Закон жертвоприношений часть 2

Веда Радио - 06 May 2013
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:06:56 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 898 | скачано: 867 | избрано: 30
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] «Добрый вечер», - говорю я всем слушателям «Веда-радио». Самое время начинать прямой эфир – заждались, наверное, уже прямых эфиров, особенно с Алексеем Вячеславовичем Маховым. Обычно у нас эти эфиры приходили по понедельникам с 18.00, и вот уже два понедельника мы не слышали Алексея, но теперь предоставилась возможность снова его послушать и, тем более, задать свои вопросы. Напомню, что наши координаты в вашем распоряжении всегда наш почтовый ящик эфир@ведарадио.ру и наш скайп с логином «ведарадио». Связываюсь я по скайпу с Алексеем. Алексей, здравствуйте!

00:00:40 [Махов А.В.] Здравствуйте, Олеся, здравствуйте, уважаемые радиослушатели.
[Ведущая] Мы рады снова слушать вас на волнах «Веда-радио». О чём сегодня пойдёт речь?
[Махов А.В.] Я тоже очень рад тому, что наш эфир продолжается, и сегодня мы с вами продолжим рассматривать тему жертвоприношений.
[Ведущая] Отлично.
[Махов А.В.] Итак, с вашего позволения, Олеся, я продолжу. Т.к. у нас был достаточно большой перерыв (в 3 недели), я думаю, что есть смысл немножко восстановить контекст предыдущей беседы. Он, вкратце, сводился к тому, что мы с вами разобрали, что такое жертвоприношение и разобрали, что такое ритуалы.

00:01:23 В целом, жертвоприношения – это особый вид знания, который содержится в Ведах, и жертвоприношения предназначены только для того, чтобы дать человеку возможность войти в определённое «изменённое» состояние сознания и почувствовать определённый вкус к счастью. Т.е., фактически, жертвоприношение является самым мощным механизмом воздействия на сознание любого живого существа и, в частности, человека. И знание о жертвоприношениях, в целом, говорит о том, что нужно делать и в какой последовательности, чтобы достичь двух целей. Первая цель – это достижение возможности общения с более развитыми живыми существами и с Богом. Т.е. в ведическом знании описывается возможность, жертвоприношения, которые приводят к прямому контакту с высшими живыми существами, которых только в нашей Вселенной насчитывается 399999 разных видов, более разумных и более возвышенных, чем мы с вами. И также описаны виды жертвоприношений, которые приводят к непосредственному контакту с Верховной Личностью Бога, с опытом реального общения с Ним.

00:02:46 И вторая сторона знания о жертвоприношениях описывает правила поведения человека при контакте с этими высшими живыми существами и с Богом, чтобы человек, контактируя с этими возвышенными личностями, не вёл себя оскорбительно по отношению к ним. И нам подчас это достаточно трудно понять, однако – это очень легко проиллюстрировать примером. Если, предположим, мы собрались все вместе и беседуем на возвышенные темы, о жертвоприношении – и вдруг, появляется, допустим, какой-то полубог, предположим – Господь Индра, царь всех полубогов, царь всех высших живых существ. И, в общем-то, если я ему скажу: «Здравствуй, Индра» [смеётся] – я, в общем-то скажу это от чистого сердца, просто с ним поздороваюсь вежливо, как мы все друг с другом здороваемся – с моей точки зрения, будет всё хорошо, с того уровня знания, которым обладаю я как обычный человек, живущий в наше время. Вроде бы, всё хорошо, всё вежливо. Но проблема заключается в том, что мы не знаем одного закона, который неукоснительно действует в нашей Вселенной. Это закон говорит, что мы обязаны отдавать определённый вид почтения, который зависит от того, насколько развита та личность, с которой мы общаемся.

00:04:21 Есть разные возможности отдавать почтение. Если я скажу своему соседу по квартире: «Доброе утро, Василий Петрович», - это будет хорошо [смеётся]. Но если я скажу то же самое: «Доброе утр, Индра», то сказав эти слова, безо всякой «задней мысли» в сердце, с добротой в сердце – я нанесу Индре огромное оскорбление, потому что положение Индры отличается от положения моего соседа по квартире. Понимаете? Именно поэтому в Ведах говорится, что в наше время полубоги не будут показываться нам, высшие силы не будут являть себя нам, по той простой причине, что мы утеряли это знание о том, как правильно общаться с высшими живыми существами. Тогда как в недалёком – по ведическим меркам недалёком, каких-то несколько тысяч лет назад – прошлом высшие живые существа общались с людьми, они приходили сюда, на нашу Землю, и они являли себя нашему взору, взору людей, которые жили в то время, по той простой причине, что те люди были более образованны в этом отношении. Они знали, как вести себя правильно с возвышенными личностями.

00:05:30 Ну, в частности, предположим, если когда-нибудь кому-нибудь из вас, уважаемые радиослушатели, посчастливится где-то встретить высшее живое существо, то единственный способ оказать ему должное почтение – это упасть перед ним в поклоне. Для мужчин этот поклон называется «дандават» («данда» на санскрите означает – «палка»), т.е. человек просто падает на землю как палка, плашмя. Нос при этом разбивать не обязательно, но идея заключается в том, что человек должен быть готов выполнить это мгновенно, сразу же, как только увидит такую личность и поймёт, кто перед ним. Женщина же должна совершить земной поклон. В противном случае, отсутствие отдачи этого почтения является оскорблением по отношению к этой возвышенной личности, и оно приведёт к деградации человека, который увидел этого полубога.

00:06:30 Точно так же, есть определённый вид поведения в отношениях с Верховной Личностью Бога, т.е. когда человек реально видит Бога, как он должен себя вести. Всё это знание описывается в Ведах. И для того, чтобы достичь этих двух целей, т.е. достичь возможности прямого общения с высшими живыми существами и Богом и понимания того, как нужно себя вести – человек должен знать и понимать определённую последовательность действий, он должен чётко придерживаться и неукоснительно выполнять определённые правила, которые приведены и записаны в Ведах буквально «по шагам».

00:07:09 И почему мы должны действовать именно так? Почему так «жёстко», почему Веды настаивают на том, что мы ничего не можем менять? Причина только одна. Она заключается в том, что самостоятельно мы не сможем понять это знание. Мы не можем, даже находясь на нашем уровне развития, мы не можем понять всю его глубину. Т.е. многие вещи, которые совершает человек, просто… Просто даже верующий человек, он иногда совершает такие вещи, которые «нормальным» современным людям кажутся бессмысленными. Они не понимают, зачем нужно вставать в 4 утра, они не понимают, зачем нужно ложиться в 21.00. Потому что у современного человека искажённое восприятие реальности. Мы, к сожалению, возомнили себя «царями», «богами» этого мира.

00:08:04 Но разумный человек понимает, что у нас нет «квалификации» для того, чтобы понять глубокие внутренние причины, которые лежат за всеми внешне не особо важными действиями, какими-то мелочами, которые часто ускользают от нашего внимания. Однако же, Веды говорят, что на первых порах люди, которые приступают к изучению жертвоприношений – они должны просто чётко и неукоснительно соблюдать, повторять те правила и ритуалы, которые описаны в тех или иных Священных Писаниях, в частности – в Ведах. И в этом случае результат ритуалов будет благоприятным. А само понимание глубинной сути выполняемых действий – оно придёт только со временем, по мере духовного роста человека.

