Духовный путь и концентрация

Чиангмай - 27 ноября 2011
Как достичь концентрации внимания в духовной жизни? Только Безграничное может открыть Себя ограниченному существу. Примеры концентрации внимания на Кришне из Писаний. Почему Шукадева Госвами не произносил имени Шримати Радхарани? Какой он, путь преданности? Непостижимо прекрасные чувства Шримати Радхарани. Сила очарования звука флейты Кришны. Кришна - источник памяти. Великий бхаджан Бхактивинода Тхакура. Примеры проявления экстатических чувств к Кришне из Писаний. Почему Нитьянанда Прабху ошеломлен, когда видит первый раз Махапрабху? Как Нитьянанда Прабху был побежден Господом? Самое лучшее для нас - слушать вайшнавов.
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:54:03 | качество: mp3 64kB/s 24 Mb | прослушано: 717 | скачано: 176 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Как достичь концентрации внимания в духовной жизни?

00:00:15 – Садхуприя Прабху, в разговоре с ним он упомянул такое новое понятие, как «внимание». Вопрос таков: как мы можем практиковать, как мы можем достичь этого внимания, концентрации? Внимание, или концентрация, понимаются как синонимы осознанности, осознания.

00:00:39 – Да, я понимаю. Существует такое утверждение, пословица: «Бог помогает тем, кто сам себе помогает». Речь идёт о балансе: балансе того, что требуется от нас, с нашей стороны, а то, что придёт к нам с той стороны – это зависит от сладостной воли Кришны. Поскольку речь не идёт о предмете, который можно познавать эмпирически. Речь не идёт о руководстве по применению некого приложения. «Если изучить это руководство, то ты овладеешь предметом». Нет. Постановка вопроса совершенно иная: мы имеем дело с Безграничным. И Шрила Гуру Махарадж всегда напоминает нам об этом: мы имеем дело с Безграничным.

00:01:41 Каковы способности ограниченного существа знать Безграничное? Неизбежно мы должны признать: наши способности ограниченны, крошечны, малы. Знаменитая игра, можно сказать теперь – следующая игра. Когда Гуру Махарадж проповедовал в Карачи, это находится город в Афганистане... а, в Пакистане, прошу прощения. Кабул – в Афганистане, Карачи – в Пакистане, наших дней. Когда Шрила Гуру Махарадж давал лекцию, то некий человек в аудитории бросил ему вызов, сказав: «Если бы Безграничное могло быть познано ограниченным, то Оно не было бы Безграничным». Не колеблясь, уверенно Гуру Махарадж ответил ему: «Если бы Безграничное не могло открыть Себя, дать себя познать ограниченному началу – то Оно не было бы Безграничным».

00:02:38 Это крайне лаконично. Иногда, когда Гуру Махарадж пересказывает этот эпизод, он рассказывал: услышав этот ответ, этот человек пожал ему руку и сказал: «До свидания!» То есть этот разговор не имел продолжения. Это лаконичное, краткое, ёмкое, но очень глубокое высказывание. Это – сутра. Я думаю, вы знаете, что такое сутра? Это – духовная истина, которая выражена в минимуме слов, сжатая концепция.

00:03:15 Поскольку, с одной стороны, мы слышим, Шрила Рупа Госвами – этот знаменитый стих из Бхакти-расамрита-синдху, возможно: [цитата на санскрите]. Он говорит: «Святое Имя Кришны, божественный образ, форма Кришны, качества Кришны, игры Кришны – все они находятся за пределами, недоступны восприятию чувств, ума, разума, интеллекта, находятся за пределами нашего понимания». Иногда Шрила Гуру Махарадж, посмеиваясь, говорил: «Мы – преданные Невидимого». Мы – преданные Того, Кого невозможно увидеть общепринятыми средствами. [Цитата на санскрите]. В Гите говорится: «То, что ночь для одного – день для другого, и наоборот». И смысл этого утверждения таков: кто-то пробуждён в измерении веры, но для кого-то это измерение веры – это тьма и безумие. Это – другая категория, эти люди не имеют доступа к измерению веры.

