Карма, викарма, акарма

Аюрведа радио - 14 May 2012
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа, здоровье» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:21:52 | качество: mp3 48kB/s 28 Mb | прослушано: 1908 | скачано: 1453 | избрано: 56
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая]: Доброго вечера всем почитателям Аюрведа радио! Мы по-прежнему работаем для вас и в этот момент у нас на связи по скайпу Алексей Махов. Алексей, здравствуйте!
[Махов А.В.]: Здравствуйте, Алеся! Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!
[Ведущая]: Я знаю, что эфира с вами многие наши радиослушатели давно ждут, так как мы вас не слышали уже целых две недели.
[Махов А.В.]: Спасибо, я тоже, признаться, уже соскучился и с удовольствием, очень рад тому, что мы можем продолжить тему, которую мы начали на предыдущих лекциях.
[Ведущая]: Да, кстати я давно не напоминала, что Алексей Махов является основателем ведического центра в Тамбовской области, а также автором различных социальных проектов и лекций по ведической философии и культуре, и здоровому образу жизни, а также законам нравственности, а на Аюрведа радио Алексей рассказывает нам о видах и законах кармы и отвечает на ваши вопросы, связанные с этим. В последней беседе, я помню, что мы услышали о таких видах кармы, как санчита, прарабдха карма, криямана и агами. О чём же нам поведаете сегодня?

00:01:09 [Махов А.В.]: Спасибо, Алеся. Да, вы совершенно всё правильно назвали. Именно эти виды кармы мы разобрали. Сегодня же мы, на сегодняшней лекции мы с вами будем беседовать о том же самом законе, но возьмём его в ракурсе конкретной текущей жизни, то есть вот все эти четыре вида кармы – санчита, прарабдха, криямана и агами – это виды кармы, когда мы разбирали, мы смотрели на нашу карму так глобально, стратегически, в масштабах не одной жизни, а в масштабах многих жизней. Вот. А сегодня мы будем смотреть на ту же нашу карму, только уже с другого ракурса, с ракурса одной конкретной человеческой жизни и буквально даже каждодневных наших поступков. Чтобы определить какие виды кармы, какие виды поступков мы совершаем и какие ждут нас за это последствия.
[Ведущая]: Давайте, очень интересно об этом узнать.

00:02:05 [Махов А.В.]: Итак, первый вид деятельности, которую мы совершаем практически каждый день – она так и называется карма, то есть слово карма с санскрита переводится, как деятельность вот и, фактически, есть такая классификация кармы, которая называется точно также карма – синоним прямой. И, однако же, однако карма означает не просто деятельность. Карма – означает благочестивая деятельность. И как только возникает это уточняющее определение, - благочестивая, сразу же возникает вопрос: а что собственно является мерилом благочестивой деятельности, потому что для того, чтоб определить какой вид деятельности или, допустим, определить поступок благочестивый и неблагочестивый, должно быть некое мерило, причём это мерило должно быть универсальным и общим для всех. В противном случае не представляется вообще никакой возможности определить - благочестив поступок или неблагочестив? Здесь мы не должны руководствоваться нашими желаниями, потому что у каждого человека своё понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, вот и в таком случае нет возможности понять, какой же поступок является благочестивым, а какой нет.

00:03:22 И чтобы устранить вот эту двойственность и непонимание, чтобы прийти к единому целому во всех авторитетных священных писаниях даётся описание того, какие поступки являются благочестивыми, а какие нет. Поэтому, из этого утверждения следует очень важный вывод, что человек, который совершает тот или иной поступок, прежде чем что-то совершить какой-то поступок, он должен чётко понимать, то есть обладать знанием о том, поступок, который я собираюсь совершить, является благочестивым или нет? Поэтому Веды говорят, что карма, творить карму в нашем мире может творить только тот человек, который сначала получает знание о том, а какие собственно поступки называются, являются благочестивыми, а какие нет. И здесь сразу же возникает вопрос: откуда их брать, откуда брать это знание?

00:04:22 И в Ведах говорится, что, в принципе, любое авторитетное священное писание содержит это знание в том или ином виде, и самая главная опасность, которая подстерегает человека, который пытается как-то действовать в этом мире, состоит в том, что, во-первых, человек вообще не хочет принимать никакое знание. Такие люди не могут творить карму. Мы немного позже разберём поему. А из тех людей, которые хотят действовать согласно какому-то знанию, понимая, что сами для себя они это знание создать не смогут, существуют другие две опасности. Первая – это принятие неавторитетного знания, то есть люди слышат что-то, кого-то, не удосуживаются изучить, что за знание, откуда оно пришло, когда оно возникло. Есть ли люди, которые с помощью него достигли совершенства? И они сразу принимают это знание очень доверчивые люди и начинают действовать согласно нему. Результаты, в основном, плачевные.

00:05:25 [Ведущая]: Доверяются непроверенной информации такой вот, да?
[Махов А.В.]: Да, совершенно верно. Совершенно верно. Ведь понимаете, когда мы начинаем действовать в соответствии с каким-то знанием, фактически, это говорит о том, что мы приняли его в свой разум. Это означает изменение судьбы уже согласно этому знанию. Это самая важная деятельность, для которой собственно человеческая жизнь то и предназначена – научиться различать, какое знание является авторитетным или нет. Потом он начинает действовать в соответствии с этим знанием, с авторитетным знанием и тогда только достигается способность быть счастливым в этом мире. Поэтому, прежде чем действовать в соответствии с каким-то знанием, каждый разумный человек должен сначала глубоко убедиться в том, что это знание является авторитетным.

00:06:12 Теперь дальше, вторая ошибка или вторая опасность, которая подстерегает людей, которые хотят действовать согласно какому-то закону – это несерьёзное отношение к авторитетному знанию. Такие люди, знаете, они играют в духовность, они внешне, допустим, что-то пытаются делать, однако у таких людей есть яркий признак – они из духовного знания принимают то, что им нравится и отвергают то, что им не нравится. Понимаете, такие люди тоже не смогут, скажем так, поступать благочестиво, потому что их склонность следовать тем или иным наставлениям священных писаний продиктовывается просто их желаниями. Сейчас я хочу вести себя так – я веду себя так. Завтра я не хочу вести себя так – я найду себе тысячу оправданий, почему я себя так не веду, поэтому, карму, в Ведах существует такое утверждение, что карму или благочестивую деятельность может совершать только тот человек, который изучает священное писание какое-то авторитетное, принимает его в свою судьбу и начинает действовать, серьёзно действовать согласно этому священному писанию. Только такая деятельность является кармой или благочестивой деятельностью, и она приводит человека к тому, что он со временем его жизнь становится более и более счастливой.

00:07:43 [Ведущая]: А вот мне бы хотелось уточнить: а как же проверить авторитетность знания? Мне кажется, этот вопрос многих интересует и подобные вопросы к нам приходят на Аюрведа радио. Вы могли бы уточнить.
[Махов А.В.]: Да. Спасибо конечно. Спасибо большое, Алеся. Этот вопрос очень важен. Признаться, я даже в тайне ждал его. Спасибо вам, что вы почувствовали.
[Ведущая]: Смотрите, желания исполняются.
[Махов А.В.]: Да, спасибо большое. Да, конечно, есть смысл поговорить об этом. Итак, первый признак авторитетной духовной традиции или авторитетности священного писания заключается в том, то оно обязательно должно пройти проверку временем. Думаю, никто не будет спорить, у каждого из нас уже есть какой-то опыт жизни в этом мире.

00:08:31 Если посмотреть, допустим, на то, как протекает наша жизнь и на то, как действуют в материальной вселенной наше материальное время, то мы увидим, что у материального времени на самом деле всего лишь одна функция. Оно всё здесь разрушает. Вот любое, любая вещь, любой предмет, даже любая идея, если она не поддерживается, то есть не тратятся силы на то, чтобы её поддерживать, она, всё что находится на материальной платформе неизбежно разрушается временем или каким-то образом должно видоизменяться или поддерживаться искусственно извне, чтобы как-то отсрочить этот момент, когда всё будет разрушено. Тем не менее, рано или поздно всё, что находится под влиянием материального времени, разрушается, поэтому любая неавторитетная духовная традиция, которая находится, а что значит неавторитетная? В ней нет духовной искры, то есть она не несёт духовное знание, естественно вся она целиком содержит она находится под влиянием материального времени, а значит неизбежно будет уничтожена. Их, этих неавторитетных духовных традиций миллиарды были созданы, миллиарды ещё будут создаваться, и сейчас их существует очень много. Вот. И, так или иначе, не одна из них проверку временем пройти не сможет, потому что она вся находится, в конечном счёте, на материальной платформе.