00:08:52 Ну, очень трудно понять, например, почему в 4 часа нужно вставать, почему молиться нужно именно утром. Это трудно понять, мы не понимаем, чем «брахма-мухурта», «савита-мухурта» отличается от остальных мухурт. Многим тяжело понять, что такое «мухурта» и почему «мухурта» вообще. Почему 48 минут, ну почему? [смеётся]. Это трудно понять, трудно. Потому что проблема заключается в том, что мы можем просто некоторые вещи «теоретически» принять. Когда мы говорим «я понял», чаще всего это означает – я «теоретически» согласился. Но это не значит, что я ПОЧУВСТВОВАЛ. Понимаете? Понял – это означает «реально пережил». И переживание этого опыта – оно становится доступным только с годами практики, когда человек, просто приняв на веру какое-то знание, начинает его практиковать-практиковать-практиковать, и через 4-5-6 лет практики он реально убеждается, что именно вот эти 1,5 часа до восхода солнца являются для молитвы самыми эффективными. Самыми эффективными. А всё остальное время – нет. Именно осознание или переживание этого опыта – оно приходит только со временем. Поэтому Веды говорят: на первом этапе человек должен просто принять это на веру и начать выполнять. Когда он получит результаты – тогда только придёт вера, потом придёт реальный опыт, реальное переживание того знания, которое содержится в Священных Писаниях.

00:10:20 Вопрос ещё возникает такой часто: почему же, вроде бы человек начинает совершать то или иное жертвоприношение – а он совершает его чисто «механически», не понимая глубокой сути – почему же жертвоприношение приносит благоприятные плоды? В чём суть? А суть вот в чём. Это иллюстрируется очень хорошим примером. Представьте: маленький ребёнок напроказничал. Вот представьте, Олеся, что вы свидетель. Вы пришли в гости к каким-то своим родственникам, друзьям – и там маленький ребёнок расхулиганился, и его наказали. И ребёнку, допустим, 3 года максимум. И он постоял-постоял в своём углу, поковырялся в носу, поплакал, потом приходит и говорит: «Мама, прости меня, я больше так не буду!», - и уходит. Как вы считаете, мама будет довольна таким ребёнком, вот таким поведением?

00:11:20 [Ведущая] Ну, если попросил прощения – значит, что-то осознал наверное. [смеётся]
[Махов А.В.] Да. Ну, мама же будет довольна. Вместо того, чтобы стоять в углу, орать, по-дурному упираться… [смеётся]
[Ведущая] Помню, когда я была маленькая, меня мама однажды поставила в угол. Я пару минут постояла, после чего спокойно взяла игрушки к себе в угол и начала там играться. На что мама, конечно, удивлённо посмотрела и возразила. А я говорю: «А в чём проблема, я же в углу стою!» [смеются]
[Махов А.В.] Это хороший, конечно, пример, но здесь суть вот в чём заключается. Когда ребёнок приходит к родителям (он напроказничал, его наказали), он приходит и просто говорит: «Мама, папа, простите меня, пожалуйста, я больше так не буду». И мама и папа, если они действительно разумные люди – они понимают, что ГЛУБИНЫ раскаяния от ребёнка ждать бессмысленно. Не каждый взрослый понимает, что такое раскаяние, по-настоящему. Для этого нужно время, чтобы осознать это глубоко. Ребёнок в 3 года не способен осознать это просто принципиально. Поэтому, естественно, ни мама, ни папа не ждут от ребёнка какого-то глубокого раскаяния. Они прекрасно понимают, что через 5 минут он то же самое может сделать. Но сам факт того, что ребёнок пришёл и сказал «простите меня, пожалуйста, я больше так не буду» - всем становится хорошо. Почему? Потому что родители в этом случае рады тому, что ребёнок, даже не понимая, что за этими словами стоит – он пытается действовать правильно. Это означает – у него есть желание это делать, пусть даже неосознанно.

00:13:01 А это означает, что даже просто следуя тому, что правильно, он ведёт себя как грамотный человек, даже в свои 3 года. Понимаете? И именно вот это, осознание этих вещей – оно даёт нам стимул для того, чтобы глубже «проникать» в каждое жертвоприношение, которое человек должен совершать в своей жизни. Это произойдёт только со временем. Сначала же нужно упор делать на то, чтобы совершать его очень чётко, без какой-либо «отсебятины». И одно это – уже достаточно сложная задача.

00:13:41 И что ещё хочется сказать, хочется сказать самую главную вещь: что основная «работа» в жертвоприношении происходит в разуме, хотя в сам процесс жертвоприношения вовлекаются и тело, и ум, и чувства – всё. Все органы, все грубые и тонкие тела наши вовлекаются в этот процесс, но всё это играет вспомогательную – хотя и очень важную – роль в проведении жертвоприношений. Основная же работа – повторюсь – она идёт через звук, путём произнесения определённых звуковых вибраций, которые называются «мантры». И существуют определённые правила о том, как правильно произносить те или иные мантры. Те же, сходные, правила в других духовных традициях относятся к правильному произнесению молитв, и примерно то же самое действует на благоприятный настрой, который человек может произносить, если он ещё не определился со своей духовной традицией.

00:14:42 Мантры – и, в целом, любые звуковые вибрации оказывают огромное влияние на наше сознание. Но мантры, в отличие от всех остальных звуковых вибраций, воздействуют на наше сознание строго определённым образом. И это действие можно узнать. Для этого можно сходить к знакомому астрологу, который владеет этой техникой, и любую мантру можно разложить на звуки, на определённые слоги. Потом нужно провести определённые астрологические расчёты, и можно будет точно узнать, какую энергию, куда и откуда переносит мантра, и как она влияет на наше сознание. Это очень точное и однозначное соответствие, здесь нет двойственности никакой вообще. Любая мантра совершает с нашим сознанием вполне определённые действия. И, в зависимости от того, какую мантру человек повторяет, так его сознание и меняется. И эти действия уже описаны в Ведах, и даются методики их вычисления. В разделе Вед, который называется «Джйотиш», даются полные, исчерпывающие описания этих всех методик, которыми могут пользоваться квалифицированные астрологи для расчёта энергетического воздействия мантр на сознание любого живого существа.

00:16:02 В качестве примера – вот этот удивительный настрой, «Я желаю всем счастья», который благодаря милости Олега Геннадьевича вошёл в обиход сотен тысяч людей. Если разложить его на звуковые вибрации, его воздействие такое: он избавляет от страданий. Т.е. человек, который повторяет каждое утро в определённое время определённым образом «я желаю всем счастья», вслух, определённым образом настраиваясь при этом – он приходит к тому, что его жизнь освобождается от страданий.

