Выход для каждого - принять Сознание Кришны

Гонконг - 25 January 1975
лекция для глубокого изучения из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 7
длительность: 00:41:25 | качество: mp3 192kB/s 57 Mb | прослушано: 206 | скачано: 207 | избрано: 6
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Лекция по Бхагавад Гите, как она есть, глава седьмая, текст 1, прочитано Его Божественной милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой 25 января 1975 года в Гонконге.

00:00:14 «А сейчас, о сын Притхи, Арджуна, услышь о том, как вручив себя Мне, сосредоточив на Мне свой ум и отбросив все сомнения, ты сможешь в полной мере постичь Меня, идя путем йоги».

00:00:41 Арджуна слушает Кришна и Кришна обращается к Арджуне напрямую. Насколько же удачлив Арджуна, он слушает Самого Кришну, Верховную Личность Бога, поэтому здесь сказано «Бхагаван увача». Бхагаван не обычный учитель- человек, или живое существо, но Бхагаван, есть два вида живых существ, к одному относится Бхагаван, к другим - живые существа, мы. Так говорят Веды. Бхагаван тоже живое существо, Он ниракара. Когда мы говорим Бхагаван ниракара, это означает, что-либо у нас нет знания о Бхагаване, либо ниракар означает, что Его форма не такая, как у нас.

00:02:11 Наша форма и форма Кришны отличаются. Кришна полностью духовен, божественен, а мы в настоящем моменте, хотя у нас есть наша духовная форма, внутри этого тела, но поскольку у нас нет видения духовной формы, мы считаем это тело своей формой и это называется иллюзией. У нас есть духовная форма. Когда мы познаем Брахман нахам брахмасми, мы видим ее. Веды предписывают нам понять, что я не тело. Если кто-то придерживается таких позиций: я-тело, я-индус, я-мусульманин, я-христианин, я-американец, я- индиец, таким образом придерживаясь телесного мировоззрения, мы считаем, что мы отличаемся друг от друга и в то же время мы желаем единства человеческого общества, человечества, чтобы жить в мире. Люди очень этого хотят.

00:03:41 Для этого нам необходимо понимание, но пока мы придерживаемся телесного мировоззрения, этой цели не достичь. Пока у нас не будет духовного понимания, нам придется представляться на основе телесных обозначений и это именно обозначение я-индус, я-мусульманин, я-христианин, я-бенгалец, я-синди, я-панджабец, я-американец, всё это телесное представление. И пока мы отождествляем себя с материальным телом, мы не лучше животных, кошек и собак, так говорят ведические тексты. Го значит корова, кхара-это осел, итак асья атма буддхи, тот, кто считает себя атма буддхи, кто считает «я-тело», наше тело состоит из тридхату, трех дхату: капхи, питты, вайю. Итак, капха, питта, вайю, наше тело не является нами и это самопознание.

00:05:29 Я отличен от этого мешка из плоти и костей, когда мы это до конца осознаем, это начало самопознания. Во второй главе Бхагавад Гиты Кришна начал объяснять философию Бхагавад Гиты с этого момента, я не тело и это начало духовного знания. Покуда мы пребываем в ловушке телесных представлений о жизни, о духовной жизни не может быть и речи. Это начало, что душа, вечная душа- дехи, та, кто обладает, владеет телом, дехой. Например, грихи, грихи значит тот, кто пребывает в доме, его называют грихи, грихастхой.

00:06:45 Грихастха, гриха-это комната или квартира и стха- тот, кто находится там с мужем или женой, с детьми, такого человека называют грихастхой, но гриха не является личностью, которая находится в грихе. Грихи и гриха-это разные вещи. Точно также дехи и деха, деха значит тело, а дехи-это тот, кто живёт в теле и вот это сначала объясняется. Дехина асмин дехе, в этом теле находится житель этого тела, то есть душа и с этого начинается духовное знание. Итак, дехи, как например мы меняем одно место на другое, переезжаем с одной квартиры на другую, вы знаете, что это. Точно также, в обусловленной материальной жизни мы владельцы телом, меняем [не понятно] одно тело на другое и это предварительное знание.

00:08:16 У людей нет даже предварительного знания, все думают я –тело, я-индиец, я-американец, я-индус, я-мусульманин, я-брахман, я-кшатрий. Я не тело, я оказался в этом теле вследствие определенных обстоятельств, иначе же я не тело. И этого осознания можно достичь при помощи практики йоги, мистической йоги. Есть множество йогов, как правило хатха-йоги или аштанга-йоги, которые пытаются понять себя при помощи метода мистической йоги, но в Бхагавад Гите это всё обобщается. В конце шестой главы, я пытаюсь сейчас читать седьмую главу, в конце шестой главы Бхагаван говорит йогинам апи сарвешам, есть множество йогов, из всех йогов, сарвешам значит «из всех», есть множество разных йогов.

