Влияние саттва гуны в обществе

Аюрведа радио - 13 August 2012
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:23:31 | качество: mp3 48kB/s 28 Mb | прослушано: 1326 | скачано: 1155 | избрано: 13
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [ведущая] Добрый вечер всем слушателям Аюрведа-радио. С этого момента у нас начинается прямой эфир. Меня зовут Олеся, на протяжении целого часа, как минимум, я буду вместе с вами. Кроме этого у нас в эфире появляется Алексей Махов, как всегда по понедельникам.
- Алло, Алексей, здравствуйте.
[Махов А.В.] Здравствуйте, Олеся, здравствуйте уважаемые радиослушатели.
[ведущая] Я напомню в самом начале нашей беседы, что прямой эфир то, что каждый из слушателей может присылать свои вопросы касающиеся этой нашей беседы, итак вопросы принимаются по e-mail radio@torsunov.ru, а так же можете лично дозваниваться и попадать в эфир, и своим голосом произносить свой вопрос. Итак, наш Скайп с помощью которого вы можете дозваниваться Аюрведарадио – это наш логин в Скайпе пишется слитно. Выбирайте любой способ присылать вопрос письменно, либо же самим его задавать Алексею. У нас продолжается тема «Гуны материальной природы» Мы продолжаем говорить о гуне благости, и я постараюсь задавать вопросы, которые не уводят нас от основной линии, от основной темы нашей беседы.

00:01:11 Итак, с чего мы начнем, Алексей?
[Махов А.В.] Сегодня мы продолжим рассмотрение гуны благости, как вы совершенно правильно сказали, в свою очередь я очень постараюсь не уклоняться от основной темы, от основной канвы повествования, даже если вдруг вопросы будут способствовать этому, и сегодня мы с вами начнем с того, продолжим тем, что будем разбирать признаки влияния гун в обществе. На самом деле, если смотреть на мир глазами знания, в частности, глазами ведического знания, то можно очень легко понять под влиянием каких гун находится то или иное государство. И для этого достаточно просто посмотреть, что у нас рисуют в качестве рекламы, или просто каких-то плакатов, когда действует сила благости, обычно на плакатах, на улице тех или иных досках рисуют людей, но причем, из всего человеческого тела оставляют только бюст или лицо. Лицо, самое главное. Обязательно должно быть лицо, верхняя часть тела.

00:02:19 Причем, это лицо, оно не выражает такую осклабившуюся ухмылку, или ещё что-то, а это лицо, оно очень одухотворено. Причем, не важно, какой веры этой человек, он может верить в коммунизм, а коммунизм – это тоже разновидность веры, не имеет значения, но так или иначе везде, в городах, в населенных пунктах преобладает изображение человеческого лица, причем, это лицо направленно вверх, если это рука, то она тоже направлена вверх. Она показывает направление наверх, и это означает, вот это направление вверх означает влияние силы благости. И если посмотреть на нашу новейшую историю нашей страны, то можно легко понять, что примерно до 60-х годов, до начала 60-х годов нашего века и после… Второй мировой войны до начала 60-х годов, как раз преобладало влияние силы благости.

00:03:17 В это время, как раз фильмы, которые снимались, если их посмотреть, они дышат желанием помочь другим, энтузиазмом. Вот этот энтузиастичный труд, не за длинным рублем люди гонялись, а они трудились из-за желания своим трудом помочь другим людям, вкладывались… внести свою лепту в то, чтобы страну поднять из разрухи, свою лепту в то, чтобы своим трудом облегчить жизнь другим людям. Это бескорыстный настрой. Точно так же, если посмотреть, какие песни слагались в то время, какой настрой они несли, то тоже можно видеть, что они все полны энергии, энтузиазма, радости, счастья. Все они полетную имеют природу такую. «Нас утро встречает прохладой» и прочее, и прочее, все эти песни, они как раз заряжены вот этой силой благости.

00:04:11 А дальше, если посмотреть, двигаться дальше по шкале времени, к нашему времени уже ближе, после 60-го года, это 70-е, 80-е года, уже видим, что 60-е, 70-е, начало 80-х мы видим, что постепенно начинает усиливаться влияние силы страсти. В чем это выражается? Во-первых, на первое место выходит борьба, сама идея борьбы «догоним и перегоним Америку», - это известный лозунг, мы её вечно догоняли в чем-то. Зачем, не очень понятно, но на самом деле, теперь понятно зачем. Тогда начинает влиять та или иная сила, она просто заставляет, она принуждает человека действовать определённым образом. И вот сила – гуна страсти, она имеет всегда дух соревнования. Причем он такой, ну, как сказать, достаточно жестокий, потому что желание соревноваться оно направлено не то, чтобы победить, но ещё и на то, чтобы потом немножко поглумиться над тем, кого победили. И если посмотреть те фильмы, фильмы той поры, или посмотреть те песни, то они уже заряжены идеей первенства. Т.е. на первое место выходит спорт. Там, «сухой вратарь», все ему рукоплещут, забили ему один гол, все – смешали с грязью, всё - никто.

00:05:35 Вот идея такая уже, что ты должен быть либо первым, либо ни кем. Вот черно-белая психология, да – нет, черное - белое, хороший – плохой – середины нет. Это как раз яркое проявление, яркий признак влияния гуны страсти. И в это время, если посмотреть, кого изображают на плакатах, на картинах, на скульптурах – то это, в основном, спортсмены. Мощный торс, развитые мышцы, если это мужское тело, развитые мышцы очень, постоянно… если женщины – обязательно с веслом, т.е. это уже практически притча во языцех стала. Если, допустим, дети, то они обязательно с какими-то самолетами, с ракетами, т.е. обязательно идея первенства. Мы самые лучшие, догоним и перегоним, советское – значит отличное. Такая идея.

00:06:37 И если посмотреть дальше, по истории пойти, то начиная примерно с 80-х годов, до начала 90-х, со второй половины, особенно 80-х, до начала 90-х это процесс перехода от влияния силы страсти к влиянию гуны невежества. И гуна невежества к нам пришла, когда у нас произошла великая сексуальная революция. Ну, уж, не знаю, на сколько она великая, но к сожалению революция, она действительно была. И чем характеризовалось это влияние гуны невежества – беспределом, т.е. падением всех нравственных и моральных ценностей. Полной дезориентацией людей. Подавляющее большинство людей в нашей стране в этот момент находилось в состоянии близком к отчаянию.

00:07:26 Потому что люди, которые выросли при социалистическом строе, они… более разумные из них прекрасно понимали, что добиться какого-то материального достатка, какого хотели люди, - это невозможно. Однако же была такая вещь, как стабильность. Они знали, что будет стабильно все. Когда произошла у нас смена государственного строя, люди не приобретя ничего, кроме отсутствия работы, бесконечной задержки зарплаты, полных разрушений нравственных и моральных устоев, они потеряли ещё и эту стабильность. И вот общество очень сильно разделилось в этот момент. Оно разделилось на подавляющую массу людей, составляющую… процент людей, которые находились… были полностью обескуражены, и над ними находились те люди, которые беспощадно эксплуатировали это состояние людей.

00:08:25 И вот это как раз влияние гуны невежества, и чем оно характеризуется? Если посмотреть что снималось даже в советском… в российском кинематографе, я думаю, что подавляющее большинство людей, которые тогда играли роли сейчас об этом вспоминают с содроганием, ну, если они, конечно, серьезные, более или менее, вменяемые люди. Т.е. люди, которые, в общем-то, имели вес в глазах людей, считалось что люди такие, возвышенные, достаточно серьезные, в конечном счете показали себя, к сожалению, не с самой лучшей стороны. И всё это видели. Я уж, не говорю, о том, что хлынуло на нашу страну с Запада.

00:09:06 К чему все так жадно тянулись, к этой «клубничке». Чем все закончилось – это понятно. Огромное количество наркоманов, огромное количество загубленных жизней, испорченных судеб. Огромное количество людей, которые не представляют потом как жить дальше. Вот, собственно, тот печальный итог влияния гуны невежества на нашу страну.
[ведущая] А чем обусловлены вот эти переходы от одной гуны к другой во всём обществе, почему так происходит?
[Махов А.В.] На самом деле есть такая… мы когда говорили о законе кармы, мы говорили, что есть карма страны, которая объединяет в себе совокупную карму всех людей, которые её населяют. И как происходит переход? Когда люди настроены в стране эгоистично, эгоизм растет, то рано или поздно, так как мы в основном здесь находимся под влиянием силы страсти, проблема влияния этой силы заключается в том, что она нестабильна. Вот, благость и невежество – они стабильны. Человек, который попадает под влияние гуны благости – становится стабильным. Человек, который находится в невежестве он тоже стабильный, только потому, что он вообще ничего не понимает и ничего не делает.

00:10:07 [ведущая] Ни к чему не стремится.
[Махов А.В.] С точки зрения выхода из этой ситуации, он достаточно долго в ней крутится и выходит из нее не так быстро. Поэтому эти две гуны они стабильны, а гуна страсти – она не стабильна. У нас что происходило? У нас 70 лет происходил, ну не 70 лет, какое-то время, пока было социалистическое правление, у нас происходил искусственны энтузиазм. У нас насаждались ценности, которые не были подкреплены каким-то реализациями, но так или иначе, это пропагандировалось и давало хоть какой-то контакт, как-то удерживаться помогало, под влиянием гуны благости, какое-то время.

