Причины жертвоприношений

vedaradio.fm - 01 июля 2013
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:10:09 | качество: mp3 48kB/s 24 Mb | прослушано: 571 | скачано: 479 | избрано: 8
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Зачем проводить жертвоприношения?

00:00:00 [Ведущая]: (Ведущая говорит вводную информацию об изменениях на сайте vedaradio.fm)… Вот, например, один вопрос уже пришел, и мы сегодня с этого вопроса начнем наш эфир, но прежде я конечно же поприветствую в нашем эфире Алексея Вячеславовича Махова. Алло, здравствуйте!

00:01:50 [А.В.Махов]: Здравствуйте, Олеся, здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Очень приятно опять общаться с вами!

00:01:56 [Ведущая]: Да, нам тоже приятно вас слышать, спасибо, что вы с нами также и сегодня, и, как мы договорились, мы начинаем с вопроса. У нас продолжается тема Жертвоприношения, как и в предыдущих эфирах, и вот наша слушательница по имени Саяна заинтересовалась вот каким вопросом. «Насколько мне известно» - пишет Саяна – «с точки зрения Вед в нашу эпоху считается невежественным и запрещается совершать жертвоприношения, сопряженные с убийством животных. Издавна и по настоящее время среди людей бурятской национальности, к которой принадлежу я, имеет место шаманизм, когда люди поклоняются различным духам земли, огня и так далее. При этом часто во время обрядов убивается животное, например, баран. С началом изучения Вед и занятия духовной практикой меня, как следствие, волнует вопрос: можно ли совершать такие обряды, учитывая, что многие обряды являются обязательными и периодическими?»

00:03:03 [А.В.Махов]: Спасибо, Саяна, вам за хороший вопрос. Он действительно по теме, и это вдвойне приятно. Согласно ведическому знанию, уже пять тысяч лет как обряды, все обряды, совершаемые с принесением в жертву животных, являются запрещенными. Потому что сейчас нет людей, которые могут дать душе взамен то, что они забирают у нее. То есть, у жертвенного животного забирается тело, причём забирается помимо его воли. Это означает, что, как минимум, этой душе нужно дать другое тело, лучшее, чем то, которое у нее было. И в Ведах говорится, что в наше время, особенно в наше время уже в Кали-югу, таких людей нет, нет таких чистых мудрецов, чистота которых позволила бы сделать это чудо. Именно поэтому жертвоприношения животных запрещены. В целом же, мы здесь говорим о жертвоприношениях, в основном, которые приводят человека к каким-то возвышенным результатам, однако же, в Бхагавад-гите говорится что, в зависимости от того, кому поклоняется человек в этой жизни, той формы жизни он достигает и в следующем рождении. Поэтому тот, кто поклоняется Богу, он достигает осознания своей божественной природы, и у него есть реальный шанс, у каждого из нас есть реальный шанс уже больше не рождаться в этом мире, а в следующей жизни, скажем так, после смерти, попасть в духовный мир. И уже вернуться в нашу обитель, где все соответствует нашей природе. А тот, кто поклоняется полубогам или менеджерам этой Вселенной, он обретает контакт с полубогами и он рождается в следующей жизни на планетах полубогов, если на то хватит его благочестия. А тот человек, который поклоняется предкам, рождается на планетах предков, а тот, кто поклоняется духам, становится тоже духом. Поэтому, прежде чем поклонятся кому-либо нужно очень хорошо понимать, что любое жертвоприношение, проводимое той или иной форме жизни, со временем приводит человека к этой самой форме жизни. Поэтому, все, что необходимо было сказать с точки зрения Вед по поводу вашего вопроса, Саяна, я сказал, дальше решать вам.

00:05:22 [Ведущая]: Спасибо. Решать, действительно, каждый будет из нас, как поступать в этой жизни. Мы сегодня просто говорим о законах, законах этой Вселенной. И, продолжая тему жертвоприношений, насколько я поняла, сегодня мы будем говорить о причинах проведения жертвоприношений.

00:05:40 [А.В.Махов]: Да, совершенно верно, мы сегодня рассмотрим эту тему и пойдем дальше, потому что она является, фактически, ключевой. Мы много уже говорили о разных видах жертвоприношений, мы разбирали, какие из них позволительны в наше время, какие непозволительны, и почему. Однако же, мы не сказали самого главного, собственно зачем? Зачем нужно проводить жертвоприношения, и к каким результатам они приводят? То есть, на ключевые вопросы этой темы мы ответим сегодня в этом эфире.

00:06:12 [А.В.Махов]: Причина жертвоприношений, согласно Ведам, заключается в том, что, если человек… цитата из Вед: «Если человек в своей жизни просто пользуется всем, что его окружает, и при этом считает, что так должно быть, и ничего не отдает взамен, то такой человек по природе является вором.» Интересное высказывание, давайте его немножко разберем на очень хорошем примере. Вот, смотрите, если мы сейчас возьмем какого-нибудь человека из племени, которое находится на уровне развития где-то каменного века, и поместим его в современную квартиру, интересна будет его реакция. Конечно, помимо всего прочего, удивления, шока, восхищения всем этим, возможно, или страха, что скорее всего, у него будет очень интересная реакция. Со временем, когда он освоится, он будет абсолютно убежден в том, что батареи горячие зимой просто сами по себе – это их свойство, понимаете. Дальше. Например, электричество в розетке, когда он научится так или иначе им пользоваться, он будет думать, что это просто явление такое, так и должно быть. Естественным образом, он будет думать, что электричество просто должно быть. Точно так же горячая вода в кране и холодная вода в кране, и возможность помыться – это все для него будет естественным, как будто так и должно быть. И мы, в общем то, готовы принять, что он именно так будет думать, почему? Ну, человек необразован, как дитя, что с него требовать то?

00:07:50 [А.В.Махов]: Но, однако же, если мы спроецируем этот пример на нашу жизнь, то с удивлением обнаружится такой факт, что мы на самом деле по отношению к природе, которая нас окружает, зачастую находимся на том же самом уровне, на котором находится дикарь по отношению к современным достижениям цивилизации. Посмотрите, большинство людей естественным образом, даже не задумываясь, считает, что солнце им должно светить. Вот, просто должно. И если вдруг в выходной или в праздник идет дождик, мы говорим: «Ну вот, опять! Дождик идет, солнца нет, в кои веки выходной, солнце не могло бы посветить…» То есть, у нас нет даже идеи, что, вообще говоря, ничего просто так здесь не происходит. Точно так же нам само собой разумеющимся кажется, что кислорода в воздухе столько, сколько надо. И вообще, смесь газов, которой мы дышим, настолько естественна для нас, что мы даже не задумываемся, почему это происходит. Дальше, смотрите, следующий вопрос, проецируем уже на наше тело, ближе пойдем. Никто из нас не переваривает пищу сам. Никто. Если к этому вопросу подойти более подробно, мы уже разбирали эту тему, я не буду повторять одно и то же, в этом нет смысла, но если так подумать, а кто, собственно, пищу-то у нас переваривает? Тоже вопрос без ответа. Нам это кажется естественным. Мы называем это автоматическими процессами.