00:09:52 Практика йоги состоит в том, чтобы медитировать на Верховную Личность Бога, Вишну, пребывающую в сердце. Итак, йоги созерцают Параматму. Параматма находится в сердце каждого, и они хотят отыскать Параматму в сердце. В этом смысл системы йоги, йога значит «связь». Сейчас мы потеряли эту связь по той или иной причине, мы считаем себя отделенными от Бога, но на самом деле это не так. Мы всегда связаны с Богом, с Кришной, но так или иначе возникли некоторые трудности, это называется майей. Например, мы всегда живем под солнечным светом, ночью нам трудно увидеть солнце, но солнце есть.

00:11:09 Я тоже существую, я тоже здесь, это факт, все знают. Сейчас планета Земля повернулась, солнце оказалось на другой стороне Земли, сейчас оно в Америке. Солнце есть и американцы видят солнце, но из-за разного положения Земли, мы не можем видеть солнца, это не означает, что солнца не существует, солнечный свет всегда есть, но планета Земля закрывает его. Точно также мы всегда находимся в отношениях с Богом, с Кришной, но, когда возникает некое препятствие, майа, мы начинаем думать «Бога нет» и «Я-Бог» и так далее. Итак, это неверное представление о жизни: «Я- Бог, Бога нет».

00:12:20 Атеисты и последователи философии пустоты говорят, приверженцы философии пустоты говорят шуньявади, они говорят, что Бога нет, а имперсоналисты говорят, что Бог есть, но у него нет ни головы, ни ног, ни рук, ни рта, ни того, ни другого, ни третьего, в конечном итоге, что представляет собой их Бог? Если у Бога нет ни головы, ни ног, ни тела, ни рта, то, что это за Бог? Это также один из способов объяснить Бога, как нуль. Приверженцы пустоты говорят напрямую «Бога нет, мы в Бога не верим», это ещё можно понять, но имперсональное объяснение Бога невозможно понять, что это такое?

00:13:22 У Бога нет ни ног, ни головы, ни рук, ни рта, то что это за Бог? Они не могут сказать. Итак, имперсоналисты и приверженцы философии пустоты относятся к одной и той же группе, они отрицают существование Бога, но это неправда. Бог есть. Преданные знают, что Бог есть, Он Бхагаван, Бога называют Бхагаваном, поэтому, хотя здесь говорится, Бхагавад Гита рассказана Кришной, все знают, но в некоторых местах, в Бхагавад Гите описывается «Бхагаван увача», Бхагаван и Кришна-это одна и та же Личность.

00:14:24 Бхагаван, есть определение слова Бхагаван, Бхага, мы понимаем слова Бхагаван, бхагья, бхагья, бхагьяван-это слово образуется от слова бхага, бхага значит богатство, то есть достояние. Как один человек может быть богатым, если у него есть деньги, если у него есть разум, если у него есть красота, репутация, если у него есть знание, если у него есть качество отрешенности, в этом смысл слова Бхагаван. Когда мы говорим Бхагаван, Бхагаван Парамешварам, Ишвара Парамешвара, Атма, Параматма, Брахман, Парабрахман, есть пары слов.

00:15:40 Первое слово имеет обычное значение, другое парама- высшее, как например, когда мы готовим пищу, мы можем приготовить разнообразие риса, у нас есть рис, есть разные названия риса, ана, парамана, пушпана, кичурана и т.д. И высший ана, самый лучший, называется парамана, парама значит самый лучший, ана-это рис, но он самого высшего качества. Обычный рис не называют высококлассным рисом, хотя это тоже рис. Когда же вы готовите рис из кширы, то есть с молоком и другими компонентами, качественными, такой рис называют параманой. И точно также качества у живых существ и Бхагавана практически те же самые. У нас есть тело, у Бхагавана есть тело.

00:16:48 Бхагаван тоже живое существо, как и мы. У Бхагавана есть способность творить и у нас тоже есть способность творить, но разница в том, что Он очень велик. Когда Бхагаван создает всю эту вселенную, Ему не нужна ничья помощь, Он создает небо. В небе есть звук, из звука возникает воздух, их воздуха огонь, из огня вода, из воды земля. Так Бхагаван творит при помощи своей энергии, об этом говорится в Бхагавад Гите. [не понятно] Он может создать, например, вода иногда мы тоже создаем воду во время потоотделения, мы потеем, мы можем создать одну, две унции, или даже четыре, пять унций воды, пота. И точно также у Кришны есть та же творческая способность, но Он может создать миллионы Тихих океанов, но процесс тот же самый.