00:11:09 Но так как глубокая реализация, зачем это нужно, т.е. зачем? Зачем бескорыстно действовать в этом мире, так как не было доказательств того, что действуя бескорыстно можно, каким-то образом, счастливо здесь жить, не было примеров реальных, то рано или поздно, естественно, люди переходили назад, под страстный труд. А что такое страстный труд? Страстный труд - это эгоистичный труд для себя. Для себя. Люди видели, что та самая философия, которая… материалистическая, коммунистическая – она не действует, и причем, она не действует как раз в кругу тех людей, которые, в общем-то, её и исповедуют. В результате произошла сильнейшая потеря веры. Дальше что произошло? Люди увидели, что раз нет счастья в идее, нужно брать счастье где? Нужно брать счастье прямо вот здесь, материальное, которое сумеешь ухватить.

00:12:04 И вот с этого момента, как только возникает эта идея эгоизма, вопрос перехода под гуну невежества, это просто вопрос времени.
[ведущая] Хватай скорее, а то кто-то другой заберет.
[Махов А.В.] Да, да, если учесть сюда ещё материалистическую философию, которая говорила, что мы являемся просто комбинацией нервных импульсов, то живем мы один раз, и человек вот с этой идеей столкнувшись, понимает, что и там я ничего не получу, и тут я все упущу. В результате, вот, произошла такая вот неприятность. Но так или иначе мы к счастью её уже более или менее пережили. Сейчас у нас все-таки гуна страсти преобладает больше нежели… ну, хотя… гуна страсти и гуна невежества в нашем государстве действует, примерно, поровну. Однако же есть интересный вопрос, возможно, к вам Олеся. Как вы считаете, в тех условиях, в которых мы сейчас живем, когда, в принципе, в любом государстве не важно, не обязательно в нашей стране. Государство, в общем-то направленно и действует… усилия прилагает максимум, ну в лучшем случае только для того, чтобы удержать людей под влиянием силы страсти. В худшем случае там вообще, люди в полном невежестве живут.

00:13:24 Вот, скажите пожалуйста, может ли отдельный человек, живя в таких условиях, быть счастливым?
[ведущая] Счастливым? Ну, на самом деле, счастливым практически невозможно быть в таких условиях. Можно находится в такой иллюзии счастья, думать, что это счастье приносит, но на самом деле это будет иметь последствия далеко не радужные.
[Махов А.В.] Это факт, хорошо, а если он получает знания о том, как быть счастливым, возможно это для него, живя вот в током окружении, или нет?
[ведущая] Если человек, ну, на мой взгляд, если человек действительно сильный, сильны духом, и он получает какие-то знания и у него есть стремление такое, следовать этим знаниям и чего-то добиться хорошего, скажем одним словом, хорошего в этой жизни, тогда возможно он сможет чего-то добиться, но в основном, мне кажется, что большинство людей даже получая эти знания, и не получая общение в обществе людей, которые так же стремятся к этому знанию, он довольно быстро перестанет следовать этому знанию.

00:14:33 [Махов А.В.] Это факт, но тем не менее, вы абсолютно правильно все сказали. Для того, чтобы быть счастливым независимо от того, под влиянием каких сил находятся люди, которые нас окружают, достаточно иметь две вещи: во-первых, нужно получить знания о том, как можно вообще быть счастливым на этой планете, а второе – это нужно иметь общение с теми людьми, которые двигаются точно так же, как и ты. Вы абсолютно правильно все сказали. Однако же, я просто хочу немножко дополнить. На самом деле любой отдельно взятый человек живущий в отдельно взятой стране может быть абсолютно счастлив независимо от того, под влиянием какой силы находятся все люди, которые его окружают. Почему? Потому что, если он сумел перейти из под влияния, например, гуны страсти в гуну благости, то так же как гуна благости, или гуна страсти, гуна невежества непобедима для тех, кто с ними борется, точно так же гуна благости дает абсолютно непобедимую защиту, поэтому благостному человеку от всех остальных страстных людей, которые его окружают. И знаете, как действует защита гуны благости?

00:15:49 [ведущая] Как?
[Махов А.В.] Это удивительно, я не могу не рассказать об этом, потому что это очень удивительно. Когда человек становится… переходит под влияние силы благости, неизбежно он продолжает общение с окружающими людьми, со своими родственниками, знакомыми, коллегами по работе, но влияние силы благости на этих окружающих его людей знаете как проявляется? Они по отношению к нему думают так: «Бог ты мой, этот Иваныч… он такой бескорыстный человек, разве может он прожить в нашей стране сам? В нашем городе, на самом деле живут просто рвачи и свиньи. Одни рвут деньги, а другие пьют, поэтому разве может Иваныч прожить в этом городе один? Нет, он не может так прожить, поэтому я буду защищать его, он такой хороший для всех старается, и я тоже буду ему помогать. Я знаю, что у него проблемы с деньгами, и я буду приносить и помогать ему, там, деньгами, продуткатми, потому что я этого хочу, почему? Потому что никто, кроме меня не пошевелится». Представляете, так действует гуна благости на разум всех людей, которые окружают благостного человека.

00:17:04 Представляете? Нам кажется, что благостный человек, он становится абсолютно одиноким и никому не нужным, а на самом деле это абсолютно не так. О нем начинают все заботиться, почему? Потому что он очень приятен, он очень дорог всем людям, не зависимо от того, под влиянием какой гуны находится человек. Страстные люди несут ему… там, и деньги ему несут и продукты ему несут, почему? С ним очень приятно, он от них ничего не хочет, понимаете, они с ним могут немножко расслабиться, потому что они знают, что он никогда не воспользуется тем, что они ему говорят, что они открывают ему своё сердце. А невежественные люди, как они думают? Они думают примерно так: «Все вокруг просто негодяи, но Иваныч – золотой человек, и я вам за Иваныча что хотите, куда угодно…»

00:18:00 [ведущая] Например: «Я не знаю, что такое гуна благости, но Иваныч – человек золотой»
[Махов А.В.] Да, про гуну благости им сложно понять, но вот то, что Иваныч настоящий мужик – вот это да». Или, например, «Ивановна, вот, душа женщина. Я сколько у нее просил на опохмел, ни разу не дала, но вот посмотрит так, вот, добро-добро, и прям, на сердце так тепло становится, даже похмеляться не хочется». Серьезно, так оно и есть, потому что гуна благости так влияет.
[ведущая] Это здорово, когда есть такие люди в гуне благости, которые вызывают вот такие эмоции у окружающих. Но до этой же гуны нужно ещё дорасти? Не каждому, может быть, это дано? По-крайней мере в одиночку справиться?
[Махов А.В.] Вы знаете, Олеся, на самом деле дано каждому. Сам факт получения живым существом человеческой формы жизни говорит о том, что все три гуны открыты одинаково для него. Другое дело, что под влиянием своей прошлой судьбы, одна из гун периодически начинает преобладать, но это не значит, что другие гуны закрыты.

00:19:11 Если б это было так, то какой бы смысл вообще был беседовать на эту тему? Смысл заключается в том, что у нас у всех открыты вот эти три дороги. Помните, как в сказках: налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – ещё кого-то потеряешь, прямо пойдешь – себя потеряешь. Я плохо помню, но так или иначе, вот эти три дороги означают три гуны. По какой дороге пойдешь – тот результат неизбежный получишь.
[ведущая] Т.е. за нами выбор всегда. Мы можем выбирать сами.
[Махов А.В.] Да, абсолютно точно. Но вся проблема заключается в том, что мы не знаем, что у нас этот выбор есть. Мы, в основном, находясь под влиянием силы страсти, первую половину жизни, пока есть силы, мы с этой силой боремся, с силой страсти, мы её пытаемся переломить, когда у нас силы заканчиваются и мы расшибаем лбы себе, мы переходим в другое состояние, в состояние невежества, когда все… все, счастья в жизни нет. «Я боролся, боролся, боролся… я боролся со своей женой… я боролась всю жизнь со своим мужем… я боролась всю жизнь со своими детьми, они как были оболтусами, так и остались».

00:20:24 В чем проблема? Проблема у этого человека заключалась не в том, что у него не было силы или не было желания? Все было. Проблема была только в одном. Он не знал точку приложения силы. Он пытался бороться с окружающими, а бороться надо с собой. Не было этого знания, поэтому, единственная проблема, которая у нас есть – это отсутствие знания. Как только человек понимает, куда эту силу направлять надо, все – дальше он уже идет. И тот, кто идет по этой дороге, не просто, как указатель, знаете, некоторые есть люди, их Тихон Задонский, один из христианских святых, сравнивал с указателями у дороги, это люди, которые читают, читают, читают, читают, слушают, слушают, слушают, читают, все правильно, все наизусть знают, но ничего не делают.

00:21:13 [ведущая] Да, просто накопители информации.
[Махов А.В.] Да, совершенно верно. Вот таких называл он, как указатели у дороги: направление показывают правильное, но сами не идут.
[ведущая] Да, хорошая аналогия.
[Махов А.В.] Изменения в жизни и в сознании будут происходить только у тех людей, которые не только аккумулируют в себе знания, что само по себе очень важно, но они ещё начинают это знание воплощать. Т.е. в этот момент их информация переходит в знание, они начинают пытаться действовать на этой платформе. И точно так же, как страдания неизбежны под влиянием силы невежества и силы страсти, точно так же счастье становится неизбежным для тех людей, которые переходят под влияние силы благости, активно действуя на этой платформе.
[ведущая] Звучит заманчиво, когда счастье неизбежно.

