Привязанность к материальному

Индия - 01 января 2008
лекция для практикующих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 5
длительность: 00:51:15 | качество: mp3 32kB/s 11 Mb | прослушано: 244 | скачано: 411 | избрано: 11
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 нама ом вишну падайя кришна прештхайя бхутале шримате Индрадьюмна Свамин ити намине; мукам кароти вачалам пангум лангайяте гирим йят крипа там ахам ванде шри гурум дина таранам. У Димы были вопросы какие-то ко мне. [Вопрос] не разборчиво про преданное служение, какие расставить акценты.

00:01:30 [Рузов В.О.] сама по себе духовная жизнь является преодолением основного инстинкта – инстинкта самосохранения. Самый сложный инстинкт, самый труднопреодолимый. Говорится, от инстинкта самосохранения не свободны даже очень разумные мудрецы. Т.е. есть проблема. Глобальная проблема. Никто не готов умирать. Комар не готов умирать. Видно, что комар борется за жизнь. У всех сидит какая-то проблема.

00:02:29 Все это называется привязанностью к материальной жизни. Мы говорили об этом. Привязанность к материальному. Мы привязаны к материальной жизни и не готовы начать духовную жизнь. Тут много интересных моментов. Зачастую человек думает, что он начал духовную жизнь, но в действительности он к ней даже не приблизился, он даже не понял, что он говорит. Человек говорит: «Я духовно развит», и при этом он не понимает, что он говорит. Бред несет. Говорит: «Я занимаюсь духовной практикой». Он не понимает, что он говорит. Человек до конца будет делать все, чтобы защитить свою материальную жизнь, потому что духовная жизнь является убийством материальной жизни.

00:03:21 Поэтому человек идет на все виды заменителей слов, заменителей практик. Он на что угодно готов идти, чтобы заменить религию, чтобы не начинать духовную жизнь. Называет это духовной практикой, но это никакого отношения к духовной практике не имеет. Есть инстинкт самосохранения, очень интересный инстинкт. Наши привязанности, мы боимся потерять их. Мы за них жадно хватаемся. Боимся отпустить. Когда мы очень сильно не хотим отказаться от своих привязанностей, автоматически в сознании есть такой отдел, называется «отдел самообмана». Как только мы не хотим отказываться от своих привязанностей, наш ум восстает против: «Не хочу от этого отказываться, мне это нравится все», тут же в сознании, абсолютно нами не контролируемо и не осознаваемо включается система самообманывания. Мы тут же начинаем себя самообманывать.

00:04:40 Изощренными образами. Это главный враг на пути саморазвития – самообман. Концептуальный враг. Самообман – тяжелейший враг. Скажем так, первые 10 лет человек себя самообманывает. Я говорил об этом. Злейший враг и невозможно осознать. Просто естественная функция. Системы самообмана не нужно готовить, они уже врожденны. Они использованы майей, иллюзией, они уже есть, отработаны, их нужно просто запустить. Их даже не нужно придумывать. Формы самообмана не нужно придумывать, они уже описаны, разобраны, известны, функциональны. Есть два вида самообмана, самых известных, концептуальных.

00:05:52 Первый вид самообмана – фанатизм. Второй вид самообмана – сентиментализм. Два вида. Поэтому в основном, мы встречаем два типа людей – фанаты и сентименталисты. И ни тот, ни другой не практикует духовную жизнь, хотя им очень кажется, что это супер-духовная жизнь. Фанат вообще готов себя на кресте распять сам. А сентименталист – у него слезы льют, за ним – лужа. Не меньше. Оба видят не понятно что. Если вы им скажете, что они не практикуют духовную жизнь, они вас расстреляют. Сочтут полным невеждой, они скажут, что вам ещё просто не открылось видение.

00:06:48 «У вас все ещё впереди, несчастные скептики». Фанаты и сентименталисты думают о других, как о невеждах. На самом деле они находятся в самообмане, в тяжелейшем. Мы видим, что мир в основном на эти два типа разделен. Очень тяжелая ситуация. Духовная жизнь – это видение своих проблем. Никто не хочет видеть свои проблемы. Все ненавидят проблемы, и духовная жизнь, духовный учитель духовное знание раскрывает нам наши проблемы. Когда человек не хочет их видеть, он не хочет с ними бороться, он хочет их оставить, они ему дороги, тогда он начинает искать пути наименьшего сопротивления.

