Мы все дети Кришны

Майами - 25 февраля 1975
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 4
длительность: 00:36:06 | качество: mp3 128kB/s 49 Mb | прослушано: 84 | скачано: 84 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 13, тексты 1 и 2, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 25 февраля 1975 года в Майами.
Арджуна сказал: «О, Кришна, я хочу узнать о пракрити, природе, Пуруше, наслаждающемся. О поле и знающем поле, а также о том, что есть знание и объект познания. Верховный Господь сказал: «Это тело, сын Кунти, называют полем, а того, кто знает тело, знающем поле».

00:01:10 Арджуна и Кришна друзья, но дружеские разговоры не ведут ни к какому заключению. Арджуна знал, что, хотя Кришна его друг, Он Верховная Личность Бога, он знал это. Поэтому он избрал Кришну своим духовным учителем. «Мы больше не будем говорить, как друзья. Сейчас я знаю, что Ты можешь развеять всё мое невежество, ибо Ты - Верховный Господь. А потому я принимаю Тебя своим духовным учителем. Отныне я Твой шишьям, ученик».

00:02:13 Учеником называют того, кто добровольно соглашается следовать указаниям духовного учителя. Ученик - это тот, чья жизнь подчинена принципам, установленным высшим авторитетом. Такой авторитет именуется духовным учителем, а того, кто добровольно следует его правилам, называют учеником. Все очень горды, это следствие материальной обусловленности. Даже самый никудышный человек считает себя очень важным. Никто не желает никому подчиняться. Это свойственно почти всем в эту эпоху Кали югу. Поэтому нынешнее время называют Кали югой, веком разногласий, «чего ради я должен принимать твое предложение, я тоже независим, я могу самостоятельно думать». Это общая черта всех. Но, чтобы постичь трансцендентные темы, необходимо стать смиренным. Это первое условие. Потому что все больны гордыней, никто не желает оказаться ниже других. Даже самые бестолковые люди всё равно считают себя великими и учеными. Вот, что такое майя.

00:04:10 Наше Движение сознания Кришны учит людей смирению перед тем, кто обладает знанием. С этого начинается знание. Если вы хотите постичь трансцендентную науку, запредельную вашему мышлению, вашим чувствам и желаниям… Умозрительные рассуждения - это мысли, чувства и желания, это психология. Но эта тема выше вашей способности рассуждать, поэтому Бог или всё то, что связано с Богом, выходит за рамки нашего ума, наших рассуждений. Следовательно, мы должны подойти к изучению этих истин со смирением. Пранипат означает смирение, пракришта рупена нипата, нипата - это смирение. Прежде всего, отыщите того, кому вы сможете полностью предаться. И затем спрашивайте его о духовных предметах. Например, Арджуна строго следует этому принципу. Прежде всего он предался Кришне: «Мой дорогой Кришна, мы говорим, как друзья на равных, Ты что-то говоришь, я что-то говорю, так мы лишь попусту тратим свое время, не приходя ни к какому итогу.

00:06:09 Поэтому, я предаюсь Тебе, как ученик и приму всё, что Ты скажешь». Таково первое условие. Сначала найдите того, в кого у вас есть полная вера, чьи слова вы примите беспрекословно. Это гуру. И, если вы считаете, что вы лучше своего гуру, и знаете лучше его, в таких отношениях нет никакого смысла. Прежде всего отыщите того, кто лучше вас и затем предайтесь ему. Вот почему существует правило не принимать никого своим гуру слепо и гуру не должен никого принимать вслепую. Оба должны испытывать друг друга по крайней мере в течении года, чтобы и будущий ученик смог понять, сможет ли он принять эту личность своим гуру, и чтобы гуру убедился, что этот человек способен стать его учеником. Таково наставление Санатаны Госвами в Хари-бхакти-виласе.

00:07:47 Итак, здесь Арджуна признает Кришну своим гуру. И он смиренно говорит: пракритим пурушам чаива. Пракрити означает природа, пурушам - тот, кто эксплуатирует природу. Например, Западные страны стремятся развивать отсталые государства, это эксплуатация. Они хотят стать пурушей, наслаждающимися. Вы американцы переселились из Европы и создали целое развитое государство Америку. Вы построили очень хорошие города. Это называется эксплуатацией ресурсов. Пракрити, природа и мы - живые существа, особенно люди, являемся пурушами. Но, на самом деле мы не наслаждающиеся, это иллюзия. Что я имею в виду? Предположим, вы американцы, вы очень хорошо освоили эту землю, Америку, но вы не можете наслаждаться.

