Основные принципы жертвоприношения

Веда радио - 10 июня 2013
Основные принципы жертвоприношения. История последнего ведического жертвоприношения: ашвамедха ягья. Запрещенные жертвоприношения. Ответы на вопросы. Как правильно делать замечания. Покаяние и раскаяние. Причащение и исповедь. Проблемы в отношениях с родственниками: жена брата жалуется на своего мужа его сестре.
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:06:59 | качество: mp3 48kB/s 23 Mb | прослушано: 511 | скачано: 482 | избрано: 17
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая]: Итак, добрый вечер говорю я всем, кто слушает Ведарадио! Я звоню сейчас по скайпу Алексею Вячеславовичу Махову для того, чтобы мы продолжили наш разговор о законах Вселенной. Алексей Вячеславович, здравствуйте!

00:00:16 Олеся, добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

00:00:19 [Ведущая]: Я приношу свои извинения, что мы задержали на столько минут свой эфир, но начинаем мы его в 18:18 – мне кажется, это хорошее число. 18 и 18 – такое сочетание, так что мне, в любом случае, все будет хорошо! Хорошо, напомните нам, пожалуйста, о чем шла речь в предыдущей нашей встрече в прямом эфире, а она была уже довольно с большим промежутком у нас, между этим днем и предыдущей встречей. Наверное, немножко подзабыли наши слушатели. Ну, и, соответственно, плавно перейдем потом к сегодняшней теме.

00:00:54 Хорош, Олеся. Конечно, у нас был большой перерыв в общении, и, поэтому, есть смысл немножко восстановить контекст беседы. Мы разбираем сейчас один из законов Вселенной, который называется Закон жертвоприношений. И мы разобрали, что такое жертвоприношение, что такое ритуал, мы с вами разобрали, какие виды жертвоприношений бывают, мы разобрали мантры, как жертвоприношения, мы также разобрали очень важную тему как правильно настраиваться в процессе мантра-медитации или в процессе молитвенной практики, что существуют определённые правила, которые каждый человек, который хочет добиться успеха в этом виде жертвоприношений, он должен эти правила знать и должен их неукоснительно выполнять – в противном случае эффективность такого жертвоприношения будет очень низкой. Мы также разобрали с вами техники произношения мантр, техники произношения молитв, ошибки при совершении жертвоприношения мы с вами разобрали – это очень важно. Я ещё раз немножко на этот счет скажу, что жертвоприношение это определённая деятельность. То есть, определение жертвоприношения такое: это определённые действия, которые выполняются по строго определённым правилам и в результате дают человеку определённые способности или определённым образом воздействуют на его сознание. Поэтому, одной из распространенных ошибок при проведении жертвоприношения является делать его не так, как надо, а так, как нравится.

00:02:34 Понимаете, человек, когда выполняет какое-то действие как ему хочется, то это действие не является жертвоприношением. Потому что нет следования практике, нет следования канону, скажем так, который установлен для проведения того или иного жертвоприношения. А вторая ошибка при проведении жертвоприношения заключается в том, что люди проводят жертвоприношения, направленные к Богу, то есть, они, например, совершают молитвенное правило, или они совершают мантра-медитацию, и при этом они просят у Бога материального. Такая деятельность является, согласно ведическому знанию, оскорбительной, потому что нам Бог и так дает – независимо от того, просим мы у него или не просим, он нам дает уже все то материальное, в чем мы нуждаемся и чего мы достойны. Он уже все это дает. Если чего-то он нам не дает, из того, что мы хотим, то причина только одна: мы недостойны это получить. Поэтому, нет смысла просить у Бога материального. И, следующая ошибка, которую часто допускают люди при проведении жертвоприношения это неприятие своей судьбы. Человек должен быть умиротворен при проведении жертвоприношения, и если человек имеет претензии к своей судьбе, то, фактически, претензии к судьбе это являются претензии к Богу. Это то же самое. То есть, смотри пункт два. Поэтому, человек должен правильно культивировать настрой. То есть, очень важно в жертвоприношении не только следование внешним правилам, соблюдение внешней обрядовости, а крайне важно ещё правильный настрой. То есть, внутреннее состояние сознания человека должно соответствовать внешнему. Потому что, если есть внутренний настрой правильный, но нет правильно выполняемой техники, то жертвоприношение не будет работать. Оно не принесет плодов, потому что внешняя деятельность тоже важна. Однако же, если есть только внешняя деятельность, и в жертвоприношении при этом нет внутреннего настроя правильного, то это называется ритуализм. Ну, как пример, человек пришел в храм, лбом об пол стукнулся, повернулся, ушел – зачем он это делал? Он сам не знает, зачем он это делал, он просто…

00:04:51 [Ведущая]: Чтобы стукнуться лбом. Просто, чтобы стукнуться лбом.

00:04:55 Да, узнать – звенит, не звенит там? Звенит – ну, нормально, все хорошо. Проблема заключается в том, что жертвоприношение только тогда начинает действовать и тогда наша деятельность становится жертвоприношением, когда она нами выполняется по определённым правилам, установленных не нами, а записанных в Священных писаниях, и она выполняется в правильном умонастроении, которое также регламентируется в Священных писаниях. И если внешним правилам мы ещё можем как-то научиться следовать, просто прочитав их и изучив так, или иначе, и то, в принципе, это маловероятно, но, хоть какая-то вероятность есть. То вот перенять правильное умонастроение по книгам невозможно. Это принципиально невозможно, потому что умонастроение можно перенять только как пример, взять его, как пример, у другого человека. То есть, если один человек умеет правильно настраиваться, то как можно научиться настраиваться так же? Нужно установить контакт с этим человеком, и тогда получишь возможность настраиваться так же, как и он. То есть, нужно сначала что-то делать с этим человеком, служить ему каким-то образом, и тогда человек получает возможность перенять ту способность, которой обладает тот человек, которому мы служим.

00:06:16 Следующее, мы говорили о том, что в разных духовных традициях работа идет всегда со звуком. То есть, это одно из самых важных жертвоприношений, которое действует непосредственно на разум живого существа. И в ведической традиции для этого существуют определённые мантры, а в других традициях им соответствуют молитвы – мы с вами разобрали, в чем они сходны и в чем они разнятся. Но смысл всё равно один и тот же: независимо от того, в какой духовной традиции человек прогрессирует, если он произносит молитву или мантру, которая содержит имя Бога, он произносит в этот момент духовный звук. Духовный звук на санскрите называется шабда брахман, и у него есть отличительная особенность: в отличие от тех звуков, которые мы произносим в повседневной нашей жизни, шабда брахман немедленно, в ту же самую секунду, как только он произнесен, немедленно контактирует с Богом напрямую. Мы этого контакта не чувствуем, мы не чувствуем обратной связи в силу того, что наше сознание очень загрязнено. У нас достаточно много грехов у всех в сердцах, и, поэтому, подавляющее большинство людей не чувствуют отклика сразу, когда они начинают заниматься молитвенной практикой или мантра-медитацией. Но это не значит, что контакта нет. Контакт есть, и он устанавливается сразу.

