Аскезы ума

Аюрведа радио - 04 February 2013
Как ум руководит нашей судьбой? Как правильно использовать хорошее настроение?
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа, здоровье» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:13:09 | качество: mp3 48kB/s 25 Mb | прослушано: 1950 | скачано: 1192 | избрано: 63
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [ведущая]Добрый вечер всем кто слушает аюрведарадио. Вы правильно делаете, хочу заметить. У нас начинается прямой эфир. Продолжается целый и большой цикл прямых эфиров с Алексеем Маховым по понедельникам с 18.00. Как обычно, я подключаю Алексея к нашему эфира, к нашему эфиру. Общаемся мы с помощью такой замечательной программы как скайп. Кстати с помощью этого же скайпа вы можете такжезадавать свои вопросы, дозваниваться к нам. Аюрведарадио – это наш логин. Пока же я здороваюсь с Алексеем: «Здравствуйте».

00:00:33 [Махов А.В.]- Здравствуйте, Олеся. Здравствуйте, уважаемые радиослушатели.

00:00:36 [ведущая]- Я напомню, что ровно неделю назад у нас был последний эфир, предыдущий. И мы продолжили, продолжили свой разговор о законе аскетизма, затронули аскезы тела, режим дня и питания, поговорили о почитании старших и услышали об аскезе речи. Сегодня продолжаем эту тему – закон аскетизма – и кроме скайпа, который я уже назвала, вы, уважаемые слушатели, можете присылать в письменном виде свои вопросы на email к нам. Звучит он так: aur@vedaradio.ru. Так что выбирайте любой способ связи с нами, задавайте свои вопросы до 19.00. А может быть немножечко больше продлиться наш прямой эфир.
Итак, что же ещё в себя включает закон аскетизма?

00:01:30 [Махов А.В.] Итак сегодня, уважаемые радиослушатели, мы с вами продолжим рассматривать силу аскезы или закон аскетизма, и мы переходим к рассмотрению аскезы, которуюможет человек совершать в своем тонком теле. Сегодня мы будем рассматривать аскезы ума. И аскезы ума в целом, если их взять в своей совокупности, они означают, что человек получает, или культивирует в себе способность контролировать свой собственный ум. В целом если сказать, что такое аскезы для ума, аскезы для ума означает всегда это контроль ума. И первое, что должен понять человек для того, чтобы контролировать свой ум, он должен осознать тот факт, что неконтролируемый ум является нашим злейшим врагом. И, к сожалению, большинство из ныне живущих людей даже не догадываются об этом. Они не знают о том, что умом нужно управлять, его нужно контролировать, потому что в противном случае, он будет контролировать нас.

Как ум руководит нашей судьбой?

00:02:30 Теперь вкратце вспомним, что такое ум, как мы его воспринимаем. Ум – это одно из наших тонких тел, вот. И так как в основном люди не видят тонкие тела, но тем не менее мы можем его воспринимать. Ум – это наши мысли, наши рассуждения, сама логика. Не постулаты, а логика вот именно, то есть способность трансформировать одну мысль в другую - находится в уме. В уме находятся наши желания, наше ощущение и наши чувства. То есть всё, что мы чувствуем, всечем мы думаем, всё, что мы ощущаем и желаем – всё это находится в нашем уме. И это собственно и есть ум – то, как он проявлен для нас. Вот. И нужно знать здесь очень важную вещь, что всё, что мы, все мысли, которые приходят к нам в голову, все желания, которые вдруг вспыхивают в нашей голове, если за ними немножко понаблюдать, то очень быстро приходишь к выводу, что они абсолютно алогичны. Они приходят в наш ум вне контекста нашей нынешней жизни. И это является доказательством того утверждения, которое приведено в Ведах, что все наши чувства, которые просто так приходят в наш ум, в наши мысли и желания, они идут из нашего прошлого. Они не являются нашим настоящим. И дело в том, что это доказать достаточно просто.

00:03:51 Смотрите, если допустим, мы примем тот факт, что желания и мысли и чувства, которые вот полностью в нашем уме во всей совокупности своей возникают являются нашим настоящим, то, скажите, пожалуйста, откуда тогда у нас в умах внезапно возникают желания печалиться, откуда вдруг неожиданно портится настроение? Почему, например, возникает само по себе возникает желание думать о плохом, понимаете? Или желание, например, вдруг возникает желание поспать. Или желание переесть или поесть не вовремя, желание поругаться с кем-то, кто-то настроение вдруг. У нас вдруг портится настроение, и мы считаем, что кто-то в этом виноват. Понимаете? Вся проблема заключается в том, что мы думаем, что всё, что нам в ум приходит, это является нашим настоящим, и поэтому мы, когда у нас возникает то или иное изменение настроения или то или иное желание приходит в ум, мы, не анализируя его природы, сразу же принимаем, что оно является нашим, мы фактически себя отождествляем с ним. Именно так ум руководит нами.

00:04:50 Наш собственный ум, который не имеет отдельного от нас существования фактически руководит нашими, нашей судьбой, вот, нашими, нашими поступками. С другой стороны, если взять, откуда приходят в ум все эти желания, они приходят как созревшие плоды наших прошлых поступков. Вот. Поэтому удивительным фактом является в том, тот факт, что современные люди в подавляющем своем большинстве сто процентов своей жизни живут своим прошлым. В прошлом, постоянно только прошлым. Даже в настоящем человек живёт очень мало или практически вообще не живет. Даже если он пытается сосредоточиться на чем-то, он воспринимает это настоящее через призму того настроения, которое ему положено по судьбе. Понимаете? Поэтому у нас даже песни такие поются. Есть такая песня, кода молодой человек идет на свидание и он идет к своей, к своей девушке на место свидания и поет, что все прохожие на ангелов похожие и прекрасно пахнет резедой. Приходит, значит, в назначенное место в назначенное время, а девушка не приходит. И он идет назад и в принципе по той же самой дороге и думает, что, поет уже одругом, что все прохожие на дьяволов похожие и ужасно пахнет резедой. Понимаете? То есть мировоззрение поменялось на 180 градусов. Почему? Потому что просто по карме не было положено встретиться с этой девушкой. Понимаете? Но у человека изменилось всё. Вот так вот наш ум контролирует нас с помощью нашей собственной прошлой, прошлой кармы. Вот.

Как правильно использовать хорошее настроение?

00:06:23 Дальше, следующее. И это, и это только ещё половина беды. Дело в том, что у нас же ещё есть и хорошая карма, то есть мы совершали ещё какие-то благочестивые поступки. Но вся проблема заключается в том, что мы даже к хорошим нашим, к последствиям нашей хорошей кармы мы тоже не знаем, как правильно относиться. Вот. И когда к нам приходит результат вот такого, каких-то, какого благочестия, очередная капелька капает к нам, нам в сознание, у нас мгновенно, что возникает? Хорошее настроение само по себе. Вот. Хорошее настроение, все классно, все замечательно. И что мы делаем? Что нам говорит вот в этот момент наш ум? Он говорит: «Ну, все. Смотри у тебя хорошее настроение, все замечательно, делать ничего не надо. Надо просто радоваться жизни». Знаете, такой человек, ему, когда пришло время немножко порадоваться жизни, он садиться и начинает просто балдеть, у него улыбка такая, знаете, туманная на устах. И его спрашивают: «Почему улыбаешься-то?» А он говорит: «А у меня хорошее настроение».

00:07:22 Но проблема заключается в том, что это хорошее настроение, оно не просто так тоже пришло.Когда приходит хорошее настроение, нужно знать, что оно предназначено только для того, чтобы вот эту энергию пока хорошо тебе, её нужно направить, это время нужно потратить на то, чтобы направить силу своего, ну, вектор своего движения, свою судьбу нужно направить в то, в то русло, которое приведет тебя к источнику этого хорошего настроения. Понимаете? Чтобы можно было за это время усилить эту связь, чтобы потом это уже хорошее настроение никогда не проходило. Однако, что мы делаем? Как только нам становится хорошо, мы мгновенно расслабляемся, мы говорим: «Ну, вот, наконец-таки». И все и после этого, что происходит? Мы останавливаемся, ложимся, начинаем мечтать. В положенный срок хорошее настроение проходит, потому что что мы сделали? Вместо того, чтобы приумножить благочестие, которое пока у нас был благоприятный период, мы его просто потратили. Ну, как? Как сказать? Как в отпуск съездили или на курорт, мы там отдохнули, побалдели немножко и всё. Потом это хорошо в какой-то момент заканчивается, потому что за хорошей кармой всегда обязательно следует плохая. И приходит, например, там муж с работы, там или говорит: «Ну, че развалилась, иди дома убирайся». И все. Сразу внутри: ну, ненавижу, ненавижу его. Что же делать? Ну, и тоже самое и, и с мужем происходит.

