Почему душа попала в этот мир?

05 January 2001
Божественное не может быть воспринято человеческими чувствами. О природе Божественного откровения. Плюрализм в религии. Кришна-концепция Божественного. Два определения Бхагавана. Душа - вечно молодая. Мотивы поклонения Богу. Мотивы поклонения Богу. Почему душе понадобилось отождествлять себя с тем, чем она не является? Каким образом нам может помочь мантра? Природа Божественного звука. Какой свободой выбора обладает душа? Несут ли сны в себе какую-то информацию? Почему вайшнавов не интересует счастливая жизнь в этом мире?
лекция для практикующих из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 5
длительность: 01:04:20 | качество: mp3 256kB/s 117 Mb | прослушано: 616 | скачано: 582 | избрано: 21
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:11 – Сколько людей, здесь присутствующих, слышали о сознании Кришны раньше? Или все слышали?
– Здесь уже все практики собрались.
– Перед тем, как мы скажем что-то, может быть, у кого-то есть вопросы, которые вы хотели бы задать? О сознании Кришны, или о каком-то другом виде сознания?

Божественное не может быть воспринято человеческими чувствами

00:01:07 Я помню, мне вспоминается эпизод, когда Шрила Шридхар Махарадж проповедовал в Карачи, в Пакистане. И когда он говорил, один человек из аудитории бросил ему вызов. Он сказал, этот человек сказал: «Если бы Безграничное, Бог, Абсолют могло быть познано ограниченным живым существом, тогда это Безграничное не было бы Безграничным; Абсолют не был бы Абсолютом». И ответ последовал со стороны Шрилы Шридхара Махараджа, он сказал, что «если бы Бог, Абсолют, Безграничное, не мог дать Себя познать ограниченному, то есть живым существам, Он не был бы Богом».

00:02:23 Падма пурана говорит, гласит, вышеприведенная цитата: «Божественное не может быть воспринято человеческими чувствами». И некоторые люди на основании этого приходят к выводу, что Абсолют должен быть лишен чувств. И смысл, подтекст слов этого человека, который бросил вызов ему, был таков, что сфера действия наших чувств ограничена. Как может Безграничное, Абсолют, попасть как бы под «юрисдикцию» наших чувств?

00:03:30 И факт остается фактом, что даже если мы увеличим эту сферу действия наших чувств при помощи, скажем, достижений науки и техники так называемой – микроскопов или иных приспособлений, то по-прежнему чувства остаются ограниченными. И Безграничное, Абсолютное неподвластно им. Недостижимо для них. И это очень глубокое понимание. Имеется в виду, как бы это утверждение об ограниченности наших чувств. И оно приложимо не только к людям, лишенным веры в Божественное. Махарадж говорит: «Мы сами не являемся, как бы не являемся исключением». То есть, нельзя сказать что «мы верим, и поэтому как бы представляем собой что-то; как бы, на нас это не действует». И тот, и другой класс людей совершает эту ошибку.

00:04:58 Те, кто сомневается в существовании Бога. Но так же совершают ошибку и те теисты, люди, имеющие веру в Божественное начало, которые проецируют свои материальные… логику этого мира, как бы, свою логику и свои представления проецируют на Божественное, воображая себе Бога, представляя себе Его образ. Мы воспеваем это Святое Имя Бога, Харе Кришна Махамантру. Но как мы можем достичь Божественного, используя наш язык, уши и так далее, другие материальные органы чувств? Как это может привести нас к нему?

00:06:21 Наша надежда, наша перспектива лежит… как бы, ответ на этот вопрос, каким образом возможно это, кроется в том, что сказал Шрила Шридхар Махарадж – что если Безграничное, Абсолют захочет дать познать Себя, или открыть Себя ограниченному, живому существу, тогда это становится возможным. Веды говорят, что Бог являет Себя тому, кого Он избирает. И также Он являет Себя через того, через ту личность, которую Он избирает для этой цели. Это Его прерогатива.

О природе Божественного откровения

00:07:23 Но также благодаря этому, благодаря существованию Божественного откровения, и нашей ограниченной способности воспринимать Его, в этом мире существует такое огромное множество религиозных концепций, представлений о Боге. В разные эпохи людям было явлено Божественное откровение в той или иной форме. Но в силу того, что способности восприятия были различными у разных людей, в разное время, соответственно, понимание Божественного многообразно. То, что люди, восприемники откровения, то, что они получали как откровение свыше, они передавали своим последователям.

