Необходимые условия для жертвоприношений

Веда Радио - 08 July 2013
Место и время во время проведения жертвоприношений. В какой день не стоит заключать брак. Дакшина, или воздаяние за жертвоприношение. Четыре регулирующих принципа. Раздача освященной пищи. Три вида защиты семьи: гражданский брак, официальное бракосочетание и обряд венчания. Как найти работу по душе? Имеет ли значение, где читать молитвы? Основные правила чтения мантра-медитации. Что делать, если нет силы воли, чтобы регулярно молиться?
запись эфира для начинающих из раздела «Аюрведа» со сложностью восприятия: 3
длительность: 01:00:58 | качество: mp3 48kB/s 20 Mb | прослушано: 862 | скачано: 822 | избрано: 29
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Ведущая]: Итак, дорогие друзья, первый прямой эфир на этой неделе уже готов начаться. Я связываюсь с Алексеем Вячеславовичем Маховым для того чтобы мы начали наш прямой эфир. Именно этот человек, как обычно, по понедельникам рассказывает нам о законах Вселенной. С Алексеем я связываюсь по Скайпу. Этой же программой, этим же Скайпом можете пользоваться и вы, задавая свои вопросы в конце нашего эфира. Логин наш vedaradio. Алексей, здравствуйте!

00:00:31 [А.В.Махов]: Здравствуйте, Олеся! Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

00:00:34 [Ведущая]: Мы с радостью приветствуем снова Вас в эфире Ведарадио. Сегодня, я так понимаю, мы продолжаем нашу тему, которая была начата на прошлом эфире и несколько эфиров назад. Напомните, пожалуйста, нам.

00:00:49 [А.В.Махов]: Спасибо, Олеся. Я тоже очень рад всех вас слышать на волнах Ведарадио. Сегодня мы с вами, я так думаю, завершим рассмотрение темы жертвоприношений, которую мы уже разбираем достаточно подробно, и тому есть смысл на мой взгляд, потому что все законы Вселенной действуют на всех людей, не зависимо от их вероисповедания, национальности, пола, возраста и образования. Поэтому, чем подробнее мы рассмотрим эти законы, тем лучше будет для всех. И теперь, Олеся, если вы не возражаете, я хотел бы перейти непосредственно к рассмотрению последней темы, которую мы сегодня будем разбирать.

00:01:32 [Ведущая]: Да, пожалуйста, Вам слово.

00:01:34 [А.В.Махов]: Итак, сегодня мы с вами разберем раздел «Законы жертвоприношений», который учитывает такие вещи как условия, необходимые для проведения различных жертвоприношений. В целом следует сказать, что разные виды жертвоприношений требуют различных условий для своего выполнения. Ну, например, если мы возьмем жертвоприношение коня, ашвамедха-ягью, которую мы разбирали с вами, то сейчас практически нет такого места, в котором бы это жертвоприношение могло бы быть успешно проведено. Даже если все остальные условия будут соблюдены, если будет император, если будет достаточное количество мудрецов, то невозможно провести по той простой причине, что сейчас на Земле нет такого чистого места, которое бы позволило провести это жертвоприношение. Потому что ашвамедха-ягью проводили в самом чистом месте на планете. Оно выбиралось, определенным образом астрологически рассчитывалось и только когда звезды ставали благоприятно, в определенное время, в определенном месте, только там можно было проводить это жертвоприношение, которое достигало успеха.

00:02:45 [А.В.Махов]: Поэтому, к сожалению, у нас сейчас даже знание о том, что такое чистое место, оно нами слабо понимается. Мы утратили эту чувствительность в основном. В лучшем случае для нас чистое место это там где веничком подмели или, например, ещё не успели бутылок набросать. Но, понимаете, это не тот уровень. Несомненно, это чистота, но это немножко не тот уровень чистоты, который должен быть. Человек, когда он гармонично развивается, он со временем становится способным воспринимать чистоту гораздо полнее и глубже. И для него чистота, само это понятие, эта энергия чистоты, она вполне явная и её можно реально ощущать. И он чувствует чистоту или не чистоту места гораздо тоньше и острее нежели современные люди в своем подавляющем большинстве. Нам даже сложно понять, что такое чистое место. Мы его просто не поймем. Многие люди приезжают даже в святое место, и они приезжают, они не понимают разницы. Они говорят: «ну да, мне немножко спокойнее стало», или ещё что-то, а некоторые вообще ничего не чувствуют. Это не означает, что святое место не работает. Святое место оно чисто. Но, однако же, мы утрачиваем, в силу того, что живем неправильно, мы утрачиваем эту способность чувствовать, эту чистоту. Однако же, это не является фатальной потерей. Человек, который начинает жить регулируемой жизнью, начинает развиваться как личность, заниматься какими-то видами самоосознания или духовной практикой, у него эта способность опять вспыхивает заново в его сознании, и он, по мере очищения собственного сознания, становится способным чувствовать чистоту или не чистоту также тех мест, в которых он находится.

00:04:31 [А.В.Махов]: И ещё следует одну вещь важную очень сказать, что есть такой вид жертвоприношений, мы его с вами разбирали на прошлой беседе нашей с вами, это воспевание святых имен, саркинтана-ягья. Вот этот вид жертвоприношений замечателен тем, что он может проводиться в любом месте. Нет такого места, в Ведах сказано, нет такого места, нет такого времени, в которое бы санкиртана-ягья не могла проводиться. Поэтому, даже в туалете, уж простите за прозу жизни такую суровую, в туалете можно проводить санкиртана-ягью и это не является оскорблением. Настолько могущественный метод, настолько могущественны святые имена. Почему даже в таких местах разрешается в Ведах проводить это жертвоприношение? По той простой причине, что человек помереть может в любой момент. Понимаете, мы не знаем, когда придет наш черед оставлять тело, и в каком состоянии, в какой момент мы его оставим мы тоже не знаем, в подавляющем своем большинстве. Поэтому человек должен постоянно сосредотачивать своё сознание на Боге, проводя такое вот жертвоприношение: воспевание молитв или мантр, воспевание святых имен. Почему это важно? Потому что в Ведах сказано: в каком состоянии сознания человек оставляет это тело, такого состояния бытия он достигает в следующем рождении. И если в момент оставления тела человек сосредоточен на Боге, он даже просто мысленно воспевает Его святые имена или мысленно воспевает какую-то молитву, повторяет Его имя, или повторяет мантру какую-то еще, которая направлена к Богу, если в этом состоянии сознания он оставляет тело, он немедленно очищается от всех своих грехов и следующее рождение в материальной вселенной уже не получает, он возвращается в духовный мир. Поэтому так важно в наше время выбрать для себя авторитетную духовную традицию и следовать ей. Потому что другого способа как-то качественно изменить свою жизнь в этом мире в наше время не существует. Все остальные методики – мы говорили часто об этом – они не достигают результата в силу того, что требуют очень много времени, усилий и определенной квалификации, которой мы с вами, в подавляющем большинстве, к сожалению, не обладаем.