00:08:49 Когда жена улыбалась, улыбалась. Потом пришел он и не заметил, что она в новом платье. Ну, и все. Что за этого, что за этим следует не трудно догадаться. Вот. Все. Не могу больше жить, уйду, разведусь. Но проблема-то заключалась не в этом. Не в жене и не в муже проблема. Проблема в том, что мы не понимаем, что когда нам плохо – это означает, что мы должны что-то делать. И когда нам хорошо, мы тоже не понимаем. Это хорошо предназначено только для одного: чтобы мы могли легче действовать в этот момент по достижению такого уровня развития своего сознания, чтобы вот этого состояния сч…, состояния счастья, оно было для нас постоянным. Поэтому проблема заключается в постижении, ну, проблема в отношении к хорошему периоду заключается в том, что, когда нам хорошо, мы должны учить свой ум наслаждать других. Понимаете? Не наслаждаться самому, а стараться в этот момент служить другим,потому что в этот момент, когда к нам приходит хорошая судьба, нам это делать гораздо проще. Понимаете? Нам проще, потому что у нас уже в сердце есть некоторое количество счастья, которое мы можем отдать другим.

00:09:58 Вот. Таким образом, первая аскеза для ума, которую человек должен совершать – это поверить в тои понять, получить знание точнее о том, что бесконтрольный ум является врагом, и здесь нет никаких вариантов. Совсем никаких, понимаете? Не бывает так, чтобы человек, у человека был бесконтрольный ум, и этот бесконтрольный ум был его другом. Потому что проблема заключается в том, что, ещё раз повторюсь, бесконтрольный ум – это всегда проводник нашей прошлой судьбы. И человек, который не контролирует свой ум, он всегда просто живёт свою прошлую, результаты своей прошлой судьбы проживает, параллельно зарабатывая постоянно новые. Другого способа нет жить у таких людей. И в этом, кстати, ошибка западной психологии, многих школ западной психологии, которые говорят, что наш ум всегда является нашим другом и поэтому надо нам себя внутри все время гладить по сердцу и говорить: «Я хороший, я хороший, я замечательный». Даже когда мы совершаем какой-то дурной поступок и нам в общем-то предъявляют счет, и говорят: ну, что же ты такой сделал?Он говорит: « Ну, да, вот, так получилось». Но внутри всё равно нужно считать: я хороший, я хороший. Проблема в том, заключается в том, что человек так, когда он действует таким образом, он культивирует очень сильно надувает себе ложное эго. Понимаете? Вот это вот ощущение того, что я всегда хороший, я всегда прав, даже если я совершаю какой-то плохой поступок, то это всё равно я в безвыходном положении я внутри всегда всё равно хороший при всех ситуациях. Проблема заключается в том, что для этого не нужно быть человеком. Понимаете? Ведь эта же идея, онане требует вообще никакого для нас, никаких усилий для принятия. Наоборот, она как раз сама по себе возникает. Почему? Веды отвечают на этот вопрос. Потому что это животный уровень существования.

00:11:48 Любому животному попробуйте донести до него тот факт, что оно не хорошее, оно никогда не примет этого. Если, например, кошка, ну, предположим, залезла на стол, и вы её согнали так достаточно, ну, так сурово – веником, предположим, куда-нибудь погнали. Что будет делать кошка? Она будет сражаться с вашим веником. Почему она будет сражаться с веником? Ведь она же знает, что она сделала неправильно. Она будет сражаться только по одной причине. Она всегда считает себя хорошей, чтобы она не сделала. Даже если она накакает на диван, понимаете? Все равно она будет считать себя хорошей, и она будет очень сильно возмущаться, когда вы ей будете что-либо выговаривать. И так действует любое животное. Потому что это естественный образ жизни, естественный эгоистичный образ жизни живого существа в материальном мире.

00:12:35 Таким образом, вот это утверждение западной психологии о том, что мы должны всегда себя только хвалить внутри и говорить: какой я хороший, фактически означает это животный образ жизни. Веды говорят с точностью до наоборот. Что мы должны, во-первых, понять, что бесконтрольный ум является наше, является нашим врагом и на следующее, на следующем этапе мы должны делать что? Мы должны начать его сознательно культивировать. Понимаете?

00:13:06 Следующее, что хочется сказать. Второй вид аскезы для ума, который мы должны опять же получить, о котором мы должны получить знание и принять в свою жизнь: мы должны поверить в своем уме, поверитьв то, что зла не существует. Господь Будда в своюоч…, в своё время сказал удивительное изречение, что единственное зло, которое существует в этой Вселенной – это невежество, другого зла нет. И поэтому если мы кого, по отношению к кому-то, кого-то воспринимаем как злого или вообще что-то в этом мире воспринимаем как зло – это очень хороший признак того, что в отношении вот к этой области мира, к этой области материальных сил мы находимся в невежестве. Веды говорят, что никто никогда не желает зла. Никто из окружающих людей, нас, нас с вами людей не желает, не желает зла сами по себе. Понимаете? Это очень важно понять. Однако же они поступают враждебно по отношению к нам в силу нашей плохой судьбы.

00:14:11 Знаете, проблема заключается в том, что, смотрите, люди, которые нас окружают, они не хотят зла, они всегда хотят добра, потому что все люди хотят только счастья. Если вы этого, вы, вам это тяжело понять, на себя посмотрите: вы хотите зла кому-то? Нет. В целом мы не хотим зла, не желаем зла никому, и другие люди настроены точно так же, поверьте. Но в силу нашей плохой судьбы, нашей плохой кармы, которая фактически заставляет их по отношению к нам настраиваться негативно – это первый с…, первая причина и второе, из-за того, что, из-за своей неспособности контролировать свой собственный ум, эти люди будут настраиваться враждебно по отношению к нам. Более того я могу сказать, что мы ничем не отливаемся от тех людей, про которых мы якобы сейчас так виртуально говорим. Мы точно такие же. Потому что если мы не такие же – это означает, что мы уже не обижаемся никогда. Нас невозможно обидеть, нас невозможно разозлить, нас невозможно ввести в состояние раздражения, в состоянии зависти, жадности, гнева и безумия и прочих шести врагов человека. Понимаете? Это означает, что это, это состояние доступно только тем людям, которые научились контролировать свой ум. Вот. И остальные люди они обречены по отношению к кому-то испытывать враждебный настрой. И есть два варианта этих враждебных настроев. Есть тайный враждебный настрой и его в основном используют женщины. А есть явный враждебный настрой, его в основном используют мужчины. Хотя в современном мире уже не является, это не является таким уж, ну, правильным высказыванием. Скорее враждебный настрой может дей…, проявляться по-женски и в этом случае он тайный. А второй и второй вариант по-мужски. В этом случае он явный.

00:15:58 И тайный враждебный настрой означает присутствие в сознании таких эмоций или таких состояний точнее, как обида, отвращение, неприязнь, зависть, жадность, злые мысли, вот, а явный враждебный настрой означает враждебные поступки, враждебные слова, то есть явное проявление агрессии. И дело в том, что первый, второй этап аскетизма – вот поверить, что зла не существует – означает, что человек должен принуждать себя всегда к тому, чтобы считать, что окружающие люди хотят нам всегда только добра. Однако эти люди далеко не всегда способны действовать по-доброму по отношению к нам из-за влияния нашей же собственной кармы. Понимаете?

00:16:45 То есть не то, чтобы люди хотели нам сделать плохое – это невозможно. Люди не настроены на это. Это наша собственная карма, которая идет из нашего сердца и касается других людей, она настраивает их по отношению к нам на враждебный лад. А люди, они просто не могут этому сопротивляться. В этом суть того, что люди по отношению к нам ведут себя часто враждебно. И в этом же самом, это же самое является причиной того, что на кого-то из людей мы сами или злимся или обижаемся или раздражаемся. Понимаете? Не то, чтобы мы хотели сделать этим людям плохо. Нет, просто мы видим этого человека, и у нас внутри поднимается волна, допустим, раздражения, гнева или обиды и мы ничего не можем с этим сделать. Мы можем в лучшем случае, просто можем лицемерно улыбнуться там, посюсюкать там, ну, вот так вот: «ти-ти-ти» поговорить и быстрей и бежать, потому что знаем: ещё пять минут и прорвет. Это означает: мы не можем контролировать наш ум. Мы не можем контролировать тот поток кармы, который идет из сердца того человека, из сердца нашего собеседника и мы ничего не можем с этим сделать. И это будет невозможно до тех пор пока человек не начнет серьезно культивировать в себе аскезу для ума.

