Запрещенные жертвоприношения
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
00:00:00 [Ведущая]: Я приветствую всех слушателей Ведарадио! Хорошего настроения и доброго расположения духа желает вам Ведарадио, зовут меня Олеся, а нашего сегодняшнего гостя зовут Алексей Махов. У нас начинается прямой эфир, это значит, что каждый из вас может участвовать в этом эфире, если конечно, он этого захочет. Каким же образом это можно делать? Да можно просто присылать нам свои вопросы по теме сегодняшнего эфира. Присылать их можно на наш почтовый ящик: efir @ vedaradio.ru , а также, что более приветствуется, можно дозваниваться к нам в прямой эфир с помощью программы скайп. Наш логин в скайпе ведарадио. Вот, с помощью этой программы я как раз и связываюсь снова с Алексеем Маховым. Алексей, здравствуйте!
00:00:48 [А.В.Махов]: Здравствуйте, Олеся! Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!
00:00:53 [Ведущая]: Спасибо, что вы сегодня снова присоединились к нашему эфиру. О чем сегодня пойдет речь – уже такой, классический вопрос, который звучит в начале прямого эфира от меня.
00:01:05 [А.В.Махов]: Хорошо. Сегодня мы с вами продолжим разбирать закон жертвоприношений, и начнем мы с того, что будем разбирать такую тему, как запрещенные жертвоприношения, то есть, те жертвоприношения, которые в наш век проводить не рекомендуется, или, более того даже, они просто запрещены. Если вы позволите, Олеся, я могу уже перейти непосредственно к теме.
00:01:30 [Ведущая]: Да, можно начинать, тем более, что я объявила, куда можно присылать вопросы в случае чего, ну, а теперь непосредственно к теме, к предмету нашего сегодняшнего слушания, так скажем.
00:01:42 [А.В.Махов]: Хорошо, спасибо большое. Я, в свою очередь, надеюсь, что наш сегодняшний эфир как, в общем-то, и все предыдущие, не останется просто моим монологом, а у наших радиослушателей, так или иначе, возникают всегда вопросы, очень интересные вопросы, глубокие, чему лично я очень рад. Так что, пожалуйста, уважаемые радиослушатели, не стесняйтесь, задавайте вопросы, если вам что-то во время беседы станет непонятным. А мы с Олесей, в свою очередь, постараемся ответить на все ваши вопросы, так, чтобы разъяснить вам все неясные места. Итак, в Ведах сказано, что, когда наступает эпоха Кали, в которую мы с вами сейчас живем, то она характеризуется тем, что, с течением времени, сознание людей само по себе становится все более грязным. И даже если взять жизнь каждого из нас, то с удивлением можно обнаружить, что чем более молодыми мы были, тем более чистым было наше сознание. Я лично на своей жизни это очень четко вижу, что, если посмотреть каким я был, допустим, двадцать, двадцать пять, тридцать лет назад, то приходиться с определённой долей горечи констатировать тот факт, что у меня легко получалось то, что сегодня мне приходится поддерживать достаточно большими усилиями, не искусственно, а сознательно поддерживать. И вот именно это естественное осквернение, которое сейчас происходит под влиянием сил, которые называются кали-юга. Есть такая личность Кали, или олицетворенный грех, и сейчас он во всю хозяйничает, в том числе и на нашей планете. То, естественным образом, у человека, который не занимается духовной практикой или каким-то видом самоосознания, его сознание со временем становится все более грязным, все более пораженным эгоизмом. И поэтому в Ведах содержатся предписания о том, что жертвоприношения, которые были разрешены ещё каких-то пять тысяч лет назад, с приходом эпохи Кали оказываются запрещенными по той простой причине, что в наше время у нас просто нет качеств, ни у кого. Ну, за исключением, может быть, одного-двух людей, человек на всю планету. Нет просто качеств для того, чтобы эти жертвоприношения качественно проводить.
Запрещенные жертвоприношения. Отречение от мира без проповедования
00:04:05 И мы сейчас с вами немножко разберем… Мы начали, буквально немножко, разбирать эту тему на прошлой лекции, на прошлой, точнее, беседе с вами. Первый вид запрещенных жертвоприношений заключается в том, что в наше время неблагоприятно принимать отречение от мира, не проповедуя, при этом, духовного знания. Вроде бы, кажется, что это за жертвоприношение такое? А на самом деле это жертвоприношение. Что такое отречение от мира? Это человек приносит в жертву кого? Фактически, всего себя. Он отрекается от мира, отрекается от материального понимания вещей, отрекается от своей материальной природы. И всю жизнь он посвящает чему? Он посвящает всю жизнь культивированию в себе духовности. И, однако же, почему в наше время принимать отречение и при этом не проповедовать, то есть, не рассказывать людям о духовном, не решать их проблемы, не помогать им решать проблемы с помощью духовной платформы, почему это является неблагоприятным? Олеся может быть мне поможет в этом. Олеся, вы не помните, мы закончили как раз лекцию прошлую, беседу, точнее, на этой теме – вы не вспомните, о чем речь была?
00:05:21 [Ведущая]: Ох, если бы вернуться ровно на неделю назад! К сожалению, нет.
00:05:24 [А.В.Махов]: Ну, хорошо. Тогда я постараюсь вспомнить об этом сам. Проблема заключается в том, что когда человек остается один на один и пытается культивировать в себе какие-то духовные знания, духовную платформу, то первый, с кем он сталкивается, он сталкивается с гордыней. И параллельно с тем, как человек начинается впитывать в себя знание, параллельно с этим растет его гордость. Он начинает гордиться, понимаете, начинает гордиться тем, какой он знающий человек. И в результате человек такой впадает в состояние гордости и, на языке православных христиан, святых отцов, это называется прелесть. Человек начинает гордиться своим положением, и, согласно любой авторитетной духовной традиции, такое состояние называется падением. Когда же человек культивирует в себе духовные знания, и при этом он занимается проповедью, то есть, он говорит с людьми об этом, то кем выступают люди по отношению к этому человеку? Они выступают его совестью. Потому что если его речь полна гордости, если он очень гордится собой, результат будет очень простой – его никто не будет слушать. Никто не будет слушать. Потому что гордец, он ничем не хочет делиться, он просто хочет показать всем, какой он замечательный, какой он умный, какой он возвышенный. Результат какой? У людей не будет никакого вдохновения слушать этого человека.
00:07:01 [А.В.Махов]: Понимаете, поэтому, когда человек, изучающий духовные знания, принявший отречение от мира с целью посвятить полностью себя духовности, когда этот человек постоянно контактирует с людьми в попытках передать им это знание, у него всегда есть очень хороший критерий оценки того, насколько он реально продвинулся. Потому что от любви никто из нас отказаться не может. От счастья никто из нас отказаться не может. От вечности и от знаний никто не может отказаться, потому что это наша природа. И чем более эта природа проявлена в каком-то человеке, тем больше вдохновения от общения с ним мы все с вами получаем. Поэтому в Ведах и говорится, что, для того, чтобы не падать… Потому что в современном мире даже человек, который отрекся, ведет отреченный образ жизни, не всегда имеет возможность, допустим, плотного контакта с духовным учителем, со своими наставниками, потому что и духовный учитель, и наставники, они чаще всего своё время проводят вот так же, в поездах, в проповеди. И поэтому, чтобы не загордиться в этот момент, человек должен тоже заниматься тем, что он, так или иначе, должен доносить до других людей это знание. Таким образом, он оказывает великое благо всем людям, которые соприкасаются через него с духовным знанием, так или иначе, начинают осознавать свою духовную природу. И он удерживает себя от гордыни, потому что у него всегда есть, скажем так, обратная связь, которая очень четко ему показывает, насколько ты на самом деле продвинулся. Вот такое вот объяснение.