Только Безграничное может открыть Себя ограниченному существу

00:04:48 Упанишады говорят: [цитата на санскрите]. «Правачан» означает «речь», и в некоторых местах в Индии «правачан» трактуется как «проповедь». То есть смысл этой шлоки таков: невозможно обрести это явление, говоря о нём, невозможно достичь его интеллектуальными усилиями, невозможно понять природу этого явления, слушая о нём много. И примечательно, что шрути – сами Веды – что они говорят? [Цитата на санскрите] Что мы слышим? В молитвах Уддхавы говорится: «То, на что шрути могут лишь указывать, это – Безграничное». Шрути лишь указывают. Этот Некто, Нечто является глиной в руках гопи, тех гопи, которые не являются интеллектуалами – но они, эти личности, обрели, обрели этого Некто, это Нечто.

00:06:25 Они болтливы. И они любят болтать, говорить о Кришне. Они постоянно говорят о Кришне, гопи Браджа. И это примечательно: они не занимаются интеллектуализмом. Они не анализируют Кришну интеллектуально, или что-либо, связанное с Кришной. Но они делают выдающееся, необычайное утверждение, когда их сердца переполнены экстатическими чувствами.

00:07:08 Подчёркивая этот момент, Шрила Гуру Махарадж однажды описывал их – это его собственные слова – он говорил, буквально: «Полуцивилизованные, глупые девушки, живущие во вриндаванских джунглях». Так они предстают, в таком обличии. В современном мире существует такая концепция, такое представление, идея «глупых девушек-подростков». Они, гопи Вриндавана, кажутся похожими. Но они безумны от разговоров о Кришне.

00:07:44 [Цитата на санскрите]. Он являет Себя, открывает Себя тому, кого Он выбирает, через того, кого Он выбирает. Метод, выбор метода за Ним. Шрила Гуру Махарадж говорит: «Безграничное может открыть Себя ограниченному существу – иначе Оно не было бы Безграничным». И это – самая важная часть, которая формирует фундамент всей культуры теизма: Кришна, Безграничный, может открыть Себя ограниченному существу, хотя мы ограниченны, хотя наши чувства несовершенны. [Цитата на санскрите]. Мы склонны впадать в иллюзию, мы совершаем ошибки. Что, какие ещё изъяны? Мы забываем, какие другие изъяны нам присущи. [Смех].

00:08:57 Мы – примеры того, о чём мы говорим. Но... В определённом смысле это – наша дисквалификация. Эти изъяны не позволяют нам познавать Безграничное. Даже интенсивная концентрация... [Цитата на санскрите]. В Брахма-Самхите говорится: «Йоги пытаются концентрироваться на Господе в своих сердцах, гьяни путешествуют со скоростью мысли». В последнее время в интернете обсуждается такая тема, как скорость света, но скорость их путешествия, передвижения, превосходит скорость света. Существует иная скорость: скорость ума. И гьяни и йоги не могут, тем не менее, обрести Кришну, достичь Его, даже посредством интенсивной концентрации.

Примеры концентрации внимания на Кришне из Писаний

00:10:17 Но мать Яшода, когда Кришна убегает от неё... Мы говорили на днях: [цитата на санскрите]. Он убегает от Яшоды, а Яшода догоняет Его. И когда она бежит, то её волосы расплетаются, и цветы из её волос падают на землю. И она может поймать Кришну. Она может поймать Кришну, и Кришна говорит: «Мама!» А йоги – йоги по-прежнему сидят, по прошествии миллионов лет. Она... мы даже не можем назвать это концентрацией или вниманием, но, скорее, постоянным, неустанным памятованием, памятью, всегда. Памятованием, памятью о божественных играх Кришны, Его божественном образе, Его играх, о Его потребностях.

00:11:50 Когда Шукадев Госвами разговаривает с Парикшитом Махараджем и рассказывает ему Шримад Бхагаватам... И мы знаем, что легенда такова, предыстория этого разговора такова: Парикшит Махарадж знает о том, что он должен умереть через семь дней. И в окрестностях Дели, современного Дели, на берегах Ямуны он постится до наступления смерти. Он, скорей всего, обессилен, его мучает жажда. И это известно Шукадеву Госвами и другим, и более чем один раз упоминается следующее: они пьют нектар повествований, рассказов об играх Кришны. «Я не чувствую жажду, я не испытываю голод, я не чувствую усталости». Знаменитая шлока в начале Десятой песни Шримад Бхагаватам гласит: [цитата на санскрите]. Сердца слушателей – они наслаждаются вкусом, они пьют нектар игр Кришны, и таким образом они полностью поглощены.

