Пять уровней сознания

25 February 2005
Почему мы очень ограничены в восприятии? Анна майа коша – первый уровень сознания. Прана майа коша – второй уровень сознания. Мано майа коша – третья ступень развития. Вигьяна майа - четвертый уровень. Ананда майа - пятый уровень сознания. Для чего нужна аскеза?
аудиокнига для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:03:16 | качество: mp3 64kB/s 29 Mb | прослушано: 3538 | скачано: 2594 | избрано: 123
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Последнее занятие в этом цикле лекций по уровням сознания. Сегодняшняя лекция будет продолжать тему «Культура не подвластна времени».

00:00:22 Добрый вечер. Сегодня будет последняя лекция из нашего цикла. Кто-то сегодня пришел впервые? Поднимите руки, пожалуйста. Как всегда, есть много людей, которые пришли впервые, но это последняя лекция из цикла, поэтому мне придется учитывать вот этот контингент новых людей. Я думаю, что мы должны быть готовы, чтобы слушать сегодняшнюю тему. Я надеюсь, что предыдущая лекция должна подготовить нас к дальнейшим темам. Есть какое-то развитие знания. Но, так или иначе, поскольку знание абсолютно, можно с любого края пробовать эту конфету, вкус от этого не изменится. То есть абсолютная платформа.

Почему мы очень ограничены в восприятии?

00:01:11 Как и говорится о Ведах, в ведических книгах, писаниях, как Бхагавад-Гита или Шримад Бхагаватам, Бхагавата Пурана, там есть сотни, тысячи шлок, стихов санскритских, в форме сутр, сжатой информации. И какой бы стих вы не взяли, это окно в духовное измерение. Любой из них, так они связаны. Потом, можем открыть первую главу Бхагавад-Гиты читать, или вторую, или восемнадцатую, вкус будет тот же самый. И, тем не менее, когда мы говорим о знании абсолютной истины, она имеет определённые градации. Почему так? Для человека это так, потому что есть знания, воспринимаемые чувствами, есть знание, которое чувствами не воспринимается. Это понятно, что чувства, они не всесильны, они имеют свои границы. И восприятие чувств – это называется [пратьякша], то, что я могу видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус, касаться и размышлять над этим. Это [пратьякша]. И, вот, обычно нам очень трудно выйти за пределы этой [пратьякша]. Но то, что мы видим эти образы, они наполняют наш ум, и из того, что мы имеем, мы пытаемся, что-то создать, картину этого мира.

00:02:32 На этот счет есть такая небольшая притча о двух лягушках, которые живут в колодце. Живут в колодце, и кто-то однажды закинул ведро в колодец и выловил одну лягушку наружу, увидел там лягушку, да выбросил ее. И стала лягушка путешественницей. Она стала прыгать, изучать мир, вот это [пратьякша], видеть, наблюдать, все было необычно, всю жизнь провела в колодце. Но, вот, она однажды увидела, знаете что? Атлантический океан. Она чуть с ума не сошла от такого масштаба воды. Никогда такого не видела, даже представить не могла, в одной волне так много воды, и конца и края этого нет.

00:03:16 И она очень вдохновленная, воодушевленная, вернулась обратно в колодец, спрыгнула вниз и сказала подруге: «Ты знаешь, что я видела?! Океан воды». «Что такое океан воды? Объясни мне». «О, это очень много воды, это невозможно объяснить». «Сколько колодцев?» - спросила лягушка. «Причем здесь колодцы? Колодцы здесь не причем. Много колодцев». «Ну, сколько? Два колодца?». «Да, нет. Колодцы не причем. Даже в одной волне больше, чем ты можешь себе представить». «Не говори ерунды. Скажи точно. Что неужели 5 колодцев? Что ты хочешь сказать, что 10?». Вы понимаете, да? Что за пределами колодца невообразимое пространство. И так же говорится, что любое воплощение, которое мы имеем в этом мире, человеческое воплощение также, подобно колодцу, если опираться только на чувства. Человеческие чувства и ум ограничены. Конечно, человек склонен размышлять над вселенскими законами, над безграничными другими мирами, о вечности, но он не может ухватить принцип этого всего еще, только, если опираться на чувства.

00:04:22 Поэтому знания остаются, в основном, не доступные. Чувства, на самом деле, не являются проводниками знания, нет, не совсем так. Они лишь проводники объектов восприятия. Знание – это нечто иное. Например, что мы сейчас в данный момент знаем, мы с вами, сидящие здесь? Можем знать только одну вещь, что касается [пратьякша], что я сижу в этом зале, в этом кресле, вот и всё, что я знаю сейчас. Вот это и есть практическое знание. Все остальное находится в уме. Думаете: «Так чем же я обладаю на уровне практики?». Ровным счетом, практически ничем. Знание на платформе ума, умственное. Поэтому большинство людей говорят: «Вот эти, всякие умственные вещи, они не нужны». Можете говорить сколько угодно, но вы зависите от практических вещей, от денег. Понимаете теперь, в чем истина? То есть практическая жизнь требует вот такой основы. А то, что вы просто рассуждаете о чем-то, это не практично, это все просто в уме. Какая-то информация, она может меняться, забываться. Зачем, вообще, всё это нужно? Терять время понапрасну.

Анна майа коша – первый уровень сознания

00:05:30 Но, послушайте, что говорят Веды о развитии человеческого сознания. Да, все начинается с пратьякши. Вот мы что-то воспринимаем из своего колодца. Хорошо. На санскрите это называется «аннамайа», майа – это энергия, анна означает пища. Первое сознание жизни через пищу. Что осознает маленький ребенок, младенец? Он знает, как брать пищу, автоматически берет у матери молоко. Немножко подрастает, и тоже начинает смотреть, ползать вокруг, и все тянет в рот, так он познает мир. Непосредственно, язык нужно положить. Вот так он имеет какое-то представление, таким путем, «анна майа» называется. В размерах цивилизации или формации, какого-то общественного устройства, этот принцип проявляется в том, что нужна материально-техническая база. То есть, нужны запасы пищи. Обеспечить людей пищей, одеждой, жильем, вот, необходимыми вещами. Так что, то, что мы сидим в хорошем зале, это тоже принцип «анна майа», поддержание тела, через язык, через эти удобства, просто относящееся к телу. Могли бы это слушать и в другом месте. Правда? Могли бы сидеть где-нибудь на поляне в лесу, но мы не могли бы сосредоточиться тогда и предать этому великого значения.

00:06:49 Вот «анна майа» означает, что мы предаем какое-то особое значение, принципу еды. Как? Есть какие-то столы, стулья, посуда, сервизы, серебряные, мельхиоровые, золотые, позолоченные ложки. То есть так много-много всего, чтобы просто поесть. Видите? «Анна майа» может культивироваться. Но за этим стоит единственный принцип – пища, больше ничего. Аналогия, скажем я живу в квартире на 11-ом этаже сейчас. А птица живёт на верхушке дерева. Там у меня квартира и есть место, где я отдыхаю, какая-то мягкая кровать. У птицы там есть какая-то мягкая солома в гнезде, тоже там отдыхает. У меня там семья есть, дочь, жена. У нее тоже есть там своё семейство, выводок. И она каждое утро вылетает из гнезда и всегда что-то приносит в гнездо. Так же я ухожу из дома и всегда что-то туда приношу, в дом. Если кошка полезет в это гнездо, птица будет клювом отбиваться. А если вор придёт ко мне, я с топором выйду.

