Нужно развить твёрдую веру

Бомбей - 13 января 1973
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:41:36 | качество: mp3 128kB/s 37 Mb | прослушано: 196 | скачано: 108 | избрано: 3
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:15 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, седьмая глава, текст 1, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 13 января 1973 года в Бомбее, Индия.

00:01:18 Итак, сегодняшняя тема Кришна-йога. Вчера мы отчасти говорили об этом, Кришна Всепривлекающий. Бхагаван, есть определение Бхагавана, не подумайте, что любой мошенник может назвать себя Бхагаваном и стать им. Нет. Парашара Муни, отец Вьясадевы дает нам определение Бхагавана, бхага значит богатство, а ван - тот, кто обладает богатствами. Например, у нас есть практический опыт: любой богатый человек очень привлекателен, он становится привлекательным, многие люди желают его содействия. Очень привлекательным становится и тот, кто наделен большим влиянием, очень знаменитый человек тоже очень привлекателен.

00:02:42 Тоже самое можно сказать и про очень мудрого, а также про очень отрешенного человека. Отрешенным называют того, у кого есть всё, но кто отрекается от этого и не пользуется этим ради собственной выгоды. Например, человек, желающий всем добра, всё отдает людям, он тоже очень привлекателен. Таковы шесть качеств, делающих человека привлекательным. Бхагаваном называют того, кто обладает всеми этими привлекательными чертами в полной мере. Бхагаваном не может стать любой проходимец с улицы, нет. Это заблуждение. Люди не знают смысла слова Бхагаван и потому называют Бхагаваном любого негодяя.

00:03:56 Аишварьяса самаграсья, богатство. В Бомбее есть много богатых, но никто из них не может заявить: «я владею всеми богатствами, все деньги Бомбея мои», никто не может, так сказать. Но Кришна может. Аишварьяса самаграсья, самагра- всё богатство, а не только его часть. Самагра, сила влияние, вирасья, яшаса- репутация, слава. Например, Кришна рассказал Бхагавад Гиту 5000 лет назад, однако до сих пор ею восхищаются не только в Индии, но и по всему миру. Бхагавад Гиту знают в любой стране, независимо от ее от веры исповедания этой страны. Любой разумный человек, любой ученый, философ читает Бхагавад Гиту. Это говорит о том, что Кришна необычайно знаменит, все знают Его.

00:05:33 Итак, аишварьяса, когда Кришна был на этой планете, Он продемонстрировал Свои достояния, желая посмотреть, как Кришна справляется со своими 16108 женами, Нарада Муни заходил в каждый дворец, там было 16108 мраморных дворцов, инкрустированных драгоценными камнями. Дворцы не нуждались в электрическом свете, а мебель была изготовлена из слоновой кости и золота. Там царило великолепие, в садах росло множество деревьев париджата. Кроме того, Нарада Муни увидел, что Кришна находился одновременно с каждой из Своих жен и в каждом случае проводил свой досуг по-разному. В одном дворце Он сидел с женой и детьми, в другом - участвовал в свадебной церемонии своих детей.

00:06:54 У Него было много занятий, Он занимался не одним делом и это называется богатством. Не подумайте, что Богом может стать тот, у кого есть несколько тонн золота. Нет. Кришна провозглашает: «Я Верховный наслаждающийся, Мне принадлежат все планеты», вот, что такое богатство. Власть. Что же касается силы и власти, то, когда Кришне было всего три месяца, и Он лежал на коленях Своей матери, Он убил множество демонов. Бхагаваном нельзя стать при помощи какого-нибудь метода, Бхагаван- это Бхагаван и всегда Им остается, играет ли Он роль младенца, мальчика или юноши, Он никогда не стареет.

00:08:03 Это еще одно из качеств Бхагавана. Это одно из Его проявлений аишварьи, разными способами мы хотим сохранить свою юность, но Кришна всегда юн. Бхагаван всегда молод, Бхагаван никогда не стареет. Он Пурана Пурушам, Пурана Пурушам значит наистарейший, дело в том, что Он адьям- источник всех пуруш. Есть три Пуруши: Вишну, Маха Вишну, Гарбходакашая Вишну, Каранадакашаи Вишну, их называют Пурушами, адьям пурушам. Он мужчина, Личность, Он не безличен. Безлично лишь сияние Его тела. Несмотря на то, что Он адьям ади пурушам, причина всех причин, причина Маха Вишну, причина Брахмы, тем не менее, наваёванамча, Он никогда не стареет, Бог никогда не стареет, в этом Его достояние.