00:07:46 И вот здесь нужно сказать очень важную вещь. Я её напомню, потому что это краеугольный камень. В Священных писаниях говорится, ну, например в Бхагавад Гите, если взять ведические Священные писания, Господь говорит, сам лично говорит прямой речью: «На пути духовного прогресса нет поражений.» Нет поражений, нет ничего, что мешало бы человеку продвигаться по этому пути. Кроме одной вещи. Есть только одна вещь, которая мешает, о которую может споткнуться человек и полностью уничтожить все свои достижения. Этот камень называется оскорбление. Оскорбление. Поэтому, человек… в Ведах говорится, что человек, который прогрессирует, пытается как-то работать над собой, самое большое, чего он должен бояться – он должен бояться оскорбительного умонастроения. И самое опасное состояние, самая опасная ситуация возникает тогда, когда это оскорбительное умонастроение приходит человеку просто по судьбе. Ему по судьбе становится тяжело жить, или, допустим, у него возникают какие-то проблемы, и вот здесь вот человек входит в состояние сдачи экзамена. Он начинает сдавать экзамен. И, на самом деле, Веды говорят, не так страшно, что с тобой происходит. Ну, ругается на тебя кто-то или не ругается, поел ты вовремя или не поел, в конце концов, побили тебя или не побили – это не так страшно. Но если ты начинаешь в этот момент оскорблять окружающих, вот это является самой страшной вещью. Потому что оскорбление по отношению к кому бы то ни было, оно чем опасно, оно действует не на материальной платформе, оно уничтожает в нас тягу к духовности. Оно рушит в нас контакт с Богом, который мы годами, с трудом, с трудом проращивали в своем сознании.

00:09:48 Именно поэтому, уважаемые радиослушатели, я очень прошу вас, так как я понимаю, что подавляющее большинство наших радиослушателей занимаются, так или иначе, занимаются какими-то видами духовных практик, или работой над собой, запомните, пожалуйста, эту вещь. Не так важно, что происходит вокруг нас, или как к нам люди относятся, или судьба как к нам относится – это все происходит просто в силу наших грехов. Это просто приходят почтальоны, которые приносят нам письма счастья. Вот, они приходят и говорят: «Ну вот, ты когда-то совершал – получи результат!» Понимаете, это не страшно. Хотя, нам кажется, что это самое страшное. Но самое страшное на самом деле это то, в каком умонастроении мы в этот момент находимся. Вот это самое страшное. Потому что, срубить все свои достижения под корень человек может буквально за секунду. Особенно, если он ненароком оскорбит человека, который занимается духовной практикой. Об этом говорится, как минимум, в двух Священных писаниях, я уверен, в других тоже. В двух точно знаю. И, допустим, в христианстве, Господь Иисус как говорит? Если вы меня поносите, или вы Бога поносите, то он вам простит, но если вы будете поносить вот этих сих малых, которые стремятся развиваться духовно, то вот за это вам прощения не будет. И что это означает? Это не означает, что Бог злой, что он будет, там, карать или ещё что-то. Это означает, что существует определённый закон. И когда человек совершает оскорбление на другого человека, который занимается духовной практикой, и который устанавливает, так же, как и он, контакт с Богом, пускай даже в другой традиции, но он действует, в принципе, одинаково, если человек начинает его оскорблять, неизбежно его собственный духовный прогресс на этом будет остановлен. А все его достоинства, если он будет усердствовать в своих оскорблениях, будут полностью уничтожены. Поэтому, ещё раз прошу вас, уважаемые радиослушатели, если вы в какой-то момент чувствуете, что у вас возникает внутри вот это вот сильное ощущение несправедливости, и хочется эту несправедливость кому-то высказать, самый лучший вариант – подойдите к зеркалу! Вы выскажете отражению, вы, фактически, обратитесь по адресу.

00:12:12 [Ведущая]: Я вот слышала такое утверждение, что если нас что-то раздражает в каком-то человеке, то именно это качество есть в нас самих. Согласны вы с этим?

00:12:23 Да, вы абсолютно правы, Олеся. В Ведах это утверждение раскрывается следующим образом: дело в том, что, если мы реагируем на что-то в окружающем мире, это означает, что, то же самое есть и в нас, в силу просто сродства энергий. Это очень легко иллюстрируется явлением резонанса. То есть, если мы резонируем на что-то в этом мире, это значит, нам есть чем резонировать. Если, например, у меня лживость или трусость есть в характере, то я буду на кого очень сильно обижаться, злиться? Я буду обижаться на обманщиков и трусов, я буду говорить: «Трусы! Не защищают никого! Боятся, постоянно трясутся!» У самого тоже в этот момент коленки трясутся. (Смеется).

00:13:08 [Ведущая]: Вы знаете, Алексей, я вот, думала над этим вопросом, над этим утверждением, и иногда просто, ну очень сложно в себе найти какие-то такие качества, которые раздражают в другом человеке. Я говорю вообще, о всех людях. Почему так происходит?

00:13:26 Ну, вы понимаете, проблема то заключается в том, что, для того, чтобы в себе эти качества увидеть, реально найти, мы должны выйти из-под влияния ложного эго. Вот тогда мы реально все видим, увидим. А до этого момента, вы знаете, что делаем – у нас разум и ум, они полностью поглощены эго, ложным эго, и мы с позиции ложного эго смотрим себе в сердце, и ничего там не видим. (Смеется). Понимаете.

00:13:54 [Ведущая]: То есть, это то самое бревно, которое в своем глазу не видно?

00:14:02 Да, совершенно верно. Мы его просто не видим. Ложное эго нам закрывает это. Но, знаете, есть какая очень хорошая методика? Вот, если действительно хочется посмотреть, какие пороки в сердце есть, для этого нужно сделать следующее. Нужно найти, получить, так или иначе, общение со святым человеком. И не обязательно даже для этого с ним общаться. Достаточно просто прийти в то место, где он есть. И находиться рядом с ним, ну, не обязательно прямо перед ним стоять и говорить ему что-то, это не всегда получается, но это и не обязательно. И вы, вот, уважаемые радиослушатели, если вас это заинтересовало, проведите такой эксперимент. Вы, когда будете подходить к святому человеку, вы просто спросите у Бога: «Господь, пожалуйста, покажи мне мои грехи.» Настраивайтесь на то, что сейчас вы их увидите, и вы почувствуете реально, с каждым шагом приближающим вас к этому человеку, вам будет становиться все тяжелее, тяжелее, тяжелее на сердце, тяжелее, от того, что вы реально будете чувствовать, что и это у меня есть, и это у меня есть, и это у меня тоже есть. (Смеется). Потому что святой человек, чистота его сердца, она очищает все вокруг, и сердца других людей тоже очищаются. Именно поэтому подчас отношения со святыми людьми складываются так неоднозначно у некоторых людей – им становится настолько больно в присутствии этого святого человека, они не могут выдержать эту боль. Понимаете. Поэтому знайте, что если вдруг при общении с каким-то из святых людей вам становится тяжело, знайте, это просто ваши грехи вылезли настолько сильно, что вы не можете их терпеть. Просто не можете их осознавать, и вам хочется быстренько убежать оттуда. Такой вот эффект есть, так что, можете поэкспериментировать, посмотреть. Это реально существующая вещь.

