Как остаться, если хочешь уйти?
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»
Что делать, когда хочешь покинуть общество преданных?
00:00:06 Вопрос. Я слышал от Шрипада Сиддханти Махараджа, что в отношениях с преданными существует некая мера, и иногда мы можем получить передоз общения с преданными. Это очень знакомо тем, кто жил в храмах. И очень часто мы можем чувствовать, что мы просто хотим уйти. Но так же я слышал, что первый признак того, что ты совершаешь оскорбления, — это желание оставить общество преданных. Поэтому хотелось бы узнать, как можно разделить эти два чувства. Ведь иногда ты просто перенасытился общением и тебе нужно передохнуть, а в другой раз ты совершаешь оскорбления и поэтому ты хочешь уйти.
00:01:17 Шрила Госвами Махарадж: Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж приводил пример с семейной жизнью. В семейной жизни после того, как развеивается первоначальная влюбленность, людям свойственно чувствовать, что они износили отношения, что у них передоз друг другом. И тут все приходит к обязательствам, к посвящению себя. И он говорил, что в семейной жизни человек может терпеть сильные унижения от супруги или супруга, или членов их семьи, или дальних членов семьи, и, не смотря на это, они остаются в сложившейся ситуации. Но если преданный скажет одну вещь, которая не понравится человеку, он хочет немедленно уйти. Итак, что нам следует сделать — это понять ценность того, что открылось нам и того, с чем мы смогли обрести связь.
00:02:33 У Шрилы Гуру Махараджа была история, связанная с его приходом в Гаудия Матх. Еще до того, как он присоединился к Матху, он посещал классы Шрилы Сарасвати Тхакура, беседы с Сарасвати Тхакуром. Какое-то время он ходил на них ежедневно. Одно из известных качеств Шрилы Гуру Махараджа — способность к проницательному слушанию. Он слушал очень и очень внимательно и экстрагировал очень многое из того, что он слышал.
И один преданный заметил, что каждый вечер на лекцию Сарасвати Тхакура приходил Гуру Махарадж, который ещё не присоединился к Миссии в то время. И когда этот преданный видел, как он приходит каждый день и слушает столь внимательно, ему пришла в голову мысль, что так внимательно слушать может только шпион.
00:03:42 Это было во времена, когда Индия была под британским правлением, у которого были шпионы, задачей которых было следить за религиозными организациями и определять, действительно ли они религиозные организации или религия была лишь прикрытием для маскировки политического характера. И этот человек решил: «Никто просто так не будет слушать столь внимательно. Очевидно — это шпион». И когда Шрила Гуру Махарадж пришел на следующий вечер, это звучит очень смешно, когда мы говорим об этом сейчас, и когда Гуру Махарадж пришел на класс, этот человек остановил его, сказав: «Я приношу извинения, но Вы не можете посещать этот класс». Почему он обратился именно на таком индийском-английском, я не знаю. Так или иначе, он не пустил Гуру Махараджа. Это оскорбило Гуру Махараджа. Он просто не мог поверить, что он привлекся личностью Сарасвати Тхакура, концепцией Махапрабху и он чувствовал этот кульминационный момент жизни. И этот человек говорит ему: «Вам не будет позволено посещать лекцию». Это сумасшествие.
00:05:15 Гуру Махарадж был обеспокоен внутри и решил пройтись. Прогуливаясь, он рассуждал сам с собой: «Кто такой Сарасвати Тхакур, что он представляет? Всё, что я считаю высочайшей реальностью, божественным откровением. Он представитель, агент, способный связать меня с лотосными стопами Махапрабху, Радхи-Говинды. Но так же есть некое окружение вокруг него, которое нестерпимо, неприемлемо зачастую». Так он рассматривал снова и снова каждую сторону и, в конце концов, пришел к выводу: «Сарасвати Тхакур олицетворяет ту самую божественную реальность, с которой я хочу обрести связь и которой я хочу предложить себя во служение. И на основании этого я должен стерпеть все эти другие нюансы». Вот, как мы должны видеть подобные ситуации. Нужно смотреть на ситуацию в перспективе. Неужели из-за относительных, тривиальных, житейских обстоятельств, общественных взаимодействий мы готовы оставить, забросить связь с той самой единственной вещью, которая наполняет смыслом все наше существование?