00:09:36 Яшасах, я уже объяснял значение этого слова. Он всё же остается очень знаменитым. Мировая история не знает иных случаев того, кто жил 5000 лет назад, но до сих пор остается знаменитым. Таких случаев нет, нет ни одного другого примера в истории человечества, но Кришна приходил 5000 лет назад в эпоху сражения на Курукшетре и тем не менее всё еще знаменит, Он знаменит не только в Индии, но и во всем мире. Слово Кришна есть в словарях всех языков. Его также называют индуистским Богом, но Кришна не Бог индусов или мусульман, Он Бог, Бог не индуистский, ни мусульманский, и ни христианский, Бог есть Бог. Кришна- Бхагаван, Сваям Бхагаван.

00:10:37 Бхагаванов может быть много, но Кришна является изначальным Бхагаваном. Итак, Кришна говорит, мы должны взращивать нашу привязанность к Кришне. Как можем мы это сделать? Если мы не знаем о Нем хотя бы чего-нибудь. Как например, девушка привязывается к юноше. Когда? Когда узнает, что-нибудь о нем. Чем больше она знает, тем сильнее она привязывается. В Чайтанье Чаритамрите сказано, если вы хотите привязаться к кому-то, вы должны что-то знать о нем, одного лишь поверхностного понимания недостаточно. Например, иногда нам трудно проповедовать о Кришне, потому что здесь люди считают, что знают о Кришне всё.

00:12:04 Чему их могут научить американцы, европейцы? Чему вы можете нас научить, говорят они. Чем больше знаешь, тем меньше ценишь, но Кришну не так легко постичь. Мы должны знать Кришну, как Он есть. Знать, значит слушать о Нем. Мы не находимся в непосредственной связи с Кришной в йоге. Что значит Кришна- йога? Это значит, что мы познаем Кришну и затем мы привязываемся к Нему, устанавливаем отношения с Ним, самбандху. Мы должны знать свои отношения с Кришной. Эти отношения описывал Шри Чайтанья Махапрабху. Когда Санатана Госвами обратился к Нему с вопросом: «каково мое положение, кто я»? И Шри Чайтанья Махапрабху сказал, каждое живое существо является вечным слугой Кришны.

00:13:14 Таковы наши отношения. Мы вечные слуги Кришны. Поэтому Кришна здесь спрашивает майя сакта. Мы состоим в вечных отношениях с Кришной, но сейчас под влиянием материальной энергии или иллюзии, внешней энергии, мы забыли о Кришне. Поэтому Кришна говорит: «ты должен направить свое внимание и привязанность на Меня, майя сакта». Кришна говорит майи. Ум всегда должен быть сосредоточен на Кришне, мы должны практиковать эту йогу. Как это делало Махарадж Амбариша. Он был великим императором, у него было много дел, связанных с политикой и поддержанием царства, он был всегда занят, он был великим императором всего мира и тем не менее его ум был всегда сосредоточен на лотосных стопах Кришны. Это называется Кришна асакти, Кришна асакти.

00:14:36 Наш ум должен быть сосредоточен на Кришне. Метод очень прост и каждый у себя дома в любых условиях может сосредоточить свой ум на Кришне. Наш ум должен быть на чем-то сосредоточен, ибо ум никогда не бывает пустым, он всегда на чем-то сосредоточен, привязан к чему-то, ум ни на секунду не бывает пустым. Если мы заполним эту пустоту Кришной, это совершенная йога. Мы говорим сейчас о 7 главе, в предыдущей, 6 главе, Кришна сказал, йогинам, есть множество разных йогов, но лучшие из них кто? Кто всегда связан со Мной, думает обо Мне, в сердце своем он всегда думает о Кришне. Йога-это сосредоточение ума на Верховной Личности Бога, как правило, на Господе Вишну.

00:16:10 Между Господом Вишну и Кришной нет разницы, они суть одно. Кришна изначальный Вишну. Совершенным йогом является тот, чей ум всегда сосредоточенна Кришне. Пока у вас нет шраддхи, вы не сможете продвигаться. Шраддха-это вера. Например, вы все пришли сюда, у вас есть немного веры или много, но она есть. Если бы у вас не было веры, стали бы вы тратить свое время, чтобы приходить сюда и пытаться понять Кришну, слушать о Нем. Итак, это начало шраддхаван, с верой и эта вера начинается, в Бхагавад Гите Кришна Сам создает в нас веру, Он говорит о Себе. Для чего? Чтобы зародить в вас веру. Кришна говорит, вы ищите Всевышнего.

