Как жить в одиночестве?

Чиангмай - 30 декабря 2011
Как жить в одиночестве? Для кого Бхактиведанта Свами Прабхупада держал свободную комнату в храме? Почему Бхактиведанта Свами Прабхупада считал своим сыном Говинду Махараджа? Что важнее долг перед семьей или преданное служение? Почему наши отношения с противоположным полом со временем нас разочаровывают? О любви и нежности духовного мира. На самом деле, мы не знаем кто мы. Что значит жить в семье Бога? Почему преданные не одиноки? Преданные подобны пчёлам. Они наслаждаются мёдом разговоров о Кришне.
лекция для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:42:16 | качество: mp3 128kB/s 38 Mb | прослушано: 328 | скачано: 308 | избрано: 15
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Госвами Махарадж: Итак, есть ли у кого-нибудь вопросы?

Как жить в одиночестве?

00:01:09 Вопрос: Она назвала свой вопрос депрессивным. Она слышала из « Бхагаватам», что каждая душа приходит в этот мир индивидуально и покидает мир также в одиночестве.
Госвами Махарадж: Мы рождаемся и умираем в одиночестве.
Вопрос: Именно! Свой жизненный путь мы также проходим самостоятельно, и она говорит: «Временами я остро чувствую это одиночество, и мне интересно, является ли его источником ложное эго или это некий проблеск, понимание чего-то настоящего? Как подружиться с одиночеством, как его правильно воспринимать?»

Для кого Бхактиведанта Свами Прабхупада держал свободную комнату в храме?

00:02:21 Госвами Махарадж: Это напоминает мне историю из жизни Шрилы Прабхупады, мы знаем некоторые из них. Хотя Шрила Гуру Махарадж не советовал нам копаться в его прошлом, в его жизни до момента, когда этот великий ачарья стал тем, кем он известен всему миру: «Не разбирайте детали его биографии периода до-ачарьи». Но иногда с нежностью и любовью мы рассказываем друг другу некоторые из этих историй.
Итак, дело было в период его пурвашрамы, до того, как он стал ачарьей Сознания Кришны мирового масштаба, когда он ещё вел жизнь семейного человека, грихастха-ашрам. Нам рассказывали, что его жена не была рада тому, как много времени и усилий он начал вкладывать в практику Сознания Кришны. В отличие от его сестры, Бхаватарини диди, которую мы нежно называли Пишима. Замечу, что она была зеркальным отражением Шрилы Прабхупады, что часто сбивало с толку, словно Шрила Прабхупада в женском теле, настолько они были похожи. Она была очень серьёзной преданной. Первую инициацию она получила у Шрилы Сарасвати Тхакура. И обратилась к Шриле Гуру Махараджу с просьбой о второй, мантра-дикша, инициации. Тогда он перенаправил её к Бхакти Шаран Госвами Махараджу. Она была совершенной преданной, и на её глазах разворачивались картины напряжённой ситуации в семье её брата, Абхай Чарана.

00:04:38 Она сказала ему: «Прабху, проповедь – ваше предназначение. Не переживайте за семью. Вы – проповедник, а мы уладим все ваши дела». И я помню, однажды в Бомбее на огромной крыше одного из недостроенных зданий, мы прогуливались в обществе Шрилы Прабхупады. Он выбрал это место, потому что в округе не было никаких парков. В тот день в небольшом кругу преданных он задал управляющему храма, его звали Гирирадж Свами, необычный вопрос: «Вы держите свободной комнату, которую я просил?». Некая особая комната. Тот ответил: «Да, Прабхупад». Прабхупад просил оставить комнату для кого-то, но никогда не говорил для кого именно, он просто просил: «Держите эту комнату свободной». Но в этот раз Прабхупад сказал: «Она для одного особого гостя». Он очень хитро сказал это, поэтому все мы вопросительно глядели на него и перешёптывались между собой. Тогда Прабхупад продолжил: «Что в нём особенного? Я объясню [смеётся]. Он мой сын». И я не в силах забыть, как он сказал: «Он хочет совершать служение, бхаджан. И для этого он хочет посетить Матх Шридхара Махараджа».

