Концентрация или любовь

Чиангмай - 13 June 2013
Как разные виды йоги объясняют медитацию. В чем цель концентрации? Как погрузиться во внутренний мир? Бхакти йога и гимнастика для тела. Люди пробуждаются на разных уровнях сознания. Главное происходит не в теле, а в сознании. Медитация без чистоты сознания - яд. Соприкосновение с высшей реальностью обесценивает все материальное. «Рецепты духовности». Падения на духовном пути. Что говорит Бхакти йога о том как надо прилагать усилия на духовном пути?
лекция для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:01:10 | качество: mp3 96kB/s 42 Mb | прослушано: 897 | скачано: 828 | избрано: 37
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

Как разные виды йоги объясняют медитацию

00:00:00 Вопрос: «Мне вот интересен такой момент, что разные виды йоги, они рассказывают про медитацию. Я слышал перевод «медитации» как «сосредоточение». И говорят, что люди когда, например, работают, по-мирски, чтобы достичь каких-то результатов, нужно сосредоточиться. Что рассказывает о медитации йога? О разных видах медитации.»

00:00:29 Безусловно, идея, которая озвучивается, она очень понятна людям. Всем понятно, что мы не сконцентрированы, у нас слабая память. И вот тебе предлагается метод: если ты сядешь в пещере, зажжешь в пещере свечу, успокоишь свои мысли, и будешь каждый день проводить со свечей часа 2, а лучше 8, то постепенно ты научишься концентрироваться на свече.И вот ты выйдешь из пещеры, и потом ты, на что бы ни посмотрел – ты будешь так же концентрироваться.

00:01:03 Медитация, она существует в ведической культуре и на санскрите медитация называется «Тхьана». Тхьана как раз означает «медитация», «концентрация», «сосредоточение». И в Бхагавад-Гите – энциклопедии всех видов йоги, энциклопедии восточной духовности – существует целая глава с таким названием «Гьяна йога» или «Медитативная йога».

00:01:30 Но если мы посмотрим эту главу, что мы обнаружим, что то, что там описано, оно существенно отличается от какой-то простой практики внутреннего безмолвия или созерцания свечи. Та практика, которая изложена в этой главе, и в более специальных йоговский трактатах, таких как Хатха-Йога Прадипика, ГерандаСамхита, Йога-сутры Патанджали, она называется «Восьмиступенчатая медитативная йога». И объясняется, что наш организм – это очень цельная образование, которое состоит не только из физического тела, но ещё из тела энергетического, из тела, которое состоит из ума, чувств. Поэтому то, с чего начинается медитативная йога – это асана и пранаяма. То есть различные позы, различные дыхательные практики. И объясняется, что затем следуют такие стадии как дхарана, т.е. отвлечение чувств от объектов и концентрация на своем внутреннем мире. Описано, как черепаха втягивает конечности в панцирь, так же йог отстраняет свои чувства от их объектов.

00:02:53 И уже после того, как достигнуты такие уровни, как хорошее владение позами, энергетическими потоками, пранаяма, дхарана, когда чувства от их объектов уведены, тогда постепенно приходит и глубина концентрации. Поэтому глубочайшие уровни концентрации на собственной душе либо на сверхдуше, или высшей душе, - это уже характеризуется понятием «Самадхи». «Самадхи» означает настолько глубокая погруженность в субъективный мир, в мир души и в мир сверхдуши, Всевышнего, что чувства отстраняются от внешнего мира.

00:03:36 Однако, если мы будем смотреть Ведические писания, они рассказывают, что даже подобное существенное достижение – такая концентрация, которая позволяет полностью отвлечься от внешнего мира, – не является достижением высшим. И Бхагавата-пурана говорит: [яма дипхирьюгапатхаяхкамакротхахатоноху]. Т.е. посредством ямы и ниямы – различных йоговских практик – мы на какое-то время можем отвлечься от мира материи. Но как только мы расслабимся, как естественным образом нас обратно вывернет наизнанку, мы опять привлечемся и будем вожделеть ещё сильнее. Потому что фактически мы попостились, а после того, как мы попостились, конфеты, бутерброды – всё ещё более сладкое.

