Любовь и закон

31 August 2010
Смысл филосовского понятия «тезис, антитезис, синтез». Путь духовного развития посредством поддержания духовного здоровья. Христианство и Сознание Кришны. Почему Концепция Сознания Кришны выше всех остальных концепций о Боге? Вайшнавский взгляд на страх Божий. Лилы Кришны. Почему Дроначарья сражался на стороне Дурьедханы? Почему мы ходим в храм? Зачем нам это нужно? Деятельность Господа Вишну. Экспансии Вишну. Единственное занятие Кришны - наслаждение. Природа Безграничного и ограниченного начал. Как обрести благосклонность Кришны? Высочайший уровень Сознания Кришны. Истинная Любовь - это рабство. Почему наш духовный прогресс возможен только в обществе преданных? Два условия передачи духовного знания: Отношение покорности и стремление слушать.
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:45:43 | качество: mp3 128kB/s 96 Mb | прослушано: 936 | скачано: 558 | избрано: 34
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Смысл филосовского понятия «тезис, антитезис, синтез»

00:00:00 – В книгах Шрилы Шридхара Махараджа очень часто встречается такое выражение: тезис, антитезис, синтез. Что это значит?

00:00:41 – Это можно и в книгах Маркса было прочесть – о тезисе, антитезисе и синтезе. Прежде всего, само выражение: тезис, антитезис и синтез происходит из философской системы Гегеля. То, что обычно называют Гегелианской диалектикой. Он говорит, что таким образом, то есть через тезис, антитезис и синтез, разные, можно сказать, начала или вещи достигают совершенства. Скажем, Маркс считал, что именно в силу того, что подобные явления имеют место, коммунизм неизбежен. Я, разумеется, не собираюсь – я не собираюсь входить в детали, там, построения коммунизма в бывшем Советском Союзе.

00:02:15 Шрила Шридхар Махарадж говорил, что то, что Гегель дал в своей философии, может быть использовано в сознании Кришны. Существует так называемая Нйая-шастра, то есть писания, которые говорят о законах логики. Один из примеров, который там приводится: когда некто указывает кому-то на Луну, но при этом он указывает не впрямую, а показывает на... в качестве ориентира он приводит дерево и ветвь этого дерева, которая направляется в сторону Луны.

00:04:00 Это означает, что Луна – отдаленный, некий отдаленный объект. Если некто не в состоянии видеть саму Луну, мы можем показать ему на ствол дерева, сказать: «Видишь дерево, вот, видишь ветку этого дерева, и теперь проследи направление. В той стороне, где ветка, ты увидишь Луну». Естественно, что Луна не находится на конце этой ветки. Но ветка в данном случае – это нечто наиболее приближенное к нам, что мы можем использовать как указатель, как ориентир. И сфокусировав своё внимание на этом, более приближенном к нам объекте, мы можем указать при помощи него на некую более отдаленную истину.

00:05:29 Мы должны помнить, что когда мы, пытаясь объяснять истины Cознания Кришны, используем всевозможные аналогии, примеры или метафоры, то сами по себе эти аналогии, примеры и метафоры истиной не являются. Это не более чем указатели, так сказать, местного значения. И они призваны помочь нам обратить наше внимание или увидеть более отдаленную от нас истину. Шрила Шридхар Махарадж использовал это понятие Гегелевской диалектики, а именно тезис, антитезис и синтез, для того чтобы показать разнообразие вещей в бытии.

00:06:39 Та же самая мысль на его языке была выражена по-другому. Он говорил иногда: «Прогресс - движение вперёд - означает отвержение старого и принятие нового». Что означает постоянное, непрекращающееся углубление духовной концепции, духовного понимания или представления. Мы находимся в некой определённой ситуации, в определённом положении. Это своего рода тезис. Но затем может возникнуть некое противостояние или нечто, идущее вразрез с нашим положением, и это можно сравнить с неким антитезисом. Но в конце наступает синтез. И этот синтез сам по себе является новым тезисом.

00:08:04 Такова природа движения тех, кто прогрессирует, тех, кто идут. И мы можем рассматривать своё нынешнее положение, принимая подобный подход или подобную формулу в отношении нашего теистического развития. До знакомства с сознанием Кришны мы могли иметь склонность и привязанность к христианству или к какой-то иной форме теизма, к какой-то другой религиозной концепции. Но в нас было нечто, некое начало, которое побудило нас или подтолкнуло нас к сознанию Кришны и также побудило нас оставить наше прошлое положение. И затем, когда связь с сознанием Кришны была обретена, дальнейшее углубления понимания необходимо.

00:09:50 – А что именно Кишорта имел в виду? Это как бы в целом, вот, положение такое?
– Нет, у меня как бы есть своё представление, да, ну вот, когда я слышал об этом и читал, ну, это выражение. Ну вот хотелось узнать непосредственно вот как бы мнение, ну...
– А нам какая польза от этой философии? То есть, что мы можем реально, какую пользу из этого извлечь?

00:10:28 – Ну, речь идет о том, что для того, кто совершает прогресс, движение вперед, для него это, вот эта формула означает как бы самоисследование и, ну, размышление как бы о своем пути. И это означает также, что мы должны научиться находить ценность в оппозиции, в противостоянии. Вчера говорилось о киртане. Шрила Сарасвати Тхакур имел обыкновение говорить, что киртан означает сражение, битву. А это означает, что Кришна-концепция противостоит или сражается с иллюзорной концепцией, заблуждением. И то, что, казалось бы, противостоит сознанию Кришны, враждебно ему, может в конечном счете сподвигнуть человека, следующего сознанию Кришны, на то, чтобы он исследовал себя и чтобы он больше размышлял о себе, о своем движении.