00:16:39 [Ведущая] Я хочу сказать, что это определённое время на «Веда-радио» является 6.00 по Москве. Каждый день у нас проходит сеанс пожелания счастья, и все вместе слушатели могут собираться, все вместе желать этого счастья всем-всем-всем, вместе с Олегом Геннадьевичем Торсуновым. В 6 утра вставайте, включайте «Веда-радио», и таким образом будем вместе желать счастья.

00:17:06 [Махов А.В.]Итак, чтобы ощутить влияние мантр на сознание, нужно какое-то время потратить на то, чтобы изучить, как правильно это делать. Потому что, как любая наука, мантра-медитация имеет свою технологию, свою технику произнесения, и эта способность к правильному воспеванию мантры, к правильному её произнесению, требует определённого времени на освоение. Т.е., как любая техника, она осваивается только со временем и под руководством опытного человека. Поэтому для всех желающих так или иначе изучить ,что такое мантра-медитация, я очень рекомендую… Ну, может быть, на первых порах вы можете и сами попробовать их повторять, но в целом вы должны быть готовым к тому, что подавляющее большинство мантр начинают работать только тогда, когда в них происходит посвящение. Т.е. способность повторять мантру мы не можем «взрастить» сами по себе. Её мы можем только перенять у того человека, который обладает этой способностью. И для этого нужно обязательно получить инициацию в мантру, т.е. посвящение в ту или иную мантру.

00:18:29 Однако же, в Ведах описаны так называемые «маха-мантры». «Маха» означает – великая мантра. Их величие заключается в том, что эти мантры настолько могущественны, что они не требуют, например, строгих правил для повторения. Подавляющее большинство мантр для того, чтобы их правильно произносить, требуют огромного количества условий. Т.е. нужно определённым образом, в определённом месте находиться, в определённое время, в определённом состоянии сознания, к которому нужно себя готовить. Нужно получить инициацию в эту мантру, подвижническую жизнь нужно вести, для того, чтобы быть способным правильно её повторять. Мантре нужно звучать определённым образом.

00:19:17 Однако же, маха-мантры не требуют этих вещей, их может повторять любой человек, независимо от его квалификации, и каждый будет получать благо. Однако же, не стоит слишком уж легкомысленно относиться к этим вещам и думать, что, раз я могу взять любую маха-мантру, я буду её повторять и достигну совершенства в ней. Это факт, что любой человек достигнет совершенства, но вопрос в том, сколько времени он на это потратит. Для того, чтобы «осилить» хотя бы одну мантру и правильно её произносить, нужно потратить несколько десятков лет под опытным руководством. Если же опытного руководства не будет, то на это можно с успехом потратить несколько десятков тысяч жизней [смеётся]. Т.е. «разрыв» во времени огромен, и в этом проблема. Поэтому, ещё раз повторяю, для всех людей, для всех наших уважаемых радиослушателей, кто хочет серьёзно практиковать - так или иначе когда-то в жизнь этих людей должен войти наставник, а позднее – и духовный учитель, через которого к вам придёт знание о том, как, собственно, это делать правильно (квалифицированно).

00:20:36 В целом же мы сейчас рассмотрим самый общий подход к мантра-медитации. Итак, первое, что должно быть: чтобы практика мантра-медитации была успешной – это должен быть контроль тела. Человек должен соблюдать контроль тела, для того, чтобы иметь способность быть правильно настроенным, и правильно чтобы энергии текли, в т.ч. в его «грубом» теле. И человек, который не контролирует своё тело (а контролем тела является, например, выполнение определённых физических упражнений, как динамических, так и статических, например – занятия хатха-йогой, это процесс не только контроля ума, но и контроля тела), то такому человеку будет очень сложно повторять, что мантру, что молитву, что настрой, потому что его тело будет ему постоянно «мешать».

00:21:33 В основном, люди сейчас находятся под диктатом тела. Тело просто «командует» нами, хотя тело – оно абсолютно безжизненный «автомат», оно живёт по своим законам, и если оно хочет кушать – оно хочет кушать, если оно хочет в туалет – оно хочет в туалет. Нас оно при этом не спрашивает особенно, оно просто говорит: хочу в туалет, и нам приходится тащить его в туалет, в буквальном смысле слова [смеётся], ничего с этим не сделаешь. Однако же, тело можно натренировать, заставить его – в хорошем смысле слова, заставить его – слушаться нас, когда мы занимаемся мантра-медитацией. И в этом случае тело оказывает нам очень большую услугу, потому что определённое положение «грубого» тела приводит наше «тонкое» тело в определённое состояние. Когда наше тонкое тело приходит в определённое состояние, энергия в организме начинает двигаться так, как нам нужно.

00:22:31 Основная задача сводится к тому, чтобы «поднять» основной поток энергии (удану), чтобы удана увеличилась и энергия, в основном, начала двигаться вверх, к основным психическим центрам. Это нужно для того, чтобы человек вошёл в ясное состояние сознания, и в этот момент он начинает практиковать звук, т.е. он начинает звучать. И в этом случае его звук становится полным, он резонирует с высшими психическими центрами, а значит – ему открывается доступ к общению с живыми существами, которые живут в высших мирах. На самой высшей ступени развития у человека открывается доступ уже непосредственно к общению с живыми существами и Богом, которые находятся в духовном мире. И контроль тела для этого необходим, потому что невозможно просто лёжа, отдыхая в вальяжной позе, повторять ту или иную мантру и рассчитывать на то, что человек обретёт на этом пути какой-то успех.

00:23:33 Второе, что должно быть – это обязательно – это контроль чувств. Практика контроля чувств – это контроль чувства вкуса, чувства зрения, чувства слуха, чувства обоняния и чувства осязания. Ну, например, что такое контроль чувства слуха? Это означает не пропускать внутрь в себя грязь (то, что нас оскверняет), т.е. те звуковые вибрации, которые нас оскверняют. Это означает – нет смысла слушать «новости». В них нет никакого смысла. Нет смысла слушать сплетни, в них тоже нет никакого смысла. Нет смысла слушать «пошлятину», в ней тоже нет никакого смысла, это только оскверняет наше сознание. И параллельно с этим нужно понимать, ЧТО человек должен слушать. Он дожжен слушать только те звуковые вибрации, которые возвышают его сознание. Поэтому нужно что слушать? Нужно слушать песни о Боге, нужно слушать молитвы возвышенных людей, молитвы святых людей, как они мантра-медитацию практикуют, или же то, как они просто настрой произносят. Этого достаточно.

00:24:37 Вот Олеся сегодня говорила, что каждое утро, в 6 утра по Москве на «Веда-радио» даётся возможность всем людям всем вместе собираться и повторять «я желаю всем счастья» под голос Олега Геннадьевича Торсунова. Это очень благоприятная вещь, благоприятная практика, когда вы повторяете не сами по себе «я желаю всем счастья», а когда эта практика происходит под голос человека, который реализовал это знание в себе, который реально контактирует со всеми этими вещами, с этими силами. Это очень благоприятно и гораздо более эффективно, чем просто повторение слушая самого себя.