Место и время во время проведения жертвоприношений. В какой день не стоит заключать брак.

00:07:02 [А.В.Махов]: Однако же, такой простой метод, такое простое жертвоприношение как санкиртана-ягья может совершать любой человек, вне зависимости от его квалификации, национальности и всего остального, настолько могущественный метод. Он позволяет в наше время достигнуть совершенства. Итак, первое, что должно учитываться при проведении жертвоприношения это место. Ну, например, даже в современном мире есть часть жертвоприношений, которые разрешены. В частности, мы будем рассматривать свадебную церемонию виваха-ягью, но даже там, когда она рассчитывается, учитывается место. Но даже самый простой вариант, что при проведении жертвоприношения жених с невестой должны сидеть лицом в определенном направлении, жрец должен сидеть в определенном направлении, божества должны быть установлены в определенном направлении, и каждый человек, который участвует в этом жертвоприношении, должен сидеть в определенном направлении. Понимаете, это тоже очень важно, в противном случае это все не работает, или работает не так, как хотелось бы. Следующее, что должно учитываться во время проведения жертвоприношения, это время. Время крайне важная вещь. Время, место, обстоятельства – основной закон, который должно соблюдать живое существо, живущее в материальной вселенной. И жертвоприношение должно соблюдаться не тогда, когда нам этого хочется или когда нам это удобно, как, например, сейчас люди, которые хотят свои отношения зарегистрировать в ЗАГСе, они просто назначают удобное им время, чаще всего в субботу, в день Сатурна, идут и потом думают «Что ж такие проблемы? Почему же так мучаемся?» Ну, потому что неблагоприятное время назначено, в неблагоприятный день, в неблагоприятное время. Поэтому все жертвоприношения в ведической культуре проводятся в точно определенный период времени в течение суток и в точно определенный день. И так как Сатурн является для нас планетой, которая позволяет нам отрабатывать одну из самых тяжелых сторон нашей жизни, нашу негативную карму, проводить, например, свадебный обряд в субботу, когда силен Сатурн, не очень благоприятно. Гораздо лучше делать это в пятницу, когда царит Венера, понимаете, это уже гораздо более благоприятно.

00:09:30 [А.В.Махов]: Дальше. Следующее условие, которое должно соблюдаться. Во время жертвоприношения должны произноситься определенные звуковые вибрации, или мантры. Мантра, с санскрита манас-трая: манас означает ум, трая это освобождение. Мантра это звуковая вибрация, которая переводит нашу психику в качественно иное состояние. Ну, самое простое объяснение. Она очищает нашу психику, переводя её в качественно иное состояние, позволяя нам в буквальном смысле слова прозревать туда, где до этого мы были полностью слепы. Мантры обладают огромным могуществом. Фактически, сильнее мантр или сильнее молитв нет ничего в этом мире. Потому что вся Вселенная – это, фактически, звук. И поэтому мантра, являясь тоже звуком, будучи правильно произнесенной, позволяет делать в этой Вселенной всё, что угодно. Всё, что угодно. С помощью мантр можно обладать любыми мистическими совершенствами. Ну, например, человек может стать произвольно большим и произвольно маленьким, то есть, увеличиться до размера всей Вселенной или уменьшиться до размера атома. Это все делается с помощью звука. Человек может стать неподъемно тяжелым или может стать абсолютно невесомым. Понимаете, это все тоже делается с помощью звука. Человек может перемещаться на любые расстояния, принимать любой внешний облик, он может брать предметы на любом расстоянии или изменять вес предметов, или просто материализовывать несуществующий предмет, допустим, просто звуком – это все возможно. С помощью звука можно управлять климатом, с помощью звука можно делать все. До сих пор на Земле существуют люди, которые с помощью мантр могут добывать огонь. Они просто произносят несколько звуков и вспыхивает дерево, допустим, вспыхивает, само по себе. Нам кажется само по себе, нам сложно соединить вот эти две вещи – просто несколько звуков, произнесенных негромко, негромко, просто правильно нужно произнести, правильно их выговорить, в определенном состоянии сознания, в определенном настроении, и тогда это работает.

00:11:47 [А.В.Махов]: С помощью мантр можно делать всё, что угодно, они обладают самым большим могуществом, которое только есть. Поэтому, в ведических церемониях, в ведических жертвоприношениях они все построены в определенной последовательности повторяемых, определенных мантр. И жрец, который совершает жертвоприношения, он их повторяет определенным образом, за ним, когда нужно, повторяют все остальные участники жертвоприношения, эти мантры, в результате достигается определенное состояние сознания, определенная атмосфера воцаряется в этом месте, которая позволяет жертвоприношению достигать цели. Таково могущество звука. Следующее. Для успешного проведения жертвоприношения необходимы специально обученные люди. То есть, должна быть квалификация. Понимаете, не может человек просто с улицы прийти и начать проводить жертвоприношения – это невозможно. Ну, хотя бы потому, что просто даже выговорить санскрит сходу вряд ли у кого-то получится с первого раза, без ошибок. А уж говорить о том, чтобы в правильном умонастроении находиться и правильно эти звуки, вообще говоря, извлекать, когда некоторых звуков в нашем русском языке просто нет аналогов санскритским звукам – это нереальная задача. Этому нужно учиться. И порядка двенадцати лет человек должен обучаться, а чаще это обучение где-то двадцать-двадцать пять лет длится. С самого начала этих детишек, которые потом будут проводить жертвоприношения, их отбирают по их гороскопам и их учат. Их учат становиться жрецами, их учат правильно проводить жертвоприношения, их учат правильно воспроизводить звуки, их учат правильно настраиваться в момент проведения жертвоприношений, и на это требуется несколько десятков лет. Это не такая простая вещь, хотя внешне можно все скопировать. Это не проблема, можно скопировать, но проблема в другом, проблема в том, что жертвоприношение это не столько внешняя деятельность, а жертвоприношение это внутреннее состояние, понимаете, это внутренняя деятельность. А внешние действия выполняются ровно настолько, насколько они необходимы. Понимаете, внешнее следует за внутренним, а не наоборот. Только тогда жертвоприношение достигает цели. Все остальное будет просто бутафорией, то есть внешним, скажем так, фарисейством, которое будет просто пустым ритуалом, ничего за собой не имеющим.

