Гуна благости - саттва

Аюрведа радио - 06 августа 2012
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:06:53 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 683 | скачано: 796 | избрано: -34
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая] Добрый вечер всем слушателям Аюрведа радио. Это прямой эфир, прямой эфир у нас. Если вы нас сейчас слушаете, то знайте, что сегодня у нас происходит общение с Алексеем Маховым, который продолжает рассказывать нам о законах вселенной. И в частности мы говорим о гуннах материальной природы. Алексей, здравствуйте.
[Махов А. В.] Здравствуйте, Олеся, здравствуйте, уважаемые радиослушатели.
[Ведущая] Напомните, пожалуйста, о чем мы в прошлый раз говорили.
[Махов А. В.] Ну, в прошлый раз мы с вами продолжали разбирать гунну благости, и в целом продолжали не только, в основном конечно гунну благости, но мы также делали сравнительный анализ влияния других гунн на сознание человека, на сознание нации. Вот, сегодня, я думаю, мы продолжим разбирать гунну благости, потому что важно, чтобы у каждого радиослушателя, который серьезно хочет понять, как эти силы действуют на наше сознание, было полная информация для размышлению о том, как эти силы действуют в нашей вселенной.

00:01:01 И самое главное, что нужно делать для того, чтобы иметь возможность менять расстановку сил, которые влияют на наше сознание.
[Ведущая] Да, и вот вы мне напомнили, спасибо, о том, что у нас остался один вопрос, на который полностью ещё не был дан ответ, и я его зачитываю. Написал нам наш слушатель, думаю при обсуждении гунны благости, нужно заметить, что она ведь тоже гунна, и как от нее избавиться?
[Махов А. В.] Да, Олеся, спасибо большое, это действительно очень важный вопрос, и очень хорошо, что мы начинаем этот эфир именно с него, потому что на самом деле вопрос задан абсолютно корректно. Я хотел об этом сказать в конце разборок гунн, но так как он прозвучал именно сейчас, то мы начнем как раз этот эфир с рассмотрения ответа на этот вопрос. Наш радиослушатель, или радиослушательница абсолютно правы, абсолютно прав. На самом деле Веды говорят, что человек должен ставить цель выше ту, которая находится выше гунн материальной природы.

00:02:03 Потому что какую бы гунну человек не избрал, будь-то гунна невежества, в которой счастья практически нет совсем, счастье в гунне невежества заключается в основном в отсутствии страданий. Или же он избирает гунну страсти, которая заключается в вечной погоне за вечно ускользающим счастьем. Или же он выбирает гунну благости, которая дает возможность человеку наслаждаться материальным счастьем, ни одна из этих гунн не дает человеку возможности избавиться от всех страданий. Существует 4 вида страданий, от которых живое существо не может избавиться до тех пор, пока оно находится в материальной вселенной. И эти страдания, виды страданий Веды описывают так. Первый вид страданий — это рождение, второй вид страданий — это болезни, третий вид страданий — это старость, и четвертый вид страданий — это смерть.

00:02:59 [Ведущая] А вот интересно, Алексей, интересно очень на счет рождения. Многие возможно захотят поспорить, ведь момент рождения для многих такой радостный, для родителей имеется в виду. Почему же?
[Махов А. В.] Да, вот именно [смеются с ведущей]. Совершенно верно, с позиции родителей этот момент очень волнующий и приятный, потому что проходят долгих 10 лунных месяцев, пока малыш развивается в животике у мамы, и тут наконец долгожданный дитяти рождается, и все очень счастливы. Все очень счастливы, кроме одного человека, того, кто родился. Тот, кто родился он выглядит не особенно счастливым. Дело в том, что в ведах описан не только процесс того, как происходит развитие плода, там описано и состояние сознания, в которых находится этот плод. И когда ребеночку уже семь месяцев, он в животике у мамы находится, и в этот момент он, как мы говорим, приходит в себя.

00:04:00 После смерти живое существо в основном находится в состоянии, сходном состоянию сна, или летаргического сна даже, такое вот очень спокойное, ровное состояние. Однако же, когда оно получает новое тело, через семь месяцев, когда уже тонкое тело достаточно раскрыто, уже начинает действовать чувства, неожиданно приходит в сознание, и оно понимает, где оно находится. И это время как раз, семь месяцев для всех женщин, которые стали мамами, они знают, что семь месяцев — это достаточно серьезный период, в этот момент очень важно женщине вести себя соответствующим образом, находится в определённой атмосфере. Потому что это время, когда приходит кризис беременности. И если он проходит, то есть мама настроена правильно, с любовью по отношению к своему малышу, то дальше уже потом, следующие месяцы идут хорошо, ну, так сказать, на автопилоте.

00:05:00 Семь месяцев же является кризисом. Почему? Потому что в этот момент живое существо, ребеночек, он получает возможность осознать себя, где он находится, и кто он, и куда он попал, и что дальше будет. И в Ведах описано, что вот это понимание, оно его совсем не радует, потому что в Ведах сказано, что мы очень боимся умирать все, мы боимся умирать. Но гораздо больше, чем страх смерти, мы боимся рождаться, потому что мы понимаем, что нас ждет здесь на самом деле. И вот поэтому Веды говорят, что под влиянием какой бы из материальных гунн человек не находился, будь-то сила благости, сила страсти, сила невежества, вот эти четыре вида страданий человек избежать не в силах. И возникает вопрос, а чего же он боится, человек, когда он рождается? Вроде бы все хорошо, сейчас получит новое тело, начнет действовать. Однако же Веды говорят, что когда ребенок во чреве у матери приходит в сознание, живое существо приходит в сознание, оно осознает свою истинную природу.

00:06:04 И оно понимает, что вот сейчас, буквально через несколько месяцев, через два месяца произойдет следующее: он придет, получит это тело, полностью сформируется, и он выйдет из чрева мамы в этот мир, и он полностью забудет свою материальную природу, свою духовную природу, и он выйдет в мир, который ему абсолютно чужд. И будет пытаться опять каким-то образом выживать, приспосабливаться, опять искать себя, и все это начнется сначала. Поэтому человек, который вот в эти семь месяцев осознает этот факт, он испытывает очень сильный стресс, очень сильный стресс, и он молится Господу в это время, и просит его: «Господь, пожалуйста, сделай так, чтобы я тебя не забыл». [смеется]. «Потому что если я тебя забуду, мне нечего делать просто, моя жизнь будет абсолютно бесполезна». И он просит, и обещает Господу, что он эту жизнь точно посвятит только ему, и ничему больше, что больше он рождаться уже не хочет.

00:07:01 Веды говорят, что в этот момент живое существо вспоминает до 100 своих прошлых жизней, и он понимает всю бессмысленность происходящего, он понимает, что многие, и многие уже тысячи и миллионы раз он также рождался, и жизнь проходила совершенно впустую, он все забывал. Поэтому рождение тоже является проблемой, для того, кто рождается является страданием. Хотя конечно для мамы, папы, и бабушек, и дедушек это очень радостный, волнующий момент.
[Ведущая] Вот кстати, чтобы наши радиослушатели не забывали наши координаты, я напоминаю их периодически. Ваши вопросы вы можете присылать к нам на электронный ящик Radio@Torsunov.ru, либо же дозваниваться к нам по скайпу Аюрведа радио, пишется слитно, это наш логин. По этой теме, пожалуйста. Присылайте свои вопросы Алексею. Мы продолжаем прямой эфир.
[Махов А. В.] Спасибо, Олеся. Итак, отвечая, в конце концов подводя итог ответа на вопрос, нужно сказать, что человек, как разумное живое существо, должен ставить себе такую цель, которая выводит его за сферу влияния гунн материальной природы.

