Где Кришна?

Вриндаван - 15 августа 1974
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:27:07 | качество: mp3 128kB/s 25 Mb | прослушано: 46 | скачано: 98 | избрано: 0
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 7, текст 9, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 15 августа 1974 года во Вриндаване.

00:00:19 Кришна во всех подробностях рассказывает о Своей вездесущности. В первых стихах Он привел множество примеров. Мы можем видеть Кришну на каждом шагу, в каждый момент времени, если мы приучим себя видеть Кришну, это не так трудно. Всякий раз, когда чувствуете аромат, например, цветок розы, исполнен красоты и аромата, он может сразу напомнить вам Кришну. Мы лишь должны приучать себя к этому. Как только вы вспоминаете о Кришне, как только произносите слово Кришна, Кришна тут же соприкасается с вами, вы тотчас же обретаете связь с Кришной. И, если вы сохраняете эту связь с Кришной, изучая все эти примеры в деталях, то у вас не будет недостатка сознания Кришны. Если вы всегда сознаете Кришну, вы величайший йог, йогинам апи сарвешам.

00:01:53 Очень просто, это совсем не трудно, вы лишь должны учиться этому. Вдыхая благоухание прекрасного цветка, в другом месте сказано, что распустившийся цветок, любой цветок, это улыбка Кришны. Поэтому в цветке вы видите улыбку Кришны, как только видите цветок. Я незнаю, почему они просят показать им Кришну, Кришна постоянно являет Себя в разных формах. Они этого не признают. Мы без труда будем видеть Кришну каждое мгновение, на каждом шагу, если изучим слова Кришны, «Я это», -говорит Он. В земле есть всё, в земле содержится аромат розы, в ней есть ароматы других цветов, но никакими научными, химическими методами, вы не сможете извлечь эти ароматы. Возьмите комок земли и экстрагируйте из нее запах розы. Он там, это факт. Посаженное в землю семечко розы, экстрагирует свой аромат из земли. Это факт. Кто может отрицать это.

00:03:46 В противном случае откуда берется это благоухание. Кришна тоже говорит дживанам сарва бхутишу, Он жизнь, семя, биджахам, в следующем стихе Он скажет биджа мам сарва бхутанам, биджа - семя. Своим разумом Кришна сотворит такое великолепное семя. Стоит вам бросить его в землю и полить водой, оно прорастет, постепенно вырастет и извлечет из земли аромат, краску и всё остальное, это факт, никто не знает об этом. Мало того, крошечное семечко баньяна- это тоже Кришна. В противном случае как могло произойти такое чудо? В крошечном семечке, похожем на зерно горчицы, заключено не только одно дерево, но много миллионов плодов и в каждом плоде много миллионов деревьев. Это разум Кришны. Мы не способны на это. Так называемые создатели могут изготовить часы, сложные часы, но из этих часов не появится множество других часов, это невозможно. Однако Кришна так могущественен, Он всемогущ, потому что Он там, Он в семечке, биджа мам сарва бхутанам. Где бы Он ни был, там Он может являть удивительные чудеса. Такова наука сознания Кришны. Что в этом сложного?

00:05:53 К примеру, это электрическая лампа ярко горит, излучает тепло. Откуда оно идет? Из Кришны. Это факт. Он причина всех причин. Это факт. Всё это объясняется здесь. Но мы не должны допускать ошибки, как это делают майявади, которые говорят, что так как электрическая лампочка изошла из Кришны, следовательно, лампочка- это Кришна. Нет, это нее так. Кришна всегда отделен от электрического света. Майявади говорит: так как Кришна находится в электрической лампочке, или в дереве, или в семени, или в цвете и запахе, поэтому изначального Кришны уже не существует, Его больше нет, потому что Он распространил Себя в великое множество форм, но это материальное понимание. К примеру, если вы возьмете лист бумаги, разорвете его на мелкие клочки и выбросите, изначальный листок бумаги перестанет существовать, это свойство материи, но Кришна не такой.