00:09:20 [А.В.Махов]: Есть такая теория автоматизированного управления, очень много интересного из нее можно почерпнуть, как ни странно. Я когда её изучал, оказывается, все замкнутые системы – а человек это не замкнутая система, мы взаимодействуем с окружающим миром – они не могут находиться в состоянии статичности. Для того, чтобы они оставались работоспособными, должен присутствовать наблюдатель, или тот, кто мониторит состояние этой системы, постоянно её поправляет, чтобы она оставалась, скажем так, квази-статичной, то есть, работоспособной. Это удивительный вывод и, в принципе, интересно из этого вывода сделать дальше… Но оказывается, раз у нас воздуха, кислорода в воздухе столько, сколько надо нам, значит, этим тоже кто-то управляет. Если солнце светит, и нам именно этот свет важен и нужен, мы именно без него жить не можем, значит, этим тоже кто-то управляет. Понимаете. А нам, современным людям, даже сама постановка вот такого вот вопроса кажется абсурдной, потому что с детства нас учили другому: что все эти вещи это просто неотъемлемые качества материи. За этим никого нет, ничего не стоит, у нас деревья сами растут, автоматически, на полях пшеница спеет автоматически, у нас вода в реках тоже автоматически – все автоматически. Очень удобная позиция получается, это означает – делай что хочешь, ни за что не отвечаем.

00:10:57 [А.В.Махов]: Однако, в Ведах дается немножко другой взгляд на эти вещи. Проблема заключается в том, что мы в современном мире уже забыли, мы думаем, что нам это положено, но мы не понимаем, кем это положено, кому положено, и, самое главное, за что? И вот непонимание этого вопроса приводит к тому, что мы настраиваемся в этом мире очень сильно потребительски, эгоистично, и современным людям невдомек то, что в этом мире ничего никогда не дается просто так. Ничего даром никто не может получить, потому что такова здесь природа эгоистичная. И Вселенная здесь построена на эгоизме для эгоистов, а это означает, что всегда должен идти обмен. Понимаете. Теперь смотрите, если подойти с этой концепцией к тем же самым благам, которые мы получаем, смотрите, согласно ведическому знанию, человек, который получает солнечный свет, воздух, еду, воду, согласно Ведам обязан что-то отдавать назад, чтобы не деградировать от всего этого хотя бы. И минимальная планка того, что нужно отдавать назад называется благодарность. А вот как правильно быть благодарным, вот это как раз и описывают все виды жертвоприношений. То есть, жертвоприношение означает просто быть благодарным. И так же, как к разным людям мы можем быть благодарны совершенно по-разному… Мы, например, можем своему другу сказать «Петька, привет!», или «Петька, спасибо тебе!». Но вот президенту мы не скажем уже «Вовка, привет!» Ну, язык не повернется у подавляющего большинства людей, у который совесть ещё есть немножко, не повернется язык, потому что положение обязывает. У президента статус другой, и ему уже не скажешь Вовка, это звучит унизительно и оскорбительно для президента, и это является не благодарностью, а это называется уже оскорблением. Понимаете, хотя, вроде бы те же самые слова.

00:13:13 [А.В.Махов]: А те личности, которые обеспечивают нас светом, теплом, они обеспечивают нас едой, воздухом и водой, и всем прочим, что нам необходимо для жизни, эти личности находятся ещё на гораздо более высоком уровне, чем наш президент. И это означает, что сказать им просто спасибо это хорошо, но это недостаточно. Понимаете, этого недостаточно. И для того, чтобы эти личности были удовлетворены, именно для этого в Ведах описаны разнообразные жертвоприношения, которые проводятся в их честь. В знак нашей благодарности за то, что они дают нам свет, дают нам тепло, дают нам воздух, дают нам воду, еду и все прочее. Вот такой ведический подход. И в Ведах говорится, что человек должен за свою жизнь проводить достаточно много жертвоприношений, чтобы хотя бы просто оставаться благодарным, то есть, быть цивилизованным человеком. Однако здесь возникает одна проблема. Она заключается в том, что подавляющее большинство этих жертвоприношений, они требуют очень больших ресурсов. Очень больших ресурсов. Ну, вы посмотрите, например, ашвамедха-ягья. Первое условие успешного проведения ашвамедха-ягьи: человек, который её проводит, должен быть императором всей Земли. То есть, вся Земля должна признать его своим королем, ну, своим царем. У нас сейчас периодически в каждой стране революции проходят, один другого постоянно сменяет, о какой единой конфедерации может идти сейчас речь? В нашем мире это невозможно. А это означает, что ашвамедха-ягья не будет иметь успех, кто бы её не проводил. Понимаете, для других жертвоприношений требуется очень много, там, золота, сотни тысяч тонн нужно было, очень много всего, множество драгоценных камней, таких, каких сейчас просто нет, ни по размеру, ни по качеству, ни по чистоте. Нет таких просто, понимаете. У нас нет условий для того, чтобы подавляющее большинство этих жертвоприношений правильно проводить.

00:15:22 [А.В.Махов]: Однако же, в Ведах говорится о том, что существует определённый вид жертвоприношений, который создан специально для нас. Для нас, для людей века Кали-юги, которые не имеют такой сильной духовной силы, не имеют большой нравственной силы, не имеют. Поэтому, в Ведах говорится, что, так как мы все очень греховны и немощны, то нам достаточно просто произносить святые имена Бога. Это будет достаточным жертвоприношением для того, чтобы выказать всю благодарность, которую мы должны выказывать всем этим личностям. И вот здесь вот очень интересная есть деталь, которую очень важно, чтобы мы с вами все очень хорошо поняли и запомнили. Смотрите, есть два способа, принципиально разных два способа быть благодарным. Первый способ быть благодарным выполняется следующим образом: человек поклоняется богу Солнца за то, что он дает тепло, он поклоняется богу воды, которая дает ему воду, поклоняется богу, который обеспечивает его воздухом, и так далее, он поклоняется всем-всем полубогам, которые обеспечивают его теми или иными продуктами питания, и вообще, обеспечивают его жизнедеятельность. Это первый способ. В Ведах он называется карма-канда, или поклонение полубогам. Такой человек, если он правильно все выполняет, получает возможность родиться на планетах полубогов в следующей жизни, то есть, в высших мирах. Однако же, ещё раз повторюсь, все эти жертвоприношения достаточно сложны и требуют филигранной точности в выполнении, очень высокой техники, и, в целом, эта культура, ну, в нашей стране она уже давно утрачена, в Индии, где ведическая традиция ещё поддерживается так или иначе, они доступны, но, тем не менее, трудновыполнимы.