Храмовая атмосфера в Индии
00:07:27 Гуру Махарадж также говорил о том, что храмовой жизни свойственны дол и гол. Он имел в виду, что если вы решили жить в храме, вы должны быть готовы к этим двум вещам. Дол — дал, потому что сейчас мы говорим о классическом ашраме в Индии. Дал — это самая дешевая еда в Индии, поэтому именно её подают в классических ашрамах в Индии. Мы очень удачливы сейчас с вами, потому что у нас совсем другие обстоятельства. В противном случае мы вынуждены были бы есть компот и борщ каждый день, что может быть и интересно для кого-то. Итак, дал — это самая дешевая простая еда. А гал в данном случае означает, как он пояснил тогда: «Самый неквалифицированный человек в ашраме обязательно будет вашим боссом, когда вы только начинаете, потому что всегда будет иерархия: Гуру, Хранитель Матха, Руководитель Матха. И когда вы новичок, обязательно такая, самая неожиданная личность будет вашим боссом».
О Сиддханти Махарадже
00:09:11 Итак, говоря о Сиддханти Махарадже, я могу так сказать, потому что глубоко люблю его, а он меня. Одно из его знаменитых выражений было: «Я чувствую, что меня уже полностью ухарекришнили».
— Повторите, пожалуйста, я не расслышал, — звучит голос из зала.
— Я не могу повторить это снова.
Он (Сиддханти Махарадж) милейшая личность с добрейшим сердцем. Когда люди рассказывают о том, как они присоединились к сознанию Кришны, то, как правило, всегда говорят: «Я находился в духовном поиске, искал свой путь и тогда я соприкоснулся с преданными». Всегда будет какая-то история в этом духе в той или иной вариации. Но в случае с Сиддханти Махараджем, когда он встретил Шрилу Прабхупаду в Сан-Францисско, в то время там ещё не сформировалось никакого храма. Первое, что Сиддханти Махарадж подумал, увидев Шрилу Прабхупаду: «Выглядит он так, как будто ему нужно помочь». О том, кого Гуру Махарадж описал как шакти авеша аватара, о том, кто осуществил божественное предсказание Махапрабху»
«притхивите аче джата нагаради грам
сарбатра прачар хоибе мор нам»,
(«Чайтанья-бхагавата», Антья-кханда, 4.126),
предсказание Бхактивинода Тхакура, желание Сарасвати Тхакура, Сиддханти Махарадж подумал: «Похоже, ему нужно помочь».
00:11:11 Это показывает, насколько чисто его сердце, потому что он увидел, что у Прабхупады не было ни машины, ни какого-либо средства к передвижению. Шрила Прабхупада любил выходить на прогулку каждый день к озеру. Как же оно называлось? Лебединое озеро... Нет, это название балета. Какое-то озеро. Нет, не Солт-лейк — это город. Озеро, но в Юте. Мы говорим про озеро в Сан-Франциско рядом с парком у Золотых ворот, я почти уверен, что оно называлось Лебединое озеро, может быть в честь балета. Парк у Золотых ворот — очень красивый парк, и Прабхупад любил ходить туда ежедневно, он относился к этому религиозно. Во что бы то ни стало, каждое утро около 6 часов он выходил на прогулку. Было ли холодно — какая бы не была температура, он делал это. И Сиддханти Махарадж стал возить его туда на своей машине. Через какое-то время он стал президентом храма в Сан-Франциско в Хейт Ашбери. И многие очень известные преданные стали присоединяться в то время, а именно Тамал Кришна Махарадж, Вишну Джана Махарадж. И представьте, Сиддханти Махарадж уже тогда был президентом.
Если вы решили идти к сознанию Кришны, приготовьтесь к жизни, полной проблем
00:12:52 Мы можем оказываться в сложных обстоятельствах время от времени в нашей храмовой жизни, как говорится, или продвигаясь по пути к сознанию Кришны. Однажды, говоря о деяниях Прахлада Махараджа, о том, как Прахлада Махараджа мучил его собственный отец столь многими разными способами, жестокими, нечеловеческими пытками, Гуру Махарадж сказал: «Один из уроков, который мы можем почерпнуть из жизни Прахлады Махараджа: если вы решили идти к сознанию Кришны, приготовьтесь к жизни, полной проблем». Это один из уроков. Но мы так же знаем, что когда Прахлад сталкивается с серьезной проблемой, Сам Господь приходит, чтобы помочь ему.
