Материальный мир
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Сознание Кришны - это наука о познании реальности и нашего истинного «Я»
00:00:00 Есть как бы классическое представление об ашраме, об ашраме как о некоем индийском храме. Но этот дом – тоже ашрам. Потому что здесь мы можем культивировать духовную жизнь, духовную культуру. А что такое духовная культура? Обсуждение тем, связанных с высшей реальностью. Слушание об этом. И таким образом эта духовная реальность, она становится чем-то осязаемым. Для большинства людей в этом мире духовная реальность – это нечто абстрактное, нечто неактуальное, не связанное с их повседневной жизнью. А через общение, благодаря общению, это нечто абстрактное становится чем-то осязаемым, конкретным и доступным.
00:01:09 [диалог на английском между Госвами Махараджем и слушательницей.]
00:18:03 – Можно уже вопросы задать?
00:18:10 Я обращался к нашей гостье, потому что у нее хороший английский, она понимает, поэтому... Был живой разговор. С этого момента мы можем переводить с английского. Ну как бы речь шла о многих вещах. Я говорил Махараджу, что столь многие глубокие вещи были высказаны. Я не знаю, как это сейчас в двух словах передать на русском языке. Может быть, заключительный момент представляется наиболее интересным. Он говорил, о том, что речь идет о сознании реальности, что многие отождествляют Cознание Кришны с религией, с индуизмом, восточной религией. Хотя речь идет о познании реальности и открытии нашего подлинного «я».
00:18:58 И в то же самое время, не смотря на погружение, ну, как бы очень глубоко, вот, в некие метафизические глубины и тайны бытия, в этом процессе присутствует, есть такое начало, как, присутствует много забавного, и, ну, скажем так, прикольного. Как, напрИмер, есть момент радости или некоего вкуса. Как бы вся эта деятельность в сознании Кришны – танец, пение и пиры – Махарадж говорит, это так же естественно, как, скажем, ребенок: он танцует, веселится и радуется жизни, не потому что его научили это делать, а потому что это естественное проявление его природы. И в сознании Кришны присутствует это начало как бы веселья и радости.
Как устроена Вселенная?
00:19:58 – Можно вопрос?
– Да.
– Вопрос вот какой. Весьма беспокоит меня не отвеченный ещё вопрос, ни наукой, ни религией, по размерам Вселенной нашей. Конечна она? Бесконечна? Кто, что? Что там, где мы не видим?
– Это нечто изумительное. Один великий преданный, Джива Госвами, говорил о том, что если мы собираемся постичь природу Бога, тогда первый шаг в этом познании будет принятие такого явления, как непостижимое могущество Бога. Непостижимое могущество или непостижимая сила.
00:21:18 Поэтому, когда мы говорим о размерах Вселенной, начать с того, что мир, в котором мы живем, является миром, мерой и реальность которого поддается измерению. Тогда как одно из наИменований духовного мира – это Вайкунтха, что буквально означает «реальность, в которой отсутствуют ограничения», или отсутствует мера. Безграничная. Поэтому здесь есть два начала. С одной стороны, в этом мире такие понятия, как размер, или как бы измерение, или мера – они относительны. С другой стороны, существует безграничная реальность, но в мире безграничной реальности такое понятие или явление как мера или размер, они носят концептуальный характер. Они Имеют совершенно иную природу.
00:22:37 Мы говорили, вот, в те дни, что были эти лекции, не раз о том, что источником нашего бытия, то есть вот конкретно нас, присутствующих здесь, является некая сфера бытия, или область бытия, которая носит пограничный характер. Духовный мир, мир Бога, или духовная реальность состоит из бесчисленного множества духовных – мы их можем назвать планетами – духовных миров, или планет. И в целом эта реальность называется Вайкунтхой. И в этих мирах, или как бы планетах духовного мира, Всевышний проявляет Себя в бесконечном разнообразии форм.
