Милость – наш капитал

Навадвип-дхам - 26 декабря 1982
От заблуждений к Истине! Действия в интересах Души и вечной жизни. Какова природа вечной жизни в духовном мире? Насколько искренне мы ищем, настолько успешны поиски. Подлинный интерес. На первом месте у искателя Истины стоит Совесть. Общество подлинных преданных.
запись беседы для глубокого изучения из раздела «Религия и духовность» со сложностью восприятия: 9
длительность: 00:39:27 | качество: mp3 64kB/s 18 Mb | прослушано: 13 | скачано: 27 | избрано: 2
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

От заблуждений к Истине!

00:00:00 Мы страдаем от такого рода ментальности и пытаемся избавиться от этого. Всё ложно понятое, ошибочно трактуемое, объект злоупотребления – мы в гуще всего этого. Это наше настоящее положение, что поделать.

00:00:47 Никто не хочет быть жертвой заблуждения, ошибки. Стремление к истинному представлению о вещах – это наша врожденная тенденция, мы не можем ее избежать. Но наша природа такова, что мы находимся в тисках ошибки. От лжи – к Истине; и что есть эта Истина, мы должны понять. «От ложных представлений – к здоровой, истинной концепции» – таким должен быть наш поход.

00:01:45 asato mā sad gamaya – это ведическая Павамана-мантра, изречение Упанишад: от ложного – к истинному представлению, от лжи – к правде; tamaso mā jyotir gamaya – из тьмы приведи меня в свет, от невежества – к знанию; mṛtyor mā amṛtaṃ gamaya – от рассеивания, смертности, приведи меня к жизни, или от горечи – к сладости, от разрушения – к вечности. Амритам означает «очень сладостный», от страдания – к экстазу. Такова наша природа, природа всех и каждого.

Действия в интересах Души и вечной жизни

00:03:32 Шридхар Махарадж: Вчера был праздник Рождество – рождение Иисуса Христа. Иисус очень привлекателен в своём самозабвении ради блага других. Примечательный, чарующий, фундамент теизма. Он дал теистический фундамент. Теизм столь необходим, что мы можем пренебречь нашей жизнью. Наша вечная жизнь настолько реальна, что мы можем пожертвовать всеми ресурсами этой материальной жизни словно чем-то незначительным.

00:04:55 Это фундамент теизма, практической религиозной жизни – пренебрежение любыми приобретениями этой жизни, стремлениями этого мира. Таков фундамент. Прочный фундамент. Пренебрежение всеми стремлениями, чаяньями этой жизни, «они незначительны, и я продемонстрирую вам это своим примером».

00:05:31 Это нечто тривиальное, а это свято и возвышенно. Мы можем пожертвовать этими ограниченными реалиями ради достижения более высокого порядка. Таков стандарт, продемонстрированный им, насколько ценна вечная жизнь и и насколько незначительна жизнь бренного мира.

00:06:03 Подобный пример – источник фундамента, на котором достижима вечная жизнь, сладостная жизнь, в которой присутствует интерес души. Ради интересов души мы можем пожертвовать интересами тела, целиком и полностью отвергнуть их.

Какова природа вечной жизни в духовном мире?

00:06:26 Такое наставление даёт нам жизнь Иисуса Христа. И далее, здесь встаёт вопрос. Какова природа этой вечной, духовной жизни в духовном мире? Какова природа среды, в которой душа живёт после смерти? Таков вопрос. Какова эта природа?

00:07:00 Бог - Отец, Бог - Сын, Бог - Святой дух. Бог-сын – это представление близкое к идее Гуру, Бог-Святой дух есть представление близкое к концепции безличного Брахмана, а Бог-отец – нечто родственное идее Нараяны, Творца, благожелателя; нечто вроде Нараяны – Бог-отец в христианстве. brahmeti paramātmeti bhagavān iti śabdyate [SB 1.2.11] Для концепции Параматмы нет места в христианской теологии, мы видим здесь лишь концепции Брахмана, Гуру и Творца.

00:07:51 Когда первый проповедник отправился в Англию, католический священник заявил, дескать, в Библии тоже присутствует мадхурья-раса. Существуют христианские мистики, которые считают Христа своим возлюбленным, а себя рассматривают в качестве невесты, в том смысле, что душа как невеста Христова.

00:08:41 Но этому священнику был дан ответ, что подобная идея как таковая отсутствует в Библии. Там есть идея сына Божьего, бого-сыновство, но не подлинная связь с Богом в истинном смысле слова, нечто преходящее. Не постоянное место назначения. Мадхурья-раса – бого-супружество не представлено там ясным образом.

00:09:44 Шанта, дасья, сакхья, ватсалья, мадхурья, – нет систематического представления. Систематическим образом эти идеи не представлены в Христианстве, лишь косвенно, отдалённо. Систематическим образом бого-супружество не описано в Христианстве.