00:25:23 Следующее. Контроль чувства вкуса связан с двумя вещами. С контролем языка (контроль языка означает – режим питания), и второй способ контролировать язык – это контроль речи. Контроль речи означает умение говорить приятные слова. Приятные слова – не всегда означает льстивые или подхалимские слова. Приятные слова могут быть и изобличающими. Но они должны говориться в таком умонастроении, с такой любовью в сердце, чтобы человек, которому Вы это говорите, был способен принять их от вас и не оскорбиться при этом. Понимаете? Это уже определённая сила, и эту силу нужно в себе взращивать.

00:26:08 Следующий вид контроля – это контроль чувства зрения. Это означает… Сейчас вот уже становится тепло, и потихоньку наши уважаемые красивые девушки начинают выглядеть всё более и более открыто [смеётся] для взоров всех мужчин. Контроль чувства зрения означает – не надо смотреть на таких девушек. Не надо, потому что от этого теряют и девушки, и юноши. Все теряют от этого. Девушки теряют энергию, которая называется «привлекательность», им потом тяжело строить семью, они не могут удержать мужчину рядом с собой, нечем. А юноши что теряют? Они теряют спокойствие. Понимаете? Они теряют достоинство. У них энергия скапливается в нижних центрах, они потихоньку начинают уподобляться животным, возникает сильное вожделение. Поэтому разумный человек – он контролирует своё зрение. Он не смотрит на рекламу, где изображены обнажённые мужчины или женщины рядом с холодильниками, например, или пылесосами. Т.е. контроль чувства зрения означает – не смотреть на то, что оскверняет, и смотреть на то, что возвышает сознание. Это означает, что дома, где это возможно, должны быть изображения Бога или святых людей, или какие-то тексты из Священных Писаний, на которых глаз бы останавливался, и ум сразу же правильно бы настраивался.

00:27:33 Все эти вещи – это называется контроль чувств. То же самое – по поводу осязания, обоняния и вкуса, это всё то же самое.
Дальше. Мы уже об этом говорили, я не буду больше времени на это тратить. Следующее – контроль ума. Контроль ума, это означает – поддержание постоянно определённого умонастроения. Т.е. человек должен иметь способность удерживать себя в определённом умонастроении, в благоприятном умонастроении, когда он благожелательно относится к окружающим людям. И это возможно только тогда, когда человек работает со звуком. Потому что в «Бхагавад-Гите» говорится, что разум стоит выше, чем ум, и работать с умом можно только через разум. Понимаете? И только тот человек, который культивирует в себе мантра-медитацию, культивирует молитвенную практику, или культивирует в себе практику пожелания всем счастья (практику благоприятных настроев) – только такой человек становится со временем способным благожелательно относиться ко всем. Не делить людей на плохих и хороших, потому что нет абсолютно плохих, нет абсолютно хороших. В каждом человеке есть хорошее. Но вот способность увидеть хорошее и реально контактировать с этим хорошим (не теоретически, а реально контактировать)… Даже в самом последнем деграданте есть хорошее. Но вот способность увидеть это и распознать это хорошее, реально с ним сконтактировать – могут только те люди, которые сознательно культивируют в себе эту способность. Понимаете?

00:29:09 И последнее, особый вид контроля, который должен быть – это контроль разума. Это практика тренировки разума, и именно контроль разума, способность взять свой разум под контроль – приходит к тому человеку, который культивирует в себе чтение определённых молитв или мантр.

00:29:35 Что такое мантра и чем она отличается от молитвы. Есть смысл об этом немножко сказать. Молитву человек может придумать сам. И в целом молитвы – они есть и в ведической традиции – молитвами становятся высказывания возвышенных людей, мудрецов, святых людей, которые в свои слова вкладывают свои глубочайшие духовные реализации. Однако же, мантру придумать невозможно. Мантра всегда имеет свой определённый объект, и мантра называется в Ведах «Шабда-Брахман». «Шабда» - означает «высший звук», т.е. это звук, который присутствует в духовном мире. И этот звук, когда человек его повторяет, способен очистить сознание человека от всех грехов вообще, без остатка. «Брахман» - означает «духовная энергия». Т.е. «Шабда-Брахман» - это «звук из духовного мира», или «духовный звук». Нам в современном мире сложно понять, что это такое, нам трудно понять, как этот звук может пройти через всю Вселенную, когда как обыкновенный звук, который мы произносим, не далее чем на 20-30 метров идёт, потому он уже просто затухает. Но, однако же, в Ведах говорится, что этот звук, который мы слышим – это только его внешняя «грубая» оболочка. Помимо внешнего «грубого» звука есть ещё «тонкий» звук – Шабда - и мантры, которые обращены к Богу и к духовному миру, эти мантры несут в себе энергию Шабда-Брахмана, они несут в себе энергию тонкого духовного звука, который способен пройти через всю Вселенную и достичь адресата, т.е. той личности, которую эта мантра олицетворяет здесь у нас, в виде звука.

00:31:31 И человек, который практикует мантры, которые настраивают его на Высшую Истину, на Бога, который резонирует с Шабда-Брахманом, со временем получает возможность прямого контакта с этой личностью. Т.е. каждый раз, когда человек повторяет мантру, которая связывает его с определённой личностью – эта связь между человеком и этой личностью нарастает. И она растёт, растёт, растёт, растёт – и со временем – со временем – эта связь становится настолько крепкой, что человек получает возможность видеть объект своей медитации, реально, так же, как мы видим друг друга своими материальными глазами.

00:32:14 Однако же, эта практика работает только с Шабда-Брахманом, т.е. с мантрами, которые содержат в себе духовную энергию. Т.е. контакт с духовным миром возможен только тогда, когда мантра или молитва содержат в себе духовный звук, Шабда-Брахман. И в Ведах говорится, что все молитвы и все мантры, которые содержат Имена Бога, какие бы они ни были, в какой бы духовной традиции они ни произносились – они всегда ведут к одному и тому же: к прямому контакту с Богом. К прямому, переживаемому опыту общения с Богом, так, как человек Его воспринимает.

00:32:58 И именно поэтому, посмотрите: если вы возьмёте любые авторитетные духовные традиции – там обязательно на чётках воспевается либо мантра, либо молитва, которая обязательно содержит Имя Бога. Обязательно содержит. Если мы возьмём, допустим, христианскую духовную традицию (ну, например, у нас в России православное христианство), там воспевается Иисусова молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». И Иисусе Христе – Иисус Христос – это Имя Бога. Возьмём, например, мусульманскую традицию, там Имя Бога – Аллах («Единый»). Это Имя Бога, это одно из Его Имён. Можно продолжить, разные есть виды духовных традиций. Возьмите, допустим, ведическую традицию. Там воспеваются разные виды мантр. Есть, допустим, мантра Господу Раме, есть мантра Господу Кришне, есть мантра Господу Нарасимхадеву и многие-многие другие мантры, которые обращены к определённым Именам одной и той же Личности – Верховной Личности Бога. И они ведут к постижению Бога в той ипостаси или в том настроении, которые соответствуют этой мантре. Потому что постижение Господа как Вишну и постижение Господа как Нарасимхадева – они имеют разный «вкус», разное настроение, и поэтому разные мантры дают возможность сконтактировать с Богом в определённом настроении, которое более близко сердцу практикующего.