00:16:09 Но параллельно, чтобы у вас не возникло ощущения, что святые люди приходят и всех стращают, все там в обморок падают от своих грехов, справедливости ради следует сказать, что параллельно, вместе с осознанием своих грехов, человек, если он не начинает завидовать этому святому, не начинает считать его виновником своих страданий или ещё чего-то, его сердце немедленно наполняется огромной радостью. И эта радость, эта сила радости и любви, которая исходит из сердца святого человека, она позволяет человеку терпеть свои грехи. И когда вот этот феномен происходит в сознании, баланс вот этих двух сил: с одной стороны осознание сильной своей греховности, а с другой стороны, реально переживаемый опыт счастья, счастья и радости. Человек естественным образом, вот, если он только не начал завидовать, он естественным образом входит в состояние, которое называется смирение. Это само по себе происходит, просто даже напрягаться не надо. Все, оно происходит, этот баланс между счастьем и осознанием своей греховности и пониманием, да, ну да, вот, я, действительно, не очень хороший, на самом деле. Есть кто-то получше.

00:17:24 [Ведущая]: Вы знаете, здесь у нас, по ходу дела, пришел вопрос, мне кажется, стоит его сейчас зачитать, пока мы говорим именно об этой части этой важной темы. Наталья из Одессы пишет: «А как тогда сохранить хорошее умонастроение? Ведь вокруг столько раздражителей. Как сохранять гармонию ума?»

00:17:42 Спасибо, Наталья, очень хороший вопрос. Для того, чтобы понять, из-за чего мы теряем эту гармонию, следует понять один факт: мы всегда испытываем… скажем, доминантой в нашем сознании является то, куда направлено наше сознание. Если наше сознание направлено на то, что вокруг все плохо, люди вокруг плохие, вокруг много грязи психической, люди, вот, такие-сякие – нам неизбежно станет плохо. Невозможно, чтобы было хорошо при таком состоянии сознания. Поэтому, Веды говорят об этом как: если ты хочешь быть счастливым, удерживай себя в состоянии счастья, где бы это ни было, всё равно где. Ты должен научиться видеть хорошее. Во всех людях есть хорошее, пускай, его не много, но оно есть. Не всегда ярко проявлены хорошие качества, но это не значит, что их нет. Они есть, просто нужно культивировать в себе способность видеть хорошее. Тогда не надо будет задумываться над тем, как мне удержать эту радость. Ее невозможно удержать напрямую, в лоб вот так вот, пытаться её удерживать невозможно. Для этого нужно культивировать такое качество в себе, которое называется доброта. А доброта культивируется следующим образом: человек обязательно занимается каким-то видом духовной практики, потому что, иначе у него просто нет сил для того, чтобы культивировать в себе доброту. Он контактирует с Богом, он контактирует со святым человеком, на которого он настраивается во время своей молитвы или мантра-медитации, а дальше, аккумулируя вот эту силу, он оформляет просьбу к Богу: «Господь, пожалуйста, научи меня видеть в людях хорошее! Научи меня не обращать внимания на их недостатки. Кто я такой вообще, чтобы о недостатках других людей говорить? Я кто, я абсолютно никто, какое я право вообще имею обсуждать кого-то? Я хочу видеть в людях хорошее.» Все.

00:19:47 [Ведущая]: А потом, после этого можно прийти на работу и потренироваться на каком-нибудь из сотрудников. Потом на следующем, на следующем…

00:19:52 Вы абсолютно правы, Олеся!

00:19:54 [Ведущая]: У него, может быть, вот это в нем не нравится, но, что же в нем хорошего? Действительно, заметить для себя.

00:20:01 Это должно превратиться в практику, просто в практику. Я не вижу в этом человеке хорошего – это о чем говорит? Говорит ли это о том, что в нем нет хорошего?

00:20:12 [Ведущая]: В любом человеке, наверное, что-то можно найти, обязательно, хорошее. Иначе быть не может.

00:20:16 Совершенно верно, можете убирать слово «наверное» - в любом человеке априори есть хорошее. Ни слова наверное, ни как бы, ничего здесь не надо подставлять. В каждом человеке есть хорошее! Если я в ком-то не вижу хорошее, это означает, я пока ещё не способен это хорошее в нем увидеть. Это означает, что мне есть над чем работать.

00:20:39 [Ведущая]: То есть, проблема в восприятии. Вот, мне ещё нравится такая фраза: красота находится в глазах смотрящего. Здесь можно её отнести именно к нашей теме. То есть, то, что мы видим, это, как раз, в нашем восприятии находится.

00:20:55 Да, вы абсолютно правы, Олеся, потому что, я уже много раз приводил пример, ну, ещё раз для нашей уважаемой радиослушательницы Натальи приведу ещё раз, ну вот, предположим, лежит пьяный человек. Пьяный человек, в состоянии деградации находится, он лежит, ему хорошо, в общем. И проходят два человека мимо него. Один на него посмотрел: «Фу!» и ушел. Второй посмотрел на него, так же проходя мимо: «Бог ты мой, друг дорогой, до чего ж ты докатился!» И следующая фраза: «Насколько же я ничтожество, что я не знаю, чем тебе помочь-то даже. У меня сил на это нет.» Понимаете, человек один и тот же, но реакция разная. Почему, потому что один настроен на негативное, он смотрит внешнюю вещь, а другой понимает, что это тоже душа, просто она переживает сейчас, фактически, ну, самое дно своего падения. Поэтому, ещё раз, вкратце подытожу, ответ звучит так: нужно культивировать в себе способность видеть хорошее, её надо в себе сознательно культивировать. А силы на эту деятельность нужно брать из молитвы, из контакта с Богом, со святыми людьми. Вот такой ответ.

00:22:07 [Ведущая]: В общем, понятно. Спасибо. Постараемся вместе с нашими радиослушателями уже, буквально, с завтрашнего дня. Попробуем. Давайте, все вместе, потренируемся в этом. Я предлагаю всем нашим слушателям. Я тоже так буду делать, и вот, все дружненько будем следовать тому, что мы слышали.

00:22:24 Хорошо, если кто-то сможет потом сможет поделиться своими достижениями на этом поприще, то, я думаю, всем будет очень интересно. Так, а сегодня мы с вами рассмотрим следующую тему. Мы с вами рассмотрим, по крайней мере, одно жертвоприношение, которое описано в Ведах. Сейчас его проводить уже нет возможности, оно является запрещенным, но в прошлом, примерно пять тысяч лет назад оно последний раз проводилось – это жертвоприношение было очень благоприятным. И, я думаю, его есть смысл описать, чтобы у вас, уважаемые радиослушатели, была возможность оценить размах – какие проводились жертвоприношения. Прежде чем я перейду к описанию самого жертвоприношения, как оно проводилось, я хотел бы ещё раз напомнить, что основной принцип жертвоприношений и вообще, практика жертвоприношений и основная причина, зачем это нужно, заключается в том, что человек, выполняя определённые ритуалы, развивает в себе дух служения и уничтожает в себе ложное эго. Если взять, глубоко копнуть, то смысл любого вида жертвоприношения, какое бы человек ни совершал, их очень много разных, принцип жертвоприношения таков: нужно отдать, ничего не желая взамен. Поэтому жертвоприношение то, которое мы сейчас будем описывать, оно проводилось на благо всех живых существ. Всех. Его проводил император всей планеты. Сейчас я перейду уже и расскажу по порядку, чтобы не скакать.

