Законы кармы. Прарабдха-карма, криямана-карма, агами-карма.
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Ведущая] добрый вечер, дорогие радиослушатели, если вы меня сейчас слышите, я очень на это надеюсь. Мы приветствуем вас в прямом эфире в первый день чудесного месяца май. Сегодня вторник. На часах у нас 20.00 и, как ни странно, но именно сейчас у нас в эфире появляется Алексей Махов, чтобы продолжить свой рассказ о законах кармы, начатый ещё в прошлый вторник. Алексей, здравствуйте!
[Махов А.В] добрый вечер Олеся! Добрый вечер, уважаемые радиослушатели.
[Ведущая] Алексей, я знаю, что там, где вы сейчас находитесь, уже 10 часов вечера, и мы очень благодарны вам, что, несмотря на столь поздний час, вы согласились все же провести этот эфир.
[Махов А.В.] в свою очередь я благодарен вам, Олеся, и вам, уважаемые радиослушатели. Имея такую прекрасную аудиторию и такую замечательную ведущую, совершенно не представляет никакой проблемы проводить такие передачи хоть круглые сутки.
[Ведущая] спасибо. Но тогда я замечу, что сегодня мы будем общаться не дольше часа и каждый из тех, кто нас сегодня слышит и у кого появятся вопросы на протяжении нашей беседы, могут присылать их нам на имэйл radio@torsunov.ru или же дозваниваться к нам по скайпу, имя в скайпе Аюрведарадио, пишется слитно.
00:01:13 Алексей, мне помнится, что прошлый раз мы начали тему «Законы кармы» и разобрали первый её вид, напомните, пожалуйста, как он называется.
[Махов А.В.] санчита-карма.
[Ведущая] санчита-карма. Но насколько я понимаю, существует ещё хотя бы пару видов кармы, так?
[Махов А.В.] да, совершенно верно. Есть несколько видов, классификаций, и мы разберем практически все из них, основные, по крайней мере. Мы разберем, чтобы у наших радиослушателей было более-менее полное понимание, что это за закон, и как он работает. И если вы не против, Олеся, я хотел бы начать сейчас разбор следующего вида кармы, который действует на нас и который называется прарабдха-карма.
[Ведущая] чудесно
00:02:01 [Махов А.В.] итак, санчита-карма, я напомню ещё раз нашим радиослушателям, это вся совокупная карма, все наши действия и все наши нереализованные желания, которые ждут своего часа. И санчита-карма, она распределена у нас у каждого из нас не только на эту жизнь, но и на много-много жизней вперед. Проводя параллель, можно санчита-карму представить как стопку дисков, каждый диск соответствует карме, которую мы будем переживать в следующей жизни. И если санчита-карма - это вся совокупность вот этих вот дисков, которые, в принципе, уже записаны и фиксированы, то прарабдха-карма – это как раз один диск. Каждый раз, когда человек получает новое тело, вместе с этим телом он получает фиксированный набор событий, которые обязательно с ним произойдут, что бы в его жизни ни случилось, эти события произойдут с ним обязательно. И вот эти события, которые нельзя предотвратить, которые можно называть роком, или как угодно, но так или иначе, они являются неотъемлемой частью нашей судьбы. В каждой жизни, которую мы проживаем в определённом теле, и именно эти события называются прарабдха-кармой.
00:03:23 В качестве примера, самый очевидный вид прарабдха-кармы – это продолжительность жизни. В Ведах сказано, что продолжительность жизни определяется в момент зачатия человека и не может быть изменена. Фактически, у каждого из нас орбита жизни уже определена и фиксирована, и время смерти каждого из нас уже существует и известно, по определению, но только не нам. Мы его не знаем. Но это не значит, что наша жизнь может быть как-то удлинена, например. Сейчас современные ученые пытаются продлить человеческую жизнь, ведутся колоссальные исследования на эту тему - как сделать так, чтобы человек жил больше. Именно в годах дольше. Однако, согласно Ведам, нет смысла вообще заниматься этими вещами по большому счету, потому что продолжительность жизни фиксирована. И как мы ни стараемся, мы ни на одну секунду, ни на один миг продлить нашу жизнь, увы, в этом теле не сможем.
00:04:24 [Ведущая] а вот интересно, а вот укоротить мы её можем какими-то действиями?
[Махов А.В.] хороший вопрос. И на этот вопрос Веды дают также отрицательный ответ. К сожалению, укоротить орбиту жизни мы тоже никак не можем. И вроде бы все так весело звучит, но если вернуться к такой достаточно серьезной и болезненной теме, как самоубийство, то происходит удивительный феномен. Человек, который заканчивает жизнь самоубийством, и думает, что он, таким образом, завершит страдания, которые он не может терпеть в своем теле, на самом деле, согласно ведическому знанию, обрекает себя на ещё больший страдания. Как это происходит?
00:05:08 А происходит это очень просто. Дело в том, что когда человек убивает самого себя, то сам процесс самоубийства заключается только в том, что он лишает себя грубого тела. Однако же, т.к. орбита жизни его не завершена, он, это живое существо в тонком теле, продолжает оставаться в том же самом месте, в том же самом городе, в той же самой квартире, с теми же самыми людьми. И он продолжает оставаться там, потому что его судьба до конца не отработана, его жизнь не прожита. И он, совершая самоубийство, фактически что делает? Он лишает себя возможности действовать в этом мире. Помните, когда мы с вами разбирали чувства, мы говорили о том, что у нас есть 5 чувств познания, 5 чувств действия и 5 органов действия. Так вот, когда человек себя убивает, он лишает себя тела, 5 чувств познания остаются при нем, потому что все они имеют тонкую природу.
00:06:07 И он точно также может все слышать, может все видеть, может все чувствовать: вкусы, запахи, прикосновения, он всё это может чувствовать, но только он не может действовать. Он не может ничего сказать, ничего сделать. Ничего взять, ни как-то обратить на себя внимание. Вы представляете, какие мучения он испытывает?
[Ведущая] но, тем не менее, желание действовать у него остается, насколько я понимаю.
[Махов А.В.] да, конечно.