Убийство животных
00:08:35 [А.В.Махов]: Теперь, дальше. Второй вид запрещенных жертвоприношений это жертвоприношения, связанные с убийством животных. Согласно ведическому знанию, они уже как пять тысяч лет запрещены. Однако же, немножко попозже поговорим, в некоторых случаях Веды разрешают проводить такие жертвоприношения, и есть специально оговоренные случаи для этого. Почему запрещены эти жертвоприношения? Мы на прошлой беседе с вами очень, так, подробно описали такое жертвоприношение, как ашвамедха-ягья – оно же такое благо дает, оказывается! Огромное благо – сто лет на Земле рай, никто не болеет, никто не ссорится, никто не бедствует, никаких нет ни войн, ни землетрясений, все люди живут в мире и согласии. Почему не проводить бы, почему? Но проблема, опять же, заключается в том, что, для того, чтобы это жертвоприношение прошло, должны быть определённые условия. Первое условие: Землей должен править святой царь. Всей Землей, он должен быть императором всей планеты, помните, мы с этого начинали. Если он не является императором, то он не может проводить жертвоприношение – оно просто не работает. Сейчас нет таких людей просто. Понимаете, даже те люди, которые рвутся к власти, в тайной или явной надежде захватить власть над миром, ну, у меня лично большие сомнения в чистоте их намерений. Я, конечно, может быть, их не знаю так, может, они действительно очень возвышенные, но что-то лично мне как-то слабо верится в это, вы уж простите меня, большие люди. Это первое, а второе, проблема заключается в том, что сейчас нет в достаточном количестве людей чистых, возвышенных людей, которые способны на Земле создать настолько чистую и духовную атмосферу, которая позволила бы очистить живое существо, находящееся в теле этого коня, от всей его кармы, и отправить его непосредственно в духовный мир. Или даже на райские планеты, или, даже, хотя бы дать ему новое тело вместо старого – даже на это мы уже сейчас не способны. Понимаете, в результате эти жертвоприношения вырождаются просто в тупое и бессмысленное убийство животных, которые, в общем-то, ни в чем не повинны. Поэтому, в Ведах говорится: нет никаких шансов, нет возможности проводить такие жертвоприношения, и они уже пять тысяч лет как запрещены.
Зачатие детей в лоне жены брата
00:11:00 [А.В.Махов]: Следующее. Интересный вид жертвоприношений был связан с зачатием детей в ведической культуре. В ведической культуре разрешалось брату зачинать детей в лоне жены своего брата. Ну, предположим, два брата есть. И они оба женаты. И один брат, по какой-то причине у него с женой не получается зачать детей – такое бывает, по судьбе, возможно, или как-то, это не важно. В этом случае разрешалось другому брату зачинать детей в лоне жены своего брата. Понимаете, но это работало и это считалось нормальным в ведической культуре – там все было по-другому. Там отношения между мужчиной и женщиной строились не на основе вожделения, не на основе просто секса, а отношения между мужчиной и женщиной строились на очень возвышенном уровне. Очень высокий уровень. То есть, фактически, жена принимала мужа, как олицетворенного Бога. Ну, не то, что олицетворенного Бога, а представителя Бога. Она поклонялась своему мужу как Богу, как представителю Бога. Это налагало определённую, очень большую ответственность, как на мужа, так и на жену. У женщины определённая модель воспитания, которая очень возвышенна и чиста, потому что, ну представьте, какая сейчас современная женщина сможет мужу поклоняться, как Богу? Не так часто встретишь таких. К слову сказать, не так часто встретишь и мужчину, которому, вообще говоря, и есть смысл поклоняться как Богу. То есть, не надо думать, что, там, женщины такие все нехорошие, а мужчины, такие, все замечательные. Мы все тут друг друга стоим. И проблема заключается в том, что невозможно в нашем мире создать сейчас такие отношения в массовом порядке. Возможно, да, среди отдельных людей, очень возвышенных, духовно возвышенных семей, такое присутствует и до сих пор – это факт. Но, в хорошем смысле слова поставить это на поток невозможно.
00:13:07 [А.В.Махов]: В результате, так как мы не умеем, в силу своей неразвитости духовной, мы не умеем строить возвышенные отношения друг с другом, то неизбежно отношения между мужчиной и женщиной, то есть, в браке отношения, они строятся, так или иначе, под сильным влиянием эгоизма, который проявляется, как вожделение. И именно поэтому зачинать детей в лоне другой женщины является у нас изменой. И это правильно. Это правильно, потому что, если человек не может с одной женщиной правильно отношения построить, то как он окажется способен правильно быть настроенным в отношениях, таких, очень глубоких, отношениях интимных, с другой женщиной? То есть, понимаете, он будет просто изменять, его настроение будет, состояние сознания будет просто таким, что я гуляю от своей жены. Поэтому, такие отношения запрещены в наше время. Запрещены. Лучше, не имя собственных детей, взять, например, ребенка из детского дома, чем вот такими вещами заниматься. Потому что ничего хорошего не будет. Возникнет сильнейшая привязанность, которая разрушит и семью одного брата, и семью другого брата она неизбежно тоже разрушит. То есть, отношения будут уничтожены после таких экспериментов. Это стопроцентный факт. Мы не готовы к таким отношениям, а, следовательно, они для нас запрещены.
Многоженство и многомужество
00:14:28 [А.В.Махов]: Следующий вид отношений, которые запрещены в Ведах это иметь более одной жены. Для мужа принятие жены и для жены принятие мужа это акт жертвоприношения, который проводится по определённым правилам. Кстати, во всех авторитетных традициях эти все жертвоприношения до сих пор существуют: виваха-ягья это в ведической культуре, обряд венчания это в православной, христианской культуре, и в мусульманской культуре есть аналогичный обряд, и во всех других тоже есть. Таким образом, это вид жертвоприношения. Однако же, в Ведах говорится, что, с наступлением кали-юги, то есть, пять тысяч лет назад, неблагоприятно и запрещено мужу иметь более одной жены, а жене иметь более одного мужа. Почему? Опять же, причиной является то, что мы немощны, и немощность наша в данном случае проявляется в том, что современному мужчине даже одну женщину сделать счастливой невероятно тяжело. И не то, чтобы сделать её на пять минут счастливой, понимаете, а чтобы она по жизни счастливой была, в отношениях с ним – это очень тяжело и крайне редко встречается. То же самое, для жены сделать счастливым мужа, с которым она живет, это тоже невероятно тяжелый труд – имеется в виду постоянно счастливым, не на пять секунд. Именно потому, что мы просто не умеем и не можем, физически, делать друг друга счастливыми на перспективу, именно это является ограничивающим условием. Именно поэтому иметь более одной жены в наше время не разрешено Ведами. Причиной этого является то, что мы, современные люди, имеем за плечами, и мужчины, и женщины, имеем очень большой груз неотработанной, тяжелой кармы, негативной кармы. Понимаете, и нам, не то чтобы кого-то делать счастливыми, ещё бы самим хоть как-то выплыть, понимаете, в этом проблема.
00:16:38 [А.В.Махов]: Конечно, естественно, если человек становится совершенно чистым, он может делать счастливыми множество людей. В результате работы над собой. Мы будем немножко позже говорить об удивительном жертвоприношении, которое разрешено и рекомендуется в Ведах в наше время, мы будем о нём говорить. Человек способен за одну жизнь достичь состояния абсолютной чистоты. Но, в Ведах говорится, в этом случае ему нужно не женами обзаводиться и не мужьями, а это удивительное состояние нужно отдавать людям – совершать другое жертвоприношение, жертвоприношение, как предание себя людям. То есть, вот это состояние нужно отдавать людям, потому что люди реально очень сильно в нём нуждаются. Не замыкаться в рамках собственной семьи, пускай даже с несколькими женами, или с несколькими мужьями. В наше время это не нужно и не эффективно. А настоящее предание себя людям, или реализация себя, вот такого чистого человека заключается в том, что он всем людям себя отдает, всем. Такой человек, должен, он фактически обязан посвятить себя распространению духовного знания. Потому что только оно способно в наше время что-то поменять в жизни современного человечества. Любые другие методики, которые не связаны с культивированием в себе духовности, то есть, нижестоящие методики, которые, там, работают с тонким телом, там, или ещё как-то, то есть, с материальными энергиями – не способны никак качественно изменить жизнь современного человечества.