00:22:01 [Махов А.В.] Оно неизбежно, это факт, и у нас сейчас… мы сейчас с вами переходим непосредственно к рассмотрению признаков, как же определить критерий оценки того, я двигаюсь в верном направлении или нет, в работе над собой. Есть признаки того, что гуна благости начинает увеличивать свой вес в сознании. Т.е. начинает увеличивать влияние на сознание человека. И первый признак нахождения в гуне благости заключается в том, что у человека начинают меняться случайные отношения. Я прошу, пожалуйста, уважаемых радиослушателей не понимать превратно фразу «случайные отношения». Случайные отношения – это отношения с которыми человек сталкивается, когда он идет на работу, например.
[ведущая] Просто люди, которые ему по жизни попадаются.
[Махов А.В.] Да-да, в магазине, стоит в очереди, например. Это случайные отношения. Те, кто впереди стоят, сзади – судьба объединила в одну очередь – это случайные отношения. В автобусе кто-то на ногу наступил – случайные отношения. Или например, в автобусе вы случайно билетик выронили, вам подали его – это тоже случайные отношения.
[ведущая] Это тоже отношения.
[Махов А.В.] да-да-да, или, например, вы идете, кто-то навстречу идет, смотрит на вас, или даже не смотрит – это тоже случайные отношения.

00:23:21 Итак, что же меняется в этом случае, в случайных отношениях? Человек идет по улице, и вдруг он видит, что, вот он идет по улице, а навстречу люди ему идут и начинают улыбаться. Или, например, даже они не улыбаются, потому что нам не всегда кажется, ну, как сказать, позволительно, однако их взгляд теплеет. Их взгляд теплеет всегда. Всегда. Вот они смотрят, вроде бы напряженные идут на работу, утром люди, или уставшие с работы, и они, вдруг, раз, останавливаются на этом человеке, взгляд остановился на нем, и человек видит – раз – потеплел. Человек внутри улыбнулся, внутренняя улыбка, взглядом улыбается человек.
[ведущая] Но это, видимо, происходит в том случае, когда тот человек, на которого смотрят, он сам улыбается? Или просто он может излучать без внешней улыбки может излучать вот эту силу благости, да?
[Махов А.В.] Не обязательно… да, да, совершенно верно
[ведущая] В ответ на которую появляется тепло какое-то в сердце у человека, который находится рядом.
[Махов А.В.] Вы абсолютно правы, Олеся, потому что бывает улыбка сердцем, а бывает улыбка просто губами.
[ведущая] Ну да, тоже так бывает.
[Махов А.В.] Резиновая это улыбка, на 32 зуба, однако же в глазах тоска. На такую улыбку никто улыбаться не будет. Будут усмехаться. Это не одно и то же. Однако же, те люди, в отношении с которыми человек отрабатывает более глубокую карму, например, коллеги по работе, или семейные отношения, близкие родственники, они будут ему улыбаться пока еще. И на работе, кстати, будет есть ещё один такой признак… на работе такого человека считают «немножко того».

00:25:02 Ну, так…
[ведущая] Чудак, как минимум
[Махов А.В.] Да, чудак такой, не от мира сего. Какой-то безответственный вообще. Зарплату два дня не дают, а он ходит, улыбается.
[ведущая] Как ни в чем не бывало.
[Махов А.В.] Чего улыбается? Зарплату не дают, а он улыбается. Просто безответственный человек. Так считает человек под влиянием силы страсти. Но человек под влиянием силы благости, он знает, что он не имеет права быть хмурым, он не имеет права быть злым, обиженным, он не имеет права, почему? Потому что если я обижен, значит, так как человек не является замкнутой системой, мы же каждую секунду влияем на всех окружающих, если я на кого-то злюсь, то я своей злобой влияю вообще на всех людей, которые меня окружают. Значит, имею право я злиться? Никакого права не имею злиться, потому что я, таким образом, ввожу в состояние невежества всех людей, которые меня окружают. Потому что если я на кого-то злюсь, то в сердце того человека тоже возникает злость, даже если я просто злой пришел с работы, я конкретно на жену на свою не злюсь, но она видит, что я злой и у нее в сердце тоже начинает что-то изменяться не в лучшую сторону.

00:26:06 [ведущая] Так вот, судя по вашему описанию, это как раз глубока ответственность, как раз.
[Махов А.В.] Конечно, совершенно верно.
[ведущая] А люди, наоборот, как вы сказали, понимают, что это будто бы безответственный человек.
[Махов А.В.] Да, вы абсолютно правы, Олеся, дело в том, что сознание страстного человека, оно направлено всегда во вне, он извне все ищет, и вовне все направляет. Но мы ещё будем говорить об этом. А сознание благостного человека, оно потихонечку начинает идти вовнутрь, и он понимает, что на самом деле люди к нему относятся хорошо или плохо не потому что он много или мало зарабатывает, не потому что у него евроремонт в квартире, или не евроремонт. Это не имеет на самом деле никакого значения в отношении с людьми. А относится к нему люди будут ровно так, как он сам будет себя осознавать в сердце. Если он будет культивировать в себе доброту, правдивость, простоту, вот эти качества, то люди неизбежно будут к нему относиться хорошо, даже если по судьбе ему и не положено.

00:27:07 Итак, дальше. И таким образом следствием этого признака, следующую реализацию, которую человек получает, который продвигается по дорожке к силе благости, жизнь такого человека становится проще, почему? Потому что он сам начинает проще смотреть на свою жизнь. Ему уже не становится так важным, он первый раз кофточку одел, или уже десятый? Или евроремонт у него в квартире или не евроремонт? Модная у него машина или немодная? Это перестает быть довлеющими факторами. Ему становится не так важно, как на него посмотрели. Не так важно, как про него что-то сказали. Ему становится более важно, как он сам действует в этом мире. Если он смог кому-то помочь в этот день, значит, день не прошел зря. Если он не смог кому-то помочь, значит он просто скупец. Он настолько скупой, считает себя реально скупцом настолько, что я не смог никому помочь в этот день. Я прожил зря весь день.

00:28:13 Я весь день занимался только тем, что для себя чего-то греб. Так относится к себе человек благости.
[ведущая] Т.е. он начинает обращать внимание на более важные вещи в жизни.
[Махов А.В.] Конечно, и эти вещи, хотя они не лежат на поверхности, но они являются тем корнем, который… т.е. основой, тем фундаментом, на котором потом будут выстраиваться, или даже не то что потом, а сразу же начинают выстраиваться правильные отношения с окружающими. Представляете, вот, человек в гуне благости, например, ему по судьбе положено, что, например, он пришел на работу, а начальник на него накричал. Человек в гуне страсти не имеет никакой свободы выбора на этот счет вообще. Если на нас начальник кричит мы в ответ что делаем? Либо кричим на него, если отношения в коллективе уж очень сильно деградировали, если же они находятся на третьем этапе деградации то мы что делаем в ответ? Сплетничаем о нем.

00:29:12 [ведущая] Ну, да, это тоже способ такой…
[Махов А.В.] Мы молча проглатываем эту пилюлю, но потом, естественно, даем попробовать всем окружающим.
[ведущая] Но выскажемся другим.
[Махов А.В.] да, обязательно, да, все выскажем. Это означает отсутствие свободы выбора. Когда, допустим, ту же самую ситуацию разберем, но человек находится уже под преимущественным влиянием силы благости, руководитель, например, отчитывает такого подчиненного, а такой подчиненный смотрит себе в сердце в этот момент, и знает, реально чувствует, ну вот, по судьбе мне положено, сейчас пришло время отхлебать очередную порцию того, что заварил я в своем прошлом. Т.е. раз начальник на меня кричит, это означает, что в какое-то время в прошлом я тоже на кого-то так кричал, не обязательно на него.

00:30:03 Но я на кого-то точно так же кричал, сейчас мне приходится расхлебывать то, что я когда-то делал. В результате этот человек обижается на своего начальника.
[ведущая] Нет, он считает, что все в жизни справедливо, похоже. Любая ситуация.
[Махов А.В.] А как он относится к начальнику?
[ведущая] Как возможность извлечь ему из этой ситуации какой-то урок, и чему-то научиться.
[Махов А.В.] Это факт.
[ведущая] Начальник в его жизни – это человек, который помогает ему справиться с какой-то ситуацией, или, ну, как минимум, отработать свою карму, негативную возможно.
[Махов А.В.] Это правильно, но это взгляд на себя, а как он смотрит на начальника? Что он испытывает к руководителю своему в это время?
[ведущая] Когда начальник на него кричит?
[Махов А.В.] Да, вот, он допустим, да, он говорит с ним на повышенных тонах.
[ведущая] Ну, такой человек может подумать, что просто у начальника, не совсем ему комфортно в жизни, что-то с ним не так.
[Махов А.В.] Совершенно верно, да-да, вы правильно все говорите, Олеся, это называется сострадание.