00:13:30 Когда мы говорим о поглощённости, или о внимании, то в другом месте в Бхагаватам сказано: положение чистых преданных... Пример здесь дан следующий: их сравнивают с пьяницами. Это классический стереотип, каррикатура: пьяница и его пальто. Когда какой-то актёр-комик играет пьяницу, то обычно на нём пальто наполовину одето, накинуто. Но, в данном случае, чистые преданные – их тела на них наполовину сползли. Подобно тому, как пьяница не знает, одет он или полуодет – также и преданные не знают, находятся ли они в телах или вне тел. Их тела, говорится: [цитата на санскрите]. Тела подобны одежде, пальто, и преданные не ведают, на них ли эта одежда, или они лишены её.

Почему Шукадева Госвами не произносил имени Шримати Радхарани?

00:14:48 Иногда Шукадев Госвами настолько экстатичен, что говорится: он покидает это измерение бытия, и ему требуется определённое время, чтобы вернуться и вновь войти в тело и восстановить чувства. Поэтому он должен быть внимателен, осторожен в отношении того, что он говорит. Например, иногда мы слышим, что: [цитата на санскрите]. «Хотя Её Имя не упоминается в Бхагаватам, вся книга призвана вести нас в направлении служения святым лотосным стопам Шримати Радхарани». В описании раса-лилы Шукадев вынужден упомянуть Её Имя. [Цитата на санскрите]. Он не произносит Её Имя – Её Имя зашифровано в этом описании.

00:16:16 «Арадхита», Радха. Радха, «арадхана», что означает: «Та, которая служит, отдавая Себя». Та, которая служит, отдавая Себя в крайней степени, подчинённая половина. «Маха-бхава-сварупини-радха-тхакурани». Иногда Шрила Гуру Махарадж указывает, говоря: Шукадев Госвами видел перед собой главным образом йогов и гьяни, которые собрались со всех уголков вселенной, и, соответственно своему адхикару и способностям они давали оценку его речам. «То, что я говорю, очень сокровенно». Поэтому он колебался, он не осмелился открыть эти реалии им.

00:17:05 Но Санатан Госвами упоминает в своей тике к Брихад-бхагаватамритам, он называет другую причину. Он говорит: «Шукадев Госвами... если бы он произнёс Имя Шримати Радхарани, то его сердце почувствовало бы этот резонанс, и пылающий огонь разлуки охватил бы его, и этот огонь практически покончил бы с его существованием». Её Имена и имена других гопи – если бы он просто произнёс Её Имя, то ему наступил бы конец.

00:17:53 Иногда Шрила Гуру Махарадж говорил: «Когда я думаю о Радхарани, то я утрачиваю моё существование». Он может говорить это, Гуру Махарадж способен сказать подобное, и он сказал это: «Когда я думаю о Радхарани, то я утрачиваю моё существование». Подобная личность существовала. Такая личность, как Шрила Гуру Махарадж, который мог говорить нечто подобное, и в его устах эти слова были осмысленными и подлинными.

00:18:28 Эти преданные, подобные преданные, прилагают всяческие усилия для того, чтобы уделить внимание бренным реалиям. Это – прямая противоположность нашей ситуации. Если к нам приходит проблеск – проблеск, подобный вспышке молнии, проблеск Высшего Мира – то мы содрогаемся, и иначе быть не может. Вспышки, проблески. [Цитата на санскрите]. Но в данном случае это – прямо противоположное. Мы счастливы, когда приходит мгновение глубокого размышления, по милости нашей гуру-варги. Мы фокусируемся на служении, на самом малом, или нижайшем аспекте – дасьям. И по милости гуру и вайшнавов, иногда – Писаний, нечто приходит к нам. И это нечто есть Адхокшаджа. «Акшаджа» означает «чувства», «адха» означает «то, что подавляет чувства».

Какой он, путь преданности?