00:06:35 «Я ответил ему: «Но, у меня так много храмов» [смеётся]». Это было очень любопытно, он сказал: «Он пойдёт в Матх Шридхара Махараджа, и будет совершать там служение, бхаджан». Тогда у Прабхупады были храмы по всему миру, «Я пойду в Матх, Шридхара Махараджа, в Навадвипе» [смеётся]. Так или иначе, затем он сказал: «Я предложил сыну: «Ты всегда можешь приехать сюда и быть со мной», вот поэтому я всегда держу эту комнату за ним». И затем он сказал: «Я думал, из него выйдет прекрасный преданный. Когда он был ещё мальчиком, однажды в Джанмаштами, ему тогда было лет шесть-семь, он решил поститься весь день до полуночи, но с наступлением ночи начал слабеть». Прабхупад заметил это и сказал ему: «Ты можешь немного поесть. Но, - сказал он, - Мальчик отказался со словами: «Нет, я буду поститься до полуночи». Прабхупад заключил: «Я очень надеялся на него».

Почему Бхактиведанта Свами Прабхупада считал своим сыном Говинду Махараджа?

00:07:55 Позднее мы слышали, как он признался, что Шрила Говинда Махараджа был таким сыном, о котором всегда мечтал Шрила Прабхупада. Говинда Махарадж был очень многогранной личностью. Сын Шрилы Прабхупады, о котором тот всегда мечтал, это была одна из таких граней. Гурудев лично говорил: «Он относился ко мне как к сыну», которому он мог передать своё знание « Гиты», кто первым распространял его журнал «Назад к Богу», такого сына он всегда желал. Я не умаляю его нежности к другим детям, но рассказываю это, поясняя его сожаление: «Я очень надеялся на своего сына».
Забавно, что после этого он сказал: «Но его испортили коммунисты». Речь не о ваших предках [смеётся]. Он говорил про бенгальских коммунистов. Амия Синдху, ты ведь бывал у них в офисе однажды? Помнишь? Амия Синдху однажды посещал их офис в Калькутте и видел портрет Ленина у них на стене. Притом не просто портрет, но со всеми атрибутами для поклонения, чандан и мала [смеётся]. Сатья Сундар [ты должен это помнить], я думаю однажды, когда Авадхут Махарадж вернулся в Россию, он повесил портрет Ленина на стене и в шутку поставил тилаку ему на лоб, вошёл Виджай Раман и напряжённо сказал: «Прекрати это» [смеётся].
Голос из зала: Слишком оскорбительно?
Госвами Махарадж: Да, просто прекрати это немедленно. Бенгальцы, которые по определению должны быть самыми духовно развитыми людьми, просто не могут понять этого.

00:10:10 Но, так или иначе, Прабхупада сказал так о коммунистах, чтобы показать, что потенциал его сына был испорчен плохим обществом. Даже его сын. Кришна в « Чаитанья Бхагавате», Нимай Пандит, в своём божественном безумии, входит в настроение вираха-бхавы, он становится Вираха Аватарой в доме Мурари Гупты. Когда они входят в дом, Он принимает настроение Вирахадева [смеётся]. Он заходит в дом, видит кувшин воды в углу, поднимает его и спасает из океана Гарбходака; всех поразило такое проявление Его настроения преданности, бхакта-бхавы, в этом случае Вараха-бхавы, в другой раз Деви-бхавы и в итоге Радха-бхавы, такое чудесное преображение чувств. В ту минуту, он пребывал в таком настроении и вопрошал: «Где этот негодяй из Варанаси, Бенареса? Пракашананда! Он уродует мою Божественную форму, говоря, «Я знаю», но он не видит, не слышит, не различает вкуса, не чувствует, и он ответит за это!»
И Прабхупада продолжал: «Поймите, я люблю преданных больше, чем даже своего сына», он приводит пример знаменитой истории о Наракасуре. Почему его имя Наракасура? Это очень длинная история. Но Варахадев и Бхуми, если вы читали Бхагаватам, вступили в божественное супружество и Наракасура был их сыном. Короче говоря, Варахдев убил Наракасуру со словами: «Даже если мой сын выступает против преданности, с ним покончено».