00:12:19 Когда некто бросает вызов нашей вере, то этот вызов заставляет нас вновь задуматься на тем, во что мы верим. И как следствие появляется более, появляется сосредоточенность в большей степени. И поэтому это противостояние, этот вызов имеет, обладает ценностью. Абсолютное и относительное. Относительное также обладает своим положением. Возможно быть в сознании Кришны и при этом иметь отсутствующий ум. Или отклониться и принимать за Cознание Кришны нечто другое. Но если некто бросает вызов тому, во что вы верите, то тотчас же ваша направленность, или ваша сосредоточенность на сознании Кришны возрастает.

00:13:44 А в категории Гегеля оппозиция, противостояние описывается как антитезис. Также Шрила Сарасвати Тхакур имел обыкновение говорить всегда, что религия означает занятие верного положения. Религия означает верное положение или верную позицию, правильную позицию. Для нас это означает, прежде всего, иметь некое основание, некий фундамент.

00:14:34 Но мы живем в относительном мире. И этот относительный мир, в котором мы находимся сейчас, не может быть полностью исключен из нашего понимания. Сознание Кришны означает слышать или слушать зов Абсолюта, находясь в относительном положении. И мы должны так или иначе приспосабливаться к обстоятельствам, для того чтобы совершать дальнейший прогресс. И как говорилось прежде, речь, вот в объяснении этого, речь идет в целом, в общем и целом идет о прогрессе.

Путь духовного развития посредством поддержания духовного здоровья

00:15:55 Другой способ или путь восприятия этого – это можно назвать духовным здоровьем. Когда организм здоров, то человек принимает пищу, и то, что необходимо организму, усваивается. То, что ненужно, отторгается. И это признак здоровья. Если нет отторжения, тогда наступает запор. Если мы не исторгаем из себя некоторые вещи в духовном смысле, тогда мы страдаем от, так сказать, духовного запора.

00:17:00 Иногда люди в сознании Кришны задаются вопросом: почему они не видят, не ощущают духовный прогресс. Если присутствует запор, тогда есть это – отсутствие аппетита, там, пониженный тонус и все остальное – человек болен. Когда человек здоров, то он, соответственно, принимает пищу, и организм отвергает ненужное и берет необходимое. Нечто в этом роде. Это, конечно, очень грубый пример, очень грубый.

00:18:05 – Зато наглядный.
– Подвести как бы, вот, уточнить. Вот, допустим, тезис у нас Кришна, антитезис – это Майа. Что тогда получается у нас синтез, да? И продолжение следующего тезиса, то есть очередной уровень вот этого? Можно пример какой-то?
– Йога-майа.
– А как? Вот ещё раз нам формулу?
– Чего?
– Попроще как-то, попроще. Формул хочется.
– Формул?
– В этом объяснении майа по-прежнему остается. Но это уже йога-майа.
– Майя, ставшая йогом.
– Он шутит.

00:19:08 – Ну эти русские – русские люди прикольные ребята: всегда шутят. Вообще как бы это факт. Ну, что в мировой литературе русские, они не считаются людьми с чувством юмора. Хотя в самой России некоторые люди считают, что Достоевский был большим юмористом. Но можно сказать, что подлинное богатство России в том, что здесь в людях присутствует здоровый скептицизм в отношении материального счастья или материального прогресса. И это – великое достояние России, наследство России.

00:20:42 Некое внутреннее чувство, что тот мир, в котором мы находимся, вовсе не есть место, где для нас достижимо вечное счастье. Но сейчас современная технология производит, порождает поколение идиотов. И я говорю это со всей возможной любовью к ним в моем сердце. Потому что для людей ни с того, ни с сего начать верить в то, что мы собираемся построить рай на Земле – это глупость.

00:21:41 Это напоминает мне одну индийскую историю, которая всего лишь просто история. История о том, как некий человек отправился в Индии к царю. Он чувствовал себя несчастным, и он пришел к царю, чтобы узнать, может быть, царь может ему помочь чем-то.

00:22:11 Царь спросил: «В чем твоя беда?» Тот ответил ему: «Я просто не могу понять, что такое счастье». – «Хорошо, – сказал царь, – отправляйся в царство и, ходя по стране, ты встретишь счастливого человека. Ты сними с него рубашку и надень его рубашку, и тогда ты поймешь, что значит быть счастливым». – «Это просто», – подумал этот некто. И он отправился бродить по царству и какое-то время, через какое-то время он вернулся к царю. И царь спросил: «Что? Ну что?» – «Да, – сказал человек – я нашел одного счастливца, счастливого человека в этой стране, но у него не оказалось рубашки». Нечто в этом роде.

Христианство и Сознание Кришны

00:23:48 – Что?
– Я хотела просто спросить, нельзя ли тему продолжить?
– Тему продолжить?
– Вот почему Кришне, самый возраст его считается 12-14 лет? Все-таки… Что он испытывает, там, какие у него чувства? С чем эта лила связана? В этом возрасте какая лила там происходит?
– Ну я не квалифицирован говорить на такие темы.
– Oh, I am sorry. (Виновата.)
– Я тоже sorry.

00:24:41 – Можно вопрос? Дело в том, что я слышу часто от христианских священников, будто бы мы поклоняемся не Богу единому, а кому-то другому. Повторить вопрос?
– Да.
– Я слышу от христианских священников, что мы поклоняемся не Богу единому, как положено, так вот, а кому-то другому.
– Они не говорят, кому?
– Что можно им возразить? И вообще, следует ли возражать?
– А кому мы поклоняемся, они не говорят?
– Вот именно, что мы поклоняемся чуть ли не дьяволу. Вот, идолам. Вообще, что они только не говорят. Как бы можно было им возразить, если вообще следует возражать, и как бы можно было им доказать, что это одно и то же? А или может, остаться при своем мнении лучше?