00:20:09 Есть личности, которые думают: подавляя свои чувства, они способны осознать природу духовного. Но это не путь преданности. Путь преданности – это поглощённость чувств актами преданности: севой, вайшнава-севой, следование указаниям садху-шастра-гуру и вайшнавов. И на этом пути иногда Кришна открывает Себя. Конечно, преданные счастливы, очень счастливы. И затем Кришна уходит – и каков конечный результат? Увеличение, усиление стремления. Преданные скорбят и надеются на то, что вновь это произойдёт.

00:21:30 Когда Кришнадас Кавирадж Госвами составляет, пишет Чайтанья-Чаритамритам и осознаёт: поскольку ему за девяносто, его здоровье очень плохое, он слеп, практически слеп, его руки дрожат – и каким-то чудом он пишет. И он думает: «Может быть, я не закончу это произведение, я умру». И в Мадхья-лиле, во второй главе, он помещает самую суть Антья-лилы, заключительной главы. Он думает: «Может быть, я не доживу. Поэтому я должен представить саму суть, квинтессенцию всего». И он говорит: «По милости Господа я живу, и если я буду жить по милости Господа – то я сумею развить эти мысли».

00:22:23 Шрила Гуру Махарадж также цитировал этот фрагмент великое множество раз, и его тема, или лейтмотив, если угодно – это разлука и встреча в разлуке. Встреча в разлуке, которая является источником самого интенсивного памятования, памяти. «Поскольку», – говорится там, – «в присутствии Возлюбленного они сосредоточены на Нём, Он – в фокусе их внимания, а всё остальное размыто. Всё вокруг, все параферналии, окружающие реалии – вторичны, второстепенны по отношению к тому, что находится в фокусе. В фокусе находится Возлюбленный. В отсутствие же Возлюбленного, в разлуке с Ним, все параферналии, то есть все реалии в окружающей среде, в окружающем мире, оказываются в фокусе внимания и становятся источником памяти о Нём». Это – нечто в высшей степени специфическое. Есть также одна английская максима: «Разлука заставляет сердце биться чаще». Этот принцип присутствует здесь. И в отсутствие возлюбленного реалии окружающего мира становятся источником интенсивной памяти, памятования о нём.

Непостижимо прекрасные чувства Шримати Радхарани

00:23:48 Но в этой Мадхья-лиле, во второй главе, есть один раздел, где цитируется Джаганнатха-Валлабханатакам, пьеса, написанная Раманандой Раем, Вишакхой-сакхи. В обществе Рамананды Рая и Сварупа Дамодара, Махапрабху проводит последние многие годы Своей жизни в Пури, и в особенности двенадцать лет Своей жизни в их обществе Он находится постоянно и исследует глубины Радха-бхавы, то есть сердце Шримати Радхарани, и наиболее интенсивные проявления чувств Её сердца – разлуки с Кришной. Там Её божественное безумие... Рамананда Рай пишет: «Радхарани думает: «Когда Кришна...» Прежде всего, Она атакована двумя явлениями. Одно из них – это экстаз, а другое – мадхура-раса, сладость Кришны. Она чувствует так, словно на Неё нападают эти два врага, и Она... Её переполняют эти чувства, и Она думает... Когда на Неё нападают эти враги, и Она борется с ними, а в это время Кришна уходит, исчезает, и Она думает о том, какую стратегию Ей разработать на тот случай, если в будущем Кришна появится вновь.»

00:25:30 Рамананда Рай необычайно прекрасно описывает эти реалии. Он говорит, он вкладывает эти слова в Её уста. Она говорит: «Я думаю, что в следующий раз, когда Он придёт, Я не буду смотреть на Кришну, потому что когда Я смотрю на Него – то у Меня возникают эти проблемы. Я буду совершать арати Времени. Я попрошу Время: «Пожалуйста, сядь на асану!» И Время сядет на прекрасную асану, сидение, трон. И Я буду подносить Времени гхи, светильник, прекрасные параферналии, сандаловую пасту и прочее. И когда Времени будет комфортно сидеть на этом троне, на этом сидении, и Время будет зафиксировано, Оно будет неподвижно – и тогда Я буду иметь дело с Кришной». Таково Её представление, Её идея. И Гуру Махарадж, пересказывая это, говорит: Она будет умолять Время остаться на какое-то время. Она думает: «Я постараюсь умилостивить Время».