00:17:59 И третий вид аскезы для ума – это воспитание позитивизма. Этот вид аскезы для современного человека, он ещё менее понятен, чем предыдущие два, потому что аскеза эта заключается в постоянном сознательном занятии своего ума чем-то позитивным. Это нужно делать сознательно, потому что если это не делать сознательно, это невозможно, само по себе это не произойдет никогда. Потому что если мы свой ум постоянно не занимаем позитивным, подпитыванием позитивной энергии, причём сознательно не занимаем, то если мы оставляем наш ум, на самотек пускаем, то он будет автоматически подпитываться негативной силой. Такова, таково свойство, ну, таково, таковы условия жизни здесь на планете Земля. И аскеза в этом случае заключается: сначала в постижении того, что самопроизвольно возникшее хорошее настроение склонно со временем только портиться, а не улучшаться. Вот. И точно также самопроизвольная жизнь, свободная от аскез, от аскез ума будет только хуже становиться со временем, а не лучше. Вот. И человек на втором этапе начинает сознательно возвращать себя в позитивное состояние сознания. И именно для этого предназначены настрои, для этого предназначены молитвы, для этого предназначены мантры в медитации для того, чтобы удерживать, с помощью разума удерживать свой ум в состоянии позитивизма. На первом этапе это будет совершенно искусственная, ну, да – это искусственная вещь. Ум не хочет этого, но мы знаем, что ум мы должны удерживать в состоянии позитивизма. Это означает способность видеть в людях хорошее. Ее нужно сознательно в себе развивать. Особенно в тех людях, которые, как нам кажется, пьют нашу кровь, портят нам нашу жизнь.

00:19:53 Вот. И очень часто в качестве примера могу привести такое, такие, ну такие результаты беседы. Люди часто задают один, один и тот же вопрос, когда приходят на консультации: «Когда настанет легче жить?» К астрологам приходят, приходят так или иначе к психологам и вопрос всегда один и тот же: когда мне станет легче жить? Понимаете? Этот вопрос означает: я ничего не хочу делать, не хочу работать над собой, я просто жду, когда мне станет хорошо, потому что я знаю, что завтра будет лучше, чем вчера. Понимаете? И очень редко, редкий человек спрашивает: что я должен сделатьдля того, чтоб мне стало легче? Понимаете? Чаще он спрашивают просто: когда мне станет легче? Понимаете? Это означает, что люди ждут, что все произойдет само собой. Но дело в том, что ответ правдивый, полностью правдивый ответ на такой вопрос звучит так: «Никогда». Никогда. И почему, почему так грустно? Потому что даже если такому человеку придёт хороший период, как он его потратит? Он просто пронаслаждается, понимаете? Он ничего не будет делать. Он пронаслаждается этот хороший период, а потом он закончится и придёт плохой период и ему опять станет плохо. И он опять прибежит и онопять будет спрашивать: «Когда?» Понимаете? Зачем ему спрашивать «когда»? Чтобы просто балдеть, ему ничего больше не нужно. Ему нужно, чтоб было счастье, остальное его не интересует. Это, эта вот позиция, когда мы с вами изучали и гуны материальной природы, она как раз соответствует влиянию гуны невежества. А гуна невежества, мы с вами изучали, она просто не может приводить к счастью, потому что счастья в гуне невежества просто нет.

00:21:35 И дальше, следующее. Поэтому человек должен начать действовать, прилагать сознательные усилия на, чтобы культивировать в своем, в своем уме позитивизм. И сразу возникает такой вопрос, так как мы находимся в страсти, у нас ум постоянно мечется между черным и белым и человек сразу возникает вопрос: а что о плохом теперь вообще нельзя думать, только о хорошем? Ну, почемунет? Наоборот. Я же не говорю о том, что не надо думать о плохом. Самое важное как настроено сознание. Понимаете? Если человек видит в людях хорошее, это означает, что даже если видишь что-то плохое, то если видишь его в других, то сострадаешь им. Если видишь в себе плохое, то сразу, не пытаешься убежать от этого, а начинаешь размышлять как с этим справиться. Понимаете? И это означает: позитивный настрой ума. Размышления о плохом с целью его победить – это означает позитивный настрой, потому что если мы видим плохое, мы не бегаем от него, а мы пытаемся работать с ним.

00:22:37 И есть одна методика, которая позволяет человеку научиться контролировать свой ум. Методика эта в принципе описана в Бхагавад-Гите. Там есть такой стих, перевод которого звучит так, что чувства, а прана выше тела стоит, чувства стоят выше, чем прана, ум стоит выше, чем чувства, разум стоит выше, чем ум, а за всем этим находится она, то есть душа. И если этот стих, в этом стихе начать разбираться глубоко, то в нём как раз сокрыт ответ на вопрос: как же собственно этот ум научиться контролировать. Потому что если мы будем пытаться контролировать наш ум с помощью принуждения того же самого, тем же самым умом, то у нас ничего не получится. Мы ему будем говорить: «Ум, надо думать хорошо». А он говорит: «А я не хочу». Ну, как я могу думать хорошо о соседке тете Кате или там тете Гале, если она постоянно, это, колдует там надо мной, портит мне жизнь, сглаживает меня там, заворачивает, наворачивает, привораживает или отвораживает. Вот как я могу о ней хорошо думать, у неё, у нее нет никаких хороших качеств, она уже пол Москвы сглазила или пол страны. Понимаете?

00:23:51 Проблема заключается в том, что над умом невозможно работать с помощью ума, потому что мы его не приручили. Ум становится другом нам только тогда, когда мы его приручим. Однако в Бхагавад-Гите сказано, что разум стоит выше, чем ум. Поэтому с помощью, над умом нужно работать с помощью разума. И это означает, что для работы над приструнением и подчинением собственного ума нужно применять методики, которые применяются для работы с собственным разумом. А разум у нас меняется и культивируется только через звук. Именно поэтому человек, который начинает соблюдать гигиену слуха, обретает, убивает сразу двух зайцев. Во-первых, он становится способным достаточно быстро культивировать в себе чистый и сильный разум и параллельно, это уже,знаете, практически бесплатное приложение, даже много сил не надо для этого прикладывать, он становится способным достаточно просто удерживать свой разум в состоянии позитивизма.

00:24:57 Теперь давайте вспомним, что же такое гигиена слуха. Это означает, что человек ограждает себя от сплетен, ограждает себя от всяких пошлых анекдотов. Ограждает себя по возможности от грубой речи. Ограждает себя от всяких, ну, как сказать, ну, нецензурной брани, всего остального. Это хорошо, это отрицательная сторона, то, от чего мы ограждаем. А что мы, чем мы замещаем всё это время? Мы его, мы его замещаем контактом с голосом святого человека. Духовная музыка, слушание молитв или каких-то мантр, которые направлены на прославление Бога, дают возможность очень быстро, ну,не за пять минут, конечно, но достаточно быстро – это самая эффективная методика по контролю ума. Звук, голос святой личности заполняет разум человека. Разум становится постепенно сильным и чистым. И он становится способным не идти на поводу у собственного ума, а наоборот контролировать этот ум. Понимаете? Когда ум находится в состоянии бесконтрольности, им управляют чувства. Потому что единственное, чего хочет наш ум, он хочет просто наслаждаться. И так как он из разума счастья не получает, потому что разум недоразвит, он ни к чему не привязан особо сильно, вот, то он начинает искать счастье через что? Через пять чувств. А чувства постоянно, бесконтрольно ощупывают окружающий нас мир с целью извлечь счастье из объектов чувств. Так вот наш ум, он постоянно скачет как обезьяна.

00:26:34 Вот. Но человек, который начинает контролировать свой ум с помощью развития своего разума, у него это проходит через определённые стадии. Сначала он не может ещё сдерживать себя там в каких-то условиях. У него возникает, он, допустим, гневается. Он погневался, поругался с кем-то, потом у него сразу, раз остыл и у него сразу укол совести в сердце, он начинает думать: «Что же я такое за негодяй, я каким был совершенно неуправляемым, таким остался». То есть он уже начинает не оправдывать себя: вот, я такой сякой, я имел право поругаться, все он уже не оправдывается, он начинает себя ругать за это, он говорит: «Все в следующий раз буду серьезней ко всему этому относиться, то есть он правильно, правильно относится и все духовную музыку включает и слушает постоянно голоса святых людей.

00:27:23 Вот. Следующее: как, как оградить себя от грубой речи, как оградить себя от сплетен. Есть очень хорошая методика с теми люди, которые ведут себя грубо или сплетничают, бывает так, что невозможно от них, с ними не общаться. Такое часто бывает, потому что мы не можем просто взять и уйти в лес, допустим, там или куда-то или уйти в храм жить. У нас, у подавляющего большинства людей такой возможности нет, а значит, будет контакт с людьми, которые склонны, ну, к грязной речи. Что нужно делать? В это время, когда вы общаетесь с таким человеком, нужно либо желать ему счастья, либо молиться за него Богу, про себя только, не вслух. Понимаете, вы, когда вы просто смотрите на него так, автоматически киваете головой и в это время очень сильно молитесь Богу или желаете ему счастья, произойдет два, всего два исхода. Первый исход заключается в том, что этот человек потеряет, потеряет способность сплетничать при вас, и при этом он будет вас очень сильно уважать. Это означает: он будет сплетничать с кем угодно, но только не с вами. Он поймет, внутри у него произойдет это понимание, он даже не будет его до конца осознавать, что вы не до…, что вы, ваше достоинство гораздо выше, чем то, что он хочет вам сейчас сказать, и он будет просто очень смиренно с вами вести себя, и через вас таким образом он будет иметь возможность очистить и своё существование.