00:08:26 Но, согласно их индивидуальной природе, их, так сказать, темпераменту, возникало разнообразие. Как если после нашей беседы, после её завершения, человек, некий человек встанет на входе и будет спрашивать у всех присутствующих, что они услышали, то, однозначно, ответы будут разными. В одном месте, в одном из своих произведений, Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что истина неизбежно превращается в ошибку, в заблуждение. Здесь, в России, в Советском Союзе, была (и есть, наверное) газета «Правда». Она полна правды? Была ли она полна правды? Махарадж говорит: «Может быть, я не знаю».

00:09:52 Но истина, благодаря разнообразию человеческой природы, благодаря влиянию фактора времени, истина со временем видоизменяется и преломляется. Поэтому Божественное откровение как непрекращающийся процесс – необходимо. Люди имеют склонность думать, что духовные откровения, откровения Бога в этом мире – это нечто, это события истории. Это нечто, что произошло когда-то в далеком прошлом. Они думают, что Божественное откровение имело место пять столетий тому назад или 2000 лет тому назад. Но всё это относится к прошлому. И однозначно, мы верим, в то, что это истина, что откровения в прошлом. Но мы живем – на дворе 2001-й год.

00:11:18 Каким же является Божественное откровение для 2001-го года? Каков будет теизм 21-го века? Был некий христианский теолог, есть, который сказал, что христианство находилось на рубеже революции Коперника. И то, что этот христианский теолог имел в виду, как бы, он пытался объяснить ту мысль, что до явления Коперника люди в большинстве своем, в западном мире верили в то, что – геоцентрическая картина мира: Земля в центре, как бы, все светила, все планеты вращаются вокруг нее. Но пришел Коперник и дал так называемый гелиоцентризм когда, согласно этой картинке, Солнце находится в центре, Земля и все остальные небесные тела вращаются вокруг.

Плюрализм в религии

00:12:50 Поэтому в нас самих могут присутствовать разные религиозные концепции, представления. Но, рано или поздно, мы должны прийти к пониманию той истины, что существует одна Абсолютная истина, центр, вокруг которой «вращаются на своих орбитах» разные теистические концепции, то есть разные представления о природе Бога. И сейчас, в современном мире, мы должны, по меньшей мере, принять позицию религиозного плюрализма. Принять факт множественности представлений о Божественном.

00:14:04 Если первый шаг – это принятие позиции плюралиста, то есть принятие идеи о том, что есть множество концепций, концепций Божественного, вторым шагом является принятие идеи градации, то, что эти концепции находятся на разных уровнях. То есть эти градации имеют качественный характер: одна концепция качественно выше другой. Одна точка зрения популярна, особенно, когда речь идет об индийских, об индийских религиозных концепциях. Эта точка зрения такова, что все они – суть одно. Все они находятся на одном уровне.

00:15:15 Но факт таков, истина такова, что любое явление обладает своей индивидуальностью, своими собственными качествами. И, возможно, существует некий метод, который позволяет определить, что выше, а что ниже. В Кришна-концепции Божественного этот стандарт, благодаря которому мы можем сравнить различные религиозные концепции, называется расой. Раса означает трансцендентные взаимоотношения с Верховной личностью Бога. В целом религии этого мира, религиозные концепции, известные миру, имеют дело с представлением, главным образом, с представлением о том, что душа является… душа или живое существо является слугой Бога. Поэтому служение с этой точки зрения является фундаментом, основанием всех отношений, которые возможны между человеком и Богом.

00:16:44 Но, если человек, как говорит христианская традиция, сотворен по образу и подобию Божию, и мы принимаем эту точку зрения, то как бы логически было бы подумать, что тот круг взаимоотношений, и те взаимоотношения, которые связывают людей в этом мире, также должны присутствовать в Божественной реальности. Мы видим в человеческом обществе, людей, те отношения, которые связывают людей, несводимы только к отношениям Господина и слуги. Есть также дружба, дружеские отношения, родственные, есть родительская любовь, есть отношения возлюбленных.