00:09:42 Вы думаете, что наслаждаетесь, но вы не можете наслаждаться. Через некоторое время вас прогонят, «убирайтесь». Какие же вы тогда наслаждающиеся? Вы можете думать: «я смогу наслаждаться, хотя бы 50 или 100 лет». В этом смысле вас еще можно называть наслаждающимся, так называемыми наслаждающимися, но это не продлится вечно, это невозможно. Это земля Америка существовала до вашего прихода из Европы, до того, как сюда прибыли ваши предки. И ваши предки оставили эту землю, мистер Джордж Вашингтон, и многие другие, кто осваивали эту землю. Все они ушли. Во Франции был Наполеон Бонапарт, в Германии был Кайзер, в нашей стране был Ганди или еще кто-нибудь. Они приходят сюда, они ошибочно провозглашают себя наслаждающимися, но в действительности, это не так. Им приходится всё оставить. Они приходят наслаждаться природой, но природа прогоняет их. Это факт.

00:11:25 Кто же наслаждающийся? Истинный наслаждающийся - Кришна, потому, что Он повелевает пракрити и вами. Мы можем легко понять две вещи: материю и живые существа. Но не то, ни другое не является независимым. Есть правитель, Верховный правитель, Бог Кришна. Поэтому, Он - наслаждающийся. Бхагавад Гита провозглашает, в этом мире мы ложно занимаем положение пуруши, мы пытаемся эксплуатировать материальную природу несколько дней, но через некоторое время, пракрити, законы материи, попросят нас: «уважаемый, ты уже достаточно наслаждался мной. Убирайся!» Какие же мы тогда пуруши? Пуруши значит наслаждающийся. Если пуруша оказывается во власти пракрити, как он может пурушей? Он не пуруша. Поэтому Бхагавад Гита описывает живое существо не как пурушу, но, как пракрити.

00:13:22 Кришна говорит, что материальная природа - мертвая материя, земля, вода, воздух, огонь, небо, всё это грубые материальные элементы. Это тоже пракрити. Кришна говорит: «эти восемь материальных элементов: земля, вода, огонь, воздух, небо, ум, разум и эго материальны». Ум тоже материален. Но есть дух. Однако, всё, что лежит в сфере нашего опыта- материально. Кришна называет это пракрити или энергий. [не понятно], но эти элементы представляют собой отделенную энергию, и Кришна говорит в следующем стихе апарьйям. Апара означает низшая, это низшая природа. За пределами материи есть иная пракрити, природа, пара, высшая. Что такое Парапракрити? Джива бхута, живое существо, тоже пракрити, но высшая пракрити.

00:15:10 Почему высшая? Потому что живые существа пытаются эксплуатировать мертвую материальную энергию. К Пракрити относится и материя и живые существа, но материя - это низшая пракрити, а живые существа- высшая. Например, у кого-то может быть больше одной жены, муж один, а жен у него может быть две или больше. Также и Верховный Господь является мужем или Пурушей. Муж означает пуруша, а пракрити - стри, то есть женщина. Мужчина и женщина. Кришна - Верховный мужчина, а всё остальное - будь то материя или живые существа, считаются женщиной, пракрити. Пракрити значит женщина, а пуруша мужчина. На самом деле есть только один мужчина, Кришна. Мы тоже женщины. Мы одеваемся, как мужчины, кто-то одевается, как женщина, но все мы женщины, пракрити. Мы предназначены приносить наслаждение тому, кто наслаждается, Кришне. Мы не знаем этого. Здесь, так называемая женщина, тоже пуруша, потому что тоже пытается наслаждаться. Пурушей называют каждого, кто пытается наслаждаться. А объект наслаждения именуется пракрити.

00:17:23 В материальном мире мы пытаемся эксплуатировать друг друга, облачаясь то в одежды мужчины, то в одеяния женщины, ибо наше тело- одежда. Изначально мы все женщины, но под влиянием иллюзии, мы пытаемся наслаждаться друг с другом или материальным миром. Поэтому живых существо иногда тоже называют пурушами. С этим вопросом Арджуна обратился к своему Учителю, потому что учитель должен обладать знанием. Не следует принимать гуру, как дань моде. Сейчас стало модным, заводить себе гуру, гуру махараджа. При этом, как ученики не выясняют, есть ли у гуру знания или нет, так и гуру не интересуется, насколько ученик желает постичь истину. Просто это модно. Нет. Гуру необходим тому, кто действительно стремится познать трансцендентные темы.