00:26:00 – Потому что они находятся в гуне невежества, они говорят так. Если прочитаете Бхагавад Гиту – перечитаете – то вы придете к этому заключению. С какой стати я должен ходить вокруг да около и не говорить по существу. Жизнь коротка. Признаком человека, который находится в невежестве, говорят писания, является следующее: что он, этот некто, принимает возвышенное за низменное, низкое, и наоборот, он низкое принимает за возвышенное. И то, что кто-то полагает или думает, что Верховная Личность Бога, о которой говорится, является с их точки зрения, сатаной, или там идолом, или как угодно, это явный признак того, что человек находится в невежестве, он не знает что есть что.

00:27:50 А что касается того, что можно сказать этим людям и как их можно переубедить – им можно дать немножко прасада и сказать, ну…
– «Всего хорошего».
– «Всего хорошего», да.
Если человек принадлежит к подлинной религиозной традиции и имеет некое подлинное духовное понимание, то на каком-то уровне, в той или иной форме он неизбежно будет понимать то, о чем говорят вайшнавы. Поэтому эти священники или кто-то на каком-то уровне, в какой-то степени должны какое-то почтение и принятие Cознания Кришны проявлять.

00:29:18 Тот сатана, о котором они говорят, – это Кришна, который является плодом их воображения. Если говорить более, так сказать, аккуратно, то можно сказать, что Господь Шива, вот он да, он больше похож на сатану христианского. Но у этих людей нет понимания. Если бы у них было хотя бы какое-то понимание, и они понимали бы предмет, они бы, ну, может быть, они сказали бы, что «Шива, который есть в вашей традиции, этот Шива близок к христианскому сатане».

00:30:15 Но даже и это не есть абсолютная истина. Но, по крайней мере, то была бы вполне законная параллель. Параллелей никаких нет между личностью Кришны и сатаной христианским.

00:30:42 – Вопрос можно?
– Да.
Вот у нас есть такое понятие в христианстве, как страх Господень. То есть даже в храм когда входишь, и там пишут как бы «войти со страхом…» Вот объясните, как правильно понимать? Ибо как бы бабки, там, все достают так. Не так смотришь, не так, там , ведешь себя. То есть… Что такое понятие «страх Божий»?
– Ну а причём здесь Госвами Махарадж?
Это концепция как бы высшего такого понятия христианского. Просто как с точки зрения вайшнавизма… Они ничего не объясняют, это же известно.

00:31:24 – В нижнем измерении Духовного Мира или в начальном измерении Духовного бытия нам говорят: «Бог является наделенным этими чертами: могуществом и великолепием». И соответственно, в отношении к нему присутствуют такие качества как трепет и благоговение, или страх. Ограниченное живое существо в присутствии Безграничного (Бога) естественным образом может испытывать трепет и благоговение перед Ним.

00:32:30 Вот перед вами та Личность, которая является источником всего, причиной всех причин, обладает качествами могущества, всезнания в абсолютной степени. Естественно, как вы будете себя чувствовать, окажись вы в присутствии этой Личности?

00:33:09 В Бхагавад-гите описывается: когда Кришна явил Арджуне свою Вселенскую форму со множеством проявлений и форм, которая была источником бесчисленных вселенных и так далее, которая поражала своей грандиозностью и величием, то Арджуна испытывал страх, и он, ошеломленный зрелищем, которое ему открылось, стал просить у Кришны прощения, говоря: «Прости меня, Кришна, за то, что я вел себя с Тобой фамильярно, что я называл Тебя просто Кришной и другом». После видения вселенской формы Арджуна попросил Кришну явить ему Его четырехрукую форму, Вишну.

00:34:42 Но затем Кришна вновь вернулся в свой изначальный образ – двурукий, человекоподобный, и Он сказал Арджуне: «Эта Моя форма или этот Мой образ наиболее сокровенный и трудный для понимания». Именно поэтому подобные человеческим лилы или игры Кришны, человекоподобные игры, занимают высочайшее положение среди всех игр Абсолюта.

Почему Концепция Сознания Кришны выше всех остальных концепций о Боге?

00:35:32 Поэтому с одной стороны трепет и благоговение, о которых идет речь, вполне естественны, когда ограниченное живое существо, когда человек соприкасается с Богом, с Безграничным. Но из учения Шри Чайтаньи Махапрабху, из его концепции мы можем узнать о том, что можно назвать психологией Божественного. Мы говорим о том, что трепет и благоговение, с которыми ограниченные живые существа взирают на Безграничного, на Бога, вполне естественны. Но каким образом Безграничный Бог воспринимает ограниченные живые существа? Мы узнаем из писаний Рупы Госвами, что для Кришны трепет и благоговение – это нечто скучное. Трепет и благоговение могут быть хороши для людей, для ограниченных существ, но не для Безграничного.

00:37:22 Можно сказать так, что трепет и благоговение более хороши, в большей степени подходят для, так сказать, общественного имиджа Бога. Но как насчет частной жизни Бога?
[Объясняет Госвами Махараджу, как произносится фамилия Путин.] Вот, допустим, президент Путин. Скажем, президент отправляется куда-то. Естественно, что все это, ну, его сопровождает свита, и как бы чрезвычайное положение каждый раз туда, куда он приезжает. И это все призвано подчеркнуть его положение, всё это соответствует его положению.