Кришна-концепция Божественного

00:18:00 Все это, все эти виды любви должны присутствовать в Божественном. Не могут не быть в нем. Если по сути Божественное является источником всего сущего. И только Кришна-концепция Божественного, представление о Боге как о Кришне, объемлет в себе, включает в себя все эти виды любящих взаимоотношений. В Чайтанья Чаритамрите, в одном из священных писаний говорится о высшем положении Божественной любви. Говорится: Кришна, само слово Кришна означает «Тот, Кто привлекает всех». Кришна привлекателен не только для своих преданных, но даже Нарайан, или Лакшми Нарайани, Лакшми деви привлекается им.

00:19:48 Иными словами, Кришна таков, природа Кришны такова, что даже иные проявления, иные ипостаси Божественного испытывают влечение к Нему. И далее там говорится нечто, что может показаться шокирующим для кого-то, но там сказано: Кришна привлекателен даже для самого Себя. Более того, этот Бог, Абсолют, Божественное в своем высшем проявлении, Кришна, хочет сам стать своим преданным. Положение преданности Кришне столь возвышенно, столь высоко и прекрасно, что Сам Бог хочет стать преданным, занять положение преданного. Говорится, это как если бы сахар захотел испытать вкус своей собственной сладости.

00:21:12 Говорится, как Чайтанья Махапрабху, личность Махапрабху, Кришна вкушает, испытывает Свою собственную сладость. И вкус этой сладости делает Его безумным. Он заставляет Его танцевать и петь. И Его танец и пение – это Харе Кришна Махамантра. При этом Он раздает эту сладость в форме Святого Имени другим. Ну, это, можно сказать, краткий обзор Cознания Кришны. Может быть, у кого-то есть какие-то вопросы? Пожалуйста. Вопросы о том, что я сказал и о том, чего я не сказал.

Два определения Бхагавана

00:22:28 – Да?
Шрила Джива Госвами [неразборчиво] определение Бхагавана? [неразборчиво] Пожалуйста, раскройте
– А, собственно, в чем вопрос?
– Ну просто раскрыть значение этой шлоки.
– Имеется в виду, качества Бхагавана? Да?
– Есть два определения Бхагавана – как Нарайаны, тот, кто владеет всем и джива [неразборчиво].
– Если провести аналогию с этим миром, то мы видим, что в этом мире, если люди обладают неким положением в обществе, красотой или богатством, то мы испытываем естественное влечение к этим людям. Они нам нравятся. И это естественная тенденция – быть, стремиться быть ближе к этому человеку. Но если некто, скажем, обожатель кого-то, сосредоточен главным образом на его богатстве, на великолепии, которым этот человек отличается, то такая привязанность к великолепию и могуществу может сама по себе стать барьером в отношениях между ними.

00:25:29 Поэтому, когда живое существо, когда человек, привлечен, главным образом, лишь Богом в Его аспекте могущества, силы и власти, тем, что зовется айшварьей, такие отношения страдают отсутствием… в них отсутствует интимность, отсутствует близость между живым существом и Богом. Но Шрила Джива Госвами говорит, что Кришна обладает, Бог в Своем высшем проявлении, Бог как Кришна, обладает качествами, которые побуждают живое существо служить Ему. И оно не в силах противиться этому побуждению.

00:26:49 По мере того как человек приближается к Кришна-концепции Божественного, то есть он приходит к пониманию Бога как Кришны, величие, могущество и сила Бога отходят на второй план. То есть Его личность более не затмевает величие, слава и сила. И в то же время Он Бхагаван, Всевышний, потому что Он обладает всеми достояниями – силой, славой, красотой и прочим в абсолютной степени. Но игры, в которых Кришна являет свою человекоподобную природу, человекоподобные игры, развлечения Бога, похожие на то, что мы видим в мире людей – подобные представления невозможно найти нигде, кроме Кришна-концепции Божественного.

