Как понять Параматму

Бомбей - 22 октября 1973
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:22:27 | качество: mp3 128kB/s 21 Mb | прослушано: 196 | скачано: 92 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, 13 глава, текст 23, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, 22 октября 1973 года в Бомбее, Индия.
Перевод: «Есть в этом теле и другой, трансцендентный наслаждающийся. Это Господь, Верховный владыка, который наблюдает за живым существом и санкционирует все его действия и которого называют Сверхдушой».

00:00:41 Итак, есть двое пурушей. Об одном пуруше уже было сказано. Один пуруша- это живое существо, атма. Другой Пуруша- это Параматма. Иногда философы- майавади не различают между атмой и Параматмой. Но здесь совершенно конкретно сказано Самой Верховной Личностью Бога, что один пуруша наслаждается плодами своей деятельности, пракрити стха. Находясь под влиянием определенного качества пракрити, материальной природы, он сада сат джанма йонишу, рождается в разных видах жизни. Другой Пуруша находится рядом и именуется упадрашта. Упадрашта значит «тот, кто наблюдает». Он лишь наблюдает за тем, как другой пуруша действует. И в соответствии с кармой первого пуруши, его деятельности, Он награждает его результатами, Он- свидетель. Если живое существо поступает благочестиво, то получает соответствующее тело, джанма аишварьи шруташри, хорошее тело, оно рождается в семье состоятельного человека или в семье брахмана, в семье ученого. Это джанма. Богатство- аишварья, красота у него, красивое тело и он получает очень хорошее образование.Эти различия существуют, потому что Параматма Пуруша наблюдает за деятельностью дживатма пуруши и сообразно его деятельности, его карме, его желаниям, он получает соответствующее тело.

00:03:36 В другом месте сказано: Верховная Личность Бога, как Параматма антарьяни, находится в сердце каждого, и Он приказывает майе наградить душу определенным телом и душа начинает передвигаться в этом теле, это янтра. Например, вы можете купить себе машину по своим возможностям, вы можете купить машину роллс- ройс или шевроле, или кадиллак, или форд, или амбассадор, или джип в соответствии со своими финансами, возможностями. Вы можете купить определенную машину и ездить на ней. Точно также, в соответствии с вашей кармой, хорошей или плохой, вы получаете определенное тело.

00:04:52 Есть 8 400 000 видов тел и вы можете получить одно из них, и страдать, и наслаждаться. Вам придется сменить тело. В следующей жизни вы можете обрести тело кошки или собаки, тело дерева или полубога, тело Брахмы или Индры, тело индийца или американца, тело змеи или насекомого, тело птицы или обитателя вод. Любое! Гарантии нет. Вам будет выдано тело в соответствии с вашей кармой. К сожалению люди не знают об этом, они, как животные. Животные не знают, как получить тело лучшего качества. [Шрила Прабхупада говорит на санскрите]. Это высказывание из Падма-пураны, джанма парийят, путем эволюции мы приходим в человеческое тело и став человеком, мы обретаем возможность развивать сознание Кришны. Если же мы этого не делаем, то мы упускаем эту возможность, упускаем этот шанс. И следующее тело я получу в соответствии со своей кармой. Но, если вы, находясь в нынешнем теле обретете сознание Кришны, если вы постараетесь понять Кришну, тогда, после того, как вы покинете свое тело, вам не придется вновь рождаться, воплощаясь в материальном теле. В этом смысл движения сознания Кришны. Мы пытаемся дать людям образование, научить их сознанию Кришны, чтобы им не пришлось воплощаться в очередном материальном теле.