[Ведущая] и даже вкусы, привычки, это все остается?
[Махов А.В.] абсолютно все. Человек из жизни в жизнь остается той же самой личностью. Не зависимо от того, сам он себя лишил этого тела или просто пришло время. На саму личность это не оказывает какого-то решающего влияния. Но факт остается фактом, что такая личность, которая раньше времени лишила себя тела, она испытывает очень большие страдания, потому что накапливается сильное желание как-то действовать, чтобы на него обратили внимание, как-то пообщаться, элементарно, со своими близкими, но близкие люди не чувствуют это, не чувствуют его присутствия.
00:07:10 Так что, как это ни прискорбно, но никогда самоубийство не является разумным выходом и решением каких-то проблем. Наоборот, оно приводит к ещё большим страданиям, потому что, ещё раз повторю, продолжительность нашей жизни закладывается в момент зачатия. Когда происходит соединение сперматозоида и яйцеклетки, в этот момент душа, находящаяся в тонком теле, обретает грубое тело и в этот же момент происходит сильнейший удар по тонкому телу, на котором отпечатываются все основные параметры, и весь этот диск с записью всех событий, которые должны обязательно произойти в жизни этого человека, что бы с ним не случилось. Есть очень хороший пример прарабдха-кармы в христианской традиции – это случай, который произошел с Серафимом Саровским.
00:08:08 Когда он…те люди, которые следуют христианской традиции, православные, они знают, что на иконах Серафим Саровский изображается согбенным старцем и часто с клюкой. А почему это происходит? Потому что когда он уже занимался серьезно духовной практикой, к нему как-то в его хижину пришли двое разбойников, и т.к. он уже знал, кто это и зачем пришли, он им сказал: «Делайте то, зачем вы пришли». Они пришли его ограбить. Я могу быть здесь не точным, поправьте меня, если это не так, но так или иначе, взять у него было нечего, и они его избили и сломали ему позвоночник. И возникает вопрос: почему он согласился? Не то, что даже согласился, это ладно. Возникает другой вопрос, какой смысл? Человек уже на пути к святости. Фактически уже святой. Какой смысл?
00:09:11 Приходить этим разбойникам и ломать его тело, обрекать его на такие страдания, хотя он, в принципе, все уже понял? Понимаете? Это самое ужасное. Это одно из самых серьезных испытаний, которые приходят к нам в этой жизни. Даже, представляете, человек осознал какую-то свою ошибку, он уже даже работает над ней. Он исправил качество характера, которые приводили его к этой ошибке, но, тем не менее, он не должен надеяться на то, что теперь в этой области деятельности у него все будет гладко, потому что есть такая вещь, как прарабдха-карма.
[Ведущая] потому что от прарабдха-кармы никуда не убежишь.
[Махов А.В.] никуда не убежишь, совершенно верно. Веды говорят, что есть только один способ избежать прарабдха-кармы. Этот способ – личное вмешательство Бога.
00:10:04 Только когда Господь Сам вмешивается в этот процесс, только тогда прарабдха-карма может каким-то образом быть убрана с пути человека, из его судьбы. Другого способа нет. Человек может быть святым или может не быть святым, но прарабдха-карму отрабатывает и тот и другой.
[Ведущая] т.е. насколько я понимаю, все эти законы кармы – это законы, благодаря которым, или с помощью которых держится наш материальный мир, но, тем не менее, Бог может в любой момент вмешаться, и для Него нет ничего не возможного, и Он все может изменить.
[Махов А.В.] это факт. Дело в том, что в отличие от нас… Мы все находимся под влиянием этих законов, т.е. мы им подчиняемся, а Господь не находится под влиянием этих законов, наоборот, Он является их источником. Закон кармы – фактически это проявление всеобщего закона вселенной, который называется закон справедливости.
00:11:08 Закон кармы по другому ещё называется законом воздаяния. Или закон причины и следствия. Т.е. мы сами являемся причиной проблем, которые приходят к нам. Существует распространенное утверждение, что нас Бог карает. Оно очень удобное, потому что мы вроде бы как-то и ни при чем. А тут приходит какой-то Бог, и Он нас карает. Причем, не всегда понятно, за что собственно. Т.к. наш ум очень изворотлив, мы готовы кого угодно обвинить в своих собственных грехах, на самом деле, нас никто не карал бы, и никаких бы проблем у нас не было, если бы мы сами их себе не создавали. А то, что приходит к нам в виде страданий – это не результаты ненависти к нам со стороны Бога, вовсе нет. Это результаты наших собственных поступков. Мы когда-то кому-то в прошлом причинили боль. Эта боль вернется к нам, так или иначе. Потому что мы должны будем получить то, что щедро раздаем другим.
00:12:11 И прарабдха – это как раз тот вид страданий. Или тот вид какого-то счастья, который неизбежно придёт к нам, всё равно придет. Хотим мы этого или не хотим. Такое, достаточно категоричное утверждение, я понимаю, но однако же такой вид кармы существует, и мы должны знать, что он есть, и в нашей судьбе он будет действовать, хотим мы этого или не хотим. Однако же я бы хотел ещё немножко побеседовать на эту тему, что может сложиться впечатление, что у нас нет совсем никакой свободы действия, и нашей судьбой правит только прарабдха-карма. Это вовсе не так. Согласно Ведам, человеческая жизнь никогда не планируется до мелочей. В человеческой жизни прарабдха-карма означает определённые вехи, определённые события, которые в любом случае произойдут, но это не значит, что вся наша судьба жестко зафиксирована. В противном случае такие понятия, как разум или свобода воли просто не существовали бы, потому что мы бы находились полностью в тисках нашей собственной кармы. И не могли бы ничего с этим делать.
00:13:22 В этом случае отсутствует само понятие разумного существования или существование на основе какого-то знания, оно теряет какой-либо смысл, потому что свободы воли у нас никакой нет. Однако же это совершенно не так. И кроме прарабдха-кармы у нас существует ещё другой вид кармы, этот вид кармы называется криямана-карма. Криямана-карма - это та карма, та самая свобода воли, свобода выбора, которая нам в этой жизни предоставляется. И удивительно знать, что вот это тот самый вид кармы, который позволяет нам менять нашу судьбу. Следующий удивительный вывод, который следует из Вед, заключается в том, что чем больше знания имеет человек, тем большей свободой действия он обладает.