00:08:13 То есть эта цель должна быть духовная, божественная, трансцендентная, как угодно называйте это, в разный духовных традициях это называется по-разному, но смысл везде один и тот же. Смысл заключается в том, чтобы свой разум направить в ту точку, которая вывела бы живое существо из рамок материального существования. Только в этом случае живое существо получит возможность рано или поздно, ну, как сказать, обрести возможность своё сознание перенести назад в ту обитель, в духовный мир, где все соответствует нашей истинной духовной природе. И кстати следует сказать, что здесь интересный принцип работает, что чем выше цель, тем шире обзор. И человек, который ставит себе духовную цель, он мимо гунны благости всё равно не пройдет.

00:09:04 Потому что когда человек ставит себе духовную цель, он не может себе сразу поставить её абсолютно чисто, то есть абсолютно бескорыстно, абсолютно нематериально, это невозможно. Однако же в этот момент, так как цель поставлена бескорыстно, на него начинает немедленно влиять гунна благости, но она уже влияет на него, не закрепощая, не останавливая его на уровне гунны благости, а она дает ему возможность наиболее эффективно продвигаться по этому пути. В этом случае гунна благости не является той силой, которая тормозит развитие живого существа, а наоборот, достижение гунны благости, как раз возводит живое существо на такой уровень сознания, который дальше дает ему уже зеленый свет для неуклонного прогресса в духовном развитии. Таким образом, ещё раз повторюсь, цель жизни живого существа не должна находится в материальном мире, потому что в противном случае от четырех видов страданий человеку не удастся избавиться, это невозможно.

00:10:05 Таким образом, каждое живое существо должно ставить себе духовную цель, то есть цель, которая выводит сознание живого существа за пределы материального мира. Итак, я надеюсь, что сумел ответить, каким-то образом раскрыть ответ на этот вопрос, я понимаю, что сделал это очень конспективно, но, к сожалению, обсуждение глубокое этого вопроса, я так понимаю, заняло бы не один эфир, а у нас очень много впереди материала. Итак, теперь, я думаю, есть смысл нам перейти уже к рассмотрению, дальнейшему рассмотрению гунны благости, и я хочу напомнить нашим уважаемым радиослушателям о том, что на каждого человека, да не то, что на человека, на каждое живое существо в нашей вселенной постоянно влияют три силы: это сила благости, сила страсти, и сила невежества. И какая-то сила влияет на сознание живого существа в преобладающей степени.

00:11:03 И удивительно знать, и удивительно помнить, нужно всегда помнить нам, как это влияние проявляется в нашем сознании. Вот смотрите, мы всю жизнь, чем занимаются люди вокруг нас, в основном? Смотрите, мы боремся с этими силами. Мы боремся, например, с мужем, который выпивает, мы боремся с ребенком, который не хочет учиться, мы боремся с зарплатой, которой вечно не хватает, мы боремся с тем, что нам кажется, что судьба нам не дедает, и мы рассчитывая на то, что прилагая определённые усилия, мы сможем преодолеть вот этот порог, и муж перестанет пить, ребенок начнет учиться, деньги придут сами по себе, но Веды говорят, этого не произойдет. Потому что мы когда мы боремся, пытаемся бороться с кем-то или чем-то, что нас окружает, на самом деле мы боремся не с мужем алкоголиком, не с ребенком, который не хочет учиться, и мы боремся даже не с жадиной начальником, который не хочет давать нам денег.

00:12:12 Мы на самом деле в этот момент боремся с силами, которые заставляют этих людей по отношению к нам вести себя определённым образом. Но Веды говорят, ни одна из этих сил, ни благость, ни страсть, ни невежество, они непобедимы, их невозможно победить. И огромное количество разбитых лбов тому доказательство. Поэтому смысл деятельности нашей заключается в том, чтобы не тратить своё время и силы на то, чтобы бороться с этими силами, которые мы не можем победить. А смысл деятельности должен заключаться в том, чтобы изменить свой разум, или своё понимание счастья таким образом, чтобы выйти из-под влияния одной силы, допустим, из-под влияния силы страсти, в преобладающем влиянии которой мы все здесь находимся и перейти под влияние силы благости.

00:13:02 В этом случае события и люди, которые окружают нас, изменятся сами по себе. [смеется]. Понимаете? Может быть они сами и не изменяться, но по отношению к вам они изменятся 100%. Почему? Потому что между ними и нами уже будет влиять другие силы, и они также, как они сейчас заставляют их вести по отношению к нам определённым образом, если мы переходим под влияние других сил, их влияние на нас тоже изменяется. Почему? Потому что те же самые силы заставляют их вести себя по отношению к нам, или к кому-то ещё другим образом. Это собственно все, но понять это очень тяжело. [смеется]. Почему тяжело понять? Потому что гунна страсти, под влиянием которой мы находимся, она удерживает наше сознание в таких рамках, в которых нет места этому пониманию. И когда вот это проговаривается, мы много раз будем проговаривать одно и тоже.

00:13:59 Почему? По той простой причине, чтобы дошло. Потому что очень часто задают вопрос: ну зачем говорить одно и тоже, одно и тоже повторяете, повторяете. Отвечаю вопросом на вопрос, я много раз говорю одно и тоже, но сколько раз вы услышали? Проблема заключается в том, что мы слышим эти слова, они вроде бы все русские, но они проходят, минуя наше сознание, не задерживаясь. Почему? Гунна страсти не пускает. [смеется]. И Веды говорят, что в принципе, хотя методика очень проста, сделать это очень сложно, потому что для этого нужно изменить свой вкус к счастью. А вкус к счастью, он не меняется одномоментно, потому что мы много жизней подряд умали в таких категориях, что жить нужно для себя, а сейчас вдруг оказывается, что жить для себя не нужно. Понимаете? И нам одномоментно поменять эту концепцию счастья очень тяжело. И что же нужно делать для того, чтобы её поменять?

00:14:59 Веды говорят, что разум, наш разум управляется только одной субстанцией. Субстанция называется звук. Только слушая человека, который в своем разуме уже сумел поменять понимание счастья, у нас появляется шанс изменить тоже своё понимание счастья, просто слушая этого человека. Понимаете? И я не хочу сказать, пожалуйста, не подумайте, что я такой тут возвышенный человек, уже поменял понимание счастья, нет, я тоже хожу и слушаю тех людей, которые поменяли понимание счастья с корыстного на бескорыстное. Я просто хочу донести до вас, уважаемые радиослушатели, этот метод, потому что он действительно реально работает. И тот человек, который становится способным приходить туда, где говорят о бескорыстии, где говорят о том, как правильно это делать, где говорят об абсолютной истине, о нашей духовной природе, то есть фактически говорят о правде, о правдивости, такой человек со временем получает в своё сознание силу, которая позволяет ему менять понимание вещей.

00:16:09 Это сила идет от сердца того человека, который уже изменил это понимание вещей. И так распространяется это знание, понимаете, именно так можно менять своё сознание, никаким чтением книг, никаким изучением чего бы-то ни было, невозможно изменить свою концепцию счастья, потому что разум меняется только с помощью другого разума, более чистого, и более сильного, а чтение — это процесс, который действует на ум, а разум он, к сожалению, не затрагивает. Поэтому можно видеть часто людей встретить, которые много читают, даже допустим на духовные темы они что-то читают, читают, читают, читают, потом они друг с другом встречаются, разговаривают, разговаривают, потом опять читают, и все читают, и все знают. Но он каким был, такой и остался. Почему? Потому что нет правильного общения.