00:31:06 Он чувствует… он чувствует. Он думает: «Бог ты мой, дорогой ты мой человек, ну зачем же именно ты, ну, почему именно ты взял на себя вот эту вот роль моего экзекутора, моего, как сказать, человека, который меня наказывает». И он, если он ещё к тому же культивирует в себе духовную платформу, которая является ещё более высокой, которая выводит за гуну благости, он что в этот момент делает? Он молится Господу в этот момент. Богу молится, и говорит: «Дорогой Господь, пожалуйста, я тебя очень прошу, пожалуйста, не наказывай этого человека, он хочет сейчас… это же все происходит справедливо, он сейчас просто наказывает меня за мой прошлый грех, но я это понимаю, я понимаю, и принимаю это наказание. Пожалуйста, не делай так, чтобы моя карма перетекла к нему». Понимаете? Такой человек стоит и активно действует на платформе гуны благости, при этом внешне как он ведет себя? Он стоит, спокойно опустив глаза, и он принимает все это. Внутри он действует в этот момент самым активным образом.

00:32:12 Поэтому, хотя нам это трудно понять, эти действия, и в Бхагават Гите есть удивительный стих, который говорит о том, что «Тот, кто постиг бездействие в действии и действие в бездействии, то во истину, стал мудрецом». Потому что, смотрите, возьмем эту же ситуацию – начальник-подчиненный, если посмотреть на неё, на эту ситуацию чисто внешне, то кто действует, кто бездействует? Начальник действует, естественно, он кричит, наседает, а подчиненный молчит – он бездействует.
[ведущая] Да, это внешне.
[Махов А.В.] Это факт, внешне, если посмотреть. Однако если посмотреть внутренне, то ситуация меняется на диаметрально противоположную. Начальник абсолютно бездействует, потому что он находится под влиянием кармы подчиненного. Карма подчиненного заставляет его кричать на этого починенного, и он, как послушная марионетка, не совершая никаких усилий, просто кричит.
[ведущая] на поводу у своих эмоций, так просто, на поводке.

00:33:07 [Махов А.В.] да, он идет на поводу у эмоций, которые возникают из-за кармы подчиненного на сознание начальника. Это очень важно знать. На нас никто не может кричать, если нам по судьбе этого не положено. А когда нам по судьбе становится положено, из нашего сердца выходит такая сила, которая просто бьет по сознанию другого человека и она заставляет его кричать на нас. Она даже может не хотеть этого делать внутри. Ничего не получится, если он только над собой не работает серьезно. И теперь посмотрим, таким образом, начальник, получается, он бездействует. Он просто как марионетка. Марионетка действует сама по себе, нет? Она бездействует. Так же и начальник, он просто как марионетка выступает. А подчиненный в это время, он-то как раз и действует, потому что он что делает? Он в этот момент активно Господу молится, за что? За своего начальника, за кого, точнее? За своего начальника, прося его, чтобы на начальника не упала теперь эта карма.

00:34:06 Потому что если посмотреть, как это происходит в нашей жизни, когда мы все в страсти находимся, этот процесс отработки кармы многими понимается очень поверхностно. Я думаю есть смысл немножко, минутку, буквально времени на это уделить, потому что это очень важно, чтобы не было иллюзии на этот счет.
[ведущая] Да, конечно.
[Махов А.В.] Смотрите, как происходит… что такое отработка кармы, что такое перетекание? Это не одно и то же. Возьмем ту же самую ситуацию. Подчиненный находится в гуне страсти, начальник находится в гуне страсти, подчиненный когда-то, может в прошлой жизни на кого-то накричал, и теперь пришло ему время, чтобы он получил плоды вот этого своего поведения. В результате он приходит на работу и начальник на него кричит. Что дальше происходит? Если подчиненный обижается, то, посмотрите, как происходит перераспределение кармы? Когда подчиненный в своей прошлой жизни на кого-то накричал, то он совершил насилие по отношению к кому-то.

00:35:12 Это насилие отложилось, как санскара в тонком теле ума. В нужное время, когда пришло время ему отработать, у начальника по отношению к нему возникло очень агрессивное поведение. Что произошло? Когда-то это насилие кому-то отдал, ты назад это насилие испытал, но подчиненный может прочитать книгу о карме, и подумать, ну вот и все, на меня накричали, значит теперь я карму отработал, и пошел сплетничать о своем начальнике. Это действительно так, на самом деле может быть и так, потому что когда начальник кричит на подчиненного, что происходит? Происходит перетекание насилия из одного сердца в другое. Я на кого-то накричал, у меня скопилось, у меня эта энергия осталась, потом на меня кто-то накричит, мой этот грех идет к нему, к тому, кто накричал на меня.

00:36:07 Но дело в том, что если на меня накричали, у меня внутри опять накопилась неудовлетворенность, сила ощущения несправедливости. Почему накричал? А если вот эта сила есть у меня, значит, я сам тоже на кого-то буду кричать. Или же, если я не буду кричать, значит, я буду вести себя по-женски, я буду сплетничать. Т.е. агрессия по-мужски, или гнев по-мужски – это агрессия, а если по-женски тоже самое насилие проявлять, то это будет сплетня, т.е. за глаза всё это делать. Таким образом, если человек не осознает, что это ему положено по судьбе, он не отрабатывает карму, просто происходит перетекание вот этой энергии, из одного сердца в другое. Я на кого-то накричал, кому-то эту энергию передал, но так как по закону кармы на меня кто-то неизбежно накричит, я опять её получу.

00:37:03 [ведущая] Т.е. в данной ситуации может быть, поможет только полное смирение перед этой ситуацией.
[Махов А.В.] Абсолютно правильно, абсолютно верно, Олеся. Вы совершенно правы. Отработка кармы начинается только с того момента, когда на нас, допустим, кричит начальник, а мы ему прощаем. Прощаем. Мы просто согласны с тем, что он кричит, потому что нам это положено по судьбе. Только с этого момента человек начинает карму свою отрабатывать. А до этого момента карма не отрабатывается, она просто перетекает из активной фазы в пассивную, из активной в пассивную. Потому что есть всегда тот, кто совершает насилие и тот над кем совершают насилие. Мы просто меняемся местами. Мы сначала совершаем насилие, потом над нами совершают насилие. Потом опять мы совершаем насилие, потом опять над нами совершают насилие, и, в принципе, это может продолжаться до бесконечности до тех пор, пока кто-нибудь из этих двух не примет то, что надо мной кто-то пытается совершить насилие, мне это положено по судьбе.

00:38:05 [ведущая] А вот, подскажите, эта ситуация из этого же разряда, когда у человека складывается какая-то ситуация в жизни и потом через несколько лет она же, или, по крайней мере, похожая ситуация повторяется? Бывает, что даже в третий раз через несколько лет повторяется. Похожие люди встречаются. О чем это говорит? Это вот та же карма, которая снова приходит, которая никуда не исчезла, не отработалась и снова приходит к нам? Так получается?
[Махов А.В.] Хорошо, спасибо большое, Олеся. Да-да, здесь немножко другое. Ярче всего это проявляется в семейной жизни, когда люди, например, сошлись, пожили, а потом, когда пришло время карму отрабатывать – кто-то сказал «нет, мы по характеру друг другу не подходим, космической любви у нас не было, в прошлой жизни мы не встречались» И идет, допустим, такой… муж берет себе следующую жену, два варианта только: либо точно такая же, либо полная противоположность. Не будет тех недостатков, которые были в первой жене, но и достоинств первой жены тоже не будет.

00:39:10 Поэтому, вся проблема заключается в том, что до тех пор, пока человек будет находится под влиянием определённых сил, в его жизни не появится других людей. Не появится. Это невозможно. Почему, например, первая жена была такая? Потому что ты другой и не достоин, в общем-то. Ты сам точно такой же, просто проявляешь эти качества по-мужски, а она проявляет их по-женски. Просто они внешне по-разному проявляются, а глубинная природа одна и та же. И до тех пор, пока человек не поменяет себя, ничего не изменится в его жизни. Поэтому, Веды говорят: «Это бессмысленная трата времени», бессмысленно менять что-то вокруг себя, не меняя себя. Потому что в этом случае ты борешься с гунами материальной природы, победить которые никто не может.
[ведущая] Да, уж…
[Махов А.В.] Ну, ладно.

00:40:00 Хорошо, я здесь предлагаю остановиться и перейти к рассмотрению второго признака нахождения в гуне благости.
[ведущая] Да, я перед этим напомню, что у нас продолжает работать наш Скайп, с помощью которого можно дозвониться, задать свой вопрос, Аюрведарадио – пишется слитно, это наш логин, и так же можете в письменно виде прислать свои вопросы на e-mail radio@torsunov.ru. На ваши вопросы будет отвечать Алексей Махов, мы продолжаем рассматривать гуны материальной природы, и в частности, гуну благости. Продолжаем.
[Махов А.В.] Второй признак нахождения в гуне благости заключается в том, что человек теряет праздность, это то, к чему стремятся люди в страсти. Все хотят, чтобы как можно меньше напряжения было. Очень сильно напрягаются, пытаясь достичь этого состояния.
[ведущая] Какое-то противоречие получается, что в страсти, вроде бы, наоборот люди напрягаются, куда-то бегут, что-то постоянно…
[Махов А.В.] Они бегут зачем? Зачем они бегут-то? Они бегут за тем, чтобы расслабиться. Они хотят расслабиться, им все некогда. Потому что расслабиться можно только завтра. Сейчас расслабляться невозможно, нужно бежать.
[ведущая] Каждый день – завтра.
[Махов А.В.] Да, и так всю жизнь.