Дакшина – воздаяние за жертвоприношение

00:14:18 [А.В.Махов]: Следующее. Что должно обязательно присутствовать в жертвоприношении, это интересная вещь, называется на санскрите дакшина. Дакшина это означает подношение. То есть, человек, которому проводят жертвоприношение, должен определенное сделать подношение тем людям, которые это жертвоприношение провели. И вроде бы все тут нормально, а почему, собственно, не дать, проблема заключается в том, что мы даже дать толком не можем. Потому что в Ведах сказано, что если при совершении это подношения тем людям, допустим, жрецам, которые его проводили, тот, кто дает это подношение, хоть одну корыстную мысль допускает – все, жертвоприношение уничтожено полностью. Понимаете, то есть, мы не должны ни одной корыстной мысли… А корыстные мысли какие? Например, такие: «Я достаточно дал или недостаточно?» Это уже корыстная мысль. Понимаете, у бескорыстного человека не возникает этих мыслей. Или, например: «А сейчас или не сейчас?» «А какими купюрами?», допустим, если это деньги. Или ещё что-то. Мы не замечаем всех этих вещей, но всё это следствие нашей нечистоты, поэтому для участия в жертвоприношениях, к участию в жертвоприношениях нужно тоже готовиться, нужно понимать, что в этот момент нужно правильно настраиваться, находиться в правильном умонастроении. В противном случае можно своим вот таким вот состоянием можно осквернить всю атмосферу, и жертвоприношение будет проведено совершенно впустую.

Четыре регулирующих принципа

00:15:58 [А.В.Махов]: Следующее. Следующее условие проведения жертвоприношений заключается в том, что люди, которые проводят это жертвоприношение, должны соблюдать определенные духовные принципы. Они должны обладать определенной квалификацией. И из тех принципов, которые нам понятны, это четыре принципа, на которых держится сознание, скажем так, цивилизованного человека. Первый принцип это отказ от употребления в пищу мяса, рыбы, яиц, то есть, вегетарианство. Оно необходимо для того, чтобы в человеке убрать склонность к насилию. Дальше. Вы хотите что-то сказать, Олеся?

00:16:52 [Ведущая]: Нет, нет нет, я внимательно Вас слушаю.

00:16:54 [А.В.Махов]: Хорошо, следующий принцип, который должен соблюдаться людьми, проводящими жертвоприношение, это отказ от всех видов интоксикаций. То есть, от всех видов наркотических веществ, от всех продуктов, которые их содержат, например, от чая, кофе, и всего прочего. Эти люди должны отказываться, потому что употребление интоксикаций лишает нас силы, которая называется аскетизм. Дальше, отказ от незаконных половых отношений, от разврата. Потому что, ничто как разврат не оскверняет так сильно психику, не делает грязной, человек теряет чистоту, качества чистоты, если он ведет беспорядочную половую жизнь. Следующий, четвертый принцип, это отказ от всех видов азартных игр. Всех видов. Вы не представляете, как их много на самом деле. У нас даже дети играют в азартные игры. В азартные. Даже в обыкновенный кубик можно играть азартно. И чаще всего дети играют в него азартно. И немножко поясню, что это такое. Мы все, когда были маленькие, играли в эти игры, где есть поле игровое, фишки и бросается кубик. И дети по очереди бросают кубик и ходят. И выигрывает тот, кто вперед дошел. И вроде бы, что тут такого? Но на самом деле это азартная игра. Эта игра азартна, и знаете, как это легко можно доказать? Потому что многие дети, которые играют в этот кубик, они начинают что делать? Мухлевать. Вот это мухлевать означает лживость. Человек, который играет в азартные игры, он утрачивает качества правдивости. Он стремится любыми путями прийти первым в этой игре – это означает, он находится в состоянии азарта, и в этот момент он теряет свои качества правдивости. Поэтому, даже в эти игры, в такие игры нужно играть правильно. Как играть в эти игры не азартно? Можно играть не азартно, но в этом случае игра, например, может строиться по следующим правилам: выигрывает не тот, кто первый дошел, а выигрывает команда, когда доходит последней. Поэтому тот, кто приходит первым на финиш, он не выиграл, а он бросает дальше кубик, возвращаясь назад к отстающему и жертвуя ему часть своих очков. Понимаете, в этом случае играют все. Но нам такая игра уже не очень интересна. (Смеется). Нам интересно выиграть самим – это означает настрой на азарт, а это означает отсутствие правдивости.

00:19:26 [А.В.Махов]: Я уже не говорю про игры на деньги и все прочее, понятное дело, что это чистый вид азарта, и азарт лишает нас правдивости. Поэтому, вот эти четыре принципа, которые дают человеку контакт с аскетизмом, чистотой, милосердием и правдивостью, эти четыре принципа должны соблюдаться в совершенстве теми людьми, которые проводят жертвоприношения. И дальше, те же самые условия должны выполняться людьми, которые проводят санкиртана-ягью, то есть, воспевание святых имен Бога. Если человек хочет искренне преуспеть в этом процессе, в этом виде жертвоприношения, он тоже должен выполнять четыре этих регулирующих принципа. В противном случае его продвижение по пути духовного прогресса будет очень затруднено. Очень затруднено. Потому что вот эти четыре вида деятельности, они фактически разрушают все те достижения, которые человек обретает, в том числе и в попытках своего развития, даже духовного развития.

Раздача освященной пищи

00:20:29 [А.В.Махов]: Итак, следующее, последнее условие, которое должно совершаться при проведении жертвоприношений это раздача освященной пищи. Обязательно – какое бы жертвоприношение не проводилось, любое, какое только ни проводится – первое, что нужно сделать по его завершении это накормить всех, кто в этом жертвоприношении участвовал. Всем нужно обязательно раздать освященную пищу, всем-всем-всем, все, кто были. Если никого нет, если в одиночестве, просто, допустим, воспевал святые имена, то после этого можно хотя бы птичек покормить зернышками какими-то. Это обязательно нужно делать. Потому что только в этом случае жертвоприношение становится успешным. Потому что этот седьмой пункт – раздача освященной пищи – обязательно должен выполняться, чтобы жертвоприношение достигало своей цели.