00:28:46 Второй вариант: если он не поймет вашего настроя, он просто подумает: «Та че-то с ним неинтересно разговаривать, какая-то онастала, непонятная, смотрит на меня квадратными глазами, там, счастливая какая-то сидит, глазами это, глазами хлопает, головой кивает» вот, – неинтересно в общем с ней. Ну, он уйдет с другими сплетничать о вас. Ну, ничего страшного. Это его выбор, понимаете? Вы ничего не теряете. Потому что… Есть такое хорошее высказывание святых отцов, если я не ошибаюсь опт…, святых оптинских старцев, одного из этих старцев или нет, вру я, Иона Златоуста. Он сказал: «От сплетников бегайте как от чумы». Понимаете?То есть если одним чумным человеком в вашем, в вашем окружении станет меньше, поверьте, вы ничего не потеряете.

00:29:30 Вот, таким образом человек, который начинает культивировать в себе силу и чистоту разума и с помощью сильного и чистого разума управлять своим умом, на первом этапе работы над собой, он ещё не может совладать со своими негативными качествами, негативным восприятием мира, но он очень сильно раскаиваться каждый раз после того как он совершил какую-то ошибку в жизни. Этот первый, это первый этап работы над собой, и он говорит о том, что все делается правильно, все хорошо идет. На следующем этапе у него появляется же…, возможность уже контролировать свою плохую черту характера в момент уже, когда она уже должна сработать, понимаете? То есть у него появляется возможность контролировать, в смысле чувствовать это состояние, но ещё пока он не может его удержать. То есть человек думает: «Ну, все: вот сейчас я буду гневаться», и он уже, уже понял, что вот у него уже все кипит, все клокочет внутри, и он уже не хочет сам, но все происходит само по себе.

00:30:26 На третьем этапе он обретает способность контролировать свой гнев. Мы берем гнев, можно контролировать и все остальные качества характера, остальные пороки точно также. Вот, то есть у него гнев, он чувствует, что закипает, но он имеет внутри себя силу (это определённая психическая сила), чтобы остановить этот гнев до тех пор пока он ещё не развился, потому что тот гнев, который развился, уже дошел до чакры, его остановить невозможно, все он уже выйдет: хотим мы этого или нет. Но пока он ещё только начинает разгораться в маладхаре его можно остановить и останавливается это с помощью силы разума, с помощью культивирования позитивного настроя.

00:31:04 [ведущая]- Ну, я думаю сейчас никто из наших слушателей не находится в гневе, все находятся в приятном расположении духа и, конечно, же внимательно слушают вас, Алексей, и если у тех кто слушает внимательно возникли вопросы, они могут с нами ими поделиться. Присылайте, пожалуйста, свои вопросы к нам на emailaur@vedaradio.ruлибо же дозваниваетесь с помощью скайпа. Какой у нас логин читайте на сайте vedaradio.ru. И где-то минут пятнадцать, минут десять-пятнадцать ещё мы послушаем Алексея, а потом перейдем непосредственно к вопросам и будем продолжать слушать Алексея, но уже ответы на вопросы. Это прямой эфир, я напоминаю. Хорошо? Хорошо, дальше слушаем Вас.

00:31:54 [Махов А.В.]- Хорошо. Итак, если подвезти итог аскезам ума, то необходимо сказать, что аскезы ума дают человеку возможность воспитывать в себе хорошие качества характера. Не гипнозом, не каким-то кодированием, ни самовнушением, ни аутогенной, там, тренировкой невозможно изменить свой характер. Потому что даже если мы используем аутогенную тренировку, когда мы вслух повторяем там: «Я там большое красное солнце», там сразу две проблемы возникают. Во-первых, наш голос далек от голоса святого человека. И все. Ну, в подавляющем большинстве. Ну, по крайней мере, мой точно. Вот. И поэтому, понимаете, пока мы произносим и слушаем свой собственный голос – это означает, что, ну, как сказать? Представьте себе, если мы представим, что мой голос, допустим, это грязная лужа, то от того, что я её буду баламутить эту грязную лужу, она чище не станет. Понимаете? Для того, чтобы лужа стала, моя лужа стала чистой, должно быть приток откуда-то свежей и чистой воды, то есть должен быть голос человека, который обрел чистоту в своем сознании, только тогда можно что-то менять.

00:33:04 И вторая проблема заключается в том, чтов основном все аутогенные тренировки, они имеют ярко выраженный эгоистичный характер, то есть я – хороший, я, я, я, я, я, я, я. Это означает ложно эго. В результате характер такого человека наоборот портится. Он обретает некую такую самоуверенность, но эта самоуверенность сродни наглости, понимаете? То есть когда человек начинает самоутверждаться за счет других. И только культивирование аскезы ума, о которой мы сейчас с вами разобрали, с помощью усиления разума дает возможность это делать. Именно поэтому человек каждый новый день в своей жизни должен воспринимать как новую жизнь. Каждое утро мы должны вставать и понимать, что сейчас мы должны сражаться, и мы должны сражаться за своё счастье. Понимаете? У нас нет шансов обрести счастье в этом мире, не сражаясь. Ни у кого. Понимаете? Потому что у нас слишком много за плечами. Наш ум постоянно настроен негативно и каждое утро, когда мы встаем, у нас есть выбор, свобода выбора: быть счастливым в этот день или не быть. И тот человек, который выбирает, выбирает быть счастливым, он должен сражаться за своё счастье. Понимаете? Это означает, что нужно вставать опять рано, хотя это и не хочется. Нужно принять то, что ум этого не захочет и это нужно... и его, его в общем-то, не надо на него обращать особого внимания, нужно брать себя в общем-то за шкирку, простите за такое слово, и тащить в душ, потому что как только ум очухается от кармы, которая на него навалилась за ночь, он сам поймет, что да, в общем-то ведь утром вставать лучше. Вот. И дальше нужно опять идти очищать себя снаружи, ну, очищать своё тело и потом нужно очищать своё сознание с помощью молитвы. Понимаете? И это нужно делать каждый день. Это сражение. Сражение, с которым, с которым, с которого, должен каждый разумный человек начинать свой день. Но это сражение не на поражение, понимаете? Это сражение за собственное счастье.

00:35:00 Цель такого поведения заключается в том, что каждый, каждый, каждое утро в наше сознание, за ночь, пока мы спим, наваливается определённое количество плохой кармы. И тот человек, который понимает, что её нужно просто нейтрализовать. Как только нейтрализуешь эту плохую карму, все, все нормально, ум автоматически входит в нормальное хорошее состояние. И на день уже настроение совершенно другое. Те люди, которые занимаются молитвенной практикой или практикой мантры-медитации, даже просто практикой пожелания всем счастья, уже знают об этом. В этом нет никаких сомнений.

00:35:36 И следующее: такой человек, который работает над собой, он не культивирует, не погружается, знаете в такое самоуспокоение. Он наоборот культивирует в себе очень четкое самоосознание , то есть состояние, когда он всегда очень четко анализирует состояние своего сознания, своего ума, направленность своего разума, он пытается контролировать свои чувства. Понимаете? И вот это вот является той самой работой, которую, которую делают возможной аскезы для ума. И человек, который работает таким кол…, работает над собой вот таким образом, через какое-то время удивительную вещь получает в своем сознании. Он обретает способность, сначала, на первом этапе, испытывать умиротворение в какой бы ситуации он не находился. Конечно, сначала его внешне будет трясти, его чувства, они как были наружу направлены, они ещё так и направлены в какой-то степени, поэтому, когда что-то происходит у него первая реакция такая: «Ааа». Вот, а через, а в следующее же мгновенье:но все же нормально. Ну, и что, что там допустим что-то вот так вот там. Ну, и что? Ну, все же нормально. У него вот это ощущение, что все хорошо, что счастье есть. Оно у него все время в сердце есть. Понимаете? И такой человек становится, постепенно он становится непотопляемым. Потому что он постоянно с помощью работы над собой поддерживает в себе, с помощьюсвоего очищения своего разума он поддерживает контакт с источником возвышенного счастья. А этот контакт с источником возвышенного счастья дает ему возможность контролировать свой ум, контролировать свои чувства, мысли, желания, контролировать свои поступки. И кода что-то по судьбе приходит нехорошее, ну, у всех у нас есть периоды, когда мы ругаемся там, обижаемся и все остальное, он, параллельно даже ещё продолжая автоматически это делать какое-то время, потому что мы очень сильно автоматичны, вот, он внутри просто смотрит на это уже со стороны, он думает: «Бог ты мой, чем я занимаюсь. Зачем? В этом же нет вообще никакого смысла». Он просто ещё не имеет силы пока в себе это останавливать.