00:28:15 И высшие игры Бога… истина такова, что высшие игры Бога в высшей степени человекоподобны. По сути дела, цивилизация Кришны, мир Кришны является прототипом для человеческой цивилизации, мира людей. Поэтому Кришна-концепция представляет собой самый центр Безграничного. Есть своего рода полюсы, противоположности – представление о Боге как о Величайшем и представление о Боге как о мельчайшем, самом маленьком. Но это крайности. В центре, в сердце, находится представление о Боге как о человеке. Это Кришна. Высочайшие преданные привлечены Кришной не в силу Его величия и могущества, но…

Душа - вечно молодая

00:29:45 Веды говорят, что душа, живое существо никогда по своей природе не затрагивается соприкосновением с материей. Это соприкосновение – это иллюзия. Как, например, человеку во сне может присниться, что ему отрубили голову. Или, Шримад-Бхагаватам приводит пример луны, отражение которой возникает на водной глади. Луна отражается в водоеме, и, когда появляется рябь в воде, мы видим, как это отражение начинает колебаться. Но в действительности луна, настоящая луна, она не подвержена этим изменениям. Она, так сказать, находится на своем месте.

00:31:04 Поэтому душа является неизменной. Душа является неизменной лучезарной частичкой Духа. Поэтому душа, она, можно сказать, сияет, как бы, она проливает свой свет на материальную ситуацию, на материальные обстоятельства посредством сознания. И эта жизнь души отражается вовне как тело. И все факторы материального бытия, такие как рождение, смерть, болезни, старость – кажется, что душа вовлечена во все это. Поверхностно. Но в действительности душа не затронута этими изменениями, никак, никоим образом. Душа затронута ими лишь в смысле того, что она ложно отождествляет себя со всеми этими изменениями. Вы понимаете, да?

00:32:36 – У вас был вопрос, да?
– По предыдущему вопросу, я хотел бы услышать перевод полный о качествах Бхагавана.
– Полный перевод этой шлоки?
– [Неразборчиво]

00:33:29 [Госвами Махарадж уточняет содержание вопроса.]

00:34:08 – Вы хотите услышать опять эту цитату из Дживы Госвами, или что?
– Ну да, что он сказал?
– Что Джива Госвами сказал?
– Да.

Мотивы поклонения Богу

00:34:32 И эти слова означают, что, говорится о природе Бога, что в силу Его качеств живое существо привлекается Им настолько, что оно не в силах противиться этому влечению служить Ему. Иными словами, речь идет не о той ситуации, когда некто поклоняется Богу из страха, что если бы он не поклонялся Ему, то последовало бы некое наказание. Вы должны, если вы хотите глубоко проникнуть в суть этого предмета, понять, каков движущий мотив основного числа так называемых религиозных людей в этом мире. То есть, чего ради они поклоняются Богу? Это страх, или беспомощность.

00:35:36 Кришна-концепция Божественного имеет иную природу. Поскольку Кришна – это прекрасная Реальность, то мы не можем не поклоняться Кришне. Как в этом мире есть любовь этого мира, когда двое, они просто не в силах противиться влечению, которое они испытывают. И когда вы испытываете такое влечение к кому-то, то вы хотите отдать себя ему. И это происходит само собой, естественным образом. И вы готовы рискнуть всем, поставить на карту все ради этого.

Почему душе понадобилось отождествлять себя с тем, чем она не является?

00:36:36 Какие-то ещё вопросы? Да.
– У меня вопрос, с предыдущем вопросом связано: почему душе понадобилось отождествлять себя с тем, чем она не является, то есть принимать иллюзию за…
– Потому что душа, она сбита с толку. Это называют ложным отождествлением. Душа отождествляет себя не с тем, чем она является на самом деле. Как, скажем, во сне. Во сне вы можете увидеть себя в обличье кого-то другого.

00:37:49 Поэтому с самого начала своего бытия, в том моменте, когда душа приходит в бытие, перед ней есть две возможности. Есть два выбора: либо служение в духовном мире, либо господство в мире материальном. Каждое живое существо по природе своей ищет состояния исполненности. Как бы достижения их внутренней перспективы. И мы, то есть живые существа, оказавшиеся в этом мире, в этот момент выбора почувствовали, что наша надежда на счастье, на исполненность достижима здесь, в материальном мире. Что снизойдя в материальный мир, мы достигнем этого состояния.