00:23:38 Тот мир, этот мир, то, что называется Вайкунтхой, является низшим измерением духовной реальности. Но высшим измерением, или высшей сферой духовной реальности является мир Кришны. И, просто в контексте этого разговора, можно сказать, что размеры мира, скажем, только одного из миров Вайкунтхи -безграничной реальности, они поистине астрономические. То есть, миллионы и миллиарды, скажем, миль в диаметре. Просто чтобы дать некоторое представление. Но в духовном мире, в духовной реальности, таких планет или таких миров, огромных по своим размерам, бесконечное множество.
Как возникла Вселенная?
00:24:44 Вон, собачка говорит: «Да, я тоже думаю о чем-то». И говорится, что когда возникает потребность в творении материального мира, одно из проявлений Бога, которое носит имя Маха-Вишну. Он – ну, это выглядит, как если бы Он возлежал. Он как бы ложится, или, скажем, Он возлежит в одной из частей духовного мира. И Он лежит на водах такой особой сферы бытия, она носит название причинного океана. И это тело, или эта форма – Маха-Вишну – этого особого проявления Бога, она является поистине гигантской. Размеры Его непостижимы для нас.
00:26:00 Говорится в ведических источниках, что длительность, срок существования материального мироздания – триста триллионов лет. Такая цифра приводится. И эти как бы реалии, реалии здесь таковы, что… Говорится, что Маха-Вишну дышит. То есть Он делает вдох и выдох; и один вдох и один выдох, он длится вот этот огромный, колоссальный промежуток времени – триста триллионов лет. Этот Маха-Вишну пребывает в особом состоянии, которое называют духовным сном. Или на санскрите – йога нидрой. Поскольку Маха-Вишну является, Его природа – это чистая духовная природа. Это экспансия, или ипостась, проявление Бога.
00:27:34 И это проявление Бога – Маха-Вишну – не связано напрямую никоим образом, не соприкасается с материальным миром. Материальный мир в его личностном аспекте описывается как одна из энергий Бога, которая Имеет женскую природу; и она называется на санскрите майя. И вот Маха-Вишну входит в это состояние духовного сна. И это описывается таким образом: когда Маха-Вишну спит, то Он бросает как бы краешком глаз, Он бросает взор – не прямой, но косвенный взор – на материальную энергию. И нам говорят, что этот взор, он становится личностью. Он становится олицетворенным началом, которое предстает как Шамбху, Шива. И это существо – Шамбху – оплодотворяет лоно материальной природы, порождая бесконечное множество живых существ.
00:29:02 И также говорится, что когда Маха-Вишну пребывает в водах причинного океана, Его тело испускает пот. И, ну, скажем так: капельки пота появляются из пор на Его коже. И каждая такая капелька, этот шарик, является одной Вселенной. И Вселенные исходят из пор на коже Его тела подобно золотым яйцам. И они начинают расширяться, до тех пор, пока они не приобретают феноменальные, ну, как бы тварные размеры. И размеры здесь гигантские, непредставимые – миллионы миль и миллионы миль. Но смысл даже не в огромных размерах одной конкретно взятой Вселенной, но в том, что таких Вселенных, подобных нашей – бесчисленное множество.
Брахма – творец Вселенной
00:30:40 В каждой Вселенной есть божества, управляющие ею – Брахма, который творит эту Вселенную, вторичный творец Вселенной, Шива и Вишну. Брахма, или творец этой Вселенной, его называют Чатурмукха Брахма, потому что у него четыре головы и четыре лица соответственно. Писания рассказывают, что однажды, когда Кришна пребывал в этом мире, и Он правил своим царством в Двараке, Брахма, творец этой Вселенной, как бы главный администратор этого мироздания, однажды решил Его посетить, как бы сделать визит. И перед тем, как встретиться непосредственно с Кришной, Брахма должен был поговорить с Его секретарем. Потому что в духовном мире тоже существует своего рода бюрократия.