00:09:50 Другое дело авторитетная духовная традиция. Так как она, во-первых, дана либо непосредственно самим Господом, либо личностью, которая абсолютно чиста которая, не имеет и тени корысти, и тени греха в своём сознании, то есть Господь иногда говорит напрямую даёт это знание. Иногда он даёт это через чистых преданных слуг, которые приходят иногда как мессии и дают это знание. Отличие авторитетной духовной традиции или авторитетного духовного писания от неавторитетного заключается в том, что эти священные писания несут в себе духовное знание, а значит они не находятся под управлением материального времени. Они находятся под управлением духовного времени, которое имеет совсем другую природу и эти священные писания неуничтожимы до тех пор, пока в них содержится эта духовная искра, духовное знание. Если в какой-то момент времени эти священные писания искажаются какими-то недобросовестными людьми, и потом уже преподают окружающим людям в искаженном виде, когда они теряют духовную искру, они попадают под влияние материального времени и материальное время и через какое-то время разрушает. Поэтому, когда мы видим, что какая-то духовная традиция выдержала проверку временем несколько тысячелетий, там даже много столетий – это говорит о том, что, точнее это первый признак того, что эта духовная традиция является авторитетной, очень вероятно, что это так. Однако же есть и второй признак.

00:11:26 Второй признак заключается в том, что эта традиция обязательно должна была давать в прошлом и в настоящем святых людей, то есть людей, которые следовали этой традиции и обрели счастье, обрели святость. Таким образом, прежде чем окунаться в изучение или в следование какой-то духовной традиции, каких-то священных писаний, нужно выяснить как минимум вот эти два вопроса, то есть насколько древняя эта традиция и второе - давала ли она в прошлом и даёт ли она в настоящем святых людей. В качестве примера я могу привести, например, христианство. 2000 лет назад оно было дано и оно давало в прошлом святых, мы знаем, что и на Руси у нас святые люди – Серафим Саровский, Сергий Радонежский – святые люди, а в современности можно привести Мать Терезу, святой человек, святой человек во всех отношениях. Все принимают её, как святую и в этом, это неоспоримый факт, она своей жизнью доказала свою святость. Понимаете? Вот вам конкретный пример. То же самое и в других традициях. Нужно просто очень серьёзно и непредвзято подойти к изучению той или иной духовной традиции, которая близка вашему сердцу, вот, прежде чем начинать ей следовать.

00:12:51 [Ведущая]: То есть два основных таких признака, принципа, на которые стоит опираться в проверке авторитетности знания, да? Это проверка временем и наличие святых.
[Махов А.В.]: Да. Совершенно верно. Но, помимо, я говорю здесь всё достаточно просто и поверхностно, конечно нужно изучить тогда качества характера, 26 качеств святого, его нужно изучить, нужно потом прилагать это знание в анализе жизни или действий той или иной личности, которая претендует на право являться святой в той или иной традиции. Ну, то есть это результат достаточно серьёзной работы, потому что на самом деле это очень важно. Какую традицию выберешь, так собственно и будет сформирован разум. Если разум будет сформирован неправильно, то человек такой не сможет прийти к поставленной цели, поэтому это очень важно. К этому нельзя относиться несерьёзно.
[Ведущая]: Хорошо, спасибо. Вот вы сказали, что мы можем создавать карму, только если следуем авторитетному знанию и знакомы с ним, мне кажется, это утверждение довольно неожиданное для многих наших слушателей. А что же тогда мы создаём, если мы, допустим, не знакомы с авторитетным знанием?

00:14:03 [Махов А.В.]: Спасибо большое, Алеся. Вы попали не в бровь, а в глаз, потому что именно сейчас мы как раз и переходим к рассмотрению следующего вида кармы или вида деятельности, который называется викарма. Викарма – означает греховная деятельность или другое определение викармы – это деятельность, основанная на собственных домыслах. Предположим, я считаю, сам по себе, что некий поступок, который я совершаю в жизни является добром, потому что просто я так считаю, для меня это добро и я иду, например, и делаю так, как я считаю нужным. И вот именно эта деятельность является всегда причём, всегда, Веды говорят, она является викармой. Викарма – означает отвратительная деятельность, которая приводит к страданиям и как, и как разобраться в этом вопросе? Посмотрите: возьмём, допустим, первый пример. Я иду например в церковь, отдаю, жертвую какие-то деньги, а потом начинаю молить Бога: Господь, вот я тебе пожертвовал сколько у меня есть, теперь, пожалуйста, помоги мне я вот машину давно хочу, никак купить не могу, дай мне немножко теперь денег, ты же богатый, ты самый богатый, у тебя всё богатство, вся слава, всё отречение, всё у тебя есть, ну, поделись чуть-чуть со мной.

00:15:29 [Ведущая]: Это как на рынок пришёл, какие-то торговые отношения получается.
[Махов А.В.]: Да совершенно верно. Процесс торговли с Господом через молитву является викармой. Вот. Однако, человек при этом так считает. Он сам по себе, он решил, он решил, что с Богом нужно так отношения строить. В священные писания он не смотрел, как отношения с Богом нужно строить. И также как мы действуем, пытаемся действовать по отношению к окружающим людям, то есть строить со всеми товарно-денежные отношения то есть взаимовыгодные, взаимовыгодные – так и называем. Эту же методику человек переносит на отношения с Богом, искренне считая при этом, что так и должно быть. Понимаете, в том-то и проблема, что он уверен, что это нормально, по-другому он жить не умеет, его никто не учил. Да в общем-то он и не хотел учиться ничему. Он просто сам по себе переносит эту определённую методику на отношения с Богом и считает, что если в его уме возникла такая идея, то так оно и есть. Это, так скажем, достаточно яркий и простой пример, однако же… простой пример викармы, однако есть и более серьёзные примеры викармы, например, дети. Когда мы воспитываем детей, мы воспитываем детей, родители воспитывают ребёнка, они же очень много отдают ему сил, много отдают ему добра всё, но внутри всегда закрадывается мысль: «А что для меня сделает мой ребёнок?» Понимаете?

00:17:00 Когда человек воспитывает ребёнка, ожидая подспудно, что ребёнок ему должен что-то назад отдать, то даже одна эта идея ожидания, в течении тягостного периода 18-20 лет, пока ребёнок вырастит, она уже способна сделать из человека неврастеника. Уже, потому что когда у ребёнка у такого, а он всегда воспитывается в страсти в этом случае, потому что есть желание плодов в сознании родителей. Они дают вроде бы добро, бескорыстно дают, но внутри всегда сидит идея: «Вот когда он вырастет, вот тогда-то он мне всё и отдаст. Он тоже будет обо мне заботиться, он будет проявлять внимание, будет теплоту сердца мне отдавать», - и всё. Возникает потом большая проблема. Ребёнок вырастает, но у него может быть совершенно другие идеи на этот счёт. Тем более, если он воспитывался в страсти, у него нет идеи отдавать. У него есть идея брать, опять же эта идея взаимовыгодного сотрудничества. Когда ребёнок взрослеет, а родители стареют, чем более старыми и немощными становятся родители, тем меньше они могут ребёнку дать, а ребёнок хочет взаимовыгодного всегда сотрудничества. В этом случае с родителями выгодно сотрудничать? Нет. Нет. Они уже старенькие, они мало чего могут дать и он о них даже если заботится, даже если он, предположим, заботится, он делает это всегда формально.

00:18:24 Родители думают, мать или отец думают: «Я тебя воспитывал, я тебе отдавал столько всего, я тебя лечил, делал всё для тебя, делал, чтобы ты получил хорошее образование и что я получил взамен? Просто сухое:
- Мама, здравствуй, у тебя всё в порядке?
- Всё в порядке.
- Ну, до свиданья».
Понимаете? Такие люди получают страдания. Почему? Потому что изначально сама идея воспитания была неправильной. Понимаете, она зиждилась только на своих собственных домыслах. Какие-то священные писания не принимались в расчёт, они даже не изучались. Ещё раз повторяю: в эту ловушку мы часто попадаемся потому, что мы, рождаясь на земле, уже склонны, склонны находится под влиянием силы страсти и действовать именно в таком ключе: ты – мне, я – тебе. И не понимая того, что эта деятельность всегда приводит к страданиям, мы неизбежно пытаемся строить эту деятельность и по отношению ко всем окружающим нас живым существам, мы такую деятельность пытаемся делать, совершать викарму. Результат всегда страдания, всегда. Следующий пример викармы, он менее очевиден, однако же, тоже приводит к страданиям. Может возникнуть вопрос после этих двух примеров: ладно, хорошо, первые два примера были явно отрицательными, но что делать когда человек берёт бескорыстно переводит бабушку через дорогу? Вот бабушка попросила перевести его себя через дорогу, перевести через дорогу – человек перевёл через дорогу. Здесь какая викарма? Оказывается, здесь тоже есть викарма. Викарма в этом случае заключается в том, что человек, который перевёл бабушку через дорогу, в этот момент что происходит у него происходит? У него сверхдуша открывается немножко и даёт ему каплю счастья за то, что он совершил бескорыстный поступок, за то, что он бабушку через дорогу перевёл.

00:20:19 [Ведущая]: И он думает: «Какой же я хороший, бабушек перевожу»
[Махов А.В.]: Какая вы молодец, Алеся! Совершенно правильно. Он немедленно начинает себя гладить и говорить: «Вот какой я молодец, вот я оказывается бескорыстный-то какой, умница, умный и красивый, просто молодец». И в тот момент, когда он начинает так думать, в этот же момент сверхдуша закрывает краник. Всё. Счастья он в этот момент не чувствует, потому что он как только получает счастье, начинает что делать? Начинает мгновенно самовозвеличиванием заниматься. Вот. Если он, находясь в таком состоянии, вдруг сядет в переполненный автобус и ему там кто-то на ногу наступит, понимаете, так неожиданно такому великому и такому умному, и замечательному, бескорыстному наступит кто-то случайно на ногу, вы представляете что произойдёт? Тут же фактически уже Бог зашёл в автобус, понимаете?