00:41:20 Итак, человек под влиянием силы благости постоянно занят определённым делом, и это дело заключается в том, что он постоянно наблюдает за собой, за своим поведением, за своей мотивацией, за своими поступками, желаниями. И какова цель этого процесса? Цель заключается в том, что он не хочет обратно скатиться под влияние силы страсти. Однако, и вот здесь вот, человек в этот момент входит в состояние борьбы или войны, как хотите, войны с самим собой. Потому что мы находимся на земле, на планете, на которой преимущественно является сила страсти. И если человек искусственно, сознательно не пытается сдерживаться, первое время, по крайней мере, под влиянием силы благости, как только он ослабляет контроль, неизбежно тут же гуна страсти начинает влиять на его сознание.

00:42:09 Это происходит само по себе, здесь не нужно напрягаться. Каждую секунду это происходит. Любой человек, который пытается соблюдать режим питания, режим дня в полной мере испытал это на собственном сознании. Очень трудно вставать во время, постоянно, имеется в виду, не две недели. Трудно вставать, трудно кушать во время, почему? Потому что кушать иногда хочется вообще беспричинно. Как, некая «беспричинная» в кавычках милость приходит, в 9 часов кушать хочется.
[ведущая] Такая милость, так называемая.
[Махов А.В.] Человек, теперь дальше, следующее, что очень важно знать. Даже если мы в какой-то день работаем над собой, очень эффективно нам удается что-то делать, мы не должны думать, что завтра будет что-то по-другому. Завтра будет все, таким образом будет все происходить, что как будто предыдущий день мы вообще над собой не работали.

00:43:07 Человек, который поспал 7-8 часов утром просыпается в совершенно оскверненном сознании. Он в таком состоянии просыпается, как будто вчера он над собою не работал. И поэтому человек, который находится под влиянием гуны благости должен четко понять этот факт, что первое время приходится просто сражаться. И сражаться по полной программе. И он понимает, что каждый день он должен просто бороться за своё счастье и должен делать это одинаково сильно. По этому поводу очень хорошо сказал один из возвышенных людей, которого спросили: «Как вам удается быть все время вот таким вот улыбающимся, счастливым?» - Он говорит, «Вы знаете, на самом деле, каждое утро, когда я просыпаюсь, я понимаю, что у меня есть выбор. Я знаю, что у меня есть выбор – быть сегодня счастливым, или не быть им. И я выбираю быть счастливым» Только и всего.

00:44:02 [ведущая] Да, здорово. Говорят, хочешь быть счастливым – просто будь им.
[Махов А.В.] Совершенно верно, я бы ещё добавил ещё один глагол – знай. Знай, как быть счастливым. И будь им. Совершенно верно, поэтому у нас всегда есть возможность, когда мы лежим, и нам хочется спать, и тут звонит будильник, и у нас всегда есть выбор. Есть выбор – либо щелкнуть будильник, либо щелкнуть по лбу себя. И сказать, хватит ерундой заниматься и протащить себя все-таки в ванну. Потому что, как только умоешься, душ пример, все. Уже понимаешь, все, проснулся, все классно, настроение есть уже действовать дальше. Но до этого момента нужно серьезно потрудиться. Нужно знать кого щелкать по лбу.
[ведущая] И нужно тренироваться в протаскивании себя в ванну с самого утра.
[Махов А.В.] Да, да. Есть хорошая методика, я её применяю, когда тяжело становится. Я будильник… у меня комната рядом с кухней, я будильник ставлю на кухню. А он такой, советских времен, он трррр, трррр
[ведущая] Я кстати, тоже так делаю.

00:45:08 [Махов А.В.] Хочешь не хочешь – приходится вставать. Ну, я так думаю, что у наших радиослушателей, те, которые уже так действуют, наверняка тоже уже есть какой-то арсенал средств, как все-таки справляться со своим умом, который иногда становится чрезмерно ленивым и требовательным, ну а тех, у кого все впереди, неизбежно в арсенале такие наработки появятся. Таким образом, второй признак нахождения в гуне благости заключается в том, что человек постоянно занят работой над собой, работой по контролю своего собственного сознания. И он так же знает, что этот процесс не является одномоментным, и этот процесс не является процессом на неделю, на месяц. Нет, он знает, что этот процесс навсегда. И возникает такое у людей, сразу такое «Ну…. И куда это он повел нас?»
[ведущая] И когда же можно будет расслабиться, вообще, в этой жизни, непонятно.

00:46:03 [Махов А.В.] «И в этой тягомотине теперь жить остаток жизни?» Ну, на самом деле истина заключается в том, что с такого-то момента этот процесс начинает приносить огромное счастье. Огромное счастье. На самом деле счастье начинает приносить с самого начала. И вот, Олеся, если когда период такой приходит, когда хочется поспать, когда преодолеваете вы в очередной раз, когда приходите в душ, принимаете, и после этого чувствуете сразу же счастье. Так или нет?
[ведущая] Да, есть такое.
[Махов А.В.] Есть вот это счастье, от чего оно идет? От преодоления. От того, что ты сумела преодолеть. Вы сумели преодолеть. Сумели вытащить, не идти на поводу у своего ума, который предлагает сладкие грезы под восходящее солнце, которых нет, в общем-то. А вы сумели преодолеть это и счастье испытываете от этого, особенно сильно это мужчины испытывают счастье. Особенно сильно.

00:47:02 Потому что мужская природа, она вообще соткана из преодоления. Она начинает проявляться тогда, когда мужчина преодолевает что-то. Преодолевает лень свою, преодолевает нежелание действовать как надо. Он испытывает очень большой счастье.
[ведущая] Мужчинам нужны эти трудности, видимо, и они получают счастье, когда преодолевают их все-таки.
[Махов А.В.] Вы абсолютно правы. Это я вам, как мужчина говорю. Каждый раз, когда удается преодолеть это все, я испытываю огромное счастье. И я думаю, меня поддержат все радиослушатели, мужчины, которые слушают нас и тоже так действуют. Это факт, счастье приходит сразу же, его не нужно ждать, за ним не надо бегать, заметьте. Нужно просто делать нужные действия выполнять в нужное время. И смотрите, сейчас мы немножко сравнительный анализ проведем. Сравнительный анализ того, как страстный и благостный человек относится к деятельности. И возьмем такую прекрасную вещь, как утренняя гимнастика.

00:48:01 Зарядка. Человек в благости, зачем делает зарядку? С целью достичь счастья в этом процессе. В результате он что начинает делать? Он начинает искать в этой деятельности более глубокий смысл. Не увеличивать время этой деятельности, не увеличивать количество. Не надо издеваться над своим телом. Он начинает искать более глубокий смысл. Он приходит знаете к какому пониманию? Он приходит к открытию, что если, например, делая наклон назад, смотря в небо, в этот момент, здороваться с солнцем, а делая наклон вниз здороваться с луной или с землей, то эффект зарядки возрастает многократно, без увеличения количества повторов.
[ведущая] Здесь уже задействована не просто работа с физическим телом, но ещё и внутренняя какая-то работа духа.
[Махов А.В.] Ну, я бы не сказал, что это работа духа, это работа ума. Которая находится в этот момент под контролем разума. Разум – он, такой беспристрастный ученый. Он говорит: «Ставим эксперимент». Ум говорит: «Не хочу, не буду, не нравится, глупости». Разум говорит: «Ставим эксперимент» И поехали. «Здравствуй солнышко, здравствуй земля-матушка».

00:49:17 И если человек относится к этому серьезно, он действительно не формально это делает, а пытается реально настроиться на эти объекты, он в какой-то момент с удивлением обнаруживает, что приходит ответ. Ответ приходит в виде изменения состояния сознания. И для этого не нужно полтора часа себя крючить, понимаете, этого не нужно делать. В этом случае зарядка становится… внешние движения становятся второстепенными, а на передний план выходит глубокая внутренняя сосредоточенность. И эффект от такой гимнастики колоссален. Он очень велик, очень серьезен. Есть такие практики в Хатха-йоге [суренамаскар], есть [чандранамаскар], если делать их правильно, то не нужно их делать по много-много раз. Достаточно сделать несколько раз, но с глубоким осознанием, и эффект будет очень сильный.

00:50:13 Теперь дальше. Человек страсти, как делает. Человек страсти он нацелен не на зарядку, и не на счастье…
[ведущая] Он на количество настроен.
[Махов А.В.] Ну, конечно. Ему нужно результат. Я вчера сделал 50 наклонов, сегодня 55. И эта вот нацеленность на результат, у него счастье в чем? В результате. Не в том, что я делаю, когда я кланяюсь, а счастье: «Вот, я 55 раз, сумел сделать, вот, я молодец, а не сумел – не молодец». В результате у него количество подходов, повторов, веса там, и всего прочего возрастает, возрастает, возрастает и помимо того, что вся его зарядка является просто дрыгоножеством и рукомашеством, в конечном итоге он просто выдыхается, или заболевает. Потому что в какой-то момент он просто превосходит в своем стремлении возможности своего организма, и после этого что происходит с ним? Он ещё больше утверждается в мысли о том, что всё это просто издевательство над собой.