00:32:02 И вот секретарь вошел во внутренние покои Кришны и сказал, что «Брахма, творец этой Вселенной, хочет встретиться с Вами». Брахма является, так сказать, местным творцом Вселенной. Творцом мироздания. И вот секретарь сказал Кришне: «Брахма ожидает встречи с Вами». И Кришна сказал ему на это: «Который из них? Какой Брахма?» И секретарь сказал Ему: «Ну, я не спросил его, какой он Брахма». – [голос из зала:] С каким лицом придет? – Да, с каким лицом он придет, который из этих Брахм?
00:33:03 И вот секретарь вернулся к Брахме и сказал ему, что «Кришна в принципе согласен с тобой встретиться, но Он хочет знать, каким Брахмой ты являешься?» И Брахма был в недоумении. Он спросил: «Что это значит – какой я Брахма? Четырехголовый Брахма! Отец четырех кумаров, творец этой Вселенной, то бишь Я». – «Хорошо, хорошо, успокойся, просто спрашиваю». Секретарь вернулся к Кришне и сказал: «С Тобой хочет встретиться четырехголовый Брахма, отец четырех кумаров, творец этой Вселенной». Кришна сказал: «Проводи его».
00:33:59 Брахма вошел в покои Кришны, предложил свой пранам, своё почтение, и начал разговаривать с Кришной. И Кришна спросил: «Чем могу служить?» Брахма на это же Ему отвечал: «Прежде, чем приступить к предмету разговора, я хотел бы узнать у тебя, – сказал он Кришне, – я хотел бы узнать у тебя одну вещь. Твой секретарь задал мне вопрос, который звучал таким образом: «Какой ты Брахма?» И я дивлюсь тому, что – есть ли, неужели есть Брахмы помимо меня? Этот вопрос подразумевает, что помимо меня есть другие Брахмы».
00:34:54 Кришна на мгновение закрыл глаза и стал медитировать. И Он призвал бесчисленных Брахм из бесчисленных Вселенных придти к Нему. И благодаря своей мистической силе или могуществу, каждый из Брахм, или творцов этих Вселенных, явились в Двараку, в покои Кришны. У этих Брахм было не четыре головы, а восемь голов, там, шестнадцать голов, сто голов, гигабайт голов (смех в зале). У некоторых из них были миллионы и миллиарды голов. Но каждый из этих Брахм думал, что только он один видит Кришну и находится там. Но этот Брахма, наш Брахма, творец этого мира, он в тот момент смог увидеть всех остальных Брахм.
00:36:20 И когда они предлагали своё почтение Кришне, кланялись Ему, то их короны касались земли, и создавали особый скрежет или звук, вот, совокупный звук всех этих корон, когда они кланялись. И это звучало или выглядело так, словно сами короны, сами по себе короны возносили молитвы и выражали почтение Кришне. И они говорили, эти Брахмы, обращаясь к Кришне, они говорили Ему: «Мой Господь, мой Владыка, ты призвал меня, я в Твоем распоряжении. Как я могу служить Тебе?» И Кришна спросил у них: «Демоны – доставляют ли они вам какое-то беспокойство?» На что Брахмы отвечали: «Нет-нет. По Твоей милости все идет хорошо». И Кришна сказал им: «Вы можете возвращаться в свои миры».
00:37:40 И говорится, что наш Брахма, творец этого мира, чувствовал себя микробом в присутствии огромных слонов. Эта Вселенная – всего лишь одна Вселенная из великого множества других Вселенных. Этот Брахма, о котором идет речь, Брахма этого мира, живёт триста триллионов лет. Говорится, что четыре эпохи, о которых шла речь сегодня вечером, четыре эпохи, составляющие, вот, цикл жизни, истории человечества, – тысяча таких циклов образуют двенадцать часов из жизни Брахмы. Это, скажем так, день Брахмы. Это все относительно. В рамках этой Вселенной существует четырнадцать планетарных систем, или уровней бытия. И Брахмалока, или мир Брахмы, планета Брахмы является наивысшим.