00:14:29 Почему так происходит? Потому что человек может действовать в этом мире всего лишь на двух платформах. Первая называется «Я хочу». Т.е. я действую, я живу, как я хочу. Согласно современным представлениям - это является нашей свободой, т.е. мы живем, как мы хотим, и мы считаем, что при этом мы свободны. Однако, согласно Ведам, такая жизнь является полнейшим рабством, потому что в этом случае мы являемся рабами своих собственных «хочу». Потому что мы не понимаем, откуда эти «хочу» к нам приходят.
00:15:03 Мы уже говорили на эту тему. Однако же, когда человек начинает действовать на основании какого-то знания, которое записано в священных писаниях и авторитетность его доказана, он получает возможность выбора между своими «хочу». И вот, чем больше знания человек усваивает, чем больше знания применяет он в своей жизни, тем большую свободу выбора он получает, потому что если в какой-то области нашей жизни мы действуем не согласно нашему знанию, т.е. мы не знаем, как действовать в этой жизни, в этой области, это означает, что мы неизбежно будем действовать в этой области на основе наших «хочу». Это означает, что в этой области жизни мы действуем не свободно. Наши желания повелевают нами. Понимаете?
[Ведущая] многие считают, что когда они делают то, что хотят, они являются свободными такими личностями. А тут оказывается все наоборот.
[Махов А.В.] да все как раз диаметрально противоположно.
00:16:06 Именно карма… многие люди спрашивают: «Как к нам приходит карма?». Ответ очень простой – наша карма приходит к нам в виде желаний. Любое желание, которое вспыхивает в нашем уме, является нашим прошлым. Просто эта карма созревает в какое-то определённое время, и когда приходит время ей проявиться в нашей жизни, она приходит к нам в виде нашего желания. Вдруг захотелось куда-то пойти, вдруг захотелось что-то купить. Вдруг захотелось что-то съесть. Вдруг захотелось что-то выпить. Понимаете? Вот эти все «вдруг», они сами по себе не приходят. Секунду назад этого желания не было, но оно вдруг раз – и появилось.
[Ведущая] а вот эти желания – это прарабдха-карма, то, что неизбежно в нашей жизни?
[Махов А.В.] нет, не всегда. Дело в том, что карма не состоит только из неотвратимой кармы. Большая часть кармы является просто теми желаниями, которые мы можем либо принять, либо отвергнуть. Но однако для того, чтобы принять желание или отвергнуть, должно быть какое-то мерило. Т.е. на основании чего-то мы можем принять желание или отвергнуть. Если у нас нет знания, то мы не можем отказаться от желания, потому что мы не понимаем, что есть альтернатива.
00:17:32 [Ведущая] т.е. мы можем следовать либо за нашим умом, который выбирает между «хочу» и «не хочу», насколько я помню, вы говорили, или нравится-ненравится. Либо идти по пути разума – подняться уже выше и понимать, что нужно, а что не нужно. Что полезно, а что совсем не туда нас приведет.
[Махов А.В.] да, вы совершенно правы, вы правильно описали ситуацию, именно эта свобода выбирать – это единственная свобода, которая нам здесь предоставлена. Человек, который живёт на поводу своих «хочу», является полным рабом, потому что у него даже идеи, что можно выбрать между этими «хочу-нехочу», даже не возникает, или просто нет. У человека, который действует с позиции знания, есть эта свобода, потому что он понимает, что вот это «хочу» мне благоприятно, поэтому я его принимаю. А вот это «хочу», которое сейчас стукнуло мне в голову, оно меня приведет к деградации.
00:18:31 Например, желание вдруг выпить пиво. Это желание, оно всегда приводит только к деградации, поэтому нет смысла ему потакать, нет смысла ему следовать. Почему это важно? Потому что есть один механизм. Все священные писания, все мудрецы говорят: «Бойтесь совершать грех». Почему это так важно и всё это подчеркивают? Потому что любой поступок, который мы совершаем, любое желание, которое мы принимаем, оно закладывает в нас склонность повторять то же самое действие. И вроде бы человек захотел выпить пиво, пошел, выпил, вроде бы ничего не произошло внешне, однако же, у него внутри уже появилась склонность.
00:19:16 Эта склонность как проявится в нем? Через некоторое время, очень короткое, ему опять захочется. Это неизбежно.
[Ведущая] ну да, было хорошо, видимо, после первого пива. Желания опять просят того же.
[Махов А.В.] совершенно верно. И ладно бы они просили. Просто просили, и все. Но они возрастают. Чем больше человек потакает какой-то деятельности, привязывается к ней, тем больше она развивается. Это сравнивается в Ведах с ростком. Когда в первый раз человек совершает какой-то поступок, этот поступок закладывается в его сердце как семечко. И это семечко, т.к. оно полито уже действием, оно начинает немедленно прорастать. Прорастающий росток означает, что возникает склонность повторять. Когда человек начинает повторять, он своими действиями повторными постоянно поливает это деревце-росточек. И вот это деревце растет, растет, и со временем оно становится достаточно плотным деревом, твердое дерево. Твердое дерево со стволом означает уже серьезную склонность, привязанность к этому действию.
00:20:23 Потом у него начинают расти ветки. У этого дерева. Ветки означают сопутствующие желания. Уже не надо просто выпить пиво, уже нужно его обязательно отполировать чем-то покрепче. Потому что пива уже не хватает. Это неизбежный путь. Вопрос времени - как он будет развиваться. У одних он происходит очень быстро, у других – медленней, но рано или поздно, это желание принимать алкоголь, оно будет увеличиваться в своем количестве.
[Ведущая] ведь человеку всегда хочется всевозрастающего счастья. Такова наша природа.
[Махов А.В.] вы абсолютно правы. Именно вот эта наша вечная природа толкает нас постоянно увеличивать объект нашего счастья.