00:38:51 Но материальное бытие, материальное существование является чужеродным, чужим для души. Поэтому, поскольку мир материи является по природе своей чуждым, чужеродным для души, душа, для того, чтобы каким-то образом быть вовлеченной в материальный мир, создает предпосылки для появления тела; то есть той формы распространения души, которая позволяет ей каким-то образом взаимодействовать с миром материи. Поэтому причиной, главной причиной наших страданий здесь является отождествление нас, нашего существа с материальной жизнью, с этим материальным миром.

Каким образом нам может помочь мантра?

00:40:01 До тех пор пока человеку снится кошмар – он спит, он видит кошмар – он страдает. Но как только он просыпается, возвращается в состояние бодрствования, в нормальное состояние – все, кошмар уходит, страдания на этом заканчиваются. Поэтому мы говорим о том, что возможно выйти из этого состояния кошмара, или, как его называют, состояния обусловленного существования, посредством звука. Тот же пример человека, который спит, ему снятся какие-то ужасы, а к нему подходят и начинают произносить его имя: проснись, проснись – и просыпается он, освобождается от этого.

00:41:20 Ведическим звуком достигается наше пробуждение. Благодаря этому звуку Божественного, нам напоминают о нашей собственной природе, о природе Реальности, и как бы говорят: проснись, пробудись. Эти слова вед означают: «О, сын Нектара, проснись, приди в себя, вернись к своему истинному я. В действительности ты являешься обитателем, жителем земли нектара. Что ты делаешь в этом оскверненном мире? Если ты сам, твоё существо принадлежит земле нектара и состоит из нектара, то как можешь быть ты удовлетворен чем-то в этом мире, в мире материи? Твоя судьба, твой удел, – говорят веды, – жить в мире нектара и вкушать нектар».

00:43:05 – Да?
– Но зато в мире материи можно узнать о Кришне. Та джива, которая выбирает служение, она попадает только на Вайкунтху [а попав в материальным мир, мы получаем шанс узнать о Кришне и прийти на Голоку].
– Ну, так сказать, со временем, если он достигает духовного бытия, возвращается к Богу, тогда он может с полным правом сказать то, что вы сейчас сказали, что это не так плохо. Именно поэтому есть утверждения в писаниях, что, скажем, в Кали-югу даже полубоги, обитатели высших материальных миров, стремятся родиться на Земле, с тем чтобы получить эту возможность. Но опять же речь идет здесь о том, что есть возможность, есть такая перспектива.

00:44:50 – Мне показалось, что предыдущий вопрос по-другому поставлен. Я спрашивал о том, что душа, попавшая в материальный мир, может узнать о Кришне. Разве плохо там, где есть Кришна? [неразборчиво] Правильно я говорю?
– Что? Как вы говорили?
– Ну, что из-за чего так происходит? Почему душа отождествляет себя с материей?
– Почему нужно попадать сюда, чтобы открывать…
– Я думаю, что Махарадж уже ответил на этот вопрос.

00:45:26 Ну разве Махарадж не ответил уже на этот вопрос? Если вы спрашиваете, почему живое существо предпочитает оказаться в материальном мире, он сказал, что перед нами был момент выбора; в этот момент выбора мы почувствовали, что наше истинное счастье, наши надежды на будущее, они связаны с материальным миром. То есть, что мы достигнем всего, чего хотим здесь. И в нашей жизни мы регулярно делаем, совершаем такие решения. По сути дела, это то, что происходит с нами на каждом шагу. То есть в нашей жизни мы то и дело совершаем выбор, выбираем то или это, основываясь на соображениях о том, что это нам принесет, какова будет наша перспектива.

Природа Божественного звука

00:46:30 – Можно?
– Да.
– А что значит с позиции вед музыка Божественная и музыка сатанинская, музыка дьявольская? Или такого понятия не существует?
– Так и сказать или, может быть, вы поясните: музыка сатанинская – это что такое? Кто её играет?
– В христианской традиции существует мнение, что рок-музыка – это музыка дьявола, музыка сатаны. Допустим, всякая музыка шумная, такая…
– Хорошо, а Божественная музыка – это что?
– Божественная музыка – это то, что в христианской традиции. Ну, с позиции христианской традиции. Скажем, ну, православные песнопения. Ну, традиционная музыка. А с точки зрения ведической культуры?

