Азбука сознания Кришны

31 August 2010
Человеческая форма жизни предназначена для самореализации. В чем суть движения сознания Кришны? Почему знание о Божественном со временем утрачивается? Величие преданности Бхактивинода Тхакура. Явления, противоречащие сознанию Кришны. Сахаджиизм - имитация. Суть сознания Кришны. Вайшнавы – это все и вся. Это альфа и омега. Первоисточником преданности Кришне является общение с Его преданными. Как отличить подлинный вайшнавизм от имитации? Шри Чайтанья Сарасват Матх - это подлинное сознание Кришны. Важность наличия шикхи у преданного. Сознание Кришны можно распознать и увидеть в потоке служения.
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:58:01 | качество: mp3 96kB/s 39 Mb | прослушано: 209 | скачано: 354 | избрано: 7
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Человеческая форма жизни предназначена для самореализации

00:00:00 – У кого-то есть какие-то вопросы может быть? Вопросы о чем угодно.
Жизнь коротка. Поэтому лучше задавать вопросы сейчас. А то как бы не пришлось жаловаться позже, говорить: «Ох ты! А я ведь не спросил. Человеческая форма жизни предназначена для самореализации. А я впустую растратил свою жизнь».
– Каждый день солнце восходит, солнце садится, и ещё один день из, так сказать, количества отпущенных нам дней уходит.
– Меня вопрос интересует – вообще, в чем суть движения Cознания Кришны? В чем суть преданности, вообще, в чем? [Неразборчиво] Я чувствую, что почти ничего не знаю об этом.

В чем суть движения Cознания Кришны?

00:01:35 – Чувство очень уместное. Ограниченное существо пытается приблизиться к Безграничному. И каким должен быть уместный подход? Уместное обращение к нему? Именно такое отношение – «я ничего не знаю». Санатана Госвами сказал это Махапрабху. Санатана спросил у него: «Кто я такой? И почему я страдаю от тройственных страданий материальной жизни?» Он сказал: «По сути, я даже не знаю, какие вопросы следует задавать, каковы подлинные вопросы. Поэтому дай мне наставления, объясни мне, о чем я должен Тебя спрашивать?»

00:02:38 Настолько велико наше невезение, наша неудача, что мы даже не знаем, какие вопросы уместны и необходимы нам. Мы слышим иногда, как великие преданные задают вопрос и сами же дают на него ответ. Задают вопрос – и дают ответ. Сами отвечают на свои вопросы. Особенно Шрила Бхактивинод Тхакур. Поскольку все, что в наше время мы имеем в этом движения Cознания Кришны, то богатство, которое есть у нас, это богатство от него, от Бхактивинода Тхакура. До появления Бхактивинода Тхакура в этом мире Cознание Кришны, говоря с практической точки зрения, почти полностью исчезло с лица этой земли.

Почему знание о Божественном со временем утрачивается?

00:04:04 Были такие личности, как Гауракишор дас Бабаджи Махарадж, Джаганнат дас Бабаджи Махарадж, но что касается широких масс, Cознание Кришны было спрятано и сокрыто от них, и оно не было никому известно. И мы должны задаться вопросом «Почему это так? Каким образом так вышло?» Госвами Вриндавана дали так много произведений и писаний, в которых описана природа преданности. Но после их ухода, после прошествия их времени Cознание Кришны стало постепенно видоизменяться, стало постепенно превращаться во что-то другое, и с течением времени оно практически исчезло в своем чистом виде.

00:05:28 Но затем появился Вишванад Чакраварти Тхакур, и он дал также множество писаний и произведений о преданности; и он вновь установил и показал подлинный путь. И интересно для нас знать следующее обстоятельство – что в рамках самого Cознания Кришны говорится о том, что его природа такова, что вначале в мир приходит Божественное откровение. Но затем, с течением истории, с течением времени восприятие этого откровения, оно может видоизменяться или как-то модифицироваться в зависимости от индивидуального восприятия этого откровения людьми, и постепенно оно может превратиться, изначальная истина может превратиться в свою противоположность.