00:17:02 Обязательно должно быть общение с теми людьми, которые заменили своё состояние сознания с корыстного на бескорыстное, и хорошо продвинулись на этом пути. Только такое общение позволяет переходить человеку сначала из-под влияние низших гунн к высшим, а потом вообще переходить на духовный уровень, уходя из-под влияние всех гунн материальной природы.
[Ведущая] А если есть такое общение, что же читать, уже можно тогда не читать ничего?
[Махов А. В.] Нет, я так не сказал. Дело в том, что читать можно и нужно, нужно естественно, но это не должно быть основной деятельностью. Почему я сделал на этом акцент? Потому что в гунне страсти, гунна страсти, точнее, заставляет нас считать, что мы сами о всего сможем дойти. Гунна страсти говорит: «Ты можешь, ты сможешь, ты все сможешь сделать сам, у тебя все будет хорошо, но только завтра». Понимаете? Завтра означает никогда.

00:18:00 Потому что завтра она тоже скажет завтра. Но опять будет вселять уверенность, что человек сам может все сделать. Именно поэтому гунна страсти говорит: «Не надо никуда ходить, не надо никого слушать, как ты определишь тот это, или не тот. Ты вот бери, открывай книгу, читай, ты все поймешь там сам». Понимаете? [смеется]. Гунна страсти, она заставляет нас думать таким образом, но в Ведах сказано, что чтение никогда не изменит наше состояние сознание, а значит, судьба наша не будет меняться, мы какими были, такими и остались, просто стали более эрудированными, начитанными, только и всего. А процесс развития, он идет не вширь, не в сторону увеличения эрудированности, а вглубь, то есть здесь не нужно читать огромное количество литературы, здесь нужно взять основное, и успеть изучить хотя бы его, потому что изучение духовной литературы не такой быстрый процесс.

00:19:01 Именно поэтому я сделал акцент на том, что очень важно, чтобы было слушание, слушание осознавших себя душ, это очень важно.
[Ведущая] Хорошо, а где же найти этих осознавших себя душ?
[Махов А. В.] Ну, вы знаете, вероятно в барах [смеется с ведущей], в ночных клубах, казино, их там невероятное количество. Естественным образом такие возвышенные личности, они де находятся? В местах, где влияет сила благости. То есть они где? Они в храмах, они в святых местах находятся. Поэтому нужно совершать что? Нужно ходить в храм регулярно, обязательно. В тот храм той традиции духовной, которая ближе вашему сердцу, авторитетной только духовной традиции. Нужно посещать святые места, а в святых местах нужно тратить время для того, чтобы ходить там как по музею, не для этого святое место нужно, а святые места нужны для того, чтобы общаться там, искать святых людей, общаться там с ними, просить их благословения, раскаиваться перед ними.

00:20:02 То есть вот для чего нужно паломничество. Чтобы получить контакт, контакт с разумом другого чистого святого человека. Контакт происходит, ещё раз повторяю, только через звук. Святой человек говорит одно слово, одна секунда общения с таким человеком сжигает грехи тысяч жизней. Мы этого просто не чувствуем, потому что у нас наросло достаточно много, но тем не менее это путь. Именно это меняет нашу судьбу, и это способно поменять наше мировоззрение.
[Ведущая] А вот общение, вы сказали, подразумевает диалог, или можно просто слушать?
[Махов А. В.] Нет, достаточно просто слушать, особенно на первых парах, достаточно просто слушать, этого уже достаточно. Потому что человек, он просто соприкасается со звуком голоса святого человека, это означает, он в смиренном состоянии сознания он находится, и святой говорит ему что-то, ему глубоко-глубоко в сердце это проходит, и многие люди пережили это ощущение, что у меня как глаза открылись, у меня как пелена спала, вот они говорят после посещения святых мест.

00:21:11 Я вот как-то по-другому теперь вижу. Это означает молодец, правильно съездил, правильно. [смеется]. Поэтому здесь необязательно даже что-то говорить, на первых парах достаточно просто находиться рядом, и просто слушать. А потом неизбежно будут вопросы, конечно они появятся. И и важно и нужно задавать, но только бессмысленно спрашивать святого человека о том, что, например, куплю я машину в этой жизни, или не куплю? То есть это глупость на самом деле, и на самом деле это оскорбление. Потому что святой человек, он не для этого нужен. Естественно, он видит будущее, он может сказать вам, купите вы машину или нет, но он не скажет вам, потому что, поймите, как сказать, не того уровня личность, это не важно, купит человек машину, или не купит.

00:22:01 Важно другое в нашей жизни, осознает человек себя как душу, или не осознает, вот что важно. [смеется].
[Ведущая] Хорошо, а вот данный момент Татьяна из Белоруссии решила уточнить. А слушание видео лекций возвышает?
[Махов А. В.] Да, возвышает, в этом нет никаких сомнений. Дело в том, что подавляющее большинство нас с вами не имеет возможности, например, каждый день общаться со святыми, и подавляющее большинство вряд ли имеют хотя бы раз в месяц возможность видеться со святыми. И я может быть не сильно ошибусь, что подавляющее большинство людей опять же имеет возможность раз в год, или два раза в год общаться с возвышенными, святыми людьми, например, когда есть отпуск, или по какой-то счастливой случайности приезжают в тот город, где вы живете. Но к счастью, у нас есть возможность использовать достижения технического прогресса для того, чтобы поддерживать этот контакт, пусть даже в таком виде.

00:23:01 Конечно видео записи, и аудио записи, они не заменяют на 100% живого общения, то есть такого эффекта сильного нет, однако же, я хочу сказать, что они позволяют поддерживать разум в более или менее чистом и трезвом состоянии. Но для этого их нужно слушать, по возможности, как можно больше. То есть, например, когда вы едете на работу, можно слушать в этот момент лекцию, наушники одевать, и вместо того, чтобы слушать сплетни, которые там в автобусах обычно рассказывают, в этот момент можно слушать лекции какой-то возвышенной личности, или святого человека, или просто голос святого человека слушать, духовные песнопения можно слушать. Это очень хорошо. Можно вообще, мы уже говорили об этом, сделать так, чтобы в квартире постоянно звучал голос святого, это сделает атмосферу в квартире одухотворенной, то есть в такую квартиру будет хотеться вернуться. Это очень хороший вопрос, спасибо вам.

00:24:02 Да, есть смысл это делать, потому что в основном у нас альтернативы никакой нет. То есть либо так, либо вообще никак. Так нужно сделать так, как это доступно. Спасибо большое, хороший вопрос.
[Ведущая] На сколько я поняла, для начала хорошо просто слушать, находить какие-то лекции, видео или аудио, но потом в последствии не плохо бы пообщаться с этой святой личностью, так? То есть все-таки диалог...
[Махов А. В.] Ну, я думаю, диалог произойдет далеко не сразу, хотя бы на первом этапе, я думаю, будет просто общение, в виде просто присутствия, потому что человек, когда первый раз с возвышенной личностью сталкивается, он впадает в такое, знаете, шокоподобное состояние, потому что о этого никогда с такими людьми не сталкивался, особенно если никогда не сталкивался. То вроде бы когда идет человек, он думает: «Ну, вот я сейчас об этом спрошу, об этом спрошу, об этом спрошу». Ну, да, сейчас. [смеется].