00:18:41 Это не дань моде, это необходимо, потому что жизнь человека предназначена для познания своего истинного «я». Атато джива виграса, это необходимость. Современная цивилизация страдает от этой болезни, они не вопрошают о брахмане. Как кошки и собаки они заняты лишь своим телом и удовлетворением его потребностей. Их познания не идут дальше этого. Это болезнь. Недавно в Каракасе ко мне навстречу пришли психиатры, они говорили, что проблемы мира усугубляются и спрашивали у меня, как я предлагаю их решить. Эту проблему можно решить очень просто. Я привел пример тела, которое приводится в движение живой силой. Бхагавад Гита сравнивает тело с машиной, а живую силу с водителем. Это действительно машина. Янтра означает машина. Мы сидим в этой машине.

00:20:52 Это знание. Но сейчас никому не известно о личности, которая управляет этой машиной. Наука развивается, появляются новые факультеты, но на каком факультете изучают живую силу, управляющую этой машиной, как это работает. Об этом не принято спрашивать, этому не учат. Поэтому нынешнее образование не имеет ценности. Люди не знают, что такое образование. Образование - это постижение живой силы, которая движет телом. Вот, что такое образование. Да, мы создали замечательный автомобиль, отличную машину, но это не образование. Это называется мастерством, но не образованием. К примеру, электрик знает, как соединить два провода, чтобы по ним пошел ток. В Индии это называется мистрии, мистрии значит рабочий. Тот факт, что он знает, как технически провести ток, не делает его образованным. Образование - это нечто другое.

00:22:32 Рабочие могут создавать удивительные вещи, но это не означает, что они образованы. На санскрите… в английском языке это ремесло называется. То есть он знает это ремесло. И в настоящий момент людям дают техническое образование. Раньше такое техническое образование было уделом демонов. В былые времена они тоже создавали огромные летательные аппараты, но всё это делали демоны, а не великие святые мудрецы, нет. Этим занимались демоны. Йоги тоже могут создавать такие удивительные устройства при помощи своей мистической силы. Это уже другая тема. Но, как правило такой работой, производством разных машин, занимались демоны. На самом деле, в настоящий момент, хотя мы производим столько удивительных вещей ради материального комфорта, не следует считать это образованием.

00:23:53 Образование - это брахма вигья, понимание, что есть та живая сила внутри тела, каково ее изначальное положение, как она действует, откуда возникает и т.д. Это называется брахма джигьяса, вопрошать о душе. Это образование. Такое образование отсутствует, поэтому в настоящий момент в мире столько проблем. Проблемы возникают. Например, если я не накормлю шофера, которому доверил хорошую машину, у него будет плохое настроение и он неизбежно попадет в аварию, это закончится катастрофой. Именно так и происходит, сейчас никто не заботится о водителе этого тела. Этому не учат. Люди лишь пытаются бороться с несовершенствами тела. Вот, о чем спрашивает Арджуна. Тело - это кшетра, поле деятельности, но тот, кто трудится на поле, отличен от поля, поэтому Арджуна и задает этот вопрос, кшетра кшетрам гьям.

00:25:40 Мы заботимся о кшетре, о теле, но не уделяем внимания арендатору или владельцу тела. Есть двое кшетра гья, как говорит этот стих, два живых существа душа и Сверхдуша. В теле находится две души. Одна душа пользуется телом, другая им владеет. Например, у дома есть арендатор и собственник. Собственник является истинным владельцем дома, а постоялец лишь снимает его. Точно также в теле есть две души. Так говорят ведические тексты. Например, две птицы сидят на одном дереве. Одна из птиц - это живое существо, индивидуальная душа. Другая Сверхдуша, Бог. Бог или Сверхдуша лишь наблюдает за деятельностью индивидуальной души. Он предоставил индивидуальной душе свободу действий.

00:27:24 Дело в том, что индивидуальная душа пришла в этот мир наслаждаться, независимо от Сверхдуши. Она поражена материальной болезнью. По своей природе она должна находится под защитой Сверхдуши, однако она считает себя независимой. Это майя. Она не независима. Как только приходит смерть, ее независимости приходит конец. Она не может сказать: «мне еще нужно сделать столько дел, дайте мне какое-то время». «Нет, убирайся прямо сейчас». Итак, душа находится в полной власти. Тем не менее она считает себя независимой и вправе делать всё, что пожелает. Так, впустую проходит ее жизнь. Она запутывается в своей деятельности, а строгие законы природы… всё это объясняется в Бхагавад Гите.