00:06:46 И это следует принимать; это необходимо принимать в расчет с самого начала. Поэтому мы не должны быть шокированы, когда мы приходим к пониманию этого и задаемся вопросом: «Что же случилось, что здесь не так?» Говорится о возможности отклонения, об этой возможности говорится изначально. Что говорит Кришна в четвертой главе Бхагавад-гиты? Он говорит: «То, что Я дал изначально, то знание, которое Я дал вначале, с течением времени оно практически было потеряно». Такова природа Божественного откровения, которое дается этому миру.

00:08:12 И то же самое описывает Кришна Удаве в 11-й песне Шримад Бхагаватам. Существует два понятия, одно из которых Пракрити-вайчитра, то есть изменение первоначально, изначально чистой истины, видоизменение и модификация этой истины в соответствии с индивидуальным темпераментом и складом человека. И парампара-джена, другое понятие, означает определённая линия преемственности, как бы основанная на искажениях.

00:09:07 Сейчас, допустим, – я сижу и говорю здесь какие-то вещи. Если после этой лекции люди выйдут на улицу, и к ним подойдет репортер и спросит: «Что вы услышали на лекции, о чем он говорил?» И, естественно, что все, в силу своей индивидуальности, будут говорить разное. Кто-то скажет: «Он говорил это, он говорил то, и так далее». Это не означает, что нет, что не существует возможности для различного, индивидуального восприятия этой истины. В начале Бхагаватам говорится, что эта Абсолютная Истина обладает природой – то, что зовется адвайа-гьяна – она не двойственна, это единая истина. И в то же время существует место для индивидуального восприятия этой единой истины.

00:10:29 Но позиция современного человечества, в современном мире принято отношение, когда люди приветствуют разнообразие восприятия истины ради самого разнообразия. Не заботясь в конечном счете о том, является ли это истиной или уже нет. В мире могут существовать многие вещи, которые напоминают Cознание Кришны. Которые кажутся, которые выглядят как Cознание Кришны. Но что является сутью этих представлений, мы должны это исследовать, изучить и проверить. И книги здесь будет недостаточно.

00:11:36 Госвами дали миру так много книг, книг совершенных. И тем не менее, Cознание Кришны было утрачено. Вишванатха Чакраварти Тхакур дал также множество писаний, множество произведений, множество произведений, описывающих чистую преданность, и тем не менее, с ходом времени эта чистая преданность вновь была потеряна. По словам Шрилы Прабхупады, Махапрабху послал в мир одного из своих собственных людей. И этим человеком Махапрабху был Бхативинод Тхакур.

Величие преданности Бхактивинода Тхакура

00:12:23 И Шрила Шридхар Махарадж, говоря о Бхактивиноде, говорил, что если мы исследуем, если мы рассмотрим величие и размеры того Cознания Кришны, которым он обладал, того богатства Cознания Кришны, которое было в его руках, то мы однозначно придем к выводу, что это нечто, что является его врожденным естественным богатством, присущим ему. Что это не есть нечто, что он приобрел в этой жизни посредством духовной практики, изучения и тому подобных вещей.

00:13:22 Другие великие вайшнавы, Гауракишор дас Бабаджи, Джаганнат дас Бабаджи совершенны в своем сознании Кришны, но как раз в силу своего абсолютного видения, согласно которому все и так уже хорошо, и не требуется, нет необходимости в изменении чего-то или улучшения окружающей реальности, они также, эти вайшнавы, они не видели необходимости в проповеди Cознания Кришны. Нам говорят, что проповедь и деятельность гуру как таковая может совершаться лишь тогда, когда человек находится на второй стадии, на второй ступени преданности.

00:14:40 Речь идет о том, чтобы превращать ложное представление, ложную концепцию в истинное представление. В этом смысл проповеди Cознания Кришны: изменение ложных представлений на истинные. Как внутри, в рамках самого Cознания Кришны, так и за пределами Cознания Кришны – то же самое, одно и то же: превращение ложных представлений, заблуждения в истину. И подобная деятельность неизбежно подразумевает столкновение с оппозицией, с противостоянием. Столкновение с тем, что враждебно и противоположно; с тем, что противостоит сознанию Кришны.