00:25:02 Когда он в первый раз видит сияние их глаз, этого человека, он ощущает в этот момент, что у него нет вопросов. [смеется]. На самом деле те вопросы, которые казались такими важными, такими нужными, необходимыми, вдруг куда-то исчезают за ненадобностью. Эта ситуация в Ведах хорошо описана в истории с Дхрувой Махараджем, который медитировал в лесу очень долго и достиг больших высот, и у него были вопросы к Господу. Но когда Господь явился к нему и сказал: «Ну, давай, задавай вопросы, ты же хотел задать какие-то вопросы». Дхрува Махарадж ему сказал, хотя ему всего пять лет было, он сказал: «Я тебя когда увидел, у меня все вопросы отпали за ненадобностью. Я теперь понимаю, что этим вопросам никакой цены не было вообще». Вот примерно такое же состояние испытывает человек, когда он в первый раз видит святого. И не надо бояться, не надо стесняться этого состояния.

00:26:00 Наоборот, пожалуйста, не надо думать, что если чего-то не спросил, то вот, я там зря потратил время, нет, нет, все нормально, первый раз обычно все так и происходит, так что все в порядке, обычно все начинается с даршана, то есть просто с лицезрения. И только потом, когда человек уже укрепляется на духовной платформе, он приходит и начинает задавать серьезные и важные вопросы, на которые святой человек отвечает с удовольствием, не только на благо того человека, который спросил, но и на благо всех, кто пришел послушать и задавать такие вопросы.
[Ведущая] Хорошо, если есть такая возможность общаться со святой личностью, каким образом строить свой диалог? Вот вы говорили о вопросах, или может быть можно придти и рассказать о своей жизни, пожаловаться, как правильно себя вести?
[Махов А. В.] Спасибо, на самом деле нужно понимать, кто перед нами находится, когда мы идем к святому, и нужно понимать, зачем он, в чем смысл его жизни, в чем его призвание. Смысл жизни святого заключается в том, чтобы вот эту святость, чистоту и осознание своей духовной природы проливать на всех, кто приходит к нему. Понимаете?

00:27:11 Поэтому можно конечно, ну, есть люди, которые приходят к осознанию, к необходимости духовной практики через страдания, и такие люди они да, они действительно рассказывают, рассказывают, рассказывают святому человеку о том, что им пришлось много перестрадать, и святой человек, понимая их настроения, что да, путь вот этого живого существа к Богу, он должен идти именно таким путем, потому что никакой другой путь он не хотел принимать, он терпеливо выслушает, понимая, что за всем этим кроется искреннее желание теперь уже действовать правильно в этой жизни, изучать как правильно жить, и развивать своё понимание духовной природы и духовных взаимоотношений с Богом, и другими живыми существами.

00:27:59 Однако же если человек не идет этим путем, а он просто приходит и начинает святому рассказывать, как ему плохо, святой как будет поступать, он первое время даст ему совет, выслушает его и даст ему совет, делай вот так. Если на следующий раз человек такой придёт и опять, он ничего не будет делать, а просто, что ему святой говорит, ничего не сделает, причём он придёт опять, и начнет ему опять жаловаться. Святой второй раз даст ему совет. И скажет: «Я тебе в прошлый раз говорил делай так, ты делай таки вот». Если в третий раз человек приходит, опять ничего не делает, и опять начинает пытаться рассказывать как ему плохо, святой не будет его слушать. Скажет: «Ну, Бог с тобой, все хорошо, у тебя все будет хорошо». Это означает, что скоро такой человек попадет в ту же самую ситуацию, когда его начнут преследовать многочисленные страдания. Почему? Потому что у нас на самом деле заключается проблема в том, что если мы не действуем в этом мире на духовной платформе, ну, по крайней мере на бескорыстной платформе если мы не действуем, то любое наше действие, оно несет в себе зерно насилия, по отношению к окружающим живым существам.

00:29:09 Вообще любой эгоистический поступок является насилием по отношению к окружающим. А это означает, что по закону справедливости насилие возвращается к нам всегда в виде страданий. Человек, который даже имея общение со святым, не понимает всей важности, всей глубины этого процесса и продолжает делать то, что делал, просто пренебрегая советами, и пренебрегая своей собственной удачей, он рано или поздно скатывается на тот уровень, когда начинает пожинать плоды всех своих не благочестивых, греховных поступков. И тогда уже он естественно придёт к святому и не будет так легкомысленно относиться к его поступкам, тога конечно святой опять возобновит с ним общение. Поэтому, пожалуйста, не пренебрегайте этой возможностью, получить указания святой или возвышенной личности, как действовать в этой жизни.

00:30:03 [Ведущая] Вот в дополнения к тому, что вы сказали, мне прислали стих из священного писания, перевод которого звучит так: чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю, вопрошая его смиренно, и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину. Вот так вот замечательно.
[Махов А. В.] Совершенно точно.
[Ведущая] Хорошо, идем далее.
[Махов А. В.] Итак, теперь мы с вами начнем немножечко разбирать, как же нам определить под влиянием каких сил мы находимся, потому что есть определённые признаки того, под влиянием какой силы находится живое существо. И первый признак — попадание в гунну благости заключается в том, что у человека появляются настоящие друзья. Почему так происходит? Потому что сила благости, когда она начинает влиять на наше сознание, она подразумевает, что у нас возникает желание помогать, и желание испытывать счастье от помощи другим людям. Таким образом, мы естественным образом становимся способными дружить.

00:31:13 Что означает дружба? Дружба означает пожертвование, постоянное пожертвование, что-то делать для других. Это же и есть самое глубокое понятие дружбы. И естественным образом те люди, которые также способны в ответ на наши бескорыстные действия, способны в ответ действовать бескорыстно, они тоже будут очень стараться действовать бескорыстно по отношению к нам. И именно такие отношения называются дружескими, то есть отношения взаимного самопожертвования. Именно поэтому только у людей, которые находятся под влиянием силы благости, появляется возможность иметь настоящих друзей. И наоборот, если у вас, в вашей жизни есть люди, про которых вы можете сказать, что они ваши настоящие друзья, то есть они в беде вас не бросают, они готовы пожертвовать всем ради вас, это говорит о том, что гунна благости несомненно оказывает на ваше сознание очень большое влияние.

00:32:11 Ну, а для людей в страсти это кажется очень смешным и несерьезным. Так же? Ведь даже то, что мы сегодня рассматривали и даже будем рассматривать, зачастую, я даже сам себя ловлю на мысли, что иногда это воспринимается как юмор, как что-то совсем какое-то несерьезное, и кажется глупо, как-то все наивно так. Но на самом деле, на самом деле эти отношения между людьми, эти отношения взаимного самопожертвования, отношения, когда человек настраиваться трудиться, например, с любовью к труду, и желание принести счастье окружающим людям своим трудом. Почему люди в страсти не могут действовать таким образом? Почему эти люди, им кажется все глупым?

00:33:02 Потому что мешает скупость, мешает скупость. Человек, находящийся под влиянием силы страсти не хочет отдавать, в глубине своего сердца, даже совершая какой-то псевдо благочестивый поступок, человек под влиянием гунны страсти все время что-то хочет взять назад, ну, хотя бы спасибо, ну, хотя бы благодарный взгляд. Я вам приведу пример [смеется], из своей практики, Я когда изучал этот вопрос, ну, я такой очень просто придумал способ. Я в метро ежу на работу, и я как начал делать, как этот механизм проверять? Я начал пытаться, вот когда сам заходишь, там стеклянные двери такие есть, я всегда и придерживаю, чтобы мог следующий человек, она ему не в лоб била, а он её руками удерживал после меня, я её придерживаю, чтобы он мог зайти. И первое время, знаете, что я замечал? Я вот держу дверь, смотрю человек идет, он её взял, а я за собой замечаю, что я ему смотрю в глаза и жду, он на меня благодарно посмотрит или нет. [смеется].