Что важнее долг перед семьей или преданное служение?

00:12:27 Итак, к вопросу о так называемой семье этого мира. В этом разговоре на крыше участвовал один человек. Когда Прабхупада вспоминал о своей жизни, он обратился к этому мужчине, отцу двоих дочерей, который, в полном соответствии с Индийской Культурой, был заметно озабочен, как выдать их замуж. И Прабхупада, как мы слышали в начале «Чаритамриты», тот же вопрос эхом звучит в «Бхагаватам» устами Сарасвати Тхакура: чем заняты садху? Как они проявляют свою милость к нам? Они отсекают наши привязанности, решительно отсекают их выражениями подчас шокирующе резкими. Итак, Прабхупада повернулся к этому мужчине и спросил: «Когда вы умрете, кто о вас позаботится?» Тот растерянно ответил: «Бхагаван!». Прабхупада воскликнул: «Да!». И привёл пример из своего прошлого опыта: «Я также в своё время занимался свадебными приготовлениями, но я никому об этом не рассказываю, потому что моя жена не поддержала мои действия. Поэтому я просто сказал им всем: «Идите к чёрту!» [смеётся]. Конечно, он сказал это с присущим ему юмором: «Идите к чёрту! Харе Кришна». [смеётся].

00:14:32 То есть, он хотел сказать, что с готовностью выполнял обязанности этого мира, но до определённого момента. Как мы недавно вспоминали, каждый день мы поём эту песню, пранамами сада прабхупада-падам, джанакдхика-ватсала-снигдха-падам (Шри Шри Прабхупада-падма ставаках, 7). Как звучит первая строка? Крипайа хари-кирттана муртти-дхарам, дхарани-бхара-харака-гаура-джанам, джанакдхика-ватсала-снигдха-падам, пранамами сада прабхупада-падам. Гуру Махараджа говорил, что сердце Сарасвати Тхакура было исполнено сладости Вриндавана, которая была проявлена лишь в нём одном, но его облик выражал бескомпромисность воина.
Чаще всего общение с ним внушало благоговейный страх, симха-гуру. «Но, продолжал Гуру Махарадж, его сердце было исполнено сладости Вриндавана» и далее в этой шлоке говорится, крипайа хари-киртана муртти-дхарам, он, всегда вовлеченный в Хари-кирттан, Кришна-катху, внешне не проявлял этого, не танцевал и не пел в экстазе. Но каждое его движение было подобно танцу и каждое произнесённое им слово было киртаном. И Гуру Махарадж здесь приводит параллель с написанным где-то в другом месте, любовь к женщине или семье этого мира – лишь крючки, зацепки, обман, дружба, мирская дружба – всё это обман». Прабхупад выразил это прямым и ясным языком, джанакадхика-ватсала-снигдха-падам, но его любовь превосходит даже родительскую любовь.

00:16:45 И как же принять эти, на первый взгляд, угнетающие утверждения. Шрила Прабхупада Свами Махарадж, до своей жизни во Вриндаване был успешным бизнесменом и домохозяином, но в один момент его бизнес разладился. По мнению некоторых, это произошло потому, что он и Шрила Гуру Махарадж слишком много говорили о Кришне и Махапрабху. Так много, что он забыл про бизнес. Точно как гласят исторические хроники, «Влияние Махапрабху на Пратапарудру Махараджа предрешило конец Орисской Империи, она утратила свой воинский дух и способность сражаться». Была кастрирована [смеётся]. Так всегда происходит. И к чему я веду. Кого мы можем назвать настоящим другом? На самом деле, у нас есть бесчисленное множество настоящих друзей, но об этом чуть позже.

Почему наши отношения с противоположным полом со временем нас разочаровывают?