В чем цель концентрации?

00:04:27 Поэтому принцип, благодаря которому не на какое-то время сдерживаются чувствами, это не принцип искусственного их обуздания посредством концентрации, медитации, а принцип обретения более высокого вкуса, чем вкус к материи, чем мирское вожделение. И Бхагавад-Гита, она говорит [бишаариневартатхенира асе …]. Она говорит о том, что можно долго удерживать чувства от объектов, но только если человек не испытывает вкус какой-то более высокой жизни, вдохновение более высокого порядка, чем наслаждение едой, наслаждение сном, наслаждение размножением или псевдоразмножением, только в таком случае, если что-то более тонкое и более глубокое коснется нашего сердца, мы сможем действительно отвлечься от мира материи.

00:05:24 Поэтому надо понять простую вещь: если мы хотим просто фактически немножко улучшить свою концентрацию, или свою внимательность, или немножко успокоиться, то мы можем сходить в лес, мы можем сделать какие-то ещё вещи. В том числе мы можем помедитировать. Но если мы хотим посредством концентрации достичь какого-то духовного результата, то духовный результат достигается лишь посредством обретения высшего вкуса. А источник этого вкуса – этот Абсолют, Всевышний. Потому что Всевышний – это не просто дыра, из которой всё когда-то вывалилось, и с тех пор, слава тебе Господи, стоит, это олицетворение и источник всех видов счастья. Поэтому Всевышнего по-научному называют «Акила расамрита мурти». Все виды счастья, квинтэссенция всей красоты, всех видов очарования, счастье собственной персоной – это и есть Всевышний. Поэтому подвижники, которые соприкасаются с Ним, они естественным образом, не напрягаясь, не концентрируясь, они полностью обуздывают свои чувства.

00:06:42 Например, в 15 веке были Свами во Вриндаване, они жили необычайно аскетично. В день они выпивали иногда полстакана пахты, они съедали несколько горстей риса и они постоянно писали сложнейшие книги на санскрите о духовности, о любви к Богу. Они постоянно были погружены в медитацию. И наши духовные учителя, такие как Шридхара Махарадж, они объясняют, что это не благодаря тому, что у них была большая сила концентрации, они мало кушали или не благодаря тому, что у них была сильная воля. Они думают: «Ох, как бы я весь стакан молочка выпил», они думают: «Нет, надо разбавить стаканчик два в одном, иначе моя репутация пострадает». Описано, что божественная любовь, переживание отношений с Абсолютом настолько заполняли из сердце, что они забывали о еде, они забывали о сне, они забывали о заботе о своем теле и т.д. И вот именно такой путь – не обретение отрешённости, не восходящий, а нисходящий он является высшим.

00:07:59 Поэтому в Бхагавад-Гите вся 6-ая глава, она рассказывает о медитативной йоге, она описывает классические вещи «Уйди в пещеру, найди шкуру, сядь на шкуру сконцентрируй глаза на кончике носа, сознание – в межбровной чакре и медитируй». Но, в конце концов, последние специалисты по поэзии говорят, что самые сильные, запоминающиеся места – это обычно начало, конец и середина (если середина – это кульминация произведения, если там что-то самое интересное происходит). Завязка, развязка, кульминация.

00:08:43 И самый сильный завершающий стих всей шестой главы Бхагавад-Гиты – Дхьяна-Йога – там 2 стиха, первый звучит так, предпоследний:
[тапасвибхйо 'дхико йоги джнанибхйо 'пи мато 'дхикахкармибхйашчадхико йоги тасмад йоги бхаварджуна]
Йог – он выше тех, кто, следуя практикам вед, старается быть благочестивым тружеником. Я сажаю деревья, я хороший отец, за это в следующей жизни у меня всё будет хорошо, ничего не будет болеть и т.д. Йог выше, чем человек, который хочет просто хорошо себя вести в этом мире, чтобы в следующей жизни хорошо и в этой жить. Йог выше, чем такой мирской труженик.