00:14:12 Когда Нарада в «Брихад-бхагаватамритам» обращается к Юдхиштхире Махараджу, прославляя его и Пандавов, их деяния с Господом Кришной, Юдхиштхира Махарадж говорит: «Я не вижу это так, как это видишь Ты. Я боюсь что каждый, кто услышит истории нашей жизни, подумает, что стать преданным означает обречь себя на жизнь, полную проблем». На это Нарада ответил: «Да мы видим, что вы снова и снова сталкивались с трудностями, это правда. Но из ваших деяний мы понимаем, что когда преданные попадают в беду, Кришна Сам приходит, что бы спасти их. Вот урок, который дают истории о вас». Таким сладостным образом Пандавы констатировали ситуацию. Как часто говорил Гурудев: «Такая у меня ситуация». Но другие преданные видят эту ситуацию по-другому:
«каунтейа пратиджанихи, на ме бхактах пранашйати»
(« Бхагавад-гита», 9.31).
И другая известная шлока:
«ананйаш чинтайанто мам, йе джанах парйупасате
тешам нитйабхийуктанам, йога-кшемам вахамй ахам»
(«Бхагавад-гита», 9.22).
Как далек от совершенства человек?
00:15:35 И вот важный момент, который следует выделить в данном случае: если по какой-то причине нам не хватает чего-то для того, чтобы адаптироваться, перенастроиться, то Кришна поможет нам. Помощь придет. Обычно она приходит в форме общения со старшими преданными. По всей видимости, у Кришны это любимый способ для спасения преданных и для вдохновения их через общение с преданными.
И для меня лично нет примера лучше, чем то, когда я чувствовал… Какое же это слово? …Отчаянье, безнадежность, безвыходность. В такие времена меня очень тянет искать недостатки в других. «Я в порядке, вся вина в них». В 70-ые была популярна книга под названием «Я в порядке, ты в порядке», «Я ОК, ты ОК» в нью-эйдж стиле. Но Прабхупаде это не нравилось. Он сказал: «Книгу стоило назвать так: “Я в порядке, а у тебя проблемы!”». Он мог говорить подобные вещи.
00:17:26 Однажды он сурово отчитал посла в индийском посольстве в Нью-йорке. Мне посчастливилось быть в группе преданных, для которых Прабхупад лично делал визы. Можете себе это представить. Он лично ходил в посольство и договаривался. Он сказал: «Я хочу отправить 30 учеников в Индию, и я хочу, чтобы вы выдали им миссионерские визы». И они выдали. Но он проповедовал очень жестко этому человеку. И когда мы вышли, Прабхупад сказал: «Как вы считаете, я говорил слишком жестко?» Кто скажет «да»?! Все сказали «Нет Прабхупад, нет». Но Прабхупад сказал: «Вообще, конечно, я говорил слишком жестко. Но я — пожилой человек, старый садху. Мне позволительно такое и они были вынуждены принять это». Но он также знал, что мы старались подражать, имитировать его во всём, поэтому он добавил: Если вы будете так делать, вас побьют». Так он предупредил нас: «Не думайте, что если я только что это сделал, теперь все так будут проповедовать и подражать этому. Вам по 19, мне 79».
00:19:07 «Йога-кшемам вахамй ахам» — Кришна поможет преданному. Нам далеко до совершенства. Это даже не самая правильная формулировка. Мы очень близки к полному несовершенству. Будет более правильно начать с этого. Как говорится в начале «Шри Гуру и Его Милость»: «Ошибаться свойственно человеку», и как говорил как-то Гурудев про одного преданного: «Человеку свойственно ошибаться, и этот человек очень человечен». Это его совершенная двусмысленность, он использует язык уникальным особым способом. Единственную параллель подобному изощренному использованию языка я встречал только в тех маленьких кусочках сладостных бесед браджа-гопи с Кришной. Мы можем понять, что Шрила Гурудев был призван на тот план бытия, потому что своим изумительным онтологическим юмором он способен принести радость Кришне и Его ближайшим слугам.
Почему мы видим недостатки в других?
00:20:51 Итак, там говорится: «Ошибаться свойственно человеку». Имеются в виду мы сами и экстраполяционно другие. Но далее Гуру Махарадж добавляет интересный нюанс, говоря, что при всем этом в нас есть что-то, что ищет совершенства. Это замечательная вещь. Мы полны недостатков, но всё равно в нас есть что-то, что не недостаток, что-то, что ищет совершенство, что ищет божественное. Но эта тенденция очень слаба.