Обряд Сати
00:18:08 [А.В.Махов]: И есть ещё один обряд, который называется обряд сати – это вид жертвоприношений, заключающийся в том, что если муж умирает раньше, чем жена, то согласно ведическим канонам, жена может войти в костер. В некоторых случаях трактуется так, что она должна войти в костер, но это спорный вопрос. Но, так или иначе, у нее есть такая возможность – войти в костер своего мужа, и, таким образом, она с ним идет в следующую жизнь, в следующую жизнь они опять идут вместе. Но, понимаете в чем дело, проблема, опять же, если её проецировать на нашу современную жизнь – нужно понять, что такое обряд сати. Во-первых, что удивительно, что обряд сати был инициирован женщиной. То есть, сама женщина инициировала этот обряд, именно женщина была человеком, который сказал «Я хочу так сделать!», и она так сделала. Почему она так сделала? Смотрите, если муж у жены достигает вершины духовного прогресса, вершины – то есть, он стал чистейшей личностью, кристально чистой, очистился от своего эгоизма, и есть признаки, которые указывают на то, что в следующей жизни он отправляется либо в духовный мир, либо на высшие планеты, то закон звучит так: когда сжигают это тело, если его жена добровольно входит в этот костер, то какой бы грешницей она ни была, независимо вообще от её духовного уровня, её развития, независимо от этого, она отправляется в духовный мир или на высшие планеты за своим мужем. И проблема заключается в том, что в древности, когда люди были более чистыми, живые существа видели не только грубое тело друг друга, они также видели и тонкие тела, и даже духовные тела друг друга они видели. И поэтому ни у кого не было сомнений, что так поступать очень разумно и правильно. Сейчас же, если перенести этот обряд просто, чисто внешне, скажем так, его ритуалистическую сторону перенести на наше современное сознание, то что получается? В какой-то семье, допустим, к несчастью, муж умер раньше жены. И что делают? Жену, бедную, связывают, бросают в костер, а она… Эта способность четко понимать, зачем делать, и вообще возможность правильно настраиваться, чтобы не было больно, чтобы огонь не обжигал – это все зависит от состояния сознания женщины в данный момент, потому что муж-то уже тело оставил, там уже все равно. То этот обряд, он просто выродился в жесточайшие, в бесчеловечный ритуал, когда люди насильно берут жену и бросают в костер – это же ужас, это жуть. Это называется варварство самое натуральное. Потому что за внешними проявлениями полностью утрачено знание, то есть, люди совершенно, тупо просто копируют возвышенные вещи, абсолютно утратив платформу, на которой эти вещи должны совершаться.
Подношения богине Кали - ритуалы для тех, кто ест мясо
00:21:14 [А.В.Махов]: Именно поэтому, предвидя вот все вот эти проблемы, в Ведах сказано, что уже пять тысяч лет как все вышеперечисленны ритуалы запрещены в ведической традиции. И то же касается жертвоприношений животных, все остальное. Понятно, что животных сейчас что делают? Просто на алтарь приносят, просто отрезают, в общем, его убивают так или иначе, и все счастливы – оказывается, это животное теперь очистилось, теперь его плоть чиста. На каком основании? Почему? Уже даже никто не помнит, что, собственно, должно было происходить на самом деле. Просто люди тупо повторяют, и это неправильно, это является насилием. Оно ничем не оправдано в наше время, ничем. Нет никакого оправдания такому поведению, никому, ни для одного из людей, которые так делают. Однако же, в ведической традиции для людей, которые очень сильно привязаны к мясной пище и не могут просо, физически не могут без нее существовать – это очень, люди с достаточно оскверненным сознанием – для этого в Ведах существуют особые ритуалы. Эти ритуалы, они что делают, они позволяют закалывать определённый вид животных и предлагать его тело, но не Богу, а полубогам, менеджерам нашей Вселенной, которые специально предназначены для того, чтобы иметь дело вот с такими людьми, у которых сознание очень низкое, низкого интеллекта. И одна из таких полубогинь это богиня Кали. Вот, богиня Кали, она принимает такие подношения. Закалывают обычно козлов, то есть, вид животных это козел. Читают определённые мантры и предлагают потом мясо этих козлов богине Кали. И это мясо, так или иначе, богиня Кали его принимает, оно пропитывается энергией богини Кали, и люди, которые кушают это мясо, по крайней мере, не так стремительно деградируют, чем кто ест мясо просто для своего собственного удовольствия. Однако же, в этом ритуале, который проводится, существует одна тонкость, которая заключается в том, что перед тем, как убить козла, жертвенное животное, человек склоняется над этим животным и в ухо ему произносит одну мантру, перевод которой звучит так: «Сейчас я убиваю тебя, в следующей жизни ты убьешь меня.» То есть, понимаете, здесь принцип справедливости не нарушается. Человек, если ты хочешь есть мясо – пожалуйста, ешь. Но так как не убив ты мясо есть не сможешь, ты тогда, пожалуйста, уж выбери – если ты кого-то убиваешь для того, чтобы есть мясо, ты должен признавать тот факт, что в будущем неизбежно то же самое произойдет с тобой. Понимаете, и это очень важная вещь. Если вот эта мантра не произносится, это означает, что богиня Кали не примет. То есть, ритуал является просто бутафорией.
00:24:28 [А.В.Махов]: То есть, человек либо соглашается на то, что его убьют в будущем, либо же он должен отказаться от употребления в пищу мяса. И для чего это все нужно? Это все сделано с одной только целью: если человек пять-шесть раз вот так сделает, то он уже волей-неволей начнет думать «Че то, лучше, может, мне не надо его есть, это мясо… что-то как-то оно слишком дорогой ценой достается…». Представляете, вот, человек каждый раз перед тем, как убить живое существо, он, фактически, отдает свою судьбу в его руки, он говорит: ты имеешь право убить меня в будущем. Неизбежно это произойдет. Неизбежно. Потому что, если человек это позволяет, то это все. Оно и так, конечно, произойдет, даже если он этого и не позволит, потому что закон справедливости, он никого не спрашивает. Но человек, когда он сознательно соглашается с такой позицией, его сознание волей-неволей меняется. И у него в сердце поселяется страх, и он уже начинает более ответственно относиться к своей жизни. Вот такое вот есть послабление для тех людей, которые не могут отказаться от употребления в пищу мяса. Кстати, это очень хорошо в нашем обществе даже, в том числе в России, очень интересно провести этот эксперимент – каждый раз, когда кусок мяса кто-то покупает на базаре, он может сказать то же самое душе умершего животного, тем более, что она там находится, рядышком. С каждым куском мяса: «Сейчас я тебя ем, потом ты меня ешь.» И я вас уверяю, что достаточно несколько раз так сказать, и уже вот такая неодолимая привязанность к мясу, она, знаете, прямо на глазах будет таять. По той простой причине, что человек в этот момент ведет себя ответственно, а значит разумно. То есть, он ощущает ответственность за свой поступок, который он совершает.
00:26:21 [Ведущая]: А вот наша слушательница интересуется: «Что же делать, если много лет до этого я ела мясо? Это можно как-то отмолить?»
00:26:28 [А.В.Махов]: Да, конечно. Конечно, это не то, что можно, это нужно делать. Вы понимаете, в чем проблема, законы этой Вселенной действуют на нас, в зависимости от того, какого наше сознание. Если человек осознал всю глупость нашей вот этой вот современной жизни, мясоедства и всего остального, и всю жестокость этого, и он перестал есть мясо, он начал сознательно культивировать в себе более возвышенное сознание, начал молиться Богу, или желать всем счастья, заниматься какими-то методиками по самоосознанию, это означает, что он своими усилиями сжигает карму, он её начинает сжигать. То есть, ему хочется, а он не делает. Он делает так, чтобы очищать своё сознание вместо того, чтобы загрязнять его, продолжать загрязнять его дальше. В результате таких усилий грех мясоедства с него снимается. Со временем он снимается. То есть, не надо думать, что теперь все, если я когда-то кого-то съел, то все, теперь он меня в любом случае, так или иначе, настигнет. Нет, не факт. Если человек серьезно занимается работой над собой, он прогрессирует духовно, нет никакой необходимости уже во всех этих вещах. Понимаете, так или иначе, он отдаст этой душе то, что он у нее… но если человек забрал тело у какой-то души, но вместо этого… Что означает забрал тело? Это означает, душа осталась с ним связана. У нее есть претензии к нему, они кармически связаны. Должок, то есть, есть. Но если человек при этом занимается духовной практикой, он этот долг чем отдает? Контактом с духовной энергией.