00:17:11 [А.В.Махов]: Но есть, в Ведах говорится, есть другой способ. Он сравнивается в Ведах с поливанием корня дерева. Вот смотрите, если стоит дерево и мы хотим ему как-то быть благодарными, как-то послужить ему в ответ, за то, что оно, предположим, дает нам яблоки, мы что можем сделать? Мы можем полить его листики, полить его веточки, полить ствол, в конце концов. И так вот, совершив омовение всему дереву, каждому его листику, каждой веточке, каждому стволу, каждому яблочку, напитав их так вот внешней водой, ну, по идее, теоретически, мы выполним свой долг, мы отдадим благодарность. Однако дереву от этого мало толку, мало прока. Почему? Потому что дерево нуждается в другом. Мы, в принципе, все делаем правильно, все хорошо, но будет лучше, если мы польем не листики и яблочки, а будет лучше, если мы польем корень. Потому что, если мы поливаем корень дерева, то живительную влагу получает и ствол, и ветки, и листья и цветы и плоды, и все довольны. Все довольны, все дерево довольно. При этом не нужно затрачивать такое количество усилий на поливание каждого отдельного листика или каждой отдельной веточки. Понимаете, в этом нет, на самом деле, никакой необходимости – дереву нужно на самом деле другое. И точно также в Ведах говорится, что в наше время нет никакого смысла поклоняться, устраивать такие вот обряды жертвоприношений для поклонения полубогам, потому что у нас нет для этого ни квалификации, ни возможностей. Однако же, поклоняться Богу, произнося его святые имена – это доступная практика для любого человека современного. И именно она сравнивается с поливанием корня дерева, потому что, в конечном счете, все полубоги, которые проводят сюда, во Вселенную, эти энергии, которые позволяют нам здесь существовать в своих грубых телах, в конечном счете, эти полубоги, они тоже не являются источниками энергии, они просто проводники. Они проводят энергии, которые идут непосредственно от Бога. И когда мы поклоняемся Богу напрямую, мы поклоняемся Богу, произнося Его святые имена, в рамках любой из авторитетных духовных традиций, то в этом случае удовлетворены все. Удовлетворен Господь, потому что он видит нашу благодарность и искренние старания, и удовлетворены все полубоги, которые являются его слугами.

00:19:44 [А.В.Махов]: Посмотрите, если есть хозяин – Господь, он как хозяин – если есть хозяин, и есть полубоги, как его верные слуги, которые ему служат, и если мы начинаем оказывать очень большое почтение, мы стараемся хозяину почтение оказать, почтение, почтение мы оказываем, как будут думать слуги о нас? Они будут очень довольны, они будут говорить – вот, какой разумный человек! Он тоже понимает, насколько велик наш хозяин. И он не тратит время просто в поисках мифического материального счастья, а он, правильным образом настроившись, он идет прямо к цели. Мы тоже знаем, как нужно двигаться к этой цели и мы окажем ему помощь. Понимаете, то есть, очень важный вывод заключается в том, что в наше время сложно проводить все жертвоприношения, которые позволяют нам быть благодарными каждому конкретному полубогу, и именно для этого в Ведах дан способ, который позволит, проводя всего-навсего одно жертвоприношение, которое называется санкиртана-ягья… Санкиртана означает совместное воспевание святых имен Бога, ягья означает жертвоприношение. Это жертвоприношение позволяет удовлетворить как Господа, так и всех тех слуг его, которые обеспечивают нашу возможность существовать в этой материальной Вселенной. Это причина, по которой человек должен проводить жертвоприношения. Еще раз повторюсь, причина заключается в том, что мы должны быть благодарными за то, что мы получаем.

00:21:15 [А.В.Махов]: Следующее, к каким же результатам приводят жертвоприношения? Самый важный результат, который человек получает, он получает удачу. Удача. Почему нам так важна эта удача? Потому что когда нам приходит время переживать тяжелую карму, когда, знаете, жизнь уже малиной не кажется, у нас есть всего два варианта, как поступать. Всего два. Если мы неспособны терпеть боль, которую приносят нам страдания, последствия наших глупостей, то мы очень часто совершаем ещё одну глупость. С горя мы делаем ещё одну глупость, в результате наша жизнь раз за разом становится все тяжелее и тяжелее. Мы её совершаем, эту глупость, зачастую просто от отчаяния, от безысходности, не понимая, что дальше делать. Однако же, это не единственный способ. Если человек совершает жертвоприношения, он получает вот это самое свойство, которое называется удача. Удача означает… у удачи есть очень четкое определение. Удача означает возможность для человека в трудную минуту сделать правильный выбор, совершить правильный поступок. Вне зависимости от того, как он будет понят или не понят окружающими, как на него будут реагировать – это не имеет никакого значения. Значение имеет только одно – на перспективу он правильный или нет. И это определяется в Священных Писаниях. И вот эта способность, когда обстановка накаляется очень сильно, совершить правильный выбор и сделать правильный поступок, и удержаться на этой правильной позиции – вот это называется удача. Результат какой? Результат – жизнь такого человека становится успешной. Поэтому, даже если человек не ставит какую-то возвышенную цель в жизни, ну, например, осознать свою духовную природу, постичь свои отношения с Господом, восстановить их, начать служить ему – для подавляющего большинства это очень абстрактная цель. Очень абстрактная. Но для любого человека, даже если он не стремится к высшей цели, совершение жертвоприношения тоже очень важно, оказывается. Оказывается, его нужно совершать для того, чтобы получить в своё сердце силу понимать, как правильно действовать, когда жизнь малиной не кажется.

00:23:45 [А.В.Махов]: Это очень важно. В результате, человек такой становится успешным. Поэтому, я думаю, есть смысл для каждого из нас задуматься над тем, как совершать эти жертвоприношения. И для того, чтобы делать это правильно, нужно сделать следующее. Во-первых, если вы следуете какой-то духовной традиции, то вы должны обязательно наладить общение с какими-то возвышенными людьми, которые следуют вашей духовной традиции, и вы должны задавать им смиренно вопросы по поводу того, как правильно совершать самое главное жертвоприношение, которое называется молитва, или мантра-медитация. То есть, этот процесс должен быть четко у вас понимаем, его нельзя совершать бессознательно. Молитва или мантра-медитация это не бессознательное, автоматическое бу-бу-бу-бу… от этой молитвы толку нет никакого. Никакого. Ну, хорошо, человек, по крайней мере, глупостями не занимается, он ерунду по телевизору не смотрит «Мертвые не потеют», Олег Геннадьевич [Торсунов] так говорит. Но, однако же, и эффекта того, который он ожидает, он не получит, потому что молитвенная практика это очень глубокая практика. Очень глубока практика. Потому что человек, который проводит жертвоприношения – а молитва, теперь, как мы с вами уже понимаем, это вид жертвоприношений, причем, наиболее эффективный в наше время и наиболее могущественный – такой человек должен строго следовать всем правилам, которые рекомендуются для его проведения в рамках его духовной традиции.

00:25:25 [А.М.Махов]: Поэтому, каждый человек, который занимается молитвенной практикой, должен это все узнать в первую очередь. Все остальное, все остальные виды обрядов тоже важны, это хорошо и это нужно, но перво-наперво нужно четко понять, как правильно молиться. Какие существуют опасности на этом пути. Должен быть обязательно человек, который контролирует этот процесс, насколько все это правильно происходит. Только в этом случае все будет проходить как надо. И в Ведах говорится, что, в целом, должны поддерживаться два класса условий, чтобы методика совершения молитвенной практики или методика молитвенного жертвоприношения была успешной для человека, приводила к успеху его. Первый класс условий это внешние условия. Внешние условия означает: нужно произносить вслух, то есть, молитва не должна быть просто умственной… Умственная молитва это очень высокий уровень, и поверьте, для большинства из нас ещё преждевременный – не надо быть гордыми слишком сильно, нужно понимать, что начинать нужно всегда со звука. Другой вопрос, когда этот звук уже начинает без губ звучать, но это уже, извините, очень высокий уровень, это уже внутренний звук звучит, это уже практически святой человек становится к этому времени.