Я иногда привожу историю про сюрреалиста Сальвадора Дали. Как-то его спросили: «Дали, вы верите в Бога?». Он ответил: «Да, но у меня нет веры». Я думаю это очень честный ответ. Правда такова, что у каждого есть некая интуитивная вера в Бога. У всех, даже у атеистов. У всех. Но вера их очень мала.
И когда наша вера слаба, у нас есть тенденция искать недостатки в других. И это вызывает желание оставить общество преданных, а не оценить их качества.
Ашрам - это улей севы и духовной деятельности
00:22:36 Так, Шрила Сарасвати Тхакур в одной из своих знаменитых бесед говорит: «Мы подобны губке, испещренной порами тысячи недостатков, однако беремся за поиск недостатков в других». В той же беседе позже он говорит: «Когда человек находится у стоп Шри Гуру, он не ищет недостатки в других». И когда мы представали перед лотосными стопами Шрилы Гурудева, даже если мы были в настроении критиковать других, всё равно мистическим, волшебным способом мы перенастраивались. Потому что мы были в близости с олицетворенной чистой преданностью. И не важно, задавали ли мы вопрос, был ли некий диалектический момент, не важно. Просто в его присутствии мы менялись.
00:23:37 Гуру Махарадж говорил, что это одно из великодушных качеств дхамы. Что такое дхама? Дхама подобна столице. В столице вся страна представлена больше, чем в любом другом месте. Это один из способов понять, что такое дхама. Другой пример Гуру Махараджа: если у человека дыхательные проблемы, и он не может дышать, у него астма или что бы то ни было, ему советуют поехать в места с особым воздухом, где, просто дыша воздухом, он исцеляется. Гуру Махарадж говорил, что подобно этому, просто находясь в святом месте, вы сможете исцелиться. Но есть дхама, святое место в буквальном смысле слова, а есть ашрам, в котором проходит служение, киртан, божества, и поэтому это тоже подобно святому месту. Тут совершается множество духовной деятельности. Ашрам - это улей севы и духовной деятельности. Просто находясь там, мы так же получаем благо.
00:25:08 Поэтому в большинстве случаев проблема в нашем уме и эго. Это эго не может стерпеть. И худшее, что можно сделать, это отделить себя от общения с преданными. Это злые ухищрения ума подсказывают, что тебе будет лучше без общения с преданными, а потом, как отдохнешь, сможешь снова вернуться. Да, но это «снова» может быть уже в другой жизни. Поэтому лучше каким-либо образом идти дальше, продолжать. Ведь прогресс возможен только через общение с преданными.
00:26:11 Когда мы слышим о бхаджан-ананди, о великих душах, которые погружались в служение, изолировав себя от всех и вся, их можно пересчитать на пальцах одной руки, и их будет всё равно меньше, а в современном мире даже одного пальца будет много. Подобные величины. Такие как Бхактивинод Тхакур, Гауракишор дас Бабаджи, Гуру Махарадж всегда были погружены внутри себя в диалог высочайшего уровня. Нам же следует признаться, что наши повседневные мысли на совсем другие темы. Гуру Махарадж был всегда погружен в этот высочайший внутренний диалог вокруг «Рамананда-самвады», деяний Махапрабху, глубинных смыслов Кришна концепции. Кришна-татва, бхакти-татва, раса-татва, према-татва, Радха-татва — он действительно глубоко размышлял над этим.
00:27:27 Наше же положение скорее может быть описано метафорой Сарасвати Тхакура, который говорил, что душа подобна несовершеннолетнему, а ум подобен злобным опекунам. Об этом есть много историй и фильмов, о несовершеннолетнем ребенке, которого контролируют злобные опекуны. Так Сарасвати Тхакур описывал ум. Как же он будет погружен в Кришна-концепцию — шраван, киртан, смаран — без общества преданных, без возможности вновь и вновь слышать, повторять, помнить, почитать прасадам — без множества подобных практик?
