Закон жертвоприношений

Веда Радио - 15 April 2013
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:15:30 | качество: mp3 48kB/s 25 Mb | прослушано: 1262 | скачано: 959 | избрано: 35
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 Я приветствую всех, кто слушает Веда-радио, с этого момента у нас начинается прямой эфир. Прямые эфиры возобновляются у нас с этой недели, много довольно прямых эфиров ожидает вас на этой неделе. И начнем мы с сегодняшнего эфира, как это у нас было до марта месяца, по понедельникам. Каждый понедельник эфир с Алексеем Маховым. Мы рассматриваем законы Вселенной. И какую тему рассмотрим сегодня, как под тему этой большой темы, мы сейчас узнаем у самого Алексея. С которым я связываюсь как обычно по скайпу. Ало Алексей, здравствуйте. [Махов А.В]: Здравствуйте Олеся, здравствуйте уважаемые радиослушатели. [Ведущая]: Я думаю, что сейчас наши радиослушатели очень обрадовались услышав вновь Ваш голос, особенно те, которые слушали Вас, практически, на протяжении года, ну или хотя бы с частью Ваших лекций знакомы и уже привыкли к ним по понедельникам. Вот наконец то это продолжается и сегодня мы будем продолжать. Какую тему?

00:01:10 [Махов А.В]: Сегодня мы с вами будем продолжать говорить о законах Вселенной. Мы приступим к рассмотрению нового закона, который называется - «Закон жертвоприношений». Но прежде чем мы перейдем к нему, я хочу то же сказать, что я тоже очень рад тому, что у нас возобновились эфиры, я то же к ним очень сильно привязался, как оказалось (смеется). Видно, что, есть хорошая пословица, что все большое видится на расстоянии. И самый хороший способ посмотреть на расстоянии – это расстояние которое измеряется временем. И поэтому, даже такое небольшое расстояние в один, полтора месяца, мы не слышались так долго уже. И честно говоря – я заскучал.

00:01:51 [Ведущая]: Да, вот, что бы наши слушатели не скучали, я скажу, что каждый из вас, уважаемые слушатели, может принять участие в этом эфире. Но не просто так слушая Алексея и то о чем он говорит, а лично задавая вопросы с помощью скайпа. Например это можно сделать дозвонившись по скайпу или прислав свой вопрос в письменном виде. Но будьте внимательны, вместе со сменой названия нашего радио, мы теперь Веда-радио именуемся, у нас поменялись и наши координаты. Наш почтовый ящик это -efir@vedaradio.ru и наш скайп просто – vedaradio, такой у нас логин. Пожалуйста пишите, звоните, начнем мы рассматривать вопросы и принимать звонки где-то через пол часа, я об этом ещё раз дополнительно объявлю, а сейчас, с нетерпением ожидаем, что же, ожидаем услышать - в чем же заключается закон жертвоприношений и вообще, для чего это нужно. Какое-то такое слово довольно страшное для многих- жертвоприношение.

00:03:01 Да, совершенно верно Олеся, спасибо большое. Итак, сегодня, уважаемые радиослушатели, мы будем рассматривать очередной закон вселенной. Считаю, что есть смысл потратить немножко времени, что бы восстановить контекст нашей беседы, так как прошло много времени, у нас был перерыв. И так, мы рассматриваем, на этом цикле бесед мы рассматриваем законы материальной вселенной, то есть мы рассматриваем материальные законы в основном тонкоматериальные, которые действуют в рамках той Вселенной в которую мы с вами имели счастье или не счастье попасть, так или иначе мы здесь находимся. И в Ведах сказано, что любой разумный человек должен учитывать, знать эти законы по которым действует Вселенная, учитывать их влияние в своей жизни. Так же хочу сказать – то, что мы называем словом закон, более точное его название или название которое более точно передает его смысл – это синоним слова закон, в данном случае будет являться слово – «сила». То есть любой закон это всегда какая-то сила, которая действует или определённым образом настраивает нас, дает нам определённые возможности, которые позволяют нам справляться с проблемами жизни и достигать состояния счастья, живя здесь в материальном мире.

00:04:20 И вот одну из таких сил мы сегодня начинаем рассматривать –это сила называется «Жертвоприношение». Мы узнаем с вами, что это такое, мы узнаем с вами зачем они нужны вообще, узнаем, как их правильно проводить, и так же узнаем какие виды жертвоприношений не благоприятны в наше время. Вот всему этому будет посвящено несколько эфиров, этот и несколько последующих эфиров, которые мы с вами будем проводить. Начнем же мы рассмотрение жертвоприношений с определения, что же такое жертвоприношение. Жертвоприношение, согласно ведическому знанию – это определённый ритуал, то есть процесс, который совершается по четко установленным правилам. И этим жертвоприношение отличается от пожертвований. Потому, что часто, в головах людей которые только соприкасаются с ведическим знанием, им очень трудно понять в чем разница между пожертвованием и жертвоприношением. И в целом основная разница заключается в том, что в жертвоприношении в принципе человек свободен в своих действиях. Есть определённый критерий, который он должен соблюдать, он должен знать: когда ему давать жертвоприношение, кому и какие пожертвования, когда ему совершать, кому и какие пожертвования правильно делать. Кому делать то, кому се, кому что можно отдать. В принципе этим все исчерпывается.

00:05:49 Однако жертвоприношение - это гораздо более глубокая вещь. Она состоит из последовательности определённых шагов. И вот зачем всё это нужно мы как раз на протяжении всего этого эфира и ещё нескольких последующих эфиров, ещё раз повторюсь, будем всё это обсуждать. Следующее же понятие, которое мы с вами будем разбирать, оно тесно связано с жертвоприношением, оно входит в его определение –это слово «ритуал». Ритуал- это определённое действие. И в нашей стране, так как мы долго находились под, скажем так, внешне по крайней мере, мы жили в социалистическом государстве. То слово ритуал, у нас приобрело такой пренебрежительный оттенок. Ритуалом называлось нечто, что совершается непонятно зачем, непонятно почему и вообще зачем на это тратить время. Люди которые совершали какие-то ритуалы, всегда описывались как люди которые занимаются всякого рода глупостями. И на самом деле, как не печально, приходится признать тот факт, что от части такая позиция была оправдана.

00:07:03 Потому что, знания тогда вырождаются в той или стране, в том или ином народе, в том или ином человеке, когда во-первых он теряет корни. То есть, человек начинает совершая какие-то действия в своей жизни он руководствуется не глубинными их смыслом, а просто внешним поведением. Внешней какой-то формальной стороной этого дела. И это является самой главной причиной по которой ритуал вырождается в формалистику. И втора причина заключалась, по крайней мере характерная для нашей страны, для России, она заключалась в том, что за годы советского правления, усиленно насаждалось материалистическое мировоззрение. А ритуалы все огульна были названы мракобесием, ну и прочими неблагоприятными эпитетами. В конечном счете, это знание о ритуале, у нас в головах, по крайней мере, стало очень сильно примитивным, опримитивизировалось, скажем так.

00:08:08 И далее теперь, для того что бы раскрыть смысл того, что такое ритуал, нужно понять, что ритуал –это действие которое несет в себе очень глубокий смысл, глубинный смысл. Фактически мы, когда будем говорить о жертвоприношении, оно состоит из определённого набора ритуалов. То есть можно сказать, что ритуал –это часть жертвоприношения. А любое жертвоприношение оно состоит из набора ритуалов или действий, процессов которые совершаются по строго определённым правилам. С глубоким пониманием смысла того, что и зачем совершается. И в отношениях к ритуалам есть люди, которые сталкиваются на своем жизненном пути с духовностью. Делятся люди на две категории. Первая категория людей, когда она сталкивается с ритуалом она думает: но нет, что-то как-то оно не очень. Лучше я буду повторять благоприятное сочетание слов, ну какую- то молитву, так как мне на сердце приходит. Я буду поклонятся Богу как мне нравится. Я буду говорить Богу какие-то благоприятные приветственные хвалебные слова. Но так как я сам этого хочу, то есть мне вот так проще.