00:26:47 [А.В.Махов]: Поэтому, первое, нужно знать, какие звуковые вибрации нужно произносить, на том языке, на котором требуется произносить, дальше, нужно правильно выговаривать все эти звуковые вибрации, не надо жевать ничего. Нужно очень четко все проговаривать. Дальше, нужно поддерживать своё тело в определённой позе, в определённой позиции, и эта позиция должна быть статична. Если она тяжелая, если человек молится два с половиной часа, ну, например, сидеть в подмасане вряд ли подавляющее большинство людей сможет. Есть конечно, те, которые смогут, но таких не так много. Однако, есть разные виды асан, в которых, например, в ведической традиции рекомендуется воспевать святые имена Бога. Их нужно знать, выучить, понимать, как действуют, и соответствующим образом настраиваться. В других традициях есть тоже свои рекомендации. Ну, например, в христианской православной культуре принято молиться на коленях или стоя. Это тоже благоприятные асаны, и есть смысл их использовать. Они в Ведах тоже используются для совершения мантра-медитации. Это все внешняя сторона жертвоприношений, то есть, нужно чувство зрения задействовать. В тех духовных культурах, которые допускают изображения или изваяния Бога, то нужно концентрироваться на него, на его стопы. Можно концентрироваться на стопы духовного учителя, или какого-то святого, если ближе, контакт с ним быстрее происходит, нежели с Богом, можно так. В тех традициях, в которых образ Бога, или образ святого запрещены по тем или иным соображениям, никаких проблем нет – можно ставить перед собой Священное Писание, и сосредотачиваться на Священном Писании.

00:28:34 [А.В.Махов]: В Ведах сказано: если Священное Писание выдерживает проверку временем, значит, оно несет в себе духовное послание. Что означает несет в себе духовное послание? Это означает – оно контактирует с духовным миром, является проводником духовного мира здесь. Это означает автоматически, что между Священным Писанием и Богом, о котором оно говорит, нет никакой разницы. Нам очень трудно это понять, потому что мы здесь действуем и думаем нашим материальным умом, который действует всегда в категориях двойственности. Но в духовном мире нет двойственности, там все существует в изначальном, не двойственном, беспричинном виде. Мы же здесь привыкли мыслить категориями причин и следствий. Именно поэтому, кстати, иногда на лекциях особенно въедливые слушатели задают такой вопрос, он звучит так: может ли всемогущий Бог создать такой камень, тяжелый и большой, который потом не сможет поднять? Я сейчас ещё раз скажу: может ли всемогущий Бог создать такой большой камень, и тяжелый, который потом сам же не сможет поднять?

00:29:53 [Ведущая]: Как то вот, в начале вопроса сразу же противоречие какое-то: «может ли всемогущий Бог». То есть, он всемогущий, а мы сразу же вопрос: может ли? Если он всемогущий, то он все может.

00:30:07 [А.В.Махов]: А вот смотрите, интересный вопрос, может или не может? Ну, смотрите, на самом деле, в самом вопросе, сам вопрос здесь задан некорректно. По той простой причине, что здесь, вот во всех этих уловках… Ну, например, другой вопрос: «Может ли всемогущий Бог совершить ошибку?» Это то же самое. То есть, понимаете, сам вопрос задан некорректно, и поэтому кажется, что на него нельзя ответить. И именно в рамках материальной науки, которая рассматривает все с позиции двойственности, да-нет, могу-не могу, ответа на этот вопрос действительно нет. Однако в Ведах есть такая мантра, которая звучит так: ом пурна мадах, пурна мидам, пурнат пурна мудачайте. Это означает: Господь, Он полон Сам в Себе. И хотя из Него исходит множество Его полных частей, Его полнота при этом остается при Нем. Но что означает Господь полный? Это очень интересный вопрос. Это означает, что Он содержит в себе все. И когда мы спрашиваем, может Он или не может, мы автоматически задаем вопрос некорректно, потому что Он и может, и не может. Потому что, если мы скажем, что Он может, мы лишим Его полноты. А если мы скажем, что Он не может, мы опять лишим Его полноты. Понимаете, а Он полон, Сам в Себе, это означает в Нем «может» и «не может» присутствует одновременно и не конфликтует друг с другом. Вот такая вот она, духовная реальность. (Смеется). Надеюсь, я вас немножко позабавил, уважаемые радиослушатели.

00:31:53 [Ведущая]: Да, радиослушатели, задумались, я думаю, над этим предложением: как же так, действительно? Ну, на самом деле, это все довольно сложно понять. Все, что связано с Богом часто мы не способны осознать до конца.

00:32:12 [А.В.Махов]: Вы правы, Олеся, мы не способны не то, что не до конца, мы вообще не способны осознать это материальным умом. Мы можем просто, чисто умозрительно, согласиться просто «ну да», как-то вот так, но это останется для нас не опытом. Не будет даршины, мы не почувствуем это, не увидим. Поэтому, правильное отношение к духовным вопросам заключается в том, чтобы не пытаться мерить духовные категории материальными мерками. А тот, кто действительно хочет понять, кто такой Бог, что Он может, что Он не может, он должен развивать в себе свою духовную природу, и это понимание реально войдет в его сознание. У него все разложится по своим полочкам, и тогда он действительно осознает, что может Бог, что не может, и как в Нем все это вместе соединяется. Это придет, как переживание, опыт, реально переживаемый опыт, по той простой причине, что в Ведах сказано, что Бог и живое существо атма качественно тождественны. Мы качественно тождественны. У Бога набор качеств и у нас набор качеств совпадают, он бесконечен и совпадает.

00:33:22 [А.В.Махов]: Смотрите, если бы мы качественно были не тождественны Богу, у нас бы не было никаких возможностей понять, кто такой Бог. Это все равно, что слепому от рождения человеку объяснить, что такое свет. А у него нет этого качества зрения, он не понимает, что такое свет, и этот свет, так как он отличается от всего остального, его ничем не заменишь. Его вкусом не заменишь, звуковой вибрацией не заменишь, его не заменишь запахом и прикосновением. Понимаете, зрение, это определённый вид восприятия реальности. Если человек лишен этой возможности – ничто не заменит. До него невозможно донести. Так вот, наша попытка измерить Бога материальным это то же самое – попытка объяснить, что такое свет незрячему человеку. Для того чтобы понять, что такое свет, нужно прозреть. Об этом Господь Будда говорил в очень известной притче, я не буду всю её приводить, я уже много раз её повторял. И это все, что касается внешних условий. Мы немножко отвлеклись, но, мне кажется, уместно.