00:07:26 Кришна - Личность, а из Его энергии исходит великое разнообразие проявлений. Тем не менее, Он существует. Он Пурна. Кришна не исчезает оттого, что из Него изошло много всего, это свойственно лишь материальной жизни. Люди не могут постичь Его всемогущество, они считают, что Бог всемогущ, но не могут понять природу Его всемогущества. Энергии Кришны проявляют всевозможные объекты этого мира, но Кришна при этом не утрачивает Своего существования. Вот это всемогущество. Нам не нужно становится пантеистами и поклоняться множеству богов, нет. Пантеизм говорит о том же. Кришна - Абсолютная Истина, разделился на множество частей, поэтому всё в совокупности есть Абсолютная Истина.

00:08:42 Такова теория пантеизма. Но наш ведический взгляд заключается в том, что Кришна причина всего, из него исходят разнообразные материальные, духовные объекты, но Сам Кришна всегда находится во Вриндаване. Кришна там, об этом говорится так. Здесь описываются качества Кришны, Он одновременно един и отличен, ачинтья бхеда бхеда. Кришна- это электрическая лампочка и в тоже время Он не электрическая лампочка. Кришна - это подушка, но Он не эта подушка. Когда мы говорим, что Кришна есть всё, например, некоторые великие миссионеры говорят: «для нас всё Бог». Нет, мы так не говорим, и Кришна так не говорит. Когда Кришна говорит о поклонении, Он не призывает поклоняться электрической лампочке или чему- нибудь еще. «Мам экам»- говорит Он. Не делайте ошибочного вывода вроде «Кришна стал всем, потому мы должны поклоняться всему».

00:10:39 Нет, это ошибка, это ачинтья бхеда, бхеда. Мы должны принять прибежище у Самого Кришны, мам экам шаранам враджа, не у разнообразных Его проявлений. Мы должны понимать, что всё это многообразие зависит от Кришны, не стоит заключать, что, распространив Себя в многообразие форм, Кришна перестал существовать. Нет, это не верная философия. Особенно тапасье, тапасье - это те, кто ищет вечного счастья, есть множество карми, йогов, но истинный тапасья, тапо дивьям. Дивьям означает трансцендентный. Совершайте тапасью ради постижения Кришны. В противном случае Хираньякашипу тоже совершал тапасью. Какую? Его тапасья была очень суровой, настолько, что дрожала вся вселенная, а Брахма вынужден был прийти к нему:

00:12:09 - Чего ты хочешь?
- Я совершаю тапасью ради обретения бессмертия. Если ты сделаешь меня бессмертным, буду тебе признателен».
Брахма ответил: «Я сам не бессмертен. Как я могу сделать тебя бессмертным. Это невозможно.

00:12:25 Смысл в том, что он совершал тапасью, но преследовал при этом материальную выгоду. Но это не тапасья. Тапасья-это добровольное принятие неудобств. Дело в том, что мы привыкли услаждать чувства своего тела. А тапасья- это добровольный отказ от чувственных удовольствий. Это тапасья. Например, экадаши - это однодневный пост раз в две недели. Это тоже тапасья. К тапасье относятся также пост в любой другой благоприятный день. Тапасья полезна не только для продвижения в сознании Кришны, но даже для здоровья. Мы не должны отказываться от тапасьи, упавасан, есть много предписания для соблюдения поста, мы должны соблюдать их. Начальная тапасья - это воздержание от недозволенных половых связей, азартных игр, одурманивающих средств, употребление мяса.