Явления, противоречащие сознанию Кришны

00:15:43 И существуют разные вещи и явления, которые однозначно очевидно противоречат сознанию Кришны, противостоят ему. Но существуют вещи, которые могут быть, пребывать в одеяниях Cознания Кришны, но по сути так же враждебны ему. Существует то, что иногда… существует то явление, которое зовется апасиддханта. Некие положения, которые противоречат истинам Cознания Кришны. Иногда мы не понимаем, насколько, насколько всё это важно. Но во времена Махапрабху этому придавалось огромное значение.

00:16:50 И близкий спутник Махапрабху, Сварупа Дамодар Госвами, который был его секретарем и вторым «я» Махапрабху – так о нём говорят – он был, его служение состояло в том, чтобы проверять все произведения, поэмы, там, прозаические сочинения, которые отдавали Махапрабху на прочтение, на суд. И если он находил в этих произведениях, в этих писаниях что-то, что противоречило чистой концепции преданности – некое чувство или некое суждение, или некую концепцию – тогда эти произведения, эти сочинения до слуха Махапрабху не доходили.

00:17:54 И только эксперт, только специалист, только знаток может подобные суждения выносить. И никакой роли здесь не играют поверхностные суждения и представления тех, кто обладает лишь поверхностным восприятием Cознания Кришны. Тех поверхностных людей, которые могут сказать: «Ну как же, здесь говорится сплошь и рядом о Радхе, о Кришне, о гопи, о преданности – разве это не Cознание Кришны?» – Может быть, нет. Санатана Госвами сказал: «Не слушай о сознании Кришны от кого угодно, из любого источника».

00:18:58 Но возможно сказать: «Ну как же, я ведь слышал следующее: куда бы ты ни пошел, кого бы ты ни встретил, говори им о Кришне». Эти слова являются правдой, но Бхактивинод Тхакур объяснял, что этот киртан, такое представление о Кришне, обращение с рассказом о Нем ко всем и каждому должно быть ведомо, должно вестись чистым преданным. Тем преданным, который будет решать, что чисто, а что не чисто, что уместно, а что неуместно». Речь вовсе не идет о том, чтобы слушать о сознании Кришны, слушать Кришна Катху из уст любого человека.

00:19:56 Точно так же, как молоко, чистый продукт, когда его касается отравленный язык змеи, становится ядовитым, так же и возвышенные, самые чистые темы, связанные с Кришной, Радхой, гопи и преданностью, когда источником этих тем, когда источник этих тем не чист, они приобретают противоположный эффект. В своем произведении, именуемым «Пракрита раса шата душани», Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит о том, что подлинный вайшнава-гуру никогда не будет обсуждать возвышенные темы расы, вкусов преданности, любви к Кришне с преданными-неофитами.

Сахаджиизм - имитация

00:21:17 Эти вещи были общеприняты и повсеместно распространены во времена Бхактивинода Тхакура. Различные типы и виды, кажущиеся сознанием Кришны, присутствовали в то время. Но Бхактивинод Тхакур заявил, провозгласил, что всё это не более, чем различные вариации сахаджиизма, сахаджиизма-имитации. И Бхактивинод Тхакур даже классифицировал эти течения, определив их количество в тринадцать: тринадцать течений, тринадцать сект, которые выглядели как Cознание Кришны, но являлись лишь подражанием ему.

00:22:25 И то было более ста лет тому назад. И как вы думаете, сколько таких модификаций, вариантов появилось сейчас? За прошедшее столетие, плюс учитывая мировое распространение Cознания Кришны в планетарном масштабе – сколько вариантов сахаджиизма существует в этом мире сейчас? И когда мы говорим сейчас, в наше время, это древо Шри Чайтаньи Махапрабху, принесенное сейчас в западный мир, было осквернено и оскверняется имитацией, сахаджиизмом. Просто иметь книги недостаточно. Для того, чтобы понять суть этих книг, для того, чтобы понять их содержание, мы нуждаемся в личности вайшнава.

