Кришна доступен всем в виде Святого имени

Хайдерабад - 28 апреля 1974
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:38:34 | качество: mp3 128kB/s 35 Mb | прослушано: 262 | скачано: 114 | избрано: 4
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава 7, текст 2, прочитано Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупадой 28 апреля 1974 года в Хайдарабаде, Индия.
Перевод: «Сейчас Я открою тебе во всей полноте знание о материальной и о духовной природе. Когда ты овладеешь им, для тебя уже не останется ничего непознанного».

00:00:46 Вчера, на той встрече я говорил, как называется та школа? Я начал с 7 главы Бхагавад Гиты, в которой повествуется о том, как развивать сознание Кришны. В движении Сознании Кришны может участвовать любое живое существо. В Чайтанье Чаритамрите есть стих, где говорится нитья сиддха, например, мы, все живые существа едят, мы едим, спим, занимаемся сексом и защищаемся в минуту опасности, в этом нечего нового, нитья сиддха, это естественно. Эти потребности присущи каждому живому существу, будь оно человеком или микробом. Нитья сиддха. Также и Кришна бхакти, любовь к Кришне естественна.

00:02:24 В ней нет ничего искусственного. Но по той или иной причине из-за нашего общения с материальной природой, мы забыли, мы забыли о своей любви к Кришне. Мы не принадлежим материальной природе, это первый урок сознания Кришны, духовной науки. Мы духовны, как и Кришна, Верховная Личность Бога, Абсолютный Дух, Он не материален. Даже имперсоналист Шанкарачарья описывал Нараяну в своем комментарии к Бхагавад Гите, Нараяна Личность Бога не принадлежит материальному миру, но авьяктат создает материальный мир, Вселенную, поэтому Нараяна или Кришна, Кришна изначальный Нараяна, это важное определение ведической истины.

00:04:01 Из Кришны исходит первая экспансия Баладева, Из Баладева- Санкаршана, Прадьюмна, Анирудха.Так происходит экспансия. Из Санкаршаны исходит Нараяна, Вайкунтха Нараяна и из Нараяны исходит Пуруша аватара, Вишну. Нараяна или экспансия Нараяны Кришна или экспансия Кришны не являются частью материального мира, Нараяна авьяктат. Есть иной духовный мир, авьяктат материален, но над авьяктой находится санатана, вечная обитель.

00:05:10 Итак, движение Сознания Кришны не имеет нечего общего с материальным миром, мантра Харе Кришна тоже не относится к звукам материального мира. Есть стих Нароттама Дхаса Тхакура, харинама санкиртана-это звук из духовного мира. Например, вы получаете какое-нибудь радиосообщение из Европы или Америки, этот звук не из Индии, а из Америки или из Европы. В духовном мире тоже есть звук, его лишь нужно услышать. Для этого у вас должен быть соответствующий прибор, это устройство находится внутри вас. В сердце это то устройство, с помощью которого вы можете воспринять духовное послание, ибо в сердце находится Нараяна.

00:06:36 В частности, здесь говорится хришдеша, нет никакой необходимости искать место нахождение Нараяны или Ишвары, так как Он находится в сердце каждого. Так говорит шастра. Поэтому, чтобы увидеть Нараяну в сердце, люди идут путем йоги. Метод йоги позволяет лицезреть Нараяну в своем сердце. Точно также вы можете слышать Нараяну благодаря этому трансцендентному звуку. Мы можем воспринимать его, ибо у нас есть чувства, разные чувства, мы можем видеть и слышать. Не важно, как вы воспринимаете Верховную Личность Бога, зрительно или на слух, потому что Он Абсолютная Истина. Раса виграха, Намо, Святое Имя Кришны или Рамы.

00:08:23 Есть раса виграха, духовное и исполненное блаженства форма, виграха значит «форма», эту форму постигают на слух, и она проникает в сердце. Так, повторяя маха мантру Харе Кришна, мы можем воспринимать Нараяну. Это требует некоторой практики, которая приводится в шастрах и совершается под руководством духовного учителя. Только в этом случае человек может постичь Господа или увидеть Его. Здесь приводится то же слово «хридаешу», так говорится в Бхагавад Гите, о том же утверждают Веды. Бхагавад Гита тоже ведическое писание, как Брахма-самхита. Вновь мы видим тоже слово «хрида».