00:17:56 Итак, Прабхупада поселился во Вриндаване по совету своей сестры и по своему внутреннему вдохновению после того, как во сне ему явился Сарасвати Тхакур. Однажды в Лос Анджелесе он сказал, «Мой Гуру Махарадж после ухода из этого мира стал являться мне во сне и говорить: «Выходи! Выходи!». Выходи из своей жизни домохозяина и прими санньясу. И тогда Прабхупада воскликнул: «Как ужасно!». Не Хари Бол, но ужасно (прим.пер. игра слов: “horrible” и “Haribol”). Тот, кто всегда представлялся, как лишённый недостатков ученик: «Я задаю своему Гуру Махараджу лишь один вопрос: «Как я могу вам служить?». Прабхупада своей жизнью являл пример совершенного ученика, который отдал всё служению Учителю, принёс свою жизнь на алтарь самопожертвования и выполнения указания Сарасвати Тхакура, Бхактивинода Тхакура, Махапрабху. Но изредка он приоткрывал свои слабости.

00:19:22 Итак, он продолжал. Когда Гуру Махарадж стал являться ему во сне, сестра и все окружающие начали вдохновлять его. Тогда он принял ванапрастху, затем санньясу, и поселился во Вриндаване. Он признался, когда у него не осталось собственных денег, весь этот огромный клубок семейных связей...особенно в Индии. Вы наверняка слышали о типе семьи, когда все поколения родственников живут в одном доме? Когда мы ходили проповедовать по деревням, в каждой из них обязательно жил какой-нибудь местный миллионер, который считался преданным, и нас всегда поселяли в его доме. В таких домах всегда был первый, второй, третий, четвертый этажи. Однажды мы оказались на этаже, который был абсолютно пуст и спросили хозяина: «А для чего этот этаж?» «Это для третьего сына. Он и его семья будут жить здесь, а выше будут жить его сыновья». Я говорю об этом, это огромный «кутумба-бхаранена ва» («Шримад Бхагаватам», 2.1.3), словами Шукадева Госвами, огромная организация. Постоянно растущая семейная организация. Но Прабхупад сказал, «Неожиданно сейчас когда я остался без гроша, все, о ком я переживал, всё что у меня осталось от моей семьи, это большой список имён» [смеётся].

00:20:52 Затем, он отправил Шриле Гуру Махараджу открытку, в которой написал так: «В моем нынешнем положении я замечаю, что животные, деревья и растения более дружелюбны ко мне, чем люди. Я к ним больше расположен, чем к людям». [смеётся]. Таково настроение, которое приходит, потому что все эти зацепки, все эти меры, попытки уйти от одиночества, найти своего партнёра, родную душу. {Ведь чего ищет каждый из нас? Иногда, как я уже упоминал, во время моей проповеди в России, в миру есть такая вещь, как социальные сети, как например matchmaker.com. Когда заходишь на такие сайты, идея заключается в том, чтобы ввести свои идеальные критерии, в надежде увидеть, каким будет твой спутник, как он будет выглядеть, что ему нравится, что-то типа: «долгие прогулки по берегу». [смеётся]. Почему-то все американцы любят «долгие прогулки по берегу». Даже если это река Вайтарини. Но это уже эзотерика.}

00:22:37 Итак, они вводят свои идеальные параметры, но, как я уже упоминал, с научной точки зрения, никто ведь не пишет там: «Одна углеводная форма жизни ищет близких отношений в другой углеводной формой жизни». [смеётся]. Это как минимум нелепо, но это уже другой разговор. Все же эти идеальные параметры, и здесь я хочу посоветовать, здесь нам нужно соотнести понятие идеала с Абсолютом, лишь Абсолют обладает изначальными идеальными качествами. И поэтому, когда люди вступают в отношения, чтобы уйти от одиночества, это слово дня, они со временем обнаруживают, что переносят свои представления об идеале на того, кто, по правде говоря, таким не является, кто не дотягивает до Абсолюта. Со временем, они начинают ставить минусы в своем контрольном списке: «Нет, нет, нет». В итоге, как в поэме Т. С. Элиота «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока» есть строка, где он говорит, что после всех просьб, молитв, после прохождения всех испытаний, девушка оборачивается и говорит: «Это всё не то в конце концов, совсем не то!». Тогда он понимает, то была лишь его собственная фантазия, за которую он принял другого человека. Итак, постепенно вы понимаете, что другие люди не идеальны, поэтому такие отношения неизбежно разочаровывают, обманывают надежды и разрушаются. Поэтому я навожу вас на мысль о том, что лишь Абсолют способен соответствовать вашим идеальным ожиданиям.