00:34:27 [А.В.Махов]: Возвращаемся теперь непосредственно к контексту беседы. Внутренний же настрой… Помимо внешних условий должен быть ещё внутренний настрой или внутренние условия. Внутренний настрой заключается в том, что человек должен выполнять это жертвоприношение – воспевание Святого Имени, или молитву, или мантра-медитацию – он должен воспевать в определённом умонастроении. И, согласно ведическому знанию, например, таких умонастроений может быть разное количество, я даже не берусь сказать сколько. Однако же, один вид умонастроения я приведу. Согласно ведическому знанию, мантра, или молитва Богу, должна произноситься человеком так, как плачет маленький ребенок, который потерял свою маму. То есть, настолько должна она искренне произноситься. И если мы попытаемся это дело как-то в себе сымитировать, если кто-то попытается – попробуйте. Вы с удивлением обнаружите очень интересный факт, что даже если вы будете очень сильно стараться, то вот этой искренности, с которой ребенок зовет маму, в сердце за пять минут воспитать не получится. Не получится. Потому что мы к маме естественным образом привязаны и у нас это получается очень легко и непринужденно. Но когда нам говорят, что то же самое нужно культивировать в себе по отношению к Богу, мы настолько забыли, что мы вообще не понимаем даже, кто он такой. Очень трудно, понимаете, очень трудно любить абстрактную личность. Очень трудно. И в Ведах говорится, в наше время, по крайней мере, невозможно просто самим обрести вот это состояние нехватки Бога, состояние потери Его. Именно поэтому в Ведах говорится, что очень важно, ключевым звеном духовного развития человека является принятие сначала наставника, а потом принятие духовного учителя.

00:36:41 [А.В.Махов]: Потому что для нас с вами, для людей Кали-юги, единственный шанс обрести любовь к Богу это перенять её у того, кто её имеет. Это единственный шанс. Другого способа нет: слишком много препятствий, слишком много грехов, слишком много прелести, как говорят православные мудрецы святые. Слишком много прелести. Понимаете, нам не то, что очень трудно, нам принципиально невозможно понять, что у нас в сердце в этот момент происходит. Человек начинает повторять молитву… я вам пример один приведу. Человек начал повторять мантру, поклоняться Богу, и у него через какое-то время, через две недели потекли слезы из глаз, у него волосы дыбом вставали, его испарина пробивала, он находился в состоянии необыкновенного счастья. И он пришел к своему учителю и говорит ему: «Дорогой учитель, я вот когда молюсь, у меня вот такие признаки все, прямо вот, признаки духовного транса, я, наверное, уже святой?» Духовный учитель ему сказал: «Ты просто продолжай. Все пройдет.» Это все проходит, но нам кажется, что мы уже святые. И это только один способ. Те силы, которые действуют в нас, в силу нашей греховности, они очень могущественны. И, так как мы очень сильно желали находиться здесь, в материальном мире, то нам очень трудно будет от этого материального мира отделаться, а в одиночку это фактически невозможно. Потому что то, чем мы будем пытаться от этого материального мира, так сказать, отойти, это только вот те же материальные силы, которыми мы здесь и связаны. Поэтому, человек должен найти источник духовной энергии. А это означает обязательно личность, которая является проводником, проводником духовной энергии.

00:38:35 [А.В.Махов]: На следующем этапе такой человек должен начать служить этой личности. И тоже это делается не просто так. Почему нужно служить духовному учителю? Почему бы просто не прийти к нему: «Здравствуйте! Вы духовный учитель?» «Да.» «Я ваш ученик. Вы меня, пожалуйста, инициируйте в эту мантру, в эту мантру, в эту, дайте мне вот эту молитву, я её почитаю, и все будет классно.» Почему это не работает? Олеся, как вы думаете, почему нельзя вот так, по-простому? Зачем служить надо так долго?

00:39:04 [Ведущая]: Потому что нужно что-то пожертвовать. Мы же сегодня говорим о законе жертвоприношений – нужно что-то пожертвовать, то есть, проявить благодарность, как вы в самом начале эфира сказали. И тогда что-то может получиться.

00:39:18 [А.В.Махов]: Вы абсолютно правы, Олеся! Абсолютно правы. Совершенно верно. Для того чтобы что-то получить, сначала нужно что-то отдать. И здесь, в отношениях между духовным учителем и учеником пожертвовать нужно свой эгоизм. Эго! Эго мешает нам принять духовное знание, оно стоит стеной и не пропускает. Не пропускает! Для того чтобы духовный учитель мог это знание нам передать, мы должны пожертвовать своим эго в отношениях хотя бы с одним человеком. Этот человек – духовный учитель. И как жертвовать? Что такое процесс жертвоприношения своего собственного ложного эго? Это называется служением. И человек начинает служить духовному учителю, начинает выполнять все его распоряжения. Духовный учитель видит, что должен делать ученик его, направляет его, он должен там делать, тут, так или иначе, он должен чем-то заниматься, обязательно. И обязательно это должно выполняться, как служение духовному учителю. Зачем? С одной целью, это жертвоприношение выполняется с одной целью. Результат: между учителем и учеником ложного эго не будет. Будет отношения на уровне истинного эго, то есть, на уровне духовном, на духовной платформе. И когда эти отношения переходят на этот вот уровень, тогда духовный учитель получает возможность в сердце своего ученика передать то бесценное сокровище, носителем которого он является. Вот такой вот вид жертвоприношения. Оказывается, не так все просто. Но, однако же, это возможно. Для нашего времени это единственно возможный способ получить то сокровище, которое находится в сердце духовного учителя. И которое ни за какие деньги никто никогда купить себе не сможет, потому что нет здесь другого источника духовной энергии, как духовный учитель, как его милость. Ну, хорошо. Давайте поедем дальше.

Результаты жертвоприношений

00:41:15 [Ведущая]: Давайте перед тем, как мы уехали… сели и поехали, я ещё раз напомню, что у нас работает новый сайт и новые возможности есть для того, чтобы задавать вопросы в эфире (Идет информационный блок).

00:42:07 [А.В.Махов]: Хорошо. Теперь я продолжу про результаты жертвоприношений, какие бывают. Для того чтобы разобрать немножко эту тему есть смысл пойти от обратного. То есть, нужно понимать одну вещь, что человек, который в своей жизни не совершает жертвоприношений, он неспособен быть счастливым в своей жизни больше, чем ему положено по судьбе. Поэтому, скупец, он обкрадывает сам себя. Каждый человек, мы все, мы все хотим быть постоянно только счастливыми. Никто не хочет быть несчастным. Ну, никто. По большому счету, мы… Мы иногда ищем счастье в несчастье – это факт, это бывает – но по большому счету если взять, мы неспособны наслаждаться несчастьем, мы хотим быть счастливыми. Но судьба нам, так как мы совершаем ошибки, зачастую преподносит довольно неприятные сюрпризы, и мы начинаем, когда у нас приходит черная полоса в жизни, и начинают одно за другим плохие события происходить, мы начинаем искренне удивляться и возмущаться. Мы думаем, «Что за ерунда! Почему это такое со мной происходит? Какое право, вообще, все имеют по отношению ко мне так себя вести?!» Но, если бы с другой стороны взглянуть на этот вопрос, а откуда, собственно, у меня уверенность берется в том, что по отношению ко мне кто-то должен вести себя хорошо? На каком основании? Ведь, может быть, я в прошлой жизни столько наделал всяких глупостей, и стольких людей замучил или ещё что-то с ними сделал нехорошее, что теперь мне просто приходит время отрабатывать эту карму. И люди так по отношению ко мне настраиваются, они просто не могут этого не делать. Но даже осознать это, даже осознать этот факт нужно иметь силы. И, к сожалению, не все эти силы имеют. И в основном мы как воспринимаем это? Как очень большую несправедливость по отношению к себе. Но, однако же, это называется иллюзия. Это иллюзия.