00:21:07 И дальше что происходит? На ветках появляются листики. Листики означают общение. Т.е. у человека на этом этапе возникает определённый круг общения, связанный как раз с этим поступком. Т.е. появляются люди, с которыми такой человек очень любит выпивать. Т.е. дружки, так называемые. Так их называют пренебрежительно. Люди, которые собираются для того, чтобы общаться на эту тему, общаться в состоянии в данном случае, алкогольного опьянения. После этого возникают цветы на дереве. Это дерево начинает цвести. Цветы источают аромат, аромат означает очень сильная целеустремленность в продолжении наслаждаться этим. Вот на этом этапе человек практически проходит точку невозврата. Т.е. дальше оторвать человека от этой идеи уже очень сложно. И потом, когда дерево отцветает, возникают плоды. Плоды – это результаты его жизни. Человек проживает такую жизнь в состоянии алкогольного опьянения, т.е. это фактически уровень животного.
00:22:17 И посмотрите на результат этой жизни. Эти плоды, в отличие от плодов, которые растут у нас на деревьях, просто падают. Которые мы не хотим кушать, они сгнивают. Каждый плод этого дерева будет падать только к нам в рот и больше никуда. Каждый из нас будет кушать эти плоды, а плоды такого поступка, они горьки, к сожалению, на вкус. Поэтому смысл заключается в том, что все вот эти вещи, они очень сильно связаны. Наши привязанности, наши желания, они постоянно толкают нас на совершение тех или иных поступков, и мы должны очень четко различать между тем, какие поступки приводят нас к прогрессу, и какие поступки приводят нас к деградации, и, в конечном счете, к страданиям.
00:23:06 [Ведущая] так вот он какой закон кармы «Что посеешь, то пожнешь». Мы начали с семечка, и в итоге дерево, которое выросло и принесло плоды, мы никак не сможем увернуться от того, чтобы не съедать эти горькие, на данном примере, плоды.
[Махов А.В.] да, совершенно верно. Бывают деревья со сладкими плодами. Но точно также, как горькие плоды доставляют нам страдания, есть деревья со сладкими плодами, которые доставляют нам счастье, и это тоже плоды наших поступков. Но в данном случае имеются в виду бескорыстные или благочестивые поступки. Изначально человек посадил семечко – каким образом? Он совершил какой-то бескорыстный поступок и дальше что делает? Он начинает его повторять, но в отличие от греховного поступка… греховный поступок сам заставляет нас повторять его, а вот бескорыстный поступок мы должны сами себя понуждать поначалу. Его нужно возделывать. Точно также, как сорняк. Например, на поле растет сам по себе. Но чтобы вырастить культурное растение, нужно приложить много труда.
00:24:13 Его нужно пропалывать, окучивать, поливать, беречь от излишнего зноя или от холодов. Т.е. о нём нужно постоянно заботиться. Точно также взращивание этого дерева, которое принесет сладкие плоды. Взращивание в нашем сердце должно быть окружено постоянной заботой. Т.е. человек должен постоянно повторять бескорыстные поступки. Повторять и повторять. И такое повторение благочестивых поступков тоже дает, в конечном счете, и дерево, и веточки. И листики, и цветочки, и плоды. Неизбежно. Но эти плоды будут сладкие на вкус, они будут приносить счастье.
[Ведущая] получается, что такой путь подразумевает больше работы, больше усилий и возможно, он изначально сложнее, но плоды его гораздо лучше, гораздо слаще и принесут нам только радость и счастье в этой жизни.
00:25:08 [Махов А.В.] да, вы абсолютно правы, Олеся. Человек, получая плоды такие в своей жизни, очень сильно вдохновляется. Он понимает, что его усилия принесли плоды. Меняется среда его общения, он уже находится не в среде людей, которые постоянно сажают в своих сердцах новые и новые семечки греха, он находится в среде людей, которые точно также, как и он, культивируют в себе такие деревья, которые приносят сладкие плоды. Это способ жизни в материальном мире, который называется образом жизни под влиянием гуны благости. Это не возможно достичь просто так, для этого человек должен обязательно прилагать сознательные усилия.
[Ведущая] понятно. Я напомню нашим слушателям, которые сейчас слушают Аюрведарадио, вы можете по ходу нашей беседы присылать свои вопросы на мэйл, он у нас не изменился, или же лично дозваниваться к нам по скайпу. Имя в скайпе Аюрведарадио, пишется слитно. Мы говорим сегодня о законах кармы и начали разбирать криямана-карму.
00:26:16 Правильно я произнесла?
[Махов А.В.] да, совершенно верно. Итак, криямана-карма, одним словом, это та свобода действий, которая предоставлена нам в этой жизни. Она зависит напрямую от того, насколько полно наше знание о том, как действовать в этом мире. Потому что, повторюсь, свобода выбора возникает тогда, когда есть выбор. А до тех пор, пока человек живёт на поводу у своих желаний, у него выбора нет. Желания сами за нас решают – чего мы хотим и чего мы не хотим.
[Ведущая] а вот животные, получается, живут без такого выбора?
[Махов А.В.] да, вы абсолютно правы, Олеся, хорошо, что вы завели разговор на эту тему. В отличие от человека у животных нет криямана-кармы. Они живут, полностью руководствуясь своими желаниями. У них нет никакой возможности отказаться от своих желаний. И в принципе, для жизни в животном теле это и не нужно. Для животного не предполагается, в нашей вселенной, по крайней мере, не предполагается наличие свободы воли. Оно всегда действует под влиянием своей судьбы.
00:27:27 Таким образом, животное отрабатывает карму своих прошлых жизней для того, чтобы иметь возможность в какой-то момент родиться в более прогрессивной форме жизни, и в конечном счете, получить человеческое тело.
[Ведущая] т.е. они отрабатывают, но не нарабатывают новую карму.
[Махов А.В.] животные никогда не нарабатывают карму. Это невозможно для них.
[Ведущая] т.е. это возможно только в человеческом теле - создавать новую карму? Так получается?