00:07:39 «Зачем так тяжело бороться, зачем так мучиться, зачем думать о том, что у меня есть проблемы. Это же проблема – думать, что у меня есть проблемы». Нет проблем, живи нормально. Все ок. Но проблемы есть. Мы – эта одна большая проблема. но человек не хочет это видеть. Нам свойственно искать легкий путь. Мы находим фанатизм, это значит, мы перекладываем ответственность на кого-то другого. «Я тут ни при чем, мне сказали, нужно просто принять в сердце. Надо вот это сделать, надо вот этим заниматься». Просто перекладывают ответственность на кого-то другого. «Мне сказали, я не знаю, что, зачем, как. Какая разница? Мне сказали, и я делаю то, что мне сказали».

00:08:27 Один вариант. Сентиментализм – это другой вариант. Это нежелание видеть реальность. Обычно мужчины – фанаты, а женщины – сентименталистки. Мужчины обычно на коне, а женщины не хотят видеть реальность. Такова особенность психики, ничего не поделаешь. Бывает и наоборот. Но в основном так. «У нас все хорошо, надо думать о хорошем, все замечательно». Но оба – и фанат, и сентименталист – это отключенный разум. Полностью отключен, не работает. Нет духовного развития. Функция разума не включена. Об этом мы поговорим чуть позже, я объясню. Эти две главные ловушки – фанатизм и сентиментализм, поэтому духовный путь – это пробираться между ними. Как только куда-то заступил: на ту сторону или на ту, духовная жизнь закончилась.

00:09:43 Первые 10 лет духовной жизни – это искусство не попасть ни в тот, ни в другой лагерь. Всеми усилиями. Нужно страшно бояться фанатов и нужно бояться сентименталистов. И те, и другие постоянно ищут сообщников. Фанаты постоянно к себе всех «мы болеем за «Спартак»…и сентименталисты «пойдем вместе поплачем». У них такая тяга. Им одним скучно, потому что нет духовного счастья, они пытаются найти себе понимающих, сочувствующих. Поэтому, главное качество в духовном развитии – это смелость.

00:10:42 Смелость в чем? Смелость заглянуть в себя и увидеть, что там! Об этом идет речь в Бхагават-гите. Об этом говорит Бхагават-гита: смелость – главное качество преданного, заглянуть к себе в сердце и увидеть, что там не все хорошо, одна большая проблема и с этим нужно работать всю жизнь. Очень серьезно работать. Пока этой смелости нет, человек или фанат или сентименталист. Бхагават-гита для него не началась. Человек находится в иллюзии. Не может заглянуть к себе в сердце. это умение посмотреть реальности в лицо. Нужно выйти из иллюзии. Или мы научимся смотреть реальности в глаза, или нас ждут эти ловушки.

00:11:38 Как минимум фанатизм и сентиментальность. Это самые грубые. Есть ряд тонких. Причем, фанат легко превращается в сентименталиста, а сентименталист легко превращается в фаната. Дружно мигрируют друг в друга. Как их можно отличить? Фанат думает, что все плохие и всех надо убить. Если мы вспомним поле битвы Курукшетру. А сентименталист думает, что все хорошие и всех надо любить. Полная противоположность, но ни тот, ни другой не видит реальность. Абсолютные крайности. Между ними нет середины. Восстанавливает этот баланс буддхи-йога. Бхагават-гита это объясняет и говорит, что буддхи-йога восстанавливает этот баланс, т.е. смещает знание к центру. Это умение смотреть реальности в лицо и является этим умением развить разум.

00:12:47 Поэтому Кришна объясняет в Бхагават-гите, как не попасть в эти две ловушки. Вывод дается только один – задавать вопросы. Причем тут есть одна интересная тонкость. И фанат, и сентименталист боятся задавать вопросы, или не готовы принять ответ. Потому что когда фанат или сентименталист слышит, что он боится задавать вопросы, он решает, что он будет задавать много вопросов, какая проблема? но в действительности, он не готов принять ответ. Даже если он задает много вопросов. Ответ он принципиально не принимает. Для него все ерунда. Единственное лекарство от сентиментализма и фанатизма – это желание услышать ответ.