00:09:24 А другая категория людей, она относится к этому так- я буду все делать не так как хочу, а так как положено, как написано в авторитетном священном писании. И вот такой вопрос к Вам Олеся, он немножко с подвохом. Как Вы считаете, какая позиция правильная? [Ведущая]: Вы знаете мне кажется тут везде, как говорят палка о двух концах. Ну вот с одной стороны в общем-то нашему уму нельзя так доверять полностью, что мы решим, как мы решим так и нужно делать. Мы не можем так сказать, естественно нужно следовать каким-то авторитетам, хотя бы. Но в то же время мне вспоминается фильм «Остров» по моему, как там главный герой все-таки молился как у него душа лежит. Не обязательно смотреть в какую-то сторону какая вот прописана, вот только так стоять и больше никак. То есть, что то ещё должно быть, ну какой-то разум применять видимо в изучении чего-то, но и изучать тоже нужно.

00:10:31 [Махов А.В]: Вы абсолютно правы Олеся. Все правильно Вы сказали. И та и другая позиция имеют право на жизнь. И более того, зачастую, людям, современным людям, только встающим на духовный путь, лучше сначала обращаться к Богу не так как написано в молитвослове или там в «мантраслове», скажем так, а так как проще их сердцу. Потому, что на духовном пути есть одно качество, которое определяет на сколько человек успешен будет на духовном пути- это качество называется- искренность. [Ведущая]: Очень хорошее слово. [Махов А.В]: Человеку из сердца повторить своими словами, вот так как он сейчас чувствует, как он способен Бога воспринять, как он способен к нему обратиться- это лучше. Потому, что это дает ему сразу два больших преимущества: во-первых он искренен в этот момент, потому как не лицемерит, не играет. Он реально чувствует потребность в чем-то, и он молится, к Богу обращается с этой потребностью. И вторая, второе преимущество, оно автоматически вытекает из первого, это преимущество называется – сосредоточенность. То есть состояние медитации. То есть медитация, когда она возникает спонтанно, когда человек реально поглощен тем о чем он спрашивает.

00:11:50 Потому что, проблема людей которые следуют духовной практике, повторяют какие-то молитвы, одна из проблем – как удержать сосредоточенность сознания на самом процессе молитвы. Те люди, которые только вступают на духовный путь, у которых ещё нет осознанной практики: как правильно концентрироваться, чем занимать свой ум во время молитвы, как правильно удерживать своё сознание на объекте своей молитвы, на объекте мантра медитации. Им лучше делать это через свои слова, что в жизни является самой большой проблемой сейчас, вот с этой проблемой к Богу и надо обращаться. В этом случае слова пойдут сами из сердца и концентрация на молитве тоже произойдет естественным образом.

00:12:34 И лучшим доказательством этого является неоспоримый факт того, что когда человек приходит в какое-то духовное движение и он начинает там серьезно практиковать он очень эффективно и быстро продвигается. Очень быстро. Почему? Потому что, он все делает очень неформально, очень сосредоточено, очень сознательно. Но со временем, к сожалению, как говорит Бхакти вигьяна госвами махарадж: «когда человек потихоньку обрастает духовным жирком» (смеется). Без специальных техник, которые позволяют человеку удерживать своё сознание в состоянии концентрации на объекте поклонения, очень часто человек сталкивается с тем, что и манта-медитации и молитвенная практика- становятся очень поверхностными. Но ни это является предметом нашей беседы.

00:13:30 А в целом, что хотелось сказать, что самое главное для человека который встаёт на духовный путь- это искренность и сосредоточенность на процессе молитвы. И если человеку, для того что бы быть сосредоточенным, пока ещё рано, он не испытывает вкуса к повторению каких-то молитв, или мантр, лучше ему обращаться своими словами. В этом случае он очень быстро будет прогрессировать. И потом у него придёт этот вкус, потому, что он пройдет через интересные стадии молитвы и стадии его ритуала. Стадии будут заключатся в том что молитвы сначала будут очень разнообразны, потом со временем они начнут группироваться в такие так сказать конгломераты, кластеры молитв. Потом молитвы эти, которые он собирает, они будут у него постоянно меняться. Потому, что он повторяет, повторяет, потом в кокой-то момент осознает- что-то как-то корыстно повторяю, что-то на самом деле не очень мне кажется Богу приятно.

00:14:31 И через какое-то время, которое невозможно задать как какой-то, какую-то веху в пути, потому, что для каждого человека этот отрезок времени свой, он придёт к удивительному открытию – что какую бы молитву он сам не придумал, она всё равно будет содержать оттенок корысти. Она будет содержать то, что в конце концов он почувствует, он упрется в корысть в эту, в энергию корысти в своих собственных словах. И потом когда человек искренне начнет искать, а как правильно? Правильно то- бескорыстно! Как? И он в какой-то момент осознает, что на самом-то деле вот они, вот эти вот молитвы или мантры- они уже есть. И они даны нам либо самим Господом непосредственно, либо его представителями - святыми людьми, они уже даны. И тогда человек будет способен глубоко, глубоко принять их в сердце. И он тогда будет способен молится, уже молится не лицемерно, а молится очень глубоко. То есть самое главное это не потерять глубину, глубину и степень концентрации на объекте поклонения.

00:15:37 И здесь так же, как в любом деле есть свои подводные камни. Первый подводный камень ожидает тех людей которые хотят молится своими словами, он заключается в том, что человек в какой-то момент застревает на своем повторении. Он начинает со временем гордится тем, какие замечательные вирши он слагает. И это опасность, как только человек начинает думать, что он такой крутой, он уже может сам молитвословы писать, или сам может мантры составлять. То это говорит о том, что он на своем духовном пути к сожалению уже остановился. И здесь нельзя переоценить роль своевременного налаживания правильного общения, принятия наставника, хотя бы в какой-то мере принятия наставника. Всегда должен быть диалог с другими людьми, которые идут этой же духовной традицией. В противном случае очень велика опасность того, что гордыня поймает такого практикующего в свои цепкие лапы. Потому что, гордыня она опасна тем, что она сверх интеллигентна.

00:16:46 В основном, пороки в нашем сердце они достаточно беспардонную природу имеют, они просто очень грубы. Ну вот жадность она груба, зависть груба, она всегда вызывает такие грубые эмоции. Но гордыня- гордыня это интеллигент, она входит очень так мягко, учтиво постучавшись, спросив разрешения. Входит и шепчет на ухо: «Какую молитвы ты сегодня хорошую придумал- молодец, молодец, искренне молился», и все, понимаете. [Ведущая]: То есть все очень учтиво, красиво, что трудно распознать вообще подвох здесь? [Махов А.В]: Да, совершенно верно. Она очень мягко стелет, хотя спать будет очень жестко, в этом нет никаких сомнений. И поэтому здесь, ещё раз повторяю, человеку который встаёт на духовный путь, обязательно нужно иметь духовное общение. Нужно иметь общение с такими людьми которые смогут распознать его состояние и сказать ему, что ты в опасности, пожалуйста не слушай, не слушай эти хвалебные речи которые идут из сердца. Потому что, нам кажется, что это сам Бог нам говорит в это время. И это тот подводный камень который подстерегает людей которые идут путем сложения своих молитв.

00:17:57 Однако те люди, которые идут, берутся сразу за произнесение каких-то молитв или мантр, которые составлены святыми людьми или даны непосредственно Господом. У них есть другой подводный камень, и этот камень называется ритуализм или механическое произнесение мантры или механическое произнесение молитвы. Ритуализм-это так же очень серьезное препятствие которое встаёт в жизни человека вставшего на духовный путь. Потому что, ещё раз повторю, духовность она требует искренности и вовлеченности и глубины другими словами. Это процесс который требует глубины. Мы можем механически умываться, мы можем механически совершать омовения, мы можем механически одеваться, механически чистить зубы – и в этом нет никаких проблем. В конечном счете у нас подавляющее большинство действий совершается так или иначе в тоя или иной стадии автоматизма. Но как только мы, но если, точнее, мы заходим в храм совершенно с отсутствующим взглядом совершаем поклон- бум головой о пол, ещё раз –бум, бум. Свечку машинально поставил, что-то прошептал, вышел из храма и даже не помнишь, что ты делал. То в этом случае, это означает, что человек никуда не продвинется. Потому, что он в этот момент - он отсутствует. В этот момент он мыслями, то есть своим умом он находится не в храме, а неизвестно где.