00:21:25 [А.В.Махов]: Следующее. Теперь я приведу вам интересный факт, он изложен… Есть такое ведическое произведение, которое называется Шримад Бхагаватам, в нём описано последнее крупномасштабное жертвоприношение, которое проходило на нашей земле. Это жертвоприношение проводилось в течение тысячи лет. В течение тысячи лет в лесу, который назывался Наймишаранья, собралось очень много мудрецов, и в течение тысячи лет они проводили огненное жертвоприношение, читали определенные тексты из Вед, читали определенные благоприятные мантры с одной только целью – помочь людям эпохи Кали, то есть, нашей эпохи, в которую мы сейчас живем, кому-то обрести освобождение, а кому-то очистить жизнь. Хоть как-то очистить жизнь, помочь людям стать более счастливыми, чем они есть. И это жертвоприношение, повторюсь, проводилось в течение тысячи лет, то есть, началось оно пять тысяч лет назад, а закончилось четыре тысячи лет назад. Это последнее было крупномасштабное жертвоприношение, которое было возможно на нашей планете. И все мудрецы, тысячи, десятки тысяч мудрецов, собрались, они проводили его, ещё раз повторюсь, только с одной целью: с той целью, чтобы люди, которые живут в наше время, обрели возможность хоть как-то очистить своё существование, обрести счастье, обрести возможность духовно прогрессировать и обрести интерес к работе над собой. В этом был смысл проведения такого вот жертвоприношения. Кому интересно более подробно об этом узнать, можно прочитав эту книгу Шримад Бхагаватам она называется, или Бхагавата Пурана, там это описано более подробно.

00:23:23 [Ведущая]: А вот, кстати, хочу вмешаться в Ваш монолог, чтобы это было немножечко похоже на диалог. Свою реплику я скажу, что тем, кому интересно поучаствовать в этом нашем эфире и задать свой вопрос, те могут писать свой вопрос на сайт, наш новый сайт vedaradio.fm… Снова Вам слово, Алексей.

Три вида защиты семьи

Первое: гражданский брак

00:24:14 [А.В.Махов]: Спасибо, Олеся. Однако же, следует знать ещё очень важный факт, который заключается в том, что в наше время существуют виды жертвоприношений, которые обязательно человек должен совершать, совершить в своей жизни. И одним из таких жертвоприношений является свадебный обряд. Не так важно, в какой традиции этот обряд будет проведен, потому что все авторитетные духовные традиции, так или иначе, они этот обряд, этот ритуал у них он есть, и он проводится, и он очень важен особенно для нас, в наше время, по той простой причине, что этот обряд дает Божественную защиту от разрушения семьи. В целом, Веды говорят, есть три вида защиты семьи, и три вида браков. Их может быть разное произвольное количество по степени сложности обрядов, но в целом они делятся на три класса: первое, это когда брак защищается самими людьми, которые вступают в него. Этот вид брака называют сейчас гражданским браком. То есть, два человека хотят жить вместе, и они что делают, они просто дают друг другу обещание, что мы будем вот жить вместе. Причем, часто не учитывается, какое время. Просто, будем жить пока вместе. И что они делают? Они начинают жить вместе, и держит их союз только что? Их собственное обещание, и потом что их держит? Их держит их порядочность. Потому что, какой бы брак ни был, рано или поздно в этом браке появляются дети. Понимаете, но проблема заключается в том, что мы живем сейчас в такое время, когда количество греховной кармы у каждого из нас за плечами значительно превышает количество благоприятной, благочестивой кармы, и это приводит к тому, что периодически в отношениях между нами и окружающими людьми начинают возникать очень большие проблемы. И, фактически, сейчас нет людей, нет семей, которые бы не переживали состояние кризиса такого, что отношения держались только на одном: отношения держались на порядочности. Потому что никакого другого связующего звена не было.

00:26:41 [А.В.Махов]: И вот здесь возникает сразу проблема. Что те браки, которые заключены между двумя людьми и держатся просто на их порядочности, зачастую, когда семью начинает штормить, а это обязательно будет происходить, ну, у подавляющего большинства людей, а у многих не один раз за эту жизнь. То люди, когда они сталкиваются с этими силами, они реально понимают, что эти силы сильнее их. Они просто не спрашивают, они превращают семейные отношения просто в ад. И все, дальше они складывают руки, стают и смотрят: ну, давайте. Вы понаслаждались друг другом, а теперь давайте, добро пожаловать, отрабатывайте карму. И вот здесь возникает проблема: с одной стороны, через семейные отношения мы отрабатываем свою самую тяжелую судьбу. Тяжелее, чем в семье, человек страданий в этом мире не испытывает. И, однако же, у нас проблема заключается в том, что мы, когда создаем семью, мы не думаем о том, что мы будем трудности испытывать какие-то. Мы не думаем, что мы будем карму отрабатывать. Мы думаем только о том, что «этот человек принесет мне счастье!» То есть, понимаете, на лицо дилемма, очень большая, серьезная дилемма: мы с одной стороны хотим счастья в семье, а с другой стороны, в семье неизбежно будут страдания, к которым мы не готовы. Мы же, в общем-то, счастья хотим. Об остальном мы просто не думаем.

00:28:07 [А.В.Махов]: И вот здесь вот возникает большое препятствие, часто непреодолимое препятствие для семьи. Потому что два человека хотят просто наслаждаться в этих отношениях, и они не готовы, ни тот, ни другой. Они не готовы удерживать семью, когда наслаждаться просто не получится. Не получится. Человек смотрит на своего любимого человека и с ужасом просто констатирует тот факт, что он не понимает, что его в нём привлекло. Это факт, такое бывает. Это не значит, что другой человек, там, стал совсем уж плохим таким, такого тоже не бывает, просто на время теряется способность видеть это хорошее, что есть в этом человеке. Почему? Потому что вступила в силу тяжелейшая карма. Тяжелая карма она никого не спрашивает, она просто наваливается и все. И человек теряет способность видеть в другом человеке какие-то привлекательные, достойные качества. И дальше что происходит? Если брак является гражданским, то он будет удерживаться только силами самих супругов. Все. Никто другой силы в этот брак не даст. И это очень здорово почему, потому что этот брак заключен таким образом, что никто не может силу туда дать. Даже если хочет, не может дать. И это очень здорово видно, такие браки гражданские, когда в них начинаются проблемы, что делают супруги? Они разбегаются по своим родителям. И, более того, родители сами растаскивают в этот момент супругов. Сына тянут его родители, дочь тянут её родители, все, в результате брак распадается. И ладно бы, все ничего, но дети страдают. Понимаете, если дети к этому времени появились, они очень сильно страдают от этого. Если даже детей нет, то все равно люди страдают, потому что они фактически в браке, даже если они уже не живут вместе, они уже в браке, и этот брак так просто не разрушишь, эту связь между ними так просто не разрушишь, понимаете. И в это же время приходит период, когда они должны проявить определенную стойкость, определенные личностные качества, а у них ни качеств, в целом, даже ни понимания, ни готовности их проявлять нет, и даже желания их проявлять нет. И в этом большая проблема. И помочь им никто не может. Почему? Потому что они не прошли определенный обряд.