00:13:49 Желание услышать и принять ответ. Так все это маскируется интересно. Нежелание задавать вопрос и нежелание услышать ответ – это одно и то же. Поэтому обычно с такими людьми невозможно разговаривать. Они не способны слушать чужие ответы. Не могут. Они задают вопросы, но ответ не слышат и опять задают вопросы, опять не слышат ответ. Попробуйте поговорить с таким человеком! Очень много фанатов. Бесполезно, он не будет слышать ответ. Вы ему что-то пытаетесь объяснять, он не слышит. Задает вопрос за вопросом. Можно с ума сойти. Похоже на телевизионного репортера: ему не нужен ваш ответ, ему нужно задать вам скандальный вопрос. Так действуют фанаты.

00:14:46 Интересно можно это увидеть на разных теледебатах. Так они проявляются. Суть Бхагават-гиты состоит в том, что пока у человека есть привязанности к материальному, он не сможет встать на путь духовного развития. Он будет действовать ошибочно. Нас будут мучить ошибки, мы будем постоянно ошибаться и путать духовность с материализмом. Не будет ясности, будет постоянное колебание: кто я, где я, что я, чем я занимаюсь. Кто я: Бог или слуга Бога? Я буду постоянно путать это. Путаница – это признак невежества.

00:15:50 Невежество – то, что заставляет страдать. Так проявляется страдание. Человек не может успокоиться. Не может встать на путь. Нежелание принять духовность называется очень красиво: называется поиском пути. Но это не поиск пути. Путь на самом деле один. Бог один, религия одна, духовная практика одна. Ничем не отличаются духовные практики. Духовная практика едина для всех традиций. Есть маленькие тонкости. И так называемый «поиск пути», на самом деле – это нежелание встать на путь. Большинство так называемых «ищущих» личностей – здесь весь Ришикеш такой – просто не хотят встать на путь.

00:16:57 Не хотят, нет желания. Основная проблема. Фанатизм и сентиментализм – это способ избежать сражения со своими негативными качествами. Это способ избежать Курукшетры. Арджуна как говорил? «Надо отсидеться, не хочу сражаться, слабость заставила меня утратить всякое самообладание, все хорошие, зачем кого-то убивать? Я пойду в лес и поплачу на эту тему». Но Кришна остановил его: «Подожди, давай поговорим на эту тему». Сентиментальность – это желание приукрасить реальность. Когда я снял квартиру в Москве, перед моим окном было красивое зрелище – красивые горнолыжники красиво катаются с горы, летом красивый холм, зелененький, там цветочки растут… пока мне не открыли тайну. Это оказалась гармонизированная помойка, страшная, зловонная, городская помойка, выровненная в форму горнолыжного склона. Это называется сентиментальность.

00:18:26 Т.е. человек смотрит на помойку в виде горнолыжного склона и слезу пускает: «Какой хороший вид из окна». Так рельефный ландшафт, ландшафтный рельеф. Т.е. посадили на помойке роз и нюхают. Не получится… всё равно помойка, в этом принцип. Пока мы не наведем уборку – никак не приукрасишь. Сентиментализм – это попытка приукрасить проблему. Но не получится. Нужно что-то с этим делать. Буддхи-йога - особая наука, сейчас немного ещё расскажу. Связана с агья-чакрой. Заметили, когда делали хатха-йогу – всегда концентрация на агья-чакре. Обычно, все трансценденталисты концентрируются на агья-чакре.

00:19:34 Но мало кто знает, как переводится «агья». Знает кто-нибудь? «Агья» в действительности переводится как «воля». Или как разум. Концентрирующийся на ягья-чакре должен быть волевым человеком, т.е. человек, следующий религиозным принципам. В этом смысл концентрации на агья-чакре. Никакого там третьего глаза нет. Это центр воли. Это центр буддхи. Откуда пошли спекуляции по поводу третьего глаза – одной из функций буддхи является интуиция. Это функция развитости. Поэтому есть концентрация, есть хатха-йога. На чем основана хатха-йога? В основном, на дыхании.