[Махов А.В.] да, для нашей планеты и на нашей планете это возможно только в человеческой форме жизни. Совершенно верно. Потому что мы являемся потенциально разумными живыми существами, у нас есть определённая свобода, нам она дана. Другой вопрос – пользуемся мы ей или нет. Но она нам дана. Свобода предполагает ответ за каждый шаг. Вот эта ответственность проявляется в нашей будущей судьбе как результаты каждого нашего шага, каждого нашего слова, каждой нашей мысли.
00:28:23 Это все влечет определённые результаты.
[Ведущая] кстати, завтра у нас в эфире будет выходить ежедневная программа, которая называется «Твой счастливый день» и там, как раз, подробнее рассказывается об ответственности, так что, уважаемые радиослушатели, если вам интересна эта тема, слушайте наши программы, соответственно расписанию.
[Махов А.В.] и в заключении о криямана-карме следует сказать, что именно криямана-карма – это та карма, которая будет откладываться на наши будущие воплощения. Т.е. эта та свобода действий, какая у нас есть, это то, что мы можем делать, в зависимости от того, что мы хотим, или как мы знаем, но результаты наших действий всегда остаются с нами, ни с кем-то, а с нами. И именно они формируют следующие наши жизни. Ту самую санчита-карму. Результаты нашей криямана-кармы приходят в санчита-карму и возвращаются к нам частично уже в виде прарабдха-кармы.
00:29:25 Или другого вида кармы, который мы с вами будем ещё разбирать. Итак, следующий вид кармы, который мы с вами разберем сегодня, называется агами-карма. Этот вид кармы очень тяжело понять. Точнее, понять его легко, его тяжело принять. Почему? Потому что агами-карма – это та карма, которая в нашей текущей жизни не проявится. Но это не значит, что её нет.
[Ведущая] а как это?
[Махов А.В.] а вот, например, смотрите – человек совершает какой-то грех, какой-то проступок, ну, например, он ограбил банк. Ну, или например, кого-то побил или ещё какую-то глупость совершил. И проходит время, и ничего с ним не происходит. Многие люди, которые не до конца изучили этот закон кармы, они думают, что это несправедливость. Этот человек столько всего наделал, а с ним ничего не происходит. Вроде бы нормально живет. как все. Все у него классно, со здоровьем все нормально, деньги есть, власть есть. Он наделал столько ошибок, столько страданий принес людям и ничего не происходит. Где справедливость?
00:30:46 [Ведущая] и кажется, что не будет никаких последствий.
[Махов А.В.] совершенно верно. Т.к. мы считаем, что мы живем одну жизнь, нам кажется, что всё, что мы наделали, должно прийти к нам неизбежно в этой жизни. А если оно не приходит, то значит и не придёт никогда. Однако же Веды говорят, что это совершенно не так. Это как раз случай, когда проявляется агами-карма.
00:31:08 Она в нашей жизни не проявится никак. Бывает даже так, смотрите, человек первую жизнь прожил, совершая множество грехов. Вторую жизнь прожил, он уже что-то понял. Часть грехов отработал, но часть нет. Потом, смотрите, третью жизнь живет, уже живёт хорошей чистой жизнью, и в этот момент его начинают догонять те грехи, которые он совершил две-три жизни назад.
[Ведущая] и становится непонятно, за что это.
[Махов А.В.] совершенно верно. Вроде бы каждый из нас сталкивался с такой ситуацией, что живут люди, живёт человек какой-то, очень хороший, замечательный, добрейшей души человек. Совершает кучу благочестивых поступков, но ему не везет в какой-то момент, и все. Что-то происходит: или он болеет тяжело, или семья у него разрушается, хотя он прекрасный семьянин, отец любящий, любящий муж. Жена ушла, например. Ни с того, ни с сего, взяла и ушла. Или, например, он заболел тяжело или в аварию попал. Или что-то еще. Все было хорошо, потом с работы выгнали и никуда не может устроиться, и всё это происходит, казалось бы совершенно беспричинно для нас. И мы не понимаем, почему? А это происходит, потому что в прошлых жизнях мы что-то делали, и это перешло в агами-карму. В текущей жизни оно не проявится никак, можем проскочить. Мы думаем – проскочили, а она просто не созрела, эта карма, мы её не проскочили.
00:32:48 Она зреет. Плоды не сразу можно кушать, они сначала должны вызреть. Когда эти плоды вызревают, в нужное время они к нам приходят помимо нашей воли.
[Ведущая] а как проявляется это нужное время? Очень многих вопрос этот интересует. Почему мы не можем проследить эту линию, цепочку - за что нам, когда приходит. Почему целые две жизни нужно ждать, чтобы пришли реакции?
[Махов А.В.] ой, Олеся Вы задали такой вопрос, на который я, к сожалению, не смогу ответить. И в Ведах на этот счет говорится, что понять, почему определённый плод наших действий созревает в определённое время - это один из самых трудных вопросов.
00:33:31 Даже мудрец, который видит прошлое и будущее, он очень четко видит будущее и прошлое, даже такому человеку очень тяжело понять все хитросплетения, потому что причинно-следственных связей настолько много у каждого из нас, мы настолько опутаны, такой клубок у нас, что разобраться в нём – ну это очень тяжело! Поэтому, к сожалению, у меня нет квалификации, достаточной для того, чтобы ответить на прямой вопрос – почему например, у меня… ни с того, ни с сего я попал под машину, допустим, или сломал руку, или ещё что-то. У меня, к сожалению, квалификации нет. Я ответить на этот вопрос не смогу, однако же, в моих силах объяснить общий механизм – как это происходит в принципе. А дальше, если человек действительно хочет четко узнать, ему нужно сделать следующее: ему нужно отправиться в паломничество по святым местам, ему нужно молиться, просить Бога, чтобы Он послал ему общение с таким святым человеком, который может ему ответить на этот вопрос. И если действительно этот вопрос очень важен в судьбе этого человека, то Господь пошлет ему такого святого мудреца, который даст ему ответ на этот вопрос – почему то или иное событие произошло в то или иное время в его жизни.
00:34:58 Но понятно, что речь идет о каких-то очень серьезных событиях, которые становятся поворотным момент в истории, судьбе этого человека. Спрашивать, почему мне на голову кирпич упал, когда я шел тогда-то, бессмысленно. Т.е. на этот вопрос ответа не будет.