00:28:18 [А.В.Махов]: Понимаете, в конечном счете, все живые существа здесь ищут только одного – они ищут контакта с духовной энергией, которая называется любовь, которая называется вечность, знание и счастье – три вида энергии. Они все ищут… Мы все здесь ищем контакта только с этим. И когда души тех животных, которых человек ел, а потом он начал прогрессировать, души, кармически связанные с ним, получают через него контакт с духовной энергией, они полностью удовлетворяются. И если этот контакт достаточен для того, чтобы, ну, как сказать, нивелировать тот долг, который у нас к убитым животным, которых мы ели – все, ничего не произойдет, все нормально. Вот такой ответ. То есть, ничего страшного здесь нет. Безысходность существует только для тех людей, которые не культивируют в себе возвышенные знания, не занимаются духовной практикой. Там все достаточно сурово по той простой причине, что если ты какую-то глупость сделал, ты обязан будешь получить результат этой глупости. Ну, потому что закон справедливости так действует: сделал хорошее – получишь хорошее, сделал какую-то глупость – обязательно получишь ту же самую глупость себе в судьбу. Но человек, который занимается духовной практикой, он поднимается над своей кармой, потому что он всем своим должникам через своё занятие духовной практикой дает возможность контактировать с духовной энергией. В этом случае он постепенно освобождается от своей кармы.
00:29:43 [Ведущая]: Да, спасибо за ответ. Я напомню, что если у наших слушателей, у всех остальных, также есть вопросы, их можно присылать на наш почтовый ящик….. Мы продолжаем.
00:30:03 [А.В.Махов]: Хорошо. Есть ещё один вид жертвоприношений, который по какой-то причине существует сейчас в этом мире, хотя он никогда не регламентировался в Ведах и не позволялся. Это жертвоприношение людей. Находятся такие глупцы, которые считают, что имеют право приносить людей в жертву полубогам этой Вселенной. Никогда в Ведах не позволялось проводить жертвоприношение людей. И что бы ни говорили эти, так называемые священники, которые проводят такие жертвоприношения, нигде в Ведах об этом изначально не указано, и во всех этих вещах они руководствуются только своими собственными соображениями. И, соответственно, отвечать за это они будут по полной программе. То есть, нет в Ведах изначально упоминания о том, что, вообще, человека можно приносить в жертву. В Ведах говорится с точностью до наоборот, что человеческая жизнь крайне ценна и дорога. Дорога. И настолько мало душ могут её получить, эту человеческую форму жизни, по сравнению со всеми остальными восемью миллионами формами жизни, в которых нет разума, нет возможности прогрессировать. Поэтому крайне ценная человеческая жизнь, она дорога очень, и поэтому абсолютной глупостью является приносить человека в жертву. Какой смысл? Жизнь человеческая предназначена только для одного – чтобы учиться. Для учебы предназначена человеческая форма жизни. Точнее, для духовной учебы, для духовного самосовершенствования. Другой цели в человеческой жизни не существует. Поэтому, приносить в жертву человека, цель которого это учиться и осознавать свою духовную природу, это просто, ну, это бред, если так уж сказать грубо, это просто бред.
Разрешенные жертвоприношения. Санкиртана-ягья: совместное повторение святых имен Бога
00:32:01 [А.В.Махов]: Теперь же мы с вами поговорим о том, какие разрешены жертвоприношения. В Ведах на этот счет говорится следующее: так как мы в современном мире с духовной точки зрения, да и даже с тонкоматериальной, с психической точки зрения, мы достаточно немощны, именно поэтому все виды сложных и долгих жертвоприношений, ритуалов, которые совершались, допустим, ещё пять тысяч лет назад, мы просто не можем их совершать в силу того, что у нас нет на это сил. Мы не можем все правильно делать, нам даже ум то сконцентрировать на двадцать секунд, на пятнадцать секунд даже не можем. У нас уже, там, через пять-семь секунд ум бегает не знаю как, в лучшем случае. А там нужно было иметь возможность концентрации годами, десятилетиями, столетиями человек должен находиться в состоянии сконцентрированного сознания на объекте своей медитации. Понимаете, в основном, все эти жертвоприношения мы неквалифицированны их проводить, даже если изучим внешне все, ритуалистику изучим в совершенстве. У нас нет силы для того, чтобы правильно внутренне настраиваться для того, чтоб их проводить. И именно поэтому, в наше время, единственный вид жертвоприношений, который дает гарантировано благоприятный результат, этот вид жертвоприношений называется санкиртана-ягья. Санкиртана означает совместное произнесение, или воспевание, святых имен Бога, именно совместное. Когда человек повторяет имена Бога, то его сознание постепенно очищается. И в наше время, в эпоху Кали, этот метод уникален тем, что позволяет человеку, если он эффективно практикует его, буквально за одну жизнь, а это означает, ну, сколько – в лучшем случае это, допустим, пятьдесят лет практики, это в лучшем случае. Да, а иногда человек первую половину своей жизни вообще о духовности не думает, то есть, начинает, в среднем, с двадцати восьми, с тридцати лет, когда судьба его уже тряханет разок-другой. Это означает, ему останется духовной практикой заниматься, ну, в среднем, двадцать-тридцать лет. Однако же, этого срока даже хватает для того, чтобы с помощью совместного воспевания святых имен очистить своё сознание полностью. Полностью. Представляете, какой эффективный метод! Для того, чтобы с помощью медитаций достичь того же уровня, нужно порядка пяти - десяти тысяч лет. Тысяч лет! А здесь за двадцать, тридцать, сорок, там, пятьдесят лет человек в состоянии достичь того же самого уровня осознания своей духовной природы и такого уровня сознания, на котором человек становится способен любить. Любить Бога и любить других живых существ.
00:34:53 [А.В.Махов]: И этот метод ещё удивителен тем, что когда человек начинает воспевать святые имена Бога в любой духовной традиции, вы посмотрите… Немножко отвлекусь, потому что может возникнуть ощущение, что это только в ведической традиции, в ведической культуре существует. Нет! Посмотрите, любая молитва, любая мантра, которая воспевается на четках в любой авторитетной духовной традиции, она всегда либо содержит имя Бога, либо состоит только из имен Бога и больше ничего в себе не содержит. Понимаете, это не просто так происходит, не просто так, это не случайное совпадение. Это не совпадение, это правильное понимание вещей, то, что в наше время мы можем очиститься только самым могущественным методом, могущественней которого не существует. И в Ведах говорится, что самая большая сила, которая только есть, очистительная, это имя Бога. Не важно, в какой традиции, важно, чтоб это было имя Бога. Если молитва содержит имя Бога, она гарантированно очищает сознание практикующего. Если мантра содержит имя Бога, она гарантированно очищает сознание практикующего. Вопрос только времени. Человек садится, изучает этот вид жертвоприношения, во всех традициях есть практика, есть знание о том, как правильно эти имена повторять. Разные молитвы, разные мантры требуют определённых условий для повторения правильного, чтобы этот метод был эффективным. И человек просто повторяет имена Бога, и что происходит? Его жизнь начинает меняться сама. Сама.
00:36:35 [А.В.Махов]: И самый удивительный заключается в том, что человек, который просто повторяет имя Бога, он сжигает свою карму. Он становится способным за одну жизнь сжечь карму десятков тысяч жизней, которая у нас уже есть, «они нас ждут». Понимаете, если на нас посмотреть с точки зрения кармы, на судьбу каждого из нас, то очень хорошо об этом говорил Руслан Альбертович Нарушевич. Он говорил о том, что это очень хорошо представляется, как аналогия с полкой, на которой стоят множество-множество ДВД-дисков, и они все уже записаны. Представьте, на полке стоят сто ДВД-дисков, а мы живем пятидесятый. То есть, сорок девять до этого мы уже прожили, то есть, просмотрели, сейчас мы смотрим пятидесятый диск, однако же, уже отснято, отредактировано и записано на диск уже на пятьдесят жизней вперед, понимаете, уже записано, просто мы об этом не знаем. Нам кажется, что мы можем очень сильно менять много, но до тех пор, пока человек не начинает заниматься духовной практикой, по факту он ничего сильно в своей жизни не меняет. Это очень похоже на анекдот про кубик-рубика, который был одноцветным, понимаете, его как ни крути – он все время собран. Это называется наша свобода выбора. А когда кубик-рубик становится монолитным, это прарабдха-карма, потому что она уже вообще не крутится, она просто происходит. Единственный способ перестать крутить этот одноцветный кубик-рубик и периодически сталкиваться с его монолитностью в виде прарабдха-кармы, единственный способ это заниматься духовной практикой. А единственный способ духовно прогрессировать в наше время: это совместное произнесение святых имен, совместное воспевание святых имен.