00:51:16 Но то все влияние, просто, силы страсти. Нужно уметь правильно делая зарядку, удерживать себя в правильном состоянии сознания. И для этого не надо стремиться к увеличению продолжительности этой зарядки, или к увеличению количества подходов или упражнений, здесь нужно наоборот, стараться от внешней деятельности постепенно переходить к внутренней, делать её более осмысленной, более глубокой. В этом смысл зарядки. Дальше, например, режим дня. Человек в страсти, узнав, что тот, кто встаёт в 4 утра, становится способным постичь самые глубокие тайны бытия на следующий день вставать во сколько начинает? Ну в полчетвертого. Если в 4 можно постичь самые глубокие тайны бытия, то в полчетвертого можно постичь даже ещё более глубокие тайны.
[ведущая] Опять же, спортивный интерес такой у него.
[Махов А.В.] Ну, конечно, да, дальше проходит две недели, он естественно, превращается в такого вот лунатика, с синими кругами под глазами, он выдыхается полностью, и говорит себе: «Ну, это же просто издевательство над собой», и что потом происходит, так как у него накоплена усталость психическая, он начинает продолжать после этого вставать в восемь. И он говорит: «Все, так как я долгое время вставал в 4, две недели, я должен, чтобы соблюсти равновесие я должен две, три, четыре недели вставать в 10, а не в 8, чтобы доспать.
[ведущая] Как маятник такой, получается.

00:52:52 Сначала в одну сторону, сильно его, а он сразу же в другую резко.
[Махов А.В.] Да, потому что гуна страсти она заставляет нас, как на качелях качаться. То мы качаемся в одну сторону очень сильно, в другую, у сторону нас нет этого чувства середины. Нам всем нужно учиться искать это ощущение середины, и ощущение равновесия, и стараться удерживаться в этом состоянии сознания. Человек в благости, как режим дня соблюдает. Он трезво оценивает свои возможности и понимает. Он понимает, что вставать в 4 утра он ни физически, ни психически, ни духовно не способен. Он просто правдив по отношению к себе, он понимает, да, я не могу так делать, но он что начинает делать? Он знает, что в 6 часов утра вставать может любой.

00:53:42 Любой человек, если он только не тяжелобольной, он может вставать в 6 утра через какое-то время. И он начинает потихонечку перестраивать свою жизнь так, чтобы соблюдать режим дня максимально эффективно. В результате, допустим, через полгода он очень четко встаёт до 6-ти утра, и он знает, чем нужно заниматься. Дальше, режим питания рассмотрим?
[ведущая] Давайте, да.
[Махов А.В.] Человек в страсти что делает, когда он узнает, что в Ведах сказано, что святые люди кушают один раз в день, дальше, разумные люди кушают два раза в день, а больше двух раз в день кушают только животные. Человек в страсти думает: «Ну, я не животное, к тому же я тут так всего много слушаю, я не меньше уже, чем святой, им нужно кушать один раз в день, как святые». На меньшее он не согласен.

00:54:34 И в результате что происходит? Во-первых, у него нарушается пищеварение, а во-вторых, копится неудовлетворенность чувств, так как счастье-то он ниоткуда больше не испытывает, все счастье впереди, никакого другого нет, а в пище он себя уже ограничил. Через какое-то время, обычно тоже 2-3 недели, его прорывает и он начинает объедаться до тех пор, пока не съест все, в чем себя ограничивал две недели. В результате нарушения пищеварения сначала из-за того, что огня пищеварения много, желания много, еды мало. После того, как начинает объедаться – нарушение пищеварения из-за того, что чрезмерное количество пищи, ничего толком не переваривается, возникает просто… нарушения серьезные могут возникнуть в организме.

00:55:17 Дальше. И результат какой опять – одни страдания сплошные и разочарования.
[ведущая] Такие крайности ни к чему хорошему не приведут. Нужно все в меру делать.
[Махов А.В.] Ну, это как раз, почему очень важно это разбирать? Потому что это мы с вами зачастую так поступаем. Ведь человек в благости изучив тему о режиме питания, к чему приходит? Во-первых, к осознанию того, что не так, во-вторых, к пониманию того, что питаться сразу два раза в день он не сможет тоже. Это невозможно сразу, потому что пища является одним из самых доступных для нас источников счастья. И лишить себя просто так источников счастья, не заместив его каким-то другим источником счастья – невозможно.

00:56:03 Это возможно просто на какое-то короткое время, когда накопится сильная неудовлетворенность, а потом начнется обжорство. Тот же самый сон. Невозможно просто лишить себя сна. Это невозможно ни для кого. Мы не можем лишать себя счастья, потому что счастье является самим смыслом и целью нашей жизни. Но, мы можем что сделать? Мы можем замещать источники счастья. Когда человек, в результате, например, повторения святых имен Бога, или повторения каких-то молитв, повторения настроя «Я желаю всем счастья», соблюдения вот этого режима питания, режима дня, становится способным соприкасаться с более возвышенным счастьем – вот начиная с этого момента он становится способным легко отказаться от излишней еды, от излишнего сна, от неправильных отношений. Только так можно действовать. Человек, который просто отрекается: «Я не буду, я брошу курить» - это называется [манки вайрабьи] т.е. обезьянье отречение.

00:57:06 Он пыжится, крючится, выпендривается две три недели, после этого все возвращается на круги своя, он говорит: «Ну, ладно, это будет потом. Это не работает». Обычно люди оправдывают себя в страсти: «Ну, это не работает». А когда ему говорят ещё раз об этом: «Ну, это я уже проходил, я знаю, это не работает». Но вся проблема заключалась в том, что не было правильного подхода, не было понимания. Было просто сильное влияние гуны страсти. Итак, в качестве резюме второго признака хочется, чтобы радиослушатели очень серьезно усвоили это, потому что это очень важно. Почему же только благостные люди могут соблюдать вот эти вещи: режим дня, режим питания, почему? Есть только одна причина. Потому что им это нравится. Им нравится. Гуна благости дает им возможность испытывать счастье от такой деятельности.

00:58:00 Под влиянием силы благости разум человек настраивается сам по себе таким образом, что человек начинает испытывать счастье от знания. Испытывать счастье от того, что когда он действует согласно какого-то знания. А под влиянием силы страсти человек счастье испытывает, когда он действует, как хочу. Это не одно и то же.
[ведущая] Да, ясно.
[Махов А.В.] Таким образом, для того, чтобы каждый человек, который начинает понимать, что нужно работать над собой, начинает пытаться это делать, должен понять, что до тех пор, пока он не перейдет под влияние силы благости, когда он не взрастит её в себе, он должен будет сражаться. Должен будет сражаться со своими «хочу» и «не хочу», хотя они вовсе и не наши уже вовсе, но так или иначе, какое-то время нужно будет проводить в борьбе. И, по крайней мере, я две духовные традиции, на мой взгляд, достаточно глубоко изучил, это христианскую традицию, и сейчас, ведическую традицию. И там и там одна и та же методика. Начальная методика всегда связана… начало духовного пути, духовного прогресса всегда связано с тем, что человек понуждает себя действовать правильно, не смотря на то, что ему этого не хочется.

00:59:20 Ему не хочется это делать через две недели, но он должен продолжать. И вот здесь, я ещё много раз буду возвращаться к этому вопросу, потому что это краеугольный камень, невозможно переоценить важность правильного общения. И насколько правильно построено общение дает возможность человеку пройти вот этот период, и попасть под влияние силы благости, и дальше уже действовать на благостной платформе. Настолько же неправильно выстроенное общение не дает ему никаких шансов удержаться на этой платформе. Потому что влияние силы страсти ещё сильно, а сила благости ещё достаточно слабая. А человек, он просто не может. Он не может, у него не хватает сил удерживаться на благостном режиме дня, на благостном режиме питания, вести благостную жизнь. Он просто не может, неоткуда взять силы. Есть только, ещё раз повторю, один, есть только один источник этой силы – это общение. Поэтому, уважаемые радиослушатели, не пренебрегайте этим. Не пренебрегайте, пожалуйста.

01:00:25 Итак, третий признак нахождения в гуне благости. Третий признак нахождения в гуне благости заключается в том, что человек получает сильное стремление искать счастье. Человек в благости ищет счастье во всём. Даже в тот момент, когда на него кричит его начальник, человек в благости испытывает счастье, почему? Потому что он знает, что во-первых, в лице начальника к нему пришла его карма, и он так же знает, что если он сумеет сохранить своё внутренне равновесие, и сумеет своим страданием пересилить влияние силы страсти, которая говорит ему: «Ну, обижайся, давай, обижайся. На тебя же кричат, это же несправедливо, это же некультурно, вообще. Мы здесь все культурные люди, а он так некультурно себя ведет, тоже мне, начальник нашелся».

01:01:12 Если он сумеет пересилить это, то в этот самый момент он получает доступ к счастью. И дальше, он понимает постепенно такой человек, что счастье находится в знании. Оно не заключается в каких-то эфемерных, таких вот, мифических понятиях, которые даже никто не может определить толком. Счастье всегда находится в знании, в знании о том, как например, здесь действуют законы материальной вселенной. Это знание, когда человек его усваивает, дает ему возможность правильно относится ко всем окружающим людям. И он начинает очень серьезно изучать это все, и культивировать. Это третий признак нахождения в гуне благости. У него возникает сильное стремление искать знание о том, что такое счастье.