00:34:42 И вот что ещё следует сказать: мантра от молитвы отличается ещё в том (помимо того, что молитву можно придумать), что одна и та же молитва на разных языках звучит по-разному. Однако же, мантра не может звучать по-разному, и мантра всегда произносится на санскрите. Санскрит не является «индийским» языком [смеётся]. Санскрит – это язык, на котором говорит вся Вселенная, и, фактически, вся Вселенная – она «звучит» на санскрите. Именно поэтому мантры записываются на санскрите и звучат (произносятся) только на санскрите, потому что только эта комбинация звуков является Шабда-Брахманом. Любой перевод любой мантры на любой из языков – хоть на русский, хоть на английский, хоть на японский – уже не даст того эффекта, как произнесение этих звуков непосредственно на санскрите. Именно поэтому такое жертвоприношение, как мантра-медитация, доступно только для тех людей, которые следуют именно этой традиции (когда мантры произносятся именно на том языке, на котором они записаны, т.е. на санскрите).

00:36:05 К слову сказать, здесь мы рассматриваем ведическую культуру, поэтому я делаю акцент именно на ведических жертвоприношениях. В любой другой духовной традиции есть свои виды жертвоприношений, и там произносятся определённые молитвы, т.е. эффективность примерно та же самая. Т.е. конечная Цель достигается в любой духовной традиции, потому что, в противном случае, она не была бы авторитетной. И при проведении жертвоприношений неизбежны ошибки, которые мы, так или иначе, будем совершать, и о некоторых из них я бы сразу хотел предупредить наших уважаемых радиослушателей.

00:36:48 Первая ошибка заключается в том, что люди, которые начинают практиковать, например, мантра-медитацию, молитвенную практику или практику благоприятных настроев (практику пожелания всем счастья) – они начинают делать это не так, как надо, а так, как нравится. Т.е. часто люди говорят: «Я люблю Богу молиться, как мне нравится. Вот мне нравится вот так – я так и буду, это хорошо». Это всё неплохо – на первых порах даже это хорошо, мы говорили об этом на первой лекции – но проблема заключается в том, что обычный человек в наше время не может ни составить, ни произнести молитву так же чисто и так же бескорыстно, как её произносят великие мудрецы, потому что они реально знают, реально ощущают, какие слова, в какой последовательности нужно произносить для Бога, не так, чтобы это нравилось нам, а так, чтобы это нравилось Ему. Понимаете? В этом существенная разница. Потому что, одно дело молиться Богу «как нравится мне», другое дело – молиться Богу так, как нравится Ему. Если первое мы можем понять очень легко, то вот со вторым у нас проблемы [смеётся]. Мы Бога не чувствуем, мы не чувствуем, что Ему нравится, а что Ему не нравится. Более того – мы не можем даже отделить одно от другого: где, в конечном счёте, заканчивается то, что нравится Богу и начинается то, что нравится мне.

00:38:10 Именно поэтому во всех духовных традициях есть молитвы, которые составлены святыми возвышенными мудрецами, и эти молитвы – они тоже произносятся так, как они составлены, не меняя в них ни единого слова, ни единого звука. Ничего не должно меняться, потому что это всё – определённые звуковые вибрации. Если они начинают трансформироваться, звукоряд (последовательность звуков) меняется – меняется энергетика. Это первый вид ошибок, который можно совершить при проведении жертвоприношений.

00:38:49 Второй вид ошибки – это просьба Бога о материальном. Например, человек приходит в храм, начинает молиться Богу – и вместо хорошего результата получает плохой какой-то результат. Причём этот плохой результат человек часто даже не сопоставляет с тем, что он у Бога что-то попросил. Как это происходит? Ну, например, смотрите: если человек просит у Бога чего-то материального, то заранее можно сказать, что ничего хорошего из этого не выйдет, даже если человек получит. А Веды говорят, что да, если человек просит у Бога даже материального, то если он хоть чуть-чуть, хотя бы немножечко достоин это получить – он получит, 100 процентов. 100 процентов, получит. Вопрос только в том, приведёт его к счастью то, что он получит, или нет. Многие люди приходят в храм и просят Бога: «Господь, дай мне денег, дай мне денег, дай мне денег»… Как есть такой хороший анекдот на эту тему, как один человек (верующий) молится Богу и говорит: «Господь, я знаю, что деньги не приносят счастья, но дай мне, пожалуйста, убедиться в этом на собственном опыте!» [смеётся]

00:40:01 И вы знаете, что произойдёт в этом случае? Если хоть чуть-чуть человек достоин получить те деньги, о которых он просит, он их получит. Но вместе с деньгами в его жизнь сразу же что придёт? Страдания. Неизбежно. Потому что единственная причина, почему (допустим, у меня) нет миллиона долларов – только в одном: я не смогу ими правильно распорядиться. Я не смогу. У меня нет такой квалификации, чтобы распорядиться ими правильно, поэтому у меня нет этих денег.

00:40:36 И если человек начинает просить у Бога материального – он получит, потому что Господь не отказывает, хотя это оскорбление по отношению к Нему. Давайте разберём это поглубже, потому что это не очевидная вещь. Почему просьба о материальном у Бога является оскорблением по отношению к Нему? Ведь не очевидный факт, а, тем не менее, это факт 100-процентный. Это происходит вот как (почему это является оскорблением): если человек просит чего-то материального у Бога, это означает, что он считает, что Бог ему чего-то «недодал» в этом мире. Так ведь? Если человек доволен – всем, что у него есть, он доволен, он не будет просить у Бога материального

00:41:22 [Ведущая] Да, конечно, если бы всё было, то просить-то не о чем. Раз просит – значит, уже что-то не так, чувствуется.
[Махов А.В.] Да, чего-то не хватает. Но это означает, что Бог ему чего-то «недодал». Предполагается же так? Но из этого естественным образом следует вывод о том, что Бог – «обманщик». Обманул. «Обманули, по белому свету пустили!» [смеётся] Недодали миллион долларов. Но это является оскорблением. Оскорблением, потому что каждому из нас Бог даёт ровно столько, с чем мы можем справиться, чего мы достойны. Это означает – то, с чем мы можем справиться без каких-либо негативных последствий. И наверняка среди наших радиослушателей найдутся такие люди, которые реально пережили опыт вот этого. Т.е. ходили, молились, получили-таки квартиру, или дом, или деньги. В результате – разрушились отношения в семье, или разрушились отношения с детьми, или с родственниками (все переругались). И в конечном счёте – 100 лет бы эту квартиру не видели! Спрашивается – зачем просили?