00:00:00 Но у этого человека, у российского президента, есть также частная жизнь.
[В Америке есть белый дом, а у вас красный?
– У нас есть Кремль.
– Он живёт в Кремле?
– Ну, не совсем в Кремле, но…]
Когда Владимир Владимирович Путин возвращается домой, то его жена, она не встречает его тем, что, там, отдает ему честь и вытягивается по стойке «смирно». И дети не говорят: «Здравия желаю, папа! Мы тебя любим, отец!» Это чересчур для человека, то есть человек не в состоянии выдержать, если бы… Поэтому у президента есть своя частная жизнь. Жена может называть его как угодно, семейными прозвищами. Она может ругать его. Дети могут кататься у него на плечах, играть в лошадку с ним.

00:40:25 Так вот что для него … что для него является большим источником счастья, для него? Для него, очевидно, что для него большее счастье содержится, заключено в этих близких отношениях внутри семьи. Тогда как его официальное положение отходит на второй план. Его маленький ребенок, играющий у него на коленях, – его совершенно не интересует, он не знает о том, что его папа – президент огромной страны.

00:41:24 Шрила Шридхар Махарадж рассказывал историю об английской королевской чете, о короле и королеве Англии. Однажды они, муж и жена, стали спорить. Король зашел к себе в комнату и закрыл дверь на ключ – она, то есть, королева. Царь сказал: «Открой дверь» – «Нет». «Ну давай, открой дверь» – «Никогда не открою, ни за что». И он сказал ей: «Король Англии требует, чтобы ты открыла дверь», – и дверь открылась. Мужу она говорила «нет», но королю, подданной которого она являлась, она открыла дверь.

00:42:34 В этом красота Cознания Кришны. Вот почему Сознание Кришны занимает верховное положение среди всех иных представлений о Божественном. Оно выше всего, потому что в нём присутствует максимальная степень интимности или близости отношений живого существа и Бога. Преданные Кришны способны превзойти ограниченность трепета и благоговения. Это тот, так сказать, критический момент, в котором подлинная преданность начинает проявлять себя. Друзья, те, кто связан с Кришной дружескими узами, смотрят на Него как на равного себе.

00:43:54 И можно представить, насколько это неотразимо, чарующе, притягательно и сладостно для Абсолюта, для Безграничного, для Бога – такое положение вещей, когда ограниченное смотрит Ему в глаза как равный Ему. И это ограниченное живое существо может сказать Ему, Кришне: «Ну ты, я думаю, если мы подеремся, то я тебе задам хорошую трепку». И Кришна ему говорит: «Ты что, шутишь что ли? Да я тебя, там…» И преданный, Его преданный, говорит Ему: «Ну давай, давай!» И они начинают бороться. И иногда Кришна проигрывает. А поскольку он проигрывает, то в качестве наказания, по условиям игры Он должен нести победителя на Своих плечах, катать его на Себе.

Вайшнавский взгляд на страх Божий. Лилы Кришны

00:45:18 А когда Кришна-концепция, достигает… когда Кришна-концепция становится ещё более высокой и глубокой, то ещё одна трансформация имеет место. Мы начали со страха Божьего. А есть ещё один путь, ещё один способ посмотреть на страх Божий. Мы слышали, как Шрила Говинда Махарадж рассказывал об этом во Вриндаване, когда Кришна находится у себя дома, то он видит: в одной из комнат мать Яшода поставила множество горшков, там, с простоквашей, молоком и всем остальным. И всё это освещается светильником, лампой из гхи - топленого масла. И Кришна, который боится, Ему страшно, и тем не менее Он заходит в комнату, Он тихонько гасит лампу и начинает воровать всё, что Ему хочется.

00:46:59 А когда мать Яшода, наконец, узнает, что Кришна натворил и сколько Он съел всего, то она с хворостинкой в руке гонится за Ним, чтобы Его высечь. И Кришна от нее убегает со всех ног. И слезы текут из Его глаз. И глаза Кришны обведены тушью; и когда Он плачет, то эта тушь размывается, и эти черные потоки слез, они текут вниз. И преданные находят, что лицо Господа в этот момент особенно прекрасно. Это страх Божий, о котором знают преданные Кришны. И мать Яшода хватает этого маленького сорванца и начинает сечь его хворостиной. И Он плачет.

00:48:24 Это невозможно имитировать. Но просто знать о том, что подобное измерение или подобное проявление преданности и интимности в отношениях существует, – это само по себе изумительно.

00:48:50 Мы читаем в Бхагаватам описание того, как иногда Кришна играет со своими друзьями, и Его брат, Баларама, он, ну, дает Ему подзатыльники. Кришна бежит и жалуется матери Яшоде, и тогда у Баларамы возникают проблемы. А потом, после этого Баларама говорит Кришне: «Кришна, иди сюда, надо поговорить». И он обнимает Его за плечи и говорит: «Слушай, братец, я тебя иногда, конечно как бы щелкаю по носу, но не обижайся. И когда такое случается, – говорит он ему дальше, – то не нужно бежать тут же и докладывать обо всем маме».

00:49:58 А иногда другие дети в округе жалуются на Кришну. И однажды мать Яшода услышала как дети говорили ей, что Кришна ест землю. А она говорила ему: «Кришна, это правда, что ты ел землю?» И Кришна ей говорил: «Нет, мамочка, я не ел землю. Эти мальчишки, они завидуют мне, поэтому они выдумывают разные небылицы». И он сказал ей: «Ты можешь мне заглянуть в рот и увидишь, что я тебя не обманываю». И вот мать Яшода заглянула Кришне в рот. И во рту Кришны она не увидела никакой земли.