00:09:44 Итак, каждый может увидеть Бога в своем сердце, если воспользуется этим авторитетным методом. Нараяна пребывает внутри вас. По этой причине уединяются великие святые, но они не одни, с ними Нараяна. Святой всегда созерцает Его, он не одинок. Верховная Личность Бога, как Параматма, Антарьями, пребывая в нашем сердце, всегда нас сопровождает. Веды говорят о двух птицах, сидящих на одном дереве, одна птица наслаждается плодами дерева, тогда как другая просто наблюдает. Эти две птицы дживатма и Параматма всегда вместе. Он настолько добр, Он просто ждет, когда же эта дживатма, сбитая с толку и зачарованная материальным миром, материальными наслаждениями, вернется ко Мне.

00:11:16 Если сын покинул дом, отец не перестает ждать, когда же тот вернется и заживет счастливо. Точно также Кришна наш Верховный Отец всегда ждет нашего возвращения к Нему. Поэтому Он приходит Сам. У людей есть возможность постичь Бога, Кришну и вернутся к Нему. Мы ушли от Него, влекомые материальными наслаждениями, которые не приносят нам большого счастья, это страдания. Например, здесь из-за невыносимого жара, находится без вентилятора очень неудобно. Нестерпимая жара, сильный холод и многие другие условия адхьятмика, адхидайвика, доставляют нам страдания. Такова природа этого мира.

00:12:45 Законы материального мира строги, тем не менее, приспосабливаясь к этим условиям, мы пытаемся стать счастливыми, это называется борьбой за существование. Итак, мы не сможем обрести счастье. Вот настоящее истинное счастье. Это описание из Бхагавад Гиты, витарага бхая кродха, витарага, рага означает привязанность. Сейчас мы привязаны к материальному миру, но при помощи практики от этой привязанности можно освободиться и стать витарага. Это возможно. Если вы разовьете в себе свое естественное бхакти, преданность, это нужно разбудить, тогда вы станете витарага. Материальный мир полон страхов, каждое живое существо в страхе перед будущими событиями.

00:14:22 Мы испытываем постоянный страх. Как только мы забываем о своем изначальном положении, о Кришне, возникает искусственный страх. Но эту бхайю, рано, как и привязанность можно превозмочь, если сознавать Кришну. Мад бхавам, моя природа, духовная природа духовного мира, как достичь ее? Есть путь. Бахаво, не только один или двое, но многие, бахаво гьяна тапаса пута, идя этим путем, многие люди очистились, это называется пута. Не очистившись, вы не сможете войти в духовный мир. Так говорится в Бхагавад Гите и многих других текстах. Движение Сознания Кришны предназначено для того, чтобы вернуть все страдающее человечество, всех живых существ домой к Богу. В этом суть движения Сознания Кришны.

00:16:19 Здесь Кришна говорит: «Я объясняю тебе, как обрести знание, позволяющее вернуться домой к Богу». Поэтому здесь Он говорит гьянам-это теоретическое знание. Савигьянам-это знание практическое. Например, в образовательной системе, в научной сфере есть две области: практическое и теоретическое. Гьянам- это теория, а вигьянам практика. Одно лишь знание о Боге- это теория, но истинное воссоединение с Богом, благодаря духовной деятельности именуются вигьянам. В этой главе Кришна поведает знания о Боге, как теоретическое, так и практическое. Я расскажу тебе ашешатах, ашешатах означает «полностью».

00:17:57 И саманвита, вкратце. Когда же говорится ашешатах, имеются в виду исчерпывающее знание. Но яджгьятва, если так или иначе ты постиг эту науку, яджгьятва наиха, в этом мире, иха означает материальный мир, бхуйя, вновь, авьят, что-то еще, гьята вьям авиштате - не более, ты не нуждаешься в большем знании. Таковы слова Вед. Поскольку Кришна есть всё, поняв Кришну, вы познаете и этот мир, и землю, и воду, и огонь, это материя, что есть воздух, что есть небо, ум, разум, эго и что есть душа. Так вам откроется всё, ибо материальные элементы: земля, вода, огонь, воздух и небо, о которых будет говорится в следующем стихе, это проявление энергии Кришны.

00:19:33 Есть энергии и их источник. Например, у костра две энергии: тепло и свет. Утром, по свету, проникающему через окно, вы понимаете, что взошло солнце. По энергии, свету солнца, вы понимаете, что на небосводе взошло солнце. Тоже самое относится к теплу. Если вам жарко даже внутри комнаты, даже, если вы не видите солнце, вам понятно, что именно солнце является причиной жары. Таким же образом мы должны судить о присутствии Верховной Личности Бога, посредством различных энергий. В настоящий момент, мы пытаемся постичь энергии Кришны. Мы не можем видеть Кришну непосредственно, но Его присутствие мы можем наблюдать в форме Его энергии, это свидетельствует о разуме, это называется гьянам. Если же вы находитесь в прямой связи с Кришной, если непосредственно служите Ему, это называется вигьянам. Зачем необходимо гьянам? Дело в том, что…
Обрыв записи.