00:42:27 Понимаете, вот в этом проблема. Например, есть такая молитва, «Отче наш». Там есть такое выражение: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Под «хлебом насущным» не батон понимается [смеётся]. Не батон у Бога просят. «Хлеб насущный» - означает: духовное знание. Духовное знание, которое необходимо для нас как воздух, вода, еда. Вот что наш хлеб насущный, это духовность. Без неё человек не живёт. Понимаете? И если человек молится Богу для приобретения каких-то материальных благ – эти люди не понимают того факта, что Богу-то и так для нас ничего не жалко. Ничего не жалко. У нас, скорее, наоборот ситуация: Он бы и рад что-то дать нам, но Он понимает, что, дай Он нам это просто так («дай!») – это сделает нашу жизнь только хуже, понимаете? Мы похожи в этом отношении на алкоголика, который тянет руку и просит у нас: ну дай на опохмел (или «на хлебушек»). Понятно, какой ему «хлебушек» нужно. С длинным горлышком, в жидком виде ему «хлебушек» нужен.

00:43:40 Т.е., мы находимся вот в этом положении, когда просим у человека того, чего мы недостойны. И замечательно это проиллюстрировано у Валентина Катаева в его «Цветике-семицветике». Девочка, которая получила то, чем была не в состоянии распорядиться – она только на седьмом этапе осознала, что нужно делать-то. И слава Богу, она очень удачлива [усмехается]. Она была маленькой девочкой и не смогла наделать очень много проблем [смеётся]. Хотя того, что она наделала, тоже хватило в принципе всем, я думаю.

00:44:14 Т.е., мы не можем правильно распорядится теми силами, которых у нас нет. Именно поэтому их у нас нет. Если человек хочет привлечь в свою судьбу какие-то силы, более могущественные, он должен каким образом действовать? Он должен взращивать в себе способность ими правильно распоряжаться. И когда у него эта способность появляется – Господь сам, без всякой просьбы с его стороны, просто даёт ему эти силы, потому что Он знает, что этот человек – он способен направить эту энергию в нужное русло. Он способен энергию денег направить на развитие духовности в обществе, он способен энергию знания направить на передачу знания другим, он способен ещё какую-то энергию направить так, чтобы людям от неё было хорошо. В этом смысл. Поэтому, ещё раз хочу сказать, что просить у Бога материального – смысла никакого не имеет. Это не является жертвоприношением, это является просто оскорблением того самого Бога, к которому мы обращаемся.

00:45:16 [Ведущая] Ну, а просить вообще – стоит ли?
[Махов А.В.] Да, стоит. Спасибо, Олеся, я ждал этого вопроса, либо от вас, либо от наших уважаемых радиослушателей. Но вы оказались быстрее [смеётся]
[Ведущая] У меня просто больше шансов прозвучать здесь в эфире, чем у всех слушателей [смеются]
[Махов А.В.] Совершенно верно… И я отвечаю на этот вопрос: да, мы должны просить. И почему? Потому что не просить ничего – мы не умеем. Мы не умеем быть бескорыстными. Даже если мы говорим: «Господь, мне от Тебя ничего не надо» - внутри у нас в этот момент хохочет «обезьяна» и говорит: «Да-да, вот за такую вот твою бескорыстную просьбу Он тебе точно чего-нибудь даст!» [смеётся]. Т.е. глубоко внутри у нас всё равно сидит желание чего-то взять: «Ну хоть что-то же должно быть у меня?».

00:46:07 Именно поэтому, был такой святой, Бхактивенода Тхакур, он сказал, что из всех просьб, обращённых к Богу, есть только одна просьба, которая не оскверняет нас и не оскорбляет его. Эта просьба звучит так: «Господь, научи меня быть бескорыстным». Т.е. мы просим у Бога что-то, но мы просим Его научить нас, чтобы мы перестали просить [смеётся]. Это единственная просьба, которая приводит человека, в конечном счёте, к быстрому духовному прогрессу – когда мы просим у Бога сделать нас бескорыстными. Мы не можем просто взять, отказаться от всего и стать бескорыстными. Это невозможно. Можно, конечно, лицемерить на этот счёт и говорить: да, я такой бескорыстный, мне ничего не надо… Но так или иначе, в конечном счёте, если посмотреть в своё сердце, то, по факту обнаружится, что у нас очень много там чего «гнездится», просто мы на это не обращаем внимание.

00:47:08 И поэтому, понимая наш уровень, человек, который приступает к духовной практике и в целом практикует – он должен понять, что нужно принять тот факт, что бескорыстно обратиться к кому-либо мы просто не сможем, по большому счёту. Ну, мало когда нам это вообще удаётся, это единичные случаи. Поэтому, мы должны оформлять свой настрой так, чтобы этот настрой не оскорблял Бога, и этот настрой звучит именно так: «Господь, пожалуйста, избавь меня от корысти». Это хороший настрой. Хотя, его нельзя назвать бескорыстным, потому что мы чего-то всё-таки хотим для себя [смеётся]. Вот такой ответ на ваш вопрос, Олеся.

00:47:73 [Ведущая] Спасибо. Я напомню всем слушателям, что они тоже могут присоединиться ко мне, к Алексею Вячеславовичу и задавать свои вопросы. Свои вопросы присылайте нам, пожалуйста, на почтовый ящик эфир@ведарадио.ру или звоните по скайпу… Есть у нас как минимум один человек, который хочет сейчас пообщаться с вами, Алексей, в прямом эфире. Это наш постоянный слушатель Кирилл, сейчас мы его услышим. Ну, а всем остальным советую присоединяться к нашему эфиру прямо сейчас, потому что не так-то много времени осталось до окончания эфира. Это прямой эфир, коих будет ещё много у нас на этой неделе. Похоже, Кирилл уже с нами… Кирилл, здравствуйте!

00:48:35 [Кирилл] Здравствуйте! Очень люблю вашу программу, особенно всё, что касается жертвоприношений. Так интересно, что хочется просто слушать и слушать. Там прозвучал такой вот момент, в вашей лекции только что, когда вы говорили, что мужчина должен контролировать чувства. Ну, не только мужчина, наверное все должны контролировать чувства, и женщины тоже. Особенно, вот есть такое понятие, что мужчина любит глазами, женщина – ушами. И, соответственно, мы, мужчины, должны стараться контролировать своё зрение (свою визуальную энергию, так сказать). А вот если, всё-таки, произошёл такой момент, что не успел проконтролировать это дело, и произошло такое вожделение, что просто «огонь» целый. Каким «огнетушителем» можно воспользоваться, чтобы это взять и затушить?

00:49:25 [Махов А.В.]Спасибо, Кирилл, очень практичный вопрос. В целом, ответ такой: всё зависит от того, в какой обстановке вы находитесь. Т.е., если вы вдруг застигнуты такой ситуацией где-то на улице, самое лучшее, что можно сделать – это просто зайти куда-то, где рядом не будет людей, и нужно начать повторять ту молитву (или ту мантру) которую вы практикуете в своей жизни. Либо же просто начать желать всем счастья. Это самый эффективный способ. При этом мысленно перед глазами нужно удерживать (или пытаться вспомнить) образ Бога или образ святого, и мысленно при этом кланяться ему в ноги, раскаиваясь в том, что не сумели контролировать свои чувства. Я думаю, нужно где-то от 15 до 30 минут такой практики проводить, и вы почувствуете, что это уйдёт. Такой ответ.