Суть Cознания Кришны

00:23:42 Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур извлек из учения Шрилы Бхактивинода самую его суть. И если выразить эту суть в одной фразе, то это будет звучать следующим образом: общение, общество чистого преданного. Общение с чистым преданным и служение чистому преданному. И это Гаудия Матх, это Международное общество Cознания Кришны, это Шри Чайтанья Сарасват Матх; это – Cознание Кришны.

00:24:30 На первом месте, первостепенное положение занимает вайшнава-сева, служение. Служение тому посреднику, который способен наш маленький капитал служения, то, что есть в наших руках, способен принять это, направить по отношению к Высшему Миру, Высшей Реальности. Сознание Кришны не основывается, не зиждется на фантазии, на воображении, фантазии относительно того, чем оно является. Подлинное Cознание Кришны пребывает в сердце вайшнава. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур подчеркивал прежде всего и превыше всего севу, служение.

00:25:43 Не какие-то практики и процессы. Вайшнавы подобны философскому камню, то есть субстанции, которая железо превращает в золото. Соприкасаясь с вайшнавом, люди становятся преданными, становятся вайшнавами. И в дальнейшем эти вайшнавы делают окружающих так же преданными вайшнавами. Таким образом Cознание Кришны… Таким образом, Cознание Кришны распространяет себя. Люди же, которые фантазируют на тему Кришны и своих взаимоотношений с ним, и той духовной формы, которую они имеют, и прочее как бы, этот набор тем, они очень-очень далеко от реальности.

Вайшнавы – это все и вся. Это альфа и омега

00:26:52 Шрила Шридхар Махарадж говорил о себе, что вначале, когда он пришел в Гаудия Миссию, он принял необходимость принятия гуру. Он знал, что в начале – служение гуру. Но затем в моем сердце было такое чувство, что со временем по мере моего движения вперёд некие непосредственные отношения с Кришной могут развиться. «Но со временем, – сказал он, – я пришел к пониманию того, что вайшнавы – это все и вся. Это альфа и омега». Не существует Cознания Кришны без вайшнавов. Это Cознание Кришны – оно фиктивно, оно нереально, оно не существует.

00:28:03 Шрила Шридхар Махарадж объяснял, что Гаудия-Матх именно по этой самой причине отвергает Мирабаи и других личностей, которых почитают великими преданными, которые якобы имеют прямые непосредственные отношения с Кришной. Почему? Потому что мы видим, что эти личности подобны Мирабаи и иже с ней. С одной стороны они безумны в своем восхвалении Кришны и в своей как бы любви к Нему, Но при этом они пренебрегают, и в их картине нет места преданным.

00:28:52 Мы можем сказать: «Ну это все ваше Гаудия-матховское… ваши Гаудия-матховские телеги. Во Вриндаване говорят совсем не так. Во Вриндаване говорят другое. Это ваше фанатичное… Это ваш Гаудия-матховский фанатизм. Вы должны посмотреть лишь на то, что мы делаем во Вриндаване». Но мы не собираемся, нам и смотреть не хочется на то, что вы делаете во Вриндаване. Но не таков подход Гаудия-Матха к Реальности. Сам Кришна выражает это мнение. Кришна говорит: «Те, кто говорит, что они Мои преданные, не являются Моими подлинными преданными. Но если вы хотите понять, кто Мой подлинный преданный – это тот, кто предан Моему преданному. Тот воистину предан Мне».

00:30:10 Махапрабху занимает ту же самую позицию. Более того, это отношение в Его случае выражается как стремление. Он говорит: «У меня есть стремление – я стремлюсь стать слугой слуги слуги слуг Кришны».

Первоисточником преданности Кришне является общение с Его преданными

00:30:41 И в этой системе положение вещей таково, что чем более далеко вы находитесь, тем более подлинной является ваша связь. Почему? Потому что каждый из этих преданных, их преданность подобна линзе, которая увеличивает, которая приближает для нас Кришну. И когда мы помещаем одну линзу, затем другую линзу, затем третью линзу, тот Кришна, который бесконечно далек от нас, становится близким.