00:26:50 Мы должны следовать линии гопи Враджа. А они показывают, они демонстрируют следующее: они не в силах перестать думать о Кришне. Это их проблема. Иногда Радхарани собирает собрание, они все приходят, и Она говорит: «Я знаю, какова наша проблема». Они спрашивают: «И что, какова?» Она говорит: «Флейта. Если мы сумеем раздобыть флейту, если мы сумеем забрать у Него флейту – то мы сумеем вернуть себе наши жизни!» И они разрабатывают план, стратегию, как они сумеют похитить флейту у Кришны.

Сила очарования звука флейты Кришны

00:27:35 Эта флейта... что говорить о них? [Цитата на санскрите]. Говоря о концентрации, мы можем сказать: четыре Кумара совершенны в концентрации. Ничто не может отвлечь, не может отвлечь их от объекта медитации. Но здесь Рупа Госвами говорит: «Звук флейты пронзает оболочки вселенной, делает дыру в оболочках вселенной, и входит во внутреннее пространство вселенной. И Брахма становится изумлён, повергается в изумление, поскольку он думает, что он создал всё в этом мире, но он не помнит того, чтобы он создавал то нечто, что пришло. Он не припоминает ничего подобного в своём творении».

00:28:46 [Цитата на санскрите]. Тумбуру – глава гандхарвов, певцов, танцоров, которым известны все мелодии – но они никогда не слышали эту мелодию. [Цитата на санскрите]. И они – четыре Кумара – неожиданно не способны концентрироваться. Они более не способны концентрироваться. Как правило, ничто не может вывести их из состояния концентрации, но теперь они возбуждены.

00:29:25 [Цитата на санскрите]. И затем этот звук, эта мелодия достигает низших миров, Бали Махараджа. И Анантадев с Его тысячей клобуков, на которых держатся все планеты, слыша этот звук... Он – Ананта, Он слышит этот звук и начинает раскачиваться. Раскачиваться, Его клобуки раскачиваются, Он словно опьянён. И все планеты начинают раскачиваться. [Цитата на санскрите]. Гурудев очень любит эту строчку. Этот звук не только сладостен, но в высшей степени могущественен.

Кришна - источник памяти

00:30:35 [Цитата на санскрите]. В Гите Кришна говорит: «Я – источник памяти». Даже память о Нём – Он является её источником. [Цитата на санскрите]. Царь Кулашекхар говорит: «Когда наступит смертный час, то, возможно, мне будет очень трудно думать о Кришне». [Цитата на санскрите]. «Все элементы в теле выйдут из равновесия, и столь многие...» Какое слово будет здесь уместным? Потоки жизненного воздуха... Да, он говорит: «Возможно, я не сумею призвать Твоё Имя в момент смерти. Возможно, я не сумею вспомнить Тебя и думать о Тебе». Он говорит: «Пожалуйста, я хочу сделать это сейчас, когда я относительно здоров. Пусть лебедь моего ума запутается в стеблях лотосных стоп Кришны». [Цитата на санскрите].

00:32:39 Опять же, под руководством Шрилы Гуру Махараджа мы главным образом пытаемся быть вовлечёнными в севу, задействовать себя в севе – и это принесёт нам концентрацию. Эта сева превратится, трансформируется в памятование Кришны, в память о Кришне.

Великий бхаджан Бхактивинода Тхакура

00:33:04 Бхактивинод Тхакур был городским чиновником, и с девяти - с десяти утра он сидел в учреждении, и это в Бенгалии. К нему приходили люди со своими вопросами, юридическими вопросами. И некоторые из них были мусульманами, которые жаловались на индуистов, индуисты, индусы жаловались на мусульман... всё, что угодно, можно себе представить. И он разбирал все эти вопросы.

00:33:51 Он возвращался домой в конце дня, и иногда в восемь вечера он принимал чапати, ел чапати, пил молоко, немного отдыхал. Иногда с восьми до полуночи он отдыхал – такие описания мы слышали. А затем, в полночь – с полуночи до восхода солнца – он писал свои книги. Иногда в три часа утра он делал перерыв, и он повторял Кришна-Нам.

