Безумие сладости

31 August 2010
Природа вайшнава: ценить преданность в других, но не замечать преданности в себе. Подлинное сознание Кришны. Семена сознания Кришны - это милость свыше. Различие между Шри Чайтанья Сарасват Матхом и иными Гаудия-вайшнавскими миссиями. Что такое истинная духовная жизнь? Особенная удача века Кали. Качества настоящего преданного. Природа преданности Кришне. Как обрести «духовный голод»?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:41:33 | качество: mp3 128kB/s 38 Mb | прослушано: 155 | скачано: 277 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Природа вайшнава: ценить преданность в других, но не замечать преданности в себе

00:00:00 Мне хотелось бы поприветствовать всех достопочтенных гостей, вайшнавов; гостей-вайшнавов здесь, в этом собрании сегодня вечером. И мы считаем себя удачливыми, мы думаем, что это наше везение, что Шрила Говинда Махарадж послал нас сюда сегодня в это собрание. Он будет здесь в Москве, в Подмосковье, приблизительно пять дней. Нам говорят, что такова природа вайшнава, что он всегда видит и ценит качества и преданность других людей. Тогда как о себе он думает, что он страдает недостатком, отсутствием этих качеств.

00:01:17 В писании Санатана Госвами, называемом Брихад Бхагаватамритам, заключено описание путешествия души, странствия души по различным уровням мироздания. И там так же приводится рассказ о путешествии души Махатма Девариши Нарады. И мы видим, что такова природа Нарады: он видит преданность других людей, и он прославляет эту преданность. Но каждый раз, когда Нарада Муни прославляет того или иного преданного, его качества, его связь с сознанием Кришны, неизменно каждый из этих людей начинает говорить о других преданных, ставить их в качестве образца преданности.

Подлинное Cознание Кришны

00:02:46 Подлинное Cознание Кришны является чем-то прямо противоположным пропаганде и образу мыслей нашей эпохи. Когда проповедуются идеи индивидуализма, и присутствует склонность ставить в центр себя. Шрила Шридхар Махарадж в своё время, когда ему было за девяносто лет, в очень преклонном возрасте, он говорил о том, что, и он подчеркивал этот момент – он говорил, что мы должны быть крайне осторожными в своих обращениях, в своем обращении с преданными, и даже новичкам, недавно пришедшим в движение, мы должны оказывать всяческий почет и уважение.

00:04:04 И он также объяснял, почему это так. Он говорил о том, что, по воле Бога, эти люди в будущем могут оказаться в таком положении и достичь таких духовных высот, что они смогут одарить меня своими благословениями. Шрила Гуру Махарадж рассказывал также один эпизод, когда один из первых учеников Прабхупады на западе, Ачитананда Махарадж, одно время жил в Индии, в Шри Чайтанья Сарасват Матхе. Он жил в Матхе, следуя указанию Его Божественной Милости, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, который одобрил то положение вещей, чтобы его ученики принимали наставления от Шрилы Шридхара Махараджа.

00:05:23 И в одном случае им выпала возможность посетить место рождения Шрилы Шридхара Махараджа. И члены семьи Шрилы Шридхара Махараджа и жители той деревни, в которой он родился, выразили своё восхищение и свою признательность этим американцам, этим американским преданным, которые проделали огромное расстояние в тысячи миль, которые из Америки приехали в Индию, приехали ради движения Махапрабху и ради святых мест. И вот тогда один местный житель спросил у Ачитананда Махараджа, он сказал ему: «Вы – иностранцы, мы – жители здешних мест, мы здесь родились и выросли. Тем не менее, у нас нет такого признания и такой привязанности к движению Махапрабху, к личности Махапрабху. Вы приехали из столь отдаленных земель сюда, и для нас это удивительно – что вас привело?»

Семена Cознания Кришны - это милость свыше

00:07:02 На что Ачитананда Махарадж процитировал ему строки из священных писаний, он сказал, что «только лишь по милости свыше такое возможно». Иного пути достичь этого, придти к этому, нет. И каким образом эта милость приходит к нам? То, что зовется бхакти лата биджа – семя преданности. Это, можно сказать, концептуальное семя. И в этом семени в виде зародыша, в зачаточном состоянии содержится определённая концепция Cознания Кришны. Это означает, что это семя является неким сознательным существом, в чем-то живым.