00:07:58 В чем разница? Разницы нет, принципиальной. Разница только в том, что она это делает по-птичьему, а я по-человечески. Но мы делаем одно и то же. Поэтому, смотрите, животное ест в простых условиях, а человек в роскошных. Но вкус пищи от этого не меняется. Можете съесть мороженое с ладони, а можете с золотой посуды, вкус не изменится. Что изменится? Умонастроение. «Я ем с золотой посуды» - в уме эта мысль вдохновляет меня. Вот и вся разница. Называется «анна майа», вот оно, сознание. Я горжусь, что просто у меня посуда из фарфора, и ложки у меня не мельхиоровые, а настоящие, серебряные. Но принцип не меняется от этого еды. Это первый уровень. «Анна майа» – материально-экономическая какая-то база, основа, но тут финансы нужны для того, чтобы…. И пища, говорится в Ведах, это самый главный принцип для поддержания жизни, номер один и самый низший из всего. Итак, на этом уровне, если я успешно добываю себе деньги и пищу, я говорю: «Ну, все. Слава Богу, я сыт. Я удовлетворен, я спокоен. У меня есть запасы, есть возможность, всегда есть, каждый день. Все у меня. Я счастлив».. Это уровень «Анна майа», есть такие люди, которые живут на этом уровне.

Прана майа коша – второй уровень сознания

00:09:17 Выше этого есть другой уровень сознания – «прана майа». Знакомое слово « прана». Пранотерапия, слышали? Вот, взять руками сейчас, по всему залу пройтись вот так каждого человека, и «Оп», найти. «Вот, здесь у вас что-то не в порядке. Ну-ка, идите сюда. Вот, сейчас посмотрим ваш желудочно-кишечный тракт. Я вижу руками». Прана? При помощи «пран» можно общаться. «Прана майа» означает здоровье также. Потому что есть 5 основных пран в теле человека, они отвечают за здоровье. Это вьяна, апана, самана, удана, прана . Вот, прана, как таковая отвечает за поддержание силы в теле. Это такой тонкий воздух, при помощи которого сокращаются мышцы и пищеварение, процессы физические осуществляются при помощи вот такого тонкого воздуха.

00:10:13 Он управляется при помощи мыслительной энергии. Связь с физическим телом – при помощи мысли и желания. Вот, я сижу. И стоит мне пожелать встать, как тело начинает действовать. Видите? Не всегда так бывает. Если нарушить воздушные потоки, оно не будет послушным. Вы захотите встать и не сможете. Паралич называется другим языком. Но Веды говорят: «Нарушились воздушные потоки». Как? Связано с умом, психическая проблема. Если вы получили стресс какой-то, такая вот, вещь с умом, и она отражается на психическом уровне, и результат – паралич, не работает, нет связи. Но, пока я, что хочу, то и делаю, смотрите, рука подчиняется, какие-то движения могу делать, функции, просто желая этого. При помощи ума, мысли и воздушных потоков осуществляется вот эта вещь. Я хотел сказать, что эту разницу увидеть, что даже, когда мысль есть, но нет воздушных потоков, мы не может этого сделать. Утром проснетесь, сожмите кулак хорошо, сильно. Очень трудно, видите, праны ещё не работают, они спят. Но немножко бодрости, ещё немножко, и все работает. Видите, я могу.

00:11:22 И это прана. Но апана, она отвечает за смертельный исход этого тела, выход из тела. Это тоже воздушный поток, который выталкивает живое существо в момент смерти по какому-то каналу вот из этого тела. Есть отверстие, и через это отверстие выйдет дух, сознание в тонком теле. Это называется смерть, полный выход из тела. И каждый канал, отверстие связано со вселенским каналом. Как говорится в Ведах, йоги знают об этом, что одна ноздря связана с Луной, другая с Солнцем. Нам, может быть, трудно это понять, может быть, странно слышать, как это ноздря связана с Луной, а другая с Солнцем. Но в Ведах говорится: «Вот эти тонкие праны, они пронизывают, как веревочки, как ниточки всю Вселенную, и по ним осуществляется уже переход из тела в тело, из одного места на другое место, из планеты на планету в тонком измерении». То есть, душа может очень быстро переместиться с этого уровня, скажем, в адские миры или в райские миры, по этим каналам, как лифт, с огромной скоростью. Поэтому человек, который умирает, он видит тоннель и разгоняется, выходит с большой скоростью. В какие-то другие измерения, там видит какие-то чудесные картины, каких-то существ, не на этой планете даже. То есть попадает в другое, измерение, в тонкое измерение существования. Это осуществляется с помощью пран.

00:12:45 И йоги прекрасно могут управлять этими пранами, вот их практика главная заключается в этом. Прана означает, что я могу войти в ваш ум, прочитать ваши мысли, могу излечить болезнь легко, одним словом, есть такие мистики, могу сам все так же поддерживать. Эти праны можно брать при помощи дыхания, с высших сфер, вот, есть такая йога, упражнение пранаяма называется. Вот, я беру эти праны из окружающей среды, из чистых мест, вот там повыше они, выше, в другой сфере. Вот туда нужно медитировать, оттуда брать, оттуда дышать нужно учиться. Вот так они учат. И приобретайте большие сиддхи, мистические силы, способности при помощи праны. То есть ваша мысль может реализовываться, вот такая есть практика.

00:13:27 И когда мы говорим об этом, многие люди очень интересуются этой практикой. Начинают слушать, не отрываются, как что-то нечто важное. Ничего важного в этом, особенно, нет. Не нужно затаивать дыхание…, ничего особенного. Это научный процесс, и я не думаю, что нужно на этом заострять как-то особенно внимание, это лишь второй уровень сознания, прана майа, не так уж и высоко. Просто понять одну вещь. Чем она отличается? Что, если у меня не будет здоровья, я не смогу даже переваривать пищу, видите. Вот, у меня пища будет, а здоровья не будет, я не смогу воспользоваться этим. Вот и вся прана майа, собственно говоря, на этом держится все. И здоровье поддерживается этими пранами.

00:14:06 И там ещё есть вьяна, апана, удана, они отвечают за перемещение воздушных потоков жизненной силы влево, вправо, вверх, вниз. Но и мелких пран ещё больше, до 20-ти, если не больше. Они даже за мигание век отвечают, какие-то праны, за любое, так сказать, мышечное действие. Это более подробная картина. И, вот, йоги, они управляют пранами, чтобы душу сдвинуть с места. Она зафиксирована вот на этом уровне, на области сердца. Йоги поднимают свои праны по чакрам. Уплотняют, уплотняют, и затем при помощи воздуха смещают душу. Необычная практика, то есть вы смещаете душу с этого уровня, тело используете, как плацдарм, как взлетную полосу, так сказать.

00:14:51 Вы сейчас отбросите эту ступень просто, вы должны отречься от тела, если вы йог такого порядка. Поднимаете в темя, и затем вы решаете, куда идти. Вот здесь у вас поршень такой, вот этих пран, вот они здесь все сгустились, собрались, вот тут у вас все напрягается. Нужно языком закрыть нос, сесть на анус, анусом на пятку, чтобы все отверстия были зарыты, тело, чтобы эта сила не вырвалась через них. И удерживать её здесь, вот это напряжение, вот это стартовое начало. Куда же вы теперь вытолкнете эту душу? Вы должны медитировать на определённый уровень планетных систем, высший или средний, или даже за пределы Вселенной, нужны знания такие.

00:15:31 Поэтому в Ведах описывается, что можно по Млечному пути путешествовать до уровня Сваргалоки, и дальше еще, вплоть до Брахмалоки, это высшая планета Вселенной. И, вот, многие йоги медитируют на такие пространства или могут оставаться здесь, не важно. Но, если он отправляется в путешествие, то он уже не возвращается с той высшей планеты. Череп его трескается пополам буквально, в этот момент разрывает [неразборчиво] этот череп. С огромной мощью душа вылетает наружу, и даже это становится подобно метеору, и тело сгорает в мистическом огне до тла. Останков таких йогов мы не можем найти, это невозможно. И только люди, наделенные сиддхами, могут понять, что происходит, куда этот человек направляется.