00:21:12 Я тут вот уже бабушку перевожу через дорогу бескорыстно, а вы такие сякие мне тут на ноги наступаете. То есть понимаете, даже когда мы совершаем вроде бы поступок, который согласуется даже, согласуется с тем, что написано, со священными писаниями, но при этом мы не знаем, мы не знаем как, как правильно к этому поступку отнести, отнестись точнее, мы ничего кроме викармы, к сожалению, не совершаем. Потому что в этом случае мы начинаем себя возвеличивать, результат тоже всегда страдания, потому что когда мы себя возвеличиваем, у нас во всех грубых и тонких структурах растёт концентрация ложного эго, в результате одна из функций ложного эго – вызывать боль, мы становимся очень чувствительны к окружающим людям. И неизбежно даже самое ничтожное несоответствие поведения окружающих людей в нашем представлении об этом вызывает сильнейшую боль в нашем сознании, а значит страдания.

00:22:08 [Ведущая]: Вот это вы очень интересно заметили, спасибо, очень интересно эти примеры было послушать, и я себя узнала даже в таком примере и многие какие-то моменты вспомнились у наших радиослушателей. Очень интересно. А ещё есть какой-то пример викармы?
[Махов А.В.]: Ещё пример викармы? Ну, их на самом деле настолько много, вы знаете, я не хотел бы даже тратить на это время на самом деле.
[Ведущая]: Хорошо.
[Махов А.В.]: Я бы, знаете, о чём лучше хотел поговорить, немножко занять нашего времени на то, что, а как же собственно человек с позиции кармы повёл бы себя с той же бабушкой – вот это интересно, на мой взгляд, было бы, потому что отрицательных примеров можно привести массу, но на них невозможно учиться, понимаете?
[Ведущая]: Да, вы правы.
[Махов А.В.]: Учится можно только на каких-то положительных примерах, потому что, например, есть миллионы семей, которые несчастны и каждая несчастна по-своему. Но если мы даже изучим все миллионы вариантов несчастья в семье, мы всё равно никогда не поймём, как быть счастливыми, понимаете, в семейный отношениях, например. Потому что вместо этого нужно изучать, а что делать, чтобы счастливыми быть. Тогда и будет какой-то результат.

00:23:17 [Ведущая]: Да, действительно.
[Махов А.В.]: Поэтому давайте рассмотрим тот же самый, хотя бы один - два примера с викармой мы рассмотрим с позиции, как же эти действия должны совершаться с позиции кармы или благочестивой деятельности. Итак, человек, который переводит бабушку через дорогу, при этом он живёт, творя карму, то есть благочестивую деятельность. Как он выполняет это действие? В Ведах говорится: «Единственный способ выполнять такое действие – это выполнять его из чувства долга». То есть когда к нам на улице на пешеходном переходе подходит бабушка и она говорит: «Сынок, переведи (или доченька) переведи меня, пожалуйста, через дорогу», - человек, который действует с позиции знания, он понимает всю глубинную, все глубинные причины, весь механизм, почему у него в жизни произошла такая встреча. Этот механизм заключается в том, что у него в его судьбе есть долг по отношению именно к этой личности, что когда-то именно с этой личностью встречались, и остался должок у меня по отношению к ней, и сейчас сюда, и сейчас в этот момент судьба милостиво предлагает мне этот долг просто отдать. Понимаете?

00:24:35 Когда бабушка его просит, он конечно же соглашается, понимая, что это просто его долг. К нему пришла возможность отдать старинный, давнишний долг, о котором он давным-давно забыл, и он переводит эту бабушку через дорогу с каким внутренним настроем? Из чувства долга. Он понимает, что всё остальное, любой другой вариант поведения неправильный. Единственно правильный – это из чувства долга. Есть здесь место гордыне? Нет. Понимаете? Нечем гордиться. Человек просто свой долг отдаёт. Мы же не гордимся тем, что мы отдаём свои долги! Мы считаем, это просто раз занял, значит, пожалуйста, отдай.
[Ведущая]: Насколько я вижу эти две ситуации, если с позиции викармы, человек который не переводит бабушку через улицы, он думает что это нормально, а если он переведёт её через улицу, то это очень хорошо. А если с позиции кармы, когда он переводит бабушку, то это нормально, а если он не перевёл, то это плохо, потому что он не выполняет свои кармические долги – так приблизительно.

00:25:39 [Махов А.В.]: Да. Да, совершенно верно. Совершенно верно. Вы правильно всё говорите, Алеся. Вот. Следующий возьмём пример: человек, который в церкви, допустим, или в храме в каком-то совершает пожертвование – то же самое. То же самое: когда мы отдаём что-то в храме, единственный способ правильно это сделать – это сделать это из чувства долга. Но, а где взять, почему мы должны именно так настраиваться? Об этом написано в священных писаниях. Оказывается, если посмотреть на нашу жизнь глазами священных писаний, то мы должны Господу, фактически, вообще во всём. Понимаете? Сама наша возможность жить в этом теле обеспечивается Господом прямо или косвенно. Например, никто из нас никогда сознательно не контролировал, как у нас пища переваривается, так ведь? Мы просто кушаем и максимум можем увидеть, что из нас вышло. На этом всё заканчивается. Весь остальной процесс проходит совершенно прозрачно у нас. Процесс, допустим, вообще жизнедеятельности всего нашего организма происходит минуя нас.

00:26:47 Процесс восстановления когда мы спим тоже происходит, минуя наших сознательных усилий. С другой стороны, ведь никогда же не бывает так, чтобы механизм действовал просто автоматически, сам по себе, без присутствия наблюдателя. Понимаете, я давно в институте учился, но так или иначе мы проходили там теорию автоматического управления и там математически доказано, что система незамкнутая не может функционировать бесконечно долго без сбоя, если нет одного участника, этот участник называется монитор или наблюдатель, наблюдатель не просто пассивный, а активный, который корректирует постоянно эту, состояние этой системы, в зависимости от изменяющихся состояния окружающей среды. Мы являемся незамкнутой системой, мы постоянно взаимодействуем с окружающей средой, но тем не менее, ни одного процесса мы внутри нашей системы мы не контролируем, значит обязательно должен это кто-то делать понимаете?

00:27:49 [Ведущая]: Да, когда всё проходит вот так гладко, мы просто забываем об этом. Ну вот так мы живём, едим нормально, спим нормально, мы просто не задумываемся об этом, но, тем не менее, когда что-то выходит, когда какой-то сбой происходит у нас в организме, мы сразу вспоминаем об этом, как это, что это, начинаем изучать и что-то большее понимаем.
[Махов А.В.]: Да, таким образом, даже просто такие размышления приводят к выводу о том, что наша система обязательно должна кем-то контролироваться, и второе, что этот контролёр не мы с вами. И священные писания говорят о том, что у нас во вселенной есть личности, которые контролируют это и они являются не просто личностями, они являются слугами Господа, понимаете? Таким образом, Господь не сам лично контролирует нас, а он контролирует нас через своих слуг и любой человек, который изучает серьёзно писания, таким образом, когда он приходит в храм, он жертвует что-то, какой-то, допустим, свой труд он жертвует, своё время он жертвует. Он жертвует какие-то деньги, допустим, или ещё что-то, какие-то материальные вещи, для храма что-то помогает, какие-то стройматериалы, предположим, или ещё что-то. Он это делает, осознавая, что вот хотя бы немножечко может дать для Бога, который взамен обеспечивает его всем и никогда никому не выставляет счетов.

00:29:18 Никому ещё счёт от Бога не приходил, понимаете? И от слуг его, которые нас обеспечивают всем необходимым, тоже счета никому не приходят. Например, солнце даёт нам свет тепло совершенно бескорыстно. Никто от солнца счетов не получал. Мы же в основном к солнцу как относимся? Когда поярче становится, подставляем ему свой зад – на, полюбуйся. Загораем, так сказать. Ну да ладно, это немножко в сторону мы от темы ушли, поэтому если взять любой поступок, совершаемый в состоянии кармы или любой поступок, который является кармой, всегда совершается из чувства долга, на основе знания, почерпнутого из священных писаний. Поступок, который совершается из своих каких-то личных побуждений, непонятно откуда взявшихся, этот поступок всегда является викармой, даже если внешне от совпадает с каким-то поступком, который принято даже в священных писаниях считать благочестивым.
[Ведущая]: Спасибо. Понятно. Кстати, прежде чем вы перейдёте к следующему виду кармы, я хочу сказать нашим слушателям, что они могут присылать нам вопросы на имейл. Он остался прежним: radio@torsunov.ru, ваши ваши вопросы в адрес Алексея Махова по поводу кармы, именно об этом мы сегодня говорим, присылайте на этот ящик. Также у нас лично дозваниваться к нам по скайпу, ник в скайпе Аюрведа радио одним словом. Мы продолжаем наш прямой эфир на Аюрведа радио.