00:08:22 И нам говорят, что в своем сердце мы признаем и примем это семя Божественной концепции, мы найдем его в наставлениях и в учении гуру и вайшнавов. Давая посвящение людям здесь, в России, Шрила Говинда Махарадж говорил много раз о том, что, следуя указаниям своего Гурудева, Шрилы Шридхара Махараджа, он передает или одаривает их этими семенами Cознания Кришны, которые он получил от своего гуру.

00:09:30 – Но речь идет здесь не о знании вовсе, а о чувстве, о сердце. Сознание Кришны является определённой передачей от сердца к сердцу. Передачей от сердца к сердцу или взаимодействием сердец. От сердца к сердцу. Нам говорят: «Из сердца Кришны в сердце Брахмы это нечто, это знание было передано». Таким образом произошла – то есть из сердца в сердце – эта Божественная инициация. Кришна вовсе не сказал Брахме: «Вся истина, которую Я хотел тебе поведать, содержится в этих книгах. Поэтому прочитай их, и ты все узнаешь». Но, благодаря этому взаимодействию, соприкосновению сердец, Брахма обрел ведическое знание.

00:10:50 Шрила Шридхар Махарадж увидел, распознал и признал эти качества сердца в Шриле Говинде Махарадже много-много лет тому назад. В Шримад Бхагаватам говорится, что возраст не является преградой. Эта Божественная передача произошла, в случае Вьясадевы, Шукадеву Госвами. Вьясадева передал ему это знание. И Шукадеву Госвами, в то время, когда он рассказывал Бхагаватам, он был всего лишь шестнадцатилетним юношей. Почему шестнадцатилетним? В том собрании собрались все великие личности, все великие мужи, мудрецы вселенной, которые должны были дать некие наставления, или советы, Махараджу Парикшиту. Махараджу Парикшиту, которому оставалось жить в этом мире семь дней.

00:12:25 Но вот посреди этого собрания появился Шукадева Госвами, шестнадцатилетний юноша, и все присутствовавшие там признали его особые качества и дали ему возможность говорить. И так же в круге, в среде этих личностей, в среде многочисленных преданных, Шрила Шридхар Махарадж увидел эти особые качества сердца, необходимые для проповеди и передачи Cознания Кришны. Шрила Шридхар Махарадж увидел в семнадцатилетнем юноше, который позже стал известен как Шрила Бхакти Сундар Говинда дев Госвами Махарадж.

Различие между Шри Чайтанья Сарасват Матхом и иными Гаудия-вайшнавскими миссиями

00:13:43 Нам часто задают вопрос о том, каково различие между Шри Чайтанья Сарасват Матхом и иными Гаудия вайшнавскими миссиями, которые проповедуют Cознание Кришны по миру. И прежде всего, мы хотим сказать, что мы сами считаем себя в высшей степени неквалифицированными, лишенными каких-то качеств. Но, по милости нашей гуру-варги, по милости этих личностей, некое представление о том, каков их дар этому миру; некое представление, некоторое представление есть у нас. И то, что отделяет Шри Чайтанья Сарасват Матх от других – это изначальная, первозданная природа богатства.

00:14:57 Речь идет о неком изначальном духовном богатстве, которое Шрила Шридхар Махарадж почерпнул в наставлениях и учении своего Гурудева и передал Шриле Говинде Махараджу. Говорится, что самой древней мантрой является Гаятри мантра, которая существует с незапамятных времен в этом мире. Шрила Шридхар Махарадж открыл, явил этому миру внутренний, сокровенный смысл Гаятри-мантры. Когда Шрила Шридхар Махарадж пришел в Гаудия миссию, в Гаудия матх, который является, так сказать, изначальным движением Cознания Кришны; Шрила Сарасвати Тхакур сделал одно замечание. Он процитировал строки Бхагавад-гиты.