00:20:34 Все очень просто устроено. Метод простой гармонизации. Есть 2 тысячи потоков праны, есть 72 тысячи раг, музыкальных произведений, нужно подобрать рагу к пране. И происходит гармонизации. И принцип – развить в себе буддхи, развить в себе волю, развить в себе разум, смелость. Смелость посмотреть на свою проблему. Мантры имеют отношение к развитию воли. Например, агья-чакра, или буддхи, или воля, именно с ней связана мантра Ом. В это её смысл. Человек пытается все что угодно увидеть с помощью мантры Ом, но никак не развить в себе желание следовать религиозным принципам.

00:21:39 Именно для этого предназначена эта мантра. В этом её значение – развить волю. Решимость, смелость идти по духовному пути. Для развития разума даются три момента. Чтобы развить разум необходимы три аспекта буддхи. Первое, что нужно – это мантра. Мантра – естественный двигатель разума. Человек, который повторяет мантру, естественным образом оживляет свой разум. Разум его просыпается. Второе, что нужно, чтобы развить разум – это Веда. Человек, изучающий Веду, естественным образом развивает в себе разум.

00:22:40 В этом принцип. Бхагават-гита является основой Вед. Треть, что необходимо для развития разума – это духовный учитель, мы говорили об этом. Гуру, тот, кто представляет нам мантру и Веду. Сами мы не можем увидеть в себе самообман, самим невозможно его увидеть. На то он и самообман. Сам не увидишь. Обычно первые года три человек не верит, что он находится в самообмане. Бесполезно. Нет шансов. Когда человек слышит, что он находится в самообмане, он не верит, только года через три он начинает думать, что да, говорили ему. Если года три человеку говорить, что он находится в самообмане, через три года он начинает это потихоньку понимать.

00:23:33 С первого раза бесполезно. С первого раза полный протест. Эти три вещи связаны друг с другом. Что такое мантра? Это сконцентрированная Веда. Что такое Веда? Это разложенная мантра. Кто такой учитель? Он дает мантру и Веду. Все они вместе идут, и так развивается буддхи. Так развивается разум. Человек, развивший разум, способен посмотреть на себя трезво и начать избегать этих двух ловушек – фанатизма и сентиментализма. Так он идет первое время, и иногда попадая то в одну, то в другую неприятную ситуацию. Вступая то в одни ряды, то в другие, даже не понимая это, иногда он занимает ложную серединную позицию, которая в действительности является просто никакой, такой лже-либерал.

00:24:45 На самом деле серединный путь – это не лже-либерал. А лже-либерал, который понимает, что и там ему надоело, в фанатах, и сентименталистах уже не возможно. И он просто и не там, и не там. Но он ещё и не на верном пути. Он просто завис, и считает себя великим либералом. Но в действительности он ещё не встал на путь. Встать на путь очень сложно. Путь только один, и метод только один – это серьезнейшее повторение мантры, глубочайшее изучение Вед и получение этого от духовного учителя, который прошел эти пути. У которого есть опыт выхода из-под влияния этих двух ловушек первого этапа развития.

00:25:42 Так буддхи-йога дает возможность преодолеть это препятствие, эту анартху. Это то, что нужно делать. Пожалуйста, еще. Я сказал слишком много? Это простейшие вещи, это даже не ступени духовного развития. Это введение в Бхагават-гиту. Это то. что объясняется во введении в Бхагават-гиту.

00:26:37 Чем больше я изучаю Бхагават-гиту, тем больше понимаю, что даже введение в Бхагават-гиту не понято, надо сначала разобраться во введении, может быть и Бхагават-гита будет понятна. Сейчас я пересказал легкое введение к Бхагават-гите. Даже не сама Бхагават-гита, это вступление к первой главе. Я сам в шоке. Бхагават-гита – чудесное произведение, на всю жизнь. одна книжка. Так здорово, что ещё нужно?

00:27:15 [Вопрос:] не разборчиво [Рузов В.О.] да, уже тонкость. Это уже требуется человеку, который эти две ловушки осознал. Если две эти ловушки не осознаны, все, шансов нет. Все остальное будет или фанатизм, или сентиментальность. Будет разбираться либо в позиции фанатизма, либо с позиции сентиментальности. Разбор следующих ступеней должен проводиться над этими двумя ловушками. Тот, кто объясняет, не должен находиться под этим влиянием. А иначе мы услышим мотивируемую проповедь. Она будет либо мотивирована фанатизмом, иои мотивирована сентиментальностью. Что мы и наблюдаем. И с этим нужно мириться, потому что не возможно быстро преодолеть эту проблему. Поэтому не стоит сильно волноваться, если вы слышите мотивируемую одним из этих направлений, отклонений, какую-то речь. Человек по-крайней мере прикладывает усилия, чтобы выйти из-под их влияния, но это не легко.