00:18:22 Мы можем создать что-то маленькое, мы создали самолет, он тоже летит по небу, но есть миллионы, миллионы планет, которые летают, парят в небе. В этом разница. Мы можем создать маленький самолет, летающий аппарат, который летит по небу, а Бхагаван создал бесчисленные вселенные, летящие по небу, и Он также создал само небо. И у Него, и у нас есть эта творческая способность. У вас она есть, но вы не можете создать ещё одну планету, которая будет летать в небе, это невозможно. В этом и разница между живым существом и Бхагаваном. Сходство есть, мы создаем большие заводы, большие города, а Бхагаван создает огромные вселенные. Как Он создает? Об этом также сказано в шастре.

00:19:43 Бхагаван создает при помощи дыхания бесчисленные вселенные. Мы можем создать небоскреб и очень гордиться этим, но как мы продвинулись? Мы построили небоскреб, но мы не видим, что Бхагаван создает миллионы планет, где, на которых стоят миллионы небоскребов. Таково понимание Бхагавана. Итак, как же нам понять энергию Бхагавана? Как нам постичь Его креативную энергию, каков потенциал у Бхагавана, как Он всё совершает? Это тоже великая наука, это наука Кришны. Чайтанья Махапрабху говорит о том, кто такой гуру. Гуру-это каждый, кто знает Кришну, является гуру.

00:21:04 Гуру не может быть выскочкой, самозванцем, каждый, кто знает о Кришне насколько это возможно, мы не можем постичь Кришну на 100 процентов, это невозможно. Энергии Кришны настолько многочисленны, одна энергия действует определенным образом, другая по-другому, всё это энергии Кришны. Пракрити, мы видим, что цветок вырастает в природе, не только цветок, столько разных растений, из семян. Есть семена розы, есть семена бела, из них вырастает дерево бела. Как это происходит? Та же земля, та же вода и семена выглядят похожими, но растения получаются совершенно разными.

00:22:18 Как это возможно? Это называется [не понятно] обычно люди или так называемые ученые они говорят, что это творение природы, но они не знают, что есть природа, кто наблюдает, кто контролирует эти функции природы, материальной природы, как она действует. Об этом говорится в Бхагавад Гите, майан дакшена, Кришна говорит «под Моим надзором функционирует природа» и это факт, природа, материя, материя сама не может сложиться автоматически. Эти здания, небоскребы, они созданы при помощи материи, но материя сама не сложилась автоматически в небоскреб, это невозможно.

00:23:09 Есть крошечная маленькая душа, инженер или архитектор, который берет материю и как-то складывает, украшает ее. Как же мы можем сказать, что материя действует сама по себе? Материя не действует сама по себе. Нужен высший разум, управление свыше, высший порядок. Как, например, в материальном мире у нас есть высший порядок, солнце, движение солнца, энергия тепла, света, солнца. Как это всё используется? Об этом говорится в шастре. Солнце-это тоже планета, как эта планета. Как на этой планете может быть множество президентов, но раньше был только один президент. И точно также на каждой планете есть президент. На Солнце мы знаем об этом из Бхагавад Гиты. Кришна говорит:

00:24:36 «имам Вивасват йогам проктован ахамам вивьям», прежде всего Я поведал эту науку Бхагавад Гиты Вивасвану. Вивасван-это президент Солнца и у него есть сын Ману. Сейчас наше время называется периодом Вайвасвата Ману, Вайвасвата-это слово, образуется от Вивасвана, то есть это сын Вивасвана, его называют Вайвасвата Ману. В шастрах всё описано и наш долг, как людей получать знания из шастры, то есть из Веды. Веда значит знание. Получайте знание из авторитетной Веды. Для того, чтобы постичь это ведическое знание необходимо обратиться к должному учителю. Если вы хотите постичь Кришну, здесь Бхагаван, здесь сказано: Бхагаван увача, Бхагаван говорит: «майа сакта», поэтому.