00:37:37 Дальше на следующем этапе, когда человек продолжает работу над собой, он обретает способность вообще не реагировать на все эти вещи. Вот. И с этого момента он обретает способность уже чувствовать не только покой, но и чувствовать счастье, которое идет от всех людей и даже от тех, которые как он раньше думал портят ему жизнь. Понимаете? Нам никто не в состоянии испортить жизнь кроме нас самих. И тот человек, который утверждается в этом мировоззрении и работает над собой, получает все доказательства в своей жизни. Для этого не нужно тратить очень много времени. Я думаю, что человек, который тратит, ну, допусти, пять- десять лет своей жизни на то, чтобы серьезно практиковать, он убеждается во всём, что я сказал сейчас и я думаю, что среди наших радиослушателей есть такие люди, которые уже находятся на этой платформе. Вот.

00:38:28 На этом мы с вами аскезы в благости, тему аскезы в благости закрыли. То есть мы рассмотрели с вами аскезы тела, мы рассмотрели аскезы речи, рассмотрели аскезы ума. Вот. Поэтому если, Олеся, если есть сейчас какие-то вопросы, мы можем перейти к ним.

00:38:43 [ведущая] - Ну, конечно, же есть, конечно, же есть. Наши слушатели внимательно слушали и появились у них вопросы, вопросы-уточнения и всякое остальное. Вот я их уже тем временем рассортировала. Ну, а прежде чем зачитать вопросы, которые к нам пришли как на email, так и по скайпу, я хочу принять звонок. Одна из наших слушательниц, на сколько я могу видеть, проживающая в Соединенных Штатах Америки, но русскоязычная, конечно, коль она к нам дозвонилась. Вот она захотела поучаствовать в эфире. Алло, здравствуйте.

00:39:16 [слушательница]- Здравствуйте. Вы меня слышите?
[ведущая]- Да, мы вас слышим. Вы уже в прямом эфире и можете задавать свой вопрос.
[слушательница] - Спасибо большое. Здравствуйте, Алексей, здравствуйте, Олеся. У меня такой вопрос.
[Махов А.В.] – Здравствуйте.
[слушательница] - Я как бы пытаюсь работать над собой, духовные практики, все, но мне очень сложно идти, так как мой супруг против всего этого, и он сам не стремится к работе над собой, над духовной практикой. Как я могу его вдохновить, как нужно к нему относиться и как себя вести, чтобы вдохновить его, вот уже вместе потом работать над собой?

00:39:51 [Махов А.В.] – Хорошо, спасибо большое. Вопрос, вопрос очень важный для многих людей, очень многие с ним сталкиваются. Ответ на него такой. Чаще всего, в подавляющем большинстве негативное отношение супруга, который не занимается духовной практикой вызвано тем, что тот супруг, который занимается духовной практикой, очень хочет его вдохновить. Понимаете? Иногда на столько сильно хочет вдохновить, что тому просто деваться некуда. Понимаете? Вот это самая большая ошибка.

00:40:26 Поймите, правильное поведение заключается в том, что вы работаете не над своим супругом, понимаете? А работаете над собой. И когда вы достигнете определённого уровня развития чистоты своего сознания, вы станете необыкновенно привлекательны, в духовном смысле этого слова, привлекательны для своего супруга. Поверьте, он такая же душа, как и вы и он тоже состоит из, из вечности, знания и счастья. И когда в вашем сердце в результате вашей духовной практики, в результате внутренней жизни вашей, в работе над внутреннем очищением, засияет вот эти три энергии: вечность, знание и счастье, поверьте, он не сможет удержаться, он сам придёт и скажет: «Дорогая, я, я просто потрясен, ты постоянно сияешь, я, я не могу никак понять, что, что делает тебя такой сияющей, хотя у нас там бывают и проблемы и то, и се. Но я вижу разницу, как я реагирую и как ты. В чем причина? Вот после этого можете все ему сказать. До этого момента не нужно ничего особо много говорить. Нужно вести себя как раз с точностью до наоборот. Работать нужно над собой, но при этом нужно две вещи: нужно смиренно попросить вашего супруга разрешение на это: то есть я буду работать над собой, вот там буду в церковь ходить, там, Богу молиться я хочу и второе, что нужно делать: не надо ставить свою духовную практику между собой и супругом.Понятно? Не разделяйте, потому что иногда… Да, да, я слушаю.

00:42:01 [слушательница] - Вот, например, духовной практикой, да, мой муж он мусульманин больше, а меня больше к ведической культуре тянет, к этому. Но он не разрешает мне этим заниматься. Я пытаюсь и намаз делать и в тоже время я мантру «Харе-Кришна» петь и пытаюсь в храм незаметно от него сбегать. Вот не знаю я между двумя этими, этими религиями метаюсь, потому что он не разрешает именно. Но что, как мне быть?

00:42:26 [Махов А.В.] - Ну, вот я еще, ну, вот я ещё раз вам говорю, проблема в том, что он не разрешает, кроется в том, что вы ведете себя независимо. Понимаете? То есть в достаточной степени независимо от него, он боится просто. Боится, что ваши занятия отдалят вас друг, ваше занятие духовной практикой в ведической традиции отдалят вас друг от друга. Понимаете? Вот в этом проблема. Когда, что нужно дей…, как нужно вести себя в этой ситуации? Терпение и такт должен быть, терпение и такт. Нужно, нужно ходить вместе с ним в мечеть, нужно выполнять все, все обязанности жены, которые предписаны в мусульманской традиции, потому что таким образом вы, во-первых, вы таким образом отдадите дань уважения той традиции, которой он следует – это первое, что нужно делать. Вот. Тем более, что вам, допустим, как человеку, который ведической культуре хочет следовать, там никаких собственно противоречий нет, особых, вот. Теперь, второе что нужно делать: через какое-то время, когда вы таким образом начнете действовать, вы можете повторять, продолжать повторять мантру «Харе-Кришна», которую вы выбрали для себя. Через какое-то время когда вы почувствуете, что его сердце оттаяло… То есть вы должны начать ему служить, выполнять свои обязанности перед ним. Когда его сердце оттает от вашего служения, вы должны его смиренно попросить: «Можно я буду ещё вот этим заниматься? Я буду продолжать делать всё, что делала и до этого. Но у меня сердце вот к Богу, я Его вот так вот воспринимаю. Могу я это сделать?» Понимаете? И дальше продолжать ему служить. Понимаете? Духовная практика – это не внешний процесс. Духовная практика – это внутренний процесс и по большому счету запретить вам этого никто не может. Понимаете? Это невозможно запретить. Вот.

00:44:16 Но с другой стороны, раз у вас есть такое вот препятствие в виде собственного мужа – это означает две вещи. Во-первых, то, что вы можете преодолеть это препятствие. Это стопроцентный факт, потому что если б не могли, то бы это препятствие у вас просто не возникло бы. Вот. Поэтому второе, второе, второй аспект заключается в том, что вы должны получить знание о том, как это правильно делать. Я вам только что об этом рассказал.Не ставьте, не ставьте своё понимание Бога между собой и мужем. Понятно? Такой ответ.

00:44:49 [слушательница] - Спасибо большое

00:44:49 [ведущая] - Вот такие мудрые слова. Спасибо вам за звонок, спасибо, что поучаствовали в нашем эфире. Продолжайте слушать этот прямой эфир и аюрведарадио. Пока я зачитываю вопрос пришедший в письменном виде, а после чего уделю внимание ещё одному звонку. Пока вопрос от Ярославы. «Если из сердца собеседника идет плохая карма, и мы испытываем к нему негативизм, но, понимая это, переключаем мышление в позитивное русло и перестраиваем своё отношение к собеседнику с негативного на позитивное, означает ли это, что карма собеседника отработалась или все-таки она никуда не делась и теперь на него разгневается кто-то другой?»