00:19:25 И если человек, когда он произносит святые имена, он читает мантру или он читает молитву – в этот момент думает о чем то другом – это означает ритуализм. И человек часто думает: «Ну вот, я молился, целый час там или два часа, или три часа я молился- теперь моя жизнь автоматически должна стать успешной». Ничего подобного не происходит. Потому что, на сколько мы вкладываемся в тот процесс которым мы занимаемся- такую отдачу мы и получаем. А вкладываемся мы означает- наше сознание в этот момент сконцентрировано или на процессе или на объекте медитации, на объекте нашей молитвы. Именно поэтому очень опасен ритуализм, когда внешне вроде все человек делает правильно, но в конечном счете он даже не совсем понимает даже, чем он занимается в данный момент. И очень хорошее сравнение есть, что проводить ритуалы механически это все равно, что выходить замуж по фотографии. То есть если допустим какой-то девушке, допустим, предлагают фотографию очень красивого молодого человека, он смотрит на неё с этой фотографии, у него очень такой проникновенный взгляд. Можно выходить замуж по фотографии? Ну например вот сейчас часто сайты знакомств они переполнены всякими фотографиями. Как вы считаете Олеся?

00:20:47 [Ведущая]: Ну тогда с фотографией и жить придётся, придётся с фотографией жить тогда. А реального человека невозможно узнать просто по фотографии. [Махов А.В]: Да, Вы совершенно правы, но жить-то придется не с фотографией, в любом случае. В конечном счете по фотографии можно, что понять? По фотографии можно понять только состояние сознания в момент когда его фотографировали. То есть состояние его ума, он был очень радостный, предположим, он улыбался там все, ну вот его сфотографировали, и только. Но понятно, что человек который обладает чистым сознанием может очень много сказать о человеке по его фотографии. Но подавляющее большинство современных людей вряд ли смогут это сделать. Поэтому, любая разумная девушка знает, что за человека можно выйти замуж только тогда, когда какое-то время проходит в общении с этим человеком. Иначе ничего хорошего из этого не будет.

00:21:43 Тоже самое и с ритуалом, ритуал совершаемый формально не дает никаких результатов совсем, совсем никаких. И чаще всего, люди которые проводят свою жизнь в ритуализме, в пустом ритуализме, они очень сильно разочаровываются, очень сильно разочаровываются. Потому что, они в какой-то момент почему-то начинают считать, что внешняя техника выполнения она важнее внутреннего состояния. И это очень большая ошибка, от которой я вас, уважаемые радиослушатели, да и себя то же, всех нас с вами, хочу предостеречь. Пожалуйста, если вы становитесь на какой-то духовный путь, или если вы просто ищете себя в духовности и повторяете настрой: «Я желаю всем счастья», или какой-то такой же аналогичный настрой, пожалуйста – не становитесь ритуалистами. Старайтесь удерживаться, максимально внимательно повторять то, заниматься максимально внимательно, заниматься тем, чему вы посвящаете своё время. Только в этом случае в вас будут происходить какие-то изменения. В противном случае, чем более формально вы выполняете эту технику – тем меньше результатов она дает.

00:22:56 Следующее, что нужно знать. У каждого ритуала - как части жертвоприношения, есть своя техника, то есть технология выполнения. И эта техника, она должна соблюдаться до мельчайших деталей. Почему это нужно? Посмотрите, возьмем допустим человеческий организм, например, он состоит из огромного количества разнообразных органов, разнообразных систем, если мы уберем хотя бы один орган, даже самый незначительный на наш взгляд, то организм уже полноценно функционировать не сможет. Понятно, что у него есть компенсационные цепи, они будут всё равно действовать, он не помрет. Душа не уйдет из этого тела, оно сохранит жизнеспособность, но полностью выполнять все свои функции оно уже не сможет, это тело. Потому, что убрано, удален один из органов. Точно так же возьмем тот же компьютер или сотовый телефон, если удалить из него маленькую, даже самую маленькую деталь – очень вероятно, что он вообще даже не включится. Хотя удалили вы крошечный компонент, по размерам очень маленький который выглядит незначительно.

00:24:08 Вот, то же самое и с ритуалом, если убрать хотя бы очень самую незначительную на наш взгляд деталь, мы можем столкнуться с тем, что ритуал полностью перестанет действовать. Почему? Потому что, большая мудрость, огромная и необъятной глубины, необозримая мудрость, она складывается из относительно не сложных слов и частей. Из относительно не сложных слов, из относительно не сложных действий, проводимых в определённой последовательности и в определённом умонастроении. Почему это так? Потому что, сама эта последовательность, её цель только одна, она признана облегчить процесс постижения истины в постепенном трансформировании нашего умонастроения, те есть к подготовке. Если не соблюдать эту последовательность, то мы не пройдем эту стадию постепенного изменения умонастроения и не сможем принять ту мудрость, которая стоит за соблюдением этого ритуала. И в этом случае, то знание, к которому мы стремимся, соблюдение того или иного ритуала или жертвоприношения – эта мудрость останется для нас в своей полноте непостижимая. Мы её сможем понять только на столько на сколько глубоко- на сколько точно мы воспроизвели ритуал, и на сколько правильно мы были в этот момент настроены.

00:25:31 Как видите, с самого начала мы с вами погружаемся в довольно серьезные дебри. Потому, что на самом деле, техника проведения жертвоприношений и техника проведения ритуалов это глубокая наука, которая постигается, на постижение которой нужно затратить годы своей жизни. И в любой духовной традиции, какую бы вы не взяли, там везде есть ритуалы. Но так как мы с вами рассматриваем ведическую культуру, мы с вами рассмотрим ещё одну составляющую ритуалов и одну неотъемлемую составляющую жертвоприношений – это мантра. Мантра. Мантра –это определённое сочетание звуков, которые в разных состояниях сознания можно понимать совершенно по разному. Другими словами, они могут нести совершенно разный смысл. И всего существует семь уровней сознания - по количеству основных чакр, которые энергетических центров, которые присутствуют в нашем теле.

00:26:36 И соответственно у каждой мантры существует семь уровней постижения. И на каждом из этих уровней к человеку приходит совершенно новое понимание, новое измерение в осознании, чувствовании, восприятии одной и той же мантры. Но это знание является очень сокровенным, и каждый человек который практикует -приходит к этому очень постепенно, в результате духовного роста. Это знание невозможно получить из книг, его невозможно получить, ну так, знаете, как «нахрапом» вот захочу и получу. Прочитал у кого-то, в духовных откровений, что вот так. И ничего ровным счетом ничего не произошло, потому что, до этого состояния нужно дорасти. Его можно пережить, вот это состояние осознания разных уровней звучания мантры, разного смысла. Его можно пережить, реально получить это опыт, но только в результате духовного роста который является в этом случае подготовкой личности к восприятию более глубоких смыслов тех же самых звуковых вибраций.

00:27:44 И точно так же, ещё одна причина, того что, знание является очень сокровенным заключается в том, что если человек, не подготовленный человек, в процессе осознания внутренней сути мантры, услышит что-то, что выходит за рамки его представлений о вещах, то есть он услышит нечто, что выходит из его привычного понимания вещей, то в его уме может возникнуть оскорбительное настроение по отношению к мантре. Человек, не поняв глубины тех или иных звуковых вибраций, он может настроиться по отношению к ним оскорбительно. Согласно ведическому знанию – если человек оскорбительно настраивается к мантрам, к святым именам Бога или к молитвам, то он неизбежно будет деградировать. Это просто механика, она работает просто как закон тяготения. Если мы оскорбительно настраиваемся по отношению к молитвам, оскорбительно настраиваемся по отношению к мантрам – удел такого человека- деградация.