00:51:07 Она увидела Землю, в смысле планеты. Она увидела нашу Землю, и все остальные планеты, и все звезды, и увидела бесчисленные галактики и вселенные. И на этой Земле, на планете Земля, она увидела саму себя с Кришной на коленях. И она была потрясена, изумлена, ошеломлена, увидев это. И тотчас же её материнская нежность, её любовь к Кришне, она как бы… как бы стала скрытой, и она на какое-то время поняла; она сказала себе: «Боже мой! Мой сын – это Верховный Господь». Но в то же время её материнская любовь к Кришне была настолько велика, что она тотчас же забыла об этом. Она сказала Ему просто: «Не делай этого больше, Кришна».

00:52:34 И мать Яшода иногда говорит даже так; она говорит: «Другие люди иногда утверждают, что мой сын – Бог. Мой сын –Верховная личность Бога. Но они просто завидуют мне». Она говорит: «Кришна никакой не Бог, и не какое-то могущественное существо. Он мой мальчик. Но разные завистники пытаются отнять у меня Кришну, поэтому они говорят, что он Верховная личность Бога, что он полубог, и то, и се». Такая слепая любовь, когда те, кто любят Кришну, пребывают в ослеплении, а источник этого ослепления – йога-майа, внутренняя энергия Кришны, такая любовь существует.

Почему Дроначарья сражался на стороне Дурьетханы?

00:54:08 – Еще несколько примеров на ту же тему. [неразборчиво] А почему?...
– Забыл что-то?
– Нет, не забыл. Сейчас я скажу.
– Говори сразу на хинди.
– Нет, ничего, скажу. На русском. Почему Дроначарья сражался на стороне Дурьодханы?
– А что ты хочешь спросить? Ты имеешь в виду, что он был учителем обеих сторон?
[Госвами Махараджу:] Он говорит, что он был учителем обеих сторон.
– Да. Он же прекрасно понимал концепцию о том, что они не правы, Дурьодхана. Почему он все-таки, будучи духовным учителем, был против…

00:55:22 – Это игра. Лила означает игра. Это все равно, что, если мы смотрим кино, и, видя актера, которого мы, скажем, знаем хорошо лично, и мы знаем, что он прекрасный человек; но мы видим, что в этом фильме он играет злодея. Это все равно, что спросить: «С какой стати этот хороший парень играет негодяя?» По непостижимой воле Кришны такое интимное служение вот иногда требуется, от Его близких, от Его близких преданных. В контексте этой определённой лилы, все что происходило, в силу социальных обязательств и разных других вещей, было необходимо именно это. Но его все время обвиняли в том, что он не сражается от всего сердца. А почему? Потому что, его обвиняли в том, что любит Арджуну.

Ответ на вопрос: Почему мы ходим в храм? Зачем нам это нужно?

00:57:10 – Еще вопросы?
– [неразборчиво] но иногда мои знакомые спрашивают, там: «Почему ты ходишь в храм? Зачем тебе это нужно? Что тебя там привлекает?» Я иногда не знаю, что им отвечать. Вот, я начинаю говорить то, что я чувствую, а они меня не понимают. И, в общем, я хотела спросить, что лучше говорить, и чего не говорить?

00:57:43 – Можно сказать: потому что мне это нравится.
– На самом деле это не так, что обязательно должен быть какой-то изощренный ответ. Мы думаем, что мы должны обязательно давать некое глубокое, философски, там, обоснованное объяснение того, почему мы делаем что-то, но это необязательно так. А если человек невосприимчив, если он глух к тому, что ему говорят, то лучше вообще не объяснять ему какие-то духовные темы. Можно сказать так друзьям и знакомым, что «у меня есть некое чувство, ну как бы некая надежда на то, что я достигну чего-то здесь. Именно поэтому я делаю то-то и то-то».

00:59:06 Иногда Шрила Шридхар Махарадж говорил, что сердце является ну как бы такой, ну, дегустирующей машиной что ли. И когда сердце находит что-то для себя притягательным и привлекательным, то движение человека именно в эту сторону естественно. Да?

Деятельность Господа Вишну. Экспансии Вишну

00:59:56 – Я вот слышал, что Господь Вишну косвенным образом поддерживает материальную вселенную. А как Он это делает? То есть, ну, говорится, что Он – Божество гуны благости, да? Вот как Он поддерживает материальную вселенную?

01:00:31 – О Нем говорят, что Он пребывает в каждом атоме. И в бытии есть гуна-аватары так называемые. А именно Брахма, Вишну и Шива. И также писания говорят о Боге: «Он был один и Он стал многими». И это, творение, поддержание и разрушение материальных миров, вселенных, Господь совершает через Свои экспансии, распространяя или проявляя себя в разные формы. И в целом этот процесс описывается как Махавишну порождает бесчисленные вселенные, затем тот же Господь Вишну, но в другой свой ипостаси, Гарбходакшая-Вишну или Гарбходакашайа-Вишну, он входит в каждую вселенную, и затем в каждой вселенной Кширадакашая-Вишну пребывает – о нём говорится – в каждом атоме и в сердце каждого живого существа.

01:02:01 Это нечто вроде того, как вот есть в стране, скажем, центральное правительство и есть какие-то представительства его на местах. И мы можем сказать: «Как они, этот центр и его представительства творят, поддерживают и разрушают эту страну?» Так выглядит эта система в целом. То есть некто в центре, некий человек, который окружен помощниками; эти помощники занимают высокое положение, там, наделены властью. И это вот, это и есть экспансия, как бы распространение. То есть то, что исходит из центра, достигает окраины.