00:16:19 Поэтому, когда русские взяли Эверест в физическом теле, то многие индусы спросили: «А зачем они шли туда в физическом теле? В физическом теле на Эверест? А зачем? Это такие трудности. А для чего? Можно в тонком теле выйти, это легче». Вы лежите где-нибудь у себя в хижине, выходите в тонком теле на Эверест, получаете все понимание, ощущение, если хотите, возвращаетесь. Зачем так рисковать жизнью? На Эверест идти в этом физическом теле? На Луну в космическом корабле? Да, сумасшествие. Зачем? Да, гораздо легче так сходить туда и вернуться за один день просто, не растрачивая какое-то топливо, миллиарды долларов не нужно тратить. То есть йоги, они очень осведомлены об этих вселенских законах. А есть такая практика, когда человек погружается в реку и выныривает уже через сотни, тысячи миль в другом месте. Это ведическая способность. То есть мы сейчас немножко о мистике говорим, поскольку это уровень прана майи, вот он сулит человеку такие возможности. Поэтому занимаются пранаямой, обретают иногда невесомость, даже если они могут управлять воздушными потоками. Вот. Это очень захватывает. Правда? Но это всего лишь вторая ступень цивилизации, не больше.

00:17:33 Кроме этого, на уровне прана майа человек менее эгоистичен, чем человек на уровне анна майа. Анна майа значит, что я беру и прячу, и живу на этом, спрятанном, пока не умру. Знаете, скупой рыцарь? Это уровень анна майа. Я накапливаю, накапливаю полные амбары, и потом охраняю это всю жизнь. То, прана майа- это я понимаю, что моё здоровье, моя сила, моя энергия зависит также от других живых существ. Если мы будем все постоянно ссориться, то и мы будем деградировать, наше здоровье также придёт в упадок, наши способности, мы будем мешать друг другу. Потом я уже думаю о коллективизации какой-то, о совместной какой-то деятельности, о единой какой-то цели, о оздоровлении общества. Как сейчас, главная цель, какова стала жизни? – здоровый образ жизни. Давайте все соберемся, изучим Аюрведу, будем жить по законам добродетели. Это сильно может объединить людей. А другой силы пока и нет, пока, в обществе не установлено еще, искры лишь только.

00:18:30 Но, в целом, для общества масс людей трудно установить какую-то другую истину, другую цель. Пока здоровый образ жизни, он важен. И это имеет своё значение, потому что, если мы не будем поддерживать своё здоровье, нам трудно будет задумываться о чем-то более высоком. Это сложно. Представьте, если я постоянно думаю: «Где деньги? Где здоровье? Где лечит зубы? Как поддерживать свою квартиру? В конце концов, как бы не выгнали с работы?». У меня не будет энергии задумываться о чем-то более высоком. Поэтому, верно, есть такое понимание, как материально-техническая база, как оздоровление общества, это хорошие идеи, но их нельзя отрывать от другой ступени.

Гьяна мано майа коша – третья ступень развития

00:19:08 Нельзя забывать, что над ними есть ещё одна ступень, третья. Это называется «мано майа». Если прана майа настолько чудесна, что все так заинтересовались этими способностями, то манна майа– практически неописуемое могущество. Мы говорили управлять собственным умом, мыслительные философские процессы. То, что сейчас люди игнорируют философию, серьезное заблуждение. Считают, что это просто какие-то пустые слова, пустое времяпровождения для каких-то особых людей, которые склонны поспекулировать в уме, за сигаретой, за чаем так приятно провести время. Нет, философский поиск абсолютной истины – это уже цивилизация, серьезная цивилизация. Вы знаете, такую цивилизацию трудно победить каким-то способом. И то, что сейчас мы ослабели, как нация, как цивилизация, это означает, что мы потеряли, именно, философский поиск абсолютной истины, хотя думаем о материально-технической базе и оздоровлении общества. Мы стали слабыми. Мы объясняли уже, насколько могущественен ум, приводили примеры, что мысль человека, если она чиста, она могущественна. Она могущественней даже любых решений политиков, партий и всего остального. Если мысль читать человека, человек может [неразборчиво] весь мир один.

00:20:20 И мы приводим примеры. Например, Иисус Христос – это чистая личность, и то, что он хотел, происходит, его воля исполняется, поскольку его жизнь – это жертва. А почему? Он осмыслил существование Бога и своё существование, он осознал его, [турум манна майа] – философское осмысление себя самого в этом огромном мире. Как мы сказали, пратьякша – «я не вижу весь мир, я в колодце». Для этого есть ум и философский принцип мышления. И вводятся такие термины в ум – вечность, бесконечность, абсолютное знание, блаженство безграничное. И человек должен пытаться осмыслить эти вещи. Где? Внутри себя, аутентично, «я – частичка этой энергии божественной, вечный, полон знаний, полон блаженства, внутри себя я, именно, таков. Я этого требую. Но я требую от того, кто не может дать мне это. Материальное тело не способно удовлетворить мои внутренние желания. И я это могу понять именно философским путем». Смотрите, какие важные вещи. Я – не это тело, есть абсолютная истина, и философски я могу это осознать, поэтому этот принцип очень и очень высок.

00:21:33 Когда мы осознаем абсолютную истину, чем мы отличаемся от обычного человека, который не осознает абсолютную истину? В том, что вы не сможете прервать прогресс этого человека никакими силами, невозможно. Как, например, есть пример из Вед. Кшатрии - это прирожденные воины, специальным образом обученные. Их основное качество, в чем заключается? Непобедимость. Никто и никогда не сможет победить кшатрия настоящего. Он, конечно, может погибнуть, но его дух вы не можете сломить, это невозможно. Он будет сражаться. Но, если вы отрубите одну руку, он возьмет меч в другую руку и продолжит сражаться. Его невозможно победить. Эта личность, непобедимая, называется кшатрий. Так, почему они были такими сильными, эти люди? Так вот, они имели, имели философское понимание жизни. Они знали, ради чего они живут и сражаются, это давало им неописуемые силы, давало непобедимость. Такие цивилизации никогда не разрушаются. Если даже останется один человек из такой цивилизации, он построит все заново. Христос говорил: «Разрушьте этот Храм, и в три дня я построю новый». Понимаете, какая сила? Просто от философского осмысления мы получаем такие удивительные энергии.

Вигьяна майа - четвертый уровень

00:22:48 И это лишь третья ступень развития цивилизации. А есть ещё две над ними, их всего пять. Ну, дальше будет говорить труднее. Если мы уже удивляемся, насколько удивительная прана майа, насколько уже недоступна для нашего понимания манна майа, то, что же может быть ещё выше?! Выше этого называется вигьяна майа. Если манна майа называется ещё гьяна майа. Гьяна – размышление, философское размышление. «Вигьяна» – это несколько другой термин. Вигьяна – это то, что вы практически реализуете. Вот, я умею ходить, это вигьяна. А, вот, я знаю, как ходить, но никогда ещё не пробовал, это гьяна. Я могу вам подробно описать, как нужно ходить, как это делается при помощи шага. Вот, берете одну ногу, поднимаете, переставляете, опираетесь, другую ногу отрываете, переставляете, опираетесь, вот так, так надо ходить. «Покажи». «Я не умею, я только знаю». Это гьяна называется. Но, если я умею ходить, это называется вигьяна. Вот, человек говорит: «Я знаю, что такое огонь, знаю». При этом сует туда руку. [Неразборчиво], он не знает, это просто гьяна, просто информация. Вигьяна – это ещё и опыт.