00:38:33 [А.В.Махов]: И те люди, которые занимаются духовной практикой, наверняка отметили про себя тот факт, что когда утром встаешь на молитву, или мантра-медитацией начинаешь заниматься, то крайне сложно удерживать ум. Крайне сложно! Существуют разнообразные методики, которые позволяют так или иначе этот ум фиксировать, но всё равно очень сложно, очень много усилий прилагаешь просто на то, чтоб ум удержать, уж о разуме там уже отдельная песня – нужно ещё больше сил. Однако же, если человек этот приходит в храм и начинает просто петь песни Богу, хвалу возносить Богу вместе с другими людьми – не надо ум концентрировать! Не надо – он сам концентрируется! Он сам входит в это состояние счастья от контакта с Богом. Я думаю, что люди, наши уважаемые радиослушатели, которые занимаются духовной практикой в рамках разных духовных традиций, наверняка согласятся со мной. Потому что я это переживаю каждый раз, когда прихожу в храм и вместе со всеми воспеваю святые имена – то же самое наверняка происходит и со всеми остальными людьми. Ну, по крайней мере, с теми людьми, с которыми я общался, это точно происходит, со сто процентной вероятностью. Никто не занимается специальной концентрацией ума – этого не надо делать. По той простой причине, что когда множество людей собирается, и они настроены одинаково, возникает очень мощная сила, очень мощная сила. Говорится, что когда два человека молятся Богу одновременно, их эффективность возрастает в семь раз. А теперь представьте, соберется пятьсот человек! Во сколько раз степень их концентрации возрастет, во сколько раз их порыв возрастет духовный – во много-много тысяч раз! Поэтому очень важно, не пренебрегайте, пожалуйста, походом в храм, когда есть возможность, нужно идти туда, нужно на службы попадать, нужно петь все вместе – это очень важно, это очень здорово, дает очень мощный толчок в дальнейшем духовном развитии.
00:40:39 [А.В.Махов]: Следующее. Для людей, которые не определились со своей духовной традицией, вот, святые имена заменяют настрой. Вот этот настрой «я желаю всем счастья», в духовный мир он человека не отправит, потому что он имеет не духовную природу, но, однако же, он выполнит две важных функции: во-первых, он очистит сердце человека, очистит от грязи, от эгоизма в какой-то степени он очистит сердце человека, и, таким образом, он даст человеку возможность понять – а какая духовная традиция является моей? Это очень важно. Потому что каждый человек, если у него есть в этой жизни склонность так или иначе искать себя, он устремлен к более возвышенным вещам, чем просто еда, сон, совокупление и оборона, или обустройство в этом мире, это означает, что в прошлых жизнях он уже духовной практикой занимался. И основная проблема для таких людей заключается в том, что они должны найти ту же традицию, в которой они практиковали в прошлом. Это очень важно, потому что когда человек из жизни в жизнь практикует в одной и той же традиции, он становится способным очень быстро, очень эффективно в ней идти вперед. Потому что эта дорога для него проторена, ему не нужно торить каждый раз разную, каждый раз другую дорогу. Поэтому, для тех уважаемых радиослушателей наших, которые ещё не определились со своей духовной традицией, очень благоприятно повторять вот этот настрой «я желаю всем счастья» - он позволяет очистить сердце и понять, понять, где тот путь к Богу, который близок мне? Потому что вкус, он уже есть, его нужно только пробудить, нужно понять, в какой традиции этот вкус реализуется, то есть, этот вкус проявлен. Тогда нужно идти в эту традицию и практиковать в ней.
00:42:50 [А.В.Махов]: Это первое. Второй вариант, если даже человек за свою жизнь не сумел определить свой вкус, то, даже просто желая всем счастья, очень серьезно если он практикует, то от повторения просто этого настроя, вкупе вместе с чистой жизнью, позволяет человеку отправиться на высшие планеты. Но высшие планеты не те, где курорт, где душа просто, ну, скажем так, балдеет, пожиная плоды своих благочестивых поступков, а на более высшие планеты, где душа уже не отвлекается от своей духовной практики с самого рождения, она не отвлекается, ни на зарабатывание денег, чтобы прожить, то есть, там нет этих проблем. Понимаете, там уже душе открыт зеленый свет – пожалуйста, практикуй. Понимаете, живые существа, которые населяют высшие райские миры, они заняты только одним – они заняты духовной практикой, они заняты подготовкой себя к переходу уже, к возвращению, к переходу, точнее, в духовный мир, в нашу истинную обитель, откуда мы когда-то все пришли.
00:43:59 [А.В.Махов]: Следующее, что хотелось бы сказать. Нужно понять ещё тоже, очень важная тема есть: а зачем вообще об этом говорить? Зачем в ведической традиции, и не только в ведической традиции, вообще в любой духовной традиции, вообще есть этот термин, вот эта деятельность – жертвоприношение? Зачем они нужны? И вот, у меня сейчас, Олеся, я хочу вам вопрос задать: мы сейчас начнем новый раздел, есть ли у нас время на это? Потому что, если у наших радиослушателей есть вопросы, то, может быть, есть смысл поотвечать на вопросы. Если же вопросов нет, то можно это время потратить на то, чтобы следующую тему взять уже.
00:44:43 [Ведущая]: Вопросы есть, мне кажется, сейчас не стоит следующую тему начинать, не так много у нас минут осталось, хотя, должна заметить, что вопросы прямо этой темы не касаются. В основном они общего характера, но я уверенна, что вы можете на них ответить и подсказать что-то нашим слушателям. По крайней мере, эти вопросы достаточно важны. Как минимум, для одного человека.
00:45:08 Ну, хорошо.
Ответы на вопросы
Как душа может заслужить человеческое тело?
00:45:09 [Ведущая]: Хорошо, приступим к вопросам. Ольга, например, нам написала: «Если человеческая жизнь настолько уникальна и редка, то чем душа может заслужить человеческую жизнь? И как так получается, что при этой редкости некоторые души воплощаются часто и на Земле?» Вот в этих законах Вселенной хотела бы разобраться Ольга.
00:45:34 [А.В.Махов]: Хорошо, я отвечу на этот вопрос. Причиной, по которой душа в конечном счете получает человеческое тело является то, что, пройдя через множество тел минералов, микроорганизмов, растений, рыб, птиц, животных, душа, наслаждаясь всеми видами материального счастья, которые только здесь доступны, испытывает по-прежнему неудовлетворение. Она не удовлетворена всем этим по той простой причине, что в материальном мире духовное живое существо не может найти того счастья, или того удовлетворения, которое оно здесь ищет. То есть, живое существо проходит множество форм жизни, и каждая форма жизни, она существует только с одной целью: дать возможность живому существу наслаждаться. Наслаждаться так, как в другой форме жизни она наслаждаться уже не сможет. Именно поэтому душа, пройдя через все-все-все формы жизни, и не получив нигде удовлетворения, наконец-таки, получает возможность, в силу своей неудовлетворенности, она… Как это происходит – душа оформляет желание «я хочу быть ещё счастливее!», «еще хочу быть счастливее!», еще, еще, и каждый раз это приводит её к более организованной форме жизни. Понимаете, счастье, допустим, орангутанга и счастье инфузории – они разные. Они разные и по количеству, и по качеству разные. Понимаете, или, например, счастье растения и счастье животного тоже разные. Животное больше счастливо, чем растение. Растение, фактически, даже не осознает своего счастья, оно просто спит, в таком вот забытьи находится – это для него счастье, для живого существа в форме растения. А животное уже может радоваться. Все знают, что собаки могут радоваться, и кошки могут радоваться, а могут печалиться. А для растений это недоступно. То есть, увеличение счастья означает – все более и более сознательное погружение в состояние счастья. Но, тем не менее, даже счастье в теле животного, даже высокоразвитого, высшего животного, всё равно не дает душе, не делает её полностью удовлетворенной, по той простой причине, что ни одно животное не в состоянии контактировать с духовным счастьем. Для этого у нее нет структуры, которая называется разум. Точнее, она есть, но она не действует, не развивается. В животной форме жизни невозможно развивать разум.