00:34:33 Один ученик Сарасвати Тхакура, который жил по-соседству... Там был забор. И этот ученик рассказывал: в три утра... Во дворе дома Бхактивинода стояла цементная скамейка – её можно видеть и в наши дни, в Сваруп-Гандже. Сваруп-Гандж – каждый год мы ходим в это место, Сурабхи-Кунджа. Это нечто невероятное. Мы ходили в то место, правда? [Смех] Нечто непостижимое, удивительное.

00:35:14 Так вот, на этой цементной скамейке... Это видел ученик Сарасвати Тхакура. Он рассказывал: в три часа утра, в три часа ночи Бхактивинод Тхакур, сидя на этой скамейке, призывал Имя Кришны – но громко, очень громко. Казалось, что он зовёт кого-то, кто находится на расстоянии. [Демонстрирует, восклицая Имя]. Мы не должны имитировать маха-бхаву эту. Очевидец описывает, тот, кто видел это и слышал, он рассказывал: «Иногда было болезненно слышать этот призыв. Он громко плакал, он звал. Жалобным голосом он взывал к Кришне».

00:36:14 Когда он вышел в отставку, то некоторые люди знали о том, что он великий маха-пуруш, и один раз пришли к нему в гости. Они были удивлены: высокопоставленный чиновник стал вайшнавом. То была его грихастха-лила. У него было пять-шесть учеников, но молва о нём шла. Некоторым людям была известна слава Бхактивиноды Тхакура, и вот однажды подобные люди пришли к нему. И мы также слышали: подобно тому, что было сказано выше – когда человек не ведает, в теле он или вне тела, говорится, что иногда Бхактивинод Тхакур был настолько поглощён Высшим Миром, что был обнажён. Находясь в своём доме, он был обнажён.

00:37:24 У него был один слуга, спутник по имени Кришна Дас. И Бхактивинод Тхакур как раз находился в этом состоянии: он был настолько опьянён Высшим Миром. И в этот момент, когда он находился в таком состоянии, кто-то пришёл. Кто-то приходил, и когда люди приходили, то этот слуга, Кришна Дас, усаживал его в кресло и набрасывал на него одежды. Мы видели знаменитое фото Гауракишора Бабаджи Махараджа. Это фото присутствует повсюду. Но на самом деле он был наг. Он был наг. Может быть, на нём была каупина. Но кто-то набросил на него одежду и сделал эту фотографию.

00:38:16 Так вот, Кришна Дас усаживал его в кресло, и Бхактивиноду приходилось вновь возвращаться в мир и начинать осознавать окружающий мир. И однажды, рассказывал Гуру Махарадж, к нему пришла компания людей, и они спросили, они сказали: «О Тхакур Бхактивинод, не мог бы ты, не могли бы вы рассказать нам что-то о Кришна-Наме?» И Бхактивинод Тхакур произнёс, сказал: «Кришна-Нам. Вы хотите услышать о Кришна-Наме?» И он повторял: «Кришна!» Повторяя это слово, он становился экстатичен, и настолько в конце концов, что он упал на землю, и все симптомы экстаза проявились в его теле: волосы встали дыбом, и различные экстатические симптомы стали зримы в его теле. Содрогания, конвульсии, вставшие дыбом волосы. И эти серьёзные, образованные, утончённые люди – они рассказывали это Гуру Махараджу, они были очевидцами. Простой вопрос: «Не могли бы вы что-то рассказать о Кришна-Наме?» Когда он просто услышал Имя Кришны, этот вопрос возымел подобный эффект на Бхактивинода Тхакура.

Примеры проявления экстатических чувств к Кришне из Писаний

00:39:41 И мы находим параллель этому лишь в Чайтанья-Чаритамритам. Один великий преданный Махапрабху – Мукунда, врач – был придворным лекарем [Наллаба], мусульманского правителя. Эти мусульмане... Есть такая божественная параферналия Господа, как павлинье перо. И Мукунда находился на веранде, возможно, и светило яркое солнце, жаркое солнце. И Мукунда проводил консультацию, медицинскую консультацию, врачебную консультацию царя. И один из приближённых царя держал в руках опахало из павлиньих перьев и стал омахивать царя, поскольку было очень жарко и ярко светило солнце.