О любви и нежности духовного мира

00:24:58 Есть одна прекрасная строка, которую иногда цитировал Шрила Гуру Махарадж. Шримати Радхарани произнесла её сама,прати анга лаге каде прати анга мора. «Кто такой Кришна? Он тот, кто способен утолить голод каждого атома моей души, ответить каждой клетке сердца». И не только одной личности, но Абсолют обладает безграничной способностью удовлетворить желания всех, каждого живого существа, его способность отвечать взаимностью безгранична, это и есть значение слов акхила-расамрита-мурти.
В целом тему одиночества мы можем заключить словами «Бхагаватам», судурлабха бхагавата хи локе (Хари-бхакти-судходайа, 13.2). Личности, которые воплощают такого рода любовь и нежность и способны передать их вам, чрезвычайно редки в этом мире. Но Гуру Махарадж идёт ещё дальше, говоря: «Да, они очень редки в этом мире, но есть и другой мир, который населяют только такие личности. Каждый в этом мире таков». Более того, не только люди, но и каждый предмет или вещь того мира обладает такой природой, вайкунтхера пртхивй-ади сакала чинмайа («Чаитанйа-чаритамрта», 5.53), сама земля этого мира твой лучший друг, даже почва здесь – твой самый настоящий друг, каждая птица, каждое насекомое, ветер, воздух, реки, потоки, все здесь твои подлинные сердечные друзья, которых заботят самые сокровенные потребности твоей души.

00:27:08 О таких исключительных преданных говорят, будто они ведут жизнь отшельников и не так часто идут на контакт с обычными людьми. Но при этом они не изолированы, не одиноки. Кришна концепция очень тщательно продумана. Гуру Махарадж раньше цитировал, что указывает на его необыкновенную скромность, высказывания преданных Матха, которые некогда произвели на него впечатление. Он обладал настолько мягким нежным сердцем, что услышав удачное выражение вновьпришедшего ученика, он запоминал его на всю жизнь и потом часто включал его в свои лекции. Дело было кажется в 1973 году. Во время некой встречи, слово дали одной женщине, ученице Шрилы Прабхупады. Она поделилась, что ей больше всего нравится в Сознании Кришны, так это возможность жить в семье Кришны. Гуру Махарадж не забыл эту фразу, он посчитал это выражение чудесным и повторял его снова и снова много раз. Он всегда хвалил эту преданную за то, что она оценила именно это, ведь только в Сознании Кришны такое возможно.

00:28:42 И поначалу кажется, что такие возвышенные преданные одиноки или даже изолированы, но, на самом деле, у них гораздо больше друзей, чем вы можете вообразить, ведь они по-настоящему подключены к высшему миру.
Но здесь как же мы можем надеяться, что наше желание взаимности, потребность в исполненности, самодостаточности, любовному обмену будет удовлетворена, до тех пор пока мы до конца не разберёмся в себе, не постигнем самих себя. Ведь мы заблуждаемся даже относительно самих себя и тем более тех, с кем мы связаны отношениями.

На самом деле, мы не знаем кто мы

00:29:42 Я помню случай, расскажу, потому что моя мама не увидит эту запись [смеётся]. Так, наверное, бывает с каждым ребёнком, со многими в период полового созревания. Но я помню, что мне было примерно тринадцать лет, когда в один из дней на кухне, моя мама стояла у раковины и мыла посуду, мы разговаривали, не глядя друг на друга. Меня вдруг охватило такое чувство: «Эта женщина думает, что знает, кто я такой», но, на самом деле, мы не знаем кто мы. Но лишь на основании каких-то выдуманных связей, она говорит со мной так, будто знает обо мне всё, хотя в самом деле, у нас ни малейшего представления даже о самих себе. О каждом из нас. Потом она обернулась, посмотрела на меня и на один миг я был поражён, на один миг она показалась мне совершенной незнакомкой. Многие сказали бы: «Ну да, это нормальная фаза, через которую проходят все». Чем бы это ни было, но это очень реалистичная фаза.

