Материя происходит от живого

Бомбей - 19 февраля 1974
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:35:20 | качество: mp3 128kB/s 32 Mb | прослушано: 101 | скачано: 92 | избрано: 1
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, глава 7, текст 4, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 19 февраля 1974 года в Бомбее, Индия.
Перевод: «Земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго-эти восемь элементов составляют Мою отделенную материальную энергию».

00:00:42 Пракрити - это энергия. Мы находимся в материальном мире, и наша материальная наука не идет дальше изучения материальной энергии Кришны. Физические законы, химические элементы, свет, звук, всё это составляет область изучения ученых, но они не знают природу происхождения этих материальных элементов. В Шримад Бхагаватам, ведической литературе говорится, что материальная энергия исходит из дыхания Верховного Господа Маха Вишну. Материальная энергия выходит из дыхания Маха Вишну, возлежащего в Каране, Причинном океане. Из Его дыхания происходит звук, звук возникает из эфира, это научный факт. Из звука возникает воздух, затем огонь, вода и земля.

00:02:34 Земля-это последний грубый элемент согласно материальной науке, поэтому Кришна говорит, что земля, бхуми. Бхуми, земля происходит из воды, апа. Что является источником воды, апа? Анава, огонь. Откуда возникает огонь? Из воздуха. Откуда возникает воздух? Из эфира, пространства. Откуда возник эфир? Из ложного эго. Каково его происхождение? Ум. Что является источником ума? Разум. Что порождает разум? Душа. Это наука, но они не знают о происхождении души, они думают, сначала существовало нечто, был некий сгусток материи, больше нечего не было, возможно, вероятно. У них нет определенного знания.

00:03:43 Но отсюда вы можете почерпнуть четкие и ясные знания о происхождении материальных элементов. Кришна является Верховной Душой. Все эти материальные элементы происходят из Верховной Души. Например, ваше тело. Каково его происхождение? Оно произошло из души. В шастре говорится джанта, джанту означает живое существо, слово джанту. Джанту деха упапатти. Согласно теории атеистов, нынешней теории химической эволюции, признаки жизни возникают при определенном сочетании материальных элементов. На теории химической эволюции Дарвина, основано множество теорий. Недавно, когда я был в Лос Анжелесе, туда же приехал один немецкий учёный.

00:05:17 Он написал книгу «Химическая эволюция» и получил за нее нобелевскую премию. Сейчас он ездит по миру, давая лекции по своей теории. В Калифорнийском университете работает один наш ученик, доктор Сваруп Дамодар, он мой ученик и также доктор химических наук. Когда этот немецкий химик давал лекцию, теоретизируя о том, как из материи возникла жизнь, Сварупа Дамодара задал ему вопрос: «Допустим, если я предоставлю вам все эти химические вещества, сможете ли вы получить жизнь»? И тот ответил: «Этого я не могу сказать». Это говорит от том, что его знание не конкретно, но он всё же теоретизирует о том, что жизнь возникла из химических элементов. Нет. Жизнь появляется не из химических элементов, химические элементы возникли из жизни.

00:06:31 Вот настоящая теория. Мы подробно обсуждаем эти темы в наших американских центрах. И мы стоим на утверждении, что жизнь не возникает из химических элементов, но химические элементы возникают из жизни. Я привел один грубый пример. Дерево тоже живое, оно относится к одному из 8 400 000 форм жизни. Дерево это одна из форм жизни. Тот, кто знает обо всех этих условий жизни, является пандитом, настоящим ученым и самодаршаной. Пандит-тот, кто знает, что есть что, такого человека называют самодаршей, тот, кто относится ко всем одинаково. Он знает, что сущность, находящейся в дереве или собаке, или в чандале, в человеке, брахмане или шудре, это душа и все души одинаковы.

00:08:07 Поэтому он равно относится ко всем, самадаршана. Он не проводит различий между человеком, животным и деревом, он знает, что живая сила одна и та же, что душа является частичкой высшей души Кришны. Если у нас есть какой-то разум, мы сможем понять истинное происхождение материи. Из шастры мы понимаем, что после полового контакта мужчины и женщины, материя эмульгируется, в результате чего создается среда, в которой принимает прибежище живое существо, карма надайвана неттрена. Каждый из нас дехантара прабти получает следующее тело. Какое же тело мы получим? Это определяет карма надайвана неттрена, это решение будет приниматься высшей властью, согласно нашей карме. Если мы действовали, как подобает человеку, то удостоимся более высокого положения.