00:30:53 [Махов А.В.]: Спасибо, Алеся. Итак, мы разобрали с вами два вида деятельности, которую мы можем совершать в этом мире, однако же, есть ещё третий вид деятельности, на который способно разумное живое существо – это вид деятельности называется акарма. Акарма - означает отсутствие деятельности. То есть а – это отрицание, карма – деятельность. И возникает удивительный вопрос: а как так действовать, чтобы не действовать? В Ведах есть хороший стих в Бхагават-гите, перевод которого звучит примерно так: «Человек, который постиг бездействие в действии и действие в бездействии, воистину, является мудрецом»
[Ведущая]: Звучит запутанно.
[Махов А.В.]: Да, звучит запутано, однако, у нас есть шанс немножко разобраться в этом вопросе и понять, что такое бездействие в действии и действие в бездействии. Вот смотрите: что такое акарма? Акарма, буквальный перевод означает - отсутствие деятельности. И вот теперь, предположим, что я узнал о том, что акарма – отсутствие деятельности, понял это буквально и подумал так: «Ну, хорошо, не вопрос, я просто не буду ничего делать. Я лягу, например, буду лежать».
[Ведущая]: И смотреть в потолок.

00:32:15 [Махов А.В.]: Да. Как Обломов, допустим. Буду просто лежать, смотреть в потолок или вообще никуда не смотреть, лежать с закрытыми глазами и будет ли такое моё действие являться акармой или не будет? Для того, чтобы понять это глубоко, нужно соприкоснуться с ещё одним понятием, которое существует в Ведах. Это понятие называется дхарма, дхарма или предписанные обязанности, в приблизительном переводе это звучит так – предписанные обязанности. Оказывается, у каждого живого существа, которое населяет нашу вселенную, есть предписанные обязанности, то есть это то, чем мы должны заниматься. И теперь, смотрите, я, допустим, семейный человек, у меня, как у семейного человека, есть определённые предписанные обязанности. У меня есть обязанности по отношению к моей супруге, у меня есть обязанности по отношению к моим детям, в целом к моей семье, есть обязанности по отношению к родителям. Есть ещё обязанности по отношению к сотрудникам по работе, к друзьям, к знакомым, всё есть. Все эти обязанности в священных писаниях расписаны. Они у меня есть. Если я после этого принимаю решение делать акарму, то есть ничего не делать и ложусь просто и лежу – будет ли такое моё поведение в таком случае являться акармой или не будет? Веды говорят: «Нет, не будет»

00:33:43 [Ведущая]: Категорично нет.
[Махов А.В.]: Потому что в этом случае я просто, что делаю? Я отказываюсь от выполнения своих обязанностей, понимаете? То есть я, тем не менее, это означает, что я всё равно действую, просто я отказываюсь от выполнения своих обязанностей, значит я что делаю? Совершаю викарму. Понимаете? Акармой здесь и не пахнет, потому что дети начинают голодать, жена начинает голодать, родственники становятся недовольны такой ситуацией. На работе, на которую я просто молча не пошёл, тоже в общем то никто доволен не будет. Понимаете, я своим бездействием вроде бы ничего не делаю, но я одновременно приношу огромное количество страданий большому числу людей. Даже если это один человек – не имеет значения. Если я не выполняю перед ним свои обязанности, приношу ему страдания таким образом – это означает, никакой акармой здесь не пахнет, здесь есть просто неправильное понимание, то есть викарма. Человек не разобрался в том, что такое акарма и начинает в лоб применять эти все понятия, даже не удосуживаясь понять, каков их настоящий смысл. Теперь, что же такое акарма? В Ведах говорится, что акарма или деятельность с отсутствием последствий возможна в нашем мире только в том случае, если человек действует абсолютно бескорыстно, то есть с духовной платформы.

00:35:12 Смотрите, вернёмся к первому виду деятельности. Первый вид деятельности - карма, человек, он совершает благочестивые поступки с какой целью? Он хочет быть хорошим. Он понимает, что если он будет совершать грехи, он будет страдать. Когда он совершает карму, то есть благочестивые поступки, то в этом случае всё будет хорошо. Он будет счастлив. У него есть мотив, всё ещё есть мотив, он хочет быть кем-то, хочет быть хорошим. Человек, который находится на духовной платформе, у него нет никакого мотива для себя вообще. То есть его смысл жизни - абсолютное бескорыстие, то есть смысл его жизни, любой его поступок – это всегда служение кому-то. И служение кому-то, служить кому можно? в первую очередь, такой человек служит Господу, то есть он все свои поступки совершает, как служение Богу и все результаты своих поступков он отдаёт ему, посвящает ему, Господу посвящает, или же второй вариант – он служит окружающим его живым существам, понимая, прекрасно осознавая свои обязанности. Для себя он не хочет ничего в этом случае, совсем. Даже понять само это умонастроение очень тяжело. На самом деле даже материальным умом понять его, на мой взгляд, невозможно. Его можно просто почувствовать. Когда человек общается с личностью, которая достигла такого уровня, у него возникает просто глубокое ощущение чувств этого человека, потому что начинает пробуждаться его духовная природа. Но просто так, читая книги там, ещё как-то, это понять невозможно, потому что уж больно въелось в нас понимание того, что является счастьем. Итак, возникает интересный вопрос: как же в таком случае не остаться без штанов?

00:37:17 [Ведущая]: Да, интересный вопрос.
[Махов А.В.]: Потому что у многих их нас есть опыт, у меня в том числе тоже есть опыт, что когда человеку начинаешь вроде бы служить, очень сильно служишь, служишь, через какой-то момент с удивлением замечаешь, что он сидит у тебя на шее и просто погоняет. То есть нужно служить ещё и ещё, он уже рассказывает, как ему нужно служить побольше и получше, чтоб ему было хорошо у тебя на шее. Такое возможно только в том случае, когда человек начиная культивировать в себе бескорыстие недостаточно изучил, как правильно это делать, поэтому к состоянию акармы человек приходит через сначала совершение кармы, то есть человек сначала глубоко изучает священные писания, понимает, как ему контактировать с окружающими людьми и пытается сначала что? Действовать с позиции священных писаний. На следующем этапе духовного развития своего он убеждается, что вот это действие всё равно имеет какую-то корысть, пусть она такая скрытая, сглаженная, благочестивая, но корысть всё равно есть. И вот когда он осознаёт этот факт, он понимает, что настоящее духовное неизбежное счастье находится даже в отказе от вот этой тонкой корысти тоже.

00:38:38 И смысл то заключается в том, чтобы сначала научиться действовать по отношению к другим живым существам правильно, то есть не возбуждая их эгоизма, не возбуждая каких-то низменных качеств, а потом второй этап в том, что человек должен отказаться даже от самой идеи что-то иметь для себя. И возникает вопрос: а как же жить? Ну, хорошо, монах ему ничего не надо, он ведёт отречённый образ жизни, с ним всё понятно. А нам-то как жить? Ну как семейным людям, которые живут в миру, как вообще от всего отказаться, квартиру продать, всё продать, пойти по миру со всеми? Нет. Нет. Веды говорят, нет, не нужно этого делать, потому что тот образ жизни, который ведёт семейный человек, живущий в каком-то социуме, он не предполагает отказа от имущества, наоборот нужно что-то иметь. Нужно иметь крышу над головой. Нужно иметь какой-то уровень комфорта в жизни. Вот. Дальше нужно иметь какие-то деньги обязательно, потому что по-другому невозможно в нашем обществе жить. Но весь вопрос-то не в том, иметь или не иметь – вопрос не в этом. Вопрос заключается в том, как к тому, что ты имеешь тебе нужно относиться, понимаете? И человек, который достиг понимания того, что нужно культивировать в себе бескорыстие, он как относится к тому, что он имеет? Как к тому, что он должен правильно использовать, не к своему личному, а просто к тому, что дано ему на время судьбой, Господом для того, чтобы он мог это использовать в служении другим людям. Понимаете?

00:40:15 Даже всё, что мы имеем, мы должны уметь правильно использовать в служении другим людям – это второй вариант отречения, который достижим для любого человека, который живёт в социуме. То есть если, скажем так, монах или странствующий проповедник, который ведёт отречённый образ жизни он как отрекается? Он просто ничего не имеет. У него ничего нет и ему ничего не надо. Он уже понимает, что нужно ему на самом деле, и он уже ни к чему не привязан в этом мире. Второй вариант отречения для людей, которые живут в социуме заключается в том, что всё что ты имеешь ты должен уметь правильно использовать, не сильно привязываясь к этому, понимаете?
[Ведущая]: Получается, можно иметь разные вещи, но быть отречёнными от них?