00:50:19 [Кирилл] Спасибо, спасибо. Это всё, что хотел спросить.
[Махов А.В.] И ещё я могу дополнить: если такое происходит, когда вы находитесь дома, то быстрее это всё помогает снять, если принять душ. Прохладный душ, и после этого помолиться где-то 15-30 минут. Всё это пройдёт осквернение.
[Кирилл] Обязательно попробую, хорошо.
[Махов А.В.] Пожалуйста, попробуйте.

00:50:42 [Ведущая] Спасибо, вам, Кирилл, за участие. Продолжаем мы наш разговор в прямом эфире, и могли бы вы раскрыть предназначение и действие молитвы «Отче наш» на нашу жизнь? Этим очень интересуется один из наших слушателей.
[Махов А.В.] [смеётся] Мне кажется, этот вопрос немного не по адресу. Если бы я следовал христианской духовной традиции, то, конечно, я открыл бы смысл этой молитвы и её воздействие на сознание человека, но, к сожалению – а, может быть, и не к сожалению, но так или иначе – я следую другой духовной традиции, и за ответом на этот вопрос я отсылаю вас к батюшке. Вам нужно придти к православному священнику и задать ему этот вопрос, и он ответит вам квалифицированно, с той глубиной, которая необходима вам, чтобы глубоко понять все слова и смысл, который кроется за этими словами, которые составляют эту молитву. Я не имею никакой квалификации, для того, чтобы описывать молитвы традиций, которым я не следую. Я привёл эту молитву как пример того, как можно неудачно понимать смысл слов, которые обращены к Богу. Я на более глубокое понимание этой молитвы не претендую. Поэтому вы простите меня, пожалуйста, если я вас расстроил, но, так или иначе, я не чувствую, что имею право вскрывать глубокий смысл молитвы духовной традиции, которой я не следую.

00:52:25 [Ведущая] Если человек действительно этим вопросом интересуется, он, я думаю, без проблем совершенно найдёт на этот вопрос ответ. Главное теперь только найти квалифицированного, глубокомыслящего батюшку, желательно. Пока у нас есть другой вопрос, от Марины он пришёл. «Спасибо за знания», - пишет вам Марина, - «Я совершаю молитвенную практику 2 года. Понятие и практика бескорыстной, без просьб, молитвы пришла где-то 3 месяца назад, когда ситуация, о которой я так сильно молилась, зашла в тупик. Я просила о просветлении своего мужа. Я просто в бессилии молилась Богу о том, что я ничего не могу, мне ничего не нужно, просто дай мне возможность служить Тебе. И случилось чудо! Муж начал духовную практику, пришли наставники. Сейчас я молюсь святому и представляю его в сердце моего мужа, и прошу святого, чтобы дела мужа были его волей. Это пришло интуитивно. Как вы считаете, правильно ли это?

00:53:30 [Махов А.В.] Да. Это очень хороший настрой. Я бы ваше поведение и ваш подвиг, который вы совершаете, ваш молитвенный подвиг, вашу молитвенную практику, которую вы совершаете, рекомендовал бы делать и всем остальным жёнам по отношению к своим мужьям. Потому что женщина – она имеет природу энергии, т.е. природу шакти (на санскрите энергия называется «шакти»). Муж же, мужчина, в целом имеет природу буддхи, ну, по крайней мере, дхи (т.е. разума). Буддхи – это уже «пробуждённый разум». И когда женщина направляет свою психическую энергию через молитву в сердце своего мужа, она начинает там реально действовать. И вот наша уважаемая радиослушательница, которая написала нам, она реально получила плоды. Она направила энергию не на «себя-любимую», а на своего мужа, при этом внешне наверняка она ему об этом не говорила, и правильно делала [смеётся]. В результате, всё произошло само собой. Т.е., женщина призвана для чего? Для чего мужчина и женщина создают союз, что их тянет друг к другу? Потому что в каждом из нас есть то, чего не достаёт в другом. У мужчины мало психической энергии, у женщины её очень много. Женщине же не хватает силы, чистоты разума. У мужчины это – по крайней мере, потенциально – есть. И, когда мужчина с женщиной соединяются, женщина жертвует энергию, мысленно обращаясь к Богу, чтобы эта энергия привела мужа к духовному прогрессу - приведёт она к духовному прогрессу. Назад женщина что получит? Разумность, колоссальной глубины и чистоты разум. Понимаете?

00:55:06 Поэтому в этих отношениях между мужчиной и женщиной – духовных – всё происходит по принципу – умное слово такое есть – комплементарности, т.е. взаимодополнения. Есть такой вот обмен: женщина отдаёт свою психическую энергию, взамен от мужа она получает разумность. Этот обмен, чем с большей интенсивностью он идёт – тем больше счастья в общении получают супруги. Это самый высший тип духовной жизни, самый высший тип семейной жизни, когда людей связывают общие стремления к духовности. Поэтому я вам от всего сердца желаю дальнейшего духовного прогресса, чтобы у вас и в семейных отношениях «планка» ваша не понижалась. Пожалуйста, продолжайте, так держать, молодцы! [смеётся]

00:55:54 [Ведущая] Спасибо. Спасибо вам за ответ, и, похоже, у нас остался то ли ещё один вопросик, то ли уже всё… «Спасибо», - написала нам Марина. А на вопрос, на который вы только что отвечали, прямо в эту секунду успела Надежда прислать своё письмо. Итак, я зачитываю: «Мне в прошлом пришлось усыпить свою кошечку. Очень была я привязана к ней, но она болела раком. Врачи говорили усыпить, потому что раны стали открытыми, но она всё равно была ещё активная. Я очень переживаю теперь из-за своего поступка. Что делать, чтобы успокоиться? Я чувствую вину перед её душой. Помогите, что делать?»

00:56:46 [Махов А.В.] Ответ очень простой. Любое живое существо, независимо от того, в каком теле оно находится, является душой, т.е. вечной духовной частичкой Бога. И, независимо от того, какое тело принимает душа, если вы молитесь за неё Богу как за душу, не как за кошечку, а как за душу – то эта душа неизменно получает благо. То, что душа была раньше времени разлучена с телом – несомненно является неправильным поступком. Это ошибка, потому что не мы отмеряем себе жизнь, и не мы её даём другому живому существу, и мы не имеем права забирать её. Даже если живое существо страдает, так или иначе, мы можем сделать всё, чтобы облегчить его страдания, но забирать жизнь раньше времени мы права не имеем. Поэтому, совершенно правильно – вы испытываете раскаяние, за то, что сделали этот поступок. Молитесь за это живое существо, с той целью, чтобы эта душа получила духовное благо, чтобы её прогресс был неуклонным, чтобы она так или иначе осознала, получила человеческую форму жизни и осознала свою духовную природу. Понимаете? И ваша молитва, она принесёт плоды, так как всякий раз, когда мы на кого-то настраиваемся, если мы кого-то помним, это означает – мы реально контактируем с этим живым существом. И, когда вы будете Богу молиться и отдавать плоды своей молитвы другому живому существу, даже находящемуся в теле животного – результат обязательно не замедлит сказаться. Такой ответ.