00:28:44 Именно по этому, это знание не рекомендуется к всеобщему оглашению, к всеобщему рассмотрению, потому что, смысл его, в каждой духовной традиции рассматривается в определённом ракурсе. И для человека который следует ведической традиции он это знание получает от своего наставника от духовного учителя. Человека который следует христианской традиции он от своего батюшки получает это. Человек, который следует мусульманской или предположим иудейской традиции он получает от своих соответственно мусульманских и иудейских священников. Именно так, как это рассматривается в конкретной уже традиции, поэтому глубже уже мы с вами в эту технику заходить не будем. Это уже предмет вашего личного опыта, общения с наставниками и духовными учителями.

00:29:33 Следующее. Таким образом цель всех наших бесед о жертвоприношении – это дать вам описание этих жертвоприношений, и рассказать об этих действиях, которые доступны каждому человеку независимо от его вероисповеданий. То есть мы будем с вами рассматривать жертвоприношения которые есть смысл совершать всем людям, независимо от того верующие они или не верующие. И независимо от того какой духовной традиции они следуют. И так, в целом мы разобрали основные понятия из которых складывается жертвоприношение, мы объяснили, дали определение понятию «жертвоприношение», мы дали определение понятию «ритуал», мы ввели понятие «мантры». Точно так же в других традициях есть понятие молитвы, то есть это в принципе сходную роль играет, они разнятся по своей сути мантры и молитвы, но роль в жертвоприношении они играют сходную, поэтому можно провести параллели между ними.

00:30:42 И сейчас мы с вами переходим к рассмотрению нескольких видов ритуалов, какие мы должны использовать в своей повседневной жизни, что бы сделать нашу сегодняшнюю беседу более практичной. И первый раздел ритуалов, которые мы с вами рассмотрим, называется так - оказание почтения старшим. Вроде бы кажется, ну что тут такого? Оказывается это ритуал, уважаемые радиослушатели, это ритуал! А это означает, что почтение старшим нужно оказывать в соответствии с определёнными правилами. Согласно ведическому знанию, каждое разумное существо, обязано, то есть это является нашей обязанностью, оно обязано оказывать достойное почтение всем живым существам которые появляются перед его взором. И первый вид живых существ которые могут появится перед нашим взором и которым мы должны оказывать почтение, определённое почтение – это святые люди. Мы начнем прямо вот с таких вот, очень ярких личностей. Что бы больше оттенить саму важность ритуала.

00:31:51 Итак, в Ведах сказано, что если мы встречаем святого человека на своем пути, то мы обязаны совершить следующий ритуал. Этот ритуал называется – поклон. То есть мы должны приклонить колени перед этим человеком. Просто поравнявшись с ним мы должны ему кланяться. И если мы ему этого не сделаем, то есть если мы повстречав святого человека, мы ему не поклонимся, то такое действие является оскорблением по отношению к нему и человек который не поклонился святому человеку, который повстречался ему на пути, такой человек неизбежно будет деградировать. Представляете какая опасность на самом деле? Мы идем, никого не трогаем, просто на встречу идет человек, он сияет, улыбается, ну мы тоже улыбнулись и прошли - мы совершили оскорбление.

00:32:43 Именно по этому, святые люди в современном мире не слишком охотно идут в люди, потому, что они знают, что подавляющее большинство людей забыли, утратили это знание о том, как нужно относится друг к другу. Как нужно правильно оказывать почтение, в результате, огромное количество людей, встретившись этому человеку в любом городе, и не поклонившись ему, совершит такое количество оскорблений, что неизбежно очень многие люди пострадают. Именно по этому, в современном мире святые люди в основном живут уединенно, и в дали от мест скопления людей, от городов от других населенных пунктов. Они это делают не потому, что они не любят нас, а потому, что они сострадают нам. Они видя нашу необразованность и отсутствие знания о том как правильно относится к друг другу, они вынуждены просто жить так. Потому что, в противном случае очень многие люди будут деградировать.

00:33:49 Следующее. Давайте рассмотрим следующую категорию живых существ. Но для нас она будет представлять чисто теоретический интерес, но тем не менее она в Ведах описана и мы должны её для полноты картины изучить то же. Этот вид ритуала называется – почитание полубогов. Полубоги – это менеджеры вселенной, это возвышенные личности, смысл жизни которых- это бескорыстное служение Богу, и другим живым существам, в том числе нам с вами. Говоря о полубогах я имею в виду таких личностей как Мать Земля, Солнце, Луна, другие планеты которые в нашей солнечной системе присутствуют. Они всё это личности и эти личности как раз и являются полубогами. Так же полубоги являются и источниками и олицетворением таких стихий как - воздух, огонь, земля, вода, эфир. Все они являются личностями.

00:34:49 И любой разумный человек он должен знать, как правильно строить отношения с такими личностями. И Ведах сказано- если человек непочтительно относится в личностям такого ранга, то это вызывает ещё большую деградацию. Например, я приведу простейший пример, вот представьте, мы с вами собрались где то, мы все с вами встретились, и начали говорить на духовные темы. И вдруг, по какой-то милости, возможно в нашем кругу был какой-то святой человек и какой-то полубог проявился. Кстати, попутно хочу вам рассказать, как вам узнать когда вы встречаете полубога. Когда вы встречаете полубога, когда не полубога. Есть определённые отличия, запоминайте уважаемые радиослушатели, может быть вам повезет в жизни. Итак полубоги – никогда не касаются стопами земли, они ходят над землей, это первая причина. Полубоги никогда не потеют и не мерзнут, у них нет признаков того, что им жарко и того что им холодно – это второе. Третье – одежда полубогов никогда не покрывается пылью, или какими-то другими грязными пятнами, то есть одежда полубогов всегда безукоризненно чиста, третий признак. Четвертый признак – полубоги не моргают, их взгляд всегда спокойный, чистый, ясный нет им нужды моргать. И есть ещё один признак но полубоги они могут не проявлять его, потому, что они могут скрывать его –тела полубогов излучают сияние. Так что вот, если вы вдруг встретите такую личность. [Ведущая]: Да, если был такой опыт встречи с такой личностью напишите нам пожалуйста на efir@vedaradio.ru мне очень будет интересно почитать.

00:36:42 [Махов А.В]: Ну вот, если вдруг встретите такую личность, то вы должны знать, как правильно себя с ней вести. И Веды говорят, что для мужчин есть только один способ правильного отдания почтения этой личности – этот поклон называется дандават. Данда на санскрите означает палка, и дандават – это поклон который совершается человеком, когда он имитирует падающую палку. Палка стояла, допустим её держали рукой, мы её опустили и она одним концом на земле стояла, а другим соответственно нет. И вот когда она вот так вот падает просто, прямая, вот точно так же должен упасть человек. [Ведущая]: Но простите, так же можно и нос разбить себе. [Махов А.В]: Нужно потренироваться. (смеются) Этот поклон называется дандават. Почему именно он? Потому, что очень важно на сколько быстро человек отдает почтение, почтение нужно отдать как можно быстрее.

00:37:38 Я вернусь к нашему примеру с появлением полубога, и вот представляете, уважаемые радиослушатели, мы все собрались, все с вами вместе ведем такую вот беседу на духовные темы, и вдруг появляется полубог. И мы все вот так вот – разинув рты замираем. И например я ему говорю - и здрасьте. (смеются) Всё, что смогу сказать. Вроде бы я сделал все что мог, понимаете, но этого не достаточно. Понимаете, эта личность, она настолько возвышена, что нужно отдавать ей то почтение, которое ей полагается. И ей полагается, что бы все мужчины они в дендават перед ней упали. А для женщин нужно сделать просто земной поклон, то есть встать на коленочки и коснутся лбом земли. Понимаете? Но представьте вот такой полубог появляется где ни будь в городе, что произойдет? Соберется толпа зевак, и что произойдет? А дальше произойдет печальная вещь, потому, что вся эта толпа зевак, которые будут смотреть открыв рот и тыкать пальцем, они просто отправятся в ад. Потому, что они своим поведением, они нанесут огромное количество оскорблений этой личности. Именно по этому, полубоги в наше время не появляются среди нас. Хотя в прошлые века, в прошлом, в далеком прошлом, они на земле появлялись и в Ведах есть истории об этом.