00:28:53 Духовная жизнь – это не дешевка. Это очень серьезная вещь, очень серьезная внутренняя работа. Поэтому требуется максимальная смелость. Приводится сравнение в Бхагават-гите с Курукшетрой. Т.е. смертельная война. Это не просто куличи печь. Бхагават-гита рассказывается на поле боя, смертельная война. Или победа, или проигрыш. Это серьезная вещь. Или победил и отправился в духовный мир… «Как минимум», - говорит Кришна Арджуне, - «если ты будешь сражаться ты попадешь на райские планеты, потому что ты умер на поле боя, это уже много, поэтому не бойся, сражайся, хотя бы на райские планеты попадешь. Но если ты откажешься от битвы – шансов нет».

00:29:43 Шансов нет. Поэтому духовная жизнь такова, что как минимум это будет прогресс. Даже если не получится достичь успеха в этой жизни, как минимум это будет прогресс. Это не будет окончательным проигрышем. Это будет сданной позицией, но не проигрышем войны. Говорится, что иногда, чтобы выиграть войну, приходится сдавать позиции. Поэтому, иногда это происходит, но не вся война проиграна, события дальше происходят. Конечно, весь этот процесс реинкарнации – не самое приятное, что есть в этом мире. Абсолютно неприятная вещь. Но прогресс будет продолжаться дальше. Нельзя опускать руки. И также нельзя это считать дешевкой, а иначе это будет сентиментализмом. Фанат думает, что сейчас мы за 5 минут все решим, какая проблема?

00:30:50 «Просто скажите мне, что делать, я все сделаю». Фанат думает, что он уже все решил. Фанат думает, что уже всего достиг. «Чего вы все мучаетесь, уже давно все достигнуто». В этом принцип. Поэтому, для начала в этих вещах надо разобраться. Т.е., что такое трезвость, что такое фанатизм, что такое сентиментальность. В этих вещах нужно разобраться. Поэтому эта система: мантра, Веда и гуру, они изо всех сил работают на то, чтобы поставить человека на путь трезвости.

00:31:40 Изо всех сил, т.е. вывести его из иллюзии. Мантра отрезвляет, Веда отрезвляет /Бхагават-гита/, человек читает и отрезвляется, и гуру отрезвляет, в этом его принцип, снимает иллюзию, рассеивает иллюзию. Поэтому у нас общество борьбы за трезвость.

00:32:40 [Вопрос] не разборчиво [Рузов В.О.] контроль очень прост. Должно наступать раскаяние. Если я вижу недостаток и не раскаиваюсь, то нет смысла. Это критическое видение. Истинная трезвость – я вижу недостаток и раскаиваюсь в этом. Если я виду недостаток в другом, то я сочувствую, я сострадаю, сострадание – это раскаяние, направленное вовне. Если я вижу недостаток и радуюсь – это негативное видение. Если я вижу недостаток в себе и ничего не делаю – тоже негативное видение. Позитивное видение – когда я вижу истину и испытываю правильную эмоцию: если я вижу недостаток в себе и раскаиваюсь; если я вижу недостаток в другом – я сострадаю.

00:33:43 Это приводит к очищению. Любой другой вариант относится либо к сентиментальности, либо к фанатизму. Если есть раскаяние, то нет проблемы с видением проблем. Видение всех проблем не дается. Человеку дается видение той проблемы, которая соответствует его уровню. И он её видит во всех. Меньше всего он её видит в себе. Если он сострадает к другим, то у него появляется понимание и своей проблемы, что и у меня в действительности такая же проблема.