Свобода выбора души
00:48:13 [А.В.Махов]: Именно поэтому вот это вот накапливающееся неудовлетворение «я хочу ещё счастливее, ещё счастливее, еще» - оно толкает душу на то, чтобы она приняла человеческую форму жизни. А вот здесь, а здесь все по-другому. Понимаете, человеческая форма жизни имеет свободу. Вот, животное, оно не имеет свободу – оно жестко по коридору своей кармы идет. Уже заранее понятно, когда оно захочет есть, когда оно захочет пить, когда оно захочет спать, и когда у него что в жизни произойдет – когда оно на какой луг пастись пойдет, или когда оно кого съест из других животных. Это все уже заранее понятно, предопределено. Фактически, карма животного это сплошная прарабдха – там ничего другого нет. Однако же, для человека все совсем по-другому. Человеку, как потенциально разумной, по крайней мере, форме жизни, ему представляется свобода выбора. И вот эта свобода заключается в том, что ты можешь либо жить дальше продолжать, как животное, то есть, что делать – наслаждаться материальным счастьем, которое тебе доступно по судьбе – пожалуйста. Но, если ты хочешь реализовать именно человеческую, счастье реализовать, как человек, достичь более возвышенного вкуса к счастью, вот здесь уже ты должен прилагать сознательные усилия – то есть, ты должен сам его хотеть достичь. В этом заключается свобода – нас никто не принуждает духовно прогрессировать, заметили, да? Ведь никто не принуждает, по большому счету, никто не ходит с палкой за нами и не заставляет. Понимаете, это свобода наша. То есть, ты хочешь быть ещё счастливее? Да! Пожалуйста, вот тебе священные писания. Священные Писания всегда были на Земле, духовное знание всегда было на Земле, и всегда будет. Оно всегда открыто для людей. Почему? Потому что в этом наша свобода заключается. Но, в отличие от животного счастья, для того, чтобы обрести духовное знание, мы должны уже сами прилагать усилия. Никто за нас это уже не сделает.
Для чего предназначена человеческая форма жизни?
00:50:33 [А.В.Махов]: Поэтому, в человеческой форме жизни есть два варианта жить. Первый вариант: жить в человеческом теле, как животное. То есть, находиться на материальной платформе и ни о чем, в общем-то, больше не заботиться – это первый вариант жизни. И он неизбежно в человеческой форме жизни приводит к чему? К страданиям. Потому что человеческое тело, оно не приспособлено для наслаждений особенно. Понимаете, в нём не понаслаждаешься сном, не понаслаждаешься едой, не понаслаждаешься половыми отношениями, и комфортом, в общем-то, тоже особо не понаслаждаешься. Потому что, либо некогда, либо человек просто болеть от комфорта начинает. Тело для этого не предназначено. Единственное, для чего предназначено человеческое тело, это для учебы. Учебы. И если человек начинает сознательно культивировать в себе духовность, то он начинает постепенно, все больше, больше, больше счастья испытывать, и он начинает продвигаться дальше, в более возвышенные формы жизни, либо же, он напрямую получает способность попасть в духовный мир. Так это происходит, понимаете. Но дальше, вот, за человеческую форму жизни, уже только сознательный прогресс. Только сознательный. В этом отличается разумная жизнь от неразумной. Разумная жизнь означает – я осознаю необходимость своего прогресса и сознательно прогрессирую. Это называется разумная жизнь. Животная жизнь означает – я ничего не осознаю, и просто живу, как мне хочется. Это неразумная жизнь. В этом разница. И причина, ещё раз повторяю, заключается в том, что человек, который ведет разумную жизнь, в этом мире, в человеческом теле, он получает возможность контактировать с духовной энергией, которая имеет бесконечную природу, то есть, она способна дать бесконечное количество счастья, бесконечное количество знаний. Она способна дать нам вечность, то есть, контакт с вечностью, ощущение вечности и понимание своей вечной духовной природы. И только тогда, когда душа контактирует с духовной энергией, только тогда она понимает – «Да, вот это вот то, что я искала так долго.» И в этот момент человек утверждается в своем пути. Вот такая вот история у нас всех с вами.
Какая духовная традиция самая эффективная? Как найти свою духовную традицию?
00:52:46 [Ведущая]: Да, спасибо, Алексей, за ответ. У нас есть на связи наш постоянный слушатель по имени Кирилл. Кирилл, здравствуйте!
[Слушатель]: Здравствуйте!
[Ведущая]: Вы можете задавать свой вопрос!
[Слушатель]: Спасибо за лекцию большое вам, и я вот с вами полностью согласен, что все перечисленные запреты на те, или иные виды жертвоприношения запрещают воспользоваться даже нашим правительством, например, многоженство или убиение кого-либо. Это дико, конечно. И в конце можно понять, что нужно очищать сознание от привязанностей каких-либо, или ещё чего-то. Это я правильно понял вас, да?
00:53:31 [А.В.Махов]: Да, здравствуйте, Кирилл! Вы совершенно правильно поняли, но вот, употребленное вами слово «очищать сознание» может быть некоторыми из наших радиослушателей понято не совсем полно, поэтому, если вы не против, если у вас нет других вопросов, я могу просто прокомментировать, как это делать правильно.
[Слушатель]: У меня ещё один есть вопрос.
[А.В.Махов]: Ну, хорошо, вы задавайте его, а потом я тогда отвечу и на этот тоже.
[Слушатель]: А в какой духовной традиции возможно достигнуть наиэффективнейшего прогресса?
00:54:05 [А.В.Махов]: Я вам отвечу и на этот вопрос. Для каждого конкретного человека духовная традиция та, которая соответствует его вкусу отношений с Богом. Нельзя сказать, что какая-то конкретная традиция духовная имеет преимущества перед другой. Это неправильно. И я вам докажу это, это очень просто доказывается. Смотрите, во всех духовных традициях, по крайней мере, в трех – я спрашивал у возвышенных людей в трех духовных традициях – возможно ли для человека собственными усилиями достичь состояния контакта с Богом? Я получил ответ во всех трех традициях отрицательный. В конечном счете, человек доложен прилагать усилия, контакта же с Богом он достигает по милости Бога. То есть, Господь решает, когда человек достоин. Поэтому, важно для человека не пытаться найти самую лучшую традицию, которая бы превосходила другие, не это нужно искать, а искать нужно ту традицию, которая близка моему сердцу, та, которая отражает тот образ Бога, который уже находится в моем сердце. Вот что нужно искать. И именно в этой традиции человек пойдет наиболее эффективным путем.
[Слушатель]: А в той или иной традиции, если все-таки оказался, вот, в первый день, в первую минуту, в первое мгновенье, какой сигнал должен сказать нам, что вот именно это она и есть, эта традиция?
00:55:32 [А.В.Махов]: В первое мгновенье вы никакого сигнала не почувствуете. Вы почувствуете определённое вдохновение, всегда будет определённое вдохновение. Поэтому, нужно просто что делать? Нужно, приходишь в какую-то традицию, начинаешь её изучать – её философию, допустим. Начинаешь практиковать пытаться, общаешься с возвышенными людьми – вот это важно, крайне важно – общаться с теми, кто уже достиг чего-то в этой традиции. Даже просто слушая их лекции, допустим, а ещё лучше, лично, хоть немножко, просто поприсутствовать на их беседах духовных. И со временем возникнет четкое понимание, вот, вдохновляет этот путь, или нет, есть, вот, отзыв из сердца, или просто там спокойное, очень хорошее, но спокойное такое отношение. То есть, нужно параллельно сразу в нескольких традициях вот так вот ходить, и изучать. И через какое-то время вы реально почувствуете, что куда-то вы приходите, как домой, вот просто, как домой. «Я пришел домой!» - вот это означает ваше, практикуйте уже углубляйтесь в неё, смотрите, и если вы будете правильно себя вести, то есть, вы не будете наносить оскорблений, тем людям, которые практикуют, стараться никому оскорблений не наносить – все, дальше зеленый свет.
[Слушатель]: То есть, домашний очаг надо почувствовать, да?
Принцип замещения вкусов
00:56:49 [А.В.Махов]: Да, вот это ощущение, что я, вот, как дома, как дома я.
[Слушатель]: А что касается очищения сознания от привязанности, что там может быть?