00:10:11 Смарта-брахманы тоже принимают Кришна-лилу, и они считают, что Кришна – это определенная концепция Бога, но по эту сторону Брахмана, в их понимании это саттва-гуна, не ниргуна, такова их концепция и концепция школы Шанкары.

00:10:38 Школа Шанкары также признает Кришну в Кришна-лиле, но с их точки зрения всё это находится в области заблуждения. Они считают, что это легкая степень заблуждения, но заблуждение. Они считают, что множественность обязательно подразумевает заблуждение, двайта, дуализм множественности.

00:11:23 Их концепция единства - адвайта, они представляют истину в качестве недифференцированной, лишенной качеств субстанции, нечто вроде глубокого сна без сновидений, самадхи, единство, но не система, не единый организм, находящийся в гармонии множественности.

00:11:57 Однако подобные представления об органичном Целом, находящимся в гармонии, присутствуют в школе Вайшнавов, и также среди вайшнавских школ Рамануджи и Мадхвачарьи, Нимбарки, все они признают органическое Целое. Гегель, панантеизм – концепция Гегеля – представление об Абсолюте как о системе, пантеизм и панантеизм. Пантеизм – это нирвишеша-вада, недифференцированное начало, но панантеизм – нечто вроде вишиштадвайта-вады Рамануджи, похоже, но не то же самое.

00:13:00 Перфекционизм – еще одна философская система, позитивное и негативное, обе стороны существуют и обладают своей собственной природой. Обусловленное и необусловленное, ограниченное и Безграничное. Одного Безграничного недостаточно, должно присутствовать ограниченное начало, тогда это Абсолют. Не одно лишь Безграничное. Безграничное не полно, не совершенно, Безграничное и ограниченное, необусловленное и обусловленное, вместе образуют собой Абсолют, позитивное и негативное.

00:13:49 Бхагаван и Майа, майа есть необходимая часть Брахмана, но на противоположной стороне. Но заключение Махапрабху, Его указание таково: она не есть абсолютно необходимая часть. Без майи царство Кришны также может существовать во всей своей полноте. Тем не менее она присутствует там в очень тонкой форме, нитья, вечная природа, но также иногда майа может отсутствовать, это возможно.

00:14:48 Возможность ложного представления вечна, но мир ложного представления не вечен, иногда его нет. Все тюрьмы могут быть упразднены и закрыты, но возможность тюремной системы всегда присутствует, однако в практическом смысле тюрьмы в определенные периоды времени могут быть упразднены и закрыты, но возможность тюремного наказания всегда присутствует, нечто в этом роде.

00:15:24 шлока

00:15:31 Махапрабху говорит: «Тот, кто является владыкой миллионов коров камадхену, козлов, какая будет потеря для него, если одна коза исчезнет?» Майа – нечто вроде этой козы, но сварупа-шакти, лила, имеет вечную природу в области дхармы. Сварупа-шакти полна в себе и совершенна, следует обратить внимание на этот крайне важный момент.

Насколько искренне мы ищем, настолько успешны поиски

00:16:41 Чистота зависит от того, насколько нечто мотивировано, обусловлено интересами Центра. Этот критерий следует прилагать, быть крайне внимательным в этом отношении. Что есть чистота? Что является чистым, каковы признаки чистоты? Насколько некая реалия служит удовлетворению Центра, Первопричины, чистота зависит от этого, все иные условия тщетны.

00:17:23 Насколько искренне мы ищем эту чистоту, настолько наше состояние соответствует этому. Другие законы здесь недействительны, попытка их использовать закончится крахом. И здесь возникает идея гопи во Вриндаване, это объяснение их положения, полнота внимания по отношению к Центру. То, что удовлетворит Его ценой абсолютного риска. Отсюда величие положения гопи Вриндавана, отсутствие закона, отсутствие любых иных соображений, кроме того, что Его удовлетворит. Если любое иное соображение проникнет, то я отклонюсь от моего истинного положения, лишь один критерий – насколько нечто удовлетворяет Центр.

00:18:40 Когда Дроначарья обучал Кауравов и Пандавов, в их числе он обучал Арджуну искусству стрельбы из лука. И однажды, чтобы испытать их, он устроил экзамен. На вершине дерева он поместил искусственную птицу на ветку дерева и попросил всех своих учеников поразить стрелой глаз этой птицы. Вначале он попросил Юдхиштхиру, он сказал:

00:19:49 – Мы хотим испытать тебя, какого прогресса ты добился, насколько хорошо ты стреляешь из лука. Постарайся поразить стрелой глаз птицы на ветви дерева.
– Хорошо. – Юдхиштхира был готов.
– Что ты видишь? Ты видишь птицу?
– Да, я вижу птицу.
– Что еще ты видишь?
– Дерево.
– А что-то ещё видишь?
– Да, я вижу вас всех.
– Положи лук на землю, ты свободен.