00:17:35 Кришна не рекламирует себя, Он лишь представляет Себя. Поймите, Он приходит, чтобы восстановить истинную религию. Он пришел, чтобы восстановить принцип истинной религии. Принцип истинной религии заключается в том, чтобы следовать законам, установленным Кришной. Никто не может создавать религиозных принципов, человек не способен на это, это невозможно. Религия, созданная человеком, не религия. Религия создается Богом. Сакша означает непосредственно.

00:18:32 Итак, Бхагавад Гита - это истинная вера, потому что ее произнес Сам Верховный Господь во благо всего человечества. Кришна говорит, если вы следуете какой-то другой вере, религии, оставьте ее. Должна быть только одна вера, Бог один, религия одна, путь религии один и деятельность того, кто находится в отношениях с Богом, тоже одна. Вот, что значит единство, не может быть других действий, поэтому Кришна учит. Как же усилить свою привязанность? Мы привязаны ко многим вещам, мы привязаны к телу, мы привязаны к семье, к обществу, к стране, у нас много привязанностей, но Кришна говорит майя сакта мана. Это йога, это совершенная йога.

00:19:47 Уча тому, как совершать эту йогу, Кришна говорит нужно принять прибежище у Кришны, невозможно практиковать Кришна-йогу, принять прибежище у кого-либо другого, вы должны принять прибежище у Кришны. Например, в 4 главе Кришна говорит [санскрит Ш. Прабхупада]. Итак, начало это Кришна, прежде всего Кришна объяснил Бхагавад Гиту Богу Солнца. Бхагавад Гита начинается с Кришны. Впервые Он рассказал ее Богу Солнцу. Бог Солнце передал ее своему сыну Ману, Вайвасвати Ману. Сейчас идет эпоха Вайвасвата Ману. Нам многому нужно учиться, но мы пренебрегаем этим.

00:21:03 За один день Брахмы приходит 14 Ману. Каждый Ману живет 4 млн. лет, умноженные на 72. Итак, сейчас идет эпоха Вайвасваты Ману. Из 14 Ману сейчас идет период седьмого Ману. Нынешняя эпоха называется Ману, Ману — это прародитель человечества, манушья. Есть писания под названием Ману самхита, где дается наставления человечеству о том, как жить и как действовать. Мы должны постигать философию Кришны такой, как о ней рассказывает Сам Кришна, не стоит слушать чьи- либо толкования. Если так называемые ученые неправильно толкуют философию Кришны, мы не можем признать учеными тех, кто своими ошибочными толкованиями Бхагавад Гиты, сбивает людей с толку, это не очень хорошо. В противном случае почему столько людей находится в заблуждении?

00:22:19 Причиной тому превратные трактовки так называемых ученых, они пытаются убить Кришну, вычеркнуть Его из Бхагавад Гиты и выдвинуть собственную беспринципную философию. Это не хорошо. Мы должны учиться Бхагавад Гите непосредственно от Кришны, вот что такое майя сакта, это истинный Бхагаватам. Кришна говорит следует постигать это знание в цепи парампары, все великие цари Раджарши постигали Бхагавад Гиту в парампаре. Мы должны постигать Бхагавад Гиту именно в парампаре, мы не должны выдумывать собственные толкования, это не Бхагавад Гита, это злоупотребление Бхагавад Гитой. Если вы хотите усилить свою привязанность к Кришне, вам необходима шраддха, шраддха- основа.

00:23:19 Да, Кришна- Верховная Личность Бога, по крайней мере все признают, что Кришна- величайшая Личность. С этой веры начинается асакти, привязанность к Кришне, с этой небольшой веры. Вы должны взращивать эту веру. Как сформулировал Рупа Госвами адоуш шраддха, если у вас есть небольшая вера, чтобы углубить ее, необходимо общаться с преданными. Допустим, если вы хотите открыть свое предприятие и развить его, вы должны общаться с подобными вам бизнесменами. Например, существуют разные коммерческие организации, ассоциации биржевых маклеров, ассоциации торговцев зерном, ассоциации владельцев нефтяных танкеров.

00:24:30 Чтобы развивать бизнес, необходимо общаться с подобными людьми. Таким образом, если вы хотите укрепить свою веру в Кришну, вы должны общаться с бхактами Кришны, общаться. Садху означает Кришна- бхакта. Не став Кришна- бхактой, согласно Бхагавад Гите, никто не может стать садху. Это тоже объясняется в Бхагавад Гите. Кто? Садху-это не тот, кто надел такую же, как у меня одежду или отрастил длинную бороду, нет. Садху-это чистый преданный Господа, это садху. Тот, кто не отклоняется, тот садху, кто поклоняется только Кришне, как Верховному Господу, таково определение садху.