00:39:11 Поэтому нужно всегда понимать, что первый ритуал, который человек должен изучить в своей жизни – это оказание почтения старшим. Точно так же почитания достойны родители. Возвращаемся уже к более приземленным вещам. Почитания достойны родители. Как нужно почитать своих родителей? Ну во-первых им нужно оказывать внимание. Во-вторых им то же нужно предлагать поклоны, но здесь уже нужно смотреть по состоянию, если родители находятся под преимущественным влиянием гуны благости, то единственный поклон который можно им оказывать - это поклон лично, то есть вы приходите к своим родителям и кланяетесь. Прямо вот кланяетесь, по настоящему, но это только в том случае, если родители находятся под преимущественным влиянием гуны благости. Если же родители находятся под преимущественным влиянием гуны страсти и невежества, то кланяться им нужно заочно. Заочно им нужно кланяться каждый день. А при личной встрече, если можно кланяться просто кивком головы, оказывать им все необходимое почтение.

00:40:18 Здесь все как раз совпадает с представлением о том как должен цивилизованный человек относится к своим родителям. То есть он должен уважительно, почтительно, относится, заботится о своих родителях, не забывать о них. [Ведущая]: С родителями проще чем с полубогами. [Махов А.В]: Естественно, с родителями нам проще. Однако же это ритуал, это не является чем-то, что придумали мы сами, потому что, нам вот так захотелось. Это ритуал. И правильно выполняемый ритуал, когда мы в правильном умонастроении, с настроением почтения оказываем достойное внимание своим родителям, почтительно себя ведем по отношению к ним, вызывает счастье в сердцах родителей так и в сердцах детей, то есть нас с вами. И если у нас с вами дети есть и дети по отношению к нам выполняют этот ритуал, то есть они правильно все делают, говорят приятные слова, они совершают поклоны, пускай даже в уме. Они очень почтительно относятся, оказывают знаки внимания, всё это не сухо делается, а с теплым сердцем – очень большое счастье испытывают родители от такого поведения. Очень большое счастье.

00:41:26 И что в ответ родители делают? Родители дают благословение - это другой вид жертвоприношения. Они дают благословение своим детям. Они говорят: «Будь здоров, будь счастлив, пусть у тебя в семье будет все хорошо, пусть у тебя на работе все будет хорошо, пусть у тебя везде все будет хорошо». Это называется благословение. И это то же ритуал. И он естественным образом протекает, понимаете, когда человек. Что такое Веды? Если вот по большому счету взять. Что такое любое священное писание? Это методика возвращения нас в естественное состояние. Мы все здесь, по большому счету находимся в неестественном состоянии, состоянии сумасшедших людей. Которые, имея каждый в сердце источник необъятного, ничем не ограниченного счастья, умудряема, в подавляющем большинстве своем - быть несчастными. И любое священное писание, которое дает авторитетный духовный путь – это фактически просто возвращение в нормальное состояние. Это процесс духовного исцеления.

00:42:28 И поэтому, когда человек ведет себя естественно правильно по отношению к окружающим его людям, он входит естественным образом, он входит в состояние счастья без напряжения вообще. В этом смысл проведения жертвоприношений. И поэтому в Ведах описаны мантры и молитвы обращенные к старшим, обращенные к родителям, обращенные к высшим живым существам, то есть к полубогам, обращенные к Богу. Там так же описывается как правильно их произносить – это очень важно. Там описывается как правильно воспевать святые имена Бога, как правильно его восхвалять – это знание необходимо каждому человеку, стремящемуся к духовной жизни. Так как это знание позволяет этому человеку понять в каком умонастроении нужно находится, когда он в результате своих духовных поисков и подвигов удостоится чести видеть этих возвышенных личностей, или личность Бога. Что ему делать нужно.

00:43:29 Я помню когда первый раз услышал этот вопрос из уст очень возвышенной личности. Она просто спросила: «А что вы будете делать когда увидите Бога?» И зал замер. И я то же был в шоке. Я никогда не задумывался над этим. (смеется) Поэтому, уважаемые радиослушатели, пожалуйста, осознайте этот факт. Предположим, что вы даже вот увидели Бога, вы увидели цель своих стремлений. Но что вы скажете? Что вы будете делать? Знаете, для того что бы иметь правильное умонастроение, что бы быть готовым к этой встрече, потому, что молитвенная практика это не только практика очищения грехов, ещё чего то там – это практика подготовки себя к встрече с объектом своего поклонения. В этом смысл проведения всех ритуалов, которые описаны в ведических писаниях, да и в других священных писаниях то же.

00:44:30 Я закончил, на этом пожалуй закончу первый раздел который был посвящён ритуалам, вводный раздел и если, уважаемая Олеся, у Вас, у наших радиослушателей есть какие-то вопросы, то может быть есть смысл к ним перейти.
[Ведущая]: У меня есть уточнение для наших слушателей, что вопросы у нас все же принимаются, но на наш новый почтовый ящик efir@vedaradio.ru, и новый скайп у нас есть. И судя по всему наш слушатель Кирилл, уже давно знает о нашем новом скайпе и сейчас хочет задать свой вопрос, я добавляю его в конференцию, и сейчас мы его услышим. Ало, здравствуйте. [Радиослушатель]: Ало, здравствуйте. [Ведущая]: Вы уже в прямом эфире, мы внимательно слушаем ваш вопрос. [Радиослушатель]: Здравствуйте ещё раз. Я хотел бы поговорить, точнее уточнить такой вопрос, по поводу, он связан с гордыней, гордостью которая там бывает. Вот например если я горжусь своим отцом, например вот Владимир Владимирович Путин – мой отец. Но на самом деле он не отец, это просто пример. А я им горжусь, например. Это хорошо? Плохо? И как с этим бороться, например?

00:45:48 [Махов А.В]: Но я не считаю это гордостью за себя, понимаете, Вы гордитесь тем, что у вас очень возвышенный отец, фактически это означает, что Вы оказываете необходимое почтение. То, что Вы сказали, должен испытывать любой сын по отношению к своему отцу. Это не является гордыней, понимаете, это является благодарностью. На самом деле, если глубоко копнуть, то, то состояние, которое Вы сейчас описываете – это благодарность своему отцу, за то, что он имеет какие-то возвышенные качества. Это не имеет ничего общего с гордыней. [Радиослушатель]: Ага, понятно. А ещё такой вот вопрос меня интересует по поводу мантр, молитв, все такое. Получается, что это жертвоприношение на прямую связано со звуком, правильно? [Махов А.В]: Да, это правильно. [Радиослушатель]: А почему именно звук имеет такое вот самое доминирующее можно сказать качество, вот нельзя например взять образ какой ни будь, там фотографию и достичь того же результата что и через звук. Или например, не знаю, обняться там со святым человеком и получить тот же эффект, что от какой ни будь мантры.

00:47:00 [Махов А.В]: Спасибо, ваш вопрос очень хорош. [Ведущая]: Интересный, ход мыслей, да, мне то же понравился. [Махов А.В]: Очень хороший, и он на самом деле очень глубокий. Я очень благодарен Вам за это. Дело вот в чем. Дело в том, что звук на прямую связан с такой психической структурой в нас как разум. Разум же является путеводной звездой, который ведет нас фактически по нашей жизни, а она формирует нашу судьбу. И процесс духовной практики и проведение жертвоприношений, он связан, неотъемлемо связан со звуком, потому, что звук меняет направленность разума. Только через звук, человек в состоянии поменять себя полностью. И не работая, с другой стороны, не работая со звуком, невозможно в себе ничего изменить. Понимаете? Поэтому только когда звук правильно, определённые звуковые вибрации произносятся в определённом умонастроении. И в этот момент человек концентрируется на объекте определённом, являющимся источником этих звуковых вибраций – он немедленно достигает контакта с этим объектом. Только, контакт возможен только через звук. Только через культивирование в себе чистого и сильного разума, можно каким-то образом себя менять.