00:07:24 Другой Пуруша, здесь назван Параматмой. Мы- атма, Он- Параматма. Мы- ишвара, Он- Парамешвара. Мы не Парамешвара, мы- брахман, Он- Парабрахман. Используется слово «парам», но иногда недалекие люди не разделяют между Параматмой и атмой, между Парамешварой и ишварой. Здесь используется другое слово: бхокта Махешвара. Мы не бхокта. Мы пытаемся стать бхоктами, наслаждающимися, но терпим неудачи. Это невозможно. Мы не можем стать бхоктой. Мы можем стать объектом наслаждения, мы можем стать подчиненными, а не повелителями. Существует то, чем наслаждаются и существует тот, кто наслаждается. Верховный Господь наслаждается. Опять же, тоже самое слово «Махешвара». Маха Ишвара. Маха значит «великий». Ишвара значит «властелин». Итак, мы можем управлять несколькими людьми, но Махешвара- это тот, кто повелевает всеми живыми существами. Мы можем очень гордиться тем, что управляем заводом с несколькими тысячами сотрудников, но мы не Махешвара. Махешвара- это Кришна, Верховная Личность Бога, который в Своем образе Параматмы пребывает в каждом теле. В теле. Сказано также…

00:09:52 Итак, Параматма. Есть две души. Кшетра гья, кшетра, кшетра гья. По- моему Арджуна задал свой вопрос в этой главе. Кришна говорит: «Я тоже кшетра гья». Тело является кшетрой, а душа- кшетра гья, знающий тело. У вас есть свое тело, у меня- свое. Я знаю, что это мое тело, вы знаете, что это ваше тело. Это, как жилая комната, гостиная. Точно также есть другой жилец, это Кришна, Параматма. Я могу позаботиться о своем теле, я хозяин своего тела, но Кришна- хозяин всех тел. Это можно сравнить с арендатором и арендодателем. Арендодатель, постоялец просто снимает комнату или квартиру, он не владелец. Точно также я- постоялец в этом теле, а Кришна- Параматма является собственником этого тела. Это знание. Я не хозяин этого тела, поэтому другое имя Кришны- это Хришикеша. Хришика означает «чувства». Мы заявляем: «это моя рука», но это не моя рука, это рука Кришны. Например, постоялец может занимать эту комнату, но он не является собственником этой комнаты. Хозяин- это другая личность. Точно также мы можем занимать это тело, находится в любом теле, но мы не являемся собственникам этого тела.

00:12:05 Как только мы поймем, что ни я хозяин этого тела, я лишь арендую его, это есть знание. Мы по ошибке заявляем, что владеем этим телом, но это не так. Поэтому, если с каким-то членом моего тела будет что-то не так, я даже незнаю, как исправить это, но Кришна может исправить, потому что Он- хозяин, Хришикеша. Вы должны платить хозяину. Точно также вы должны служить Кришне за то, что пользуемся этим телом. Это преданность. Поскольку об этом также сказано сарвитах пани падам тах. Что это значит? Повсюду у Верховного Господа Его руки и ноги. В чем смысл этого? Как это у Него руки и ноги? Ваши руки, мои руки- это руки Кришны, поэтому их необходимо использовать ради Кришны. Например, ваша рука. Мы говорим: «это моя рука, эта рука служит мне». Допустим, если вы хотите что-то съесть, вы пользуетесь своей рукой для еды, но вы не будете использовать свою руку, чтобы кормить других, у них свои руки есть. Это просто пример. Итак, все эти руки и ноги принадлежат Кришне, их необходимо использовать для Кришны. Это называется бхакти. Если вы не используете, то вы нарушаете законы природы.

00:14:15 Итак, упадрашта ануманта, Кришна- Сверхдуша, ануманта, что значит, без Его разрешения вы не сможете нечего сделать, вы не сможете нечего сделать, потому что всё принадлежит Кришне. Как вы можете пользоваться чем- то без разрешения? Поэтому ануманта и упадрашта. Например, отец и сын, маленький сын. Ребенок хочет что- то сделать и спрашивает разрешения у отца или матери и те дают. В детстве я помню, даже, чтобы сходить в туалет, я просил разрешения у мамы: «можно мне сходить»? Это природа, это естественно. Мама не ограничивает меня, тем не менее я прошу у нее разрешения «можно мне сходить»? Я помню это. Это естественно. Точно также, мы не можем нечего сделать без разрешения Сверхдуши в сердце, без разрешения. Поэтому, Он- ануманта. Если мы делаем что-то плохое, как Кришна, как [не понятно], как Параматма дает разрешение? Может возникнуть такой вопрос. Но Он дает разрешение, когда я хочу сделать что- то не так, потому что я не могу сделать нечего без Его разрешения, но Он дает мне разрешения. Каранам гуна сангасья, это объяснение уже давалось. Он может дать вам разрешения, но наслаждаться и страдать за это придется вам. Вы настаиваете на том, чтобы Он дал разрешения, «я хочу сделать это», потому что без разрешения вы не сможете это сделать, поэтому Кришна дает вам разрешение: «хорошо, делай, но на свой страх и риск». Кришна не хочет, чтобы вы это делали, но вы хотите, поэтому Он дает вам дозволение. Он хочет, вот, что Он хочет, вот, что Он требует, но вы требуете другого. «Я не хочу предаваться, господин». «Хорошо, делай на свой риск, делай на свой риск». Но, если вы будете следовать наставлениям Кришны, то Он о вас позаботится.

