть определенный класс людей, которые неизбежно будут валяться на тротуарах. Есть множество учреждений, которые заботятся о таких людях, даридра нараяна сева, но почему до сих пор существуют даридры? Это означает, что вы не можете этого изменить, это невозможно.

00:12:25 К примеру, человек, который совершил преступление, сидит в тюрьме. Можете вы его достать оттуда? Это будет еще одно преступление. Если вы попытаетесь организовать его побег из тюрьмы, вы будете наказаны, и он будет наказан. Таков закон государства. Аналогично, как вы можете обойти эти строгие законы природы, законы Бога? Это невозможно. Такова ведическая цивилизация. Представители этой цивилизации не ставили перед собой цель во что бы то ни стало, улучшить материальное положение. Даже в настоящий момент вы можете отправиться в деревню и невинные деревенские жители вполне довольны тем положением, которое им дал Кришна, но они стремятся работать над своей духовной жизнью. До сих пор вы можете это наблюдать. Конечно, не подумайте, что вы при этом не должны стараться заработать себе на жизнь. Вы должны. Вы не должны прилагать больших усилий, тратить больше времени на улучшение вашего так называемого материального положения. Лучше экономьте время на то, чтобы развиваться в сознании Кришны. Это совершенство. Так предписывают шастры.

00:14:04 Но почему я не должен стараться обрести счастье? Но, если вы пытаетесь, где ваше счастье? Вы можете получить только столько счастья, сколько вам предопределено, не более того. Зачем вам тогда тратить впустую время? «но нет, я же вижу, сколькие люди улучшили свое положение». Но ответ на это такой, есть очень хороший ответ: дукхават аниват сукхам. Например, никто не пытается доставить себе несчастье. Но почему оно приходит? Я не хочу, я не хочу страдать, но я вынужден, мне приходится страдать. Это и есть судьба. Иными словами, я неизбежно это получу. Вы хороший человек, вы делаете хорошее дело, но всё равно страдания приходят к вам помимо вашей воли. Это подтверждает наш жизненный опыт. Логика такова: несмотря на то, что вы не пытаетесь доставить себе страданий, страдания, помимо вашей воли неизбежно приходят к вам. Точно также, если мне суждено наслаждаться чем-то, то это придет обязательно. Так зачем мне тратить мое время на так называемое счастье? Эти попытки достижения счастья я пытался много жизней, но к счастью, сейчас я обрел человеческую форму жизни.

00:15:47 Что означают наши попытки? Мы пытаемся обеспечить себя едой, сном, сексом, защитой, но законы природы предоставляют всё это нам. Даже птицы, звери. [не понятно]. Когда птенцы вылупляются, среди них всегда есть оба пола, и самочки, и самцы, поэтому их сексуальная жизнь уже устроена. Они перелетают с дерева на дерево, едят плоды, которые на них растут. Они спят также, у них есть половая жизнь, а в момент опасности они стараются защищаться. Это делает каждый, но, если и вы будете стараться улучшить свое положение в этих сферах, у вас нечего не выйдет. Сейчас мы обрели высшее сознание, развитое сознание и мы должны стараться постичь проблемы жизни, атато брахма джигваса, человеческая форма жизни предназначена для вопрошания об Абсолютной Истине, Высшей Душе, атма татва джигьяса.

00:16:59 Поэтому Бхагавата говорит: «все рождаются невеждами». Если бы человек не был глупцом, негодяем, он бы не родился в материально теле. Тот, кто действительно обладает знанием, становится освобожденным. Таков плод знания. Если мы не свободны, если мы не остановили круговорот рождения и смерти, это означает, что мы в невежестве. Поэтому шастра говорит [не понятно], ковида означает «очень разумный человек, искушенный в знании». Это признаки знания, мудрости. В другом месте, в Бхагавате говорится: «все рождаются глупцами, негодяями и все действуют в невежестве». Поэтому, всё, что делает человек, обречено на поражение. В этом его поражение.

00:18:31 На самом деле, если мы здраво рассудим. Допустим, за всю свою жизнь я заработал много денег, построил небоскреб, накопил счет в банке, но, если в своей следующей жизни я стану кошкой или собакой, или крысой, такая возможность есть, потому что, если мне не суждено наслаждаться, в этой жизни я совершил столько грехов и потому моя жизнь будет не очень-то сладкой. Но, тем не менее, я продолжаю питать привязанности к своему зданию, которое я построил такими великими усилиями. И природа позволит вам жить в этом здании, родиться там снова, но возможно, как кошка, собака или крыса. Вы не знаете какое тело вы получите. Вы полностью во власти строгих законов природы. Здесь сказано кари каранам картритве, как только вы оставляете свое тело, вы оказываетесь в полной власти материальной природы и вам дадут то тело, которое соответствует вашей карме. И пуруша, живое существо будет наслаждаться или страдать в соответствии со своим телом. Такова наука Бхагавад Гиты. Необходимо постигать эти истины. В противном случае мы просто впустую проживаем свою человеческую жизнь. Необходимо знать о важности человеческой формы жизни. Необходимо принять сознание Кришны, чтобы спастись. Постарайтесь осознать Кришну, тогда вы спасены.

00:20:30 Мы откладываем эту проблему в сторону, джанма, мритью, джара, вьядхи, дука дошина, мы тратим зря свое время, мы забываем, что мы вечны, мы не погибаем после уничтожения нашего тела. Это моя проблема. Какое же тело я получу в следующей жизни? Поэтому, до тех пор, пока мы не вопрошаем об атма татве, всё, что мы делаем, всё это глупость и обречено на поражение. На самом деле это проигрыш. Мы получили возможность человеческой формы жизни, чтобы выбраться из-под власти материальной природы, обрести полную свободу. Если мы не стараемся ради этого, если мы просто живем, как кошки и собаки, стараемся улучшить свое пропитание, сон, секс, защиту, мы прожигаем свою жизнь. Этому учит Бхагавад Гита.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 01 July 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 13 January 2023