[А.В.Махов]: Да, спасибо, что вы вернулись к этому. На самом деле, я почему хочу заострить внимание на этом вопросе, что у некоторых радиослушателей возникнет такое ощущение, что надо сначала от всего отказаться, вот, просто от всего отказаться, оторвать все, с мясом выдрать, и потом, возможно, что-то произойдет. На самом деле, правильная методика заключается в замещении. То есть, заместительная терапия должна практиковаться. То есть, что происходит, низший вкус – не просто от него отказываются, а его замещают более высоким. То есть, это как в Ведах очень хорошая аналогия приводится: мы все любим сладкое, все. Все нормальные люди, если они психически нормально себя чувствуют, они любят сладкий вкус. И поэтому, если сказать им: откажитесь от сладкого, от сахара, допустим… Вот, доступен из сладкого, допустим, один сахар. Если сказать человеку откажись от сахара, он не сможет. Он, допустим, на две недели откажется от него, а потом он сорвется, и будет его есть, потому что он его любит. Любой нормальный человек любит сладкий вкус, значит, будет есть сахар. Но если, параллельно с тем, что он отказывается от сахара, ему дать возможность кушать мед, то даже один раз попробовав мед, что произойдет с человеком по отношению к сахару? Он потеряет к нему вкус. Уже сахар его так удовлетворять не будет, он будет думать «Ну да, сахар, конечно, сладковат, но все-таки мед гораздо вкуснее!» Поэтому, правильное развитие, правильное очищение сознания не должно заключаться только в том, что мы от чего-то отказываемся. Мы не можем от всего отказаться, понимаете, это противоречит нашей природе. Мы должны замещать, замещать низший вкус более высшим. Через общение с возвышенными людьми, через культивирование в себе контакта с Богом, через молитву, через мантра-медитацию, через культивирование контакта с высшими силами через настрой определённый. Это все называется замещение. В результате, вкус вот этот вот, низший, он просто отваливается сам собой. В какой-то момент человек с удивлением обнаруживает, что его уже не тянет смотреть глупости по ночам. Ну, не тянет. Потому что уже неинтересно – вот это означает правильный путь. Конечно, от чего-то человеку придется… ну, как, приложить усилия – с помощью аскезы отказаться. Да, придется от каких-то вещей. Но далеко не все берется именно такой вот жесткой аскезой. Какие-то вещи нужно именно замещать. И Веды говорят, что, вот, разумное соединение вот таких вещей: аскезы, аскетичного отказа плюс заместительного отказа – вот это самый благоприятный способ душе очиститься от низших вкусов. Такой ответ.
Зачем душе возвращаться в духовный мир?
00:59:46 [Ведущая]: Спасибо вам за ответ и спасибо Кириллу за звонок. На самом деле у нас уже практически 19:00 показывают часы, и есть ещё несколько вопросов, пожалуй, уделим несколько минут именно тому, что пришло в письменном виде. Вопрос Алексею Махову прислал Иосиф. «Может, вопрос, конечно, глупый» - пишет Иосиф – «но зачем душе возвращаться в духовный мир? И знает ли она, что она вернется туда рано или поздно, когда она выбирает иллюзию?»
01:00:17 [А.В.Махов]: Хороший вопрос! Спасибо, Иосиф! Очень хороший вопрос. Знает ли душа о том, что она туда попадет? Вы знаете, дело в том, что духовный мир нам очень трудно понять. Потому что он имеет немножко… не то, что немножко, а вообще совсем другую природу, нежели материальный мир. И поэтому, пытаться понять духовный мир с помощью материального ума, это фактически безнадежная задача, нам, по большому счету, нечем пока ещё его понимать. Поэтому, я вам расскажу просто сам механизм, как он происходит. В духовном мире между желанием и, скажем так, явью, действительностью нет разницы. Вот, у нас есть разница. То есть, мы можем чего-то хотеть, но в лучшем случае должно пройти время, чтобы это у нас появилось. В духовном мире между желанием и действительностью нет разницы – там все имеет беспричинную, то есть, абсолютную природу. И поэтому, как только душа чего-то захотела, это мгновенно становится реальностью для нее. Вот так мы попадаем в материальный мир. Мы просто даже из любопытства начинаем думать… Допустим, я находился когда-то в духовном мире, и я подумал «А как себя Бог чувствует, когда вот, как он на своем месте себя чувствует?» Вот, как только у меня оформился в моем сознании этот вопрос, он мгновенно стал реальностью для меня. Но так как в духовном мире невозможно быть нескольким богам одновременно, Бог один, но Господь предоставляет возможность душе понять, кто такой Бог, и как он себя чувствует, когда ему все служат.
01:02:01 И он помещает, такую душу он переносит в материальный мир, где, в общем-то, я до сих пор и нахожусь. (Смеется). И мы все здесь хотим быть Богами, мы всех тут терроризируем, постоянно пытаемся всем объяснить, как мне все должны служить (смеется), то есть, мы пытаемся здесь такими божками становиться. Олеся, у меня к вам просьба, ещё раз, пожалуйста, перечитайте вопрос. У меня такое ощущение, что там есть ещё один вопрос, в этом вопросе.
01:02:27 [Ведущая]: Да, здесь два вопроса. Первый вопрос «Зачем душе возвращаться в духовный мир?», и «Знает ли она, что она туда вернется рано или поздно, когда выбирает иллюзию?»
01:02:40 [Махов]: Хорошо. Не знаю, вот, знали ли мы с вами, что мы вернемся туда рано или поздно. Вот, не отвечу вам на этот вопрос. А зачем ей назад туда возвращаться – ну, вы знаете, какую аналогию можно привести? Ну, предположим, вот вы любитель путешествовать. И вы путешествуете, путешествуете, путешествуете, но при этом также у вас есть естественная привязанность к дому. Вот когда вы возвращаетесь домой, у вас такое ощущение, все-таки в гостях хорошо, а дома лучше. Понимаете, потому что в гостях все классно, но нет глубины. Нет глубины там, в гостях. А домой приходишь, там другие отношения. Можно более простую вещь сказать: вы на работу когда приходите, вы не сможете построить отношения той же глубины, которые вы строите, например, с друзьями, или с женой, если у вас семейные отношения глубокие. Потому что на работе больше поверхностные отношения, они основаны, в целом, на взаимовыгодном сотрудничестве, скажем так. А отношения с другом, например, или с сердечным другом, допустим, с супругой, если отношения хорошо складываются – это уже совсем другие отношения, более глубокие, а значит, они дают больше счастья. А отношения с духовным учителем, они ещё гораздо более глубокие, они ещё больше счастья дают. То есть, смысл заключается в том, что возвращение в духовный мир для души, по большому счету, если на перспективу на очень отдаленную взять, оно неизбежность. Потому что, рано или поздно, душа разочаровывается во всех видах отношений, во всех объектах, которые здесь есть, в материальном мире. Они не дают ей то, что соответствует её природе. Поэтому душа будет стремиться, будет стремиться туда, где все соответствует её природе. Такой ответ.
Имеет ли смысл молиться за человека, если прошло более года с момента смерти?
01:04:29 [Ведущая]: Иосиф написал: «Спасибо! Очень интересный ответ, спасибо вам, Алексей!» И также у нас есть вопрос: «Имеет ли смысл молиться за человека, который покинул тело, если прошло времени больше года, и человек ушел при условии насильственной смерти. Может, не совсем по теме, но очень хочется получить ответ.» Это написал нам Ринат.
01:05:20 [А.В.Махов]: Хорошо, спасибо большое, Ринат, за вопрос. Я думаю, что не одному вам он будет интересен, поэтому я очень благодарен вам, что вы задали его. Ответ такой: конечно, имеет. Особенно, если это ваш родственник или ваш друг. Да, в любом случае, имеет смысл молиться. Чтобы понять, почему имеет, нужно отказаться от идеи, что мы тело. Понимаете, мы не тело, мы душа и мы имеем вечную природу, а процесс смерти это просто процесс смены тела. И независимо от того, допустим, результат насильственной смерти это карма этого живого существа, или же оно до срока оставило тело – независимо от этого, если вы жертвуете этому живому существу плоды своей молитвы, это очень хорошо, вы очень здорово ему помогаете. Поэтому, во всех отношениях есть смысл молиться, за родственников своих есть смысл молиться, за друзей за своих есть смысл молиться. А если вы потрудитесь понять, за кого молятся святые, которые живут отреченной жизнью, вы с удивлением обнаружите, они знаете, за кого молятся? Они за всех молятся. Не за себя. Понимаете, они за всех молятся. За вас молятся, за меня, за Олесю нашу молятся, за всех молятся. Потому что их сердце способно вместить в себя весь мир. Оно настолько большое, что они реально чувствуют страдания всего мира, допустим, всего нашего земного шара, и каждого живого существа в этом мире, они реально чувствуют страдания. И они, испытывая огромное сострадание к этим живым существам, они молятся за всех нас.