[Ведущая] Алексей, у нас к этому моменту пришло много вопросов, как вы считаете, мы можем переходить к ним?
[Махов А.В.] давайте знаете, как поступим, Олеся, я ещё одну важную вещь хотел сказать, я оставил её специально напоследок, буквально одну-две минуты я займу ещё времени, а потом будем отвечать на вопросы, хорошо? Итак, я надеюсь, что сейчас мы все с вами уже понимаем, что время жизни, которое отмеряно нам в момент зачатия, его мы изменить не можем. Ни в большую, ни в меньшую сторону. Однако же это не значит, что мы не можем изменить саму жизнь.
00:35:56 Понимаете? Вся хитрость здесь заключается в том, что мы не можем изменить количество времени в годах, но мы можем изменить количество судьбы, которую мы можем прожить за эти годы.
[Ведущая] можем изменить качество жизни.
[Махов А.В.] качество жизни, да, но здесь имеется ввиду количество судьбы, количество событий, которые мы можем прожить за определённое количество лет или скорость изменения событий. Это ты можем изменить. И как это изменяется? Судьба начинает у человека ускорять свой темп, когда человек начинает сознательно совершать благочестивые поступки. Т.е., как определить, насколько быстро человек идет по дороге своей судьбы?
00:36:42 Это можно определить по тому, насколько много бескорыстных поступков он совершает в течение своего дня. Тот человек, который вообще их не совершает, такого человека судьба просто тащит. Он лежит, а судьба его тащит по дороге. Бывает по-разному, не всегда радужно, иногда приходится бороздить носом. Это не всегда приятно. Однако, такова жизнь, мы не можем стоять на судьбе. Мы можем либо бороздить её носом, тот человек, который уже понял это, он уже начинает потихонечку ползти, уже сам совершает усилия, понимая, что носом - больно. Дальше, человек, который уже больше совершает благочестивых поступков, он уже на четвереньках идет, уже быстрее гораздо и с меньшими проблемами. Заметьте, тот, кто носом пашет, на любой кочке останавливается, ему очень больно преодолевать эту кочку, но тот, кто идет на четвереньках, он уже эту кочку может перелезть.
00:37:48 Без особых поблеем. Дальше человек, который серьезно занимается работой над собой, он уже просто идет по дороге своей судьбы. Дальше, на следующем этапе, человек переходит на бег. Он не идет, он бежит. И на последнем этапе работы над собой, человек летит над своей судьбой. В этом случае, какие бы преграды на его пути не вставали, он их просто перелетает, у него нет никаких проблем. Но это уже уровень святого человека. Святой человек летит над своей судьбой. И хотя у него остается ещё карма какая-то, её влияние на судьбу такого человека сведено к минимуму и доказательством тому служит такой факт, что многие святые люди, также как и не святые люди имеют тяжелые болезни.
00:38:41 Они также болеют, но в отличие от обычных людей, эти люди не страдают. Даже от этих болезней они не страдают, они не обращают на них особого внимания. Даже если эти болезни являются их прарабдхой.
[Ведущая] в любом случае перелететь через свою карму гораздо лучше, чем бороздить её носом и симпатичней смотрится…
[Махов А.В.] и это не так больно и в прямом, и в переносном смысле. Пожалуй, на сегодня достаточно беседовать по поводу видов кармы. Тем более, что с одного ракурса, именно с ракурса глобального, который охватывает много жизней вперед, много жизней назад мы вот эти виды кармы и рассмотрели.
00:39:32 Теперь можно будет отвечать на вопросы, а следующую беседу мы с вами начнем немножко с другого ракурса, который не имеет такого большого масштаба, однако же он более детально рассматривает ту же самую карму.
[Ведущая] хорошо. А на данный момент наша слушательница Кристина дала понять, что она хочет присоединиться к нам в нашем прямом эфире, и я сейчас связываюсь с ней по скайпу. Кристина, если вы меня сейчас слышите, пожалуйста, мы ждем, пока вы возьмете трубочку. А остальные ваши вопросы приходят к нам на мэйл. Кристина, добрый вечер вы в прямом эфире, можете задавать вопросы.
[Кристина] Добрый вечер, здравствуйте, Олеся, очень рада вас слышать. Хочу сказать спасибо большое за передачу. Алексей, у меня к вам вопрос, наверное, не совсем касательно темы сегодняшней передачи, он следующий.
00:40:36 У меня семья принадлежит к христианской религии, но я в последнее время стала увлекаться ведическим знанием, в том числе воспеванием Маха-мантры, мне приносит это большое удовлетворение внутреннее, и вопрос в следующем: можно ли, например, с утра молиться по-христиански, читать Отче наш, и спустя какое-то время на четках воспевать Маха-мантру, или лучше все-таки определиться в духовном направлении и следовать чему-то одному? Потому что мне как-то дискомфортно внутри из-за этого.
00:41:15 Такой вопрос.
[Махов А.В] хорошо. Кристина, замечательный вопрос. На самом деле очень полезно и всем остальным нашим радиослушателям и особенно радиослушательницам услышать на него ответ, потому что многие сталкиваются с такой же проблемой. А ответ на него очень простой. Вы знаете, Кристина, между вашим воспеванием Отче наш и воспеванием святых Имен можно не делать никакой паузы. Потому что, поймите, пожалуйста, разница между религиями, грань, которая, как кажется, нужно так или так, на самом деле она существует только в нашем сознании. Нигде больше её нет. Нас заставляет гуна страсти, под влиянием которой мы все находимся, она всегда заставляет нас делить на своё и не свое. И поэтому у нас есть моя религия и не моя. Поэтому, смотрите, если у вас возникло желание молиться Господу Иисусу Христу, воспринимать Господа как спасителя и молиться, воспевать ещё святее Имена Господа в ведической традиции, воспринимая Его как всепривлекающего, если вы действительно сосредотачиваетесь на Боге, поймите, Ему приятно и то, и другое.