История последнего ведического жертвоприношения: ашвамедха ягья

00:24:14 Итак, основной принцип жертвоприношения это: отдать, ничего не желая взамен. Только в этом случае жертвоприношения достигает своей цели. В противном случае, чем больше корысти вкрадывается в этот процесс, тем меньше результат, тем хуже результат жертвоприношения. То есть, тем менее чистый он. Итак, мы с вами разбираем жертвоприношение, которое называется ашвамедха ягья. Ашвамедха ягья в переводе с санскрита означает жертвоприношение коня. В последний раз оно успешно проводилось примерно пять тысяч лет назад по нескольким причинам. В нынешнее время его проводить просто невозможно, на то есть, опять же, несколько причин. Итак, первое: проводить ашвамедха ягья может только человек, который является императором всей Земли, то есть, царем всей Земли, и это принимают все государства, которые на земле присутствуют. Вот, только такой человек. В противном случае, жертвоприношение никакого результата не принесет. Следующее. Каким образом проводится это жертвоприношение? Император всей планеты, а раньше планетой правил один император, они сменялись периодически, через определённые промежутки времени должен был сдавать квалификационный экзамен. То есть, он должен был подтверждать, что у него достаточно качеств, чтобы являться императором всей планеты. И поэтому проводилась вот эта ашвамедха ягья, жертвоприношение коня. Что происходило? По определённым признакам, которые описаны в Священных писаниях, подбирался конь. Дальше, когда этот конь был определен, его выбирали, он просто отпускался на волю. Он выводился из конюшни и отпускался на все четыре стороны. И вот, куда шел этот конь, за этим конем туда же отправлялся царь, император, со своей армией. Рано или поздно конь в своем путешествии выходил за пределы государства, которым управлял император… Следует заметить здесь, что, хотя Землей правил император, но Земля не была единым государством. То есть, планета Земля не была единым государством, было множество государств, разных, и больших, и маленьких, но все цари этих государств, они были вассалами императора, они признавали его главенствующую власть над собой. И, вот, что происходило. Каждый раз, когда проходила такая вот ашвамедха ягья, когда конь переходил границу государства, которым правил сам император, и переходил в другое государство, у царя того государства был выбор: либо признать власть своего императора и оставаться его вассалом, либо сражаться с ним в честном поединке. И если вассальный царь побеждал императора – все, на этом ашвамедха ягья заканчивалась. Это означает, что нужно было проводить другую ягью, если я не ошибаюсь, раджасуя ягью – ягью выбора нового императора. Если же побеждал существующий император, то царь, признавая своё поражение, должен был отправить в столицу очень много золота – оно было нужно не царю, не императору, оно было нужно для проведения жертвоприношения. Там нужны были сотни тонн золота. И он должен был отправить в столицу императора своих самых лучших мудрецов, самых святых людей, какие только были у него в государстве. И после этого, побежденный царь сам отправлялся тоже туда же, в столицу. То есть, там речь не шла о какой-то ненависти, понимаете, речь не шла о чем-то таком, они просто сразились, они очень достойно померились силой: если император доказал, что он благочестивей, а побеждает всегда тот, кто более благочестив – все, у них не было вражды. Понимаете, они просто бились, доказывая своё благочестие: у кого больше благочестия, тот и выходил победителем из поединка этого. И дальше конь отправлялся дальше путешествовать. За ним шел император со своей армией, а таким образом подчиненные им вассальные государства в этот момент в столицу отправляли золото, отправляли своих мудрецов, и цари тоже туда съезжались.

00:29:00 Это жертвоприношение – достаточно длительная процедура, потому что конь мог путешествовать несколько лет, и это нормально было, и все это время в столице императора шла подготовка, потому что из разных-разных государств с огромных территорий приходило огромное количество людей, и всех их нужно было размещать, и всех их нужно было встречать, их нужно было кормить, их нужно было, так или иначе, оказывать им почтение, нужно было готовить арену для жертвоприношений – на этой арене все должно быть полностью из золота, то есть, все золотое было: и пол золотой был, и все колонны были золотые, и все-все-все, и место для проведения жертвоприношений, все было полностью золотым, из золота. И все это время, как раз пока конь гулял и за ним ходил император со своей армией, все это привозилось в огромных количествах, и отливались все необходимые для проведения жертвоприношения вещи, то есть, все полностью подготавливалось. В конечно счете, в столице у этого императора собиралось огромное количество людей, огромное количество людей. Приходили и простые люди, приходили и цари, и мудрецы, и каждому из них нужно было оказывать определённое почтение, поэтому, столица разрасталась неимоверно в это время, в несколько десятков раз. Очень большое количество людей было. И, в назначенное время, которое, естественно, рассчитывалось астрологически, в назначенное время все мудрецы, которые там собирались, а их там десятки тысяч собирались, мудрецов, они начинали читать определённые мантры. И они читали эти мантры не просто так, а все это, так как это жертвоприношение, все эти мантры они очень четко расписаны, в определённой последовательности, определённое количество раз, определённым образом. Нам трудно даже понять, что это такое, насколько это тонкая и филигранная техника. И нам это трудно понять по двум причинам. Первое, то, что мы не понимаем, что такое звук, а во-вторых, вся культура, в которой мы растем, вот, европейская, западная культура это культура образа. Понимаете, это культура, когда мы смотрим. Мы даже балет идем что делать – смотреть. Понимаете, мы смотрим, у нас зрение является основным источником информации. Мы так думаем, потому что такова наша культура. Ведическая культура это культура звука. Звука. И точно так же, как сейчас мы через глаза, наши ученые говорят, что мы через глаза получаем восемьдесят процентов знаний, информации, так в ведической культуре девяносто девять процентов информации и знаний получается через слух. Через звук, другими словами. И даже современному, цивилизованному человеку, для того, чтобы хотя бы внешне научиться, ну, бледное подобие вот этих звуковых вибраций, ещё пустых по своей природе, просто внешне правильно произносить, нужно примерно десять-двенадцать лет обучения. Помимо того, что человек должен быть ещё квалифицированным, то есть, у него гороскоп должен иметь ярко выраженную брахманическую природу, что сейчас само по себе редкость – вот такому человеку нужно ещё десять-двенадцать лет учиться, чтобы он мог хотя бы внешне этот звук произнести. И ещё не факт, что он его ещё внутренне правильно произнесет, сумеет, за всю свою жизнь научиться сможет. Понимаете, насколько это тонкая, филигранная техника, которая нами уже практически не осознается.