00:34:08 И если не посмотрит, говорю: «Вот ведь какой не хороший человек». [смеется]. У меня внутри возникает это само собой ему дверь подержал, а он... [смеется]. Если вы попробуете постоянно, хотя бы в течение двух — трех недель что-то делать, очень небольшое, но постоянно делать что-то для других, вы столкнетесь с тем же самым. Подавляющее большинство людей столкнется с тем же самым. Просто сам факт этого очень важен, это означает правдиво посмотреть на себя, чуть-чуть правдиво посмотреть. Но если вы продолжите, и начнете бороться с этим ощущением, не надо, я не хочу, мне не важно, скажут мне спасибо за это, или не скажут, посмотрят на меня благодарно, или не посмотрят, не имеет значения. Важно то, что я смог хоть как-то, хоть чуть-чуть, хоть на йоту помочь кому-то. То есть хотя бы просто вежливо и тактично обошелся.

00:35:03 Если это цель, сделать другим приятное. Через какое-то время произошла удивительная вещь. Люди, которые идет впереди меня, точно так же из метро, начали придерживать дверь мне. [смеется]. Это произошло само по себе. Естественно, я же никого не просил, но это происходит. Однако же на следующем этапе сразу же возникает следующая проверка. Силы эти постоянно проверяют, как только я начинаю радоваться тому, что передо мной открывают дверь, её придерживают, мгновенно прекращается все. [смеется]. То есть как только я опять перехожу под влияние силы страсти, начинаю пытаться наслаждаться тем, что по отношению ко мне тоже тактично все относятся, все это тут же прекращается, и я получаю этой дверью в лоб, как в общем-то и всегда. [смеется]. Поэтому попробуйте, вы увидите, это вселит в вас четкое понимание того, как эти гунны действуют.

00:36:00 Попробуйте, найдите себе такое дело, которое бы не сильно напрягало окружающих людей, особенно вас не сильно напрягало, и что-то делайте для них постоянно, вы увидите, это работает как часы, работает безукоризненно, как швейцарский хронометр. Как только вы настроены бескорыстно, вы находитесь под влиянием силы благости, неизбежно вы находитесь в состоянии, когда кто-то что-то вам тоже будет делать. Под влиянием той же самой силы, под влиянием гунны благости, пока вы находитесь. Но как только вы пытаетесь наслаждаться этим, это означает, что гунна благости ослабила своё влияние, а увеличило влияние сила страсти. В этот момент люди по отношению к вам тоже все настроятся в страсть, и все, все закончится тут же. [смеется].
[Ведущая] То есть это все взаимосвязано, мы притягиваем к себе то, что излучаем сами?
[Махов А. В.] Это факт. Мы не то, что притягиваем, мы буквально заставляем настраиваться окружающих людей так, как настроены мы сами. Этот процесс идет в двух направлениях. То есть другой человек, он заставляет настраиваться других людей по отношению к нему так, как он сам настроен в этот момент.

00:37:12 Ну так вот, таким образом, если человек способен начать что-то делать с любовью для других, то человек такой становится счастливым прямо сейчас. Почему? Потому что он немедленно попадает под влияние гунны благости, а гунна благости, она приносит счастье прямо сейчас, то есть в настоящий момент. Человек, находящийся под влиянием силы страсти, он не может быть счастливым прямо сейчас. Почему? Потому что гунна страсти не дает ему такой возможности. Счастье человека, находящегося под влиянием гунны страсти всегда находится в будущем. Ну, например, есть такая притча-анекдот: когда стою под душем — хочется кушать, когда кушаю — хочется пройтись, когда прогуливаюсь — хочется под душ. [смеется с ведущей].

00:38:01 Круг замкнулся. Часто если проанализировать нашу жизнь, она складывается, каждый день нашей жизни, он складывается из одних и те же повторяющихся фрагментов. Однако же у всех у них есть одно общее свойство. У нас счастье всегда впереди. Ну, например, мы стоим на остановке, ждем автобуса. Счастье когда будет? Счастье будет тогда, когда автобус приедет, до этого момента счастья нет. Поэтому мы как на остановке стоит? Мы стоим равнение налево, головы у всех налево повернуты, ждем автобуса, или просто все поворачиваются.
[Ведущая] Притягиваем, пытаемся взглядом притянуть к себе автобус.
[Махов А. В.] Совершенно верно, наиболее ретивые представители выскакивают даже на дорогу, и не ведать ли красной армии там, смотрит, высматривает этот автобус несчастный. Дальше, предположим, случилось чудо, автобус подходит, и человек в страсти в него садится, в этот автобус. Он испытывает счастье, человек в страсти? Нет.

00:39:00 Потому что в этот момент сила страсти что делает? Она заставляет его забыть о этом замечательном факте, что он уже стоит в автобусе, или сидит, его понимание счастья в этот момент тут же меняется, и теперь он считает, что счастлив он будет только тогда, когда приедет домой. [смеется]. То есть он сел в автобус, он его ждал, автобус приехал, счастье твоё приехало, но человек в страсти уже недоволен, он ждет счастье, которое ждет его дома. Теперь дальше, человек приходит домой, но счастья ему опять нет. Гунна страсти опять переключает его сознание на что? Что счастье будет тогда, когда он включит кино по телевизору, допустим. Хорошо, он включил кино. Счастье он начинает испытывать от кино? Нет. Счастье теперь когда будет? Когда будет конец кино. То есть счастливый он, или не счастливый, в этом счастье. Не дай Бог, несчастливый. Поэтому все фильмы в страсти, они всегда должны быть со счастливым концом, иначе они не будут иметь успеха. У людей в страсти все фильмы должны заканчиваться хэппи эндом.

00:40:04 [Ведущая] То есть такой человек в страсти, он постоянно гонится за своим счастьем, и никак не может его догнать.
[Махов А. В.] Совершенно верно, и Веды говорят, что он его никогда не догонит. Потому что таков механизм самой гунны страсти, она заставляет нас постоянно, переключает наше сознание на то счастье, которого у нас пока ещё нет. И вот эта поговорка везде хорошо, где нас нет, означает поговорка в гунне страсти. Так оно и будет до тех пор, пока мы будем находится под влиянием этой силы. Итак, как же попасть под влияние гунны благости? Для того, чтобы перейти из-под влияния силы страсти, под влияние силы благости, мы должны победить внутри себя скупость сердца, вот это нежелание что-то делать для других. И мы начинаем, что должны сделать? Мы должны создать условия, определённые условия для воспитания в себе способности быть счастливым в настоящем.

00:41:01 И что мы должны делать конкретно? Мы должны учиться, каждую секунду своей деятельности должны стараться контролировать себя, и находить счастье в деятельности, которую мы сами совершаем по отношению к другим людям. Ну, например, человек утром встает, человек, допустим, в благости, ну, например, жена, допустим, утром встает. И она что делает? Она идет, ну, умывается, это все она как обычно. И она что делает? Готовит завтрак, допустим, для всей семьи. И она, если она правильно сумеет себя настроить, она получает сразу огромное благо. Во-первых, когда она готовит завтрак даже, предположим, она не верующий человек, но она готовит для своей семьи. Уже хорошо, она делает это не для себя. Или не с таким настроением, ну, вот опять там готовить надо, опять то да се, каждый день одно и тоже. То есть она заботится, таким образом проявляет заботу. В результате все становятся довольны.