00:48:09 Образ же играет вспомогательную роль, потому, что образ, он связан уже с другой психической структурой, он связан с умом. Ум – это уже другая структура, в ней находятся наши мысли, чувства, желания, но всё это остальное находится под диктатом, скажем так, в хорошем смысле слова, диктатом разума. Куда разум направлен – так ум и настроен. [Радиослушатель]: А как же вот такая русская поговорка, которая говорит – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. [Махов А.В]: Совершенно верно, все правильно. Эта поговорка она у нас на земле поэтому и принята, что мы находимся под влиянием силы страсти. Мы живем в уме. Мы не культивируем в себе разум, поэтому разум у нас, вот куда направлен в силу нашей судьбы – туда мы и следуем. Смотрите, если Вы поразмышляете немножко над теми словами которые я сейчас скажу Вам, Вы придете к удивительному заключению – на самом деле человек свою жизнь видит ушами.

00:49:08 Знаете почему? Потому что мы через глаза видим слишком много. Мы на столько много видим, что не во что глубоко проникнуть не можем. Нас слишком много всего, а проникнуть мы можем только туда, о чем мы начинаем слушать. Поэтому если посмотреть на свою жизнь – мы много чего видели за эту жизнь. Но проникнуть мы смогли глубоко и понять, что то, только то о чем мы слушали. [Радиослушатель]: То есть получается лучше один раз услышать, увидеть услышав, чем услышать не услышав, да? [Махов А.В]: Можно так сказать, да, совершенно верно. [Радиослушатель]: Спасибо Вам. [Махов А.В]: Пожалуйста. [Ведущая]: И Вам Кирилл спасибо, за то, что Вы снова с нами, задаете свои вопросы. Продолжается наш прямой эфир, ещё несколько минут он будет продолжаться и несколько вопросов я конечно же успею зачитать.

00:50:01 Первый вопрос от Крестины, она спрашивает: «Как просить в молитве помочь другому человеку в очень сложной ситуации, никогда не молилась и не понимаю как? Подскажите». [Махов А.В]: Вот нужно просить ровно так, какие слова рождаются в вашем сердце. И пожалуйста Кристина, Вы пожалуйста не бойтесь того, что первые два, три, десять, пятнадцать повторений Вам будет трудно сформулировать это, не беспокойтесь, просто сосредотачивайтесь и формулируйте заново, более точно, более точно эту просьбу, все. Больше ничего не нужно, я не хочу сейчас давать Вам конкретных каких-то штампов, потому, что что б они потом над Вами не довлели. Представьте себе просто, что перед Вами находится личность могущественнейшая личность, которая фактически, Господь он может все что угодно сделать. И степень того на сколько Вы можете помочь своему родственнику или вашему, человеку которому Вы хотите помочь, есть степень вашей способности зависит только от одного- на сколько искренне Вы сами захотите помочь.

00:51:11 Вот, нужно сконцентрироваться на этом - я хочу помочь, я очень хочу помочь. И дальше обращайтесь – Господь, и говорите те слова которые в вашем сердце больше всего резонируют, больше всего кажутся важными и нужными. Все. Дальше Вы почувствуете, когда Вы начнете повторять вашу молитву, которую Вы сами составили, Вы почувствуете, что какие-то слова может нужно переставить. Вы не беспокойтесь, можете спокойно их переставлять. Главное, что бы сохранялось состояние искренности, молитва Ваша была настолько чиста, на сколько она для Вас ну на все 100% она казалась Вам чистой. Вот в этом практика, ни беспокойтесь, если сначала, ещё раз повторю, не беспокойтесь если сначала у Вас будет получатся скажем так угловато, возможно. Не беспокойтесь, это со временем все отшлифуется.

00:52:01 [Ведущая]: Спасибо, идем далее. Вот Марина из Красноярска, судя по вопросу уже практикует молитву и у нее тем не менее то же есть вопрос: «Ну во-первых, она выражает огромную благодарность за Ваш труд и заботу о нас. Знания реально спасают и открываю глаза на происходящее», пишет нам Марина. Низкий Вам поклон Алексей и вот вопрос: подскажите, в процессе молитвы бывают моменты когда глубоко, искренне погружаешься в молитву и поклонение, общаешься со святым и в какой-то момент происходит автоматическое переключение сознания, то есть, рас и понимаю, что уже размышляю на бытовые темы. Получается, как бы соскакиваешь с этого состояния искреннего поклонения, такое ощущение что разум слабый и не может удержать в состоянии искреннего покаяния, пишет Марина. И вопрос – в чем причина такого состояния? Как можно удерживать разум и ум в поклонении и покаянии и бескорыстном воспевании святых имен Бога?

00:53:04 [Махов А.В]: Спасибо большое, это очень глубокий вопрос. И на самом деле ответ на него будет немножко разным в разных духовных традициях. Потому что, в разных духовных традициях дается несколько разный вкус, разный ракурс в подходе к молитвенной практике или мантра-медитации. Поэтому я Вам отвечу в общем виде, я Вам дам, тем не менее, если Вы приложите те знания которые я Вам сейчас передам, которые получены мной от моих наставников, поверьте, Вы не будете обделены совершенно ничем. Просто нужно будет поискать уже среди тех, среди людей с которыми Вы общаетесь, в рамках вашей духовной традиции, нужно будет поискать соответствующие лекции или записи семинаров. Что бы глубже ещё понять этот вопрос, потому что, по хорошему это беседа на несколько лекций.

00:54:01 Однако же, вкратце можно сказать следующее: первое, что нужно понять, что процесс молитвенной практики и мантра-медитации этот процесс нам с Вами не известен. Это процесс, когда в дело вступает разум, а мы, в своей повседневной жизни его к сожалению используем очень редко либо не используем совсем. Мы в основном живем умом, то есть мы живем нашими мыслями, которые постоянно крутятся у нас в голове. Мы живем нашими желаниями, которые у нас вспыхивают в уме неожиданно и захватывают полностью все наше существо. Мы живем событиями которые происходят вокруг нас и являются просто отражением наших прошлых поступков. Вот чем заполнено наше сознание. И у нас нет ни малейшего островочка, который был бы свободен от этого всего, в этом самая большая проблема. Почему? Потому что, процесс молитвы или процесс мантра-медитации – это не умственный процесс, а «разумственный», это разумный процесс.

00:55:05 И поэтому в практике мантра-медитации или молитвы, должно выполнятся три условия. Первое условие звучит так – нужно выдавить из нашего тела невежество, наше тело оно в основном прибывает в состоянии невежества. Это доказывается элементарно, вот если нашему телу дать возможность совершить действие, вот любое, какое бы ему хотелось. Что быстрее всего захочет сделать тело? Лечь, лечь или сесть. [Ведущая]: Да, полежать. [Махов А.В]: Оно хочет только лежать, потому что, само по себе тело «шарира авидья-джал» оно как в Ведах говориться, оно комок невежества. То есть фактически в нём очень много невежества, этой энергии невежества. Но для того что бы зазвучал разум это невежество из тела нужно выдавить. В буквальном смысле слова, как по капле выдавливают из себя раба, те есть по капле выдавливать из себя невежество.

00:56:08 И для этого в процессе медитации, мантра-медитации или в процессе молитвенной практики рекомендуются определённые позиции тела. Понимаете тело, оно должно занимать определённые позиции. И если Вы проанализируете, Вы увидите, что в разных духовных традициях, в принципе эти позиции совпадают. Понимаете, ведь не молятся лежа, так ведь? Так же не молятся сидя на стуле, не молятся сидя на стуле. Возьмите за эталон монаха в монастыре, монах не молится лежа на кровати, если только он в состоянии встать, бывает, что болеет, тогда конечно –делать нечего. Точно так же монах не молится сидя на стуле, монах не молится жуя, что-то в это время, понимаете? Монах не молится прогуливаясь, [Ведущая]: Под душем то же наверное не молится. [Махов А.В]: Под душем, ну имеется в виду сама активная практика, понятно, что молитву повторять и мантру повторять можно везде – это факт. Но мы сейчас говорим, мы с вами именно о процессе сознательного повторения, очень такого серьезного, ни на что не отвлекающегося.