00:42:46 Главное, чтобы искренне. И то, и другое. Если вы делаете это искренне. Поверьте, я вам почему это говорю? Потому что в моей жизни тоже была такая ситуация. И долгое время на нашем алтаре до сих пор стоят православные иконы. Никаких проблем. Представляете, они не подрались между собой ни разу!
[Кристина] получается, вся проблема в нашем сознании? Как мы воспринимаем через призму своего сознания, так мы и чувствуем, как нужно делать?
00:43:26 [Махов А.В.] абсолютно верно. Смотрите, теперь я вам сказал, чего вам не нужно бояться, теперь я вам скажу, что вам нужно делать. Продолжайте, пожалуйста, поклоняться Богу в рамках этих двух традиций. В своё время вы почувствуете в своем сердце, какая из этих традиций вам ближе, и дальше что произойдет? Вы начнете основную духовную практику свою проводить в рамках той традиции, которая ближе вашему сердцу. При этом другая традиция, которая тоже будет у вас присутствовать, она обогатит вас, она не будет являться помехой на вашем духовном пути. И в Ведах на этот счет есть очень краткий и очень меткий афоризм: тот, кто знает одну религию – не знает ни одной. Так что, Кристина, в вашей ситуации нет никакого повода для беспокойства. Вам просто нужно понять какой способ поклонения Богу ближе вашему сердцу. Это можно понять, только искренне совершая поклонение.
00:44:33 Понимаете? Возможно даже в рамках трех или четырех духовных традиций, в этом нет никакой проблемы. Рано или поздно. Если вы действуете искренне, ещё раз повторю, потому что это очень важно, вы своим сердцем выберете тот путь, который ближе вам, который соответствует вашей внутренней духовной природе. И дальше уже этот путь станет основным для вас. Основную практику вы будете проводить в рамках этой традиции, но это не значит, что вы отвергнете все остальное. Совершенно не так.
[Ведущая] Кристина, спасибо вам за звонок
[Кристина] спасибо вам большое за ответ. Всего вам доброго, до свидания. Радуйте нас и дальше своими передачами.
[Ведущая] спасибо, что слушаете нас. Всего вам тоже хорошего, а мне очень нравится, когда к нам дозваниваются слушатели, и я чувствую, что тогда у нас такая себе компания, так что дозванивайтесь к нам через скайп. А пока я перейду к вопросам, которые приходят к нам на мэйл.
00:45:37 Итак, насколько я понимаю, Сергей спрашивает: «Скажите, пожалуйста, как действует закон кармы на руководителя семьи, коллектива и страны».
[Махов А.В.] хорошо. Согласно Ведам руководитель страны, если он руководит страной праведно, т.е. в соответствии с законами священных писаний, а проявляется это так, что все люди, или подавляющее большинство людей, которые населяют эту страну, становятся счастливыми во время его правления, такой руководитель получает 1/6 часть благочестия всех своих сограждан. Представляете, если в нашей России живёт 100 миллионов человек, и у нас праведный руководитель, который руководит страной так, что все становятся счастливы, он получает 1/6 часть от 100 миллионов людей.
00:46:35 От счастья 100 миллионов людей. Представляете, это не так уж и мало.
[Ведущая] а если это несчастье? Вот интересно.
[Махов А.В.] однако, сейчас поговорим о другой стороне медали. Если руководитель, который руководит страной, при этом руководит ей греховно, а это означает, что люди, населяющие эту страну, становятся несчастными, это приводит к тому, что он берет на себя 1/6 часть грехов этих людей. В любом случае 1/6 часть. Однако же, представляете, 1/6 часть 100 миллионов человек – это не мало. Поэтому на месте наших руководителей я бы всерьез задумался над тем, как сделать так, чтобы люди посчастливее жили. Потому что 1/6 часть ответственности, им придется нести на себе.
00:47:35 Теперь дальше. Давайте посмотрим. Как действует тот же самый закон на руководителя, который имеет подчиненных. Фактически, все то же самое. Если руководитель руководит своими подчиненными правильно, или праведно, т.е. в соответствии с законами, которые описаны в священных писаниях, то такой человек получает 1/6 так же часть всего благочестия своих подчиненных. Т.е. только, пожалуйста, поймите, что он не отнимает эту 1/6 часть у своих подчиненных. У них меньше не становится. Просто он получает в количественном отношении 1/6 часть того счастья, которую чувствуют его подчиненные, помимо своего собственного.
00:48:24 Понимаете? Это награда его. И то же самое происходит с ним, если он руководит греховно своими подчиненными. В этом случае он получает 1/6 часть их грехов. Потому что это неизбежно. Когда мы берем за кого-то ответственность, мы неизбежно сталкиваемся с грехами этого человека. Теперь давайте разберемся, что происходит в семье. Согласно Ведам, в семье мы отрабатываем самые тесные отношения, а значит, самую тяжелую карму. И поэтому ответственность в семье, она самая высшая. И ответственность за самое главное, скажем так, направление в жизни человека-домочадца, лежит на муже. Например, согласно Ведам, муж отвечает за духовный прогресс всей семьи.
00:49:19 И он обязан заботиться о том, чтобы его жена, его дети духовно прогрессировали. Это сфера его деятельности. Понимаете? Поэтому, если муж ведет себя в семье так, что все становятся счастливы, при этом духовно прогрессируют, то он получает счастья столько же, сколько счастья получают все его домашние. Здесь уже не идет речь о каких-то частях. Он получает столько же. Однако же, если он не заботится об этом, и отпускает все на самотек, духовной практикой никто в семье не занимается, духовность не культивируется, он получает все грехи своих домашних в свою судьбу. Поэтому, создание семьи – это очень ответственный процесс.
00:50:09 Потому что жена выходит замуж, что это означает? Это означает, что она становится за мужем. Почему она становится за мужем? Потому что муж берет за неё ответственность. Хочет он этого или не хочет, знает он об этом или нет. Он берет ответственность за то, чтобы эта жена, эта женщина и дети духовно прогрессировали. Это является смыслом человеческой жизни. И ответственность в семье за это несет мужчина.
[Ведущая] сейчас наши современные мужчины, услышав это, ещё больше будут бояться создавать семью.
[Махов А.В] не так просто – создать семью.