00:40:56 И когда Мукунда разговаривал с царём, то он увидел эти павлиньи перья. И зрелище павлиньих перьев напомнило ему о Кришне: напомнило о лице Кришны, об улыбке Кришны, о форме Кришны. И он стал содрогаться в экстазе и упал на землю, лишившись чувств, на глазах у царя и приближённых. Те не знали, что происходит, и попытались привести его в чувство. И в конце концов он пришёл в себя.

00:41:37 Мы должны понимать, что когда подобный преданный теряет чувства, падает в обморок – то он становится бессознательным по отношению к этому миру, но он сознаёт Высший Мир. Он не теряет сознание в расхожем смысле этого слова. Как люди говорят: «Кто-то потерял сознание». Имеется в виду, он потерял сознание этого мира, потому что его переполняет сознание Высшего Мира. И затем, когда этот преданный возвращается в это измерение, он открывает глаза, и он спрашивает...

00:42:20 Истинный преданный, истинные преданные всегда скрывают своё положение. Они не хотят... они хотят скрыть то, что испытывают. И Мукунда в ответ на недоумённые вопросы сказал: «Иногда у меня бывают эпилептические припадки или что-то в этом роде. Пожалуйста, простите меня!»

Почему Нитьянанда Прабху ошеломлен, когда видит первый раз Махапрабху?

00:42:44 [Цитата на санскрите]. Когда Нитьянанда Прабху в начале, в первый раз увидел Нимая Пандита... Мы рассматриваем многие вещи как само собой разумеющееся: красота Кришны, красота Махапрабху. Но Рупа Госвами говорит: [цитата на санскрите]. В Чайтанья-аштакам он говорит о том, как прекрасен Махапрабху. [Цитата на санскрите]. Он говорит: «Десять миллионов Купидонов во всём расцвете своей красоты...», – «расичной купидонности», буквально, – «...– такова сладость, совокупность этой красоты, такова сладость Его формы, Его образа, подобное сияние». [Цитата на санскрите]. Его золотой... мы говорим: Гауранга, «золотой». Он настолько сияющ, что Его одежды санньяси также светятся. Одежда, которая покрывает Его тело, светится благодаря Его сиянию.

00:44:32 Но когда Нитьянанда Прабху видит Его не как Шри Кришна Чайтанью, но как Нимая Пандита – то, прежде всего, мы должны сказать, упомянуть, чтобы понять, о чём идёт речь: это их первая встреча, Он никогда прежде Его не видел. Нитьянанда Прабху не видел Нимая Пандита. Насколько прекрасен этот Кришна, который является как Нимай Пандит – Он не видел Его. Нитьянанда Прабху Его не видел.

00:45:06 И Кришна – [цитата на санскрите] – Кришна всегда свеж в Своей красоте. Каждый раз Он не такой, каким был в прошлый раз. Нечто новое, свежее, новая перспектива красоты. Но как Кришна будет выглядеть, когда Кришна покрыт, сердце Его, сиянием Радхарани? И постепенно это проявляется, поскольку Нимай Пандит начинает с бхакта-бхавы. Иногда Он проявляет Вараха-бхаву, иногда, в различных воплощениях Он предстаёт для разных преданных. Существуют разные стадии раскрытия проявления Его красоты.

00:46:07 Но Нитьянанда Прабху всё же никогда не видел Его до этой встречи. И когда Он видит Нимая Пандита впервые в Своей жизни – то Он настолько поражён, ошеломлён... Это – Нитьянанда Прабху, речь идёт о Нём. Нимай Пандит настолько прекрасен, что Он не в силах поверить, что это та же самая Личность, потому что Ему, Нитьянанде, известно, как выглядит Кришна. Он – Баларам. Но теперь, теперь – Он никогда не видел, чтобы Кришна был таким, выглядел так. И тот Кришна – Кришна, который есть Прекрасная Реальность – но теперь Он непостижимым образом ещё более прекрасен.

00:46:50 И новым интересным образом Он прекрасен настолько, что Нитьянанда Прабху не может понять: Кришна ли это на самом деле, или нет? Он ошеломлён, Он растерян, это – божественная растерянность. Он может быть в этом состоянии растерянности, йога-майя может вводить Его в это состояние. И Он признаёт это в Десятой песни Шримад Бхагаватам. В играх с демоном Агхасурой Он делает некоторые замечания на этот счёт.