00:57:12 Поэтому внимательно проанализируем какие позиции тела используются при проведении молитв или мантра-медитации. И то знание которое передали, которое я услышал от своих наставников заключается в следующем, что существует несколько определённых асан или поз тела которые, каждая из которых дает определённое преимущество. И воспевать святые имена или молится и повторять какую-то мантру лучше и гораздо благоприятней находясь в определённый асанах. Первая асана- это падмасана – поза лотоса. Повторение молитвы или мантры в этой асане дает человеку способность очень быстро овладеть своим умом, то есть ум перестает блуждать, его легче сосредоточить в этом случае.

00:58:08 Вторая асана, я говорю очень кратко, Вы должны будете поискать информация уже более подробно сами. Вторая асана, которая используется при молитвах, эта асана называется – ваджрасана, или когда человек сидит на своих лодыжках. Он сидит на коленях другими словами, не стоит, а сидит, с прямой спиной обязательно. Эта асана дает другую силу, другое благословение, если человек воспевает святые имена или молитву в этой асане он получает со временем силу бороться со своими пороками. Например, с жадностью, с завистью, там с гневливостью, ещё с какими-то пороками. Это же определённые силы, которые присутствуют в нашем сознании. И человек что бы их искоренить из своего сознания, должен взрастить в себе другую силу. Что бы с помощью этой силы сломать их в себе или скажем так из сознания выкорчевать. Эту силу дает воспевание, когда человек сидит в враджрасане или сидит на своих лодыжках.

00:59:08 Есть третья асана, называется – гомукхасана, она дает способность терпеть. Терпение - одно из самых важных качеств, которые должен овладеть человек практикующий духовную жизнь. Потому что, духовная жизнь штука не дешевая, и за пять минут или за две недели её не освоишь. На это нужны годы, а иногда и десятилетия жизни. Поэтому терпение - это способность чувствовать себя комфортно в любой ситуации. И она очень важна, это качество очень важно, потому что, ситуации у нас в жизни бывают разные. И вот гомукхасана, она дает возможность, человек повторяет мантру или молитву находясь в этой асане, обязательно с прямой спиной, он получает эту способность. Она просто расцветает в нём сама по себе.

00:59:54 И последняя асана – это стойка на коленях. Когда человек молится стоя на коленях, его психическая стойкость становится выше, то есть растет психическая стойкость. Это способность, под ударами судьбы не терять свою цель, это очень важное качество. Потому что, бывает так, что человек начинает практиковать и уже продвигается по духовному пути, но ему по судьбе нужно пережить удар какой-то. И если он не культивирует в себе психическую стойкость – в момент удара судьбы, он забывает про свою духовную практику. Он полностью окунается в это состояние и у него нет сил просто оторваться оттуда. Вот что бы были силы отрываться от этих ударов, потому что, никто не застрахован от них, нужно повторять молитву или мантра-медитацией заниматься просто стоя на коленях. Кстати это одна из основных позиция в которой молятся православные христиане если я не ошибаюсь. Если ошибаюсь, пожалуйста те кто следует христианской традиции поправьте меня.

01:00:58 Это первое только, видите мы с Вами разобрали уровень первый. Второй уровень, нужно чем, для того что бы зазвучал разум, то есть голос зазвучал разумом, в Ведах это называется шабда- звук, тонкий звук должен начать звучать в нашем сердце. Второе, что нужно сделать, нужно чем-то занять наш ум. Нужно сделать так, что бы ум нам в это время не мешал. И лучшая практика, которая доступна в этом случае – это занять ум медитацией на образ Бога. Медитацией на стопы святых людей, на стопы святого человека, на стопы Господа или медитацией на священное писание, если в каких-то традициях образ Бога считается или образ святых считается недопустимым, нельзя их рисовать. Тогда можно медитировать на священное писание. То есть ум у нас действует через глаза, глаза должны быть постоянно сфокусированы на образе Бога или на священном писании. Нужно не просто тупо смотреть, потому что, Вы почувствуете больше десяти там пятнадцати секунд не сможете, уже оторвется ум, ему просто скучно станет.

01:02:09 Нужно постоянно кланяться, на каждую молитву нудно несколько поклонов. Один или несколько поклонов совершать на каждую мантру, один или несколько поклонов, нужно мысленно совершать объекту своей медитации. И эти поклоны должны совершатся в уме, там есть свои технические детали уже. Я не могу их сейчас рассказывать, потому, что они в разных традициях по разному проходят, но так занимается ум. Потому, что на самом деле, нашему уму, как говорят наставники у которых я изучаю это знание, нашему уму на самом деле нужно только счастье. И смысл этой деятельности заключается в том, что бы ум просто приучить испытывать счастье от поклонов стопам святых людей, от поклонов стопам верховной личности Бога, от поклонов священным писаниям. Когда ум почувствует это счастье, он сам вас будет тянуть, ну давай, пойдем, пойдем ещё повоспеваем. Он счастье то почувствует, но его нужно сначала приучить к нему, то есть дать ему привыкнуть к этому счастью, на это то же нужно затратить время.

01:03:15 И последнее, самое важное. То есть мы прошли два этапа, я описал. Это выдавливание тамаса, выдавливание невежества из тела, это кстати будет больно, будет неприятно, будет казаться, что вроде как и незачем так сидеть, что неудобно. Вот это и правильно, что неудобно. Когда удобно, это означает- ничего не работает, нужно чтоб было неудобно. И второе, что мы сказали, нужно ум занять постоянно каким-то служением объекту медитации своей, объекту поклонения. Нужно что бы ум постоянно служил через поклоны ему. И третье, или можно даже занять его поднесением каких-то даров в это время, например, в ведической традиции предлагаются листья туласи, например можно предлагать листочки туласи стопам божеств при каждом поклоне мысленно. Или допустим можно предлагать что-то еще. И последнее, что нужно сделать, нужно сделать так что бы зазвучал разум – это самое трудное. Потому, что мы не знаем, что это такое вообще. В этом самая большая проблема для нас, но мы не можем, Веды говорят, что мы не можем сами из себя это родить, но мы можем это перенять.

01:04:24 Перенять у той личности, которая уже обладает этой способностью. Поэтому, мантра-медитацией и молитвенной практикой нужно заниматься обязательно включив голос святого человека. Понимаете, того человека, в голосе которого звучит его разум. Звучит, а разум он проявляется как вера, глубокая вера, именно эту веру нужно пытаться услышать в голосе этого человека. Нужно настраиваться на неё, я хочу понять, как ты веришь, я хочу идти по твоим стопам. Потому что, я то же хочу понять, как это стать чистым, как это научится служить, как это научится действовать бескорыстно. Я знаю, что через звук твоего голоса идет это знание, и я прошу тебя, пожалуйста смилуйся надомной, дай мне возможность осознать это, понять это. И вот в таком умонастроении нужно повторять ту же самую мантру, или не ту же, просто мантру или молитву. Нужно идти за голосом этого человека, и пытаться осознать, как он делает это, в чем смысл его, в чем его стержень, как он звучит. Вот так, это вкратце.

01:05:35 [Ведущая]: Спасибо Вам, вкратце. [Махов А.В]: Прошу прощения за долгий ответ, но короче ответить не могу. [Ведущая]: Да, спасибо Вам за довольно развернутый ответ, думаю всем было полезно это услышать и в дополнении к этому вопросу у Веры из Канады город Онтарио, появился вопрос: «Объясните, если при сознательном повторении молитвы идут слезы и становится так больно, что сжимается сердце, что это обозначает и нормальное ли это состояние?» [Махов А.В]: Это нормальное состояние, нормальное, его не надо боятся. Знаете, что не надо делать? Вы не зажимайтесь, потому что, в тот момент, когда Вы чувствуете слезы, у Вас сердце болит не от того что Вы не можете вынести, это только кажется. На самом деле сердце болит что в этот момент Вы отвлекаетесь от процесса, начинаете жалеть себя. Вам кажется, что Вам сейчас станет плохи или ещё что ни будь, это Вы на самом деле дайте слезам течь. Нормально, так выходят грехи, так очищается сердце. Сердце очищается через слезы. Потому что, первое с чем сталкивается человек занимающийся духовной практикой, он сталкивается в своем сердце со своими собственными грехами. Понимаете, и это нужно пережить, но Господь дает силы пережить все. Поэтому, если слезы возникают – слава Богу, очень хорошо.