00:26:00 Если вы привяжетесь, у нас столько привязанностей к стольким вещам, но, если мы перенесем эту привязанность на Кришну. Кришна говорит, вы должны воспользоваться этим методом йоги, медитацией. Если у вас нет любви к кому-то, привязанности к кому-то, как вы можете все всегда думать о нем, это невозможно, вы не сможете заставить кого-то «думай об этом, или об этом человеке». Это невозможно. Если я питаю привязанность к чему-то или к какой-то личности, тогда я могу думать об этой личности или об этой вещи. Это называется йогой, постоянная связь, пребывание в постоянной связи-это называется йогой. Если вы хотите в совершенстве знать или насколько вы можете понять при помощи своих чувств, майа асакта мана, вам нужно перенести свою привязанность на Кришну. Таков совет. Если мы хотим познать Кришну, нам необходимо перенести нашу привязанность на Кришну, майа асакта мана. Ум необходимо привязать к Кришне.

00:27:40 Итак, Кришна есть, у нас есть изображение Кришны, его фотографии, храм Кришны, столько всего связанного с Кришной, это не выдумка, это не плод воображения, как считают философы майавади, что вы можете придумать, вообразить в своем уме. Нет, Бога нельзя вообразить, это глупость очередная. Как вы можете придумать Бога? Тогда Бог получается является продуктом вашего воображения, и Он не существует. Это не Бог. Бог не выдумка, Бог присутствует перед вами, Кришна, Он приходит сюда на планету, тат атмана сриджа ахам.

00:28:28 И те, кто видели Бога, нужно у них учиться этому. Таттва дашина, если вы не видели, то как вы можете нести истину другим. Итак, Бога видели, не только видели в истории, в истории, когда Кришна присутствовал на этой планете. История битвы на Курукшетре, где была произнесена Бхагавад Гита, это исторический факт. Так мы можем видеть в истории Бхагавана Шри Кришну и также посредством шастры, шастра чакшуша. Например, сейчас Кришна физически не присутствует, но мы при помощи шастры понимаем, кто такой Кришна. Либо вы напрямую воспринимаете Его, либо через шастру, через шастру даже лучше, чем напрямую.

00:29:46 Поэтому наше знание, те, кто следует принципам Вед, их знания, они получают из Вед, они не придумывают никакого знания. Если, что-то постигается на основе доказательств из Вед, то это фактическое истинное знание и Кришну постигают через Веды, [не понятно]. Бхагавад Гита говорит: «вы не можете придумать Кришну», если какой-то негодяй говорит «я воображаю Его», это обман, вы должны видеть Кришну через Веды и в этом цель изучения Вед, поэтому говорится Веданта- знание о Кришне, это Веданта, анта значит «конец» или последнее слово. Последнее слово, каково последнее слово ведического знания? Прежде всего знание о Брахмане, затем Параматме и последнее знание — это Кришна, Кришна стхунам Бхагаван свайям.

00:31:15 Сарвасьям, Брахман, Параматма и Бхагаван, Бхагаван является источником Параматмы и Брахмана. Кришну нужно постигать именно так, не поверхностно. И даже, если вы поверхностно понимаете Его или даже, если вы не понимаете Его, если вы признаете Кришну Всевышним, то читаете вы Веди или нет, тоже самое, поскольку вы уже пришли к выводу. Допустим, если горит огонь, огонь горит, вы подходите к огню, и вы почувствовали тепло и свет, то знаете ли вы химический состав огня, откуда он взялся или нет, вы уже подошли к огню, и вы почувствуете на себе действие огня, тепло и свет.

00:32:13 Точно также Кришна говорит вы можете быть очень ученым или нет, кем бы вы ни были, если вы просто сосредоточите свой ум и направите свою привязанность на Кришну, майа асакта мана, асакта значит привязанность и ум- манас значит ум. Если вы практикуете эту йогу, это йога, это йога, когда Кришна объяснял систему йоги, Он пришел к заключению, есть сотни и тысячи разных йогов и совершенный йог - это тот, кто всегда думает о Кришне, это совершенный йог, майа асакта. Антаратмана, кто находится в глубинах сердца.

00:33:26 Кришна существует, но поскольку мы сейчас не видим Его в нашем нынешнем положении, мы узнаем о Кришне либо созерцая Его на изображении, либо в форме божества в храме и, если вы это изображение поместите в своё сердце, всегда будете думать о Нем, вы станете совершенным йогом, йогинам апи сарвишам. Если вы продолжаете следовать этой системе йоги, йогам юджин мадашрайя, как вы сможете практиковать эту йогу?