00:32:45 Однако же, мудрецы, они в то время обладали в совершенстве знанием этой техники, и такие люди, они извлекали эти звуки правильно, они вибрировали их очень правильно, в правильном умонастроении. И дальше, они, когда несколько десятков тысяч мудрецов синхронно произносят эти звуки, эффект усиливается невообразимое количество раз. Представляете, несколько десятков тысяч человек произносят шабда брахман! Колоссальное очищение происходит, колоссальное! Этот звук становился в своей совокупности настолько мощным, что даже обыкновенные люди, которые могли чуть-чуть, секунду его слышать, они обретали очищение своего сознания. Представляете, насколько мощная, насколько чистая была атмосфера в этом месте, воцарялась. И, как только атмосфера в достаточной степени одухотворялась в том месте, где проводилось это жертвоприношение, к этому времени как раз конь возвращался. Конь возвращался, возвращался император, мудрецы продолжали петь, воспевать мантры, они пели, пели, это проводилось безостановочно – день, ночь, это постоянно, постоянно, постоянно. И когда это все достигало своего апогея, на арену жертвоприношения вводили этого коня. И после этого призывался священный огонь, и этого коня в огонь вводили. Его туда, поверьте, не пихали, он просто в него входил. Потому что атмосфера была настолько чистой, что не было вот этого вот, то, что мы сейчас думаем: «Вот, там жертвоприношение, там все орут, визжат, пищат!» Это не жертвоприношение, это называется просто убийство. Правильно совершаемое жертвоприношение не несет в себе ни тени насилия вообще. И что же происходило после этого?

00:34:46 Результат для коня какой? Первый вариант: если мудрецам удавалось очистить атмосферу до духовного уровня, до того, что вот это вот место, где проводилось жертвоприношение, обретало духовную природу, то душа коня полностью очищалась от всех грехов и отправлялась в духовный мир. Сразу. Ни одному из этих мудрецов, которые пели эти мантры, не светил такой старт в духовный мир, как тому самому коню, который входил в огонь. Представляете! Насколько было мощное воздействие. Если же не удавалось достичь абсолютного одухотворения, то душа коня отправлялась на высшие планеты, получала тело полубога, разумного живого существа. Тоже неплохо, согласитесь, попасть сразу на райские планеты, причем, в разумную форму жизни сразу. Такую разумную форму, которая нам с вами даже не снилась. В сотни тысяч раз разумнее, чем мы с вами. И в худшем, в наихудшем случае, если не удавалось достичь такой чистоты, чтобы трансформировать переход души из неразумной и земной формы жизни в разумную и райскую форму жизни, то из огня выходил молодой жеребенок. (Смеется). То есть, душа получала новое, молодое, сильное, здоровое тело.

00:36:17 [Ведущая]: Чудеса просто!

00:36:18 Да, совершенно верно! Это кажется чудом, для нас это чудо, действительно, это чудо. Но, дело в том, что до сих пор существуют в Индии люди, которые могут с помощью звука зажечь огонь. Их немного, но они есть. Это до сих пор ещё есть. Есть возможность, с помощью звука можно сделать все. Потому что все, что нас окружает, включая наше с вами тело, и все, как грубое, так и тонкое, в конечном счете, все это вибрации, все это звук. И наша современная наука это тоже знает. E=mc² – знаменитая формула – тоже говорит о том, что материя это сгущенная энергия. А энергия это всегда что? Колебания. То есть, это звук, вибрации. Таким образом, здесь нет никаких противоречий, просто наш уровень овладения этими вибрациями пока еще, ну, примерно неандертальца. Мы на уровне неандертальцев находимся. А ведическая культура, она учила этому людей с самого их рождения. Даже, не то, чтобы с самого рождения, а в момент зачатия уже сразу настрой был такой у супругов, что призывались души, которые обладали достаточным благочестием, чтобы принять это знание, чтобы нести его потом дальше.

00:37:38 Дальше что происходило. Когда вот эта трансформация с конем происходила, то оставалось тело предыдущее, то, которое было у этого коня до того, как он получал новое тело – духовное ли тело, или тело полубога на райских планетах, или же тело жеребенка молодого. Вот это тело, так как оно находилось под воздействием, концентрированным воздействием мантр и священного огня, оно полностью становилось чистым. И вот это вот уже, то, что оставалось, это тело, оно потом уже разрезалось на кусочки и давалось всем. Понимаете, но это тело не несло в себе даже тени насилия. Над душой не совершалось никакого насилия. Поэтому, эта пища считалась святой, освященной. Она, в принципе, ею и являлась. Теперь дальше, каковы результаты были этого жертвоприношения для людей. После проведения ашвамедха ягьи, вся Земля превращалась в райскую планету. В течение ста лет на Земле не было болезней, не было засух, наводнений, землетрясений, там, войн, моров, эпидемий, и прочих вещей – ничего. На сто лет! На Земле люди жили, как в раю. Почему это происходило? Потому что, видя настрой этого императора, настрой мудрецов, настрой всех царей, которые хотели послужить так своим людям и проводили эти жертвоприношения – полубоги давали добро. Они благословляли это место, нашу планету, и она вся расцветала. Автоматически климат хороший, автоматически урожаи хорошие, автоматически все хорошее: здоровье хорошее, отношения хорошие, все замечательно становилось само по себе. Дальше, этот ритуал, который называется ашвамедха ягья, он был настолько мощным по своему воздействию, очищающему воздействию, как на ту местность, где это все происходило, так и на сознания царя, императора, который его проводил, что в Ведах сказано, что тот император, который сто раз проведет такое жертвоприношение, он сразу же занимает пост царя полубогов, то есть, царя высших живых существ.

00:40:08 Я немножко напомню нашим радиослушателям о том, что у нас во Вселенной существует восемь миллионов четыреста тысяч форм жизней. Из них восемь миллионов неразумные, дальше идем мы с вами, первые, это люди, манушьи. А над нами ещё триста девяносто девять тысяч, девятьсот девяносто девять видов более разумных живых существ, чем мы с вами. Вот. А, если император совершал сто раз вот эту ашвамедха ягью, он становился царем над всеми вот этими более разумными живыми существами, чем мы с вами. Таково могущество было этого жертвоприношения. И в Ведах приводится такая история, что один из императоров совершил девяносто девять таких жертвоприношений. Дело в том, что в те времена, когда они совершались, люди жили гораздо дольше, чем мы сейчас, и поэтому у них не было проблем в том, чтобы годами путешествовать за конем, периодически проводить эти жертвоприношения. И когда этот император стал совершать сотое жертвоприношение, то, скажем так, текущий предводитель полубогов испугался за то, что он лишится своего трона, и украл коня. (Смеется). Он его забрал к себе на райские планеты. Но самое удивительное заключается не в этом. Самое удивительное заключается в том, как отреагировал на это царь, император. Он очень опечалился. Знаете, почему? Не потому, что он хотел на этот трон. Ему этот трон был неинтересен. Он опечалился потому, что ему этот трон был не интересен. Он опечалился потому, что он не сможет совершить это жертвоприношение на благо всех подвластных ему людей. Потому что Земля не сможет ещё на сто лет превратиться в рай, на Земле будут продолжаться какие-то проблемы, болезни, все остальное – он за это переживал. И он был очень сильно этим опечален, и тогда Господь сам явился перед ним и сказал: «Не беспокойся! Твое жертвоприношение достигло результата! На сто лет Земля превратится в рай. Все будет хорошо. Я даю тебе благословение на это.» Вот так вот. Такие вот истории записаны в Ведах.