00:28:46 Почему души оказываются в разных формах жизни? Одной душе доступны большие наслаждения. Это не наслаждения, она тоже страдает. Эти наслаждения длятся лишь какое-то время, но относительно других, кто-то может находится в весьма удобном положении. Поэтому, другие завидуют ему, почему этот человек так хорошо живет, а я нет, давайте станем коммунистами, устроим революцию против этого человека или этой группы людей. Так идет борьба за существование и этой проблемы не решить. Какое может быть решение, если все эти люди лишены знаний. Если вы хотите считаться знающими, если хотите решить все проблемы мира, вы должны принять Движение сознания Кришны. Это единственное решение.

00:30:01 Так, люди смогут получить знание о своем истинном «я», истинном положении. Нужно следовать за Арджуной, который пытается понять, что такое пракрити, пуруша, что такое кшетра, кшетра гья, что такое знание, цель знания. Постепенно мы обсудим всё это. И мы нуждаемся в этом. Если мы будем сражаться друг с другом в невежестве, мы так и не придем ни к каком решению. Сражаясь, я раню вас, вы раните меня, но решения не будет. Весь мир находится во тьме, поэтому идет борьба, одни капиталисты, другие коммунисты, те, другие, все борются друг с другом, потому что пребывают в невежестве, майя андакара, во тьме невежества. Кришна - есть свет. Война в невежестве не решит проблему. Мы должны выйти на свет и получить знание от самого знающего - Кришны, Бхагавана.

00:31:27 Бхагаван обладает шестью достояниями, Он самый богатый, Он самый знаменитый, Он самый красивый и самый мудрый и мы должны получить знания у самого мудрого. Это совершенное знание. Поэтому здесь сказано: Бхагаван увача. Вьясадева не использует Имя Кришна, потому что демоны могут посчитать Кришну одним из нас, поэтому он намеренно говорит: «Бхагаван увача». Слова «Бхагаван увача» указывают на Верховную Личность Бога. В Его знаниях не может быть никаких сомнений. Бхагаван увача, всё, что говорит Бхагаван, истина. Это не то знание, про которое говорят «возможно», «вероятно», это обман, «возможно, вероятно» - это не знание, это измышления и их нельзя сравнивать с истинным знанием. Знание - это нечто другое. Нельзя рассуждать об Абсолютном знании, ибо наши чувства не совершены.

00:32:52 Как можем мы, строя предположения прийти к верному заключению? Это невозможно. Мы должны получать знания напрямую из источника. Поэтому здесь сказано: «Бхагаван увача». Всё, что говорит Бхагаван абсолютное знание. Если мы воспользуемся им, мы станем совершенными. Мы с вами можем быть несовершенными, но получив знания из совершенного источника, мы тоже можем передавать абсолютные знания. К примеру, ребенок чего-то не знает, но, если он спросит своего отца: «папа, что это»? Отец не станет его обманывать, он даст ему истинные знания. Ребенок может быть несмышлёным малышом, но так как он получает знание от сведущего отца, его знания тоже совершенны.

00:33:56 Точно также мы получаем знания от Бхагавана, и мы распространяем его, мы нечего не добавляем и не меняем, поэтому мы представляем Бхагавад Гиту, как она есть, мы не вносим в нее дополнений или изменений. Следовательно, она совершенна. Знание, которое распространяет Движение сознания Кришны, совершенно. Не думайте, что человек, который делится этим знанием с другими, не совершенен. Он может быть не совершенным, он не совершенен, и я не совершенен, каждый из нас не совершенен. Но мы не распространяем не совершенные знания, потому что мы просто раздаем то, о чем говорит Кришна, мы лишь повторяем то, что услышали. Таково наше Движение сознания Кришны.

00:34:49 Мы распространяем совершенное знание, сознание Кришны и это осчастливит весь мир, поэтому постарайтесь распространять это знание насколько это в ваших силах. Кришна оценит то, что вы делаете всё от вас зависящее ради Него, ведь Он нисходит в этот мир, чтобы нести это знание. Мы все Его сыновья, мы страдаем, поэтому Он хочет избавить нас от страданий, но мы упрямы, мы не прислушиваемся к советам Верховного Отца, в этом наша беда. Он вновь и вновь говорит, но мы не соглашаемся на это. От этого мы несчастны. Поэтому мы добровольно должны попытаться принять наставления и знания, данные Кришной, тогда наша жизнь будет успешной.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 21 сентября 2022