[Ведущая] ну, хорошо. Алексей, вы говорили, что существует прарабдха-карма и соответственно ей наша продолжительность жизни у нас уже установлена изначально. И в соответствии с этим Виталий спрашивает: «Неправильный образ жизни тоже не сокращает орбиту жизни?»
[Махов А.В.] спасибо, Виталий, отличный вопрос. Я не осветил это в своей беседе, поэтому сейчас как раз поговорим об этом. Итак, человек, который… Ну, т.е. в момент зачатия определяется срок жизни человека, предположим, человеку положено прожить 80 лет. Однако же, если человек начинает увлекаться сильно алкоголем или ведет какую-то греховную деятельность, он, таким образом, сокращает свою жизнь в этом теле, почему?
00:51:58 Потому что он изнашивает своё тело до времени. Ну, например, человек пашет на трех работах, не соблюдает режим дня и режим питания в погоне за деньгами. Забыл про все. В результате он подрывает своё здоровье и умирает раньше времени. Т.е. фактически, такая жизни, она приравнивается к самоубийству. И в принципе, по большому счету, если рассмотреть, то большой разницы между самоубийством и вот такой вот жизнью нет. Как ни странно. Поэтому такой человек влачит потом жалкое существование в теле приведения, докучая своим родственникам, приходя к ним потом во снах и жалуясь на свою судьбу. Все заключается в том, что мы не понимаем этого факта, что все блага материальные, которые нам положены по этой судьбе, они к нам придут сами.
00:52:46 Нам не нужно для этого сильно стараться, не нужно класть на это всю жизнь. Всё, что нам положено по судьбе – придёт к нам. Не зависимо даже от того, хотим мы этого или не хотим. Потому что это положено. Оно придет. И с другой стороны, сколько бы мы ни хотели урвать от жизни больше, чем положено, мы тоже не сможем урвать. Если нам положено по жизни иметь 20% благочестия, это идет на деньги, 20% идет на хорошие семейные отношения, 20% идет на комфорт, 20% на отдых. Если мы из 20% на деньги забираем 50, все остальное, соответственно, уменьшается.
00:53:33 Ну посмотрите, человек начинает работать на трех работах, у него количество денег увеличивается? Увеличивается. Ему три зарплаты платят. Количество денег увеличивается. А теперь посмотрите, количество здоровья увеличивается или уменьшается?
[Ведущая] вероятно, не увеличивается.
[Махов А.В] уменьшается. Потому что, если человек 16 часов в день работает или больше, он неизбежно будет болеть рано или поздно. Теперь дальше: количество комфорта в его жизни увеличивается или уменьшается? Оно уменьшается, потому что на диване уже не полежишь, некогда. Отношения в семье – улучшаются или ухудшаются?
[Ведущая] вряд ли какая жена потерпит, чтобы муж пропадал на работе целыми днями и приходил очень поздно и ещё уставший.
00:54:34 [Махов А.В.] а он приходит домой зачем? Просто поспать. Дом превращается в ночлежку. Мужчина дома не существует. А таким образом нарушается энергия гармонии в семье. Дети, которые находятся на воспитании только у матери, видят, что папы нет, они часто вырастают избалованными. У них нет понимания того, что если они совершают какой-то проступок, обязательно будет наказание. Потому что наказывающая сила и сила, поддерживающая справедливость в семье – это всегда мужчина. Потому что сердце женщины очень мягкое. Ребеночек подходит к своей маме, сыночек, начинает… он совершил нехороший поступок, начинает ластиться к маме, туда-сюда, и сердце мамы растаяло.
00:55:25 А у папы сердце не растает. Он скажет: «В угол». Поэтому человек должен понимать, что нет смысла особенно упираться в погоню за материальными благами. Те люди, которые подрывают своё здоровье ради призрачного материального счастья, до времени оставляют своё тело, потом получают сполна. Поэтому, вы совершенно правы, Виталий, те люди, которые оставляют своё тело раньше времени, не зависимо от того, сознательно они себя убили или просто из-за того, что не поняли, как правильно жить в этом теле, они фактически потом хлебают одно и то же.
00:56:12 Т.е. итог их жизни один и тот же. Это очень большие страдания, которые живое существо испытывает, находясь в теле привидения.
[Ведущая] спасибо вам, Алексей, за ответ. Как я изначально сказала, наше общение продолжается до 9 часов вечера по Москве, сейчас у нас немножечко проблемы со звуком, было вас не совсем хорошо слышно, но понятно было, что вы отвечали. Но я предлагаю следующие наши вопросы перенести на нашу следующую беседу, которая состоится через неделю. Согласны? Я по поводу наших прямых эфиров хотела ещё раз уточнить, сможете ли вы в следующий вторник также в 8 часов вечера появиться у нас в эфире Аюрведарадио?
[Махов А.В.] я пока не готов ответить. Давайте мы с вами свяжемся, и тогда уже будет известно.
[Ведущая] хорошо. Я, почему это говорю в прямом эфире, чтобы наши слушатели уточняли время прямых эфиров с Алексеем Маховым, а я напомню, что они у нас обычно, вообще проходят по понедельникам с 6 часов вечера, но как на прошлой неделе, так и на этой, у нас немножечко меняется время.
00:57:26 И дни. А следующая неделя, как будет – мы будем смотреть. Следите за расписанием и те вопросы, которые сегодня не были зачитаны, мы рассмотрим в следующей нашей беседе. Алексей, спасибо, что были с нами.
[Махов А.В.] большое спасибо всем радиослушателям, спасибо вам за замечательные вопросы, что вы задаете. Я очень рад тому, что есть возможность общаться с вами.
[Ведущая] остались не менее замечательные вопросы, я уже успела их прочитать, они очень интересные.
00:58:00 Так что я тоже буду ждать с нетерпением нашей следующей беседы. Алексей, до свидания, до скорой встречи!
[Махов А.В.] до свидания, Олеся, до свидания, уважаемые радиослушатели, всего вам хорошего.
[ведущая] до свидания и вам, уважаемые радиослушатели и от меня, но Аюрведа остается в эфире круглосуточно и продолжает радовать вас хорошей музыкой.