00:44:04 [А.В.Махов]: Для того чтобы избежать такой иллюзии и избежать таких мучений, человек должен стараться, сознательно стараться получить хотя бы способность принимать судьбу, которая идет к нему. Но уже для того, чтобы эту способность получить, человек должен совершать жертвоприношения. И для того, чтобы счастье получить в судьбе больше, чем положено, человек тоже должен совершать жертвоприношения, то есть, он должен что-то отдавать. И есть три варианта счастья, которым награждают человека жертвоприношения. Первый результат жертвоприношения это счастье, которое человек чувствует во время жертвоприношения. Ну, например, этот вид счастья очень часто доступен когда люди приходят в храм, особенно праздник когда большой какой-то, люди приходят в храм, они начинают петь хвалу Богу, они поют её по определённым правилам, все происходит не хаотично, а по определённым установленным законам, Божьим порядком – это называется жертвоприношение. И многие люди очень большое счастье испытывают в это время. У многих слезы текут. Так или иначе, люди испытывают состояние счастья. Это реальный результат жертвоприношения, который приходит прямо сразу.

00:45:19 [А.В.Махов]: Второй вид счастья, который приходит в результате жертвоприношения, тоже очень важен. Человек, когда ему нужно в жизни совершить какой-то шаг, какой-то выбор сделать, он чувствует, какой из них является правильным. Вот, он идет, допустим, после работы, и захотелось ему пивка попить, тем более, погода жаркая. И он идет, и тут – раз, и у него внутри: «Не пей, козленочком станешь!» И он: «Точно!» И пошел. Это означает, он совершает жертвоприношения – у него есть внутри сила понять где есть счастье, а где его нет в конечном счете. И третий результат жертвоприношения это когда человек внешне ничего не получает, ничего он не получает, но вся энергия, все благочестие жертвоприношения уходит в его будущее. И до него вот эти нехорошие всякие, неблагоприятные результаты его греховной деятельности просто либо совсем не доходят, либо доходят очень ослабленными. Ну, например, человеку по судьбе положено до срока быть убитым. Достаточно кого-то убить, и это означает, что есть вероятность, что сам помрешь до срока. А это неблагоприятно, потому что такие люди потом в телах своих тонких, как привидения… ну, привидениями они в общем-то и являются… они мучаются достаточно долго, потому что до срока никто отсюда уйти не может. Им приходится проводить остаток жизни в тонком теле и очень сильно страдать.

00:46:56 [А.В.Махов]: Но если человек начинает совершать жертвоприношения, то в это время, когда ему изначально по карме суждено было быть убитым, он в это время, например, просто порежется. Или даже вообще ничего с ним не произойдет. Это означает, что он очистил, своим жертвоприношением он очистил себя, очистил свою жизнь и получил возможность свою жизнь дожить в своем собственном грубом теле, не мучаясь в теле привидения. Представляете, какая мощная вещь! Я вам приведу один пример, даже пару примеров я вам приведу, насколько мощным может быть жертвоприношение. Первый пример это история из жизни одного ведического храма, который расположен в Соединенных Штатах Америки. Монахи, которые живут в храме, каждое утро порядка двух с половиной часов посвящают молитве. И эта молитва, мантра-медитация, точнее, она выполняется по определённым правилам. И в то утро монахи, как обычно, собрались в алтарной и начали воспевать Святое Имя, и все воспевали как обычно. А один монах, у него было правило, он взял на себя обет – каждый раз когда он заканчивал круг на четках воспевать мантру, он совершал поклон, то есть, земной поклон совершал стопам своего духовного учителя. А потом продолжал читать дальше мантру. И в это время, когда монахи молились, в этот храм ворвался убийца и из автомата расстрелял их всех. Ну, вероятно чем-то они ему насолили, не знаю, правда, чем монахи могут насолить человеку. Но, так или иначе, он был очень злой и он убил их всех. Однако один монах выжил. Потому что в это время как раз он находился в поклоне, в поклоне стопам своего духовного учителя, и ни одна пуля не попала в него. Этот пример показывает, насколько важно правильное умонастроение и насколько духовный учитель заботится о каждом своем ученике даже если его нет рядом.

00:49:08 [А.В.Махов]: Второй пример тоже очень интересный, тоже об отношениях духовный учитель и ученик. К одному духовному учителю пришел ученик и говорит: «Дорогой учитель, я почему-то все время хочу есть. Я должен есть или не должен?» И учитель посмотрел на него внимательно и сказал: «Да, ты должен есть. И ты должен есть очень много и не вовремя. Ты должен есть так, чтобы стать очень толстым.» И ученик… Вы представляете, сейчас такое вот сказать? Кто способен принять это, особенно, если это серьезный приверженец аюрведы. Я не против аюрведы, я за, я сам очень строго следую всем рекомендациям и аюрведы, и Олега Геннадьевича в частности. Я реально знаю, что это очень мощная методика как с точки зрения физического здоровья, так и психический силы – это стопроцентный факт для меня. Но там, где учитель-ученик, там действуют другие законы, понимаете, там действуют уже духовные законы и материальные законы, они уже идут на втором плане. Если духовный учитель сказал, ты должен есть и стать толстым. Нужно есть и становиться толстым. И зачем это нужно было? Духовный учитель сказал, ты сам поймешь, когда тебе начать худеть нужно будет.

00:50:28 [А.В.Махов]: И что произошло? Этот ученик через пару лет превратился в огромного просто, такого огромного толстяка. Ему было, конечно, не шибко радостно от такой судьбины, но, тем не менее, он выполнял просто наставления своего духовного учителя. И как-то раз, когда он заходил в подъезд, он шел домой, в подъезде на него напал человек, он ножом перерезал ему горло, забрал бумажник и убежал. Но так как этот человек, ученик, он был очень толстым, нож разрезал только жировую ткань и не добрался до жизненно важных органов. То есть, ни трохея, ни горло, ни гортань не были повреждены. И ученик остался в живых. И тогда он понял, что все, больше ему уже объедаться не надо. То есть, он выполнил наставления своего духовного учителя и в результате он остался живым. Хотя, в общем-то, никаких причин, никаких материально логически доказуемых причин для такого поведения нет. Поэтому, когда у вас в жизни появляется духовный учитель, квалификация ученика, в том числе одной из квалификаций ученика является способность следовать указаниям духовного учителя даже если в них нет никакой логики. Не то, что нет, а если ученик не видит никакой логики, он должен делать то, что говорит ему духовный учитель. Понимаете, совершенно другой уровень отношений. До него, конечно, нужно нам ещё дорасти.