00:24:02 Итак, мы говорим «яни» – это тело. Вы скажете: «Хороший философский принцип, привлекательный, интересный, можно поразмыслить». Но это лишь гьяна. Поэтому, когда кто-то надо мной занесет меч, я убегаю в панике, потому что это лишь теория, страх остается. Видите? Но, если я обрел это знание, вигьяну, невозможно испугаться смерти, смерть боится такого человека. Смерть помогает такому человеку. То есть тело разрушимо, безусловно, но дух неразрушим. И теперь мы должны это ощутить особым способом, не при помощи органов чувств, а непосредственно своей внутренней сутью. Чтобы добраться до своей сути, необходима вот эта йога, снять эти покрытия, анна майа, прана майа и манна майа, привязанность к этим вещам. Не думайте, что нужно оставить тело или потерять здоровье, или не размышлять, вообще, превратиться в тупое какое-то существо, камень. Нет. Имеется в виду, не привязывать, не отождествлять себя с этим существованием пищи, здоровья, и [неразборчиво] процессов философских. И тогда мы сможем ощутить: «Я – есть дух», вигьяна майа. Это платформа вечности.

00:25:20 Видите, что можем достичь? Анна майа не дает вечности, прана майа тоже не дает вечности, мы рано или поздно, всё равно потеряем здоровье. И даже гьяна майа ещё не приводит практически на платформу, а лишь указывает, что она есть. Вот, был один такой великий демон Асур. Асур означает демон. Демоны, в чем их характеристика главная? Главное их свойство в том, что они не принимают никаких авторитетов, кроме своего собственного мнения. Самое большое, что они ценят, это своё собственное мнение. У них нет авторитета писания или святых людей, даже Бога, нет. Они сами себе авторитеты. И они руководствуются, исключительно, своими желаниями. Желание – это есть закон мой, все. И любой ценой, раз я этого хочу, я должен получить. Это демоническое сознание. «И, вот, жил такой демон когда-то очень-очень давно» - описывается в Пуранах. Пурана - очень древнее писание. Когда это было, трудно сказать, миллионы лет назад. Этот демон был необычный, несовременный человек. В современном мире сейчас вы таких не найдете. Это был вселенский демон. Он развил такое знание, такие сиддхи, такие праны, что мог управлять движениями планет. Есть йоги, которые могут управлять движениями людей, их деятельностью. А этот управлял движением планет, массами просто. И, фактически, он захватил Вселенную, ключевые места.

00:26:49 Собственно, материальная цивилизация может дойти до такого уровня, это возможно. Но мы говорим, что есть история об этом человеке. И как он достиг таких сиддх? Он занимался аскезой. Известно, что аскеза увеличивает наши силы. Хотите стать сильней? Станьте вегетарианцами, станете сильней. Это аскезы. Гитлер стал вегетарианцем по этой самой причине. «А почему вы стали вегетарианцем?» - спросили его. «Слон – вегетарианец» - сказал он. «Ну, и что?». «Очень сильное животное». Его интересовал аспект силы. И любой сейчас человек знает, кто занимается по «Детки» Порфирия Корнеевича Иванова, что обливание холодной водой, голодания некоторые, и прочее – это аскезы, это придает именно внутренние силы человеку.

00:27:37 Аскеза культивирует силу. И он при помощи аскезы, узнал это, получил удивительные сиддхи. И он стоял на пальцах ног, всего двух больших, с вытянутыми руками, он стоял сотни лет. Это была Сатья юга, на самом деле, люди жили очень долго. Несколько сотен лет он потратил просто на аскезу. Его тело превратилось просто в кости, остов, покрытый кожей. И термитник развивался там, муравьи съели всё, что было на этих костях. Но прана не уходила. При помощи праны появилась жизнь даже в костях у этого человека. Это мистические сиддхи. И что же он хотел получить? Ради чего он это делал? Он обращался к высшим силам Вселенной, особенно к создателю этой Вселенной, Брахме. У него были знания, великие способности, но он знал: «Жизнь временна в этом мире, а мне нужно найти бессмертие».

00:28:34 Вы знаете, что Александр Македонский тоже искал бессмертия? А Чингиз Хан тоже искал бессмертия. И все, все, очень великий даже Мао Дзедун, думали о бессмертии. Как увековечить теперь себя? Может быть в форме памятника, может быть в форме какого-то эликсира. Но испокон века величайшие демоничные люди ищут бессмертия для себя. Мавзолей используют, что-то еще, как-то сохранить, увековечить. И он был не исключение. И поэтому, когда Вселенная стала задыхаться от его аскез, он стал поглощать всю прану Вселенной, вот такой стал сильный человек, Брахма пришел к нему, сказал: «Не беспокой Вселенную. Скажи, чего хочешь, я выполню. Я благословлю тебя. Я – отец всех живых существ, я беспристрастен, я никому не завидую. Я выполню любые твои желания».

00:29:21 И он сказал: «Дай мне сат». «Сат» означает вечность. «Ты не понимаешь, что ты просишь у меня - сказал брахман – Я не сат. Я сам асат, я временный. Я – лишь материальный творец Вселенной. Я – не первичный творец, я не Бог. Только Бог вечен». И этот человек, его звали Хираньякашипу, не поверил. «Как это? Творец Вселенной не сат? Хорошо. Он не хочет. Я заставлю его своим разумом, интеллектом. Вот моя просьба. Сделай так, чтобы я не умер ни от какой болезни, ни от какого живого существа в этой Вселенной, ни днем, ни ночью, ни на земле, ни в воздухе, ни в воде, ни под землей, ни в космическом пространстве». И Брахма отвечал: «Да. Да. Да. Благословляю. Так будет, так будет. Твое тело будет непобедимым».

00:30:15 Тогда Хираньякашипу подумал: «Ну, значит, я бессмертный. Брахма брызнул на него из своей [камандалы], из сосуда на его изможденное тело, на его кости. «Пууууф», у него было новое тело, такое, если вы даже метнули бы туда бомбу, она бы просто отлетела, как мячик, нисколько б не навредила. Можете его подрывать гранатами, террористические акты его не волновали. Можно было разрушить всю Москву, а Хираньякашипу бы остался целым. То есть это была живая сталь, фактически. Вот такое тело Брахма создал. Творец Вселенной создал ему тело, которое он просил, просто при помощи разума. Вам объясняли, как это делается. Можно отправлять материи при помощи разума, создавать что-то. Брахма – он высший создатель. И Хираньякашипу подумал: «Ну, теперь я бессмертный. Мои силы безграничны, я покорю всю Вселенную. Теперь я стану Богом здесь». И Брахма ушел в свою обитель, он не вмешивается в этот мир. Он – творец, он знает высший смысл этого творения. Есть подтверждение, Брахма такой, да. И Хираньякашипу, он покорил всех полубогов, все эти энергии, стихии, стал управлять сам.

00:31:24 Знаете, что было при управлении Хираньякашипу? Все процветало. Все материалисты процветали. Сейчас есть видеофильмы. Но тогда, знаете, где были видеофильмы? Просто в небе. Каждый день новый фильм показывали в небе. Были удивительные картины, сюжеты, истории. Какие люди хотели, все получали. Земля давала урожай без вспашки из страха перед Хираньякашипу. Можете представить, как бы здорово мы жили, при управлении Хираньякашипу? Люди хотят это строить при помощи агрокультур всевозможных, вот этих наук. Как бы это сделать так, чтоб все росло, а я бы не работал, кнопки только нажимал и получал бы все желаемое.