00:09:52 У материальной природы есть три качества. Тот, кто связывает свою жизнь с гуной добродетели, достигает высшей планетарной системы. Те, на кого влияет гуна страсти, останутся в пределах средней планетарной системы. Люди, ведущие себя из рук вон плохо, [не понятно], здесь мы находим подтверждение адхога чханти, они опускаются в царство животных, птиц, рептилий, змей и так далее, животные формы составляют 8 млн. форм. Это дайвина дайва неттрена, неттрена означает «под наблюдением». За всем этим наблюдает Кришна. В другом месте Бхагавад Гиты сказано упадрашта ануманта, Сверхдуша, душа и Сверхдуша, есть две души: Верховная душа и подчиненная душа, живущая в теле.

00:11:24 Что делаем мы, подчиненные души? Верховная душа или Сверхдуша также пребывающая в сердце, наблюдает за всем этим, упадрашта ануманта. Смысл слова ануманта в том, что без Его санкции, мы не способны нечего сделать [не понятно]. Этот опыт есть у каждого. Если мы хотим совершить какой-нибудь неблаговидный поступок, мы слышим голос совести: «не делай этого». «Нет, нет, я сделаю». И мы начинаем бороться с совестью, это борьба между душой и Сверхдушой. Если же вы настаиваете «я должен сделать это», тогда Сверхдуша приказывает: «Хорошо, делай это на свой страх и риск». Вот, что такое карма бхава. Мы становимся подверженными последствиям нашей кармы. Это называется кармана.

00:12:30 Из-за своих действий дайва неттрена и под недремлющим оком высшей власти, дайва неттрена, живое существо получает определенный тип тела. Что представляет собой тело? Пять элементов, восемь элементов: земля, вода, огонь, воздух и небо, а также ум, разум и эго, ложное эго. Ложное эго - это сознание «я-тело», аханкара, я - американец, я - индеец, я - индус, я - мусульманин. Все это проявление иллюзорного сознания, аханкары. Я не индус, не мусульманин, не христианин, не американец, не индиец. Я - живое существо. Кришна говорит: «все эти живые существа Мои неотделимые части», но они ведут тяжелую борьбу с материальными законами.

00:14:00 Мы получаем такое тело, какое соответствует нашему образу мыслей. В противном случае откуда такое разнообразие тел? Они являются порождением нашего неугомонного ума: «я буду делать это, я буду делать то, это и то». Это дайва неттрена. Например, ребенок требует удовлетворения своего каприза, отец говорит ему: «не делай этого», но ребенок настаивает: «я должен это сделать». «Хорошо, делай». Есть много таких примеров.

00:14:47 Итак, есть душа, есть грубое материальное тело и тонкое материальное тело. Душа является главным принципом, а тело, как уже объяснял, образуется благодаря смешению двух секреций отца и матери и сначала имеют форму горошины. С семенем отца душа попадает туда и тело начинает развиваться. Просто попытайтесь понять. Материя развивается благодаря присутствию вечной души. Если души нет, если ребенок мертв, развитие не происходит, никакого развития, тело мертвого ребенка никогда не развивается, это известно всем. Поэтому, материальные элементы происходят из вечной души, а не наоборот. Это не так, это ошибочная теория. Если бы душа появлялась благодаря сочетанию материальных элементов, тогда почему вы не можете произвести живое существо в лаборатории?

00:16:19 В лаборатории это сделать невозможно. Материальное творение возникает, потому что я пожелал этого, я захотел находится в такой атмосфере и Ануманта, Верховный Господь, тот, кто дает Свое дозволение на каждое действие, предоставляет мне возможность войти в тело той или иной матери и тогда материя начинает расти. Истина состоит в том, что энергия, материальная энергия возникает из вечной души. Например, я уже говорил о химических элементах. Рассмотрите, к примеру, лимонное дерево. Это живое существо, и оно производит по меньшей мере сотни фунтов лимонной кислоты в виде лимонов. Все об этом знают. Лимонное дерево приносит вам по 50 лимонов, потом еще столько же, если вы сделаете экстракты из всех этих лимонов, вы получите большое количество лимонной кислоты.

00:17:36 Откуда взялись все эти химические вещества? Благодаря живому существу, присутствующему в дереве. Поэтому, вывод следующий: жизнь порождает химические вещества, жизнь не возникает из химических элементов. Если жизнь- результат взаимодействия химических элементов, тогда произведите ее, я предоставлю вам все необходимые хим. реактивы. Итак, химические вещества возникают благодаря жизни. Попробуйте свой пот, он соленый. Откуда взялась соль? Как она называется на языке химии? Карбонат натрия, нет? Хлорид натрия, хлорид натрия. Откуда берется хлорид натрия? Из вашего тела. А тело возникает благодаря душе, поэтому изначальная причина хлорида натрия-это душа.