00:51:55 [А.В.Махов]: Следующее. Подытожим теперь немножко. Согласно ведическому знанию, поклонение Богу в наше время это лучший вид жертвоприношений. Самый лучший. Но помимо всего прочего в Ведах сказано, что между Богом и живым существом могут устанавливаться самые разные виды взаимоотношений. По большому счету, все виды взаимоотношений, которые мы здесь устанавливаем с разными категориями людей, начало своё они имеют в духовном мире. И это отношение между Богом и живыми существами и между живыми существами друг с другом в духовном мире. В Ведах сказано: все, что мы здесь имеем, все виды отношений – это все только тень, слабая тень тех отношений, которые царят в духовном мире между Богом и живыми существами. Но в Ведах говорится, что в наше время самый лучший стиль отношения между Богом и живым существом, с которого рекомендуется начинать, это стиль слуги и господина. Потому что сама возможность верить в Бога – это очень недешевая вещь и редко встречающаяся в наше время. Однако если мы изначально признаем себя слугой, то есть, я слуга, или как, допустим, в православном христианстве «раб Божий» - тоже хорошее, очень правильное определение. В ведической традиции это бескорыстный, преданный слуга, который культивирует в себе эту способность – бескорыстно, преданно и с любовью служить Богу. Это правильное понимание вещей. Потому что человек, который действует, настраивается таким образом под должным руководством, очень быстро способен очищаться от своего эгоизма. А это означает, что он очень быстро прогрессирует в своей возможности строить отношения с Богом.

00:53:45 [А.В.Махов]: И, насколько важно здесь жертвоприношение, которое совершается между учеником и духовным учителем с целью принятия духовным учеником духовного знания из сердца духовного учителя, я вам расскажу на следующем примере, который сейчас приведу. Несколько тысяч лет назад в Индии жил великий военачальник. Нет, не военачальник, а великий учитель военного искусства. Он был ученым по своей природе. То есть, он сам, в целом, не воевал, но он учил, учил сыновей царей, царевичей, он только царевичей учил военному искусству, которое называется Дханур Веда – веда военного искусства, правила ведения боя, правила ведения войны и все прочее, владение разными видами оружия, мистическими – очень много всяких вещей. И интересная произошла история. Недалеко от того места, где находился ашрам этого учителя духовного в котором он обучал учеников, в соседней деревушке родилась удивительная личность. Удивительная! Этот человек родился в семье обыкновенных крестьян, но при…

00:55:03 [Ведущая]: Так, кажется пропала связь у нас с Алексеем. Сейчас я попробую переподключиться… Алексей, вы с нами?

00:55:45 [А.В.Махов]: Да, я уже на связи. Итак, этот человек, который родился рядышком с ашрамом этого наставника, он проявлял все качества воина. Когда он подрос, он пришел к нему и сказал: «Научите меня! Я должен стать воином. Я должен быть воином, таково мое призвание.» Учителя звали Дроначарья, а воина звали Экалавья, этого мальчика звали Экалавья. Но Дроначарья сказал: «Я учу только сыновей царевичей этой науке, никто другой не достоин ее.» И отказал Экалавье в обучении. Но Экалавья, осознавая свою природу, природу кшатрия, он поступил очень мудро. Он знал, что такое жертвоприношения. И теперь смотрите, что он сделал. Он изваял скульптуру этого учителя, Дроначарьи. И что он начал делать? Он начал каждый день ей очень мощно поклоняться, жертвоприношения, он определённые подношения ей делал, он просто заботился об этом изваянии. Он перенес, фактически, все сознание на эту статую, на статую Дроначарьи. И что произошло? Произошла удивительная вещь. То знание, которое находилось в сердце Дроначарьи, перешло в сердце Экалавьи, и он овладел, овладел всеми искусствами, которыми обладал Дроначарья, даже лично с ним не общаясь. Это удивительный факт.

00:57:30 [А.В.Махов]: Ну например, приведу такой, более приземленный пример. Как выучить математику? Вот как выучить математику? Очень просто. Ставите фотографию учителя математики (смеется) и начинаете ему поклоняться. «Ой, какой ты хороший учитель математики, я тебя так уважаю…» Что означает в данном случае поклонение? Начинаете уважение к нему и почтение культивировать. «Я очень тебя почитаю, да… Ты, может быть, на меня накричал когда-то несправедливо, хотя я был не виноват, но я всё равно почитаю тебя, потому что ты учитель математики, ты учишь меня математике, ты её знаешь, а я не знаю, поэтому я твой ученик, и я очень сильно уважаю и почитаю тебя.» Вот если серьезный настрой такой будет – все, математика пойдет. Математика в сердце пойдет. Потому что так действует… Это механизм, понимаете, механизм жертвоприношений. Закон действует таким образом. Чем больше человек оказывает почтение и уважение носителю знания, какого-либо, любой природы знания, тем больше его сердце, сердце ученика открывается для этого знания. И это означает – тем больше знания в это сердце может войти. Видите, как интересно, оказывается.

00:58:46 [А.В.Махов]: Поэтому, как, например, быть успешным в учебе? Есть два варианта: учиться для оценок, зубря бесконечно все, и потом забывая, как только экзамен сдал. А есть другой вариант: нужно уважать, культивировать в себе уважение и почтительное отношение к учителям, которые нас учат, как к носителям знания, которого в нашем сердце ещё пока нет. И в результате это знание просто перетекает из сердца учителя в сердце ученика. Так ученик неизбежно становится успешным в учебе. Интересный факт, так ведь, и это называется жертвоприношение. Также и Экалавью никто не учил. Его никто не учил, он просто знал, как правильно поклоняться. Но этот человек, Дроначарья, был достоин поклонения. Я не говорю о том, что надо поклоняться учителю математики, я не об этом говорю. Не надо этого делать, я просто привел этот пример, как принцип. [Неразборчиво]. И дальше что произошло? Когда Экалавья достиг своего могущества, он пришел к Дроначарье, к своему учителю, заочному, и сказал: «Здравствуйте, уважаемый учитель! Я ваш студент-заочник Экалавья. Я завершил процесс обучения, готов продемонстрировать все, чему я от вас научился.» Дроначарья был очень удивлен. Но так как он был очень могущественная личность, он сразу понял, что Экалавья всего достиг. Но, так как в ведической традиции есть такой принцип: когда ученик завершает обучение, он должен что-то дать своему учителю. И Дроначарья сделал так, что Экалавья не смог воспользоваться всеми теми знаниями, которые он получил. Потому что он сказал: «Ты украл их у меня. Я не давал тебе возможности, не давал тебе позволения на то, чтобы ты их изучал. Ты же изучал их тайно, значит ты вор.» И он попросил Бога сделать так, чтобы Экалавья не смог воспользоваться теми знаниями в полной мере, которые он имеет.