00:41:00 [Махов А.В.]: Да, не сильно привязанным к ним – совершено верно. И примеры такого действия, примеры таких личностей приводятся в Ведах. В Махабхарате описывается множество таких святых царей, которые не были привязаны к своему царству, хотя жили, утопая в роскоши. Понимаете, можно жить, утопая в роскоши, и при этом быть совершенно непривязанным к ней. А можно наоборот - жить отшельником, но быть очень привязанным даже к тому малому, что есть у отшельников, понимаете?
[Ведущая]: Вот интересный пример, спасибо.
[Махов А.В.]: Таким образом, отречение – это достаточно широкое понимание. И теперь подводя итог тому, что же такое отречение, что же такое акарма. Акарма – это всегда деятельность, плодов от которой мы не хотим вообще. То есть когда человек совершает какое-то действие и все его результаты посвящает Господу, допустим Богу или другим живым существам, он в этом случае не несёт ответственности за свою деятельность, потому что он, плодов этой деятельности он и не желал. Понимаете? К нам плоды нашей деятельности приходят, карму мы создаём, когда мы что-то хотим для себя, но когда мы действуем в соответствии со священными писаниями и ничего не хотим для себя, мы себе плоды этой деятельности и не получаем в виде кармы. Понимаете? Вот что такое акарма.

00:42:40 [Ведущая]: Вот кстати Кирилл нам пишет: «А можно сделать так, чтобы никакой вид кармы не действовал на нас?» Насколько я понимаю, это и есть акарма.
[Махов А.В.]: Да. Это и есть акарма, совершенно верно.
[Ведущая]: То есть, в общем-то ответ на этот вопрос звучал последние минут 15. Кирилл, я думаю, вы слышали. Спасибо.
[Махов А.В.]: И, например, так как у нас Аюрведа радио, существует, например, как это приложить это знание к повседневности нашей? Вот смотрите: лечение возьмём даже заболеваний. У человека, например, болит печень. Вот с точки… вроде бы, причём тут печень и закон кармы? Оказывается, виды кармы точнее, оказывается, на самом деле очень тесно связанные вещи. Первый способ лечения печени: человек просто хочет быть здоровым и ему совершенно всё равно карма, викарма, акарма, ему это не важно, ему важно, чтобы не болела печень.
[Ведущая]: Карма, викарма, акарма какая разница, печень тут у меня, главное печень.

00:43:37 [Махов А.В.]: Да, печень, печень болит, какая карма вообще. Мне важна печень, слушать про вашу карму мне в общем-то не интересно, однако же, смотрите что происходит в этом случае? Человек как лечит печень? Он идёт к врачу, допустим. Допустим традиционная медицина. Он даёт ему какую-то таблетку, допустим, да? В этом случае что происходит? Симптомы болезни на какое-то время убираются, но так как глубинные причины не вылечены, неизбежно печень заболит снова. Чаще всего так и происходит. Если человек имеет особенно хронические заболевания – это вообще 100%. То есть в лучшем случае ему станет получше, после этого что говорят: «Нет, нет современная медицина хронические заболевания печени не лечит». Он идёт куда? Он идёт к травнику, допустим, или даже он идёт к аювердическому врачу, но у него настрой какой? «Дай мне, пожалуйста, суперволшебную травку или суперволшебный там камень или ещё что-то, пилюлю, чтоб у меня только не болело. Всё остальное меня не интересует». Понимаете?
[Ведущая]: И чтоб побыстрее, чтоб побыстрее всё прошло.

00:44:41 [Махов А.В.]: Да. Желательно, побыстрее, конечно, да. У нас же лечатся как? Если нужно пить по одной таблетке семь дней подряд, чтобы вылечиться, нужно за один день выпить семь, быстрее вылечишься. Понимаете? В результате человек потом долечивается в отделении интенсивной терапии, например, или в реанимации. У нас всё бывает. Но, так или иначе, первый вариант означает, первый подход означает: болит печень - нужно лечить печень, болит голова – нужно лечить голову. Понимаете? Болит поджелудочная железа, нужно лечить поджелудочную железу. Веды говорят: хронические заболевания так лечить принципиально невозможно, потому что причина любого хронического заболевания находится не в печени. Печень – это неизбежное следствие, а причина находится в нашем характере. А он уже напрямую связан с нашим мировоззрением, а мировоззрение напрямую связано с тем, насколько оно бескорыстно. Понимаете? То есть наш разум. Чистота разума связана с бескорыстием – помните мы на первых лекциях об этом беседовали?

00:45:40 Итак, первый способ лечения заключается в том, чтобы что-то купить, съесть, проглотить, привязать, чтобы вылечить печень. Веды говорят: «Невозможно вылечить хронические заболевания при этом», - потому что сама методика не предполагает его излечивание. Второй вариант: человек должен понять, а какие пороки или какое неправильное мировоззрение, в чём я неправильно воспринимаю окружающий мир, что из-за этого у меня начинает печень болеть. И он начинает изучать. Понимаете? Такой человек, например, приходит к аювердическому врачу и он ему рассказывает, врач ему рассказывает, что у тебя болит печень из-за того, что ты, например, подсознательно негативно относишься к людям или из за того, что ты сильно эгоистичен и любое несоответствие мнения другого человека с твоим собственным вызывает у тебя сильное чувство несправедливости – то есть боль, а потом гнев. И вот до тех пор, пока ты будешь гневаться, то есть не научишься принимать людей такими, какие они есть – тебе невозможно вылечить печень. И, предположим, этот человек настолько разумен, что он соглашается с этим. Он говорит: «Да, у меня серьёзные проблемы, доктор, скажите, пожалуйста, как мне их убрать». И врач тогда аюрведический обязан рассказать ему, что ему нужно культивировать этому человеку, как ему нужно культивировать, какие законы нужно изучить вселенной, чтобы он глубоко понял эту систему, то есть что он сделает в этом случае?

00:47:06 У человека меняется мировоззрение сначала. Параллельно, конечно, он лечится и таблетками, и травами, и всем чем угодно, камнями – это важно нужно и необходимо, но это не является полным, не является достаточным условием обретения здоровья. Только тогда когда человек в своём мировоззрении меняет вот эти изъяны и перестраивает своё мировоззрение так, что начинает воспринимать других людей тоже как целостных личностей, которые имеют право на свою точку зрения, перестаёт например гневаться на то, что они думают по-другому, вот только тогда у него возникает возможность избавиться от боли в печени, до тех пор, по крайней мере, пока он будет так действовать с позиции знания. Если он постоянно будет так действовать, то печень не будет болеть вообще, понимаете? То есть вот такой вот пример. Что же движет… Следующий вопрос, очень важный, который смысл разобрать. Что же движет человеком? Зачем возникает естественный резонный вопрос: зачем это всё изучать, зачем эта вся карма, ну, понятно, карма понятно, это всё очень легко понимается. То есть, если я благочестивые поступки совершаю, у меня растёт благочестие и моя жизнь становится счастливее. То есть больше каких-то благоприятных событий, меньше неблагоприятных, всё хорошо. А карма зачем – это уже менее понятно.

00:48:35 Оказывается, в Ведах написано, что так как мы все имеем духовную природу, то в материальном мире нет ни одного источника счастья для нас, который бы давал нам удовлетворение постоянно, понимаете? Для того, чтобы мы были всегда довольны, всегда счастливы каким-то одним источником счастья, счастье от этого источника должно постоянно возрастать. Но мы уже говорили, приводили много примеров, разбирали, что в материальной вселенной нет ни одного такого источника счастья, из-за этого человек, который пытается искать счастье в этом материальном мире неизбежно сталкивается с тремя фазами: сначала достижение этого источника счастья достаточно длительное, потом короткий период счастья, а потом начинается неизбежная депрессия, потому что он понимает: большего счастья этот источник уже не даст. Дальше начинаются только страдания. И именно поэтому в Ведах даётся это определение акармы. Оказывается, оказывается, настоящее неизбывное счастье человек получает только тогда, когда начинает действовать, пытаться культивировать в себе сознание, работающее на духовной платформе, то есть абсолютно бескорыстная платформа – это духовная платформа.

00:49:53 Почему? В этом случае счастье больше становится, потому что чем бескорыстнее действует человек, чем больше он утвердился на этой духовной платформе, тем меньше он находится под влиянием материальных сил вселенной, тем больше на него влияние духовных сил, а следовательно тем больше он начинает соприкасаться с нашей истинной духовной природой и духовным счастьем, которое как раз и имеет неизбывную природу. Понимаете? И в этом случае человек полностью через деятельность в какой-то момент по своему духовному развитию полностью убеждается в том, что да, только культивирование отношений с Богом и с другими людьми на основе духовной платформы даёт самое большое, самое неизбывное и ничем неограниченное счастье, которое невозможно омрачить ничем. Человек может умирать от рака на 4 стадии и при этом быть абсолютно счастливым. Представляете? Нам это кажется нонсенсом. Как человек умирает, он осознаёт, что скоро умрёт, он болеет тяжелой болезнью, она приносит много страданий. Как можно быть счастливым? Веды говорят: «Без проблем». Потому что умирает только тело. Понимаете? Человек, который находится на духовной платформе, он не осознаёт уже себя как тело, он реально осознаёт себя, как бессмертную душу и воспринимает себя и окружающих как душу.