00:42:02 Почему? Потому что она довольна. А она чем довольна? Тем, что она что-то сделала для других. Нужно каким-то образом эксплуатировать окружающих в этом случае, чтобы сделать что-то для других? Нет, не нужно, понимаете, то есть все находится в нас, никаких препятствий нет. Или, например, муж пошел на работу, но он трудится не для того, чтобы деньгу зашибить, а он трудится для того, чтобы своим трудом принести кому-то пользу, каким-то людям, которых он возможно никогда не узнает, что это за люди. Он там, допустим, изготавливает какие-то детали, или ещё что-то, или он учит кого-то, или он чертит какие-то чертежи, или он музыкой занимается, там концерты дает, он делает это для других. В этом случае нужно эксплуатировать как-то других людей, вытягивать из них, ну, давайте, давайте? Нет, ничего не надо, все находится в руках того человека, кто делает это. И он делая все это для других, он наполняет свою деятельность этим желанием осчастливить других. В этом случае он неизбежно будет испытывать счастье от самой деятельности. Вопрос только во времени, когда это произойдет.

00:43:07 Итак, таким образом, как же достичь счастья на работе? Чтобы научиться быть счастливым на работе, нужно научиться любить труд, а не зарплату. И другого способа быть счастливым на работе не существует. А чтобы быть счастливым в семье, что нужно сделать? Нужно простить всем своим родственникам все обиды, принять их такими, какие они есть, и научиться любить их такими, не такими, какими вы их хотите видеть, а такими, какие они есть. Понимаете? И если они в ответ ведут себя не всегда хорошо, то это нужно принять как свою собственную судьбу. Потому что именно через наших родственников приходит к нам наша собственная тяжелая карма. И это нужно принять. Понимание таких, вот такое понимание вещей, позволяет избавиться от этого ощущения сильной несправедливости, когда кто-то из родственников ведет себя, ну, скажем, не совсем хорошо.

00:44:03 [Ведущая] Вот кстати к нам сейчас пришел вопрос, это касается и родственников, и семейной кармы. Может быть мы перейдем уже к рассмотрению вопросов. Как вы считаете?
[Махов А. В.] Да, пожалуйста, конечно.
[Ведущая] Можно, да? Хорошо, с вашего позволения, я начинаю зачитывать то, что к нам уже пришло. Достаточно много вопросов накопилось. Ну, давайте продолжим эту тему. Вот, например, вопрос от Марины, пишет она: мой муж до знакомства со мной, сейчас уже 4 года назад, бросил пить. 2 года назад мы с ним познакомились, год как поженились. Сейчас он находится в такой ситуации, что все его бывшие друзья стали пропадать. Доходит до того, что он просит о помощи, а они отказываются. На сегодняшний день у него полностью изменилась жизнь, вплоть до работы. И на работе сейчас не все гладко. Вроде все работает, работа есть, а денег нет, и друзей сейчас тоже нет. Я как могу его успокаиваю, говорю, что так и должно быть, семейная карма, руководствуясь лекциями Олега Геннадьевича Торсунова.

00:45:07 Может вы посоветуете, что я могу для него ещё сделать, чтобы он не разочаровался в своем выборе, и не дай Бог, вернулся к прежнему, поскольку сейчас он находится в очень большом напряжении.
[Махов А. В.] Большое спасибо. Ситуация действительно достаточно серьезная. Вот смотрите, если вы хотите действительно помочь своему мужу, то на лицо, у вашего мужа на лицо проблема нехватки общения. То есть то, что он изменил образ своей жизни, естественно как следствие привело к тому, что круг его общения тоже начал меняться. Однако же, так как те люди, которые не хотят его принимать, те его друзья, скажем так, в кавычках, которые не хотят его принимать его в новом качестве, неизбежно они вынуждены будут уйти со сцены, потому что их общение уже теперь не имеет общих интересов.

00:46:00 И в принципе этот процесс естественен. Однако же, вызывает опасение тот факт, что это не привит к появлению других людей, других друзей. Понимаете? Это говорит о том, что у вашего мужа неправильно выстроено общение. Пожалуйста, вы поймите, что человек, который хочет выйти из-под влияния одной среды, и попасть под влияние другой, или допустим, он ставит себе цель перейти уже на трансцендентный уровень, он не может и не должен вариться в собственном соку. Понимаете? В одиночку перейти, ну, то есть изменить себя невозможно. Нужно не только наблюдать как те люди, с которыми вам раньше было интересно, вдруг становятся не интересными, потом далекими, потом просто исчезают из горизонта. Параллельно с этим должен идти другой процесс, что рядом с вами должны появляться те люди, которые думают точно также, пытаются работать над собой точно также, с которыми есть о чем поговорить, то есть поговорить о тех темах, которые волнуют именно сейчас вас.

00:47:07 Этот процесс должен обязательно идти вот в этих двух направлениях, то есть одни люди будут уходить из вашей жизни, это будут те люди, которые не смогут вас принять другим, но другие люди должны приходить в вашу жизнь. Если такого не происходит, это означает, что есть проблемы внутри, в сознании у человека, то есть он либо замкнут очень, то есть внутренний негативизм присутствует, недоверие к людям, это возможно вызвано предыдущим опытом общения негативного, потому что, например, общение с людьми, которые находятся под влиянием невежества, оно причиняет огромное страдание. Общение под влиянием силы страсти с людьми, оно не может быть тоже ни искренним, ни глубоким, ни сердечным. То есть оно всегда формальное. Поэтому может быть на вашего супруга давят именно его прошлое. Поэтому самый лучший вариант, отвечая коротенько, вам нужно выстроить правильно общение с теми же людьми, которые также, как и вы пытаются работать над собой. Это самый лучший выход.

00:48:15 И, пожалуйста, постарайтесь сделать так, чтобы это произошло в ближайшее время, потому что в одиночестве идти крайне тяжело, а для подавляющего большинства людей и вообще невозможно.
[Ведущая] Спасибо вам за ответ. А у нас есть несколько вопрос, косвенно касаются нашей темы, гунн материальной природы. Но так как вы говорили, что эти гунны пронизывают весь наш материальный мир, то в принципе любой вопрос можно связать с ними. Вот, например, интересный вопрос пришел от Анны. Вы сказали про посещение святых мест, общение со святыми людьми. Я православная, и мне нравится ездить по православным святым местам, храмам, ходить в церковь, но мне также нравится ездить в Индию, в Ашрамы, к святому месту, и там мне тоже очень хорошо. Дома у нас рядом с православными иконами стоят образы индийских святых, на ряду с молитвами, мне нравится читать и мантры. Правильно ли это, или мне нужно сделать выбор?

00:49:15 [Махов А. В.] На самом деле здесь нет никакого противоречия. Скрытое противоречие, что не будет ли изменой Православию ставить изображение на алтарь, ставить изображение святого из другой духовной традиции. На самом деле это вот как раз влияние страсти, потому что на самом деле это противоречие, оно содержится только в наших умах, и нигде больше. Другой вопрос, что если копнуть поглубже, то человек, который занимается духовной практикой, все-таки должен, основная практика должна идти в рамках одной, выбранной им, духовно традиции. То есть распыляться на множество духовных традиций сразу, ну, в целом, не рекомендуется.