00:21:36 Вам не понять Бога своим недалеким разумом, это невозможно. Люди пытаются постичь Бога, полагаясь на ограниченные чувства, как это возможно? Мы не совершенны со многих точек зрения. Прежде всего мы совершаем ошибки, мы поддаемся иллюзии, мы пытаемся обманывать других, наши чувства не совершенны. Разве можете вы, имея столько недостатков, и ограниченные чувства, постичь Бога? Это немыслимо. Следовательно, вы должны узнавать о Боге от Самого Бога или Его Представителя. Поэтому Кришна говорит мад ашрайя, под Моим руководством или под руководством Моего представителя. Кришне не постичь, полагаясь на собственный разум.

00:22:52 Все говорят: «я пойму это силою своего знания, своих рассуждений», это невозможно. Здесь сказано о том же самом: «Я буду говорить с тобой». Если вы хотите познать Бога, то это секрет успеха. Многие ученые, философы пытаются постичь Бога при помощи исследований, но их усилия не приведут ни к чему. Вы должны получать это знание от Самого Бога или Его представителя, таков путь. В ведических текстах сказано: «Господи, только тот, кто удостоился крупицей Твоей милости, способен постичь Твою таттву». Тем, же кто предается умозрительным рассуждениям, не постичь Тебя, поэтому утверждение о том, что Бог-Личность вводит людей в недоумение, они не могут этого понять, ибо не приняли прибежища у Верховной Личности Бога, Кришны или Его представителя.

00:24:42 Они не способны на это. Кришна не открывается не преданным, Он непостижим для обычных людей. Поэтому мы должны узнавать о Кришне, Верховной Личности Бога от Самого Кришны, а не от тех, кто лишь рассуждает или дает неверные толкования Бхагавад Гите, им этого не понять. Поэтому наше движение Сознания Кришны-это попытка постичь Кришну. Если вы познаете Кришну в совершенстве, вы тотчас же обретаете освобождение и удостаиваетесь духовного мира. Дивьям. Если вы понимаете Кришну, причину Его прихода, Его ухода, всё это трансцендентные истины, не обычные темы. Иногда мы считаем Кришну исторической фигурой, такой же, как и мы, пусть даже великой, намного превосходящей нас.

00:26:27 Да, Он историческая фигура, но вы не знаете насколько Он могущественен, Он Бог и Его сила безгранична, Он обладает силой, пурнам. Хотя из Кришны исходит всё Его могущество, тем не менее Он остается пурнам, всемогущим. Мы должны постичь Кришну воистину, а не поверхностно, мы должны подойти к этому научно, вигьянам, не стоит делать глупых заявлений «я могу толковать науку о Кришне», некоторые негодяи говорят, что Кришна означает «черный», некоторые мошенники называют Кришну беспутным. Судя о Нем по своим качествам, со своего угла зрения, но истинный смысл слова Кришна- Парамбрахма, Кришна значит Парамбрахма, Кришна значит Всепривлекающий.

00:28:01 Мы должны обращаться за знаниями к великой личности, Рама, Рама означает Парамбрахма. Слова Харе Кришна, Харе Рама означают непосредственную связь с Парамбрахмой. Следует понять нама, намина [не понятно], тождественный. Когда мы произносим Кришна Харе Рама, мы вступаем в прямую связь с Верховной Личностью Бога. Мы не знаем о правилах повторения Святого Имени, но в шастрах говорится о десяти оскорблений. Если мы избегаем этих оскорблений, наше повторение мантры Харе Кришна будет чистым. Но даже если вначале мы повторяем с оскорблениями, а мы не можем повторять иначе, тем не менее Святое Имя будет действовать.

00:29:30 Например, если вы приблизились к пламени очага, то постепенно будете согреваться. Вы должны соприкасаться с огнем, и он будет греть нас всё сильнее и сильнее. Если вы поместите в огонь железный прут, он будет нагреваться всё сильнее, пока не раскалится до красна и тогда он станет огнем, прут будет жечь все, к чему вы им прикасаетесь, он приобретет качества огня. Точно также, если вы всегда находитесь в связи с Кришной. Главное условие для продвижения сознания Кришны- это [не понятно] всегда помнить о Вишну, Кришне, это начало, никогда не забывать.