00:32:08 «Вот, все бы автоматы делали». Я помню, что, когда мы идею коммунизма прорабатывали, вот это была основа. Наука и техника нужна, чтобы мы не занимались каким-то физическим трудом, грязным. Мы сделаем так, что все будут делать роботы, а мы будем просто заниматься творчеством, петь, танцевать, петь «Харе Кришна». Но, мы должны знать, что именно честный труд делает человека человеком, а не отдых и наслаждение. Человек деградирует, теряет свою честь, энергию, становится пугливым, беспокойным, неудовлетворенным, чем больше чувственность наслаждением, тем слабее он становится. То есть, нужна аскеза. Вот, Хираньякашипу говорит: «Теперь я совершил аскезы, я самый сильный. Вам не нужно совершать аскезы, вы все получите через меня, поклоняйтесь мне, и вам дам всё, что хотите. Вам не нужно поклоняться. Я – самый сильный, я за вас все уже решил». Таким образом, лишил жизненной силы всех живых существ, потому что все ему отдавали через поклон это. Он продолжал свои аскезы и наслаждение, аскезы и наслаждение, аскезы-наслаждение, аскезы-наслаждение. И знаете, в чем было проклятие жизни Хираньякашипу? Как же он все-таки погиб? Он погиб.

00:33:13 В Пуранах описывается очень интересная история. У него родился странный сын, Прахлада назвали. Как ни странно, в семье великого демона, папа захватил всю Вселенную, все золото Вселенной, все жизненные силы живых существ были под его контролем. Сейчас тоже пытаются ввести чипы в лоб и руку человека, каждого человека, и контролировать таким образом можно любую личность в этом мире. То есть они хотят контроль установить, не поддавайтесь этому. Мы должны быть только от Бога, ни от кого другого. «Нельзя зависеть от падших людей,– написано в Ведах - это большая ошибка. Мы не должны попадать в зависимость от падших людей, даже если они великие кажутся. И вот, этот Прахлада, он не зависел от указания папы. Он родился святым от рождения. Вы думаете, святым можно стать только в силу воспитания? Очень много примеров, что это не так. Это можно унаследовать с прошлой жизни.

00:34:13 Случилось так, что, когда его жена была беременная, а папа совершал аскезы, полубоги подумали: «Если она родит ребенка, нам конец. Один только папа чего стоит, а ещё наследник прибавится. Давайте заберем эту женщину, дождемся рождения ребенка, или даже, пока он в утробе, ребенок, убьем его там». Полубоги договорились и украли ее. Пока он совершал аскезы, [Каяду] украли, это его супруга. И Индра хотел, это царь полубогов, уже убить её, схватил оружие. Убить, именно, зародыш в чреве, есть такое оружие. То есть женщина, она будет жива, но зародыш умрет. И там один великий мудрец, вселенский мудрец Нарада сказал: «Стой, Индра, ты преступаешь законы религии. Как ты можешь убивать женщину, тем более беременную, в положении?!». «Ты не знаешь, это не просто женщина, это жена Хираньякашипу. И если он сейчас поработил всю Вселенную, то, что будет, если она даст ещё потомство?! Мы хотим просто, так сказать, на корню это все уничтожить зло». «Ха! Если ты даже хочешь, применишь все свои силы, все своё оружие, ты не сможешь убить его. Этого ребенка охраняет сам Бог, это святая личность». «Ммм, другое дело. Тогда пусть он идет [неразборчиво]».

00:35:27 И Каяду родила Прахлада в ашраме этого святого. Причем он ей читал Бхагавата Пурану – священные писания о верховной личности Бога. И Каяда, так как он демоница, она засыпала. Ей неинтересно было это. «О Боге? А, понятно. Значит, не о чем, вообще, пустое времяпровождения». Но ребенок в чреве её, он слушал. В 7 месяцев он уже может слышать, и не только слышать, он даже думать может там. «Даже осознавать своё положение, - в Ведах говорится, – если он благочестив, он помнит много жизней назад, потому что органы чувств ещё не включились в реальность». И он может помнить. Когда уже органы чувств включаться в реальность, трудно помнить, все смешивается с этими образами, очень сложно. Поэтому Прахлада услышал Бхагавата Пурану там, и никто не знал, как он получил духовное образование.

00:36:16 Он родился в экстазе. Первое, что он сказал: « Нараяна!». Знаете, я это видел в Индии. Вот такие дети, едва встают на ноги, и вы говорите: «Харе Кришна», они руки поднимают и в транс впадают. С прошлой жизни, атмосфера такая у них. У них это просто врожденное уже чувство к Богу. Знаете, такие есть места, просто удивительные. То есть такой опыт у нас тоже есть. И, вот, таким родился Прахлада. И когда папа вернул свою жену, он увидел: «О, уже сын. Я совершал аскезы, а этому сыну еже около пяти. О, какая удача, у меня сын!», посадил на колени: «Ну, ребенок, ты знаешь, я самая великая личность, я твой отец». Он говорит: «Нет, папа. Сама великая личность – это Нараяна». «Что? Кто тебе сказал такое?». В царстве Хираньякашипу никто никогда не говорил о Боге. Бог – это был его великий враг, Бог убил его брата Хираньякшу, собственноручно. То есть великие демоны лично сражаются с Богом, никто их не может убить, кроме Бога. «И как ты можешь говорить о моем враге? Как ты можешь прославлять моего врага? Бог – это мой враг! Я же атеист, я же против Бога. Я тебя убью, если ты скажешь слово «Бог». Это соперник мой. И что-то с ребенком, кто-то его, все-таки, научил, где-то он слышал, с каким-то святым встретился. Отдайте его в [неразборчиво] школу».

00:37:42 Позвал двух учителей Шанда и Амарко – демоничные учителя. «Вот, вам ребенок. Ему 5 лет, кто-то испортил его уже. Ну, ещё есть шанс, он маленький. Пожалуйста, сделайте из него настоящего демона, первоклассного демона, лучшего из демонов». «Нет проблем. У нас прекрасная наука, мы – мистики. Мы можем вложить в него всё, что угодно сейчас. Что такое пятилетний ребенок?!». Они взяли его и стали вкладывать демонические принципы. «Прахлада, не будь глупцом. Не все твои братья, забудь об этом. Есть друзья, есть враги, а есть политика. Ты должен знать, как дружить, как враждовать, как создавать партии, как заниматься этим, разделять и властвовать, вот какая истинная жизнь. Кто тебе вбил в голову, что все мы братья и все остальное? Посмотри, есть враги. Даже у твоего отца есть враги. И кто тут верховный, знаешь? Твой папа. А ты его сын! Понимаешь, что всё это достанется тебе потом. Подумай об этом».

00:38:36 Прахлада смотрел, слушал, но не принимал. Он никакого вкуса не чувствовал в этом. Когда учителя уходили с урока, он говорил детям: «Слушайте, а что вы время теряете на этих занятиях? Нужно служить Богу. Вы же не почувствуете никакой радости, никакого вкуса от такой жизни. Скукота. Политика. Давайте воспевать Харе Кришна». «Да, мы – дети, Прахлада. Что ты нам говоришь? Мы хотим играть. Какой Харе Кришна? Ну, когда мы состаримся, тогда будем молиться Богу».« Вы не понимаете, можно играть и петь Харе Кришна». «Как это?». «А вот так. Давайте». И он стал петь, танцевать, развлекаться и петь Харе Кришна. И дети подумали: «Действительно, как хорошо жить с Богом». И тут пришли снова учителя, и испугались: «Этого ребенка не исправить». И пока Хираньякашипу не узнал, они привели его обратно и сказали: «Твой ребенок неисправим, мы не знаем, мы не пренебрегали, мы учили. Не гневайся, пожалуйста, пощади нас. Но в него кто-то вложил эти принципы очень глубоко в сердце».