00:31:27 Благодаря посредничеству преданных Кришны, только благодаря этому, мы можем обрести подлинную связь с Ним. Те же самые три стадии: начальная, средняя и конечная. Этот принцип сохраняется везде, на всех трех стадиях. Первопричиной, первоисточником преданности Кришне является общение с Его преданными. И когда живое существо обретает Кришна прему, каким будет его состояние? То же самое. Тот же самый принцип, и главный принцип – общение с преданными, их общество. Это сознанЫие Кришны в начале, в середине и в конце.

00:32:54 Мы все сидим здесь сегодня в этой комнате, потому что в своё время Шрила Прабхупада приехал на Запад и дал людям Cознание Кришны. И каждый из присутствующих в этой комнате когда-то, в определённый момент своей жизни встретил преданного Кришны и через него узнал о сознании Кришны. Поэтому общение… общение неизбежно. Шрила Сарасвати Тхакур учил тому, что это тот наиболее существенный и важнейший принцип, из которого рождается все Cознание Кришны. И невозможно эту суть заменить ничем другим.

Как отличить подлинный вайшнавизм от имитации?

00:34:10 – Общение с имитантами, сахаджи, очень опасно. А нельзя ли, как Бхактивинод Тхакур, вот, осветить, какие организации являются имитаторскими? В Москве, там, в мире. Вопрос. Чтобы знать и не общаться с ними. Потому что многие преданные как бы во всех видят преданных.

00:34:52 – Нет, мы в таком смысле говорить не будем, Махарадж говорит. Мы представляем Cознание Кришны насколько нам позволяют наши способности и возможности. По милости нашей гуру-варги. Наша гуру-варга означает такие личности, как Шрила Бхакти Сундар Говинда дев Госвами Махарадж, Шрила Бхакти Ракшак Шридхар дев Госвами Махарадж, Шрила Бхактиведанда Свами Прабхупад. И слушая о сознании Кришны из этих источников, человек может, имеет возможность различить; различать, что есть что.

00:35:55 Необходимы некие, так сказать, моральные принципы. Ну представьте, если мы продаем золото, настоящее, 24-каратное, и вы мне говорите: «Ты не можешь мне составить список всех людей в Москве, которые продают фальшивку под видом червонного золота?» Нет, я вряд ли это стану делать. Мы, так сказать, гарантируем качество нашего продукта. Но, если человеку хочется купить это золото, да, ну это пример… Если человеку хочется купить золото, то он сам должен выяснять, где подлинное, а где фальшивое. Но однозначно – все то, что лежит на прилавке, золотом не является. И мы можем сказать также, что тот, кто обладает подлинной природой вайшнава, тот, кто является вайшнавом, тот способен увидеть присутствие этой природы вайшнавизма в других людях.

Шри Чайтанья Сарасват Матх - это подлинное Cознание Кришны

00:37:29 В случае Шри Чайтанья Сарасват Матха – это факт. Когда Шрила Шридхар Махарадж написал свою поэму, «Бхактивинода-вираха Дашакам», Шрила Сарасвати Тхакур сказал ему: «Не ты написал это произведение. Бхактивинод Тхакур написал это через тебя». И абсолютно все последователи Гаудия миссии, подлинной Гаудия миссии, принимают Бхактивинода Тхакура своим верховным авторитетом. И также Шрилу Бхатисидханту Сарасвати Тхакура как того, кто проповедовал его учение. Этот Сарасвати Тхакур признал присутствие всей полноты силы, мощи и характера Бхактивинода Тхакура в личности Шрилы Шридхара Махараджа.

00:39:02 И Сарасвати Тхакур сказал: «То, что в этот мир принес Бхактивинод Тхакур и то, что пытаюсь дать этому миру я, я полностью удовлетворен тем, что в мире есть, по меньшей мере, один человек, который в полной мере обрел то, что принес Бхактивинод и то, что я пытаюсь дать миру. Я удовлетворен тем, – он сказал, – что, хотя я могу оставить этот мир в любой момент, останется, по меньшей мере, один человек, который способен в полной мере представлять это нечто. И этот человек – Бхакти Ракшак Шридхар. Он будет защищать эту Божественную субстанцию от искажения, осквернения и внешних нападок».