00:51:16 Он находится в состоянии неизбывного постоянно растущего счастья, и он умирая, даже умирая от тяжелой болезни, он умирает с улыбкой на устах. В этом совершенство жизни и в этом смысл жизни любого живого существа – осознать себя, как вечную духовную частичку, именно поэтому акарма так подробно рассматривается в Ведах, потому что это путь. Акарма – это уже стояние, когда человек находится полностью на духовной платформе и испытывает в этот момент ни с чем ни сравнимое, неописуемое и невыразимое словами счастье. Отдалённо это можно почувствовать только тем людям, которые хоть раз ездили в паломничество по святым местам и общались там со святыми людьми или с духовно возвышенными людьми – вот это сладчайший вкус этого духовного счастья, он не сравним ни с каким видом любого материального наслаждения. Он совершенно другую природу имеет, поэтому, дорогие радиослушатели, если вы никогда не были в паломничестве по святым местам, пожалуйста, выберите как-нибудь время, съездите, пожалуйста, чтобы почувствовать этот вкус. В противном случае то, что я сейчас говорил, останется для вас закрытой книгой, потому что пока не почувствует человек сладкий вкус счастья духовного очень, тяжело как-то себя подвигать на этот путь, потому что нет опыта. Когда этот опыт появляется, тогда возникает сильное стремление достичь этого. Ну вот. То, что я хотел сказать об акарме.

00:52:48 [Ведущая]: Спасибо. Спасибо за… Алексей, нам звонит наш слушатель прямо сейчас, я уже хотела зачитывать вопрос, который к нам пришёл, но увидела, что нам звонят, поэтому я присоединяю человека к нашей беседе. Так, Игорь, Игорь пытается к нам дозвониться и… Хорошо, мы сейчас лучше сразу перейдём к вопросу, который у нас есть и после него я Игоря подключу.
[Махов А.В.]: Алло.
[Ведущая]: Алло, Алексей, вы с нами снова, мы рады. Я зачитываю вопрос, он пришёл от Ростислава. Итак: «Какой смысл кармы в прошлой жизни, если мы получаем некоторые результаты в следующей жизни? Иногда даже слышно, что это твоя карма, нужно её отработать и всё. Но это редко работает, ведь я не понимаю, что я совершал в прошлой жизни и за что получаю - не знаю толком. Какая польза просто страдать, не зная за что?» Такой вопрос от Ростислава.

00:53:52 [Махов А.В.]: Хорошо. Спасибо большое, Ростислав. Хороший вопрос. На самом деле, тут немножко, сама позиция немножко некорректна, потому что если мы совершаем какой-то поступок и этот поступок приносит кому-либо страдания, по закону справедливости мы обязаны понести тоже страдания. Понимаете? Здесь просто так действует этот закон. Согласитесь, что, в принципе, он справедлив и с этим не поспоришь. Не важно, когда мы совершили этот поступок, помним мы о нём или не помним – не имеет значения. Важно то, осознаём мы, что в нашей вселенной действует именно закон справедливости или не осознаём и вот сам факт того, что вопрос звучит именно так: каков смысл в том, страдаем мы, допустим, за то, что мы не понимаем или зачем это нужно, как раз говорит о том, что вам нужно немножко глубже изучить этот вопрос. Понимаете, то есть зачем, зачем это происходит. Закон справедливости. В нашей вселенной всё происходит всегда справедливо. Любой поступок всегда имеет какие-то последствия. Если эти последствия приносят страдания другим людям, то значит, неизбежно, в нашу судьбу тоже должны прийти страдания. Поэтому, правильная реакция на страдания даже за те поступки, что мы совершали в прошлом, будет заключаться в том, что мы принимаем их, просто их принимаем. Если мне положено страдать за поступок, который я даже в этой жизни не совершал, я чётко понимаю, что ко мне пришла, результаты моих поступков, которыми я причинил страдания каким-то живым существам в прошлом, у меня уже не возникает протеста, потому что я уже заранее принимаю это.

00:55:44 До тех пор, пока у человека не будет чёткого понимания того, что во вселенной всё происходит справедливо, будет казаться, что поступки, которые мы не помним, зачем они к нам приходят? Поступки, которые к нам через жизнь приходят, будет казаться, что они лишены смысла. Зачем это нужно? А это нужно для того, чтобы войти в состояние правды по отношению к себе. Мы, самая большая ложь, которую мы проявляем в нашей жизни – это ложь по отношению к самому себе. Она заключается, например, в том, что мы при любых обстоятельствах считаем себя хорошими. Понимаете? Это первое. Второе, что нужно понимать, нужно глубоко понимать – а почему, собственно, мы не помним, что нам мешает помнить, какие поступки мы совершили в прошлом? Веды отвечают и на этот вопрос. На самом деле, не вселенная виновата и не Господь виноват в том, что мы их не помним. На самом деле, есть две причины, почему мы их не помним. Первая причина, я уже её назвал, она называется наша собственная лживость, потому что она закрывает нам глаза на прошлое и будущее. В Ведах сказано, что правдивый человек способен видеть своё прошлое и будущее, и прошлое и будущее других живых существ без проблем. То есть, никаких завес на самом деле нет. Наши глаза зашорены только нашей собственной лживостью, то есть неспособностью правдиво себя оценивать. А второе, почему мы не помним своих прошлых поступков, вторая причина заключается в том, что мы находясь в том состоянии сознания, в котором мы находимся, сильно эгоистичном, мы не способны принять их, не способны.

00:57:30 Если нам показать, кем мы были в прошлой жизни и сколько глупостей мы наделали понимаете… И при этом у нас не будет внутри контакта с Богом, контакта со сверхдушой, которая бы удерживала нас в состоянии счастья, мы не сможем выдержать то, что мы увидим, потому что, дорогие друзья, только единицы из нас были Александрами Македонскими, понимаете? Единицы из нас были какими-то возвышенными святыми, а все остальные вполне могли грабить на дорогах, понимаете? И не только. Понимаете, в чём проблема? Мы не сможем вынести этой правды о себе, потому что мы очень эгоистичны. Я вам как пример могу привести замечательный эпизод из кинофильма «Остров» Лонгина, если я не ошибаюсь, режиссёр был Лонгин. Если вы смотрели, если нет, пожалуйста, посмотрите, когда там идёт диалог между настоятелем монастыря, помните, как гоняли там духов из архиерейских сапог? Бесов выгоняли, если вы смотрели. Если нет – просто посмотрите. Там один, у одного позиция у настоятеля монастыря такая что: «Да, я понял, что я за жизнь-то цепляюсь, я за жизнь-то цепляюсь, но всё таки Господь есть, всё хорошо, нужно ему молиться и будет всё хорошо». А второй, отец Анатолий, он говорит: «А мне-то и стыдно и перед Богом то предстать, потому что я грехи свои вижу, они у меня смердят, - так и говорит, - воняют, мне перед Богом стать-то стыдно в момент смерти будет». Вот это означает состояние правды. Первое, что происходит с человеком, который начинает идти путём духовного развития, путём истины, первое, с чем он сталкивается – это со своими собственными грехами, – это первое. Именно поэтому в Ведах говорится, что путь к настоящему счастью всегда лежит через озеро яда. Понимаете, сначала будет больно и тяжело, потому что придётся признаться себе в том, что помимо кучи достоинств у нас есть ещё большая куча грехов, от которых мы постоянно отворачиваемся.

00:59:40 [Ведущая]: Да, фильм очень хороший, я также рекомендую посмотреть тем, кто его ещё не видел, и хотелось бы ещё во время этого эфира успеть принять хотя бы один звонок и успеть ответить на несколько вопросов пришедших к данному моменту.
[Махов А.В.]: Хорошо. Я завершу буквально два-три слова, чтобы у Ростислава была полная картина.
[Ведущая]: Хорошо.
[Махов А.В.]: Это очень важный вопрос, для всех очень важный. Поэтому, мы не помним своих прошлых жизней из-за того, что, во-первых, у нас недостаточно чистоты сознания, а во-вторых, из-за сильной эгоистичности мы не в состоянии их принять. Человек, который культивирует в себе чистоту сознания и входит в состояние правдивости, получает эту возможность, но он получает эту возможность, потому что в этот момент Господь ему как сверхдуша даёт ему возможность параллельно с тем, что он видит свои грехи, испытывать в тот же самый момент счастье. Это счастье идёт от сверхдуши, и помогает нам удерживаться в нормальном состоянии сознания, даже видя то, что мы нагрешили. Пожалуйста, ещё раз, я понимаю, что это трудная для восприятия тема, но, пожалуйста, если будет возможность, прослушайте ещё раз в записи, чтобы уяснили для себя почему это происходит. Нет здесь никаких противоречий на самом деле.

01:00:57 [Ведущая]: Да, кстати я скажу, что запись этого эфира появится у нас в течении одного двух дней скоро в разделе «Университет» на сайте vedaradio.ru. В разделе «Университет» вам нужно найти подраздел в колоночке справа, который называется «Вселенная и мы», именно там находятся записи всех прямых эфиров с Алексеем Маховым. Ну что, у нас ответ получен на этот вопрос и в данный момент наш слушатель Игорь хочет присоединиться к нашему прямому эфиру. Алло, Игорь, здравствуйте!
[Игорь]: Добрый день!
[Ведущая]: Добрый вечер у нас уже. Вы в прямом эфире, можете задавать вопрос.
[Игорь]: Добрый вечер, Алексей!
[Махов А.В.]: Здравствуйте!