00:39:29 Я помню, как на Западе был один случай, подтверждающий эту глубину. Есть такие случаи, когда родители не хотят, чтобы ребенок был в Харе Кришна. Ну, что угодно. Наркоман. Пожалуйста. Но только не Харе Кришна. И некоторые, очень настойчивые. И они стали применять такой способ – нанимать депраграмматоров. Слышали, да, что такое депраграмматор? Он депраграммирует вас, он ти самые священные вещи, как бы, пытается принизить, разрушить оскорбить. На ваших глазах это все покритиковать, найти недостатки, разрушить все это, книги прям на глазах рвут, четки сжигают. То есть оскорбляют духовных учителей, фотографии рвут. Вот так, вот, с людьми поступают. И говорят, что «вас порабощают, таким образом, вас контролируют, это тоталитарная секта», вот, что-то такое.

00:40:18 И этот человек сопротивлялся, его привязывали, и снова сопротивлялся, убегал, ловили, привязывали. В конце концов, он стал умным, он перестал сопротивляться. «Понял, понял все». «Кришна есть?» - «Нету». «Ладно, иди». И снова побежал в Храм. Но ничего не помогает. Он прошел целый курс депраграмматоров, весь цикл лекций прошел депрограмматором, ничего не получается. «Что же делать?» – спросили родители. «Но есть последний способ, но не знаю, согласитесь ли вы? - сказал главный – Если вы дадите согласие, мы сделаем, конечно, мы не против». Родители сказали: «А что за способ?». «Один укол. Он потеряет память, он забудет все, даже ваши имена. Но вы можете восстановить все заново, заново его обучить, вложить заново все, все необходимые вещи. Немножко потрудиться, несколько лет, и все будет хорошо. Стерильная память будет, сейчас все устраним».

00:40:14 Родители подумали и сказали: «Да, пожалуй, другого выхода нет, иначе, он уйдет в Харе Кришна». И сделали укольчик. Ребенок открыл глаза и не понял, кто перед ним. Сказали: «Я - твоя мама. Я - твой папа. Тебя зовут Вася». Он говорит: «Я ничего не помню. Харе Кришна, Харе Кришна. Кришна, Кришна. Харе. Харе». Это реальный случай. То есть это знание глубоко. И поэтому, мы вчера сказали, кто-то очень глубоко, значит, какой-то великий святой, необычный человек вложил в него это знание. А мы не обладаем такой глубиной, не можем войти туда, до такой глубины, и это остается при всех обстоятельствах, не проникает в наше знание.

00:41:55 Значит, первое, что Хираньякашипу сказал: «Прахлада, мы ж с тобой друзья, ты – мой сын, ты, вот, всё это унаследуешь. Давай, не валяй дурака, учись нормально». Но второй этап другой. Он сказал: «Посмотри, вот это все твое. Управляй. Я тебя покупаю. Ну, забудь обо всем. Все это твоё уже сейчас. Не помогает? Тогда, вот, указ. За вот такие вещи наказание – смерть. Слышал? Вот, я тебе последнее предупреждение даю. Не помогает? Тогда нужно привести в исполнение приговор». 4 метода есть исправления личности. Сначала пожурить, сказать: «Мы ж друзья, ну, прекрати», потом сказать: «О, я тебя повышаю в должности, только, вот, забудь об этом», тоже помогает, прекрасно помогает. Не помогает, я издаю закон: «Запрещено. Под страхом». Не помогает, в конце концов, нужно ликвидировать.

00:42:47 И, вот, Прахлада дошел до последней стадии, ликвидации. Пятилетний ребенок. «Ликвидировать. Сбросить с горы. Маленький ребенок, не выживет». Демоны взяли: « Хираньякашипу сказал, нужно выполнять. Он – наш Бог, любое указание должны выполнять». Бросили с горы его. Прахлада: « Нараяна! Нараяна! Нараяна! Нараяна!». Не боялся, никакого страха. Как это маленьким детям свойственно, не боятся ничего. В Бхагаватам говорится: «Нараяна был внизу в это время и подставил свои руки, лично. «Оп», положил на камни и исчез». «Что там? - в бинокль навели – О! Живой? Хираньякашипу, он не умирает». «А, он – мистик. Ну, понятно, я – мистик, и он – мистик. Бросьте под ноги слонам бешенным. Пусть растопчут». «Нараяна! Нараяна! Нараяна! Нараяна!» - Прахлада лежал, не боялся. Но, поскольку, Нараяна в сердце каждого живого существа, и в сердце слона, слоны не могли наступить на него, обходили почему-то все. Пробежали, знаете, но на то место никто не наступил, очень аккуратные слоны оказались, хотя и бешенные.

00:44:03 «Странно, он, кажется, управляет другими живыми существами. Он не прост, не так уж прост, как я думал, сказал Хираньякашипу. « Сварить его в кипящем масле, в конце концов». Он стал даже бояться: «Что за ребенок?». Бросили его в масло, масло остыло тут же. Все законы физики, они как-то по-другому стали работать. И тогдаХираньякашипу сказал: «Хорошо. Я потеряю честь и силу, и уважение других, если я не справлюсь с этим младенцем. Сделайте вот что: свяжите его цепями и камнями, бросьте в океан на дно, и на этом месте постройте Эверест из скал и камней, погребите его заживо там. Это будет наверняка». И они это сделали. Это были великие личности, они могли осуществить такой план. Они этого ребенка замотали в цепи и камни, бросили на глубину океана, в том месте они сделали Эверест из гор, над морем поднялась целая гора камней. Это была живая, хорошая могила, лучшая из могил, самый высокий памятник за всю историю мира, пожалуй, Вселенной. Это сделалХираньякашипу – владелец Вселенной. Прахлада смиренно ждал, когда папа его исполнит свои желания, он был смиренным. Отец – это старший, ему нужно поклоняться и уважать. И он ждал, когда он закончит. Все, Эверест готов. Хираньякашипу сидел, дрожал: «Он не должен выжить».

00:45:24 У? Как вы думаете, выживёт он или не выживет? Отгадайте. А почему? Как это возможно? Так вот, в Бхагавата Пуране говорится, он выжил лишь только потому, что был связан со сверхдушой. Но он действовал один. Один не может ребенок делать такие вещи. Но связь со сверхдушой, Прахлада сделал вот так, вот, ручкой, «раз», и Эверест развалился, и вышел оттуда. И тогда Хираньякашипу сказал: «Откуда у тебя такое могущество?», его трясло от страха. «Почему ты такой сильный?». «Оттуда же, отец, откуда у тебя, - сказал Прахлада – от Верховного Бога». «Где твой Бог??? - Схватил оружие, - Покажи мне его конкретно». «А где же его нет? – сказал Прахлада, – Он везде, всюду. Это же Вишну татва, сверхсознание, он везде и всюду, он пронизывает все миры». «Скажи конкретно, где он? Где? В этой колонне есть? Колонны же поддерживают дворец. А он поддерживает? В колонне есть?». Прахлада посмотрел на колонну и увидел: «Есть. Он уже там». Это было одно из воплощений, - описывается Нрисимхадев [неразборчиво], которое не принадлежит ни к одному виду жизни в этой Вселенной. Это комбинация человека и льва. «Нри»– человек, «симха» – лев. Голова льва и когти, все остальное человеческое, тело Вишну. Это было воплощение гнева, его рык издавался из колонны. Хираньякашипу ударил по колонне, она дала трещину, и затем этот звук пронизывал всю вселенную, оттуда вышло воплощение Нрисимхадева.

00:46:54 Короткая битва, и он разорвал его на своих коленях, ни на земле, ни в воде, ни в воздухе. Это было ни днем, ни ночью, а вечером. Никаким оружием, кроме когтя Нрисимхадева, разорвал его также легко, как человек осу может разорвать на 2 части. Вот в это стальное тело Хираньякашипу с такой легкостью, как в масло, вошли когти, на две части. И затем его гнев не утихал. Был такой гнев, этот террор, который не мог перенести этот террор над чистым преданным, защищал своего чистого преданного. Он выдернул кишки из тела Хираньякашипу и накручивал себе, как гирлянды.