00:45:32 [Махов А.В.] – Да, увы. Второй ваш ответ правильный.
[ведущая] – Вот так не убежишь от кармы никак.
[Махов А.В.] - Дело в том, что второе, вторая, вторая часть, вторая часть вопроса правильная. То есть дело в том, что когда из, из нашего сердца идет негативная сила под влиянием нашей плохой кармы и тот человек, с которым мы общаемся проявляет то, что вот вы сказали – это называется милость, то есть он своей силой, силой своего духа, духовной энергией своей, он негативирует, то есть нейтрализует точнее, нейтрализует влияние нашей плохой кармы в нашей беседе – это означает, что в отношениях с этим человеком наша плохая карма отрабатываться не будет. Но это не значит, что моя плохая карма, допустим, она куда-то ушла. Нет, она будет пытаться отрабатываться с другим человеком. Понимаете? Не так просто отработать карму. Мы считаем, что отработать карму – это вот, допустим, у меня плохое настроение, на меня кто-то поругался и я её отработал. Нет. Я её отработал только в том случае, если на меня кто-то поругался, а я, а я, а я не обиделся, понимаете? Или не разозлился в ответ. Вот в этом случае, да, я её отработал через страдание. Вот. Но если человек, с которым я общаюсь, он не поругался, он просто пересилил своей позитивной силой пересилил мою негативную, это не означает, что я отработал карму, ничего не произошло. Ведь я не работаю над собой, то есть я её не сжег в огне своей молитвы, я её не получил в виде страданий. Понимаете? Потому что тот человек из, из милости ко мне, не дал, не стал, не явился объектом, который причинит мне эти страдания. Это означает, она просто ушла вглубь и в своё время выплывет снова. Вот такой ответ.

00:47:19 [ведущая] – Спасибо. И как я обещала, я подключаю к нашей беседе слушательницу, которая дала понять, что хочет поучаствовать естественно в нашем прямом эфире. Вижу я, что зовут её Юлия и она из Ужгорода, это Украина. Юлия, здравствуйте.
[слушательница] – Добрый день.
[ведущая] – Добрый, добрый день и вечер.
[слушательница] – Слышно меня хорошо, да?
[ведущая] – Да, вас слышно хорошо. Вы уже в прямом эфире, и мы внимательно слушаем ваш вопрос.

00:47:47 [слушательница] – Мой вопрос заключается в том, что, может, ну, уважаемый гость сказать мне по поводу снов, то есть. Вот вы говорили, что есть плохие сны, которые, ну, как бы нарабатываются из каких-то там, ну, или кармы ещё какого-то соображения, то как от них избавиться и может ли человек как-то, ну, как бы сам принимать какие-то методы для этого, чтоб ну, очищать свои сны, скажем так?

00:48:20 [Махов А.В.] – Здравствуйте, Юлия. Спасибо вам за хороший вопрос. Есть, конечно, есть такие методики. Первая методика, которой человек должен следовать, в которой хочется избавиться от, от нехороших снов, кошмаров каких-то, он должен соблюдать режим питания и режим дня. Это первое. Второе.

00:48:39 [слушательница] - Можете, извините, можете поконкретней ещё сказать, ну, как бы именно вот все, ну, про режим питания и про все именно?

00:48:48 [Махов А.В.] – Ну, вы знаете, рассказать конкретно про режим питания и режим дня за пятнадцать минут не представляется возможным. Однако же, может быть, у нас в будущем будет целый цикл бесед, посвященный как раз этому. Однако же вам хочу сказать, что, ну, допустим, вам не нужно кушать зернобобовую пищу после двух часов дня. И не кушать, по возможности не кушать на ночь. Это первые только два аспекта, первое условие. Второе: не надо перед сном смотреть телевизор. Вот, не надо этого делать. Лучше перед сном почитать какую-то литературу духовного содержания. Третий аспект, который следует использовать ночью и вообще желательно круглые сутки дома должна звучать духовная музыка. Эта музыка правильно настраивает человека перед сном. А как человек настроен перед сном, там он путешествует во сне, понимаете? Именно поэтому те или иные сны снятся. Следующее что нужно делать: нужно место и вообще все жилище, в который, в котором человек живет, нужно содержать в чистоте.Ну, чистота означает: нужно мыть полы, чтобы не было грязно. Нельзя оставлять грязную посуду, немытую, её нужно мыть сразу же после еды и не нужно оставлять открытой пищу, особенно ту, которую ели. Понимаете? То есть если вы сварили, например, там щи, покушали, кастрюлю не закрыли – вот этого делать нельзя, понимаете? Нужно, чтобы все было закрыто, убрано, чтобы ни что вот так вот не лежало. Если вы даже вот эти все вещи будете выполнять, которые я вам сказал, я думаю, что процентов 95 на то, что у вас, ваше, вас плохие сны не будут посещать вовсе.

00:50:28 [слушательница] - Это плохие сны могут быть как-то связаны и с кармой или только как бы, ну, вот с такими скажем так бытовыми вещами?

00:50:36 [Махов А.В.] – А вот то, что я вам сказал, это и есть карма ваша. Понимаете? В данном случае вот мы с вами говорим, вот, посмотрите то, что я вам сказал, что у вас присутствует, это и есть карма, которая приводит, приводит к тому, что плохие сны снятся.

00:50:51 [слушательница] – И ещё по поводу страхов, еслиприсущи, если можно ещё один вопрос по поводу страхов. Если присущие страхи, то какие могут быть примеры работы, ну, как бы опять же над умом, ну, ссамому с собой или это только медитация, молитва и в том плане, в том роде все?

00:51:12 [Махов А.В.] – Вы знаете, есть несколько причин. Бывает так, что у человека есть определённое поражение в тонком теле и человек в целом просто испытывает страх. Это лечится, вот, по крайней мере, у Олега Геннадьевича Торсунова есть методика лечения, которая излечивает этот вид страха, который именно как болезнь тонкого тела проявлена. Вот. Второе, что нужно знать, что в целом женщинам свойственно бояться. Если страхи ваши не несуткакую-то, не имеют патологическую природу, вот, просто вот бесконечные, а просто ну, да, вот где-то струхнула, тут струхнула – это нормально, для женщины нормально. Теперь дальше. Женщина, которая подвержена страхам, означает плохой контакт с мужем, не очень правильно своё место в семье занимает, пытается занять мужское место. Вот, нужно изучить, что такое женское понимание семьи, понимаете? Начать занимать женскую позицию. В этом случае мужчина займет мужскую и через него вы почувствуете то, чего, то от чего вы боитесь. Чаще всего женщина боится из-за отсутствия защищенности. Понимаете? А защищать её психически может её муж, её сын, её отец или духовный учитель или наставник. Вот. Следующая причина. Потом ещё одна причина страха кроется в том, что человек не занимается работой над собой, то есть он потерял ощущения себя как вечной души. Когда человек слишком сильно сосредоточен на себе как на теле, в него неизбежно возникает страх, потому что наше тело, оно склонно помереть, понимаете? Рано или поздно. И вот это вот ощущение, с одной стороны, бренности тела, а с другой стороны, сильной привязанности к нему тоже рождает страх, который зачастую даже не осознается, причина не осознается. Просто боится и все. Вот такие вот, ну, на вскидку. Вот то, что видите, сколько причин разных, есть, вот, поэтому достаточно…

00:53:04 [слушательница] - А вот еще…
[ведущая] – Юлия, вы знаете, Юлия, очень мне хотелось бы, конечно, чтоб вы получили ответы на все свои вопросы, но другие слушатели очень ждут также ответы на свои вопросы. Я вам предлагаю просто продолжать слушать аюрведарадио. Очень много полезных лекций, в которых вы можете найти детальное описание тех тем, которые вас волнуют. Есть даже такая закономерность в жизни многих людей происходит, когда вы действительно искренне желаете получить ответ на свой вопрос, он может прийти совершенно из неожиданного источника. Так что, пожалуйста, продолжайте слушать, читать, узнавать что-то в жизни и все вам хорошего. Спасибо за звонок. Наш эфир продолжается, хочется мне успеть уделить внимание и другим слушателям. Вот, например, Светлана написала: «Вы сказали, как нужно себя вести, когда хорошее настроение, а что нужно делать, когда, когда настроение нет или оно плохое?»

00:54:06 [Махов А.В.] – Это означает, когда плохое настроение – это означает: уже есть с чем бороться. Понимаете, человек, который, у которого плохое настроение, с точки зрения Веды,,Вед находится в лучшем положении, чем тот, у которого настроение хорошее, как это ни странно. Потому что когда у нас плохое настроение мы реально понимаем, у меня плохое настроение, значит, я виноват в том, что у меня плохое настроение. На самом деле, когда у нас плохое настроение - это означает, что мы своим плохим настроением совершаем насилие над теми людьми, которые, с которыми сильно связаны. Это родственники наши, знакомые там, подруги, друзья, коллеги по работе. Так как мы связаны достаточно сильно со всеми этими людьми, наше состояние сознания неизбежно влияет и на них. Именно поэтомучеловек, когда сталкивается с тем, что у него плохое настроение, он должен сразу же начать совершать действия по нейтрализации. И самый мощный метод, который я рассказал уже, заключается в том, что человек начинает работать через звук, работать через разум, через контакт с голосом святого человека, через повторение каких-то молитв, через повторения мантры или через повторения настроя «я желаю всем счастья». Знаете, контролировать ум можно только через разум. Настроение же находится в уме. Как только разум с помощью молитвы становится, очищается, усиливается, он тут же воздействует на ум, ум тоже очищается. Так сжигается карма. Такой ответ.