Второй вид защиты семьи: официальное бракосочетание

00:30:30 [А.В.Махов]: И вот теперь, какие существуют виды помощи таким бракам? Помощь только одна – им нужно хотя бы в ЗАГС сходить, зарегистрировать свой брак, ну как, на уровне государства. Почему это важно? Почему это не такая простая процедура? Потому что, если бы она была такая простая, люди бы могли приходить расписываться, потом жениться, потом разводиться – в этом не было бы никаких проблем. Однако же, это не так просто. Когда семья, когда молодожены приходят в ЗАГС и они ставят свои подписи, в этот момент происходит очень интересная деталь. В этот брак начинает вливаться сила их родственников. И когда семью начинает трясти, в этот момент родственники получают шанс удержать эту семью. Удержать её от распада. Потому что, так как они зарегистрировались, муж взял ответственность за свою жену, жена взяла свою ответственность за семью – все, это означает, силы родственников, психическая энергия родственников получила право вливаться в эту семью и поддерживать ее, когда мужу и жене станет тяжело или просто невыносимо находиться вдвоем. Понимаете, это означает, родственники поддержат, они не промолчат, они не будут просто сидеть сложа руки, они будут пытаться этот союз каким-то образом сохранить, будут говорить «ну, у вас же дети», там, и все прочее, и, так или иначе, они будут свою лепту вносить. Это уже гораздо лучший вид защиты, чем в первом случае, когда брак основывался просто на отношениях двух людей.

Третий вид защиты семьи: обряд венчания

00:32:12 [А.В.Махов]: Однако же, Веды говорят, что и это не является лучшим видом брака. Самый лучший вариант, когда люди в свои отношения, в свои семейные отношения пускают Бога, проводя тот или иной свадебный обряд. Например, в христианстве это называется венчание, в ведической культуре это называется виваха-ягья. Я просто не знаю, как это называется в исламе, я уверен, что тоже есть такой обряд. То, что он есть точно знаю, не знаю просто, как называется. Так или иначе, смысл здесь только один: он проводится для того, чтобы призвать в эти отношения Бога. И с той целью, чтобы дать перед Богом обет быть вместе до смерти, пока смерть не разлучит нас, да? Но просьба какая к Богу: «Господь, пожалуйста, сохрани наши отношения, защити эти отношения, когда мы сами будем уже не способны их защищать». В этом случае уже будет не только подключаться психическая энергия родственников, но также будет подключаться ещё и Господь. Он напрямую будет защищать такую семью от разрушения, когда даже по судьбе не положено, чтобы семья сохранилась. В этом случае люди способны преодолеть свой гороскоп, свою судьбу, потому что в свои отношения они пригласили Бога.

00:33:38 [А.В.Махов]: Поэтому в Ведах говорится, что человек должен… люди в наше время должны проходить все эти три вида обрядов. То есть, они должны давать обещание друг перед другом, что они будут вместе, что они будут заботиться друг о друге, что они вместе будут выдерживать все испытания, которые выпадают на их долю. Дальше, они должны оформлять свои отношения на уровне государства, на социальном уровне. Потому что в этом случае они получат поддержку родственников, когда им станет тяжело. И они должны проходить обряд венчания, или, так или иначе, призывания Бога в отношения, потому что это позволит дать Божественную защиту семье и сохранить её в самые тяжелые периоды их отношений. Вот, всё, что я хотел по поводу ведических жертвоприношений я сказал, у нас есть ещё немного времени…

Как найти работу по душе?

00:34:40 [Ведущая]: Да, у нас появился только что вопрос, который можно зачитывать, потому что он касается именно жертвоприношений.
[А.В.Махов]: Да, пожалуйста.
[Ведущая]: Наталья интересуется, во-первых, она пишет: «Спасибо Вам огромное за поистине бесценное знание!» И вопрос вот какой: «Существует ли какой-то вид жертвоприношения, помогающий найти работу по душе?»

00:35:03 [А.В.Махов]: Да, есть такой вид жертвоприношений.

00:35:07 [Ведущая]: Поделитесь секретом.

00:35:08 [А.В.Махов]: (Смеется). Это жертвоприношение человек должен совершить в своем сердце. Поймите, даже если вы придете к Богу и попросите у него работу, то даже если Бог… то Бог вам её может дать если вы хоть чуть-чуть её заслуживаете, но при этом, если вы не сможете на этой работе правильно работать, понимаете, произойдет две вещи: либо вы её потеряете, либо же эта работа не принесет вам никакого счастья. Поэтому, основное жертвоприношение при трудоустройстве должно проходить в сердце, и это жертвоприношение называется культивирование в себе способности любить труд. Нужно любить труд. Есть, конечно, множество жертвоприношений, ведических жертвоприношений, которые позволяют, допустим, ослабить влияние планет. Ну, например, по судьбе если у человека Сатурн плохо стоит, начинается период Сатурна, он не может, например, устроиться на работу. Такое возможно. И в этом случае, если есть у вас возможность провести… Есть определенные виды жертвоприношений, которые проводятся, чтобы снять немножко… облегчить влияние Сатурна на человека. Это можно провести, есть огненные жертвоприношения, они проводятся. Но смысл заключается не в этом. Основная задача заключается в том, что, Сатурн умилостивляется в этом случае, когда человек вместо любви к деньгам начинает обретать способность любить труд. Вот в этом случае это жертвоприношение достигнет цели. Будет очень хороший результат, сто процентов. Понимаете, не надо думать над тем, что жертвоприношения… все очень просто, да, если я, например, не могу устроиться на работу, я иду, провожу просто жертвоприношение и все, и я устраиваюсь на работу. Понимаете, это все не работает сейчас. Это следствие того, что просто берут ритуалы и переносят механическим способом, в наше время их приносят и все. И человек думает, что он может, по сходной цене, заплатив, там, брахманам, которые проводят жертвоприношение, он может взять и устроиться на работу, вылечиться от болезни… Нет, нет. Это не работает. Понимаете, в Ведах описаны все эти виды жертвоприношений, и они работают до сих пор, они авторитетны, которые проводятся с целью облегчить судьбу человека. Но это предъявляет определенные требования к самому человеку. Понимаете, человек должен быть достоин того, чтобы судьба облегчилась. Тогда она облегчится. Это факт, стопроцентный. Но если человек хочет просто задешево купить себе облегчение судьбы, ничего не получится хорошего.