00:18:44 Ваше тело или тело дерева, или любое другое тело производит небольшое количество химических веществ. Представьте себе сколько химических веществ может производить гигантское тело Кришны - Вират Пуруша. Поэтому, не думайте, что всё это выдумки. Кришна говорит: «восемь материальный элементов, грубых и тонких составляют Мою энергию». Она исходит из Кришны. Кришна не бросает слов на ветер, Он не обманывает вас. Почему те из вас, чьи познания глубоки, читают Бхагавад Гиту? Потому что она авторитетна, это слова Кришны, это факт. Это авторитет высшей инстанции, мы должны черпать знания из авторитетного источника, мы не можем придумывать знания, такое знание не совершенно, ибо не совершенны наши чувства.

00:20:11 У нас есть четыре недостатка: мы совершаем ошибки, мы попадаем под влияние иллюзии, все знают, что мы ошибаемся. Я несколько раз говорил, что даже такие люди, как Ганди, совершали множество ошибок. Пока вы обусловлены материальными законами, вам не избежать ошибок. Мы также подвержены иллюзии. Иными словами, мы принимаем одно за другое. Например, вы считаете себя телом: я - американец, я - индиец, но вы не американец, ни индиец, это иллюзия, вы душа, вечная душа. Брахма прамада випралиса, это склонность обманывать других. Мне не известно доподлинно о происхождении жизни, но я всё же строю всевозможные теории на эту тему. Когда же мне бросают вызов, можете ли вы при помощи химических веществ создать жизнь?

00:21:27 «Я нечего не могу ответить». Тогда к чему весь этот вздор? Это обман. Если вы действительно знаете, что жизнь может возникнуть из химических веществ, создайте ее, я предоставлю вам нужные химические вещества, но, если вы не способны это сделать, зачем обманываете других? Однако у людей есть такая склонность, человек сам отъявленный мошенник, обманщик, но учит при этом других. Если дьяволу понадобится, он прочтет Евангелие. Мы этого не признаем. В движении сознании Кришны мы не признаем писаний, произнесенных дьяволом, поэтому мы признаем Кришну, сарва карана каранам. Мы признаем то, что Он говорит. Мы не совершенны, наши чувства не совершенны, мы глупы, но знания, что мы признаем, совершенны. Вот, что такое сознание Кришны. Поэтому мы не говорим нечего, что не было сказано Кришной, такова наша квалификация.

00:22:44 Несколько раз некоторые люди хвалили меня: «Свами джи, вы совершили чудо», я отвечаю, что во мне нет нечего удивительного, я лишь следую Кришне. Как попугай я повторяю то, о чем говорит Кришна, только и всего. У меня нет знания, но Кришна говорит: «это так» и я признаю это. И тогда это приносит нам благо. К примеру, если ребенок прислушивается к наставлениям родителей, он обретает знание, родители не станут его обманывать. Если ребенок никогда не видел наручных часов, он спрашивает: «Отец, что это»? Отец может объяснить ему: «мой дорогой сын, это часы, по ним ты можешь узнавать время». «Который сейчас час»? Это совершенное знание, а это знание совершенно, поэтому в начале этой главы и 4 главы, мы говорили, знание, получаемое по парампаре, в чистой ученической преемственности, совершенно и тогда совершенна наша жизнь, благодаря такому знанию.

00:24:06 Если же мы хотим попытаться приобретать знания полагаясь на собственные ограниченные способности, такое знание останется несовершенным, оно основано на домыслах. Если вы хотите совершенного знания, обратитесь к авторитету, эвам парампара, таков путь обретения ведического знания. Необходимо обратиться к гуру. Кто такой гуру? Гуру - шротриам брахмаништам, тот, кто стоит в ученической преемственности и утвердился в знании брахмана. Таков путь. Бхумир апа, материя не является истинной реальностью. Люди так сильно привязаны к материальному миру, это называется невежеством, таких людей называют мудха. Мая пахрита гьяна, они утратили знание.

00:25:10 Об этом нам поведают последние стихи. Не пытайтесь получать знания у несовершенного, обратитесь за знанием к совершенному, к совершенной Верховной Личности. Кто совершенен? Бог совершенен. Совершенен также тот, кто несет божье слово. Это определение совершенства. Итак, Кришна говорит [не понятно] материя порождается энергией Кришны, она не возникает сама по себе. Я уже приводил пример того, как наше физическое тело возникает из души, которая попадает в утробу матери с семенем отца. Исчерпывающее описание этого процесса приводится в третьей песне Шримад Бхагаватам, и вы можете обратиться к нему. Это знание совершенно, потому что экспериментально, а наука означает наблюдение и эксперимент. Если вы зачем то наблюдаете, вы должны провести эксперимент, гьянам вигьянам.

00:26:27 Из предыдущих стихов мы уже узнали, гьянам техам вигьянам, мы получаем теоретическое знание благодаря наблюдению. Савигьянам - это экспериментальное знание. Если вы увидели, что жизнь возникает из химических веществ, поставьте эксперимент, тогда это можно назвать наукой, в противном случае это просто досужие вымыслы. Они не имеют смысла, жизнь не возникает из материи, материя возникает из жизни. Поэтому, мы живые существа являемся ничтожно малыми частицами, об этом тоже сказано в шастрах. Одна десяти тысячная часть кончика волоса, такова величина души. Джива, ананда бесконечно мала, такова наша величина.