00:55:33 [ведущая]– Спасибо. Я вижу, что не так много минут у нас осталось до окончания эфира. Предлагаю следующие вопросы разобрать кратенько и возможно наши слушатели получат какой-нибудь толчок в этом ответе и дальше в дальнейших своих размышлениях поймут как нужно действовать и какие выводы сделать. Вот, например, Наталья из Одессы спрашивает: «С появлением ребенка стало очень тяжело контролировать своё настроение. Со временем раздражение стало достигать своего максимума очень быстро. Я понимаю, что на ребенка нельзя ни в коем случае выплескивать негатив, ум сильно мечется между хорошим и плохим настроением. Как быть? Как себя успокоить?

00:56:17 [Махов А.В.] - Это означает, тоже нельзя однозначно ответить, есть несколько причин. Первая причина, первой причиной такого поведения является сильная привязанность. Привязанность к ребенку. Она заключается в том, что мамой по какой-то причине считает, что ребенок должен приносить всегда только радость. А если вдруг ребенок не плачет, не спит ночью, например, если он вдруг плачет или делает что-то не так, то такая мама начинает очень сильно злиться на него. Нужно, если у вас именно эта причина, то есть вы не можете вынести, что ребенок ведет себя не так, как вы ожидаете, вот, это означает, что вы к нему привязаны. Вам нужно работать над собой в том направлении, чтобы привязанность заместить любовью. Любовь означает: я должна этому ребенку, я должна вырастить из него настоящего человека. Привязанность означает: он должен меня наслаждать. Это первая причина.

00:57:11 Вторая возможная причина, которая приходит на ум, заключается в том, что вы просто устали. Такое тоже бывает. И здесь не надо стесняться попросить помощи. Попросить помощи у мужа, попросить помощи у родственников, потому что бывает так, что просто нет сил. Понимаете? И в этом случае человек начинает срываться, потом что просто не хватает сил. И для этого, все время, которое у вас высвободится, нужно тратить не на то, чтобы опять же отдыхать, балдеть и все остальное, а нужно тратить на то, чтобы убирать эгоизм из своего сознания. Потому что единственная причина, причина усталости – это эгоизм. Чем больше эгоизма мы тратим в процессе нашей деятельности в нашей жизни, тем быстрее мы устаем. Вот. Поэтому нужно жизнь спланировать таким образом, чтоб в вашей жизни было время молитвы, время на молитву, время на то, чтобы желать счастья, время на то, чтобы сознательно культивировать в себе способность служить другим людям, служить своему мужу, служить своим детям, служить своим родителям, окружающим, окружающим людям, друзьям, подругам. Понимаете? Как только количество эгоизма в состоянии, в сознании уменьшается, усталость вместе с ним тоже уменьшается. Потому что есть люди, которые могут трудиться очень много, и они не устают. А есть люди, которые при одной только мысли о работе тут же валятся с ног. Понимаете? Разница между первыми и вторыми только в одном: одни более, менее эгоистичны, а другие – более. Понимаете? Я, к сожалению, не могу вот только по письму сказать какая у вас причина. Ну, вот две я обозначил, возможно, есть какие-то еще.

00:58:40 [ведущая] - И возможно есть ещё какие-то ещё вопросы. Следующий вопрос, я вижу, тоже касается взаимоотношений между матерью и ребенком и вообще ребенком и родителей. Спрашивает у нас Людмила из Москвы: «Как ребенку донести мысль о том, что необходимо взять свои чувства под контроль, в частности гнев?» Но вот возраст ребенка не указан. И как мы должны?

00:59:02 [Махов А.В.] - Не имеет значения
[ведущая] – Не имеет.
[Махов А.В.] – Не имеет значения, Олеся, да. Я объясню. Это очень просто. Как научить ребенка мыть посуду? Помните, мы разбирали с вами?
[ведущая] - Да, очень хорошо помню.
[Махов А.В.] - Есть, есть только одна, одна методика.Если вы любите мыть посуду по-настоящему, вы любите этот процесс – это означает: вы сможете научить ребенка любить мыть посуду. Точно также если вы хотите научить ребенка не гневаться, полюбите процесс, при котором вы умеете не гневаться. Понимаете? Полюбите тот процесс, который позволяет вам не гневаться. И в этом случае вам не надо будет прилагать усилий для того, чтобы учить кого-то. Эти, эта способность перейдет от вас к ребенку просто сама по себе. В силу того, что ребенок, увидев в вас эту способность, неизбежно очень сильно привяжется к этой способности. Понимаете? Это единственный способ, если мы хотим что-то дать кому-то, мы должны, во-первых, иметь это в сердце, уметь это делать сами. И второе: мы должны любить этот процесс. Потому что только любовью можно воспитывать кого-то ни было. А если мы сами гневаемся, не можем сдержать свой гнев, ну, как мы можем кого-то научить не гневаться, если мы сами гневаемся, понимаете? Или даже если мы каким-то образом не гневаемся, но при этом мы не любим тот процесс, который научил нас не гневаться, понимаете? То есть мы не заместили гнев любовью, а заместили гнев, например, равнодушием. В равнодушии нет любви. Понимаете? Поэтому ни ребенку, ни кому бы то, ни кому бы то нибыло другому мы не сможем передать эту способность, потому что она не привлекательна. Такой ответ.

01:00:41 [ведущая] - Спасибо вам за него. У нас есть важное дополнение,именно так написано в теме письма. Помните, первая слушательница, которая к нам дозвонилась, рассказывала, что…
[Махов А.В.] - Да.
[ведущая] …противоречия между её стремлением к духовному развитию в какой-то традиции, в ведической в данном случае, и муж мусульманин, так вот Петр написал нам: «Посоветуйте этой слушательнице, пожалуйста, посмотреть фильмы «Ганди» и «Меня зовут Кхан». Ну, вот такое что-то видимо он там увидел в этих фильмах. Ну, я думаю, не лишним будет. Это я зачитала как дополнение. А сейчас мы переходим к следующему вопросу. Конкретный вопрос от Андрея: «А разве когда другой человек сплетничает о вас, не передается никаких влияний на вас? К примеру, так называемое «проклятье»? Или все-таки если человек, если человек сплетничает о ком-то, то это только его собственная ответственность и сплетни ни на что не влияют кроме его кармы?»

01:01:42 [Махов А.В.] - Хорошо. Я вам отвечу на этот вопрос. Вы знаете, в Библии Господь Иисус удивительно изречение такое высказывает, он говорит: «Молитесь за проклинающих вас». И понять это на самом деле не так просто. Потому что можно, конечно, согласиться очень поверхностно: «Ну, да, да, я такой возвышенный, и меня будут все проклинать, сплетничать обо мне, а я буду о них молиться». Но сможет ли такой человек реально молиться, вот искренне молиться за таких людей. Вряд ли. Это очень редкие, редкие души могут так. В основном, в основном все будут молиться лицемерно, просто думать… И он будет молиться и думать: «Я такой крутой, ты вот меня, там, допустим, обо мне сплетничаешь, а я за тебя молюсь». То есть фактически он будет не молиться, а гордиться. И в молитве его толка не будет никакого.

01:02:30 Однако же глубина, в этом, в этом изречении есть определённая глубина и она очень большая. Она заключается в том, что там же в Библии недалеко сказано, что тот человек, который сплетничает о вас ком-то, о вас кому-то, то он берет все ваши грехи и, и, и кладет их в свою судьбу. А все своё благочестие, которое у него есть, он отдает взамен вам. Понимаете? Поэтому такой человек находится в опасной ситуации и молиться за него надо из сострадания к нему. Никогда ни при каких сплетнях не передается никакие сглазы, порчи, проклятия и все прочее. Поймите, поймите, пожалуйста, проклясть, реально проклясть может только мудрец, только святой. Понимаете? Все остальные силенок на это не имеют. Представляете, какую нужно иметь силу, чтобы изменить течение вашей судьбы, которая контролируется Вселенной, Высшими силами Вселенной. Понимаете? Ну, какую нужно силу иметь на это и кто её имеет? Сплетник не имеет силы, к сожалению. Если бы он её имел, он бы уже давно не сплетничал, он бы понял, что это такое. Все происходит как раз наоборот. Когда кто-то о ком-то, допустим, я о ком-то сплетничаю, вот о тех качествах характера, которые, о которых я сплетничаю, у этого человека, я беру их в свою судьбу, а взамен я ему отдаю свои хорошие качества характера. Понимаете? Вот такой обмен происходит. И я уже объяснял этот механизм, если кому будет интересно можно, может будет на следующей лекции побольше времени будет, я смогу это объяснить ещё раз. Вот. Поэтому, пожалуйста, если о вас кто-то сплетничает, вы находитесь в безопасности в этот момент. Понимаете? А вот тот, кто сплетничает, находится в серьезной опасности, в серьезной беде. Такой ответ.