Сознание Кришны приходит через общение
00:28:33 «садху-санга садху-санга сарва-шастра кой
лава матра садху-санга сарва-сиддха хой»
(« Чайтанья-чаритамрита», Мадхья, 22.54)
В этой шлоке говорится о том, насколько важно общение. Гуру Махарадж говорил, что Сарасвати Тхакур выделял самую суть, эссенцию из всего учения Бхактивинода Тхакура. И если выразить её одним словом, это слово будет «общение». Сознание Кришны приходит через общение.
«Асат-санга-тйаг,— эи вайшнава-ачар»
(«Чайтанйа-чаритамрита», Мадхйа 22.84).
Каков первый симптом существенного продвижения на пути Cознания Кришны? Отказ от дурного общения и погружение себя в благоприятное общение. Отказ от общения с преданными это не просто «выйду на немного». Это «немного» может быть йугой или кальпой. Поэтому лучше найти другой способ, как подстроиться, занять правильное положение.
Что такое настоящий ашрам?
00:29:49 И, кончено, это действительно относится больше к жизни в современном ашраме. Потому что ранее было по-другому. Что такое настоящий ашрам? Как его представлял себе Гуру Махарадж, настоящий матх, настоящий ашрам? Мы бы там не выжили. В современном мире йоги живут в Гималайских пещерах с выделенной линией интернета. Что значит матх? Матх должны составлять только брахмачари и санньяси. Вот что такое матх. В ашраме больше вариантов, возможностей, но это с ведической точки зрения. Множество корректировок было внесено Сарасвати Тхакуром. Вайкунтха-врити, его принцип — великодушный, всеохватывающий, всеобъемлющий подход, чтобы дать общение. Итак, Сарасвати Тхакур говорил, из всего учения Бхактивинода Тхакура наиболее важное составляющее это общение. Сознание Кришны приходит через общение. А что же на счет Святого имени? Пять вещей:
«садху-санга, нама-киртан, бхагават-шравана
мадхура-васа, шри-муртира шраддхая севана»
(«Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 22.128-129)
Общение - это условие, необходимое для духовного прогресса
00:31:50 И он говорит, что самое важное — получить общение. Сарасвати Тхакур основал Гаудия Матх, как способ дать общение людям. Вот в чем суть. Вот что мы делаем сейчас — общаемся. И живя здесь, общаясь друг с другом, мы на самом деле поддерживаем друг друга в духовном смысле. Поэтому нам следует быть очень осторожными c идеями о самоизолировании или выходе из общества.
И, как говорил Гуру Махарадж в своем стиле, мы очень удачливы, что мы вынуждены обсуждать эти вещи. Обстоятельства заставляют нас говорить о Кришне, Радхарани, Гуру. Это наша благая удача. И об этом говорится снова и снова в 10 песне « Шримад Бхагаватам» в беседе Шукадевы и Парикшита Махараджа. Помните, Парикшит Махарадж постился до самой смерти, и остальные мудрецы естественно тоже не ели. Они не принесли с собой сэндвичи. И беседа продолжалась день за днем. Оба были очень вдохновлены.
Парикшит Махарадж говорил: «Я пью Хари-катху, темы, обсуждаемые тобой, и я не чувствую жажды, я не чувствую голода, я не чувствую слабость, я ощущаю себя полным сил и жизни». Шукадев воодушевлен говорить об этом, а Парикшит Махарадж воодушевлен слушать об этом. И все получают поддержку и вдохновение.
00:34:09 Если же мы читаем их беседу, прочитав какую-то часть, мы говорим: «Ну, все, с меня хватит, со всем почтением, но стоит сделать остановку». В их же случае — это продолжающийся вечный поток Кришна-катхи. И они говорят время от времени, возможно, естественным образом наше обусловленное положение заставляет нас чувствовать неохоту продолжать говорить, слушать об этом. Но они просят нас снова и снова: «Пожалуйста, продолжайте говорить об этом, и тогда вы постепенно начнете ценить это». В этом красота слушания о божественном в отличии от слушания о мирском, о котором можно сказать: «О, я слушал эту историю, я читал это книгу, я знаю эту книгу».
00:35:05 Я уже говорил об истории со змеем Калия в «Бхагаватам». Я читаю это историю уже 40 лет, и она становится все лучше, становится более интересной, больше вещей открывается. Сейчас я читаю её с перерывами уже 40 лет. И новое продолжает являться из неё, она обладает духовными характеристиками и качествами.