01:00:57 [А.В.Махов]: Но в этой истории интересно не это. В этой истории интересно то, что в ней показан сам принцип как знание перетекает из сердца одной возвышенной личности в сердце другой личности, которая готова и имеет квалификацию эти знания принять. И для того, чтобы это произошло, должно совершаться жертвоприношение, то есть, должен совершаться определённый обряд по отношению к этой личности. Это очень интересная вещь. Между прочим, в нашей традиции, в нашей русской культуре, точнее, тоже есть такая традиция. Она называется как гадание. Когда девушки гадают на мужа. Когда девушка себе юношу какого-то выбрала… Вот, раньше, по крайней мере, как было: она выбирает себе юношу, и что она начинает делать? Она берет, так или иначе настраивается на него, и начинает что делать? Это называлось заговаривать. Начинает его по-всякому ласковыми словами называть, уговаривать, она начинает рассказывать, как она будет о нем заботиться, как он ей дорог, и начинает говорить, говорить, говорить… И что происходит? Через какое-то время… Когда девушка начинает вот так юноше служить, она постоянно служит, служит… Юноша слышит, как она ему служит? Ничего он не слышит. Ничего. Но она что делает? Она постоянно в сердце своем помнит о нем, очень верна ему сильно и думает постоянно о нем как? С любовью и нежностью, с заботой, с желанием как-то послужить ему, что-то сделать для него, как-то помочь ему в его жизни. И знаете что происходит? С молодым человеком удивительные метаморфозы: он начинает сначала терять покой, он ходит озирается – что-то не так, не понимает. Он ещё не понимает, что он уже обречен. (Смеется.) Все уже сделано, вопрос только времени, когда он увидит эту девушку. И когда он её увидит, в его сердце сразу же возникнет вот эта мысль: «Какая девушка интересная! Надо же! А я почему-то её и не замечал раньше.»

01:03:06 [Ведущая]: Да, Алексей, мы поняли, как действовать. Спасибо вам за рекомендации. Все незамужние женщины, девушки сообразили сразу, что нужно делать, как поступать. Спасибо, Алексей! На самом деле у нас немного минут осталось до окончания эфира, есть несколько вопросов, но, вот конкретно сегодняшней темы они не касаются, но есть пару вопросов, которые так, слегка касаются. Но я думаю, они будут интересны. Например, вопрос от Татьяны: «Здравствуйте, Алексей. Почему женщины, имея ум в шесть раз сильнее и врожденную сильную любовь и интуицию, большую, чем у мужчин, очень редко становятся духовными учителями и просветленными махарджами?»

01:03:59 [А.В.Махов]: Спасибо большое, Татьяна. Очень интересный вопрос. Вкратце ответ звучит так: вы совершенно все правильно описали, и из ваших описаний следует, что сознание женщины в основном концентрируется на уровне ума. И это хорошо. Однако же, позиция мудреца предполагает не столько развитие ума, сколько мощнейший, сильный и чистый разум. А потенциально именно мужчина обладает большей способностью развивать… Ну, скажем так, у него это быстрей происходит и глубже, развивается разум. Именно поэтому в основном становятся духовными учителями, просветленными мудрецами, святыми становятся мужчины. Это проще просто. Однако же, это вовсе не означает, что женщина ущербнее. Это никоим образом не так, просто у женщины другой способ прогрессировать. Ее способ прогрессировать заключается не в том, что она сама это делает, а её способ прогрессировать заключается в том, что она вдохновляет на духовный прогресс своего мужа. То есть, она что делает? Она свою психическую энергию, которая в шесть раз больше у неё, она не на себя её тратит, а она вкладывает в духовный прогресс своего мужа. И когда муж начинает прогрессировать, что происходит? Происходит обмен. Женщина отдает свою шакти, свою энергию, а назад получает буддхи – разум. И чем больше она способна отдать шакти, тем больше буддхи приходит. Вот и все. Такой прогресс. Понимаете, женщине одной прогрессировать тяжело – ей нужно вкладывать, потому что такова природа. Ей нужно вкладывать в кого-то энергию, так она получит большую глубину. Если женщина, например, в семье, занимается духовной практикой, а мужчина нет, но при этом, если женщина не на себя эту энергию тратит, а она начинает эту энергию тратить на своего мужа: она отдает ему плоды своих молитв, она начинает правильно выполнять перед ним свои обязанности, принимать своё положение перед ним, начинает служить правильно, - все, у мужа никаких шансов. Он обречен на духовный прогресс. (Смеется.)

01:06:43 [Ведущая]: Интересно как звучит. Обречен на духовный прогресс. Наши слушатели хотели бы все-таки разобраться в духовном прогрессе и особенно во взаимоотношениях учителя и ученика, коль мы все-таки затронули эту тему в нашем сегодняшнем эфире. И поэтому ещё один вопрос от Анны к нам пришел: «Подскажите, как найти духовного учителя в христианстве. Это монах, батюшка, или служитель церкви? Служить нужно ходя на исповеди, или необязательно духовный учитель должен быть в христианской традиции?»

01:07:14 [А.В.Махов]: Нет, если вы следуете христианской духовной традиции, вы должны искать духовного учителя в рамках своей традиции. Потому что, если вы выбрали уже для себя духовный путь, там вы должны искать себе наставника. В целом же, не надо бегать и искать духовного учителя. Понимаете, не надо этого делать. Делать нужно другое: искать себе нужно наставника, какую-то очень возвышенную личность, духовно возвышенную личность. В идеальном варианте, это может быть какой-то старец, который где-то в [неразборчиво] живет там, в монастыре, или батюшка, такой, продвинутый, по-настоящему, в любви уже продвинутый. И тогда вы что делаете, вы просто ходите к нему и получаете наставления, и дальше выполняете их, и служите ему таким образом. Опять ходите, получаете наставления, и также исповедуетесь перед ним – это тоже вид служения. Все, и дальше вопрос только времени. Все придет, отношения сложатся. Потому что, понимаете, нет прямых аналогий между разными понятиями в ведической культуре, например, и в христианской традиции. Ну, я часто сталкиваюсь с таким недопониманием – например, в ведической традиции святым считается человек, который обладает определёнными качествами. Это определение святого. Святой это человек, у которого 26 качеств ума развиты правильно, в позитивном направлении, а не в негативном. Или даже, в наше время, хотя бы одно из этих качеств развито – уже можно считать святым. А, допустим в православии, в христианстве святым человека считают тогда, когда его канонизируют, и чаще всего после смерти. Понимаете, из-за этого существует огромная путаница в понятиях. Поэтому, вам что нужно делать: вам нужно найти себе наставника, возвышенную личность, наставления которого вам бы хотелось слушать и следовать им – это означает, есть определённая психическая совместимость изначально, которая очень важна. Дальше, вы должны следовать его советам, и дальше вам уже беспокоиться не о чем. Все. В нужное время все само произойдет. Готов человек – готов ему и учитель. А бегать за духовным учителем не надо. Нет смысла раньше времени устанавливать с ним отношения. Такой ответ.

01:09:37 [Ведущая]: Спасибо вам за него! Спасибо, Алексей, за то, что сегодня провели этот эфир! Было, как всегда, полезно, познавательно, и обязательно всем нам это все нравится. Спасибо, будем ждать вас ровно через неделю. До скорых встреч!

01:09:57 [А.В.Махов]: Спасибо и вам, Олеся, за прекрасный эфир, спасибо вам, уважаемые радиослушатели, за ваше внимание и за ваши хорошие вопросы. Спасибо большое, до свидания.

транскрибирование: Наталья Горбачева | Киев | Украина | 16 марта 2016