00:35:06 [А.В.Махов]: Поэтому, если у вас есть возможность, если вы действительно испытываете такие серьезные затруднения на работе, то вы должны действовать в двух направлениях. Вы должны понять, в чем проблема у вас, как у личности, в ваших производственных отношениях. Чаще всего это из-за того происходит, что человек вместо любви к труду испытывает любовь к деньгам. То есть, его очень сильно интересует уровень его достатка, его интересует зарплата в первую очередь, своевременность её выплачивания, его интересует, там, насколько она индексируется часто, и все прочее. А к труду он испытывает уже отношение как… ну, да, я же должен за что-то деньги получать. Понимаете, такие люди чаще всего на вопрос «Зачем ты работаешь?» отвечают «Ну как зачем? Чтоб деньги платили.» Понимаете, это означает, человек любит деньги, а не труд. Человек должен научиться трудиться бескорыстно на благо других людей. Вот в чем смысл деятельности – нужно любить то дело, которое ты делаешь для других. А зарплату, ну, её неизбежно нужно получать – из чувства долга, да. Потому что без денег мы жить не можем, и здесь никаких… Веды это не наивная вещь. Все нормально, всё это не греховно, всё это хорошо – получать зарплату человек должен, потому что нужно просто жить как-то, выживать здесь, в этом мире. Поэтому, самый лучший вариант для вас будет такой: вы изучите, постарайтесь понять, насколько правильно ваше отношение к работе в данный момент, и если у вас есть возможность, поищите в вашем городе ведическую… людей, которые следуют ведической культуре, и вы можете проконсультироваться у них, пройти определенные виды жертвоприношений, огненных жертвоприношений, которые позволят вам облегчить судьбу. Вот два варианта, пожалуйста, действуйте.

Имеет ли значение, где читать молитвы?

00:39:57 [Ведущая]: Да, спасибо, Алексей. Нам тем временем написала Юлия: «Спасибо огромное за лекции, у меня были разные вопросы, но опять, как начала слушать Алексея, все вопросы забылись или кажутся ненужными. Очень все интересно, хотя многое и непонятно.» Юлия, ну, если что-то непонятно, вы можете уточнить… Я вот вижу, несколько вопросов к нам тем временем пришло, и действительно, у нас есть время уделить им внимание. Ольга написала: «Имеет ли значение, где читать молитвы, например, Маха-мантру или священные книги, например, Бхагавад гиту – дома, в транспорте, на улице и так далее? Или главное читать, а место вторично?» Ну, на самом деле, Алексей, по-моему вы сразу же дали ответ на этот вопрос ещё в начале лекции.

00:41:45 [А.В.Махов]: Ну, я расскажу, потому что на самом деле я дал обзор.
[Ведущая]: Ага, давайте уточним.
[А.В.Махов]: Да, это важно, это нужно уточнить. Потому что я дал обзор, и я сказал по поводу того, что воспевание святых имен можно практиковать везде, где угодно, нет мест, где этого нельзя делать. Однако же, из этого вовсе не следует, что это можно делать одинаково эффективно везде. Понятное дело, что если человек начинает серьезно практиковать, повторять какую-то молитву или мантру, он должен изо всех сил стараться хотя бы часть этого времени проводить это жертвоприношение эффективно, настолько эффективно, насколько он только способен это делать. Ну, я приведу пример. Ну, например, можно Богу молиться на ходу. Можно Богу молиться, когда едешь в автобусе или в метро. Можно Богу молиться, когда, например, кушаешь, или обедаешь на работе, там, или когда выполняешь какие-то обязанности – это все можно делать. Но весь вопрос заключается в том, насколько это эффективно. Потому что если человек серьезно начинает практиковать, первое, с чем он сталкивается, он сталкивается с тем, что вроде бы все делается, но эффективность невысокая. Это правильно. Потому что человек, который хочет серьезно продвигаться, он должен выделить себе обязательно в течение дня немного времени. Поначалу это может быть хотя бы пятнадцать, двадцать, тридцать минут. Немного времени для того чтобы в это время заниматься только молитвой, или только мантра-медитацией и ничем больше.

Основные правила чтения мантра-медитации.

00:43:32 [А.В.Махов]: Я ещё раз вкратце повторю, это очень важное правило, что мантра-медитация и молитва, она включать должна в себя три вещи. Первое, нам нужно стараться удерживать тело в определенном положении, в котором наше тело как можно меньше наполнено энергией невежества, тама-гуны. Для этого существуют определенные позиции тела, которые на санскрите называются асаны. Примеры таких асанов, в которых эффективно воспевание, это подмасана – поза лотоса, дальше, ваджрасана – поза алмаза, есть ещё гомукхасана такая, есть ещё стойка на коленях, забыл, как она называется на санскрите – так молятся люди в православной христианской традиции. Есть другие асаны, например, сиддхасана – в ней тоже можно повторять молитву или мантру. Можно стоя повторять молитву или мантру – это тоже все нормально. Но везде тело должно фиксироваться в определенном положении и оно должно в нём удерживаться. Потому что не так сложно зафиксировать тело в любой из этих асан, помимо, возможно, подмасаны, которой нужно время, чтобы научиться. Все остальное не сложно, но вот удерживать тело в этом состоянии – вот это гораздо тяжелее. Потому что через минуту уже захочется почесаться, повернуться, изменить как-то положение, как-то вот, что-то вот, подвигаться, а делать этого не надо. Нужно удерживать тело постоянно с прямой спиной – согнуться обязательно сильно захочется. Но нужно на протяжение всей молитвы, нужно тело удерживать прямым. Это позволит избавиться на уровне тела от влияния силы невежества. Дальше, второе, нужно контролировать ум. Для того чтобы ум не бегал туда-сюда. Те, кто молитвой занимаются, знают, да, что ум постоянно отвлекается. Существуют определенные техники, которые позволяют ум удерживать на объекте своей медитации, на объекте молитвы. И третье, нужно сделать так, чтобы разум зазвучал. Для этого есть отдельные техники, например, повторять вместе с голосом какого-то святого, у которого уже разум звучит в голосе. Ну, я в общих чертах только, очень поверхностно, описал. За всеми подробностями я отсылаю вас к вашим наставникам в рамках той традиции находящихся, которой вы следуете.