00:47:31 У нас такая картина была в Петербурге в кафе, мы отпугивали всех посетителей, на самом деле. Но мы, невинные же, мы же преданные Господа, всё это нравится, знаете…. «О, Нрисимхадев, - думаем – какая красота, он уби Хираньякашипу». Там кровь кругом, кишки, знаете, там, это все, лев такой. И мы в этом видим прасад и медитируем так хорошо, а люди заходят, дверь открывают, смотрят на картину, «Оп», и дверь закрывают. Потом мы догадались, нужно снять. Это не место для такой картины. Очень кровавая сцена, но преданные не видят там кровь, они видят другие вещи, трансцендентные. Это трансцендентная история, на самом деле. Это одна из задач Верховного Бога, убивать демонические силы, восстановить религиозные принципы, поддерживать святых. Если он сам приходит, он действует именно таким образом.

Ананда майа - пятый уровень сознания

00:48:20 Итак, это уровень, когда мы осознаем на пактическом уровне душу, и начинаем действовать на этом уровне, называется вигьяна майа. Это четвертая ступень. И, куда ещё дальше? Нет, есть ещё одна ступень. Ну, последняя в этой схеме. Ступень называется ананда майа. Ананда означает безграничное блаженство. Не то, что мы думаем, счастье, не совсем так. Счастье материальное можно изменить в рублях. «Сколько вам нужно для полного счастья?» - спросили Шуру Балаганова. И он посчитал. «Триста тридцать три рубля» - он сказал, с копейками, все точно вычислил, Вот, на эти деньги он полностью был бы счастлив. И у нас тоже есть свои запросы, правда же? Сколько нужно для счастья каждый месяц? Мы знаем точно, сколько мне нужно. Но, вот, «Ананда» означает, что границ этому не существует, и никакие деньги не помогут в этом. Ананда майа – личные взаимоотношения с Богом, когда душа приближается к Богу лично, вот, мы видим друг друга лично. Можем, если захотим, развивать отношения. Вот так же можно видеть Бога и развивать с ним отношения. «Как Вас зовут?». «Вася». «А меня Маша. Сколько Вам лет?». Точно также можно разговаривать с Богом, узнать имя, и прочее.

00:49:44 Однажды другой демон, Бали Махарадж совершил великую ягью. Ягья – это жертвоприношение, мы говорили об этом. Через ягью человек становится прославленной личностью и богатым очень, достигает власти, почитания, авторитета в обществе. Вот, Бали Махарадж , он был демоном, но совершал ягьи и имел великий авторитет. Его уважали все, полубоги, демоны, он был самым сильным, самым знающим, самым цивилизованным, культурным человеком, хотя был демоном. И совершал однажды ягью, он тоже захватил всю Вселенную, совершал ягью от имени Бога. Сам, как бы, управлял Вселенной. И тогда полубоги, притесненные его могуществом…, полубоги обычно устанавливают принципы религии, а демоны разрушают их, они борются друг с другом. И полубоги, ущемленные демоном, обратились к Вишну, сказали: «До каких пор это будет продолжаться? Мы не можем выполнять своё предназначение, мы не можем использовать своё благочестие, мы живем, как в тюрьме, хотя мы должны быть великими личностями. Пожалуйста, укроти этого демона». Вишну сказал: «Я отберу у него все владения, не беспокойтесь». Полубоги разошлись и ждали: «Когда же это произойдет? И как это произойдет? Какое это будет воплощение? Что-то будет интересное, какая-то лили, игра».

00:51:06 Вот, в разгар этого жертвоприношения, этого праздника на жертвенной арене появился какой-то мальчик, карлик, брахман, священник, очень молодой и красивый. Знаете, некоторые священники не растут во взрослых людей, остаются детьми, великие мудрецы, и внешне выглядят, как дети. Четверо кумаров есть такие. И, вот, Вамана дев – воплощение красоты и Бога. Он был великолепный, красивый ребенок с зонтиком, светящимся, как солнце, в оленьей шкуре, на прическу были собраны в пучок волосы, совершал аскезы и сиял красотой. И когда он вошел на эту жертвенную арену, испуская сияние, Бали не мог оторвать от него глаз, был покорен его красотой и спросил: «Кто ты? Что за существо? Ты – брахман, а я поклоняюсь брахманам. Я жертвую, исполняю желания брхманам, я живу, ради брахманов».

00:52:00 Это ведическая культура, что нужно поддерживать брахманическую культуру. Так мы будем процветать. И даже Бали Махарадж знал об этом, говорит: «Я покровительствую брахманам, исполняю желания. Скажи, кто ты?». «Практически ничего невозможно рассказать о себе, – сказал Вамана – очень сложно». «Но, как тебя зовут?». «Любое имя мое, - сказал он – Я безграничен». Он сказал, что, на самом деле, я безграничен, то есть я божественен. «А что ты хочешь? – сказал Бали Махарадж – Ты пришел же неспроста. Если брахман приходит, какая-то высшая цель есть в этом, он не приходит просто поесть и посмотреть на зрелище, брахман не интересуется этим. А, раз, ты пришел, чего ж ты хочешь? Какая-то высшая цель блага для всех?». «О, не так много. Я ни в чем не заинтересован, нет никаких материальных желаний». «Нет, нет. Это позор для меня, если я не удовлетворю твои желания. Проси, что хочешь». «Всего три шага земли, - сказал Вамана-дев – больше не надо». «Три шага. Я тебе могу дать больше. Ты понимаешь, кто я? Я – владелец всей Вселенной, я тебе могу дать планету, могу дать тебе райских женщин. Ну, выбирай. Могу богатство, золотом тебя осыпать». «Нет, всего три шага земли. Я не заинтересован в материальном благополучии».

00:53:11 И тут Шакрачарья – это учитель демонов, который сидел, наблюдал: «Что-то странное происходит. Странный брахман, слишком привлекательный, слишком безмятежный. Даже для брахмана слишком чистый, что даже Бали Махарадж, смотрите, он его просто очаровал. Какая-то магия, какая-то иллюзия от него исходит. Он уже готов ему отдать всё, что угодно. Бали, иди сюда. Я – твой гуру, иди сюда. Не слушай его, это Вишну. Я угадал, это Вишну. Он придет, он заберет сейчас все у тебя. Он обхитрит, он обманет, так он обманет всех полубогов, святых демонов, вернее». Но он уже попал в сети, Бали сказал: «Даже, если это сам Вишну, я отдам ему всё, что угодно, пожелает, и это будет позор для него, что Вишну сам пришел просить у меня милостыню. Сам Бог пришел ко мне просить милостыню! Я отдам ему всё, что он хочет, я достигну небесной славы. Все будут знать, что Бали Махарадж выше Бога, сам Бог просил у него милостыню, и получил ее». Вамана-дев улыбался и смотрел на эту сцену. Бали ему сказал: «Так, я обещаю, три шага земли, шагай, куда хочешь, пожалуйста. Пролил воду, произнес мантру. Пусть будет так, как я сказал». Все при всех, договор, печать, все подписано, все авторитетно. «Ну, шагай». И все напряглись: «Что же будет делать Вамана?».