Но мы не должны имитировать Парикшита Махараджа и Шукадева, поэтому мы принимаем лишь определённое количество, чтобы не случилось, как ты сказал, передоза. У них не бывает передоза. Они — великие преданные.
Живительный нектар для предавшихся душ
00:36:05 Иногда Гурудев называл последнюю шлоку из «Шри Шри Прапанна-дживанамритам» Шрилы Шридхара Махараджа самой любимой. Это живительный нектар для предавшихся душ. Для тех, кто предался, это будет живительным нектаром. Парамахамса Махарадж, знаменитый Парамахамса Махарадж Гаудия Матха, говорил: «Я читаю это книгу каждый день». Он был личным помощником, адъютантом Сарасавати Тхакура, его звали Парамананда Прабху. Он присоединился в очень молодом возрасте. Он говорил: «Я читаю немного из “Прапанна-дживанамритам” каждый день, одну главу или хоть что-то, что бы поддерживать воодушевление».
00:37:03 И в конце «Прапанна-дживанамритам» говорится то, что заставляет меня вспомнить, как однажды в Соквэле Шриле Гурудеву Хасаприя Прабху поднес первый сбор, не знаю, как правильно сказать, первый сбор урожая с пасеки. И все чувствовали, что это очень радостный момент. Но Гурудев очень загадочная личность. И не знаю, о чем именно он думал в тот момент, но он произнес: «Мне немного грустно от этого». Все были удивлены, потому что это был очень счастливый момент. Но Гурудев сказал: «Вы берете мед пчел, но Гуру Махарадж говорит об этом в “Прапанна-дживанамритам” по-другому», и он процитировал шлоку, которую иногда называл любимой, начинающуюся с «шри шримад бхагавад падамбходжа...». Это заключение книги Гуру Махараджа.
Гуру Махарадж говорит: «Великие преданные наслаждаются этой нектарной субстанцией, этой, подобной меду, нектарной субстанцией. Они наслаждаются ею в сумасшествии. И когда они в сумасшествии вкушают её, капли падают из их рта. Они не осознают этого, они в сумасшествии вкушают эту субстанцию, и капли медового нектара падают. И я ловлю их. И то, что мне удалось поймать, я представляю в этой книге».
00:39:01 Мы должны знать, что есть план таких личностей. Мы не хотим искать среднестатистический более-менее приемлемый вариант и от него деградировать ниже. Скорее мы хотим смотреть в сторону высшего плана. Да, время от времени мы превышаем наши возможности. Это не должно приводить к отвержению прибежища, скорее к признанию ограниченности наших личных возможностей, «ашрая лаийа бхадже таре кришна нахи тйадже ара саба маре акарана» (Шрила Нароттам дас Тхакур) и вести к принятию прибежища у тех преданных, которые наслаждаются этим. Таков наш процесс.
И Сидханти Махарадж, Бхакти Премик Сидханти Махарадж, он мог говорить очень много всего, потому что он честный преданный. Но мы также видим, как он поступал, что он делал. Когда он чувствовал нечто подобное, это подталкивало его к тому, чтобы ещё больше принять прибежище у Шрилы Гурудева.
Будучи скромным преданным, он мог выражать некое разочарование, перегруз, передоз, как бы мы не называли это время от времени. Но своим поведением он показывал, что в такие моменты он уходил глубже и устанавливал более глубокую связь со Шрилой Гурудевом и со служением ему, жертвовал собой, предавался больше. Мы ищем руководство из высшего мира.
00:40:54 «Випадах санту тах шашват татра татра джагад-гуро
бхавато даршанам йат сйад апунар бхава-даршанам»
(«Шримад Бхагаватам», 1.8.25)
Кунти Дэви говорит: «Когда я в беде, обстоятельства вынуждают меня ещё больше сфокусироваться на памятовании о Кришне, потому что я нахожусь в сложном положении. Когда случаются беды, я чувствую большую необходимость, большую насущность в памятовании о Кришне».
«Анукулйасйа санкалпах» — продвинутый, средний уровень преданности значит уметь преобразовывать оппозицию в нечто позитивное, прогрессивное.
00:42:27 «Шротавйах киртитавйас ча смартавйас чеччатабхайам»
(«Шримад Бхагаватам», 2.1.5). Совет Шукадева Парикшиту Махараджу: «При любых обстоятельствах продолжай слушать, говорить, помнить о Кришне в обществе преданных».
Харе Кришна.