01:07:02 Так что, это очень благоприятная практика. Человек, который начинает молиться за других, он расширяет своё сердце. Как сказать, он выдавливает из него эгоизм, и он становится способным вместить в своей сердце очень много живых существ, а это означает, он способен помогать им через молитву. Вот такой ответ.
01:07:24 [Ведущая]: Спасибо, «Спасибо большое за ответы» - написал вам Ринат – «люблю вашу передачу, вы облегчаете мою жизнь и жизнь людей вокруг меня. Счастья Вам!» пожелал Ринат.
01:07:34 [А.В.Махов]: Слава Господу! Спасибо вам.
Что нужно делать жене, чтобы муж вернулся?
01:07:36 [Ведущая]: Замечательно! И вот я снова попытаюсь сейчас связаться с Анастасией. Здравствуйте!
[Слушательница]: Здравствуйте! У меня вопрос, может быть, не очень по теме, извините, пожалуйста. Я хотела спросить у вас что делать жене, для того, чтобы её муж, мой муж, захотел жить со мной вместе, потому что мы уже на протяжение трех лет не живем вместе и это все время оттягивается, в общем, какие-то проблемы возникают, и со стороны мужа то, что надо, не делается. Может быть, нужно какие-то необходимые пожертвования в его адрес совершать? Я уже не знаю, какие.
01:08:37 [Ведущая]: Какие жертвоприношения здесь необходимо делать, как вы написали в своем вопросе в письменном виде – это, как мне кажется, как раз касается темы нашего эфира.
01:08:46 [А.В.Махов]: Хорошо, Анастасия, я отвечу вам на ваш вопрос. Первое жертвоприношение, которое вы должны совершить, заключается в том, что вы должны отказаться от идеи внутри себя затащить любой ценой мужа назад в семью. Понимаете, вот до тех пор, пока вы будете так настроены, ваш муж будет избегать общения с вами. Потому что такой настрой является эгоистичным. То есть, вы, фактически, за мужа уже все решили. И до тех пор, пока вы будете вот так настроены, ничего хорошего не получится. А как нужно настроиться? Настрой должен быть такой: я готова принять свою судьбу такой, какая она есть. Но вместе с этим я поняла, что я совершила какие-то ошибки – вы, несомненно, совершали какие-то ошибки, раз у вас с мужем вот такие сейчас отношения – и я осознаю эти ошибки, и я к Господу обращаюсь с молитвой «Господь, пожалуйста, помоги мне стать настоящей женщиной в отношениях с этим человеком! Помоги мне стать такой женщиной, которая смогла бы сделать его счастливым, по-настоящему счастливым.» Вот такая должна быть молитва. И тогда, если вы будете искренни в своей молитве, и не будете мысленно тянуть мужа, знаете, психически тащить его «Иди ко мне, иди ко мне!», если вот этого вот настроя не будет, то дальше очень большие шансы, что он вернется назад.
01:10:30 Здесь вот основная проблема заключается в том, что, чем сильнее вы его тащите психически к себе, тем сильнее он от вас отталкивается. Потому что эгоистичный настрой, он рождает в сердце вашего мужа тоже эгоистичный настрой. Когда вы начнете любовно к нему относиться, а любовь, она начинается со свободы, понимаете, со свободы. Любовь, она дает свободу. Привязанность, она же всегда закабаляет. Когда вы вот это поймете, что смысл заключается не в том, чтобы он пришел – вот, он вернется, но если вы не изменитесь, то ситуация повториться опять. Сначала нужно понять степень своей вины в этих отношениях. Потом нужно все силы направить на то, чтобы измениться, чтобы не повторять этих ошибок, поменять себя, развить в себе женскую природу. И дальше все остальное произойдет уже без вашего участия. Понятно?
[Слушательница]: Хорошо, спасибо, да.
01:11:27 [А.В.Махов]: Вот так нужно действовать, я надеюсь, что я сумел хоть косноязычно, но все-таки объяснить. Это важная очень вещь. Спасибо вам большое за вопрос.
[Слушательница]: Спасибо, Алексей! И спасибо, Олеся!
Какие виды творчества рекомендованы?
01:11:40 [Ведущая]: Спасибо и вам, Анастасия, за участие в эфире. Спасибо также я говорю Алексею Вячеславовичу, который отвечал сегодня на ваши вопросы, и рассказывал много интересного. Но сейчас нам также звонит ещё Ульяна. Давайте, напоследок, все-таки примем звонок. Ульяна, здравствуйте!
[Слушательница]: Здравствуйте! Какие отношения строятся между художниками и между натурщиками, которые им позируют? И какие виды творчества, направленные на пользу людям, прославляются? То есть, чем лучше заниматься, чтобы через своё творчество донести пользу, помочь людям?
01:12:36 [А.В.Махов]: Ой, Ульяна, какой вы замечательный задали вопрос! Спасибо вам огромное! Спасибо! Редкий вопрос. Веды на этот счет говорят следующее: самая лучшая деятельность творческая это та деятельность, которая человека, который с ней соприкасается в качестве слушателя ли, в качестве зрителя ли, настраивает на осознание его духовной природы. Поэтому, самая благоприятная… Ну, предположим, возьмем художников. Самая благоприятная тема для картин, для творчества художника это те картины, которые людям напоминают о том, кто они, кем они являются, кто они, что они души, что есть Господь… Какой он? Что он необыкновенно прекрасен, что он заботится обо всех, что он любит всех. Поэтому, самый лучший вариант творческой работы художника это такая работа, которая… как сказать, картины, в которых описываются какие-то духовные мотивы, духовные темы. Это самый лучший вариант.
Как действует обнаженное тело на сознание человека?
01:13:50 Присутствие же обнаженного тела на картине… В целом, в Ведах говорится так, что если человек видит обнаженное тело другого человека, то первое, что с ним происходит, у него теряется осознание своей духовной природы. То есть, происходит такая интересная штука, что он скатывается мгновенно на материальную платформу, и дальше все зависит от уровня культуры этого человека. Если человек культурный, то он, допустим, испытывает эстетическое наслаждение, да, телом, даже своего пола, или противоположного. У него удерживается на эстетическом уровне. Однако же, для большинства современных людей к этому эстетическому наслаждению очень часто примешивается вожделение, либо скрытое, либо просто открытое. И, поэтому, в Ведах говорится о том, что не очень благоприятно на картинах изображать обнаженные тела, потому что они людей лишают понимания своей духовной природы. Вот такой ответ. Я надеюсь, ответил на оба ваших вопроса. То есть, отношения между натурщиком и художником должны быть какими? Очень уважительными. Потому что, фактически, вот представьте, здесь все очень сильно зависит от того, что художник пишет. Представьте, вот вы художник, и вы настроены на то, чтобы написать портрет Бога, как он, вот, в вашем сердце. Вы на него долго медитируете, настраиваетесь, вы читаете Священные писания, вы думаете о Боге, и у вас возникает определённый образ. Это неизбежно происходит, так ведь? Он сначала в вашем сердце возникает. А потом вы ищете человека, который бы соответствовал, хотя бы в первом приближении, этому образу. Как вы к нему будете относиться, к этому человеку? Вы будете к нему очень возвышенно относиться. Вы не сможете не уважать этого человека, вы не сможете не относиться к нему, ну как, по-человечески. Потому что он для вас является прототипом, который позволяет вам более точно в вашем сознании, в вашем сердце, выявить образ Бога, а затем перенести его на холст. Видите, чем возвышенней тема работы, тема картины, тем все остальное вокруг нее тоже становится возвышеннее. То есть, видите, если вы правильно выбираете своё творчество, все остальные вопросы разрешаются сами собой. Вот такой ответ.
01:16:19 [Ведущая]: Спасибо вам за него, спасибо Алексею за весь этот сегодняшний эфир, от меня и от всех слушателей…
01:16:57 [А.В.Махов]: Спасибо вам, Олеся, за прекрасный и теплый эфир, спасибо вам большое, уважаемые радиослушатели, за ваши звонки, за ваши письма, за такие глубоки и искренние вопросы. Для меня большим счастьем является всегда беседовать так с вами и получать эту обратную связь, спасибо вам большое! Всего хорошего, до новых встреч!