01:01:36 [Игорь]: Прежде всего хочу поблагодарить Ростислава за вопрос его предыдущий, он практически половина моего вопроса был. Вот, мой будет следующий, может, кому то он покажется чуть-чуть резким или очень резким, но как бы не является ли концепция такого Бога неверной, такого Бога, который создал землю, на которой мы не можем быть счастливы? Создал эту землю только для того, чтобы мы служили ему и больше мы не можем, как бы, счастья найти. В чём конечный тогда, суть нашего существования, если максимум что мы можем – это вернуться к Богу, то есть, ну, получается, что система закрытая? Бог никуда развиться не может дать дальше, если мы максимум что можем – это вернуться к нему. В чём неправильность моих рассуждений скажите, пожалуйста?
[Махов А.В.]: Спасибо большое, Игорь. Вы задали очень глубокий вопрос. Я постараюсь на него ответить настолько коротко, насколько это возможно, потому что развёрнутый ответ на него, в принципе, может растянуться на несколько лет. Итак, смотрите, вы говорите о том что, в чём, что за концепция, что это за Господь, который принимает от нас только служение как слуг? Так?
[Игорь]: Ну, не то, что как слуг, я уже с разными людьми общался и пытались мне объяснить, что надо не как на слуг, служение не как рабство, а служение, как подарок, как преподнесение Богу. Но моя мысль такая: почему именно служение? Почему, например, абстрактно, душа не может отойти в сторону и быть счастливой для себя, а не для Бога?

01:03:40 [Махов А.В.]: Спасибо, давайте так, почему душа не может быть счастлива для себя, а не для Бога? А смотрите, вот сам факт нахождения нас в материальной вселенной как раз, согласно Ведам, и говорит о том, что Господь представляет нам здесь в материальной вселенной возможность быть счастливыми для себя. Именно в этом милость Бога и заключается. Когда душа, может быть, хочет быть счастлива, служа Богу, у Господа нет необходимости предоставлять ей возможность жить в материальном мире. Она живёт в духовном мире, где все живут выполняют какое-то служение Богу и другим живым существам, но когда живое существо или душа хочет именно жить как вы сказали: «Почему я не могу жить просто для себя, то есть быть счастливым без Бога?» Допустим, являться источником счастья для самого себя – пожалуйста. Вот как раз мы: и вы, и я, и все остальные живые существа в этом мире как раз и рождены здесь для того, чтобы попытаться быть счастливыми для себя. Ведь Господь же не стоит не перед кем и не предлагает нам насильно. Пожалуйста, вернитесь, идите, вот там всё будет хорошо, он никого не зовёт насильно обратно в духовный мир. Он предоставляет нам возможность быть счастливыми здесь, потому что в духовном мире эту концепцию жизни для себя реализовать невозможно, поэтому создаётся материальная вселенная, где у человека, у души в человеческом теле, есть возможность реализовать эту идею жить для себя. Однако же, Игорь, посмотрите, даже когда мы хотим для себя чего-то, жить для себя, если вы посмотрите на свою жизнь, то вы убедитесь, что вы всё равно всегда кому-то служите. И именно от служения вы получаете наибольшее счастье. Например, вы женатый человек, у вас есть семья?
[Игорь]: Да.

01:05:39 [Махов А.В.]: Скажите, когда вы делаете что-то для своей жены приятное, предположим, вы что-то сделали для своей жены, для своей семьи что-то приятное, такое же, наверняка, происходит достаточно часто правильно определённое, подождите, я мысль донесу. Смотрите, вы делаете что-то хорошее, счастливое для своей жены, для своих детей и вы испытываете счастье от этой деятельности, когда они счастливы, вы счастливы в этот момент?
[Игорь]: Конечно.
[Махов А.В.]: Теперь дальше смотрите: вы делаете дальше, вы пытаетесь что-то делать для себя, вы счастливы в этот момент, когда делаете что-то для себя? Тоже счастливы. Так ведь?
[Игорь]: Смотря что.
[Махов А.В.] Не, мы сейчас говорим о том, что приносит вам счастье.
[Игорь]: Да.

01:06:26 [Махов А.В.]: Теперь смотрите, разница ведь только заключается в том, где этого счастья больше. Вот смотрите. Я вам приведу простой пример: мы, например, хотим кушать. Еда – это наслаждение, так? Но, смотрите, что происходит. Мы имеем духовную природу, поэтому нам хочется, чтобы источник счастья наш всё время увеличивался. Предположим, мы голодные, мы постились какое-то время, мы начинаем кушать. Мы кушаем, первую ложку пищи кладём в рот, жуём, классно! Какое наслаждение от вкуса пищи, вкусное, прекрасно приготовленное, всё замечательно. Дальше мы начинаем кушать. Мы кушаем, кушаем, кушаем, кушаем, вроде бы… и вот дальше возникает конфликт. По идее, как должно быть? Мы как думаем? Мы с духовной платформы всегда подходим к материальному. Мы думаем: «Чем больше я буду кушать, тем лучше будет». Нам так хочется, чтобы не кончалось счастье. Я так хочу, чтобы счастье не кончалось. Это всегда так. Понимаете? Но в реальности происходит по-другому. Чем больше мы наедаемся, тем меньше счастья мы испытываем. Так ведь? В какой-то момент мы не можем ещё одну ложку положить, потому что живот полный. Всё. Этот источник счастья для нас иссяк на какое-то время, пока мы опять не проголодаемся. Так?
[Игорь]: Так. Собственно в этом и…

01:07:47 [Махов А.В.]: Подождите, я просто хочу донести самую главную мысль. Но когда мы делаем что-то для других, то чем больше мы делаем, тем больше назад возвращается счастья. Имеется в виду правильная деятельность, не та, которая людей на шею сажать, там или ещё что. Я имею в виду всегда правильную деятельность потому, что количество даже людей, которые нас окружают очень велико, и сколько бы мы не сделали для них, до конца выбрать это счастье невозможно. Его можно увеличивать до бесконечности. Всегда же, когда мы для себя что-то делаем, мы ограничены каким-то очень узкими рамками. Сначала будет процесс достижения счастья, потом будет короткий процесс наслаждения счастьем, потом будет неизбежно страдание. Пожалуйста, немножко подумайте над этим вопросом.
[Ведущая]: Да. Игорь, вы услышали ответ?

01:08:37 [Игорь]: Да. Я слушаю, я хотел бы немножко углубить, собственно говоря, вопрос, вот. Ну, я понял всё, что вы сказали, спасибо, но вот собственно ваша фраза была такой, что есть материальная вселенная, в которой мы и пытаемся реализовать счастье наше собственное личное и Бог нас не тянет, не стоит, что называется, над душой. Но если брать по факту, то созданы как раз такие условия, которые делают возвращение к Богу обязательным. То есть мы не можем, как вы сами сказали, достичь счастья для себя, надо достигать счастья, служа окружающим, служа Богу, вот. Правильная ли это концепция с вашей точки зрения, что в любом случае счастье может быть только в духовной жизни, в материальной оно быть не может?
[Махов А.В.]: Всё правильно вы сказали. Понимаете, я ещё раз коротко скажу: всегда, когда мы пытаемся наслаждаться для себя, вот эта наша способность наслаждать себя в чём-либо имеет конечную природу. Мы не можем бесконечно увеличивать, у нас всегда будет пресыщение. Всегда. Возьмите любой вид материального счастья, какой только вам доступен. Просто подумайте над этим. У нас всегда возникнет пресыщение и возникнет желание поменять объект или ещё что-то – это неизбежно будет приводить к страданиям потом. Но когда мы пытаемся испытывать счастье от служения другим – здесь у нас, мы ничем не ограничены, понимаете? Здесь счастье может расти неограниченно. Подумайте, пожалуйста.

01:10:33 [Ведущая]: Насколько я поняла, здесь в нашем материальном мире вот это всё счастье, оно пресыщается довольно быстро, всё разрушается временем, нет ничего вечного, а в духовном мире, почему туда и стремятся многие души, потому что там все служат друг другу – вот такая концепция счастья и именно это счастье является вечным. Так?
[Игорь]: Так, но опять же, говорю, почему вселенная была создана таким образом, что там счастье есть вечное от служения друг другу и не только от служения друг другу, а здесь нет. То есть мы изначально стоим в неравных условиях. Материальная составляющая вселенной она всегда проигрывает духовной, поэтому, по факту, мы счастливыми для себя собственно и не можем быть, хотя Господь мог создать так: хочешь – иди бери там бесконечное море счастья и делай с ним всё что хочешь.