00:54:30 Вамана стал расти в размерах так, что Солнце стало казаться лишь колокольчиком на его стопе, сделал первый шаг «Пуууффф», второй «Пуффф», покрыл всю Вселенную, пробил оболочки Вселенной, потек причинный океана, это небесная Ганга, и дальше шагать было некуда. Два шага сделал. Он посмотрел сверху, сказал: «Бали, ты обманул меня. Ты обещал три шала. А я сделал всего два, и ничего нет больше. Куда шагать третий шаг? Говори сейчас». Бали был очень умным человеком, он сказал: «Есть ещё кое-что, что я тебе не отдал. Шагай на мою голову». И Вамана шагнул ему на голову, отобрал у него всю Вселенную, смотрите, столкнул его в адские миры. Но адские миры, где живёт Бали Махарадж, выше райского уровня. И сам Вамана там дворецкий у него. Они стали друзьями после этого, ведь он предложил ему все, даже свою жизнь. Он стал великим преданным.

00:55:37 Поэтому Веды говорят: «Между великими демонами и великими преданными небольшая разница. И те, и другие знают о Боге, служат ему, но по-разному, одни с ненавистью, другие с любовью.» И он призывает нас с вами служить ему с любовью, вот и вся разница. С ревностью мы знаем, как это делать, без Бога мы жили уже давно, время выходит, меняется, сейчас время возвращения к божественному сознанию. И Россия будет первая. Вы только посмотрите, как люди слушают эти истории в России, лучше даже, чем в Индии, чем в ведической культуре. Здесь, кажется, всё это новое, это старые истории, о которых просто мы забыли. И таких историй безграничное множество божественных. Это называется Ананда майа. Можно получить это блаженство, просто слушая о деяниях Бога, но из верного источника. То есть мы должны научиться это говорить с преданностью, и в этом есть все предыдущие уровни, которые мы перечислили. Если мы просто будем в блаженстве служить Богу, автоматически уже прикладывается и пища, и здоровье, и философия, и практическое применение всего.

00:56:45 Понимаете, какое могущественное Ананда майа? Бог наш друг. Какие же проблемы могут быть? Ну, если мой друг, скажем, Лужков, а ещё лучше этого, родственник. Мой дядя, например, родной. Я ведь тоже становлюсь могущественным человеком. Поэтому [неразборчиво] должен с ним поосторожней, все-таки. Сам-то он никто, но дядя-то у него «ого», нужно, вообще, обходить его стороной, быть очень вежливым, культурным. Но, а если я слуга Бога, как мы будем общаться? Вообще, рот закроем, будем сидеть. Я не знаю, что делать. Нет, не так, не так. Мы должны быть очень близкими людьми духовно, это духовные отношения. Это не телесные отношения. То есть человек, который находится в служении Богу, не имеет никакого определения месту в материальном мире. Он выключается из борьбы за выживание. У него нет здесь никакого места, он живёт в отречении. Ему не нужны ни деньги, ни власть, ни слава, ничего материального, иначе, это не человек от Бога. Иначе, мы не можем услышать тогда истину, она не привлечет нас. Поэтому ценность, главная, это Ананда майа. И источник этой Ананда майи – взаимоотношения с Богом. Вот этому учит вся ведическая культура.

00:58:08 Мы будем иметь абсолютно все. Материальные потребности автоматически решаются, если мы обретаем сознание Бога. И каков путь, мы говорили, что эта медитация трансцендентна, медитация приводит, именно, на уровне Ананда майа, когда мы воспринимаем имя Бога, форму Бога, качество Бога, духовные качества. Когда мы видим духовные качества? Когда сами обретаем духовные качества, мы же видим себе подобных. Если я думаю, что я – тело, и на других смотрю, как на тело. Если я думаю, что я - ум, на других смотрю так же, как на ум. Но, если я знаю, что я – душа, слуга Бога, то я вижу, что другие тоже все, все живые существа, слуги Бога, все служат Богу, но одни осознанно, другие неосознанно, одни по доброй воле, а другие подневольно. Есть два типа людей в государстве. Есть люди, которые свободны, а есть люди, которые в тюрьме. И те, и другие служат государству, одни добровольно, другие нет. Вот и вся разница. Но абсолютно все слуги государства. Так же и мы говорим: «Все – слуги Бога, но все мы служим по-разному, подневольно, вынужденно или добровольно».

Для чего нужна аскеза?

00:59:14 Вот, сказали, что нужна аскеза, чтобы очистить себя, ограничение, «тапассия». «Тапа» – аскеза, мы станем сильными, чистыми людьми. Но, если мы не захотим принимать добровольную аскезу, придёт вынужденная аскеза, придёт голод, безденежье, нищета. И в России сейчас многие люди получают всего в месяц 600 рублей, в среднем. Представьте себе, они так живут, многие, многие люди. Если посчитать, сколько это в день. 17 центов, примерно. Это, примерно, содержание одного узника Бухенвальда. Люди опускаются на такой уровень в мирное время, смотрите. До такого уровня опускаются. Почему? Они не служат Богу, вот и вся разница, вот и все. И мир становится хуже войны.

01:00:01 В войну было меньше потерь. Каждый год 20 миллионов абортированных детей в мире. В годы войны, за 4 года войны потеряли 20 миллионов людей в Советском союзе. Сейчас каждый год в мире 20 миллионов. Сколько сейчас голодающих? Каждые три секунды умирает ребенок с голода на планете, и прочее. Мы думаем, что живем в мире. Великая война давно уже идет, она обрела другие формы уже. А сколько людей теряют нравственность, чистоту идеалов, цель и смысл жизни? Сколько самоубийств? Больше, чем смерти от болезни, я вас уверяю, от аварий. Больше всего смертность от самоубийств в мире, такова статистика. Люди, чтобы получить какие-то гроши в Китае, продают свои почки. Чтоб какие-то гроши же просто получить, ради денег это делают. И не видят никакого смысла жизни.

01:00:54 Делали опрос среди людей. Далеко людям до этого их понимания. Они даже уже и забыли, как об этом думать. Деньги, деньги, деньги, деньги. Кто внедрил все эти ценности? Откуда они пришли? Если рассказать любое священное писание, мы не найдем ничего подобного. Как это пришло? Как это утвердилось? Как это подтверждается с каждым днем? Есть причина – чувственные наслаждения. Поэтому нужна аскеза. Ограничить чувства, вести здоровый образ жизни, это даст силы, чистоту, в конце концов, мы обретем ясное сознание. Сначала ясное человеческое сознание, потом божественное сознание. То есть сейчас нужно проснуться от этих иллюзий, денежно-вещевого рая и всего остального. Рай принесет сюда только Бог и сознание Бога. Вот это духовное знание, оно очень могущественно.

01:01:48 Поэтому мы говорили вначале, что есть знание, которое мы можем получить через органы чувств, и есть божественное знание, которое мы можем получить, как откровение свыше. Вот, повторяя: «Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе», мы получаем нисходящее знание, спускающееся на нас, озарение, трансцендентная медитация. Это предписано Ведами.

01:02:16 Так, сегодня мы оставим больше времени на вопросов. Будут ещё какие-то объявления. Сейчас можно готовить записки. Хочу вам представить Ананда муни, который, вот, очень хорошо общается с людьми, с новыми людьми, он может продолжать поддерживать общение, отношение, если вы хотите продолжать общаться с нашим обществом ведической культуры. Ну, получать знание, интересоваться книгами, праздниками нашими, общением. Вот, у нас есть преданные, которые занимаются этим. И Ананда муни также, он – энтузиаст. Очень образованный человек. Он ведет монашеский образ жизни. Этот человек, он не женат, он в статусе монаха, поэтому будьте с ним очень, так сказать, осторожны, женщины. Вот. Не беспокойте его слишком, он не будет жениться, видимо, в своей жизни, так, видимо, я полагаю. Но он обладает духовными знаниями и живёт ради этого. И он готов делиться. Вот, такие хорошие есть люди. Я представляю Вас. Даже похлопать можете ему.

обработка текста: Дамаянти д.д. | Чиангмай | Тайланд | 08 October 2013
транскрибирование: Анастасия Будашева | Георгиевск | Россия | 13 May 2012