00:20:30 Таким образом другие тоже. Он попросил других учеников поразить стрелой глаз птицы, и все говорили: «Я вижу птицу». Когда Дроначарья слышал этот ответ, он говорил:
– Ты видишь всю птицу?
– Да.

00:20:58 Очередь дошла до Арджуны. До этого он спрашивал детей, когда они отвечали, что видят птицу, ветвь дерева или что-то ещё. Вот очередь дошла до Арджуны.

00:21:15 – Арджуна, ты должен пронзить стрелой глаз птицы.
– Да, я готов.
– Возьми лук, натяни тетиву. Что ты видишь?
– Я вижу птицу.
– А что-то другое ты видишь?
– Нет.
– Не видишь ни дерева, ничего?
– Нет.
– Ты видишь всю птицу?
– Нет.
– А что ты видишь?
– Глаз птицы.
– И больше ты ничего не видишь?
– Нет, я вижу только птичий глаз, я не в состоянии видеть ничего другого.
– Хорошо, тогда стреляй!

00:21:57 Таким должно быть наше состояние: только удовлетворение Кришны и ничто другое, Его удовлетворение, никакие иные реалии мы не должны видеть. Таков случай гопи: только интересы Кришны, они не видят ничего другого, даже не всю птицу.

Подлинный интерес

00:22:33 tat-paratvena nirmalam [CC Madhya 19.170] Подлинный интерес – интерес Кришны, но это должно быть нечто реальное, не в физическом смысле. Интерес Кришны может на поверхностный взгляд находиться в другом месте, тогда это другое место должно быть целью.

00:23:03 Как Он говорит Уддхаве: «Уддхава, ты более всего любим Мной. Даже Брамха, Шива, Мой старший брат Баладев, Лакшми Деви и даже Я Сам не столь любимы Мной, как ты, Уддхава». Следует понять, кто Он, какой Он природы. Он не есть нечто застывшее, Он живой, изменяющийся. Где Он, каков Его интерес, как и где он представлен, мы должны понять это.

00:24:02 В целом арчана предназначена, то, что благоприятно для меня, я должен предлагать моему Господу, – это один тип. Всё, что благоприятно, очень сладостно, я должен давать Ему. А если я знаю, что нечто любимо моим Господом, я должен предлагать это нечто Ему, а затем принимать прасадам. И то, что писания провозглашают в качестве любимого Им, я должен предлагать это нечто Ему.

00:24:55 И затем также возможна другая позиция: то, о чём просит меня Гуру или преданный высшего типа, нужно предлагать это ему. Даже иногда пренебрегая указаниями шастры, мы можем предлагать нечто Господу.

00:25:26 Служение может быть различных типов, существует классификация и градация, как мы должны служить нашему Владыке. То, что радует меня или то, что радует Его, то, что рекомендуют писания, или то, что предлагает мне мой высший авторитет, Гурудев, или высший Вайшнав. Что у тебя на уме?

На первом месте у искателя Истины стоит Совесть

00:26:00 Преданный: Когда я впервые пришел к Свами Махараджу, мы пришли, открыли наши сердца, присутствовал мощный элемент самопредания.
Шридхар Махарадж: Да, это происходило, вы хотели вручить себя Свами Махараджу. Ты думаешь, что ты понял его в полной мере?
Преданный: Нет.
Шридхар Махарадж: Насколько вы могли понять его, настолько вы вручали себя этой концепции Истины.
Преданный: Да.
Шридхар Махарадж: Хорошо, теперь в чём различие?
Преданный: Мне кажется, я чувствую, и другие чувствуют, мы чувствуем в наших сердцах…
Шридхар Махарадж: Хорошо. Насколько вы способны понять…
Преданный: Мы чувствуем себя обманутыми.

00:27:32 Шридхар Махарадж: Насколько вы чувствуете, вы можете идти в этом направлении, и искренность. У вас есть ответственность идти вперёд, долг, насколько вы способны понимать путь Истины. Вы должны идти к цели, насколько ты был в состоянии понять: идеал таков, находится в таком-то направлении, мы должны искренне двигаться в этом направлении.

00:28:25 И всякий раз, когда возникают трудности, когда чистое видение пути замутняется, мы должны прибегать к помощи. Насколько это соответствует границам твоего понимания, ты будешь действовать. Должен, не в силу некоего обязательства извне, до известной степени внешние обязательства, ты можешь терпеть определенные обязательства по отношению к своему дружескому кругу, но на первом месте стоит совесть, или внутреннее понимание, внутренний голос.

00:29:32 Обязательства по отношению к местным друзьям до известной степени, в духе терпимости. Наше движение будет направляемо внутренним голосом. «Он присутствует, Он есть, Он повсюду, Он и в моем сердце также. Я должен лишь установить связь с Ним, отбросить эго, искать Его!» – это главное богатство садху, благочестивого человека, преданного.