Единственное занятие Кришны - наслаждение

01:03:14 Поэтому Кришну как такового не интересует творение, поддержание и разрушение. Кришна занят наслаждением. Наслаждение – его единственное занятие. Думать о Боге как о творце – это… Творение – это вторичная функция Бога, или Его косвенная функция. Но Его главное занятие или Его главное дело – это наслаждение. Когда Арджуна захотел узнать, как Кришна делает это, то Кришна показал ему Свое безграничное великолепие.

01:04:16 И Кришна также сказал ему: «Арджуна, это безграничное материальное проявление поддерживается лишь бесконечно малой крохотной частицей Меня самого; частью части Моей части». Кришна показал Арджуне многообразие бытия, разные проявления бытия. И Он сказал: «Когда тебе будет достаточно этих зрелищ, такого видения, скажи Мне об этом». Потому что, какой способностью обладает ограниченное живое существо в восприятии или в переживании Безграничного?

01:05:36 Когда в этом мире кто-то открывает так называемые законы природы и узнает что-то о том, как функционирует этот мир, то люди называют этого человека гением. Но что можно сказать о гениальности Той Личности, с которой всё это началось? Которая является источником этого. Поэтому мы, ограниченные, мы можем, так сказать, спросить Кришну: «А как Ты это делаешь?» И Он может нам показать нечто. Но вопрос не в этом. Для Него показать это – не проблема, но как мы, насколько мы способны увидеть и воспринять то, что нам показывают?

01:06:48 И самое удивительное здесь то, что этот самый Кришна говорит: «Когда Мои возлюбленные, или те, кто любят Меня, когда они Меня ругают, когда они Меня поносят, для Меня их поношения более сладостны чем гимны вед, которые прославляют Меня».

01:07:22 А гимны вед прославляют Его, говоря, что «Ты сотворил все эти миры, Ты безначальный, и так далее; там описываются все Его возвышенные качества». А Шримати Радхарани говорит ему: «Ты... Ты так жесток!» И Кришна говорит: «Что?» Он отвлекается от прославлений вед. «А что я сделал не так?» – говорит он. Веды говорят: «Господи, Ты...» А Кришна говорит: «Ладно, ладно. Не до вас. Тут случились вещи поважнее».

01:08:41 [Санскрит] И что делает Кришна? Кришна играет на флейте. И говорится, что звук, пение этой флейты пронизывает оболочки материальных вселенных, которых очень много, и начинает двигаться вокруг вселенной. И грозовые тучи, которые полны дождя, полны воды, готовой пролиться в виде дождя, эти тучи застывают, когда они слышат эти звуки.

01:10:10 Царь ганхарвов, живых существ, которые являются небесными музыкантами, совершенными музыкантами, когда он слышит звук флейты, он прекращает своё пение, и он тоже застывает. А великие мудрецы, кумары, пребывающие в медитации, и никогда не выходящие из неё, когда они слышат флейту, их медитация прерывается, и они говорят: «Что Это такое? Что происходит?» А Брахма, существо, которое настолько могущественно, что в состоянии сотворить целую материальную вселенную, этот Брахма не в силах понять, что это за звук и откуда он идет.

01:11:31 И флейта Кришны, её звук, начиная с высот вселенной, с верхних измерений материального мира, пронизывает всю вселенную и достигает низших планов бытия. Бали Махарадж, который царствует в одном из тех низших миров, он тоже изумлен, он изумлен и ошеломлен, когда он слышит флейту Кришны. Ананта Шеша, на клобуках которого бесчисленные вселенные покоятся, говорится – как крошечные горчичные семечки, зерна – этот Ананта Шеша начинает двигать своими головами. И может быть, какие-то вселенные даже вот-вот упадут. Он слышит флейту Кришны и говорит: «Ой, полегче! Не так…»

Природа Безграничного и ограниченного начал

01:13:13 И вопрос «Как Он делает это?» То есть, кто-то говорит: «Как Он делает это?» Многие удивляются. Это кажется невозможным, невероятным. Однажды один друг сказал мне: «Когда я думаю о том, что я знаю о сознании Кришны, о том видении мира, которое дает Cознание Кришны, и обдумываю точку зрения современной науки, как они описывают мироздание, и та и другая версия представляются мне абсурдными». Я обдумывал его слова какое-то время, и пришел к другому заключению. Думать, что этот мир бесцелен и существует, ну, так сказать, «просто так» – это абсурд. Но то, что за всем происходящим в бытии стоит некая Божественная цель и предначертание – это непостижимо. А то, что непостижимо, не является абсурдом. Такова природа Безграничного.

01:15:18 Однажды некий человек сказал Шрила Шридхару Махараджу: «Если бы Безграничное – Бог – мог быть познан ограниченным – человеком, – Он бы не был Богом». Да, если мы оперируем лишь своими ограниченными, ущербными чувствами, то как мы можем познать, постичь Безграничное? Или возможен для кого-то такой подход, что если мы соберем воедино как бы множество светлых голов, то это множество, оно сможет постичь природу Безграничного. Но никакой объем ограниченных начал не может сравниться с Безграничным. Никакой объем нуля, или никакое количество нулей не может вместе, в совокупности дать единицу.

01:16:39 И Шрила Шридхар Махарадж сказал этому человеку: «Если бы Безграничное – Бог – не мог открыть себя, дать себя познать ограниченному – человеку – Он не был бы Богом». И в этом заключена наша надежда, наша перспектива. И в этом красота Cознания Кришны. Если Кришна захочет, чтобы мы Его узнали, то в чем трудность?