00:30:53 Итак, если вы повторяете мантру Харе Кришна, это не требует от вас никаких денежных затрат, но выгода огромна, ибо вы соприкасаетесь с Кришной. А Кришна не отличен от Своего Имени. Не думайте, что имя является лишь частичным проявлением, оно пурна, так говорят Веды. Это не очень трудно, просто попытайтесь соприкоснуться с этим звуком. Что в этом плохого? Что вы теряете, если вы повторяете Святое Имя, как эти юноши. Вы видели на фотографиях, как серьезно они отнеслись к этому. Они работают в поле, повторяя Харе Кришна, они работают на производстве благовоний, Харе Кришна. Что в этом плохого? Почему жители Индии не делают этого?

00:32:02 Если, работая на производстве, вы повторяете Харе Кришна, то, что вы теряете? Вы всегда связаны с Кришной. Нет, мы будем говорить о всякой ерунде, но только не повторять Харе Кришна. В этом наша беда. Но Кришна очень добр. Сейчас в Кали югу Кришна пришёл в форме Святого Имени, Харе Кришна. В Кали югу мы ни на что не способны, поэтому Кришна сделал Себя очень доступным в форме Своего Святого Имени Харе Кришна. Кришна доступен, вы можете увидеть Кришну, вы можете прикоснуться к Кришне, можете говорить с Ним, это возможно по мере вашего продвижения в духовной жизни. Постепенно, постепенно вы полюбите Кришну.

00:33:11 Это необходимо. Майя асакта, как только вы полюбите Его, вы привяжетесь к Нему, вот, что нужно. Сейчас мы привязаны к стольким вещам, ибо забыли Кришну. Если шаг за шагом, ваша привязанность к Кришне будет возрастать, вы забудете обо всем материальном, это освобождение. Сейчас мы пребываем в рабстве всевозрастающих привязанностей к материальному миру, из-за чего нам приходится рождаться вновь и вновь. Когда у вас появляется материальное тело, вы оказываетесь во власти материальной природы. Обрести свободу значит избавиться от влияния материальной природы, это великая наука, постарайтесь ее понять, поэтому говорится гьянам техам савигьянам, это не проявление сентиментальности, это не религиозные чувства, это наука.

00:34:21 Сознание Кришны- это знание науки Кришны. Мы изучаем столько разных научных предметов, но пренебрегаем одним-наукой, описывающей Кришну, об этой науке говорится здесь. Если вы лишь попытаетесь постичь науку Кришны, вам откроются все остальные науки. Если вам известны числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0, вы понимаете всю математику, ибо математика состоит только из этих цифр в различных комбинациях. Цифры одни и те же, 1, 2, 3, 4, и вам необходимо лишь выучить их, от единицы до нуля. Точно также, если вы постигли Кришну, прямо или косвенно, вы достигли вершины научных познаний. Потому что Кришна есть всё, это факт. Кришна - земля, Кришна - вода, Кришна - воздух, Кришна - огонь, Кришна - небо, Кришна - ум, Кришна - разум, Кришна - эго, Кришна - душа. Вот, что требуется.

00:36:04 В следующем стихе Кришна говорит, здесь говорится о том же, мы должны понять татвата. В четвертой главе сказано: вы можете понять Кришну, татвата. В другом месте Кришна утверждает наша цель постичь Кришну татвата, воистину, не поверхностно, не прибегая к глупым комментариям. Если мы просто попытаемся следовать тому, что сказал Кришна, что в этом трудного? Это совсем не трудно, но по глупости мы даем этому собственное толкование и майя отнимает у нас знание, майя пахрита гьяна. Тот, кто является последним негодяем считает себя великим ученым, поэтому Кришна говорит майя пахрита гьяна.

00:37:24 Кришна так подробно рассказывает о Себе, но мы не обращаем внимания на слова Кришны, а пытаемся понять Его по-своему, поэтому Кришна говорит майя пахрита гьяна. Атеисты истолковывают эту науку на свой лад, ибо майя лишила их знания. Почему так происходит? Потому что они греховны. В Бхагавад Гите вы прочтете об этом, мы не придумали этот термин, поэтому мы предлагаем, попытайтесь постичь Кришну, попытайтесь постичь Бхагавад Гиту, как она есть, не давайте не верных толкований и не идите на поводу у комментаторов- мошенников, тогда ваша жизнь будет успешна, вы поймете Кришну и станете сознавать Его и тогда…

00:38:29 В западном мире люди со всей большей серьезностью относятся к движению Сознания Кришны. У нас к вам, жителям Индии, по крайней мере к тем, кто симпатизирует этому движению, есть единственная просьба, пожалуйста, постарайтесь постичь Кришну научным путем и ваша жизнь будет успешной. Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 14 марта 2022