00:09:27 [тапасвибхйах …] Йог выше людей, которые истязает себя, для того чтобы отречься от мира материи. Веды говорят, что существует более глубокий и менее мучительный способ. Он выше, чем аскет. Т.е. если вы себя кнутом стегаете и в колючках спите – это ещё не высшее достижение. [гъянипхйо] Йог выше, чем интеллектуал или выше, чем тот, кто стремится отречься от мира. Потому что Бхагавад-Гита, она в принципе не поддерживает идеи интеллектуализма. Она говорит, что своим интеллектом ты никогда не сможешь познать Господа. И так же не поддерживает идею отречения.Бхагавад-Гита говорит, что без труда ты даже не сможешь поддерживать своё физическое тело. Как ты можешь отречься от мира, если комар придет, укусит, придется почесаться и т.д. Поэтому йог – он выше всех этих категорий: благочестивые труженики, интеллектуалы, аскеты. Поэтому «Стань йогом!» – говорит Кришна.

00:10:26 Но дальше Он (Кришна) говорит: [йогинамаписарвешаммад-гатенантар-атманашраддхаванбхаджатейо мам самейуктатамо матах]
[йогинамаписарвешам] Среди всех йогов
[мад-гатенантар-атмана] тот, кто вручил Мне своё сердце, тот, кто постоянно своим умом, своим сердцем пребывает во мне и
[шраддхаванбхаджатейо мам] с верой поклоняются Мне
[самейуктатамо матах] тот в высочайшем степени связан со Мной.

00:11:07 Поэтому оказывается, что все практики, которые связаны с концентрацией, с медитацией, с самоконтролем, они, благодаря устранению вожделения могут привести нас на границу материального и духовного миров. Этот уровень называется Атмарама. Они описан в Бхагавад-Гите: [брахма-бхутахпрасаннатма на шочати на канкшатисамахсарвешубхутешумад-бхактимлабхате парам] Тот, кто осознал себя душой, ни о чем не скорбит, ничего не желает, относится равно ко всем живым существам.Но чтобы войти в более высокий мир, в мир, где каждый добрее, чем ты, каждый жертвеннее, чем ты, каждый честнее, чем ты, никакими силами концентрации, медитации, отрешенностью ты не возьмешь [неразборчиво] того мира. Единственная причина, для чего можно войти туда – это благодаря симпатии обитателей той земли. Поэтому без личностных отношений со Всевышним, с Его слугами, обитателями мира бессмертия, какая бы концентрация у нас ни была, это невозможно.

00:12:20 Само слово «йога» – оно обладает двумя значениями. Первое значение – это обуздывать чувства, контролировать себя. Но второе – более сокровенное значение слова «Йога» - означает быть связанным. «Юкта» часто и «йог» переводят часто в советских академических изданиях как «сопряженный».Не путать только с «запряженный», не как лошадь, а «сопряженный», т.е. связанный. Поэтому йог – это тот, кто связан со своей душой, осознал себя душой и тот, кто связан с Источником души – с Параматмой – высшей душой, с Богом. Бхакти-йога – обретение любви к Богу, отношений с ним и возможность не только избавиться благодаря концентрации, не привязанности, от влияния мира материи, но войти в мир, где даже травинки состоят из субстанции более высокой, чем субстанция нашей души – это сфера уже не Дьяна-Йоги, не медитативной йоги, а Бхакти-Йоги – йоги обретения преданности с Абсолютом.
Я не знаю, насколько это было понятно.

Как погрузиться во внутренний мир?