Как добиться благосклонности Кришны?

01:17:35 И вопрос тогда в том, как Кришна может относиться к нам благосклонно, как добиться Его благосклонности? Нам говорят, что Кришна означает всепривлекающий. Но Кришна привлекается бхакти, преданностью. Когда в сердце и душе живого существа есть преданность, этой преданности достаточно, чтобы Безграничное, так сказать, снизошло к нему, спустилось. Преданность означает то положение вещей, когда Безграничное, Бог, становится покорным и занимает подчиненное или покорное положение по отношению к ограниченному.

01:18:46 И мы видим, что в высочайшем измерении духовного бытия, духовной реальности, Всевышний Господь является рабом своих преданных. И это непостижимо. Безграничный стал рабом ограниченного. Так насколько могущественна преданность!

01:19:33 – А когда Он даже живёт в материальном мире, то есть как это… Ну, такой немножко глупый вопрос – но вот, да, как это возможно, что он везде видит Кришну, если Его тут нету?
– Кришна говорит: «Для того, кто видит Меня во всём и всё – во Мне, Я никогда не потерян. И такой человек никогда не потерян для Меня». И для того, чье видение чисто, для того, кто обладает, ну, подлинным восприятием реальности, он видит, что всё, что происходит в бытии, всё это имеет своим направлением движение к центру, к Кришне. Он видит, как все сущее неотразимо привлекается Кришной, и так или иначе стремится к Нему.

01:20:51 Поэтому для такого видящего, всё, что есть в бытии, не является источником забвения Кришны, но, напротив, напоминает о Кришне. И также говорится: такой человек подобен пьянице. Классическая картинка пьяницы – это человек, который, там, у него пуговицы застегнуты неправильно, там, нет шляпы, и, ну по нему видно, что человек не в себе. О чистом преданном же говорится, что он не сознает, есть у него тело, материальное тело, или нет. Или, может быть, он наполовину в теле, наполовину – вне тела. Это вопрос перспективы.

Высочайший уровень Сознания Кришны

01:22:15 Сознание Кришны подразумевает определённую степень постоянной погруженности сознания в Кришну и в то, что с Кришной связано. Мы видим, что на высочайших уровнях Cознания Кришны разлука с Кришной является причиной необычайно острой и глубокой памяти или сознания Его. В присутствии Кришны, Кришна в центре внимания; всё, что вокруг, уходит на второй план. Но в отсутствии Кришны видение расширяется, и все в окружающем мире становится источником памяти о Нем.

01:23:42 Как, скажем, в этом мире, в человеческой любви: если предмет нашей любви рядом с нами, то мы видим его, мы видим то, что его окружает, и все. Но в разлуке с тем, кого мы любим, все может напоминать о нем. Мы можем думать, что это, там его/ее, там, не знаю, полотенце, которым они пользовались, это – вещь, которая им принадлежала, и так далее. А это была его или её любимая песня (когда мы слышим ее). Ей, там, ей нравился этот художник. Ей нравились солнечные дни. Ему нравилась зима. И эта память, она расширяется и расширяется. Это субъективно.

01:25:03 Кто-то может сказать: «Боже мой, какой мерзкий дождь». А для кого-то, кто любит, этот дождь вызывает слезы на их глазах. Потому что он побуждает их вспомнить нечто, что глубоко в их сердце. Поэтому для чистых преданных Кришны окружающий мир является источником памяти или Cознания Кришны, а не забвения Кришны.

Истинная Любовь - это рабство

01:25:54 А когда нет любви, тогда нам нужны законы, там, человеческие права, и так далее. Я не хочу быть никем оскорбляем. Я не раб никому. («Мы не рабы», да?) И всякое такое. Но как только любовь появляется, тогда первое, что кто-то говорит кому-то, кого он любит, он говорит: «Я твой раб». И в этом случае люди наслаждаются позицией рабства. По крайнем мере, какое-то время. (Смех.)

01:26:45 Но в сознании Кришны у нас есть шанс достичь вечного рабства. «Постойте, постойте – говорит кто-то – мы люди современные, какой смысл нам возвращаться во времена феодализма?» Потому что сама идея рабства для нас в высшей степени неприемлема, она наводит на нас ужас и, так сказать, холодный пот прошибает, когда нам говорят о рабстве. Причина, по которой мы говорим о рабстве, такова, что мы говорим о любви; и не просто любви, а о Божественной любви.

01:27:45 Шрила Шридхар Махарадж любил говорить, имел обыкновение говорить, что красота является верховным контролирующим принципом. «Красота – говорил он – одерживает победу над силой». И Кришна-концепция Божественного, представление о Боге как о Кришне – это понимание Его как прекрасной Реальности. Высшая реальность, Абсолютная реальность прекрасна. Нет никакого вопроса силы. Это та ситуация, когда живое существо, душа, неотразимо привлечена прекрасной Реальностью, Кришной. И она не в силах, душа не в силах противиться, сопротивляться этому влечению.

01:29:13 – Что вы можете сказать о нашей любви к Кришне и любви Кришны к нам?
– Проблема в том, что у нас нет любви к Кришне. В этом вся трудность. На самом деле у нас нет подлинной, настоящей любви вообще ни к кому и ни к чему. То, что принимается нами или кем-то за любовь, – это лишь эгоизм и более утонченный, расширенный эгоизм. Другая версия.

01:29:51 – Следующее.
– About said – when the real level come? [О сказанном – когда придёт настоящий уровень?]
– And then will talk. [Тогда и поговорим.]
– Мы стали рабами вещей, которые по своей природе ниже, чем мы.