Запрещенные жертвоприношения

00:42:32 Таким образом, я хочу обратить внимание наших радиослушателей на то, что в Ведах есть жертвоприношения, в которых участвуют животные. Это факт. Но, проблема заключается в том, что в настоящее время уже пять тысяч лет как, пять тысяч лет назад эти жертвоприношения официально запрещены в Ведах. По той простой причине, что нет сейчас квалифицированных, уже пять тысяч лет как нет квалифицированных людей, настолько чистых людей, которые в состоянии дать душе более возвышенное тело чем то, которое у нее есть. И поэтому, если ты не можешь дать душе более чистое, более здоровое, как минимум, тело, чем то, которое у нее есть, никто не имеет права отбирать у души тело. Имеется в виду, у души животного, которая находится в животном теле, никто не имеет права его отбирать. И поэтому в Ведах есть запрещенные жертвоприношения, которые стали запрещенными пять тысяч лет назад с наступлением эпохи кали, кали-юги. И я их сейчас вам перечислю. В наше время неблагоприятно, виды жертвоприношений, смотрите, какие интересные: принимать отречение от мира, не проповедуя при этом духовное знание. Вот, вы знаете, что есть люди, которые ведут отреченный образ жизни. Они отрекаются от мира, становятся монахами. Но в Ведах сказано, что если ты хочешь стать монахом, то есть, ты чувствуешь, что ты можешь стать монахом, тебе не нужно создавать семью, то ты обязан проповедовать. То есть, смыслом твоей жизни является проповедь. То есть, сначала монах что делает? Он изучает, глубоко постигает духовное знание, а дальше что он делает? Он идет в мир, он идет к людям, и смысл его жизни заключается только в том, чтобы проповедовать, отдавать то знание, которое он сумел постигнуть, всем тем, кто захочет его принять. Если же человек просто постигает это знание, и никому его не отдает, то что с таким человеком происходит? Как вы думаете, Олеся, какие опасности есть? Мы, конечно, об очень возвышенных вещах говорим, но, тем не менее, этим опасностям подвержены все.

00:44:52 [Ведущая]: Ну, наверное, это знание как-то против него будет действовать.

00:44:56 Это факт. Но это уже следствие. А вот какие опасности? Вот представляете, Олеся, ну, представим, что все мы тут отреченный образ жизни ведем – ведь это же сила. Сила. Когда у человека сила появляется, что немедленно за этим приходит? Гордость приходит.

00:45:17 [Ведущая]: Ага, да, действительно.

00:45:18 Гордость. Человек начинает гордиться своей силой. Понимаете. Если он эту силу не дает, то есть, если он не служит этой силой другим, он неизбежно будет наслаждаться этой силой, потому что мы не можем жить, не получая какого-то счастья. И если мы не культивируем в себе служение – а передача знания это самый высший вид служения, который только возможен для нашей формы жизни, и вообще для живого существа для разумного – то неизбежно мы будем гордиться, мы будем наслаждаться этой силой для себя. Это называется падение. С этого момента человек начинает очень сильно деградировать. Именно поэтому, в нашу эпоху, чтобы удержать человека от деградации, есть четко расписанные правила поведения для таких людей. Они достаточно строги. Ну, например: человек, принявший отречение от мира не имеет права иметь каких-то вещей кроме самых необходимых – они тоже оговариваются. Что можно, что нельзя. Человек, принявший отречение, не имеет права в одном месте оставаться больше, чем на три дня. Он должен постоянно путешествовать. И он должен постоянно проповедовать, то есть, постоянно людям давать духовное знание, решать у них какие-то проблемы, вопросы, которые беспокоят их, которые мы сами не можем решить в силу нашей сильной погруженности в эту нашу жизнь, которая мельтешит у нас перед глазами. Достоинство отреченного человека заключается в том, по отношению к нам его очень выгодная позиция, что он не погружен. Понимаете, он не погружен в материальную жизнь, а это означает, он способен более трезво её воспринимать. Потому что иногда возникает такой вопрос: «Ну, если он монах, он никогда не был женат, то как он может решить мои семейные проблемы?» А вот он как раз то и может решить наши семейные проблемы, по той простой причине, что он в них не погружен. Понимаете, это означает, он трезво способен воспринять и мужа, и жену. А супругам друг друга подчас очень тяжело трезво воспринимать. Почему? Потому что сильно погружены друг в друга. Поэтому, не стесняйтесь обращаться к людям, которые ведут отреченный образ жизни, за разрешением семейных вопросов, потому что они способны смотреть на ситуацию не предвзято. У них, как говорят сейчас, глаз не замыленный. Второе. Извините, пожалуйста, Олеся, у нас есть ещё время?

Ответы на вопросы

Как правильно делать замечания?

00:47:53 [Ведущая]: Да, у нас есть где-то минут десять, наверное. И, даже, минут пять, прошу прощения. Минут пять, и после этого, я думаю, мы перейдем к вопросам. Вот так вот. Хотя, можем и сейчас прямо перейти к вопросам.

00:48:05 Давайте, тогда, может быть, мы остановимся на этом и продолжим в следующий эфир, как раз продолжение жертвоприношений, которые сейчас у нас запрещены.

00:48:16 [Ведущая]: Да, договорились. Сегодня мы услышали такие замечательные истории о жертвоприношении, которое было более пяти тысяч лет назад, но в начале вы говорили… Ну, видимо из того, что вы говорили, возник вопрос у Ольги из Москвы. Она вот пишет: «Алексей, подскажите, пожалуйста, как дать совет или поправить человека, когда это действительно нужно. Например, сегодня в церкви я увидела девушку – она зашла в ярко-желтом топике и зеленых шортах-трусах. Было ощущение, что она голая, выглядела дико. Но никто не реагировал. Я понимаю, что на улице жара, что она забежала просто по пути в храм, но вот, как реагировать? Внутри не было у меня злобы, просто ощущение, что неправильно, когда все будут делать вид, что ничего не происходит. Есть же правила определённые. Но, хорошее в ней было – все-таки шарфик на голове.» Вот так вот заметила Ольга.