00:13:35 Вопрос: «Да, а вот есть ещё в ведических писаниях такой интересный момент: они больше рассказывают не про внешнюю деятельность, а про работу на таких непонятных нам сейчас наших внутренних просторах как интеллект и ещё глубже. Бхакти-Йога, она часто рассказывает: просто делай так, и тебе откроется то, что ты дальше не представляешь. Т.е. они начинают путь внутрь тебя. Что рассказывают об этом более подробно, более системно Писания?»

00:14:15 Это будет несколько тяжело. Общая идея в том, что это не так просто – погрузиться в свой внутренний мир – вот в чём дело. Потому что наше сознание, оно целиком поглощено внешним миром. Мы говорим, что в действительности, любая практика – это определённая эмоция. Вот в чем дело. И в Бхакти-Йоге значительно внимание уделяется не теоретическому знанию, а определённому чувству. Определённые чувства – это не всегда сентиментальность, типа девушка прочитала книжку и уже плачет: «Кришна такой красивый, так хочу жить с ним». Не сентиментализм. Чувство, как что-то очень фундаментальное в нас. Потому что на самом же деле люди, они желают отношений, они желают любви, они желают чувств, эмоций.

00:15:22 Поэтому определённым образом 2 процесса происходят. Первый: находясь в процессе Бхакти-Йоги, общаясь с теми, кто обладает более глубоким пониманием реальности, более выраженным вкусом духовной жизни, мы этим вкусом напитываемся. И второй процесс: в нас должно развиться определённое разочарование в мире материи. И так же это вопрос нашей веры. Потому что если человек, вся его вера сосредоточена в материи, если вся его жажда, вся его убеждённость в том, что счастье – вот именно здесь есть, оно в материи, то это не так просто оторваться от неё. Можно сказать, что постепенно соприкасаясь с высшим вкусом, с одной стороны, и разочаровываясь в материи, с другой стороны, постепенно человек начинает осознавать себя не телом, а душой.

00:16:36 И существуют определённые источники, которые нас мощно отвлекают. Мощно отвлекают – это деньги, противоположный пол, это слава. Даже, хотя вся Россия борется с сигаретами и т.д. Но объясняется, что даже ещё более глубинная тенденция, чем склонность к мясу, к алкоголю – это гордыня, например. Потому что человек, который может питаться солнцем – он может очень этим гордиться. И вообще, публиковать себя на youtube, «Я питаюсь солнцем». Гордыня, желание денег и стремление к противоположному полу – это очень сильные наркотики.

00:17:28 И поэтому те, кто становятся на духовный путь, они с одной стороны стараются аккуратно обращаться с этими энергиями, по возможности принимать столько денег, сколько необходимо, а не столько, чтобы крыша отправлялась, как летающий дом, в путешествие. По возможности, упорядочивать свою личную жизнь и по возможности осознавать, что это талант от Бога. Всё, чем мы гордимся, Кришна говорит в Бхагавад-Гите, что [текст на санскрите] «Талант в человеке – это я». Мы-то думаем, что всё, что мы имеем, в принципе, когда мужчина говорит: «Я зарабатываю», он зарабатывают благодаря какому-то своему таланту. Инженер он или поэт, не так это важно. Он начинает «Это мой талант».

00:18:16 В какой-то момент, если человек понимает [ишвасими на сарвам], что мне вообще ничего здесь не принадлежит. Я пользователь. Я не создавал солнце, я не проектировал тело. Это в высшем смысле – не моё тело, не мой мир, даже не мой талант. Это все мне выдано в какую-то аренду, по милости свыше. Тогда он совершенно пересматривает свой взгляд на мир. Поэтому если мы понимаем, что наш талант, он от Бога, что деньги – это мощная энергия, что противоположный пол – это, в сущности, Фрейд был прав в том, что иногда отношения полов – это считается олицетворением самой материальной энергии, потому что Майя описывается как прекрасная женщина и т.д. Поэтому памятуя обо всех тих вещах подвижники, с одной стороны осторожны в направлении противоположного пола, денег и гордыни, а с другой стороны они всеми силами стремятся соприкоснуться с каким-то более высоким вкусом.