00:34:44 Поэтому эти два хороших слова: сострадание и раскаяние, они дают возможность правильно это видеть. Не бойтесь, вы не увидите много. Видение дается поэтапно. Мы не можем видеть проблемы другого уровня, это не возможно. Мы видим только проблемы своего уровня. А потому, видя человека явно из другого уровня, и увидев в нем какую-то проблему, мы должны понять, что мы увидели в нем свою проблему. Мы не можем увидеть проблему другого уровня. Поэтому говорится, что советы можно давать только младшим, старшим советы давать нельзя. Потому что мы видим не его проблему, мы видим свою проблему в нем. Мы говорили, что сознание является отражающим.

00:35:53 Поэтому есть очень строгий этикет между старшими, равными и младшими. Строжайший этикет, который не дает права давать старшим советы. Потому что не то видение. Отражающий фактор. Поэтому как минимум в развитии нужно следовать правилам культуры. Мы можем давать советы младшим, потому что мы можем увидеть его проблемы, потому что только что прошли эту проблему. Мы её прошли, мы можем помочь. Если у младшего есть уважение, то его проблема быстро решается. Но старшему нельзя давать совет. По отношению к старшему строжайший этикет.

00:36:42 Потому что увидев в нем свою проблему и дав совет, мы оскорбляем в этом случае старшего. Мы его принижаем до своего уровня, не понимая, какая дистанция в действительности. Примерно так. Фактически от критического настроения спасает этикет. Главное, не путать трезвость с критическим настроением. Очень часто трезвость путается с критическим настроением. Отрезвление дает два видения: это реальность духовной жизни и реальность материальной жизни. трезвый человек очень четко это видит.

00:37:49 И так, как иногда он не может передать реальность духовной жизни, он вынужден передавать только реальность материальной. Чтобы передать реальность духовной жизни, необходима некоторая подготовка. Иначе возникает сентиментализм. Если реальность духовной жизни передается без подготовки, возникает тяжелейший сентиментализм. Так было 10 лет назад, когда первые учителя поехали в Россию, а ещё не знали, как надо действовать в России и сначала очень много рассказывали о духовном мире.

00:38:28 Какие были проблемы! Ужас! И потом разобрались, что почва не подготовленная. Сначала подготовили почву, отличие души от тела и т.д. И теперь уже все сбалансировано. Нет перегиба. И было очень много сентиментализма, фанатизма. Возникали эти отклонения. Требуется некоторое время. В некоторых религиозных традициях вообще тема Бога и духовного мира закрыта. Ее просто нет. О Боге говорить не нужно, потому что Он всемогущий и вездеприсутствующий, поэтому, что о Нем говорить? А духовный мир – туда попадете и посмотрите. В традиции Гаудиа-вайшнавизма эта тема очень подробно рассмотрена, особые трактаты об этом описывают, но подходит к ним нужно крайне философски через Бхагават-гиту, как минимум. Т.к. сначала изучается Бхагават-гита, потом Шримад Бхагаватам, потом уже другие трактаты.

00:39:42 Очень аккуратненько. Сначала, в любом случае, Бхагават-гита. Очень четкое должно быть понимание Бхагават-гиты, тогда не будет сентиментализма. Сентиментализм даже опаснее, чем фанатизм. Если фанат хотя бы себе лоб разбивает, ему больно становится от того, что он себе лоб разбивает, видно, если на фанатов посмотреть, они все пораненные. То сентименталист может всю жизнь пребывать в своей иллюзии. И так из нее не выйти. С сентиментализмом труднее бороться. Целые сампрадайи на сентиментализме основаны, целые движения.

00:40:30 сотни тысяч людей. Еще вопросик можно.

00:41:07 [вопрос] не разборчиво [Рузов В.О.] а в чем проблема? Вы следуете этикету и не до конца разрешается проблема? Этикет - это некоторая защита, защита от неправильного использования своей свободы воли. Мы обнаглевшие. Материальный мир - мир обнаглевших. Все наглючие. Все, каждый наглый в этом мире. Все наглые, все ведут себя нагло, ни одного смиренного человека нет. Очень наглое поведение.