00:49:16 Ну, хорошо. Вы поймите, Ольга, вы абсолютно правильно говорите: мы должны, так или иначе, говорить людям о том, как вести себя правильно. Потому что зачастую люди, они просто не понимают, что они что-то делают не так. До них, ну, просто, не доходит. Чаще всего, девяносто девять процентов случаев – мы обижаемся или злимся на людей, не понимая того факта, что они просто по-другому не знают, не умеют и не могут, понимаете. Просто мы это как-то упускаем из виду. Поэтому, единственная квалификация – говорить или не говорить… Вот как понять, могу я сказать или не могу я сказать – вот, если у вас возникает сильное сострадание к этому человеку, вы просто понимаете, что она молодец! Она пришла в храм, она пришла! Она догадалась даже косыночку, шарфик на головку одеть. Но ещё просто не доходит до неё, что в храме нужно определённым образом одетой быть, чтобы не возникало такого вот пренебрежения. Это же называется пренебрежение. Ну, понятно, она ещё просто, не доходит до неё, но хочется донести это. И вот если вы испытываете сострадание к человеку, вы можете дождаться, пока она все сделает, а потом просто выйти, и когда она выйдет, её очень смиренно, настроиться на нее… Знаете, как хорошо смиренно настроиться, если быстро надо? Вы ей мысленно в стопы поклонитесь. Просто в стопы поклонитесь мысленно, а потом начните говорить. Вот, она пока к вам, вы её подозвали, мысленно в стопы поклонились, а потом ей скажете, «Пожалуйста, знаете, на самом деле, было бы очень хорошо… на самом деле, очень хорошо, что вы пришли в храм. Я так рада! Но, есть такое правило, что в храме лучше, если есть возможность, одевать какую-то длинную одежду. Если будет у вас такая возможность, я буду очень счастлива, если вы сможете прийти в храм, там, в длинной юбке, или, хотя бы в брюках.» Все. Вот это единственная квалификация: если вы испытываете сострадание к человеку и искреннее желание очень тактично, нежно и очень по-доброму ему это сказать, все нормально, можете говорить. Но если вы вдруг чувствуете раздражение, это кажется вам «Ну, это нельзя терпеть! Это невозможно, что за люди пошли! Разврат сплошной! Еще бы в нижнем белье в храм приходили!» Все. Не подходите. Вы ничего не сделаете. Более того, вы совершите грех – вы оттолкнете своей справедливостью человека от Бога. Потому что, лучше она придёт в храм вот так, чем она не придёт в него никогда. Совсем точно не придет. Пусть она придёт – она рано или поздно поймет. Она поймет. До нее дойдет, её сознание очистится, она осознает тот факт что, вообще говоря, в шортах в храм лучше не ходить. Поэтому, понимаете, я отвечаю ещё раз коротенько на этот вопрос: если вы сострадание испытываете, то можете говорить. Если вы испытываете возмущение – не надо ничего говорить. Просто помолитесь за неё Богу. Потому что возмущение рождает возмущение. Сострадание рождает принятие. Вот такой ответ.

00:52:45 [Ведущая]: Спасибо. Я хочу заметить, что есть ещё время принять новые вопросы, но это получится, если вы прямо сейчас отправите свои вопросы нам на потовый ящик: efir @ vedaradio.ru либо по скайпу: ведарадио наш логин. Прямо сейчас пишите или звоните, что приветствуется, и тогда ваш вопрос успеет подоспеть ещё к этому прямому эфиру. Вот, по пути нашего эфира, в вашем повествовании Ольга усомнилась: «А разве не Индра – царь полубогов?» Видимо, какое-то противоречие услышала.

00:53:21 Ну, я не называю здесь имен по той простой причине, что в этом нет нужды. Нас слушают люди разных религиозных конфесий, и для тех людей, которые следуют ведической традиции, это самоочевидно, а для людей, которые не следуют ведической традиции, это имя ровно ничего не скажет. Поэтому я его не называю. В этом нет особой нужды.

Покаяние и раскаяние. Причащение и исповедь

00:53:44 [Ведущая]: Хорошо. Спасибо. Есть у нас, также, вопрос общего характера. Целое письмо от Марины пришло. «Алексей, хочу поблагодарить вас за ваши ваши эфиры. Вот уже четыре месяца, как мы с мужем не расстаемся с наушниками и слушаем различные лекции. У нас огромные перемены, муж бросил выпивать и курить, мы соблюдаем режим дня и питания, стали вегетарианцами и каждое утро молимся. Стали ходить в храм каждое утро после домашней молитвы» - каждое утро, замечательно - «стали исповедоваться и причащаться. И вот, когда в первый раз причащались, то я поняла, что подали на ложечке вино. У нас вопрос – ведь вино вредит, и стоит ли его пить? И как тогда причащаться? Я когда исповедовалась, просила у Бога прощения, что ела себе подобных, тогда батюшка сказал: «Не может быть свинка подобна нам. Господь для еды нам создал животных.» Я тогда про себя сказала, что я прошу прощения у Бога – он-то знает, о чем я. Но вот, как быть с вином? И вообще, с исповедованием и причащением? Я прочитала книги различные, все святые советуют как можно чаще исповедоваться и причащаться, но подскажите, как правильно.»

00:54:59 Хорошо. Я подскажу вам, в каком направлении вам действовать. Знаете, я не хочу давать вам готовый ответ. Он есть. И он положительный. Этот обряд есть смысл проводить, но вы изучите сам процесс приготовления вот этого, так сказать, вина для причащения. Изучите, и вы увидите, что, на самом деле, нет ничего там такого страшного. А исповедь, она необходима. Исповедь человеку необходима, потому что исповедь это способ во-первых очистить своё сердце от грехов, чтобы не так сильно давило на судьбу. А второе – это способ принять в своё сердце силу от Бога через священника. Когда вы исповедуетесь и открываете сердце священнику, то, что вы ему сумели искренне рассказать, покидает ваше сердце. Понимаете, вы обретаете способность раскаиваться. Что означает раскаяние? Когда вы обретаете силу не повторять грех. Раскаиваться не такая простая вещь. Можно каяться просто. Есть процесс покаяния, есть процесс раскаяния. Покаяние предшествует раскаянию, потому что тот, кто кается, продолжает всё равно совершать этот грех, даже если он кается в нем. Если у вас есть этот опыт, наверняка согласитесь со мной, что далеко не в раз все происходит. Уже понимаешь, что неправильно делаешь, и всё равно продолжаешь делать, потому что грех в сердце ещё сидит. Но раскаяние означает, что вы обретаете силу удерживаться от этого греха. И вот этот процесс обретения силы, он идет на исповеди. То есть, когда вы каетесь в своих грехах, вы открываете сердце, вы говорите батюшке о том, что я виновата в этом, в этом, я сильно раскаиваюсь, он назначает вам определённую епитимию, вы берете обет и держите ее. Таким образом, вы обретаете силу для того, чтобы бороться со своими грехами. Поэтому, не пренебрегайте этим обрядом. Что же касается, допустим, употребления в пищу мяса, рыбы и яиц, то вовсе не обязательно говорить об этом человеку, который, допустим, думает по-другому. Потому что, допустим, в православной, ну вот, в христианской традиции допускается есть вне поста – ну, нормально. Правильное поведение заключается в том, что вы приходите к своему духовнику, к своему батюшке. Если у вас нет, значит, поищите его. Который был бы приятен вашему сердцу, наставления которого вы бы с мужем могли принимать. Его нужно найти. Далеко не каждый батюшка может стать вам наставником. Это не значит, что батюшки плохие – нет. Просто у нас есть несовместимость психическая. Поэтому, вам нужно найти себе наставника, и у этого наставника нужно попросить, смиренно попросить, как это сказать, благословения на обет: мы хотим не кушать мяса, рыбы, яйца, и посвящать мы хотим это Богу. Свой пост мы посвящаем Богу, вместе с нашей молитвой. Все. Он вам даст благословение, и на этом будем все очень хорошо. Вот такой ответ. А по поводу еще… извините, Олеся, просто я завершу. Потому что вопрос был конкретный. Как готовится вино для причащения – вы изучите как оно готовится. И если вы не найдете, то тогда пишите ещё раз.