00:19:24 И вот тогда человек постепенно, потихоньку и начинает осознавать себя не телом, а душой. Он в какой-то момент понимает, что сначала духовная практика, духовный путь казался мне чем-то абстрактным, нереальным, а вот здесь всё конкретно: вот это мой дом, он конкретный, мои друзья, они конкретные. А духовность – это что-то такое эфемерное, что может у меня быть, может не быть. Но в какой-то момент он понимает, что друзья здесь могут изменять, дом может сгорать. Даже тело, не то, чтобы мы можем лишиться, мы, несомненно, его лишимся. И тогда, в какой-то момент они понимает, что наоборот физическая реальность утекает сквозь пальцы. Материя утекает сквозь пальцы. Но наоборот, мир сознания, мир души – это, с одной стороны, самая основа нашего я, душа – частица сознания, и с другой стороны – это наш подлинный, вечный, бессмертный дом. А в мире материи мы на чужбине.

00:20:35 Какие-то просветленные души, которые полностью не считают себя телом, которые могут часами пребывать в медитации или которые, читая книги о Боге, плачут и льют слёзы божественной любви – таких людей единицы. Бхагавад-Гита в главе «Постижение Абсолюта и Его энергии», «Гьяна-вигьяна-йога», говорит о том, что такие души очень редкие на Земле. Не может быть массовой глубокой духовности. И возникает вопрос: если мы не можем попасть в десятку, в топ, тогда каково может быть наше достижение? Наше достижение – это определённые маленькие просветления. То, что народным языком называется «приотпускает». Если мы искренне практикуем духовную жизнь, то в какой-то момент мы начинаем более глубоко воспринимать реальность и приходит ли хорошее в этом бренном мире, или плохое, нас «приотпускает».

00:21:45 Более зрелые люди понимают, что у них смещается категории «хорошего» и «плохого». Они понимают, что не тогда, когда нас вкусно кормят – это хорошо, а когда невкусно кормят – это плохо. Прежде всего, если у нас есть возможность слушаться Всевышнего, служить Ему, глубже постигать Его – это богатство. Если мы отрезаны от этого, то даже если нас посадят за роскошный стол, нам создадут какие-то комфортные условия, но рядом люди, сознание которых поглощено материей, то мы почувствуем, что всё хорошо, но здесь молчат о главном. Примерно, как в американских фильмах, когда труп под столом лежит, допустим, и половина гангстеров за столом знают, что у них там припрятан труп, а вторая половина – обычные гости. Они все беседуют, часть чувствует, что о главном-то мы и молчим – под столом Фредди. Примерно так. Происходит очаровательная беседа, но о главном они молчат.

00:23:05 Более того, в светской компании сказать о Боге – это дурной тон. Если вы хотите испортить весь отдых, то скажите. Вы можете говорить о гламуре, о моде, о ссоре со своей девушкой, они с удовольствием выслушают, чем более вы будете сочно это рассказывать, что вы чувствовали, наоборот это будет. А если вы встанете и скажете: «А вам не кажется, что Иисус умер за наши грехи?», вы сразу почувствуете, что люди просто начнут чаем давиться, а может даже и не чаем, если компания более взрослая. Поэтому такая идея: в какой-то момент вы почувствуете, что вы не можете находиться там, где молчат о главном. И вот это один из симптомов того, что может быть мы не осознали себя душой, но мы двигаемся в правильном направлении.

Бхакти йога и гимнастика для тела

00:24:00 Вопрос: «Насчет направлений, я в своё время, услышал, что часто мантры – они как духовные формулы, духовные корабли. И что, сосредоточившись на них, надеяться, что мы это поймем. И точно также говорят, что разные системы йоги дают какие-то внутренние цели и ведут тебя куда-то. В то же время Писания говорят, что есть всякие гимнастики, какие-то дыхательные упражнения, которыми ты можешь заниматься. Но самый тонкий, самый глубокий уровень – это всегда Бхакти-йога.»