00:42:40 Поэтому, когда человек встаёт на какой-то путь развития, первое, что он принимает – это этикет, т.е. он пытается свою наглость усмирить, своё эго. Мы развивали здесь своё эго: я – Бог. Это наглость. Бог уже есть. Представьте, что есть директор предприятия, и кто-то приходит и говорит, что он тоже директор, какая проблема? И таких директоров сослали сюда, они все боги. Они ходят и говорят друг другу: «Здравствуй, бог». Так и называют Даридра-Нарайяна, бедный Бог. Все ходят недовольные, что Бог их обманул. Он там богатый, а мы здесь все бедные. И все боги ходят недовольные. Это мир богов. Это называется эго. Бог уже есть, мы тут все сосланные. Некоторая Калыма.

00:43:37 И как исправиться? Очень просто! Уйти от этого эго. Я – не Бог. Я – слуга Бога. И все. Для этого мы принимаем эту защиту – этикет. Мы уважаем старших, мы дружим с равными, мы защищаем младших. Это естественным образом развивает смирение. Если мы завидуем старшим, если мы соревнуемся с равными и эксплуатируем младших – это развивает эго. Принятие этикета дает тренировку. Потренироваться в усмирении своего эго. Когда эго усмирено, приходит истинный духовный учитель, который способен принять ученика. Ученику дается истинный духовный учитель. И между ними устанавливается связь.

00:44:39 И тогда развивается истинное эго. Истинное эго просыпается в сердце. Это и есть наша свобода. Наша свобода: или оставаться здесь, считая себя Богом, или вернуться к Богу, считая себя Его слугой. Очень просто. Это свобода дается каждому. 99,9% людей называют своё желание быть богом духовной практикой. Что у Бога вызывает истинную улыбку. Говорится, что Бог улыбается в двух случаях: когда мы что-то планируем, и когда мы называем себя богом. В этом случае Бог улыбается.

00:45:25 Смотрит на нам. И мы рождаемся с этим сознанием. Ребенок рождается и сразу начинает требовать, он хочет быть в центре. Он орет, если на него не обращают внимания. «Смотрите на меня, я родился». Очень интересно себя дети ведут: если он не в центре, очень трудно, если лекцию читаешь, и есть ребенок, невозможно лекцию читать. Ребенок не согласен с тем, что лектор в центре. Он все будет делать, чтобы все смотрели на него, на этого ребенка. С детьми невозможно лекцию читать. Матери иногда обижаются, когда они приходят на лекцию и их не пускают. Нельзя на лекцию пускать женщину с ребенком, потому что ребенок будет завидовать. Он будет на себя… он будет что угодно делать, у него сон пропадет. С самого детства это эго просыпается. В зрелом возрасте оно оформляется, принимает эзотерические формы, находятся лже-гуру, которые подтверждают эту концепцию. Поэтому, как только появляется концепция: я - слуга Бога – начинается духовность. Поэтому все духовные традиции начинаются с этого.

00:46:50 Я слуга Бога. Это духовная традиция. Все остальное – не духовная традиция. Все остальное – ещё один вариант материализма. Возьмите любую истинную традицию: мусульманство, христианство, вайшнавизм: я – слуга Бога. К сожалению сейчас, впрочем, как и всегда, преобладают недуховные традиции. Представьте себе предприятие, которое состоит из одних директоров. Это материальный мир.

00:47:36 Материальный мир. Шрила Прабхупада говорил, что материальный мир – это не место для джентльмена. Очень трудно даже уважительные отношения поддерживать, потому что никто друг друга не уважает. Каждый хочет только, чтобы его уважали. Эгоизм максимальный. Из миллионов живущих только один встаёт на путь духовного развития. И только один из миллиона тех, кто встал на путь духовного развития, подходит в действительности к пониманию Бога. Духовная практика редка в наше время. Очень редка. Если брать статистику больших религиозных организаций, которые ведут учет

00:48:51 Примерно 1,5-2% из всех адептов следуют всем правилам религиозной жизни. 1,5-2%. Большинство находятся либо на фанатизме, либо на сентиментализме. Т.е. ничему не следуют. Что-то может быть еще? Перед сном. Мы должны быть очень счастливы, что попали именно в духовную традицию.

00:49:58 Которая следит за тем, чтобы не было отклонений в сентиментализм и фанатизм. Это очень редкое явление. В этом городе даже храма такого нет. Разобрались? Нет вопросов. Хорошо. Шрила Прабхупада, ки джай!

транскрибирование: Ирина Ефремова | Омск | Россия | 31 мая 2013