00:45:58 [Ведущая]: Спасибо, Алексей! Я вижу, что у нас много вопрос вот буквально за последние минутки пришло, даже за последние две минутки. Попытаемся уделить каждому понемножку внимание. Вот, например, Елена озадачена сразу тремя вопросами. Начнем с первого. «Не самый важный, конечно, вопрос» - пишет Елена - «но смешной вот возник. А тот, кто становится большим до размеров Вселенной, он потом притесняет собой другие живые существа, или они как-то помещаются?»

00:46:31 [А.В.Махов]: (Смеется). Хороший вопрос. Не могу на него ответить, потому что не знаю точно, насколько плотным становится тело такого живого существа. Может быть, оно становится очень большим, но не таким плотным, ну вы знаете, спекулировать на этот счет можно много, отвечу честно: я просто не знаю. Не сталкивался с такими…

00:46:54 [Ведущая]: Сие понять нам не дано! Сложно. Ну, давайте тогда перейдем к другому вопросу. Про махараджа Юдхиштхиру интересует Елену вопрос: «Как вот так он любил играть, а при том он был самым правдивым, в чем там дело? Я только немножко слышала, толком не знаю, спрашивать даже кощунственно», но очень интересуется Елена.

00:47:20 [А.В.Махов]: Хорошо, Елена, я вам отвечу, но для большинства радиослушателей мой ответ вряд ли… ну, которые не следуют ведической традиции, он будет непонятен, поэтому я отвечу очень коротко. Я вам отвечу его же словами, он сказал на этот счет так, что если б не было этой игры, не было бы и Махабхараты. Не было бы примера, понимаете, не было бы примера, на котором мы могли бы учиться, насколько опасно все это. Такой ответ.

00:47:53 [Ведущая]: Да, мне кажется, все понятно, по крайней мере тем, кто знает, о чем идет речь. Ну что ж, третий вопрос. У нас такой блиц-ответ на вопросы. Елена опять же пишет: «Реально мучает вопрос. Сперва приходится убивать каких-то насекомых, не убивать пока не получается. И с каким вот лицом потом предлагать и освящать пищу?»

00:48:18 [А.В.Махов]: С тем же самым лицом, в общем-то, с которым вы её и готовили. Мы не можем здесь жить никого не [убивая]. Это невозможно. Даже с каждым нашим дыханием мы убиваем десятки тысяч живых существ, которые находятся в телах микроорганизмов. Каждое моргание века тоже лишает жизни многие тысячи живых существ. Мы не знаем даже об этом, понимаете, поэтому пытаться жить никого не убивая здесь невозможно. Единственное, что мы должны сделать – мы должны минимизировать эти потери. Вот это важно. Поэтому, пожалуйста, предлагайте пищу в настроении благоговения перед Богом, который принимая эту пищу от вас, убирает с нее все грехи, которые мы неизбежно совершаем, готовя её из тел других живых существ. Так что, все в порядке.

00:49:11 [Ведущая]: Да, спасибо, спасибо за ответ, и я смотрю, к нам приходят новые и новые вопросы. Это значит, что вы, наши слушатели, нас все-таки слушаете, что меня радует, но есть вероятность, что не все вопросы в письменном виде пришедшие попадут в наш эфир, поэтому рекомендую вам дозвониться к нам по скайпу, если у вас есть такая возможность. Пока же мы переходим к тем вопросам, которые у нас есть. Следующий вопрос от Раисы: «Как избавиться от страха, что если не будешь идеально соблюдать все ритуалы, то нет никакого шанса оставив тело не попасть на низшие планеты?» Есть такой страх у Раисы. Как избавиться?

00:49:58 [А.В.Махов]: Да, я понимаю. Для этого нужно не столько соблюдать ритуалы, сколько быть искренним. Об этом хорошо сказал Господь Иисус своим ученикам, когда они спросили Его, как молиться правильно. Он им сказал: «Лучше один раз сердцем, чем тысячу раз устами.» Поэтому, на духовном пути самое главное – искренность. Вы лучше повторите молитву пятнадцать минут искренне, чем два часа вот просто впустую, бубнениие – этого не нужно. Понимаете, со временем время вашей искренней молитвы тоже вырастет. Поэтому, не нужно слишком глубоко окунаться в соблюдение многочисленных ритуалов. Нужно соблюдать только те, которые являются, ну, как сказать, минимально необходимыми для того, чтобы человек мог прогрессировать. С точки зрения ведической культуры это следование четырем регулирующим принципам. И дальше, если человек следует четырем регулирующим принципам, он пытается, по крайней мере, им следовать, и параллельно он повторяет молитву или мантру, то прогресс такого человека обеспечен. Вопрос только времени.

00:51:12 [Ведущая]: Ага. Ясно, спасибо. Нам тем временем написал Сергей: «Есть ли возможность у ведической культуры распространиться наравне с христианской и мусульманской культурой на территории России в ближайшее время? Если да, то как практически ускорить этот процесс?»

00:51:50 [А.В.Махов]: (Смеется). Вот сейчас нас слушают православные христиане, нас слушают, допустим, мусульмане, и они могут понять этот вопрос превратно. Но, тем не менее, я понял, о чем хотел спросить Сергей. Спасибо вам, большое, за вопрос. На самом деле, эта культура, она распространилась уже. Все уже произошло. Ну вот смотрите, у нас есть люди, которые следуют этой ведической культуре, у нас есть замечательные сайты, например, тот же самый удивительный сайт www.torsunov.ru , у нас есть замечательная Ведарадио и множество других проектов, посвященных ведической культуре, и они доступны всем. Поэтому, то, о чем вы говорите, оно уже произошло в семидесятых годах прошлого столетия, когда один из святых людей привез это знание, скажем так, в нашу западную цивилизацию. И его чистоты, и силы, и любви к нам хватило на то, чтобы преодолеть нашу косность, невежество, и таки донести это знание до нас в своей первозданной чистоте. Поэтому, это уже произошло здесь. Так что, об этом можно уже и не спрашивать. А сколько людей будут этому следовать – поймите, здесь все зависит от того, в каких отношениях человек был с Богом изначально. Потому что каждая авторитетная духовная традиция дает свой спектр отношений с Богом. И поэтому, я ещё раз повторю, в зависимости от того, в каких отношениях душа с Богом была, той духовной традиции она и должна следовать. Она сумеет раскрыть свой потенциал полностью в этой традиции, потому что эта традиция даст ей возможность вернуться к тем отношениям, которые когда-то у нее были, а потом она их потеряла. Вот, поэтому вопрос о доминировании какой-то культуры над другой не стоит, или какой-то духовной традиции над другой не стоит это вопрос. Потому что все эти религии разные, и это правильно. Они и должны быть разными. Потому что они ведут к одному и тому же источнику, но разными путями тех людей, которые привыкли строить отношения с этим источником в определенных вкусах, или, в определенных настроениях. Такой ответ.