00:16:33 Шрила Сарасвати Тхакур процитировал строки Гиты, в которых говорится: «Обычные люди или общая масса людей следует путями великих людей. Они делают то, что делают великие личности, подражая им». Он имел в виду то, что Шрила Шридхар Махарадж происходил из знатной, аристократической брахманской семьи. Он относился к этим высшим слоям общества, к тому числу людей, которым следует общая масса. И его приход в гаудия миссию ознаменовал собой увеличение достоинства этой миссии. Шрила Сарасвати Тхакур принес в этот мир очень особенный дар, нечто особенное. И он искал в этом мире человека, который был бы в состоянии принять этот дар, оценить его и передавать его другим.

Что такое истинная духовная жизнь?

00:17:54 И также Шрила Шридхар Махарадж, как и любой стремящийся к духовному достижению ученик, стремился в полной мере обрести благословение своего Гурудева. И поэтому он изобрел некое очень хитрое средство. В духовном смысле хитрое. Существуют различные пути преданности, и он знаком с ними. Он прекрасно понимал, что духовная жизнь не основывается на моих так называемых духовных практиках. Речь не идет о том, чтобы получить некую мантру от некого гуру и затем покинуть его и в одиночестве повторять эту мантру и получить желаемый результат.

00:19:19 Нам говорят, что критически, жизненно важным моментом в духовной жизни является то, насколько мы способны удовлетворить нашего гуру. Обрести связь с подлинным гуру и делать все возможное ради его счастья и его удовлетворения – это является сутью Cознания Кришны. Шрила Шридхар Махарадж думал о том, что гуру Шрила Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура – это Бхактивинода Тхакур. Именно Бхактивинод Тхакур первым вынашивал планы повсеместного, всемирного распространения и проповеди Cознания Кришны. Поэтому образ мыслей Шрилы Шридхара Махараджа был следующим: если я сумею должным образом прославить Шрилу Бхактивинода Тхакура, тогда мой гурудев будет доволен мной. И тогда я сумею достичь успеха в духовной жизни.

00:20:55 Поэтому он, Шрила Шридхар Махарадж, написал одну поэму. Он думал о том, чтобы представить в этой поэме самую суть, подлинную суть Cознания Кришны. И он начинает с прославления золотой аватары – Шри Чайтанья Махапрабху. Он говорил в этой поэме о том Божественном даре, который принес на эту землю Махапрабху. Что есть этот дар. Он пришел в этот мир для того, чтобы распространять здесь своё собственное имя. Говорится, что в эту эпоху Кришна нисходит в мир в образе, в форме Своего имени. Поэтому Махапрабху, который есть сам Кришна, в окружении своих спутников, своих преданных; куда бы они ни отправлялись, они призывают Кришна наму – имя Кришны.

Особенная удача века Кали

00:22:35 Мы видим это – наши преданные, куда бы они ни отправлялись, куда бы они ни ехали под началом Шрипада Ачарьи Махараджа и Шрипада Тиртхи Махараджа, они так же совместно призывают, поют имя Кришны. Поскольку нам говорят, что в эту эпоху, для того чтобы достичь успеха, духовного успеха, мы нуждаемся в совместном воспевании имени Господа. Речь не идет о самостоятельных, независимых усилиях. Шрила Джива Госвами говорит: «Когда многие собираются вместе и прославляют имя Кришны, – это называется санкиртан». Так же писания говорят, что нынешняя эпоха, Кали юга, подобно океану всяческой скверны и всего самого неблагоприятного. Не один или два недостатка, но все мыслимые пороки, все скверное присутствует в эту эпоху.

00:24:21 Качества этой эпохи настолько отталкивающи, что когда мудрецы услышали от Вьясадевы о природе этого времени, они были крайне опечалены, удручены. Они испытывали великое сострадание к людям, которые будут жить в этот век. Но Вьясадева заулыбался в ответ на их слова, и на их скорбь. Он сказал, что «вы не знаете – в эту эпоху есть одно некое очень особое качество». Существует одно качество в эту эпоху, которое настолько велико, что оно затмевает собой все неблагоприятное и все дурное, что присутствует в этот век. И каково это качество? Говорится, что этим великим достоинством этой эпохи является прославление святого имени Кришны, санкиртан, благодаря которому живое существо может достичь Божественной обители Господа.