00:47:41 То, что нас интересует, если говорить о звуке, – это Божественный звук, который нисходит на этот план бытия. Махарадж говорит: почему классическая музыка, или, там, церковные песнопения следует считать Божественными, а рок-н-ролл сатанинским, если в принципе и то, и другое принадлежит одному плану бытия. Это все музыка одного мира. Церковная музыка, равно как и рок-н-ролл – творения человеческих рук. Все это написали люди. Но, как говорил Махарадж вначале о том, когда Безграничное, Абсолют открывает себя ограниченным живым существам, он говорит: нас интересует это положение, или эта ситуация, когда звук открывает природу Божественной реальности.

00:49:12 В одной из своих песен Нароттам Дас Тхакур говорит, что сокровище Божественной любви, Голоки Вриндавана, из мира Божественного снизошло в материальный мир как Харинама санкиртана, как воспевание Святых Имен.

00:49:56 – Значит, любая музыка, написанная людьми, является музыкой этого мира. И любую музыку можно выдать за Божественную?
– Это как?
– Ну, вы сказали, что вот нет [неразборчиво]? Это будет великим обманом.

00:50:38 – Махарадж говорит: нет. Он говорил о другом. Когда речь идет о Божественном звуке, этот звук имеет совершенно иную природу, чем звуки этого мира. Он имеет Божественный источник; он снизошел, как Махарадж говорил, из иного уровня реальности. Когда речь идет о музыке, музыке этого мира, там, вот, как вы говорили – классическая, рок-н-ролл, всё, что угодно – эта музыка может быть, ну, может быть вы знаете, есть понятия « гуны материальной природы». Она может быть в модусе, там, благости, страсти или невежества, но принципиально – это материальная музыка. Она относится к этому миру. Она не имеет своим источником Божественную реальность.

Какой свободой выбора обладает душа?

00:51:37 – Как вот он считает, вот тот выбор, который джива осуществляет: служить или господствовать, полностью независимо это, или все же Кришна, Он как-то её направляет? Или она полностью свободна в своем выборе?
– Нет, Кришна не вмешивается в желания дживы, души. Хотя в одном месте, в одном произведении Шрила Бхактивинод Тхакур говорит, что сила Кришны такова, что, хотя джива по своей природе вечна, обладает вечным бытием, Кришна обладает силой уничтожить ее. То есть положить конец её существованию. Но, говоря в целом, это не имеет, речь не идет о вмешательстве, Кришна не вмешивается в свободную волю живого существа.

00:52:57 Махарадж уже приводил этот пример, когда, вот, он обсуждает эту тему – свободы живого существа – Шрила Шридхар Махарадж, он, в свою очередь приводил пример Ганди. И момент политической борьбы за свободу Индии. Когда Ганди, стоявший во главе освободительного движения, требовал у британцев свободы для индийской нации, одним из аргументов англичан было то, что, они говорили: «Вы, Индия как нация, не готовы к свободе. Вы можете ей злоупотребить». И Ганди ответил им, что свобода означает свободу совершать ошибки, свободу заблуждаться.

00:53:55 Поэтому свободная воля и сознание, которым наделено живое существо, означает свободу совершать ошибки, свободу совершать ложный выбор. В своей Джайва-дхарме Бхактивинод Тхакур говорит о том, что, если Кришна знал о том, что Его детище, живое существо, злоупотребит своей свободой, отвернется от Него, почему же Он не предотвратил это? Почему он тогда вообще предоставил дживе свободную волю? Он мог бы и не дать ей это. И далее он объясняет, он дает ответ на этот вопрос. Он говорит, что сознание и свободная воля – это неразделимые понятия. Если у живого существа отнять свободную волю, это значит отнять у него самое жизнь, отнять сознание. Таковым это живое существо является.

Несут ли сны в себе какую-то информацию?

00:55:12 – Ответьте на такой вопрос: сны несут в себе какую-то информацию, или…
– Сны – это мешанина, основанная на нашем прошлом опыте, на нашем сознании, подсознании, нашей ментальной системе, всё это вместе. В духовном смысле сны несущественны.