00:58:41 [Ведущая]: Хорошо. Заинтересовали вы, наверное, многих наших слушателей. Возможно, не только слушательница, которая прислала этот вопрос, начнет изучать его. Есть у нас также вот какой вопрос. Ринат написал нам. Зачитываю, как есть: «Является ли откликом высших сил при молитве движение энергии через высшие центры, или через взаимодействие с энергией с землей?» Вот именно, как написано. Я не совсем поняла как это, что это, но зачитала. Возможно, вы разберетесь.

00:59:18 То, что вы чувствуете, как движение энергии через высшие центры, это означает, что в момент, когда вы молитесь или занимаетесь мантра-медитацией, у вас начинает превалировать, преобладать, скажем так, психическая энергия, которая называется удана. Это хорошо. Это благоприятно. Потому что, когда удана преобладает, это означает, что психическая энергия движется вверх, то есть, максимум психической энергии идет в высшие центры – это нормально. Что же касается ощущения того, что вы контактируете с энергией земли, или ещё чьей-либо энергией, вот, здесь я бы вам хотел дать очень, такой, совет – вы не на том концентрируетесь. Понимаете, молитва, она должна быть направлена на Бога. На Бога надо направлять молитву. На святого человека, на его стопы. Если в вашей духовной традиции образа, допустим, запрещены, значит, можно, допустим молитву, которую вы повторяете, её можно написать, и на неё концентрироваться. Можно на Священное писание концентрироваться. Эффект один и тот же. Нет разницы, потому что нет разницы между именем Бога и самим Богом. Между именем Бога, которое есть в молитве, и самим Богом разницы нет. Нет разницы между Священным писанием, которое дал Бог и самим Богом – нет разницы. Нет разницы между изображением Бога и самим Богом – тоже нет разницы. Потому что Бог имеет абсолютную природу, он духовен и абсолютен, он не двойственен. Это означает, что все, что связано с Богом, является Богом тоже. Нам трудно это понять, потому что мы это не чувствуем, но это не значит, что этого нет. Поэтому, мой вам совет, уважаемый Ринат: пожалуйста, не отвлекайтесь на то, что является второстепенными вещами. Несомненно, будут энергии подниматься вверх, и это хорошо, это означает, что вы все правильно делаете. Но цель не в этом. Это слишком низкая цель. Не надо скатываться на низкие цели, нужно за деревьями лес не забывать. Цель – обретение контакта с Богом.

Проблемы в отношениях с родственниками: жена брата жалуется на своего мужа его сестре

01:01:33 [Ведущая]: Спасибо, и у нас на последних минутах, на последних секундах, буквально, пришел ещё один вопрос. Давайте я его зачитаю, и, буквально две минуты у нас останется на ответ. Ну, там как получится. Пишет это Ольга. Итак: «Жена моего брата все время жалуется на него мне. Я знаю своего брата, что он не подарок, но мне каждый раз слышать от нее жалобы на него очень тягостно. Она выплескивает весь негатив на меня, и мне потом хочется плакать. Иногда плачу. Я давала ей косвенным образом понять, что не хочу это слушать, избегаю вопроса спрашивать «Как брат?», когда звоню ей узнать о племянниках. Она говорит, что мы же должны делиться, чтобы поддерживать друг друга, а я ей говорю, что уже никто на него не может сильно повлиять кроме тебя, супруги. Перестала теперь ей звонить, стараюсь звонить брату только. Но, чувствую, что это не правильно, что я её избегаю. Она же не жалеет ни меня, ни мою маму, говоря, что это её крест. Только своих родственников она любит и восхваляет. Как мне с ней общаться? Брат любит играть в компьютерные игры и иногда выпивать. Его жена старше его на десять лет.» – такое дополнение.

01:02:54 В данной ситуации самое лучшее, что вы можете сделать, это работать над собой. Это самое лучшее, потому что, смотрите, неспособность от нас терпеть, когда какой-то человек изливает на нас свою боль, говорит только об одном: у нас недостаточно духовных сил. Это означает, мы ничем не можем помочь в данной ситуации. Понимаете, потому что человека можно поменять, любого человека можно поменять только одним способом – любя его. Если у вас в сердце любви больше, чем у него ненависти, или у вас в сердце любви больше, чем у него грехов, вы сможете поменять кого угодно. Но если нет такого, то поменять никого невозможно. Поэтому, выход из этой ситуации только один – вам нужно начать культивировать в себе духовные силы через молитву, через пожелание всем счастья, через мантра-медитацию – в рамках той традиции, которая близка вашему сердцу. И вы увидите дальше сами, что через какое-то время вы обретете эту способность, способность за вот её вот этим постоянным накручиваем, изливанием чувств вы увидите просто, что это несчастный человек, который просто не знает, он просто не знает, как правильно строить отношения. Он не сумел раскрыть сердце своего мужа, он потом бесконечно предъявляет ему претензии, которые только хуже делают их отношения. Муж замыкается, жена замыкается. Понимаете, и выхода из этой ситуации без духовной практики, без энергии извне, выхода из этой ситуации нет. Мы можем сколько угодно мешать воду в луже, грязную, но она от этого чище не станет. Чтобы вода в луже стала чистой, нужно, чтобы какая-то чистая вода в эту лужу налилась, понимаете. Только тогда лужа станет чистой и превратится, например, в ручей или в озеро с чистой водой. Вода должна откуда-то прийти. И вот этот источник этой чистой воды, источник этой силы, которая позволит вам принять и жену вашего брата, и вашего брата, и каким-то образом помочь им – этот источник только один, источник это Бог. И если вы начнете молиться Богу за вашего брата, за его жену, за их семью целиком, вы, несомненно, со временем обретете эту силу. Потому что один из самых благодарных видов деятельности, которым может заниматься человек. Если вы реально видите, как рушатся отношения между людьми, и вы вкладываете эту энергию, просто, реально вкладываетесь в неё, в этот процесс, вы молитесь, у вас четкая цель – цель помочь этим людям, вы обретете силы. Вам Бог даст эту возможность. Как только вы станете достаточно сильной, очистите сознание, он даст немедленно вам эту возможность, и вы получите, обретете способность слушать жену вашего брата, вы обретете способность сказать ей буквально несколько слов, которые изменят круто её жизнь. Понимаете, потому что ей на самом деле это надо, она просто не понимает, как правильно действовать. Но это появляется только у тех людей, которые вот так вот делают – они просто служат так людям. Своим родственникам они служат, они действуют бескорыстно, они совершают этот подвиг для их блага. Так что, действуйте. У вас все возможности есть. Все. Такой ответ.

01:06:30 [Ведущая]: Спасибо вам, Алексей, что сегодня уделили столько времени ответам на вопросы и рассказу интересному, который сегодня мы услышали. Будем ждать вас в следующий понедельник, и, до встречи снова в эфире Ведарадио!

01:06:47 Спасибо большое и вам, Олеся, за прекрасный эфир, и вам, уважаемые радиослушатели, за ваше внимание, и за хорошие и глубокие вопросы, которые вы задаете. Всего хорошего, до свидания!

транскрибирование: Наталья Горбачева | Киев | Украина | 10 февраля 2016