01:11:35 [Махов А.В.]: Спасибо, Игорь. Я вам объясню, почему это невозможно. Это невозможно, потому что человек, смотрите, почему материальная вселенная, в ней невозможно создать такие условия, о которых вы говорите – это зависит от самой идеи быть счастливым для себя. Понимаете, она у нас имеет бесконечную природу, но в материальной вселенной, взять даже нашу планету, она имеет ограниченный объём даже наша планета и каждый если на планете хочет стать Богом, то есть господствовать над всем, понимаете, это невозможно принципиально, поэтому возникает столкновение интересов. Чем больше у человека амбиций, тем больше страданий он приносит окружающим. Понимаете? Поэтому в материальной вселенной, материальный мир и не сможет никогда сравняться с духовным, потому что идея эгоистичного счастья, её невозможно разделить на, допустим, всю вселенную, чтобы были другие живые существа и при этом они были абсолютными эгоистами и были тоже счастливы. В результате получается для каждого из нас надо создать отдельную вселенную, где мы были бы одни, и нам принадлежало всё, но нас это тоже не может сделать счастливыми, потому что, не общаясь с другими, мы тоже не можем быть счастливыми. Понимаете?

01:12:56 Ведь вас если даже на необитаемый остров, допустим, отправить, человек не может стать счастливым, потому что он лишен общения. С другой стороны, общение имеющее эгоистическую природу другим людям будет представлять страдания тем больше, чем эгоистичнее человек, который это. Вы понимаете, в чём проблема здесь? Проблема не в том, что здесь вселенная не так спроектирована, она спроектирована идеально для того, чтобы мы могли здесь понять, что эгоизм, пока мы находимся на платформе эгоизма, то есть жить для себя, он принципиально не может привести к счастью. Это принципиально невозможно, пожалуйста, поймите. Потому что чем больше мы хотим для себя, чем больше мы берём из окружающего мира для себя, тем больше мы причиняем страдания окружающим людям, а значит, в результате мы тоже счастливыми быть не сможем.
[Ведущая]: Возможно, это с первого раза трудно понять и во всём этом трудно разобраться, но я чувствую, что Игорь такой ищущий человек, который пытается во всём очень глубоко разобраться…
[Махов А.В.]: Да. Я тоже это вижу.

01:14:00 [Ведущая]: Поэтому Игорь, я вам желаю найти ответы на все ваши вопросы, вы уже на правильном пути, я уверена. Спасибо вам за звонок. До свиданья, всего доброго! Ну, а мы продолжаем наш эфир. Ещё бы хотелось зачитать парочку вопросов, которые к нам пришли. Пишет также Ростислав: «Да, действительно, есть момент, когда мы обращаемся к Богу обычно только когда нам что-то нужно или уже очень плохо. А почему просто так никто не приходит к Богу?» Такой вопрос от Ростислава и от меня добавление: действительно ли просто так никто не приходит к Богу и приходит только в том случае, когда уж совсем всё худо?
[Махов А.В.]: Ну, спасибо, спасибо Ростислав, спасибо Алеся за хороший вопрос. На самом деле Веды говорят, что человек приходит не только обращается к Богу, когда ему плохо. Есть другие способы прихода к Богу. Люди по-разному к нему приходят. Люди приходят, например, из любопытства. Некоторым просто интересно становится. Вот. Есть разные варианты. Однако же, почему мы обращаемся к Богу, когда нам становится плохо? Это говорит о том, это говорит о том, что на нас давит достаточно серьёзный пласт наших прошлых поступков.

01:15:15 Помните, мы с вами рассматривали греховную деятельность, мы с вами говорили о том, что грех у нас растёт как деревце, и когда оно у нас покрывается листьями – это означает, что мы уже не понимаем как правильно действовать. Основа греха скрыта от нас также, как ветки дерева скрыты листьями. Его крона представляет собой просто зелёный шар, внутренняя структура которого не видна. И поэтому, когда человек находится уже в достаточно сильно, скажем так, опьянён грехами, он начинает совершать настолько много поступков неправильных, жизнь ведёт неправильно очень эгоистично, в результате он совершает много насилия над окружающими людьми, над окружающими живыми существами. И что происходит дальше? Дальше к нему начинают постепенно приходить результаты этих его поступков, и его жизнь становится всё хуже, хуже, хуже, хуже, он испытывает сильные страдания. Параллельно он начинает не менее интенсивно искать выхода из этих страданий, то есть в чём проблема, в чём проблема и когда у него этот порог страданий, интенсивность страданий сильно возрастает, он начинает очень сильно совершать сильнейшие аскезы с целью понять, в чём моя проблема, что я делаю не так. Имеется в виду разумный человек.

01:16:34 И тогда Господь даёт ему, оказывает ему милость, даёт ему возможность понять: смотри, он приводит его или к людям, которые занимаются духовным знанием или к каким-то священным писаниям или то-то происходит в его жизни так, такое событие, которое продвигает его к пониманию того, в чём собственно проблема. И человек, который находится под грузом своих страданий, на самом деле, в Ведах говорится, он находится на самом деле в безопасности, потому что человек, на которого сильно давит судьба, он понимаете, он не будет легко относиться к духовному прогрессу, потому что он реально понимает, что дальше так жить нельзя, так, как он жил, причиняя, ведя бездумную жизнь, причиняя огромное количество страданий из-за своего эгоизма другим живым существам. Такой человек начинает очень серьёзно сразу практиковать, понимаете? И духовный прогресс такого человека идёт очень быстро. Именно поэтому есть в Ведах такое произведение, как молитва царице Кхунти, которая просит: «Пожалуйста, Господь, не оставляй меня, не делай так, чтобы мне было хорошо, потому что когда я страдаю – в этот момент я помню о тебе», - понимаете? На самом деле, когда человек испытывая страдания вспоминает о Боге, говорится о том, что это благочестивых человек.

01:17:55 [Ведущая]: Спасибо.
[Махов А.В.]: У него серьёзный запас благочестия, позволяющий понять, что раз есть страдания, значит есть путь выхода из этих страданий. Этот путь всегда есть.
[Ведущая]: Спасибо вам за ответ. Наша беседа уже должна подходить к концу, но мне очень хочется зачитать вопрос, который остался ещё с прошлого эфира, мне кажется он довольно интересен. Он Натальи вопрос по поводу кармы естественно, так как мы об этом говорим. «Население уменьшается, зверей и деревьев всё меньше, куда же попадают души?»
[Махов А.В.]: Спасибо Наташа за хороший вопрос. Вы понимаете, на самом деле, души, они не воплощаются в рамках какой-то отдельной планеты. Души деревьев, которые, допустим, если здесь у нас уменьшается количество душ, которые воплощаются в телах деревьев, у нас, например, увеличивается чисто душ, которые воплощаются в телах каких-то новых микробов или ещё кого-то. Дело в том, что душа не привязана к какой-то конкретной планете. Понимаете? Она может воплощаться даже на одном уровне планетных систем на разных планетах из жизни в жизнь или вообще путешествовать по всем 14 уровням планетных систем, из которых состоит наша вселенная. Вот. Поэтому если на какой-то планете из-за наших бездумных действий растительности, например, становится меньше – это означает, что душа, которая хочет ещё продолжать жить в теле, допустим, какого-то растения, она получит возможность жить растением на какой-то другой планете. В этом нет никакого противоречия.

01:19:33 [Ведущая]: Спасибо. Спасибо за ответ. Алексей, ну что, будем надеяться, что мы с вами снова услышимся через неделю и продолжим нашу беседу.
[Махов А.В.]: Да я тоже на это очень надеюсь. Мне очень понравилась сегодняшняя беседа с Игорем. Дело в том, что всегда приятно, когда человек искренен. Я прочувствовал в его голосе настрой, что он искренне хочет разобраться. Если Игорь вы сейчас ещё слушаете наш эфир, я вам искренне желаю, чтобы ваши сомнения в какой-то момент рассеялись, чтобы вы получили ответы на все вопросы которые задаёте. Поверьте, в священных писаниях они есть. Пожалуйста, просто поищите и вы найдёте ответы на все вопросы и я уверен, что если вы будете сохранять такой же искренний настрой, искреннее желание понять, что собственно движет нами, что движет Господом и в материальном и в духовном мире, нет никакого сомнения, что вы найдёте ответ на этот вопрос. Вопрос только времени, когда это произойдёт. Я от всего сердца вам желаю найти этот ответ как можно быстрее.
[Ведущая]: Спасибо. Спасибо, Алексей, что были с нами и до встречи через неделю.
[Махов А.В.]: До свиданья, Алеся. До свиданья, дорогие радиослушатели.

01:20:46 [Ведущая]: А всем слушателям я хочу сказать, что у нас почему то так часто получается, что звонки и большее, наибольшее число сообщений приходят в самом конце эфира. Я напоминаю, что эфир с Алексеем Маховым у нас начинается обычно по понедельникам с 6 часов вечера, и уже в этот момент вы можете задавать свои вопросы, присылать их нам, если знаете тему. А если не знаете, то слушайте эфир и после того, как во всём разберётесь, присылайте свои вопросы на имейл или же по скайпу. Я об этом, о наших координатах, обычно говорю на протяжении беседы, так что звоните, дозванивайтесь к нам заранее. Прошу прощение, кого не успела принять звонок, от кого не успела принять, а эта беседа у нас записывается и в скорости появится у нас на сайте vedaradio.ru в разделе «Университет» в подразделе «Вселенная и мы». Ну, а я же - ведущая Аюрведа радио Алеся, с вами прощаюсь, но ненадолго. Смотрите наше расписание и будете всегда в курсе наших событий и прямых эфиров.

транскрибирование: Анна Колесниченко | Донецк | Украина | 23 February 2013