00:30:45 Помню однажды, подружка моего брата говорила со мной и спрашивала, кто я такой, откуда пришёл, задавала философские вопросы. И мой брат снисходительно пояснил: «У неё сейчас такая фаза» [смеётся]. Я ответил: «Отличная фаза». Необходимо задаваться такими вопросами, кта я такой, а он в ответ: «Ничего скоро пройдёт». [смеётся].

Что значит жить в семье Бога? Почему преданные не одиноки?

00:31:15 Это всегда скользкая ситуация для преданных, связанных семейными узами, потому что нельзя быть чёрствым, бесчувственным, в то же время обладая философским пониманием, которое всегда присутствует в сознании. Я хотел посказать на примере Шрилы Прабхупады, как высшего авторитета, что он не был сентиментальным. Он заметил как в Шриле Говинде Махарадже проявилось то, чего он ждал от своего сына.
Во время посвящения в харинаму, после лекции о десяти оскорблениях и четырёх типах намабхасы, которых также надо избегать, Шрила Гуру Махарадж всегда давал наставление отправляться в нат-мандир, повторять четыре круга джапы и затем принять прасадам. Всегда в Матхе можно заметить, что где бы вы ни встретили своих братьев и сестёр в Боге, предлагайте им свои поклоны, потому что вы приняты в семью Кришны.

00:32:48 Иногда это описывается, как ачйута-готра. Готра в широком смысле означает семейная линия, поэтому есть мирское толкование этого понятия, «семья Бога» или люди, которые думают, что связаны с Богом лишь по праву рождения, т.е. за счёт некой плотской связи. Но мы говорим о другом. Когда вас принимает подлинный вайшнав, вы становитесь частью огромной семьи Кришны, размеры которой выходят далеко за пределы воображения, вы лишь со временем их осознаете. Итак, преданный никогда не остаётся один. Он чувствуют некую подлинную связь со всеми, кто имеет отношение к Сознанию Кришы.

00:33:51 Я помню в конце одного даршана, я привёл одного из лидеров ИСККОН послушать проповедь Шрилы Гуру Махараджа, в конце которой он признался, что был просто поражён. Надо сказать, что до этого мы почитали прасад на первом этаже, Шрила Гурудев сам раздавал всем прасад и сказал нам нечто особенное: «Гуру Махарадж хочет немного того прасада, который вы сейчас принимаете. И хочет, чтобы вы снова поднялись к нему». Мы подумали, что это было очень необычно, после полуторачасового даршана. Мы поднялись на второй этаж, чтобы вновь увидеть его, и Шрила Гуру Махарадж обратился к нам: «Я полагаю, ко мне пришло вдохновение, что ваше искреннее вдохновение проповедовать Кришна-концепцию Махапрабху так велико, что сам Махапрабху дал этот прасадам. Поэтому я попросил Говинду Махараджа принести мне немного».
Он высказал ещё несколько похожих мыслей. Тот преданный был ошарашен: «Спасибо вам большое», - повторял он. На что Гуру Махарадж отвечал: «Спасибо? Мне не нравится такая формулировка». «Но как же нам тогда выразить свою благодарность?» и Шрила Гуру Махарадж отвечал: «Покажи свою признательность, но слово «спасибо» предполагает наличие двух сторон, когда одна приходит в соприкосновение с другой, получает от неё желаемое, благодарит за это и уходит». И затем Гуру Махарадж повернулся и сказал: «Но мы все люди Махапрабху». В тот миг я подумал, «Его видение непостижимо возвышенно. Когда он говорит «мы», он включет нас в это «мы», «мы все люди Махапрабху».