00:55:57 – Ну а почему тогда говорят, что является во сне Бог или полубог, или Сам Кришна и сказал, что какое-то явление должно произойти? Бывают такие моменты в жизни? Описаны они, мистические.
– Описана лила, вы говорите, да?
– Ну, вот, явление во сне. Как правило, объясняют, что, вот, во сне видят… или духовного учителя.
– Может ли Бог явиться к нам во сне?
– Махарадж говорит: «А зачем Богу являться к нам во сне?» Он говорит, что Он может явиться где угодно, когда угодно. Он может явиться у вас на экране телевизора, если захочет. Он может появиться в экране компьютера, когда вы свою электронную почту снимаете.

00:56:50 То есть, хотя мы можем смело сказать, что Бог способен явиться кому угодно, когда угодно, где угодно, при каких угодно обстоятельствах, но говорится также что Бог является в виде садху, шастр (священные писания) и гуру. Говорится, иногда говорится, что иногда духовный учитель может явиться во сне. И даже, возможно, Кришна. Но, даже если такое, можно сказать, чудо и происходит – гуру или Сам Господь является во сне – даже в этом случае то, что они говорят, должно соответствовать этим трем источникам: садху, шастрам и тому, что гуру говорит наяву.

00:58:00 Мы по сути дела безоговорочно уповаем и зависим от садху в нашем руководстве. То есть в том руководстве, которое он дает нам. Настолько, что, как говорил Шрила Шридхар Махарадж, если Кришна является перед нами, то мы должны спросить у нашего гуру, Кришна ли это? То есть, мы не считаем, что в наших силах распознать явление Бога или присутствие Бога без обращения к этим трем источникам: шастрам (писаниям), садху и гуру. В особенности, когда в нас существует такая сильная тенденция, склонность к самообману.

00:59:11 В силу нашей склонности к самообману мы, собственно говоря, и оказались в нашем нынешнем положении. Поэтому мы принимаем руководство, для того, чтобы из этой области заблуждения, сферы заблуждения, где мы находимся сейчас, отправиться в Реальность.

Почему вайшнавов не интересует счастливая жизнь в этом мире?

00:59:42 – Да?
– У меня в жизни 15 лет назад был такой случай, что я спала, и во сне пришел Всевышний. И сказал, прям четко на русском языке сказал: «Вот, за то, что ты в Меня, в Бога не верила, Я тебя накажу. Сорок дней и ночей ты будешь лежать парализованная». Как раз начался пост, первый день поста был. Когда я проснулась, у меня тело все действительно было парализовано. И ровно через сорок дней опять во сне пришел Всевышний и говорит: «Срочно госпитализируйся [неразборчиво], иначе умрешь через трое суток». И вот, проходят третьи сутки, меня тут повезли в больницу, и, когда я рассказала профессорам, они только смеялись. Они мне назначили магнезию, прошло десять дней [неразборчиво] магнезию, и я встала и пошла, как ни в чем ни бывало. Ученые вообще в шоке были. Можете объяснить – что это было.

01:00:34 – А как Всевышний выглядел, если не секрет?
– Мужчина это был.
– Мужчина, да?
– Махарадж говорит: «Я могу сказать все что угодно, но какое это имеет отношение к нынешнему вашему положению? То есть, а что это меняет? Я могу сказать что-то – а что это меняет?»
– Вот уже в течении 12 лет, такое впечатление, что меня Всевышний ведет [неразборчиво], конкретно наставляет делать конкретные вещи. Например, заниматься медитациями. Потом вот такая способность появилась с того момента, что я могу диагностировать и лечить людей, от любых болезней, даже раковых больных. И вот ученые ведут наблюдения и тоже не могут объяснить. Но явление это есть, и даже могут проверить.

01:02:32 Махарадж говорит: ну, вы понимаете, это не так просто – сказать, что, вот, «Господь ко мне явился», потому что как вы можете отличить игру вашего воображения от действительно Божественной Реальности. Для того, чтобы отличить это, необходимо руководство свыше. Необходим гуру. Если вы способны исследовать должным образом то, что говорят шастры (писания), то, что говорят садху и гуру, тогда у вас появится перспектива обращения к Божественному. Потом, нас не интересует, мы не стремимся к достижению здоровой и счастливой жизни в этом мире. Это не есть наша цель. Этот мир – это земля смерти.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 23 March 2012