00:26:09 Поэтому Кришна пришел в этот мир как Махапрабху, одаривая всех, распространяя повсюду Свое собственное имя. Шрила Шридхар Махарадж, он приводит пример, для того чтобы объяснить нам, дать нам понять, какова была эта ситуация. Объясняя природу Махапрабху, он говорит: «Это так, словно сладость переживает сладостный вкус самой себя. И когда это происходит, когда сладость вкушает себя, она сходит с ума, она становится безумной». Речь не идет только лишь о том, что Господь рекомендует, или дает это другим. Но сам Кришна наслаждается этим вкусом. Словно безумный, Он воспевает Свое собственное имя: «Харе Кришна!» и танцует, и одаривает этим сладостным вкусом других.

00:27:30 И когда этот экстаз переполняет Его существо и проявляет себя вовне в форме киртана, Он одаривает этим экстазом всех и каждого. Преданность Кришне настолько велика, и быть преданным Кришны – это настолько особенное положение, что сам Кришна желает узнать природу этого, природу преданности. И сам Кришна хочет быть преданным.

Качества настоящего преданного

00:28:12 На днях Шрила Гурудев цитировал слова, которые Кришна говорит Арджуне, из Ади-пураны. Он говорит: «Те, кто утверждает, что они преданы Мне, они Мои преданные, не являются Моими преданными. Но те, кто преданы Моим преданным – они поистине преданы Мне». Шрила Шридхар Махарадж признавал это внутреннее богатство преданности Махапрабху. И он видел, что определённым образом, в определённой линии это богатство, принесенное в мир Махапрабху, было передано Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Оно было передано вначале Шриле Бхактивиноду Тхакуру и затем Сарасвати Тхакуру.

00:29:24 Это было видение Шрилы Бхактивинода Тхакура – он видел, что в будущем Cознание Кришны распространится по всему миру. И мы видим даже сейчас, когда Шрила Говинда Махарадж путешествует по миру, мы видим, что с каждым днем это предсказание все более и более сбываются, становится явью. Сейчас мы приехали сюда, в Москву, из Санкт Петербурга. Замечательный, прекрасный храм Гоуранги Махапрабху и Радха Мадава Сундара появился там, возник там. В одной индийской газете, в какой-то из индийских газет была напечатана статья, когда храм был открыт. И статья эта, посвященная открытию храма в России, называлась «Махапрабху на пороге дома Ленина».

00:30:59 И мы видим, что сейчас этот храм настолько прекрасен и великолепен, что можно сказать, что это Ленин стоит у порога дома Махапрабху и ищет. Он пытается войти. Шрила Говинда Махарадж в окружении своих близких спутников и преданных приехал в Россию, сейчас в Москву, для того, чтобы одаривать людей, для того чтобы давать им эти семена Cознания Кришны. Поэтому те, кто ожидают, те, кто ждут своего часа у дверей дома Махапрабху, этот час настал для них, и они могут войти.

00:32:01 Мы надеемся, что все, кто захотят, все наши гости, друзья, которые захотят увидеть и услышать Его Божественную Милость, смогут это сделать в ближайшие дни. И увидеть так же, увидеть так же, каковы те качества сердца, которые Шрила Шридхар Махарадж увидел и распознал в нем. И сейчас, дорогие друзья, если у кого-то, -- говорит Госвами Махарадж, -- есть вопросы, то в этом собрании присутствуют, слева направо: Шрипад Бхакти Нирмал Ачарья Махарадж, Шрипад Читананда Прабху, Шрипад Бхакти К. Гири Махарадж, Шрипад Бхакти Паван Джанардан Махарадж, и Шрипад Бхакти Прапан Тиртха Махарадж. И они с удовольствием ответят на ваши вопросы, пожалуйста.