01:06:56 [Ведущая]: А если не возникают сразу. [Махов А.В]: Это то же хорошо, то же не плохо, это не значит, что человек сухо повторяет, нет. Вы поймите, каждый идет к Богу на столько индивидуально, что здесь невозможно дать каких-то знаете, до мелочей разобранных ориентиров. У одного человека через слезы сердце очищается, а у другого слез не возникает. А возникает наоборот состояние радости, состояние веры в то, что я нахожусь в нужном движении, что я делаю правильное дело. Понимаете – это то же очищение сердца. Здесь все очень индивидуально, поэтому нельзя каких-то штампов здесь каких-то, наговорить кучу штампов, если этого нет то ничего не происходит. Этого нет, все очень индивидуально. Даже если совсем ничего не происходит, но человек просто действует, действует, действует – это то же правильно. Просто у каждого человека свое, очень все индивидуально.

01:07:48 Поэтому ещё раз повторяю, много раз, рефреном, пожалуйста не пренебрегайте общением с людьми, которые занимаются духовной практикой. Не пренебрегайте с поиском и установлением налаживанием отношений с наставником, с теми людьми, от которых Вы готовы будете принять наставления. Они дадут Вам уверенности и укажут Вам на все ошибки и неточности, которые неизбежно будут возникать на пути духовной практики. Потому что, этот путь не известен нам. [Ведущая]: Не оставил равнодушным наш прямой эфир и Ирину из Москвы, у нее появилось сразу два вопроса, вот первый вопрос: «Было сказано, что это и почитание родителей и благословения, какие ещё есть виды жертвоприношений, к тому же по определённым правилам, по определению жертвоприношение много совершается, например даже обычная работы?» То есть как я поняла, даже обычная работа может совершатся как жертвоприношение. Есть ли классификация жертвоприношений?

01:08:56 [Махов А.В]: Мы будем разбирать это все на следующий лекциях, так что я думаю может нет смысла так подробно отвечать именно сейчас, пожалуйста оставайтесь с нами. [Ведущая]: Это ещё не конец нашей темы, мы почти подошли к завершению этого эфира, но подобные эфиры у нас каждую неделю будут продолжатся каждый понедельник. И вот ещё один вопрос от Ирины, но ответ на этот вопрос уже был дан, Ирина спрашивает: «Если для мужчин вид поклона это дандават как Вы сказали, что же делать женщинам?» Но Вы это описали, поэтому Ирина и все другие слушатели смогут, если что то пропустили, смогут прослушать запись этого эфира у нас в университете, в разделе, раздел есть такой «Закон», вернее нет – «Вселенная и мы» называется раздел. А вот цикл этих лекций называется «Законы Вселенной», вот ищите и найдете наш сайт vedaradio.ru . Еще один вопрос, добавлять мы ничего не будем по поводу этого вопроса Ирины, просто. [Махов А.В]: Да, нет, он исчерпывающий. [Ведущая]: Следующие эфиры нам расскажут об этом по подробнее.

01:10:06 Тогда вот какой вопрос: можно ли поклонятся по очереди каждому святому человеку, на протяжении какого времени можно, или лучше выбрать одного святого. Спасибо, с любовью Настя из Парижа. Красивая подпись – с любовью Настя из Парижа. Что мы можем с любовью Насте из Парижа ответить? [Махов А.В]: Конечно мы ответим с любовью, уважаемая Настя, на самом деле то, что Вы сказали правильно и то и другое, только в какой последовательности? Дело в том, что сначала, когда человек начинает заниматься духовной практикой, только приходит к духовной жизни, у него ещё нет контакта глубокого ни с одним из святых. В основном это так, потому что, ещё совсем как маленький ребеночек, ещё нет осознания какой святой ближе. Поэтому лучше как раз осуществлять ту практику о которой Вы говорили, нужно выбирать разных святых и пытаться поклонятся им.

01:11:10 Но со временем, человек если он серьезно и правильно исполняет вот этот ритуал, ритуал поклонения святому, он вдруг почувствует, что какому-то святому его контакт лучше. То есть быстрее идет налаживается, прямо вот он быстро, быстро налаживается, а с другими то же все хорошо, все прекрасно, но вот глубины, такого глубокого контакта, быстро развивающегося нет. Это означает, что нужно с этого момента нужно сосредоточить своё поклонение на образе того святого, контакт с которым развивается наиболее эффективно, то есть это значит, что первый этап поиска в ширину, то есть когда Вы искали, это на санскрите называется Ишта Девата, то есть тот образ Бога или образ человека через которого Вам легко будет прийти к Богу, Вами найден.

01:12:01 То есть сначала человек ищет этот образ, ищет, ищет, ищет, он может ходить в разные церкви там, в храмы, в синагоги, в мечети, он везде ищет этот образ, этот вкус. Он ищет, ищет как слепой котенок фактически, но потом раз – нашел в каком-то образе, например, в Николае Угоднике, нашел, или например, в Серафиме Саровском, или допустим в Деве Марии нашел этот образ. Все, глубокий контакт начинает развиваться, он чувствует, чем больше я практикую – тем глубже контакт становится. Все, с этого момента нужно сосредоточить своё поклонение на этом образе. Когда же Вы приходите в храм, Вы можете поклонение совершать всем святым, там каким Вы считаете нужным и пожалуйста, только не считайте только, что другие святые от этого на Вас обидятся. (смеется) Нет, они наоборот, они все очень счастливы, потому что, Вы нашли. Вы нашли ту путеводную звезду, которая самым кратчайшим и эффективным путем приведет Вас к Господу.

01:13:04 Так, что все хорошо, такая методика должно быть. В вашем вопросе фактически заложен правильный ответ. Мой ответ заключался только в пояснении того как это правильно все применять. Сначала в ширину идем, а потом в глубину. [Ведущая]: Спасибо Вам за эти ответы, за эту интересную беседу. Все самое интересное по этой теме, как я чувствую впереди. Еще продолжение нас ждет через неделю, и ещё потом через неделю, и ещё через неделю. В общем как обычно, как это было до этого, встречаемся по понедельникам с 18:00 по московскому времени с Алексеем Маховым, и продолжаем изучать законы Вселенной. В частности Закон жертвоприношения. Алексей, спасибо Вам, что были с нами больше чем час, ждем Вас через неделю.

01:13:56 [Махов А.В]: Спасибо большое и Вам Олеся, и вам уважаемые радиослушатели за ваше внимание и за замечательные вопросы, глубокие, за замечательные глубокие вопросы которые вы сегодня задали, спасибо вам большое. До свидание. [Ведущая]: До свидание. А я скажу, что у нас возобновились, как вы заметили прямые эфиры и вот на этой неделе вас ждут не только прямые эфиры но и прямые трансляции. Прямые трансляции лекций Олега Геннадиевича Торсунова из Иркутска, Новосибирска и Москвы. Когда, в какой день, в какое время вы можете это услышать смотрите у нас на сайте vedaradio.ru в расписании. Так же, что касается прямых эфиров, именно прямых эфиров, в которых вы можете общаться с нами присылая свои вопросы, то в четверг, в 18:00 по Москве, вас опять же ждет прямой эфир с Еленой Бычковой – продолжение цикла эфиров в которых мы говорим о подготовке к зачатию, о ведическом подходе к этому вопросу.

01:14:55 В пятницу, в 9 утра, второй эфир с Мариной Таргаковой, я думаю многие очень обрадуются этому, второй возможности пообщается с этой замечательной разумной женщиной, о тонкостях семейных отношений продолжаем наш разговор. И в этот же день в пятницу, с 18:00, продолжается наша аудио школа по астрологии с Ириной Поздеевой. Так что, оставайтесь вместе с Веда-радио. У нас очень много интересного, как музыка так и лекции. Всего вам доброго, я с вами прощаюсь до следующего прямого включения.

транскрибирование: Наталья Нестерова | Запорожье | Украина | 04 June 2015