01:02:02 [ведущая] Хорошо, спасибо. Я вот, думаю, может быть мы дальше продолжим в следующий раз, потому что у нас накопилось несколько вопросов, вы согласны?
[Махов А.В.] Да, да, пожалуйста.
[ведущая] Хорошо, мы продолжим ровно через неделю, но пока наш эфир ещё не закончился, я уделяю внимание вопросам, которые к нам поступили. И вот первый вопрос от Валентина. Пишет он: «Более двух лет я практикую, подъем в 5 утра, после чего принимаю душ, делаю точечный массаж, пранояму, читаю на четках круг махамантры, делаю комплекс 5 тибетских жемчужин – око возрождения, и комплекс гимнастических упражнений. После завтрака у меня дома или в транспорте, по пути на работу обычно клонит в сон. По расчетам астрономического времени, по методике, опубликованной на сайте Торсунова полдень в Сакнт-Петербурге смещен на два часа назад. Т.е. астрономический восход приходится на 8 часов утра. Следовательно я встаю в 3 часа по астрономическому времени.

01:03:07 Из ваших предыдущих лекций и лекций Олега Геннадьевича Торсунова, я слышал, что так рано вставать можно только продвинутым в духовном плане личностям, а для начинающих это вредно. По роду своей деятельности на работу я езжу не каждый день, в среднем три раза в неделю. Остальное время я работаю дома, как по вашему мнению, в дни, когда мне нет необходимости выезжать рано на работу, может мне целесообразнее вставать с 6:30 до 7-ми, а это с 4:30 до 5-ти по астрономическому времени. Или придерживаться ранее установленного режима? Такой первый вопрос от нашего слушателя.
[Махов А.В.] Хорошо, большое спасибо, Валентин, вы задали очень важный вопрос и ответ на него будет полезен не только вам, но и всем остальным нашим радиослушателям. Вам лучше всего соблюдать режим дня одинаково во все дни. Это очень важно. Если вы чувствуете, что вставая в это время вы испытываете потом, в течение дня сонливость, и вас клонит ко сну, это говорит о том, что вам нужно постараться просто раньше ложиться. Попробуйте ложиться на полчаса раньше. Если недостаточно будет, попробуйте ложиться ещё на полчаса раньше. Если этого тоже будет недостаточно, попробуйте ввести в свой день после обеда, можете ещё полчаса отдохнуть.

01:04:32 Только лучше не ложиться в это время, а сесть удобнее на работе, как-то на кресло сесть, или просто на стол облокотиться на руки голову положить и немножко подремать. Я уверен, вам будет вполне достаточно, для того, чтобы восстановить силы. А в целом же, считается очень благоприятным, если человек делает одно и то же действие в одно и то же время всегда. Это постепенно, это приводит к чему? Что организма, тонкое и грубое тело, они перестраиваются и начинают действовать ритмично, у нас вся жизнь идет циклами, и поэтому, когда человек начинает в одно и то же время начинает делать одни и те же вещи, организм и тонкое и грубое тело привыкают к этому, и начинают настраиваться, именно в это время настраиваться на эту деятельность.

01:05:24 Ведь, если же вы будете разбрасывать это, то в одно время, то в другое время – у вас не будет такого четкого следования. Поэтому, если есть такая возможность, лучше всего вам сохранить тот режим, который у вас есть.
[ведущая] А можно сохраняя режим, каждый день в одно и тоже время вставая, но немножечко попозже вставать, ведь он пишет, что астрономически это 3 часа утра получается, когда он встает. Может чуть попозже ему можно?
[Махов А.В.] Это факт. Можно вставать немножко позже, это факт, но я вот, почему не осветил эту тему, почему у меня такое предположение возникло, что у человека это время расписано по минутам. Обычно люди, возможно, я просто от себя оттолкнулся, потому что у меня тоже примерно схожий распорядок дня, и у меня он расписан по минутам, я бы и рад, может быть, позже вставать, но просто нет возможности.

01:06:16 [ведущая] Ну, да, да, понятно.
[Махов А.В.] Поэтому, здесь в такой ситуации, если есть, конечно, у вас, Валентин, возможность вставать немножко позже, допустим, жертвуя завтраком, завтракая на работе, предположим, то тогда можно сделать так. Замечание Олеси совершенно правомерно. Если же такой возможности нет, и у вас будет страдать практика, каким-то образом, вы будете чувствовать неудовлетворенность, или там, ещё что-то? Будете чувствовать что немножко недорабатываете как-то, то другой вариант, это не снижать, допустим, тех результатов, которые вы достигли, потому что два года – это уже серьезный срок. Если бы вы, допустим, месяц занимались, я бы вам неизбежно порекомендовал бы снизить нагрузки, и начать более плавный прогресс. Но так как два года – это уже серьезный срок, т.е. вы уже, скажем так, вошли в ритм, вам не нужно его нарушать, по возможности, делать все нужно в одно и то же время, особенно, когда это касается духовной практики. Это очень большое подспорье.

01:07:16 Я объясню, ещё минуту буквально времени займу, почему? Потому что далеко не всегда все будет даваться так просто. У каждого из нас в жизни бывают такие периоды и Олеся, думаю, подтвердить это высказывание, тоже занимается духовной практикой, когда заниматься духовной практикой становится невероятно трудно. Это приходит период испытания, когда становится очень тяжело, и в это время, как раз, выручает вот эта вот устоявшаяся годами практика. Когда все в одно и то же время, все делается, делается, делается и делается. Человек просто выезжает, можно сказать, по инерции. Это очень хорошая практика, её, по возможности, не нужно нарушать.
[ведущая] Такой стереотип каждодневного поведения вырабатывается.

01:08:00 [Махов А.В.] Согласен, стереотип в хорошем смысле этого слова.
[ведущая] В хорошем.
[Махов А.В.] Да, просто хорошая привычка такая. Привязанность, которая вытягивает в нужный момент.
[ведущая] Хорошо, переходим к следующему вопросу, звучит так: «Мне натощак порекомендовали принимать чайную ложку меда под язык до полного его разжижения. Правильно ли я вас понял, что перед мантра-медитациями этого делать не следует»
[Махов А.В.] Да, на самом деле, лучше всего утром до мантра-медитации, до молитвенной практики по возможности ничего не пить и не есть. Если, допустим, какие-то проблемы с пищеварением, там, со стулом, тогда можно пить прохладную воду, и люди, у которых очень беспокойный ум, можно пить прохладное молоко коровье, пол стакана. Это все индивидуально. До стакана молока можно пить. Однако же, есть возможность, если чувствуете, что вы более или менее здоровы, организм чувствует себя хорошо, то лучше до этого времени ничего не пить и не есть.

01:09:09 Потому как это, особенно, когда человек что-то съел, это говорит о том, что включается процесс пищеварения и энергия начинает с высших центров скатываться в область живота. Даже если съедено немножко, всё равно это будет происходить. Она будет отвлекать вас. У вас мантра-медитации, или другие люди, которые молитвы повторяют, не будет такой концентрированной сосредоточенности. Поэтому, если нет такой жестокой необходимости, лучше этого не делать. Можете ту самую ложечку меда съесть после того, как вы закончите свою практику.
[ведущая] Спасибо за рекомендации. Хорошо, к следующему вопросу переходим, пишет нам Елена: «Я студентка, учусь в Великобритании и сейчас пишу диссертацию, очень напряженный период. В последнее время я заметила, что постоянно нахожусь под влиянием гуны страсти. Внутреннее я очень четко ощущаю это противоборство в себе, я стремлюсь думать и поступать в благости, но чувствую, что не могу противостоять силе страсти. Вы не могли бы дать какие-то практические советы, как контролировать свой ум и поступать и думать в благости?»

01:10:17 [Махов А.В.] Да, конечно, мы только этим здесь и занимаемся.
[ведущая] Собственно, да, согласна
[Махов А.В.] Даем практические советы. Итак, специально для вас, практические советы. Первое, что вам нужно сделать! Вам нужно осознать тот факт, что эффективность написания вами диссертации напрямую зависит от того, в каком состоянии находится ваш ум. В Ведах по этому поводу говорится так, что ум человека в утренний период, и вообще, в первой половине дня, действует в три раза эффективней, чем во второй половине дня. Именно по этому, вся творческая работа должна начинаться примерно, в 7 утра, и заканчиваться к 11-ти.

01:11:03 Человек, который действует в это время творчески, какую-то научную работу ведет, он получает способность за меньшее количество времени делать большее количество дел. Он делает эффективнее все. Поэтому, практические советы заключаются в следующем: вам нужно перестроить режим питания и режим дня таким образом, чтобы вы могли в 7 часов утра уже начинать работать над своей диссертацией, вставать вам нужно немножко раньше, я думаю, часа на два, и какое-то время обязательно посвящать тому, чтобы правильно настраиваться на весь день, потому что эффективность работы любого человека, независимо от того, каким трудом он занимается, в первую очередь зависит от его настроя. А настрой зависит от того, что человеку положено по судьбе. И если человеку положено по судьбе иметь какой-то негативный настрой, то его нужно в этот день нейтрализовывать. Поэтому, каждый разумный человек должен заниматься обязательно, хотя бы, как минимум, если он духовной практикой не занимается, он должен заниматься чтением настроя, например: «Я желаю всем счастья». Он получит правильный настрой на весь день, а значит правильную деятельность в уме будет. Ум будет двигаться правильно, а это означает, что он получит возможность эффективно работать на протяжении всего грядущего дня.