00:27:49 Люди не могут разглядеть одну десяти тысячную кончика волоса, нет такого прибора, такого микроскопа, что позволил бы это сделать, поэтому глупцы не способны увидеть душу, измерить ее по длине и ширине, заявляя, что она ниракара. Это не так, у души есть акара, но вы не в состоянии увидеть ее своими ограниченными чувствами. Как же мне тогда понять? Шротриам брахма ништха [не понятно], вы должны учиться слушая, иного пути нет. Веды гласят такова величина души, вы должны признать это, тогда вы поймете. В противном случае, если вы решите поставить так называемый эксперимент, то у вас для этого нет ни инструментов, ни возможностей.

00:28:50 Пусть лучшие медики или физиолог отыщет душу в теле, но они не могут, у них нет таких способностей. Тем не менее, существует нечто, в отсутствие чего тело мертво, это факт. Дело в том, что тело умерло, когда душа покинула его. В чем разница между мертвым и живым человеком? Вы должны это понять, чтобы понять, почему тело мертво. Нельзя прибегать к экспериментам, но вы можете получить ответ, если обратитесь к Бхагавад Гите. Бхагавад Гита гласит бхира, смерть не беспокоит истинно ученых и здравомыслящих людей, ибо они знают, что после смерти душа переселяется в другое тело, точно также, как она переселялась из младенческого тела в детское, из детского в юношеское, из юношеского в тело старика. Теперь же старое тело стало совсем не пригодным.

00:30:20 Подобно тому, как мы меняем старую одежду на новую, также, находясь в материальном мире, мы меняем материальные тела. Это называется переселением души, смертью и рождением. Если же вы обрели освобождение от обусловленной жизни, вы удостаиваетесь в своем духовном теле перенестись в духовный мир. В этом совершенство нашей жизни. Вот, чего мы хотим, покинуть бренное тело и больше не рождаться в материальном мире. Ни Индрой, ни Брахмой, ни червем в экскрементах, вы можете получить любое тело, подходящее состоянию вашего сознания. Сейчас вы создаете свое будущее тело, в момент смерти ваше тонкое тело, состоящее из ума и разума, перенесет вас в другое тело, соответствующее состоянию вашего сознания.

00:31:38 Вы можете наблюдать конец грубого тела, но не способны увидеть другое тело, состоящее из ума, разума и эго. Это тонкое тело. Об этом будет рассказано в следующем стихе. Люди сходят с ума по материальным наслаждениям, они не знают, что материальное тело временно и срок его существования ограничен какими-нибудь несколькими годами, но вы вечны, попытайтесь понять свое вечное предназначение, почему вы так страстно стремитесь к временным целям? Об этом сказано в Шримад Бхагаватам. Клешада, материальное тело клешада, то есть то, что причиняет нам бесконечные страдания. Клешада аса, нам всегда следует помнить: «у меня материальное тело, которое страдает от жары, холода, матра сукха дукха, испытывает наслаждение и страдание.

00:33:03 Почему? Потому что материальное тело. Пока мы в материальном теле, мы будем страдать, такова природа материального мира, вам не избежать страданий. Мы прилагаем усилия, чтобы избавить себя от страданий, это называется борьбой за существование. Но вам не избежать страданий до тех пор, пока вы не остановите круговорот рождения и смерти. Вот, что такое истинное освобождение, когда нам приходится вновь рождаться, получать материальное тело, поэтому Бхагаватам говорит: «эти люди безумцы, прамата, мата означает «безумные», а пра, то есть пракрешта рупена - «совершенно безумные». Есть карма, викарма и акарма, об этих понятиях следует знать. Викарма - это преступная деятельность.

00:34:13 К примеру, многие люди идут на преступление лишь ради денег, считая, что деньги спасут их. Если человек только и делает, что совершает преступления, грешит, в наказание за это ему придется получить неблагополучное рождение папайони. Как тогда его деньги спасут его? Нет, не спасут. Если, например, вы совершили преступление и вас арестовала полиция, будь вы даже миллионером, ваши деньги вас не спасут. Но ради денег люди пускаются в самые тяжкие грехи. Почему они это делают? Лишь ради удовлетворения чувств. Удовлетворение чувств - это единственное, что они получают, поэтому Ришабхадева говорит: насад думани, не делайте этого, это не хорошо.

00:35:09 Почему не хорошо? Потому что из-за этого вам придется получать временное материальное тело - источник страданий, поэтому не делайте этого, не делайте нечего, что заставит вас вновь рождаться в материальном мире. Таково совершенство жизни. Это сознание Кришны.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 16 марта 2022
транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 16 марта 2022