00:40:11 И Шрила Бхактиведанта Свами Прабхупад, основатель движения Cознания Кришны в мировом, всепланетном масштабе, сказал, что этот Шрила Шридхар Махарадж, который признан Сарасвати Тхакуром в этом качестве, в качестве человека, который в полной мере имеет богатство его учения, его концепции – этот Шрила Шридхар Махарадж, я считаю его своим шикша-гуру, своим наставляющим духовным учителем. Что же говорить о том благе, которое другие могут получить из общения с ним? Тот лист, список людей, которых он признал в качестве своих шикша-гуру, заключает в себе только одно имя.

00:41:20 Поэтому с этой точки зрения никакой двусмысленности нет и быть не может. Это имя – имя Шрила Шридхара Махараджа. И этот Шрила Шридхар Махарадж отдал всю полноту своего признания Бхакти Сундару Говинде Дева Госвами Махараджу. Тому Шриле Говинде Махараджу, который «случайно» является близким спутником Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады. И их отношения настолько близки, что Шрила Прабхупада говорил на публике, говорил открыто о том, что «Шрила Шридхар Махарадж – мой шикша-гуру, а Шрила Говинда Махарадж – мой возлюбленный сын».

00:42:29 И этого достаточно, более чем достаточно для любого, кто искренне пытается обрести суть подлинного Cознания Кришны. Но если кто-то стремится узнать конкретно о квалификации гуру X, гуру Y, гуру Z, то это не наша забота – рассказывать об этом кому-то. Наша гуру-варга, в нашей гуру-варге присутствует такое великое богатство, и мы заняты этим богатством. Мы не можем должным образом оценить размеры и величие этого сокровища.

Важность наличия шикхи у преданного

00:43:39 Другие вопросы? Пожалуйста. Также здесь присутствует Шрипад Бхакти Премик Сиддханти Махарадж, и вы можете вопросы обращать к нему также.
[неразборчиво] – В чем важность получения шикхи. Это не просто формальный атрибут, но некий мистический процесс.

00:44:48 Я, – Махарадж говорит, – никогда ничего не слышал о мистическом значении косички, шикхи, но я слышал, но это таким, отчасти шутливым образом, шутливое высказывание, о том, что однажды Кришна за эту шикху вытянет нас в мир Голоки Вриндавана. Но в целом бритая голова с косичкой – это часть нашего процесса как бы телесной гигиены, когда тело поддерживается здоровым и чистым. Я также слышал один раз в лекции Шрилы Прабхупады… А, Шрилы Говинды Махараджа – о том, что как раз в этом участке головы, который покрывает шикха, находится та часть головного мозга, которая очень чувствительна, очень тонка и восприимчива. Поэтому мы, так сказать, посредством ношения этой косички даем дополнительную защиту своим мозгам.

00:46:49 Как сказал сейчас Сиддханти Махарадж, относительно того, что Кришна нас поднимет в духовный мир и прочее – это такие, немножко, ну как бы шутливые высказывания на сей счет, которые делал Прабхупада Свами Махарадж и Шрила Говинда Махарадж. Иногда в ранние дни движения Cознания Кришны на западе, в Америке, Шрила Прабхупада называл шикху флагом. Он говорил кому-то, мог сказать: «Я слышал, ты не держишь своё знамя, свой флаг поднятым?» Это своего рода флаг вайшнавов.

00:47:50 И в одном месте Шрила Гуру Махарадж, Шрила Шридхар Махарадж – но только следует помнить, что это не какое-то мистическое, это образное высказывание – он говорил о том, что мы должны привязать свою шикху, эту косичку к лотосным стопам Гурудева. И когда нас атакуют, когда нас бомбардируют множество ложных представлений, заблуждения и иллюзия, тогда пусть наше сердце, наша душа и сознание будут привязаны к лотосным стопам Шри гуру посредством шикхи. Подобно лодке, которая стоит на якоре.

00:48:51 Как, ну в разных частях света есть периоды тайфунов, бурь. И людям приходится привязывать свои, ставить свои плавательные средства на якорь. И вот наступает шторм, буря – и лодку мотает из стороны в сторону, но в конечном счете, поскольку якорь её держит, она остается на месте. Мы должны понять, что этот материальный мир построен таким образом, что в каждое мгновение наше сознание испытывает на себе натиск, можно сказать, бомбардировку различных предложений и перспектив чувственного наслаждения. И обычно в этой, так сказать, реальности в этой картинке вы играете главную роль. Вы являетесь кинозвездой, суперзвездой в той драме, в том кино, которое ставит для вас майя.