01:30:24 – Но шанс все-таки есть, да?
– Да, поскольку, как уже сказано много раз: если Безграничное, если Абсолют, если Бог захочет открыть, дать Себя нам, то что может препятствовать этому? Шанс в данном смысле означает, ну, надежду, перспективу. Но мы должны, наше существо должно претерпеть полную, радикальную трансформацию. Когда мы, наконец, поймем, что лучше – там, как в классике сказано – лучше служить на небесах, чем царствовать в аду. Но это чувство, уверенность в определённой перспективе, надежда на такое счастье пробуждается в нас в обществе преданных. И это чувство поддерживается и развивается в их обществе.

Почему наш духовный прогресс возможен только в обществе преданных?

01:31:51 – Выходит так, что шанс – только оставаться в этом обществе, и больше никакой альтернативы?
– Да, сказано хорошо.
– Можно сказать, что мы уже на небесах?
– Индрадьюмна точно на небесах. Что мы уже на небесах?
– Да, тринадцатый этаж (смех).
– Да. Однажды произошло такое, что три преданных собрались вместе в темной комнате, в комнате, где не было света. Она была темной полностью. И эти преданные стали говорить о Кришне. И один из них сказал: «Я чувствую присутствие кого-то четвертого». А второй собеседник сказал: «Да, я тоже чувствую это присутствие». А первый сказал: «Это сам Господь».

01:33:56 –Третий.
Кришна говорит: «Я не пребываю в мире Вайкунтхи, в духовном мире. Я не в сердце йога» – говорит он. – А где же Я? Там, где Мои преданные прославляют Меня, поют Мне славу, там Я пребываю».

01:34:43 Когда Махапрабху спросил Господа Нитьянанду, он пребывал в состоянии транса, экстаза, он сказал: «Нитьянанда, как ты узнал, что Я во Вриндаване?», Нитьянанда сказал ему на это: «Где Ты, там Вриндаван. Вот как я узнал».

01:35:24 – Можно? Махарадж, о какой личности говорил Иисус, говоря «Отец Небесный наш сущий на небесах и на земле» и вот куда Он вознесся?
– Иисус?
– Да.
– Сам по себе факт, что вы задаете этот вопрос, он означает, что эти вещи не описаны подробно. И сам этот вопрос, он – как бы ещё одно свидетельство, или указание на то, что эта традиция – христианство – является лишь как бы общей теистической концепцией. Эта концепция – да, это концепция Божественного, но она, так сказать, не специфична, там нет деталей, подробностей. Я не хотел бы вкладывать какие-то слова в уста Иисуса.

Два условия передачи духовного знания: Отношение покорности и стремление слушать

01:37:11 – Вот, вопрос такого плана – вот, значит, последователи Рамакришны, вот и тоже были такие как бы моменты – вот, значит, Кришна, они как бы такого мнения, что Кришна – это тот же Брахма, только который как бы являет себя в определённой как бы, ну, …
– Так, понесло Остапа.
– Вот, то есть в принципе, как можно реально как бы им объяснить о Кришне в такой форме, чтобы они как бы… Ну и что-то, в общем, привлечь как?
– Махапрабху говорил: «Слушание философии майавади разрушает все». Когда Махапрабху общался с философами майавади, он обладал… Он мог обратить их. Но мы также должны понимать такую вещь, что пытаться объяснить что-то о Кришне людям, которые, ну, которые исповедуют такие взгляды, и оскорбительны по отношению к Кришне – это уже оскорбление с нашей стороны.

01:38:40 Их зависть к Кришне проявляется в том, что они пытаются убрать из природы Божественного все аспекты и все проявления Его личности. Кришна говорит: «Люди, которые не понимают Мою Божественную личность, они являются ослами». И Джива Госвами говорит: «То, что майавади иногда воспевают имя Кришны, их воспевание, имя Кришны, выходящее из их уст, подобно тому, как если бы в Божественное тело Кришны метались молнии».

01:40:00 В Шримад-Бхагаватам, когда начинает, Бхагаватам начинает излагать концепцию Кришны, он говорит, что эта концепция, или это представление, это понимание предназначено для тех, кто свободен от зависти. Те, кто лишены зависти по отношению к Кришне, могут понять эти истины. В противном случае все последователи религиозных концепций, которые обманывают их, уводят их в сторону от истины, все эти люди, они отодвинуты, они как бы ушли в сторону.

01:41:22 Рамакришна, одно из его, так сказать, крылатых выражений были слова о том, что «как ты думаешь, твои мысли… ну, у тебя есть образ мыслей определённый – этот образ мыслей и есть путь к Богу». Шрила Шридхар Махарадж один раз сказал последователям Рамакришны, он сказал им: «В таком случае, если ваш учитель говорит так, я оскорбляю Рамакришну – и это мой путь к Богу. Это тоже путь».
– Как думаешь, так и делаешь.

01:42:22 Но мы также должны помнить, что когда атеист отвергает существование Бога и говорит «Бога нет», то сила дыхания, исходящего из уст, которые это произносят, источником этой силы является тоже Кришна. Поэтому не наше дело вмешиваться. Сам Верховный Господь никоим образом не вмешивается в крошечную ограниченную свободу, которой наделено живое существо в этом мире. С какой стати мы должны делать это? Нам говорят, что для того, чтобы имела место передача духовного знания, необходимы два условия. Первое – это оратор, способный дать нечто, обладающий, ну, потенцией, могуществом. А второе условие – это слушатель должен быть восприимчив. И на языке Шрилы Прабхупады это можно назвать как, как бы отношение покорности и стремление слушать.

01:44:15 [Киртан]

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 14 September 2011