01:12:27 [ведущая] Можно, кстати, включать Аюрведа радио в 6 часов по Москве и желать всем счастья вместе с Олегом Геннадьевичем Торсуновым. Есть у нас такой сеанс, пожелание счастья.
[Махов А.В.] Прекрасно, можно даже, если есть возможность, как-то скачать эту запись, и желать счастья под эту запись, и эффективность процесса возрастет. Так же вам необходимо соблюдать режим питания, соблюдать его достаточно строго, это будет аскеза для вас на период написания диссертации, по той простой причине, что если вы будете кушать не вовремя, ваша энергия из вашего же собственного ума будет уходить в желудок, для того, чтобы переваривать пищу, в результате ум будет терять способность к соображению.

01:13:11 Вам будет труднее сосредотачиваться на вашей диссертации. Теперь дальше, вам нужно правильно распределить работу над вашей диссертацией. Любая работа, она складывается из двух составляющих: это творческая работа и рутина, и вам все творческие изыскания, как я сказал, вам нужно будет делать в первой половине дня, и желательно, с самого утра, наиболее творческая деятельность должна у вас начинаться в 7 утра, и чем ближе к полудню, тем менее творческая должна быть деятельность. А после полудня, после обеда, вам нужно будет заниматься какой-то обработкой статистических данных, возможно набивание всего это на компьютере, приведение в какой-то удобочитаемый, стилистически правильный вид, все то, что называется рутиной. Все что вы наработали в первой половине дня, во второй половине дня нужно просто как-то систематизировать, приводить к общему знаменателю, к общему виду, заниматься вот такой вот деятельностью.

01:14:11 И крайне важно для вас будет соблюдать режим дня, с точки зрения правильного времени отхода ко сну. Вам нужно обязательно ложиться спать не позже 10-ти вечера, а лучше, если вы будете засыпать в 9, это самый лучший вариант, в этом случае ваш ум, а вы сейчас тратите умственную энергию, будет получать возможность полноценно отдыхать, а следовательно вы будете на следующий день вставать с ясной, свежей головой, и проведя внутреннее и внешнее очищение своего тела и сознания будете опять же готовы очень эффективно и достаточно быстро и на благо всех живых существ писать вашу диссертацию. Вот. Вот вам практический ответ.
[ведущая] Но у нас есть ещё несколько вопросов. Рима из Испании спрашивает: «А если я признала уже свою карму и старалась измениться, но мой муж не стал ждать и бросил меня, и что делать теперь», и далее ещё добавляет наша слушательница Рима «Я не только признала свою судьбу, но и молилась, повторяла махамантру, но что-то не смогла удержать, муж ушел.

01:15:22 [Махов А.В.] Вы знаете, Рима, на самом деле, мы говорили об этом, когда человек начинает заниматься серьезно работой над собой, в какой-то момент происходит смена окружения, и те люди, которые не могут принять его в новом качестве они постепенно уйдут из его жизни. Это неизбежный факт, и то что у вас произошло, очень сложно судить только по вашим словам, что произошло у вас с вашим супругом, это практически невозможно.
[ведущая] ситуации разные бывают.
[Махов А.В.] Да, конечно, нам сложно объективно оценивать ситуацию. Однако же, в целом, как правильно вести себя в этой ситуации? Нужно понять, что у каждого человека есть свобода выбора, как жить. И если вы любите и уважаете вашего мужа, вы должны дать ему эту свободу, принять его поступок. Принять его выбор, как то, что он имеет право делать и такой выбор.

01:16:25 И отпустите его в своем сердце. Если он решил поступить таким образом, если, допустим, у него к тому же, сейчас какая-то новая семья, или ещё что-то, тогда тем более, здесь нужно отпустить этого человека и быть благодарным ему за все, то время, которое вы прожили вместе. И целом, вам же лично я хочу сказать, человек, который серьезно занимается духовной практикой, он попадает под личную заботу Бога. Так как Господь… что такое процесс духовной практики – это процесс вспоминания нашей истинной природы, и наших отношений с Богом, которые у каждого из нас когда-то были. И когда человек начинает искать Бога в своей жизни, Господь немедленно берет его под свою личную опеку. И поверьте, пожалуйста, если вы будете серьезно практиковать, серьезно действовать в своей духовной практике, если вам необходим в жизни будет спутник, он неизбежно появится.

01:17:34 Об этом даже не нужно особенно думать. Думать нужно о чем? Нужно сделать правильные выводы из того опыта, который у вас есть. Нужно осознать какие ошибки были совершены лично вами, и стараться воспитывать в себе те качества характера, женские качества, которые нейтрализуют те недостатки, которые привели к тому, что ваши отношения распались. Не исключен тот факт, что это будет тот же самый человек, к вам вернется, и такое часто бывает, достаточно часто. Я сам был свидетелем нескольких таких уже судеб, когда люди сначала были вместе, потом они разошлись, один начал заниматься духовной практикой, второй по каким-то причинам не принял сначала. Разошлись, несколько лет не жили вместе, но ни о не женился ни она не выходила замуж и через какое-то время они … судьба их свела, они вообще в разных городах жили. Потом судьба их свела. Поэтому, пожалуйста, здесь нет места никакому отчаянию. Просто поймите, что наша судьба, она зависит не от кого-то. Она зависит от нас, и культивируем в себе желание служить другим, желание делать что-то бескорыстно для других. Судьба такого человека неизбежно становится счастливой.

01:18:54 Как это произойдет лично у вас? Я не могу сказать, потому что я не вижу будущего, но я буду очень счастлив, если вы через какое-то время точно также письмо сообщите нам, или быть может позвоните и расскажете нам о том, что у вас теперь вот так.
[ведущая] Это было бы здорово.
[Махов А.В.] И в этом не будет ничего удивительного, понимаете. Это будет естественный результат того, что вы работаете над собой. Чего я вам искренне желаю. Пожалуйста, осознайте все ошибки, поймите, как преодолевать недостатки в своем характере, занимайтесь духовной практикой, старайтесь служить окружающим людям и все остальное будет происходить само собой в вашей судьбе.

01:19:40 [ведущая] А у нас сейчас происходит все новые и новые поступления вопросов, я предлагаю ещё нам немножечко задержаться в прямом эфире, ответить, как минимум на один вопрос. Собственно говоря, мы больше, наверное, и не успеем. Я спешу зачитывать вопрос от Елены из Канады. Она очень интересуется «преимущественно в какой гуне находится Канада? Здесь люди работящие, приветливые, спокойные, в отличие от Штатов, довольно спортивные и не алчные. Охотно помогают друг другу, много волонтеров в больницах, очень терпимые к чужим культурам, религиям, обычаям, но по сравнению с Россией, производят впечатление несколько ограниченных, недалеких и даже туповатых», - ну, что поделать, вот так вот.

01:20:30 [Махов А.В.] Наверное, Канада находится под влиянием канадской гуны. Вы знаете, на самом деле очень сложно сказать с ваших слов под влиянием какой гуны находится та или иная страна. В целом, вот всё, что вы описали, ну вот то что люди стараются помогать друг другу, то что люди служат другим – это влияние гуны благости, в этом нет никакого сомнения. Почему люди кажутся недалекими или туповатыми – это, знаете, на мой взгляд, это эпитет, или это свойство нельзя приписать нации в целом. Это невозможно.

01:21:21 [ведущая] т.е. люди все разные, все равно?
[Махов А.В.] Разные. В России есть люди туповатые, я сам иногда впадаю в такой ступор, что иногда, просто, диву даешься. Любой канадец по сравнению со мной просто гений, судя по вашим словам. И поэтому, здесь очень сложно сказать. На самом деле я очень рад тому, что вы сказали. Потому что, судя по тому, какие люди вас окружают, что вы в них видите, вы сами, несомненно находитесь под влиянием силы благости, в том числе. Несомненно другие силы на вас тоже влияют, но и сила благости влияет. Потому что из всего огромного спектра человеческих качеств и привычек вы выбрали, описали те качества, которые находятся под влиянием силы благости.

01:22:09 [ведущая] Знаете, как говорят: «Красота в глазах смотрящего».
[Махов А.В.] Очень хорошее высказывание, согласен. Но так или иначе, мне сложно сказать под влиянием каких сил находится Канада, я не обладаю такими серьезными, развитыми способностями, чтобы просто по словам, или настроившись на эту местность, я мог бы вам сказать. К сожалению я не могу дать точный ответ. Я просто оттолкнулся от ваших слов.
[ведущая] И к сожалению на остальные вопросы мы тоже сегодня, именно, не успеваем дать ответ, я предлагаю, как мы часто это делаем, начинать наш следующий эфир с ответа на вопросы, которые пришли сегодня. Вы согласны?
[Махов А.В.] Да, конечно. Давайте так и поступим. Чтобы не заставлять долго ждать наших радиослушателей, мы следующий эфир начнем с ответов на вопросы, а оставшееся время уделим теории.
[ведущая] Да. Так что если вы прислали свой вопрос и не услышали на него ответ, включайте Аюрведа радио через неделю, в шесть вечера по Москве, мы начнем разбирать именно ваши вопросы в порядке очереди, так как они приходили. А сейчас Алексей вам спасибо снова, что были с нами, всего доброго и до свидания.

01:23:20 [Махов А.В.] Спасибо и вам, Олеся, спасибо и вам, уважаемые радиослушатели, за замечательные вопросы. Спасибо вам за внимание, всего хорошего вам, будьте счастливы, до свидания.

транскрибирование: Геннадий Хлопотов | Киев | Украина | 16 March 2013