00:49:59 Это можно делать на начальном этапе, когда человек ещё не определился с тем, в какой духовной традиции лежит его сердце. Но когда уже какое-то время проходит, и человек выбирает для себя какой-то духовный путь, в основном он должен идти по нему. Однако же, это вовсе не отменяет ни посещение святых мест, принадлежащих другой духовной традиции, не общение со святыми, которые находятся в этих местах, и на алтаре могут стоять и изображения святых, и изображение Бога разных традиций, в этом нет никаких проблем совершенно. Таков ответ.
[Ведущая] Спасибо, далее Семен интересуется. Является ли благостью забота о бездомных животных?
[Махов А. В.] Любой вид заботы, который несет бескорыстный характер, является благостью, является проявлением силы благости. То есть само понятие вот эта бескорыстная забота, забота в целом, это благость.

00:51:02 Поэтому даже если человек заботится о бездомных животных, и при этом он делает бескорыстно это все, это несомненно деятельность под влиянием гунны благости.
[Ведущая] Хорошо, понятно, далее зачитываю от Стаса из Омска. Он пишет: Можно ли не верующему человеку помочь молитвами, будет ли его видеть Бог, учитывая то, что он мне никакой не родственник.
[Махов А. В.] Вы знаете, в одном из фильмов духовных, я услышал удивительную фразу, на самом деле не верующих нет, есть просто невежественные люди. Те люди, которые ещё не оформили для себя идею эту, веры, но не верующих нет, и нет людей, о которых не заботится Господь, поэтому если вы молитесь Богу даже за человека, который не является вашим родственником, и он может быть закоренелым атеистом, это не значит, что Господь не услышит ваши молитвы.

00:52:04 На самом деле наша способность помочь другим людям зависит только от глубины, силы и искренности нашей молитвы. Поэтому нет никаких препятствий для того, чтобы молиться за кого-либо. Например, святые люди, они вообще молятся за всех людей на земле, они подавляющее большинство из них никогда не увидят. [смеется]. Но сила их молитвы, сила, чистота и искренность их молитвы такова, что на них фактически и держится этот мир. Так что, пожалуйста, если у вас есть такое желание, вы хотите культивировать в себе эту способность, как сказать, бескорыстие именно таким образом, на трансцендентной платформе, это одна из самых благоприятных возможностей, это очень хорошая практика.
[Ведущая] Спасибо, Саша спрашивает, как смирить страсть, если кругом так много красивых девушек?

00:53:00 [Махов А. В.] Это означает, что у Александра пока ещё нет понимания того, что стоит за красотой девушек. Когда Александр будет чувствовать, реально в своем сознании чувствовать, что красота девушки — это отблеск красоты Господа, тогда у него произойдет перелом в его жизни [смеется]. Но чтобы он произошел, как можно быстрее Александру нужно что делать? Во-первых, ему нужно найти правильное общение, нужно выстроить правильно свой распорядок, чтобы с помощью аскезы, заключающейся в режиме питания, режиме дня накопить определённую психическую силу, чтобы потом эту силу тратить для того, чтобы очень четко и неуклонно продвигаться по пути духовного развития. На каком-то этапе духовного развития Александр несомненно поймет, это вопрос просто времени, когда это произойдет, он поймет, что все виды красоты, какие только существуют в этом мире являются или улыбкой Господа, или Его взглядом, или просто его запахом, запахом его тела.

00:54:13 Все, что мы видим здесь прекрасного, это все отблеск красоты Боги и ничего другого. [смеется]. И как только понимание этого придёт в сознание, в этот момент Александр полностью освободится от всех ненужных привязанностей. До этого момента он должен прилагать сознательные усилия, чтобы эти привязанности не сбили его с того пути, который он выбрал. Такой ответ.
[Ведущая] Хорошо, мы переходим к следующему вопросу. Вначале эфира вы говорили о том, что есть у нас несколько несчастий в этой жизни, это рождение, старость, болезни и смерть. И вот по поводу рождения у нас несколько вопросов пришло. Например, Наталья пишет. Если дети помнят прошлую жизнь в раннем детстве, как можно выяснить, что они помнят, и до какого возраста.

00:54:58 [Махов А. В.] Практически никак, потому что ребенок помнит своё прошлое до того момента, пока у него не включается логика, и не включается речь. До этого момента его ум практически логически не работает, мыслительный процесс практически не идет, а, следовательно, он абсолютно чисто воспринимает не только окружающий мир, но и своё прошлое, то есть его ум практически бездействует, он работает как прозрачное зеркало, точнее прозрачное стекло такое. И оно позволяет ему видеть своё прошлое, оно позволяет ему, кстати многие дети видят тонкий мир, поэтому с этим очень часто связано то, что ребенок, без видимой причины беспокоится, или без видимой причины плачет, или наоборот, без видимой причины смеется. [смеется]. Это происходит из-за того, что он реально контактирует в этот момент с различными живыми существами.

00:56:01 Поэтому вы не узнаете, каким образом, он не сможет вам сказать, потому что ему нечем говорить в этот момент. Как только он начинает пытаться говорить, это означает у него пошел уже аналитический процесс, то есть ум начал действовать, а это означает, что видение прошлого постепенно начинает спадать, спадать, спадать. Однако же, в семьях людей, которые занимаются духовной практикой, иногда такие случае происходят. Я вам один расскажу реальный случай. В семье людей, которые серьезно практикуют духовную науку, у них когда родился, у них был сын, и через пять лет родилась девочка. И они один раз были с мужем свидетелями такой сцены, когда этот сынок пятилетний подошел к девочке, ему может быть уже 6 лет было, я точно не скажу, и сказал ей: «Пожалуйста, дорогая моя сестричка, не дай мне забыть то, кем я был в прошлом».

00:57:06 [Ведущая] Вот это да.
[Махов А. В.] Шестилетний ребенок. Мы были в шоке от такого высказывания [смеется]. Вот так.
[Ведущая] Удивительно.
[Махов А. В.] Но повторюсь, в целом, это редко бывает, потому что в основном эта способность воспринимать прошлое теряется раньше, чем ребенок обретает способность её как-то, каким-то образом высказать с помощью слов.
[Ведущая] Спасибо, следующий вопрос у нас есть по поводу рождения. Татьяна интересуется, является ли День рождения для именинника особенным. Если да, то что в него делать и как его лучше провести?
[Махов А. В.] Вы знаете, День рождения действительно является особенным днем для именинника, потому как в это время ему предоставляется прекрасная возможность послужить окружающим людям.
[Ведущая] Именно ему, имениннику?

00:58:01 [Махов А. В.] Да, именно имениннику. А согласно ведической культуре, не имениннику дарили подарки, а именинник сам дарил подарки. [смеется]. И в это время именинник может что сделать? Например, угостить всех своих коллег на работе, прекрасной, чистой, вегетарианской, освещенной пищей. Потом собрать всех своих друзей после работы или в ближайший выходной, и устроить там, допустим, прогулку куда-нибудь на трамвайчике на пляж, там потом купаться, взять с собой побольше арбузов, всяких дынь, всяких фруктов, наделать всяких вкусностей, потом покушать, прекрасно провести время. И таким образом, так вот послужить всем своим друзьям. Разве это плохо? Такой прекрасный повод. Если же это зимой, то можно, например, пойти в коллективный поход на лыжах, или на каток, или ещё куда-нибудь. Все ограничивается только фантазией именинника.