00:36:10 В тот же миг я подумал, что те, кто занимают низшее положение, они не стремятся включить его в их «мы» и это так прискорбно. Но он настолько возвышенный, когда он говорит «мы», он и нас имеет в виду. И мы счастливы этому, быть включёнными в этом «мы», поэтому мы не чувствуем себя одинокими, ведь у нас есть Гуру, Вайшнавы, братья и сёстры в Боге, великие преданные, садху, шастры, которые жили давно, но мы всегда чувствуем в них поток жизни, и это не просто ностальгия или воображение. Если вы прочитаете некогда написанное великими преданными, например «Прапанна-дживанамрту», или в «Бхагаватам», «Чаритамриту» и т.п., вы будете танцевать с мыслями: «О, это великая душа, у меня есть какая-то связь с ними и она реальна». Вы поймете свою удачу. Читая комментарии Вишванатха Чакраварти Тхакура к «Бхагаватам», вы чувствуете общение с ним, он так велик, так прекрасен и мы связаны с ним по милости Гуру-варги. И таких личностей не мало.

Преданные подобны пчёлам. Они наслаждаются мёдом разговоров о Кришне

00:37:50 Можно даже фестиваль устроить в одиночестве [смеётся]. Правда, описание Ананготсава Джаядевом Госвами звучит как описание праздника:

00:38:21 виш́веша̄м ануран̃джанена данайанн а̄нандам индӣвара-
ш́ренӣ-ш́йа̄мала-комалаир упанайанн ан̇гаир анан̇готсвам

(«Гита-говинда», 1.11)

00:38:32 Хотя стих описывает форму Кришны. Кришна – праздник сам по себе, живой праздник для глаз, для всего мира.
Однажды, Гуру Махарадж, Гурудев был в Соквеле, и Хасьяприя Прабху устроил для него дегустацию мёда, впервые собранного с ульев, они занимались пчеловодством в то время.
Сатйа Сундар: Я был одним из них.
Госвами Махарадж: Вот как!
Сатйа Сундар: Я был первым пчеловодом.
Госвами Махарадж: Отлично, у него есть отметины в доказательство [смеётся]. Следы пчелиных укусов. Итак, Хасьяприя подходит и даёт Гурудеву попробовать мёд и вдруг Гурудев говорит с сожалением: «Мне немного грустно, Прабху». Все недоумевают: «Почему?», ведь это праздник мёда, радостное событие. И Гурудев говорит: «Нет, Гуру Махарадж описывал это по-другому». Мы все подумали: «Что?». Это его любимая шлока, одна из последних в «Шри Прапанна-дживанамрите»: «шри-шримад-бхагават-падамбуджа-мадхху-швадотсаваих сат-падаир...» Сат-падаир значит шесть ног, это описание пчелы на санскрите. Здесь говорится, что преданные подобны пчёлам, они наслаждаются мёдом разговоров о Кришне, обсуждают Кришну.

00:40:08 мач-чита̄ мад-гата-пра̄н̣а̄
бодхайантах̣ параспарам
катхайатнаш́ ча ма̄м̇ нитйам̇
туш̣йанти ча раманти ча

(Бхагавад-гита, 10.9)

00:40:14 Это похоже на лакомство. Он сказал: «Когда они вкушают этот нектар, это сводит их с ума, и они роняют капли этого нектара со своих лотосных уст». Гуру Махарадж сказал о себе: «Я лишь собираю эти капли. И в этой «Прапанна-дживанамрите» я представил то, что мне удалось собрать. Это нектар, дающий жизнь предавшимся душам». Итак, Гурудев тогда сказал: «Вот как это должно быть». [смеётся].

00:40:55 Таковы его переживания, и мы идём по его стопам и всегда чувствуем живую связь с преданными. Это не выдумки, не фантазия, это реально и это настоящее Сознание Кришны. Это вид садху-санги, когда мы находимся в их обществе наше чувство одиночества представляется лишь далёким абстрактным воспоминанием. А в их отсутствии мы по-настоящему одиноки, даже если окружены огромной семьёй, даже на Кумбха Меле вы будете одиноки [смеётся].

00:42:11 Харе Кришна.