Как Нитьянанда Прабху был побежден Господом?

00:47:34 Так вот, Нимай Пандит наслаждается изумлением Нитьянанды Прабху, и Он также – Нимай Пандит – восхищается Его красотой, красотой Нитьянанды Прабху. Он говорит Мукунде, певцу – Он просит Его начать петь. И... [Цитата на санскрите]. И Нитьянанда Прабху осознаёт: «Да, этот Кришна, который носит павлинье перо, который выглядит как кинозвезда, который танцует – и все Его движения, Его уверенность в Себе, и Его соблазнительное очарование. И Он носит гирлянду из цветов леса Вриндавана, и цветы заткнуты за Его уши, и Он выглядит необычайно прекрасно. И Он играет на Своей флейте – и потоки нектара исходят из Его уст и вступают, входят во флейту, и затем распространяются в окружающем мире. И когда, в обществе пастухов, Он танцует и поёт, и таким образом они – они поют и танцуют, и входят, со своими коровами, входят в лес Вриндавана, и гопи смотрят на них уголками своих глаз...» И Нитьянанда Прабху осознаёт: это перед Ним – Тот самый Кришна.

00:49:24 И это чересчур для Него. И Он теряет сознание в экстазе. Я слишком много думал сегодня вечером. И когда Он приходит в Себя – то оказывается, что Он находится на коленях Нимая Пандита. И Он так... Они смотрят друг на друга вот так. И Нитьянанда Прабху думает: «О, Я... Обычно Я являюсь ложем. Обычно ложе – это Я». Потому что Он – Анантадев. Он есть Симхасана, Он любит занимать эту позицию. Но теперь Он находится на коленях Нимая Пандита, который испытывает великую любовь к Нитьянанде Прабху.

00:50:18 Гуру Махарадж говорит: «Мы всегда прославляем ту преданность, в рамках которой Господа покоряет, или побеждает, преданность преданного. Но здесь», – он говорит, – «этот эпизод – пример того, как преданный побеждён Господом». Это происходит, это случается. Он побеждает, побеждает на какое-то время, одерживает верх над умонастроением служения, присущим слуге.

Самое лучшее для нас - слушать вайшнавов

00:50:57 Лучшее для нас, самое лучшее – слушать от вайшнавов. Гуру Махарадж, когда он цитирует даже Рамакришну – то эти речи становятся речами Cознания Кришны. Рамакришна приводил следующий пример: он говорил о календаре. Календарь, или технический альманах – ну, речь идёт о календаре. Календарь содержит метеопрогноз на следующий год. Но сколько ни крути этот календарь в руках, книжку – из неё не выдавишь ни капли дождевой воды. И Гуру Махарадж говорит: «В Писаниях представлены самые разные реалии. Но вайшнавы, нектар, который исходит от них – это дождь нектара. Дождь нектара. Они извлекают из шастр этот нектар».

00:52:07 Книга говорит: «В этом году будут идти обильные дожди», но ни капли воды из календаря не выпадет. Однако вайшнавы способны извлечь этот поток. И в Четвёртой песни Шримад Бхагаватам есть раздел, в котором утверждается: «Слова чистых преданных умащены шафранового цвета пылинками, пылинками лотосных стоп Господа». Это непостижимо, но это воистину так. Я проверял. [Смех]. Я проверил это место, чтобы быть убеждённым в том, что это так.

00:52:54 Слова, исходящие из уст преданных Господа, насыщены пылинками шафранового цвета. Пылинками, частицами пыли лотосных стоп Господа. И мы слышим голоса, когда мы слышим голоса чистых преданных – то это впечатление приходит к нам. Жидкая сладость, жидкий нектар их слов. [Цитата на санскрите]. Парикшит Махарадж, поэтому Парикшит Махарадж говорит: «Я не испытываю ни голода, ни жажды, ни усталости – продолжай говорить!»

транскрибирование: Валентин Астафьев | Дуйсбург | Германия | 05 октября 2012
обработка текста: Бхувана Сундари | Чиангмай | Тайланд | 19 октября 2012