00:13:52 Тем, у кого были эти привычки, это может доставить некоторые неудобства, но мы должны следовать этому. Если мы хотим очистить свое существование, в настоящий момент наше существование не чисто, поэтому мы страдаем. Например, когда нарушается наше физиологическое состояние, мы страдаем от лихорадки и других признаков болезни. Мы страдаем в материальном мире из-за нашего материального тела. Если мы действительно хотим счастья, мы должны согласиться на тапасью. Тапасья необходима. Если, если вы думаете пойти легким путем, обойтись без тапасьи, полагаясь лишь на воображение, тогда станете сахаджи, поверхностным человеком. Нет. Тапасья. Поэтому Кришна говорит тапаш чис тапасвини. Тапасья-это Сам Кришна. Соглашаясь на тапасью добровольно, вы общаетесь с Кришной.

00:15:26 Если вы добровольно отказываетесь от мяса, от одурманивающих средств, то это Кришна, Сам этот процесс. Кришна говорит [не понятно], это тапасья, тапасья-это добровольное следование предписанию шастр. Шастра- это слова Кришны. Что такое Веда? Веда- это то, что говорит Кришна, другой Веды нет. Например, в Шримад Бхагаватам говорится тена Брахма хрида, Брахма хрида, Брахма означает Веда, Брахма, шабда. Итак, Кришна вложил, тена, в сердце Брахмы, ведические шабда, Веда, то есть Он вложил шабда в Брахму, Брахма означает Веда. Брахма, шабда Брахма. Кришна находится в сердце каждого. У Брахмы нет другого духовного учителя, Кришна пребывает в его сердце, поэтому Кришну называют Чайтья Гуру. Кришна так добр, Он Гуру внутри и, если мы серьезны, Он являет нам Себя в образе духовного учителя. Об этом сказано в Чайтанье Чаритамрите.

00:17:09 Так гуру помогает изнутри и снаружи. Кришна так добр, поэтому Он проявляется, как духовный учитель. Вишванати Чакраварти Тхакур говорит: «сакшад дхари», наделение полномочиями, чистого преданного Кришна уполномочивает действовать в роли духовного учителя, поэтому к духовному учителю следует относится так [не понятно], это описано здесь, [не понятно] это признают мудрые ученые, истинные преданные. Но это не означает, что гуру - это Кришна [не понятно], если вы принимаете, а принимать, значит почитать духовного учителя наравне с Кришной, ибо он Его представитель, но не следует разделять философию майявади, гласящую, что гуру и Кришна тождественны. Они одновременно тождественны и отличны. Гуру не отличен от Кришны, потому что очень, очень дорого Ему.

00:18:45 Почему дорог? Потому что он проповедует от Имени Кришны, Он желает того, чего желает Кришна, поэтому он очень дорог. Сарва брахма паритьяджат, такое пожелание Кришны каждому, это же делает гуру. Гуру - это не тот, кто ставит себя в положении Кришны, он лишь учит людей: «примите Кришну Верховной Личностью Бога, предайтесь Ему, всегда думайте о Нем, всегда склоняйтесь перед Ним, станьте чистым преданным Кришны». Таковы обязанности гуру. Это не очень трудно. Любой, кто искренне следует наставлениям Кришны и учит других делать тоже самое, является ачарьей. Ведите себя, как предписывает шастра, как велит Чайтанья Махапрабху, как велит Кришна. Учите этому всех ваших учеников, это ачарья.

00:20:01 Итак, быть ачарьей, гуру, представителем Кришны, не так трудно. Нужно быть лишь очень искренним, нужно следовать простым тапасьям, которые предписываются в шастрах. Харидас Тхакур тоже проповедовал славу, произнесение Харе Кришна своим личным примером, поэтому его признают гуру. Все вайшнавы, все ачарьи, госвами поступали так и проповедовали, поэтому они ачарьи. Кришна говорит: ачарья мам виджаниям нава мани эва тхаркичи. Таковы наставления. В движении Сознания Кришны нет нечего сложного, это не трудно. Мы должны всегда ман мана бхава бхакта. Нам, питающим материальные привязанности, трудно думать о Кришне круглые сутки, мысли о Кришне приносят наслаждения, но из-за наших материальных привязанностей, мы на это не способны.