00:33:28 И вопросы эти могут быть связаны, – Махарадж говорит, – с теми темами, которые он затрагивал в своей речи, и вопросы на любые темы. Да, вот там, в задних рядах кто-то. Все обладают полным и совершенным пониманием Cознания Кришны. Имеется в виду – все присутствующие. Друзья, – Шрипад Ачарья Махарадж говорит, – не стесняйтесь, пожалуйста. Ну, то есть, одно единственное действие, – но оно пронизано подлинным чувством – этого достаточно для нас. И это простая и очевидная истина. Кришна говорит в Бхагавад-гите: «Если ты Мне предложишь с любовью и преданностью, плод, цветок, листок или немного воды – Я приму их, с любовью и преданностью».

00:34:36 Нам говорят, что Адвайта Ачарья привел Кришну в этот мир как Махапрабху. И что он предлагал Господу? Он предлагал Ему пригоршню воды из Ганги и листок туласи. Каким образом такое скромное подношение могло обладать столь великой ценностью? Такой великой ценностью, что, казалось бы – пригоршня воды и листок туласи – смогли привести безграничное, Божественное, Бога в этот мир? Это возможно потому, что Кришна, по своей природе, Он известен как Тот, кто принадлежит Своим преданным. Тот, кто является достоянием Своих преданных. Кришну не интересует знание. Он не испытывает никакого влечения к знанию.

Природа преданности Кришне

00:35:50 Что, мы можем рассказать Ему что-то, что является для Него откровением? Что можно встретиться с Кришной, и Кришна скажет: «Да ты что? А Я и не знал!» Но природа преданности Кришне такова – она описывается следующим образом. Говорят, что одной капли этой преданности достаточно, чтобы привлечь внимание Безграничного.

00:36:36 На днях Шрила Говинда Махарадж рассказывал историю Видуры и его жены. Кришна пришел к ним домой. И можно представить себе, что это такое, когда Верховная Абсолютная Истина, как говорится, собственной персоной является на пороге вашего дома. Вы будете чувствовать себя, наверное, немножко растерянным. И Видура, он подумал: «Я должен что-то предложить Кришне». Жена Видуры. И вот, эта женщина пошла сорвать бананы. Но она очень нервничала. И она сдирала с них кожуру судорожно. Она делала это, то есть она очищала бананы от кожуры, и в то же время была загипнотизирована безбрежной красотой Кришны. Но сердце её было переполнено преданностью. И в забвении – она не понимала, что она делает, – она выбрасывала бананы в сторону и предлагала Кришне кожуру. И Кришна ел эту банановую кожуру так, словно Он ел самую нектарную субстанцию. Самое сладостное блюдо из всех.

00:38:25 То, что именуется гьяна шунья бхакти – слепая преданность. Она не знала, она не понимала, что она делает. Нет, полное отсутствие знания. Не знание, нет; нет места знанию, правилам и предписаниям. Но естественный поток, естественное течение чувств сердца. И банановая кожура, исполненная этой субстанции, преданности, способна привлечь внимание Безграничного. Такова сила преданности. Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж, имел обыкновение говорить, что, да, это правда, что Безграничное, Бог, не может быть познан ограниченными средствами, и не может быть познан ограниченным началом, то есть нами. В практическом смысле это означает, что не существует никаких путей и средств, используя которые мы могли бы привлечь внимание Бога к себе.

Как обрести «духовный голод»?

00:39:51 Но Шрила Шридхар Махарадж отвечает на этот вопрос, говоря, что, если Безграничное, Бог, захочет явить или открыть Себя ограниченному началу, но тогда, познание Его становится возможным. И это включает отсутствие или недостаток качеств с нашей стороны. То, что может быть увеличено – это наше желание, наша жажда и наше рвение, наше страстное желание достичь этого. Духовный голод. Так же, как в материальном смысле, голод является показателем здоровья, так же и в духовной жизни эта духовная жажда, или духовный голод говорят о здоровом состоянии. Кто-то, услышав об этих вещах, спросил у Шрилы Шридхара Махараджа: «В таком случае, как достичь, как обрести этот голод?» И Шрила Шридхар Махарадж отвечал ему на это: «Общайся с голодными». И я предоставляю слово Шрипаду Бхакти Павану Джанардану Махараджу. Который является представителем этого Верховного голода.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 03 December 2011
обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Таиланд | 02 November 2012