00:54:06 [Ведущая]: Спасибо. Ну что же, переходим к следующим вопросам. Нам написала также Юлия: «Что лучше – желать всем счастья или читать маха-мантру? Ведь счастье это для других, а мантра это для своего блага чаще всего», считает Юлия.

00:54:27 [А.В.Махов]: Вы знаете, Юлия, вы замечательный вопрос задали. На него тоже есть ответ. Если вы определились уже со своей духовной традицией, и вы выбрали ведическую традицию, то вам нужно читать мантру для себя. Но весь вопрос для чего для себя, как настраиваться. И на этот вопрос существует ответ, который дал Бхактивинода Тхакур. Он говорил об этом так, что на начальных этапах духовного развития человек не может полностью бескорыстно чего-то желать. Даже если мы думаем, что мы делаем или желаем что-то бескорыстно, внутри нас все равно есть какая-то корысть, нами не осознаваемая даже. Поэтому, сначала нужно читать мантру, настроившись не совсем бескорыстно, но этот настрой должен звучать так: Господь, очисти меня от всех грехов! Вот если вы будете читать мантру и просить у Бога, или у святого, на которого вы в этот момент настраиваетесь, вы будете просить его очищения от всех грехов – нормально, со временем вы достигнете такой чистоты, которая позволит вам стать бескорыстной естественным образом. Имя этого святого Бхактивинода Тхакур. Это вот вам для справки. Так что, все нормально.

Что делать, если нет силы воли, чтобы регулярно молиться?

00:55:46 [Ведущая]: Кому интересно, может немножечко больше узнать об этом святом. Да, я думаю сегодня, в наш век информации всё это доступно. Можно найти. Все знают, где искать. Далее, мы переходим к следующему вопросу. Алексей, Алекс написал нам: «Спасибо за ваши лекции, вопрос такой: что делать, если нет силы воли, чтобы регулярно выполнять жертвоприношения? Знание и желание есть, питаюсь благостной пищей и веду благостный образ жизни, но регулярно читать молитвы не получается, хотя желание есть.» Кстати, возможно, это не Алексей а Александр– написано Алекс.

00:56:30 [А.В.Махов]: Возможно. Так или иначе, уважаемый Алекс, есть ответ на ваш вопрос. Скорее всего, в вашей жизни не хватает правильного общения. То есть, вам нужно основной акцент сейчас сделать не на попытках самостоятельно преодолеть свою судьбу, а на попытках найти себе наставника, который позволит вам выкарабкаться из той ситуации, в которой вы находитесь. Поэтому, для вас рекомендация номер один это поиск позитивного духовного общения. И в рамках той духовной традиции, в которой вы находитесь это поиск человека, наставления которого вы будете склонны принять своим сердцем. Тогда у вас все пойдет дальше уже по накатанной – будет очень хорошо. Вы почувствуете, что у вас появились силы, появился энтузиазм, все появится. Поймите пожалуйста, уважаемый Александр и все остальные радиослушатели, на Земле найдется не очень много людей, буквально по пальцам пересчитать, которые в наше время могут духовно прогрессировать не общаясь. Это практически невозможно для нас. Поэтому, первая заповедь для любого человека, который духовной практикой занимается это регулярное общение. Регулярное общение с более возвышенными личностями, чем он сам. Принятие наставника, со временем принятие духовного учителя. Это необходимо, поэтому, пожалуйста, уделите этому внимание. Результаты будут, Веды гарантируют.

00:58:02 [Ведущая]: Отлично. Это воодушевляет. У нас есть ещё один небольшой вопрос, на самом деле, я не совсем поняла, что здесь имеется в виду, но Вы, Алексей, наверное поймете. Натали написала: «Алексей, скажите своё мнение по поводу процедуры очищения ягья сегодня?» Вот, как есть, я зачитала. Видимо, ягья, которая посвящена какому-то очищению. Так имеется в виду.

00:58:28 [А.В.Махов]: Очень сложно сказать, сегодня проводить ягью благоприятно или нет, потому что неизвестно что за ягья, неизвестно откуда, в каком городе и для чего проводится. В настоящее время, если сейчас вечер, то ягьи проводить не очень благоприятно, обычно их как-то ближе к полудню проводят или с утра. Но это самый общий ответ. Я вам хочу сказать, уважаемые радиослушатели, такие вещи, как обряд Хомы, или огненного жертвоприношения, он должен проводиться с учетом определенных правил. В определенное время, в определенном месте, определенными квалифицированными людьми, тогда это принесет определенные плоды. Поэтому, если вам ягью проводят квалифицированные люди, у вас этих вопросов просто не будет. А если же вы спрашиваете о санкиртана-ягье, о практике молитвы, которая содержит имя Бога, или мантра-медитации, которая содержит имя Бога, то её вы можете проводить в любое время дня и ночи. Для нее нет никаких ограничений, потому что её могущество поистине беспредельно. Такой ответ.

00:59:42 [Ведущая]: Спасибо! Я думаю, наш сегодняшний эфир тоже принес определенные плоды, это тоже наше жертвоприношение: как минимум, все мы вместе пожертвовали сегодня наше время. Ну, я думаю, не только время, но ещё и наши усилия, попытки понять все это. Спасибо Вам, Алексей, что сегодня уделили нам внимание и поделились этими ценными знаниями. Будем ждать Вас через неделю.

01:00:08 [А.В.Махов]: Спасибо большое, Олеся, за прекрасный и доброжелательный эфир, спасибо и вам, уважаемые радиослушатели за ваше внимание и очень глубокие и хорошие вопросы. Спасибо вам большое!

01:00:20 [Ведущая]: Кстати, Алексей, по поводу доброжелательного эфира, вот напоследок Татьяна прислала нам сообщение, и это не вопрос, это благодарность: «Уважаемый Алексей, для меня невозможно переоценить Ваши эфиры! Всегда без исключения Ваш голос, наполненный реализованным знанием, воодушевляет, вдохновляет, и я опять верю в то, что смогу вырваться из уныния, которое порой сильно наваливается. Огромное Вам спасибо!» Вот, на такой позитивной ноте, от всех нас, от всех слушателей Ведарадио и от всего коллектива Ведарадио Вам спасибо! Как обычно, до свидания, до встречи через неделю.

01:00:57 [А.В.Махов]: До свидания.

транскрибирование: Наталья Горбачева | Киев | Украина | 20 May 2016