Как течет время в других планетарных системах?
00:39:18 Однажды некто, некие обитатели низших или средних планетарных систем, отправились на высший уровень Вселенный, или в мир Брахмы, чтобы выразить ему почтение. Когда они прибыли туда, они увидели, Брахму, который сидел в своем царском дворе и наслаждался зрелищем танцующих девушек, небесных танцовщиц. Не Бритни Спирс. И вот эти люди, эти гости, эти просители, прибыли туда. Им было сказано, что сейчас танец окончится, и Брахма сможет поговорить с вами, дать вам аудиенцию.
00:40:21 Они подождали, прошло пятнадцать минут, танцы завершились, Брахма спросил: «Чем могу быть полезен?» Но из-за временной разницы, из-за того что время течет по-разному в мире Брахмы и в том мире, откуда явился этот проситель, за пятнадцать минут, прошедших в мире Брахмы, в мире того, кто пришел к нему, прошло сотни тысяч лет. И он сказал, этот проситель, что «люди, за которых я хотел тебя просить, они умерли сотни тысяч лет назад, поэтому бесполезно». Поэтому это относительно. И в то же самое время говорится: один раз в день Брахмы в этом мире является Кришна в своей изначальной форме.
Почему рождение в эпоху Кали-юги самое удачное?
00:41:42 И на протяжении этой тысячи юг, или тысячи мировых циклов, говорится – в мире сменяется четырнадцать Ману. Ману – это такие особые живые существа, которые являются как бы владыками этой Вселенной рангом ниже Брахмы. И каждый из этих четырнадцати Ману правит Вселенной на протяжении 71 юги, или исторического цикла. И во время правления 7-го Ману, в 28-м цикле… Итак, во время правления седьмого Ману, который правит 71 югу, в 28-й из них Кришна появляется на Земле в своей изначальной форме.
00:43:43 И такой момент в истории наступил 5000 лет назад на этой планете. Но с точки зрения вселенской временной шкалы это ничто. Это было вчера. Но в следующую эпоху, которая следует за эпохой, в которую приходит Кришна – и приходил Кришна 5000 лет назад – начинается Кали-юга, нынешняя эпоха, в которую приходит Шри Кришна Чайтанья Махапрабху. Махапрабху – это очень особенное проявление Бога. Это изначальный Кришна, но Кришна, которому присуще сердце, то есть эмоции или чувства, телесное сияние Шримати Радхарани, женской ипостаси Бога.
00:44:53 И это случилось – пришествие Махапрабху – пятьсот лет назад. Это мгновенье ока, с точки зрения вселенского времени. Шрила Шридхар Махарадж, объясняя эти реалии, приводил такой прИмер. Он говорил, что, если вы бросите цветок в Гангу, в реку, то этот цветок поплывет по течению. Но если вы будете следовать за течением реки, то цветок всегда будет находиться рядом с вами. Хотя явление Махапрабху, оно произошло, скажем, пять столетий назад от нынешнего момента, но через преданность или медитацию мы можем находиться в постоянной связи или соприкосновении с этими играми, с этим событием, с явлением Махапрабху.
00:46:17 Поэтому, по сути дела, мы, вот, рожденные в эту эпоху, мы появились на свет в наиболее благоприятное время из всего времени существования Вселенной. Но мы должны заглянуть за частные, ограниченные обстоятельства, реалии этого мира и факторы истории, известные нам. По милости гуру и вайшнавов, понимание этого, принятие этого или признание этого может прийти к нам. Но мы должны желать думать – ну, буквально по-английски это звучит как «думать свежо». Наши мысли должны быть свежими, не ретроградными. Не нужно ограничивать себя своим собственным ограниченным опытом.