00:50:24 Стоит вам только отвернуть свой взор от Кришны, как тут же начинается атака, бомбардировка различными вариантами. Поэтому тот, кого зовут шишья, ученик, что буквально означает «легкий», «легковесный», он увлекаем в разные стороны различными потоками. Он должен привязать себя, он должен поставить себя, образно говоря, на якорь, привязать себя к личности Шри Гуру. Шрила Шридхар Махарадж говорил, что само слово, сам термин гуру означает тяжелый. Он говорил: «Гуру – тот, кто более тяжел, чем Гималайские горы». Тяжелый в смысле неподвижный. Неподвижный – тот, кого невозможно сдвинуть, поколебать никакими заблуждениями и ложными представлениями. Мы очень легко увлекаемы ложными идеями. Поэтому для нас существует необходимость привязать себя к лотосным стопам Шри Гуру. Тогда наше положение будет безопасным.

00:52:14 – [неразборчиво] Та часть головы, которая покрыта шикхой – это не то, что называют сахасрара?
– Ну я не чакровед. Есть другое понятие, оно называется Брахмарандра. Но все эти чакры, Брахмарандры… Вот отсюда как бы, отсюда до Большого театра сколько стоит доехать на машине? – Ну, 50 рублей. – То есть вот эта информация относительно чакр, сахасрар и прочее, она как бы… ну, она равняется вот примерно 150 рублям. Это всё равно что отсюда доехать за эти деньги до Большого театра. Имеется в виду, что далеко эта информация нас не уведет, потому что всё это – очень внешние и поверхностные вещи. Они нам не помогут. Потому что мы – не внешние существа.

00:53:52 Он говорит: «Ты не внешнее существо, ты – живой. Ты живое существо, наделенное сознанием. И это сознание пронизывает все твоё тело, независимо от того, где оно там находится – ровно, там, по темени или справа, или слева, или снизу». У этих девушек нет шикх – что с того? Вот, может быть, у Аниты есть? Но она – не обычная девушка. Она Кришна дас. Есть такая бенгальская пословица, которая говорит, гласит: что важнее – нос или сила дыхания, посредством которой нос дышит? Главное – это дыхание. Поэтому не нужно слишком много уделять внимания внешним аспектам Cознания Кришны.

Сознание Кришны можно распознать и увидеть в потоке служения

00:55:03 Сознание Кришны можно распознать и увидеть в потоке служения. И этот поток служения – он движется очень особым образом. В Индии существует следующее… говорят так: «Что является подлинной Гангой?» И в Индии наш Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе – он стоит на берегу Ганги. Но там есть разные течения, там, джаланги, кавиратхи, там. Ну, сложно сказать, где именно Ганга, потому что течения разные. И мы видим, что на слиянии двух рек, когда два этих русла сливаются вместе, на слиянии там можно часто видеть, как дельфины плавают, резвятся. Можно видеть, что другая река, не река как таковая, течение этой реки, поток, вливается, вступает в Гангу. А иногда поток Ганги, Ганга ответвляется и соединяется с другой рекой. Поэтому индийцы говорят, что подлинной Гангой является сам поток. Является сам поток. А то, что течет – ну, так сказать, это не видно с поверхности, это невозможно определить с внешней точки зрения.

00:57:19 И существует стопроцентная гарантия, что это внешнее, поверхностное зрение обманет нас, и оно не позволит – именно одно только лишь внешнее зрение – не позволит нам увидеть, где подлинное Cознание Кришны, и кто такой подлинный вайшнав. Поэтому нам стоит учиться тому, как распознавать подлинное, внутреннее, сокровенное качество вещи. Распознавать суть, которая превосходит, которая гораздо важнее внешнего.

транскрибирование: Надия Деви Даси | Москва | Россия | 18 October 2011
обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Таиланд | 03 November 2012