00:59:10 [Ведущая] Да, отлично, хорошо, спасибо вам за ответ. Далее ещё один вопрос по поводу появления малыша на свет. Екатерина спрашивает: О чем говорит тот факт, если малыш родился в день Экадаши?
[Махов А. В.] Ну, ничего страшного, нормально, хорошо. Вы поймите я не астролог.
[Ведущая] Может быть какие-то особенности.
[Махов А. В.] Особенности есть всегда, и не только в Экадаши. Но для того, чтобы квалифицировано сказать, какие особенности ждут вашего ребенка, вам необходимо, во-первых, очень точно знать время его рождения, помимо даты, во-вторых, нужно обратиться просто к хорошему, добросовестному, ведическому астрологу, и он вам расскажет все эти особенности. Потому что сам факт рождения только в Экадаши, это очень мало информации ещё дает. Нельзя сказать, что если он родился в Экадаши, то будет вот так.

01:00:01 Или если родился на Пурниму, то есть на полнолуние, то будет вот так, или Амаваси, значит, вот так. Это невозможно сказать, сказать о том, как именно этот факт влияет, на судьбу именно вашего ребенка может только астролог, и может только после анализа гороскопа ребенка. Все остальные высказывания будут носить либо очень общий характер, либо просто не будут соответствовать действительно.
[Ведущая] Спасибо, переходим к следующим вопросам. Они к нам продолжают приходить на E-mail. Александр пишет, каких вайшнавских святых можно послушать в интернете? Такой конкретный вопрос. Мы можем что-то порекомендовать?
[Махов А. В.] Ну, конечно же, я думаю, что в интернете на столько много всяких аудио записей, что выбор, мне кажется, больше зависит от вашего вкуса, нежели от того, что некого послушать.

01:01:00 Выберите, пожалуйста, ту или иную возвышенную личность, изучите её, и слушайте на здоровье. Я не могу вам советовать по той простой причине, что у каждого человека восприятие сугубо индивидуальное. Поэтому здесь нужно что сделать? Нужно понять, какая личность является святой, какая не является. Это нужно определить, изучив эту личность. Дальше, из тех личностей, которые попадают под определение святых, нужно выбрать ту, наставления которой, лекции которой ложатся прямо на ваше сердце, хочется слушать, и вы готовы принять это. Это означает очень хороший психический контакт, психическая совместимость. Потому что вы увидите, что не все, даже из святых людей, не всех вы можете слушать. И это нормально в наше время. И после этого, пожалуйста, слушайте ту личность, которая близка вашему сердцу. То есть действовать нужно именно таким образом. Поэтому я не могу вам здесь посоветовать кого-то.

01:02:01 Потому что, например, та личность, которая у меня вызывает какие-то глубокие чувства, и глубокие откровения, вас может оставить, ну, не то, что не равнодушным, допустим, а не оказать такого глубоко влияния на вас, как может оказать какая-то другая личность. Вы же, если, допустим, я вам скажу, что вот этого надо слушать, так как мы все под влиянием силы страсти находимся, если я скажу, что нужно слушать именно этого, автоматически означает, что других слушать не надо. Понимаете? [смеется]. Потому что нас гунна страсти заставляет мыслить черно-бело, либо да, либо нет. Поэтому, пожалуйста, просто изучите всех личностей, которые позиционируют себя как духовные учителя, изучите их жизнь, с их учениками кстати очень здорово пообщаться, они вам много интересного расскажут, и выберите ту, которая близка, вот наставления которой, лекции которой близки вашему сердцу, и слушайте, вы получите огромное благо. Это лучший путь, самый лучший, потому что он сознательный и разумный с самого начала, и до самого конца.

01:03:03 Ответ такой.
[Ведущая] Хорошо, спасибо. Далее вопрос от Семена у нас есть. Пишет он, что на своем опыте знаю, чем лучше выполняешь свою работу, услуги в частности, тем больше людей хочет получить от тебя эту услугу. Работа накапливается, прихожу домой поздно, в итоге приходится отказывать людям. Как разорвать этот круг? Мы можем что-то посоветовать Семену?
[Махов А. В.] Да, конечно можем. Есть два варианта решения этой проблемы. Первый вариант заключается в том, что вы берете себе напарника, и вдвоем вы сможете выполнять эту услугу в два раза эффективнее, а может быть даже и ещё больше. Если вас вдвоем уже не будет хватать, берете себе третьего и т. д. Если же такой возможности не представляется, то тогда вы не то, что вынуждены, а вы, согласно Ведам, вы обязаны отказать тем людям, которых вы не можете обслужить.

01:04:02 Потому что если вы будете брать себе заказов больше, чем вы можете вынести, то это приведет к тому, что вы рано или поздно начнете переутомляться, а это негативным образом скажется на качестве услуг, которые вы оказываете. Даже если внешне все будет хорошо, внутренний настрой уже будет не тот, потому что психика не будет успевать отдыхать, и вы не сможете дать людям того количества людей, которого могли бы дать, находясь в нормальном, рабочем, таком бодром состоянии сознания. Поэтому ответ такой, если есть возможность у вас какого-то единомышленника взять себе, и работать вместе, оказывать эту услугу вдвоем, тогда все нормально, расширяйтесь. Если нет такой возможности, то вы должны тем людям, которые приходят к вам, но вы не можете им дать, потому что это выше ваших сил, вы должны просто извиниться, и сказать: «Простите меня, пожалуйста, но пока у меня нет возможности. Я буду стараться, прилагать все усилия, чтобы эта возможность рано или поздно появилась».

01:05:01 Кстати очень хорошо в этом случае молится Господу и просить Его возможности сделать так, чтобы у вас была возможность оказывать эту услугу максимально большему числу людей. Если вы настроены бескорыстно в оказании этой услуги, то неизбежно ситуация рано или поздно будет складываться таким образом, что у вас появится возможность оказывать эту услугу большему количеству людей. Либо лично вам, либо появятся у вас помощники какие-то, это вопрос времени.
[Ведущая] Спасибо, да, вот вы говорили о том, говорили о памяти прошлых жизней у детей, затронули мы такую тему, и нам пришла парочка коротеньких историй, которые я бы хотела зачитать. Вот, например, Гала из Москвы пишет: «Мой двухлетний сын недавно в ответ на слова бабушки, а у меня нет такой машинки сказал: «Когда будешь маленькая, подарю тебе такую же машинку». Вот так.
[Махов А. В] [смеется с ведущей].
[Ведущая] И далее из Санкт-Петербурга.

01:05:59 Ольга, на сколько я поняла, пишет, я спросила у своей младшей дочери: «Где она была до того, как пришла к нам? Ей было от трех до четырех лет. Она ответила: «Да разве ты не помнишь? Соседи наши были Галицины, и мы часто ходили к ним на танцы». Вот так уверено заявила эта маленькая девочка.
[Махов А. В.] Ну, вот.
[Ведущая] Ну, в общем-то, на тих историях нам уже пора заканчивать наш эфир. Вопросы мы рассмотрели, были получены ответы, спасибо вам большое, Алексей, снова, что были с нами, заходите еще.
[Махов А. В.] Спасибо и вам, Алеся, с удовольствием. Спасибо вам, Алеся, спасибо и вам, уважаемые радиослушатели за ваши прекрасные вопросы. Спасибо, всего хорошего.
[Ведущая] А через неделю ждем вас в то же время, на том же месте. Это Аюрведа радио. Всего хорошего, до свидания.
[Махов А. В.] До свидания.

транскрибирование: Наталья Колоцей | Речица | Беларусь | 14 марта 2013