00:21:39 Поэтому Кришна предписывает, взгляните на многообразные проявления материального мира и постарайтесь помнить Меня. О каком многообразии Он говорит? Пунье ганда питхи вемча. Изучайте природу. Например, мы изучаем природу. Так вот, Кришна призывает изучайте природу и замечайте эти важные явления, Я в них. Это сугубо научный метод, исследуйте природу и выберите какое- нибудь явление, Кришна говорит: «Это Я». Что в этом трудного? Это сознание Кришны. Когда пьете воду, помните о Кришне. Когда видите свет, когда чувствуете благоухание прекрасного цветка, пунья ганда, тотчас вы вспоминаете о Кришне, учитесь этому. Это не трудно. На самом деле мы должны думать о Кришне. Всегда думайте о Кришне, ман мана бхава бхакта, вот образ Кришны.

00:22:53 По этой причине мы поклоняемся божеству. Если вы все время поклоняетесь божеству, в вашем сознании запечатлеется образ Кришны. Я могу видеть Кришну в любое время, стоит мне закрыть глаза, как я вижу Кришну, как Он изысканно украшен, какие Кришна ест вкусные кушанья, что я с преданностью приготовил для Него, бхактья. Самое главное бхактья, а не формальное поклонение. Оно не должно быть формальным, Он не принимает нечего, что не было предложено с бхакти и бхактой, Он не станет это есть, зачем Ему это есть? Разве Он голоден, как я? Нет. Он лишь желает видеть, как мы научились любить Кришну, насколько сильно наше желание служить Кришне. Кришна хочет убедиться в этом. В противном случае Он не нуждается в вашем служении.

00:24:03 Ему постоянно служат сотни и тысячи богинь удачи, они трепетно делают это, они богини. Здесь мы молимся богине процветания: «мать, богиня процветания, пошли мне удачу, богатство». Но богиня процветания боится, как бы Кришна не отверг ее. Например, когда Кришна шутил с Рукмини, она подумала: «возможно Кришна собирается покинуть меня». От этой мысли она тут же потеряла сознание. Это богиня удачи. Они с таким трепетом, смиренно служат Кришне. Какое служение Кришне можем оказать мы? Кто мы такие? Мы - ничто, мы ничтожны. Так зачем Кришне принимать наше служение? Зачем? Он приходит в Своей арчи-мурти, чтобы принимать наше служение. Только лишь для того, чтобы вдохновить вас служить Ему, бхакти.

00:25:08 Вот, чего нужно желать, поэтому Он говорит: «предложи Мне хотя бы патрам пушпам пхалам тойям. Это не суть важно, но предложи Мне с бхакти, [не понятно]». В этом весь смысл. Если у вас нет бхакти, если вы делаете это формально, Кришна не прикоснется к вашей пище. Кришна не бедняк. Поэтому, чтобы вы ни делали, всегда сохраняйте смирение: «Кришна, я такой недостойный». Такова наша единственная мольба, «пожалуйста, прими то, что мне удалось собрать своими силами». Не гордитесь: «я столько делаю для Кришны, Кришна будет обязан принять это». Это не так. [не понятно] вот чего мы хотим. Это очень легкий и в то же время великий путь, но мы должны учиться этому. Научиться этому тоже не очень трудно.

00:26:17 Нас окружает такое многообразие мира, всегда думайте о Кришне, и Кришна даст вам разум. Тот, кто всегда думает о Кришне: «это Кришна, это Кришна», нитья абьяюкта. Вы не сможете обмануть Кришну, это невозможно. Кришна находится в вашем сердце, Он все видит, Ему известны ваши намерения, ваша цель, ваши действия, всё, упадрашта, упадрашта ануманта, Он - свидетель, вы не сможете обмануть Кришну. Будьте искренними и старайтесь служить Ему, Он примет ваше служение и Он даст вам разум и ваша жизнь будет успешной.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 18 апреля 2022