00:26:01 Садху означает титикшева, тому, для кого Кришна Верховный Господь, Верховная Личность, приходится много терпеть, ему приходится терпеть осуждения и бедствия. Например, из-за того, что Прахлада Махарадж стал садху, Кришна- бхактой, ему пришлось вынести множество мучений от рук своего отца. Его единственная вина была в том, что он был Кришна- бхактой. Даже отец атеист стал его врагом, он хотел убить его. Вы знаете Прахлада чаритру, если будет возможность, мы поговорим об этом, это ужасно. Только потому что пятилетний мальчик повторил Харе Кришна, Имя Нараяны, отец стал его врагом. Титикшева. Поэтому садху должен стать очень терпеливым. Харидас Тхакур стал садху, преданным Кришны.

00:27:15 Он происходил из мусульманской семьи. Тогда мусульманский казин призвал его, «ты мусульманин, почему ты повторяешь Харе Кришна, имя индуистского Бога»? Тот очень вежливо ответил: «мой дорогой господин, столько индусов обращается в ислам, если я приму индуизм, что в этом плохого?». Но тот сильно разгневался и приказал бить Харидаса на семи рынках. Итак, жизнь преданного сопряжена со множеством опасностей, хотя сейчас времена не такие мрачные, люди стали либеральными. Например, я проповедую в западных странах, никто не мешал мне, правительство не чинило препятствий, потому что времена не такие жестокие. Хотя на Западе распяли Господа Иисуса Христа.

00:28:19 Итак, став Кришна- бхактой, человек порой встречается с опасностями, поэтому люди избегают этого. По крайней мере приходится сталкиваться с осуждением и в этой связи Чайтанья Махапрабху говорит: тринада писуничана, нужно научиться быть терпеливым, как трава, тринада писуничана, суничана. Например, мы топчем траву, люди ходят по траве, но она не протестует. Мы срываем с деревьев листья, плоды, укрываемся под ними от палящего солнца, мы срубаем их, но они терпят. Эти два примера привел Чайтанья Махапрабху. Не нужно ожидать никакого почтения в свой адрес, но уважительно относиться ко всем.

00:29:29 Всегда оставаясь в таком сознании, вы сможете в умиротворении повторять мантру Харе Кришна, ничто не будет беспокоить вас. Если вы начнете повторять мантру Харе Кришна, ваши друзья будут осуждать вас. Повторять не трудно, но из-за страха перед критикой люди говорят «я не хочу повторять, мне не хочется носить четки, я могу носить транзистор, но, если у меня будут четки в руках, люди меня будут осуждать». Поэтому нужно обладать терпением. Эти юноши Европы, Америки не обращают внимания ни на какую критику, они отказались от своих шляп и пальто, они выходят на улицы и поют мантру Харе Кришна и не только здесь, но и в Европе, огромных городах: Нью Йорке, Лондоне, Гамбурге, Берлине, повсюду.

00:30:23 Они не придают значения так называемой критике, они тверды, люди принимают. Вот, что такое взращивание шраддхи, веры, адауш шраддха. Чтобы мы смогли усилить свою привязанность к Кришне, вера, шраддха- это необходимое начальное условие. Более того, наша вера растет, если мы читаем Бхагавад Гиту, ибо мы познаем Кришну, тогда у нас появляется вера: «о, это Бог». У вас зарождается пор крайней мере такая вера. Это начало веры, сарва дхарман паритья джа. Сейчас я должен посвятить себя преданному служению Кришне. Вы лишь зря потратили свое время, вы можете писать умные комментарии, но это пустая трата времени.

00:31:18 Если вы не пришли к выводу «теперь я посвящу себя служению Кришне». Если вы сделали это, то это начало шрадхи, затем придет всё остальное. Это объясняет Кавирадж Кришнадас Госвами [санскрит Ш. Прабхупада] Это шраддха. шраддха означает шраде шаде вишвайяас, твердая вера, судритха, нерушимая, нишчайя- убежденность, это шраддха. Что такое вишвасу, что такое вера? Если я посвящаю себя сознанию Кришны, служению Кришне, моя деятельность будет совершенной, это называется шраддха. Если вы колеблетесь, часть Кришне, часть моей семье, часть своей стране, часть своей собаке, нет.