00:17:27 Итак, вы совершаете папу или пунью, вы наслаждаетесь последствиями, однако, если вы следуете наставлениям Кришны, не будет ни папы, ни пуньи. Это трансцендентная деятельность. Брахман, это называется Брахман. То, что выше гун. Кришна говорит: «каждый кто посвящает себя служению Мне, бхакти йогена, не подвержен последствиям деятельности». Он не подвержен результатам всех этих действий. Во многих местах об это сказано. Если вы хотите делать что-либо ради собственного наслаждения, Кришна даст вам разрешения, но вам придется наслаждаться или страдать от последствий. Кармана дайва нетрена, это не трудно понять, поэтому Кришну называют Ануманта- дающий дозволение. «Да, можешь взять это, можешь делать это».

00:18:51 Если говорить о нашей деятельности, об этом тоже сказано в Упанишадах. На древе тела сидят две птицы. Одна наблюдает, другая- наслаждается. Наблюдающая птица- это Параматма, Кришна, Он- упадрашта, Он лишь наблюдает за вашей деятельностью, за тем, что вы делаете и награждает вас последствиями. И ануманта, Кришна не хочет этого, то чем вы занимаетесь, Кришна этого не хочет, но поскольку вы настойчиво хотели делать это, Он дает Свою санкцию на это, потому что без Его санкции вы не сможете нечего сделать. Таков вывод. Упадрашта ануманта, бхакта. Он- поддерживающий. Вы не сможете нечего получить без Его милости. По милости Кришны вы можете быть обеспечены всем необходимым для жизни, в избытке. Но вы также можете испытывать и нужду. Сейчас люди жалуются на перенаселенность. Нет никакой речи о перенаселенности. Кришна вполне способен поддерживать всех, но из-за того, что мы становимся безбожниками и не повинуемся законам Бога, нас ограничивают. Вы не можете рассчитывать на то, что будете обеспечены всем необходимым для жизни. Это время уже ушло. Все эти негодяи, безбожники сейчас страдают.

00:20:47 Единственный выход из этого положения- стать преданным, Он- бхата, Он может поддерживать многие миллионы, ни о каком перенаселении не может идти речи, Он может поддерживать, бхата. Но природа не будет вас обеспечивать, она будет сдерживать свои запасы, если вы превращаетесь в безбожников. Поэтому природа очень строга. Он ограничивает ресурсы. В Кали югу люди деградируют и поэтому их снабжение также сокращается, не будет достаточно молока, не будет сахара. Об этом сказано в Шримад Бхагаватам. Не будет риса, не будет пшеницы. Сейчас вы можете еще купить на черном рынке, на белом рынке эти продукты, но придет время, когда эти продукты совершенно невозможно будет нигде достать, вам придется есть мясо, говядину. Сейчас открывают мясные лавки, где говядина продается. Уже пришло это время. Постепенно это будет лишь усиливаться, если только вы не примите сознание Кришны. Кали юга- это источник страданий. В Кали югу, если вы безбожник, не рассчитывайте на комфортную жизнь, потому что Кали юга- это и есть безбожие. Поэтому все должны принять сознание Кришны, чтобы спастись от натиска Кали юги, которая будет усиливаться день ото дня.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 15 июля 2022
обработка текста: Дмитрий Карпушкин | Челябинск | Россия | 13 января 2023