01:04:17 [ведущая] - Интересно у нас вот как получается, я вижу несколько вопросов подряд от мужчин. Меня это очень радует, потому как, я так заметила, что в основном у нас слушательницыпочему-то участвуют в эфире. Но хорошо, чтобы был какой-то баланс, чтобы мужчины тоже развивались, слушая прямые эфиры на аюрведарадио. Вот Сергей интересуется: «Планирование и контроль семейного бюджета – это полезная аскеза для саморазвития? И в какой гуне данный вид аскезы?»

01:04:48 [Махов А.В.] - Вы знаете, это полезная аскеза. И она очень полезная именно для женщины. Особенно если в семейном бюджете будет такая статья расходов, как пожертвование, например, там, на храм или пожертвование на развитие какой-то, ну, на какое-то развитие духовности в обществе. Это будет очень хорошая аскеза для женщины и заниматься этим в основном должна женщина, это её, её стезя. Вот. В какой же гуне она находится, эта аскеза находится зависит, зависит от того, как тратится семейный бюджет. Если он тратится только на семью, значит, в страсти. Если в семье он тратится на то, чтоб покупать на него там алкоголь, ходить в ночные клубы там и все остальное, значит, есть уже влияние силы невежества. Вот. Если же в семейном бюджете присутствует какие-то пожертвования, отчисления на благотворительность, какие-то отчисления на развитие духовности, каких-то, проведение каких-то духовных программ, строительство храмов или ещё что-то - это уже влияние гуны благости и даже духовной энергии. Такой ответ.

01:05:52 [ведущая] - Хорошо. Мы поняли, чем должна заниматься женщина. А вот кому должен служить мужчина? – интересуется наш следующий слушатель.

01:06:01 [Махов А.В.] – Все зависит от того, какую, в какую роль он занимает в обществе. Если он отреченный человек, он должен служить Господу, в первую очередь. И дальше через получение знания и глубокий контакт с Верховной Личностью Бога он должен уже дальше служить людям. Фактически это параллельно протекает. Если человек живёт семейной жизнью, он должен служить в первую очередь, опять же Господу, дальше он должен служить своей жене, он должен служить своим детям, он должен служить своим родственникам всем, служить тем, тем, всем людям, с которым его сталкивает судьба. Другой вопрос заключается в том: как служить этим людям, потому что по отношению к каждой из этой категории людей совершенно разные объемы служения нужно выполнять. Вот. Ну, на этот вопрос невозможно ответить за пять минут. В целом это знание есть, оно и на сайте доступно. Пожалуйста, скачивайте, изучайте. Все зависит от того, какую жизнь вы ведете, то есть какомашраме вы находитесь.

01:07:03 [ведущая] - Спасибо, спасибо. Этот слушатель, кстати, который задал этот вопрос, он написал: «Я военный, военный». Вот интересует кому должен служить.

01:07:10 [Махов А.В.] – Ну, и прекрасно. Значит, ваше… Хорошо, значит, ваше, ваша задача - этозащита Родины, установление справедливости, установление и поддержание справедливости является дхармой или предписанными обязанностями воина. То есть такой человек должен сначала получить знание о том, что такое справедливость, и дальше он должен своей деятельностью, а вообще говорятдаже просто своим присутствием, он должен устанавливать эту справедливость. Вот такой ответ.

01:07:40 [ведущая] - Хорошо, спасибо. Есть также вопрос от Владимира из Челябинска. Он спрашивает: «Расскажите, пожалуйста, как распознать и где взять духовную музыку и где можно услышать речи святых людей?» Ну, вот я отвечу на этот вопрос, просто слушайте, Владимир, аюрведарадио. Много того, из, из много чего из того, что вы перечислили, вы услышите именно в нашем эфире.А вот как распознать духовную музыку, мне кажется, сейчас Вы Алексей, можете уточнить. Чем она отличается от другой музыки?

01:08:12 [Махов А.В.] - Вы знаете, когда… Вы знаете, есть, есть много вариантов. И проблема в основном заключается в том, что в наше время очень многие называют себя святыми. Вот. И сам факт, что человек вообще называет себя святым, уже говорит сразу о том, что этот человек не святой. Понимаете? Уже сразу. Вот.

01:08:32 Однако же, как, как определить какая музыка святая, какая нет. Самый надежный способ заключается в том, что, если вы уже следуете какой-то духовной традиции, найдите себе там человека, который тр… очень серьезно следует этой традиции, который бы вызывал у вас уважение, почтение к этой личности, который бы вы видели, что он серьезно продвинут. Вы подойдите к нему и спросите, задайте этот вопрос ему, и он вам ответит. И этот, и эта музыка, которую, которую вы потомтак или иначе в интернете найдете, скачаете и начнете слушать, она будет, она будет как раз той, которую вы ищете. Вот. Если вы никакой духовной традиции пока ещё не следуете, то я могу привести вам пример. На сайте у Олега Геннадьевича Торсунова на www.torsunov.ruесть видеозапись святого человека. Его зовут ВинодаГарвал, можете его скачать, его скачать и слушать, этого достаточно. И у этой духовной музыки, вы знаете, есть удивительное свойство. Вот у меня эта музыка звучит уже шестой год. Причем удивительный факт. Последний год звучит всего лишь одна песня, одна. Она звучит круглые сутки. Вы знаете, не надоело. Это отличительное свойство духовной музыки, она никогда не надоедает, даже если постоянно повторяется. Любая другая музыка, которая, голос человека,которого не является, голос не святого человека рано или поздно надоест. Голос святого человека просто не, не может надоесть. Поэтому можно слушать его бесконечно. Вот такой вот ответ.

01:10:11 [ведущая] - Да, но повторяться может не только одна композиция в нашем плеере, но повторяться могут какие-то слова в нашем уме или на нашем языке, то, что называется мантры. И вот в связи с этим у нас вопросы от Ольги, которая также проживает в США: «А можно ли привести пример короткой мантры, которую можно читать про себя для защиты, когда кто-то в вашем присутствии очень сильно гневается, сплетничает или бранится?» Или чтобы вы посоветовали в таком случае?

01:10:42 [Махов А.В.] – Самый лучший вариант – это воспевать святые имена Бога. В ведической традиции есть мантры, которые состоят только из имен Бога и можно воспевать их, они обладают наибольшей силой. Вот. Вы спросили про мантры, вот я вам ответил про мантры. Какие, какую конкретно вы выберите вам, ваша свобода. Я не хочу вас как-то ограничивать в этом. Поищите и вы найдете ту, которая ближе вашему сердцу.

01:11:08 [ведущая]- И эти святые имена могут нас защитить. Да?

01:11:12 [Махов А.В.]–Они защитят нас, но не от человека, понимаете? Вы должны правильно направлять эту мантру. И также это касается и молитвы, и настроя. Его нужно правильно направлять. Потому что если вы направляете её на защиту от этого нехорошего человека – это все не работает. Понимаете? Мы сегодня говорили об этом. Нужно, он, человек, который в присутствии вас как-то ведет себя, грязно ругается там. Это означает: его заставляет ваша карма так ругаться. Понимаете? Поэтому защищаться надо не от человека. А просить надо Господа о милости, чтобы это, чтобы с помощью этой мантры сжечь или с этой, с помощью этой молитвы сжечь эту свою дурную карму, которая потом уже, когда она будет сожжена, не позволит уже этому человеку по отношению к вам и в вашем присутствии каким-то образом плохо разговаривать. Понимаете? Вот это вот, пожалуйста, не совершайте эту ошибку, потому что многие вот это ощ… понимание защиты сразу говорят о том, что на меня кто-то нападает. Поверьте, на нас с вами кроме нашей собственной судьбы не нападает никто. Поэтому работать нужно не над окружающими людьми с целью их поразить, работать над своей судьбой. Тогда мантры и молитва, и настрой, они все будут достигать правильного результата.

01:12:31 [ведущая] - Ну, что же будем продолжать работать над своей, над своею судьбой в правильном русле, в которое нас направляют лекторы на аюрведарадио. Спасибо вам, Алексей Вячеславович, что снова были вместе с нами и больше часа. Мы рады вас слышать как всегда каждую неделю. Спасибо и до скорых встреч в эфире.

01:12:51 [Махов А.В.]– Спасибо, спасибо большое вам, Олеся, за прекрасный эфир и вам, уважаемые радиослушатели за замечательные глубокие вопросы. Спасибо вам за ваше внимание, за ваше, за ваше пожертвование временем, которые вы так регулярно оказываете. Спасибо большое вам и до новых встреч. До свидания.

транскрибирование: Ольга Киселёва | Краснодар | Россия | 08 February 2015