00:58:23 [Ведущая] Спасибо. И, тем временем, один из наших слушателей дал понять, что хочет с вами пообщаться. Зовут его Сергей (как я могу судить по его имени в скайпе), и сейчас мы услышим, как звучит его голос. Сергей, здравствуйте.
[Сергей] Добрый день.
[Ведущая] Добрый день (или вечер). Вы уже в прямом эфире, мы вас внимательно слушаем.
[Сергей] Здравствуйте. Меня зовут Сергей, я из города Запорожье. Я хотел бы поблагодарить вас, Алексей, за прекрасные передачи. Действительно очень помогает, спасибо вам большое.
[Махов А.В.] Спасибо вам за то, что вы их слушаете.
[Сергей] У меня есть вопрос. Я недавно занимаюсь духовной практикой. И вот вы советуете, Олег Геннадьевич Торсунов советует практику пожелания счастья. Очень хорошо, помогает, всё здОрово. И я стал поглубже изучать этот вопрос, и нашёл на санскрите такую мантру, «Ом Сарве шам свастир бхавату», где в переводе то же самое – пожелание счастья, и так далее. И вот вопрос состоит в том, есть ли разница в произношении просто пожелания счастья, как советует Олег Геннадьевич, и в произношении этой мантры?

00:59:36 [Махов А.В.] Разница есть, потому что мантра представляет собой… вот та мантра, которую вы произнесли сейчас: «Ом Сарве шам свастир бхавату» - это не полностью, она немножко длиннее – но, так или иначе, она соединяет вас с высшими планетами, т.е. реально с определёнными личностями, которые являются воплощением этой мантры. Но для того, чтобы произносить её осознанно, вам необходимо будет изучить хотя бы те слова санскритские, из которых она состоит, понять, к каким личностям она обращена, чтобы хотя бы понять, с кем вы имеете дело, иметь (по возможности) их образ перед собой, когда вы эту мантру воспеваете. Тогда, естественно, будет эффект, понимаете? Т.е. вы должны понимать, что, прежде чем вы начнёте повторять ту или иную мантру, вы должны изучить, что это за мантра, к кому она обращена, каковы смысл и результаты её повторения. И вам для этого нужно будет просто найти людей, которые следуют ведической духовной традиции, и с ними на этот счёт поговорить. Я не думаю, что это является какой-то тайной мантрой, нет, это очень хорошая мантра, которая желает счастья и мира всем живым существам. Вы можете вполне её повторять, если у вас есть вкус именно к повторению вот таких звуковых вибраций.

01:00:09 [Сергей] Да-да, несомненно есть, я как раз и в духовной традиции, связанной с ведическим знанием практикую.
[Махов А.В.] Ну, тогда вам вообще нет никаких проблем, просто найдите человека, который квалифицирован. Найдите лучше брахмана, который имеет брахманическую инициацию, он объяснит это вам квалифицированно, покажет, расскажет, потому что в воспевании мантры есть определённые правила, определённые тонические ударения, их нужно распевать определённым образом. Он вам это всё покажет, расскажет, и вы будете делать это всё с самого начала квалифицированно. В результате эффект от воспевания этой мантры тоже не замедлит сказаться.
[Сергей] Спасибо. Дополнительный вопрос: я нашёл аудиозапись с этой мантрой, там она полностью, получается 2 куплета. «Сарве бхаванту сукхинаха» и так далее продолжается, и нашёл перевод, а действительно, осмысления не хватает…

01:02:09 [Махов А.В.] И ещё я все таки хотел бы ваше внимание акцентировать на то чтобы вы нашли человека, который квалифицированно вам это объяснит. Потомучто очень важно воспевать мантру за голосом того человека, который квалифицирован. Не каждый оперный певец, который поет нам мантры, является ещё и квалифицированным при этом. Понимаете? Важно чтобы человек реализовал эту мантру в своем сердце. Чтобы он сердцем её пел. Понимаете? Не голосовыми связками, а сердцем, чтобы шабда - духовный звук, чтобы он танцевал у него на языке в это время. Поэтому пожалуйста акцентируйте своё внимание на этом.

01:02:45 [Ведущая] Как красиво звучит поэтично «Чтобы мантра танцевала на языке». Сергей, желаю чтобы ваша мантра затанцевала у ва на языке, чтобы кто то помог вам это осуществить. Спасибо вам большое за звонок. Продолжаем мы наш эфир ещё парочку минут уделим одному вопросу, который от Сергея но уже другого Сергея. Он интересуется:

01:03:09 Если повторять махамантру, о которой вы в начале нашей программы говорили, в унисон с голосом святого человека, например Шрилы Прабхупады, через проигрыватель. Передается ли в этом случае глубина и эффективность звуковых вибраций?

01:03:25 [Махов А.В.] Спасибо большое Сергей. Это удивительный по глубине вопрос. Да, она действительно передается в этом случае и именно так её и нужно повторять. Это так и должно быть. Но проблема наша заключается в том, что нам трудно понять что искать в голосе святого. Самое главное что нужно искать в голосе святого, это не столько темп, не столько тембр, не столько скорость или четкость повторения, это все тоже важно – я согласн, но самое главное в его голосе мы должны искать веру. То есть, когда мы повторяем мантру или молитву за любым из святых (это ко всем духовным традициям относится, не обязательно к вайшнавской или другой ведической традиции, это относится ко всем) когда мы повторяем молитву или мантру за голосм святого человека, мы должны буквально проникать в его голос и понимать насколько он верит в это.

01:04:28 Вот это самое главное. Если вы почувствуете веру, вы в тот же момент почувствуете в сердце непоколебимую уверенность в то, что это реально работает. Вот что мы должны понять и почувствовать. А с какой скоростью он произносит, как ... это тоже всё важно, это тоже можно даже просто за ним какоето время копировать. Потом у вас свой темп появится так или иначе, свой тембр. Есть много ещё всяких аспектов произнесения мантр и молитв. Я об этом уже рассказывал. Они от традиции к традиции различаются и поэтому нет смысла именно в этом цикле об этом говорить. Это нужно уже узнавать у своих наставников, духовных учителей. А в целом же произносить мантру или молитву, следуя за голосом святого человека – это крайне благоприятно. Я всем нашим радиослушателям рекомндую делать именно так. Чтобы время, которое мы можем тратить на духовную практику было потрачено максимально эффективно.

01:05:40 [Ведущая] Спасибо! Я не знаю максимально или нет, но я уверена, что последний час мы довольно эффективно потратили, слушая вас, Алексей Вячеславович! Спасибо что сегодня были с нами! И продолжим, я надеюсь, через неделю. Продолжим эту тему или тему связанную с этой темой. Но в любом случае, я уверена, будет интересно и, как всегда, можно будет задавать вопросы и активно участвовать в нашем эфире. Спасибо до встречи в нашем эфире!

01:06:07 Спасибо и вам, Олеся, за прекрасный эфир! Спасибо и вам, уважаемые радиослушатели, за ваше внимание и за прекрасные, глубокие вопросы, которые вы задаете! До свидания!

транскрибирование: Антон Кондрашев | Санкт-Петербург | Россия | 24 August 2015