00:30:28 «Я хочу Его, Он повсюду, Он сострадателен, Он стремится спасти меня из этой грязи и привести в своё царство. Я искренен в моём поиске, Он также не холоден, Он ещё более искренне стремится вернуть меня в свою обитель, свою семейную жизнь.

00:31:16 Я не собираюсь заниматься каким-либо поиском в объективном мире, мире материи, но я стремлюсь к сверхсознанию, сознанию высшего типа, высшей любви, высшему состраданию, высшим чувствам. Мой путь таков, я не должен падать духом, сталкиваясь с враждебными обстоятельствами.»

00:31:49 Бог помогает тем, кто сам себе помогает. Если мы действительно хотим помочь себе, Он готов прийти к нам на помощь, Он искренне стремится помочь мне, я не обращаюсь к какой-то мертвой материи, но к любящему Другу, Отцу, Хранителю.

Общество подлинных преданных

00:32:21 Преданный: Бывают продолжительные периоды, когда мы не чувствуем, что каким-то образом соприкасаемся с Кришной, как будто бы Кришна отсутствует в нашей жизни.

00:32:30 Шридхар Махарадж: Конечно, терпение, утсаха.
utsāhān niścayād dhairyāt
tat-tat-karma-pravartanāt
saṅga-tyāgāt sato vṛtteḥ
ṣaḍbhir bhaktiḥ prasidhyati

(Упадешамрита текст 3)

00:32:49 Здесь, в «Упадешамрите» согласно советам Махапрабху Рупа Госвами дал нам эту шлоку. Какой должна быть цена путешествия, капитал, благодаря которому можно совершать путешествие? utsāhānэнтузиазм; niścayādчистая вера; dhairyātтерпение; tat-tat-karma-pravartanāt – настойчивость, способность прилежно следовать программе предназначенной для нас, делать то, что необходимо: киртан и так далее.

00:33:45 saṅga-tyāgāt – мы должны отказаться от враждебного общества, антибожественного общества; и sato vṛtteḥ – мы будем принимать, пытаться принимать, чувства, переживания, природу мысли Высшего Начала. ṣaḍbhir - мы будем пытаться общаться с садху, с преданными и отказываться от того, что враждебно преданности.

00:34:26 Мы должны продолжать следовать этой программе по направлению к Безграничному, тогда мы сумеем найти Его повсюду. Если мы не отстраняемся от них, то оказываемся во тьме, если не можем отстраниться. Если мы следуем истинному пути и останавливаемся, то мы чувствуем, что это нечто ужасное для нас. Бессознательно мы вступаем в царство Бога, такова природа Безграничного.

00:35:11 Иногда нам будет казаться, что Он очень близко, рядом с нами, а иногда у нас будет возникать вопрос: «Я иду в ложном направлении?» И в следующее мгновение мы почувствуем: нет, со мной всё в порядке, Его игра стоит за этим.

00:35:36 Столь многие события могут происходить. Всегда общество подлинных преданных – это самый важный фактор. В отсутствии этого общения писания, слова, мысли преданных, в этом наше утешение, наш капитал – святые книги и святые люди. И мы должны думать о себе как о бесконечно крошечных существах, и это бесконечно крошечное существо стремится к Безграничному.

00:36:33 Подлинный садху для нас нечто конкретное, всё носит практически абстрактный характер, но садху – нечто конкретное. В его сердце мы найдем существование чувств исполненных Богосознания, нечто осязаемое, конкретное. Мы можем разговаривать, можем делиться друг с другом, и это нечто осязаемое, в противном случае всё носит абстрактный характер.

00:37:17 Преданный: Мой ум испытывает беспокойство, когда я вижу определенные вещи в кругу садху, которые представляют Сознание Кришны в ISKCON.

00:37:50 Шридхар Махарадж: Насколько это в наших силах, мы должны стремиться обрести помощь подлинного садху.

00:37:56 шлока

00:38:03 Когда подобная милость будет дарована свыше, тогда я обрету общество подлинного садху, я обрету подлинного друга. Эта милость есть наш капитал – иметь партнера на долгом пути к Божественности, у которого те же самые интересы, что и у меня, общество друзей с теми же интересами.

00:38:48 Иногда мы будем смотреть на негативную сторону: если я оставлю этот поход, чем я буду удовлетворен, этим смертным миром? Должен ли я стремиться к этому? Обрету я это нечто или нет, неизвестно, но нет иной альтернативы, кроме как идти вперёд к Господу моей веры, я не могу вернуться обратно.

транскрибирование: Сарвабхаума Дас | 08 апреля 2018
обработка текста: Роман Михайлов | Чиангмай | Тайланд | 10 апреля 2018