00:34:00 Эта система йоги, в предыдущем стихе говорилось, если Кришна всегда будет в вашем сердце, майа сакта мана, если вы привяжетесь в своем уме к Нему, майа сакта, эта йога, этой йоге нужно учиться, практиковать ее, как всегда хранить Кришну в своем сердце, это первоклассная йога. И эта практика йоги возможна при помощи мад ашрайя, мад ашрайя значит тот, кто принял прибежище у Меня, мад, значит «меня», ашрайя значит принять прибежище, то есть преданный. Мад ашрайя это тот, кто принял прибежище у преданного. Преданный также мад ашрайя.

00:35:11 Преданный-это тот, кто нашел прибежище у лотосных стоп Кришны, целиком и полностью. Итак, конечно невозможно принять прибежище у Кришны непосредственно, это невозможно. Может быть это возможно по особой милости Кришны, но, как правило, процесс состоит в том, что вы должны снискать милости или воспользоваться помощи гуру. Гуру и кто такой гуру? Найти его не трудно, иногда они спрашивают, кого мне принять, как гуру? Но Чайтанья Махапрабху ясно объяснил: Кришна таттва вета сей гуру хай, вам не составит труда найти гуру, любой, кто знает о Кришне, является гуру.

00:36:21 Итак, мад ашрайя, значит напрямую мы не можем принять прибежище у Кришны, поэтому нужно принять прибежище у того, кто принял прибежище у Кришны, тот, кто знает науку Кришны, тот, кто знает Кришну. Мад ашрайя, принять прибежище адау гуру ашрайям, в этом состоит путь движения Сознания Кришны, адау, вначале вы должны найти прибежище у гуру, адау гуру ашрайя, сад дхарма причха и затем спрашивайте его о Кришне, сад дхарма причха. Затем следуйте по стопам великих преданных.

00:37:11 Например, Прахлада Махарадж, великий преданный капиа дэу, великий преданный, точно также и Брахма великий преданный, Господь Шива великий преданный, Нарада Муни великий преданный, в шастрах приводится двенадцать имен, и мы должны следовать им. Это называется сампрадайей. Сампрадайя значит ученическая преемственность, исходящая от изначального гуру. Например, Кришна дал наставление Брахме, Брахма один из гуру. Итак, есть Брахма сампрадайя. Наша гаудия сампрадайя принадлежит Брахма сампрадайе. Таким образом есть Рамануджа сампрадайя, это сампрадайя идет от богини удачи, Лакшми джи, Шри сампрадайя.

00:38:10 Так есть двенадцать махаджан, о них говорится в шастре. Мы должны идти путем махаджан, с какой целью? Чтобы усилить свою привязанность к Кришне, в этом задача. И эту задачу вы можете осуществить в человеческой форме жизни. В других формах жизни, а мы меняем свои тела с одного на другое и, если мы хотим постичь Бога и это очень важно, пока мы не постигли Бога, пока мы не вернулись домой к Богу, наша борьба за существование будет продолжаться, они борются за существование, все борются тяжело ради обретения счастья, но это невозможно.

00:39:15 Мы ищем счастье, ищем его и потом приходит время и всё, конец, твои дела здесь закончились, убирайся. Это называется смертью. Смерть-это тоже Кришна, Кришна говорит в Бхагавад Гите мритью сарва харашчахам, мритью- Кришна приходит, как смерть. В течении жизни, если вы не постигли сознания Кришны, Кришна придет, как смерть и всё у вас заберет, сарва хара. Тогда ваше тело, ваша семья, ваша страна, ваш банк, всему этому придет конец, вашему бизнесу. Сейчас ты вынужден принять другое тело и забудь обо всём этом, вот, что происходит.

00:40:07 Итак, движение сознания Кришны - это величайшее благо для человеческого общества, потому что оно дает знание человеческому обществу. У вас есть замечательное человеческое тело, сделайте свою жизнь совершенной, постигая Кришну. У нас есть эта возможность, вы можете думать, что вы независимы от Кришны, но это не так, вы повинуетесь правилам и ограничениям Кришны. Поскольку мы находимся во власти правил материальной природы, а кто такая материальная природа?

00:40:53 Она представитель Кришны, мама майа, Кришна говорит мама майа дуратийя, вы не сможете превозмочь эти строгие законы материальной природы, а майа-это майа Кришны, поэтому Кришна дает вывод, если вы хотите освободиться от влияния майи, сознанию Кришны и нет другого выхода, это научное движение, любой разумный человек, любой вдумчивый человек обязан принять сознание Кришны, иначе он обречен.
Спасибо вам большое.

транскрибирование: Мариам Губеладзе | Челябинск | Россия | 12 November 2021
обработка текста: Сергей Дубровин | Новосибирск | Россия | 27 December 2021