00:32:36 Только сарва дхарма паритьяджа мама камшаранам раджа. Если вы сможете подняться на этот уровень, это начало веры. Кришна Всевышний, служа Всевышнему, вы сможете служить всем. Это называется [не понятно], если вы льете воду под корень дерева, вода автоматически распределяется по всем ветвям, по маленьким веточкам, по листьям, цветам, плодам. Просто лейте воду под корень. Так правильно. Если вы будете поливать каждый листик, думая, у вас не хватит времени, листьев миллион. Это невозможно. Лейте воду под корень, и она разойдется по всему дереву. Так нужно делать.

00:33:55 Любите Кришну, и тогда ваша любовь распространится на всех, на ваше общество, ваших друзей, вашу страну, семью, вас самих, вашу собаку. Если же вы не любите Кришну, если любите только то или это, ваша любовь никогда не станет совершенной. Поэтому весь мир пребывает в иллюзии, люди не знают куда направлять свою любовь, они не знают, поэтому Кришна призывает сарва дхарман паритьяджа мам экам, любите Меня, развивайте любовь ко Мне, всё будет хорошо. В противном случае это лишь видимость любви, шрама эвахе кевалам, эта пустая трата времени.

00:34:54 Пустое времяпрепровождения, люди во всем мире делают попытки, организация объединенных наций, как сделать так, чтобы нации полюбили друг друга? Но в этом нет Кришны, поэтому они пытаются объединить нации уже 20 лет, но те лишь всё больше отдаляются друг от друга, они упускают суть, они не знают, как объединять. Если вы хотите объединить всех людей в одно общество, примите это сознание Кришны и тогда вы объединитесь и политически, и социально, и религиозно, культурно, философски и так далее, ибо Кришна есть всё. Кришна корень. Итак, обратитесь к корню и тогда вы достигните успеха в своем деле. Таков плод изучения Бхагавад Гиты. Посвяти себя преданному служению Кришне.

00:36:11 Мы достигаем совершенства во всех остальных действиях. Таков секрет успеха сознания Кришны. Попытайтесь это понять. К этому сводится вся философия, это иллюстрируется этим практическим примером: выливая воду под корень, дерево как бы мало ее ни было, есть много примеров. Скажем, если вы платите налоги правительству, эти средства распределяются по всему государству: в министерство образования, в департамент водоснабжения и так далее. Вы пользуетесь столькими услугами, но платите налог одной инстанции- правительству, оно распределит эти средства. Поэтому ведическая культура предполагает совершение ягьи для удовлетворения Всевышнего.

00:37:27 Ягья - это действие, направленное на удовлетворение Верховной Личности Бога, но мы не знаем, кто такой Верховный Господь, мы не знаем Бога. Всё забыто. Когда мы говорим о Боге, люди думают «они сумасшедшие, говорят о Боге в нашей цивилизованное время, что за вздор». Таково положение в обществе, но это не так, Бог существует, Бог Кришна Сам говорит о Себе здесь. Как можете говорить, что Бога нет. Бог есть, Бог должен быть, в противном случае, почему всё существует? Например, вы находитесь внутри своего тела, хотя не можете видеть себя. Мы не способны видеть самих себя, пребывающих внутри нашего тела, но мы там. Как только я покидаю свое тело, оно становится бесполезным, оно не стоит и гроша.

00:38:32 Как только мы покидаем тело, наш превосходный мозг, наши изысканные одежды и замечательная деятельность, как только я оказываюсь в другом теле, мое прежне тело тут же теряет всякую ценность. Тоже самое относится ко всему мирозданию. Гигантскому телу материального мира, как и у вашего тела, у гигантского тела материального мира тоже есть душа, это Бог. Как это можно отрицать? В шастре говорится [санскрит Ш. Прабхупада] Как появилось наше тело? Благодаря тому, что в нем присутствует душа. Душа входит в утробу матери вместе с семенем отца и затем из двух секреций формируется маленькое тельце, величиной с горошину, которое постепенно развивается.

00:39:53 Когда процесс формирования заканчивается на седьмом месяце ребенок начинает двигаться, в нем просыпается сознание и он входит в состояние сна. Вначале он бессознателен, сушукти, затем он переходит в состояние сна, он возвращается к сознанию, и затем у него возникает желание выйти и тогда со временем, по истечении 10 месяцев, ребенок выходит. Так происходит формирование материального тела. Так зарождается тело. Если ребенок рождается мертвым, он не растет, потому что в нем нет души. Есть много других примеров. Сможет ли большая сложная машина- самолет «Боинг 747» полететь без пилота? Машина бесполезна, если нет пилота. Аналогично наше тело- машина.
[Обрыв записи].

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 19 января 2022