00:25:00 Да ладно! Надо ещё найти тех, кто будет так считать. Все бы, кто бы понимали, все бы были Бхакти-йоги! Нет, на самом деле, как раз проще понять, что это связано с конкретным результатом. Например, ты посещаешь какие-то встречи и у тебя укрепляются мышцы спины. Вот это понятно, для чего ходить на эту встречу. Или ты пьёшь питательный сок, или малопитательный, но очень полезный. И вот это наоборот. Большинство, люди, они конкретны.

00:25:40 ИБхагавад-Гита говорит, что существует 3 такие фундаментальные энергии мироздания: невежество, страсть и благость. И когда преобладает невежество, оно ближе к сознанию животного, а не человека. Поэтому когда преобладает невежество, человек считает «Я есть это тело, тело = я, я = тело». И он считает, что есть только то, что я вижу. Верю глазам. В страсти, если он пребывает немножко в другой энергии, на другом уровне сознания, он может колебаться: что может быть, есть что-то другое, помимо того, что я понимаю, помимо того, что я вижу. В благости, или в энергии просветления, он понимает совершенно мистическую вещь: [джанма, мритью, джара, вьядхи…]мир, где есть смерть, старость, болезни и страдания, никогда не может быть нашим подлинным домом. Сделка с миром смерти никогда не удовлетворит нас, она вызовет лишь потери наших сил.

00:26:50 Но если это сказать большей части людей, они скажут: «Да ладно! Всё равновсе умрем, а сейчас надо рожь сажать» и т.д. Поэтому, чтобы действительно срезонировать с этим, надо обладать очень высоким просветлённым сознанием. И мы знаем, что олицетворение этого – Будда. Будда, он совершенно символический персонаж, тем более здесь, в Таиланде, не поговорить о Будде… Будду держат во дворце, где отец царь стремится, чтобы его окружали только прекрасные юноши и девушки, только изысканная еда, не было никаких болезней, только все были бы добрые, нежные и чудесные. Он думает: я в раю, всё прекрасно. И потом, фактически, украдкой, покинул дворец, происходит знаменитая встреча Будды: он видит бедняка, прокажённого, старика, возможно мертвеца, я не помню точно. Но вдруг он понимает, что оказывается, тот мир, где я нахожусь, он не является милым местом, он является страшным местом. Но нас можно по всем моргам городским провести, мы скажем: «Ну и что? Со всеми бывает!».

00:28:04 Информация и реакция на неё – 2 разные вещи. Для того, чтобы человек действительно, встретившись со смертью, со страданием или, наоборот, с каким-то позитивным духовным опытом, он что-то поменял в своей жизни, в нём должна присутствовать определённая духовная волна или как минимум эта энергия просветлённости. Тогда он говорит: «О, я же в матрице! Мне кажется, что я в матрице». Это тоже определённый символизм в этом фильме.

Люди пробуждаются на разных уровнях сознания

00:28:35 Можно сказать так, что люди пробуждаются на разных уровнях. И те, кто, в основном спит, их интересуют какие-то простые физические действия. «Давайте все выложим из камешков мандалу и получим духовное благо». В педагогике это называется дошкольный период - манипулятивный уровень деятельности ребенка. Когда я был на всех этнофестивалях, где приезжают люди, которые говорят, что мы много духовных книг прочитали и т.д. Обычно то, что они делают, называется в дошкольной педагогике Предметно-манипулятивные игры. Выкладывают эти мандалы, потом говорят «Давайте хоровод водить». И вот они пошли. Это очень понятно, потому что это можно почувствовать.

00:29:27 И соответственно, на низком уровне развития человек очень привязан к тому, что он чувствует. Какой-то массаж, какую-то точечку нажали, т.е. фактически мы можем создать идеальное мероприятие для таких людей, скромного уровня сознания. Ты приходишь, выкладываешь мандалы, тебе делают массаж, потом какой-то чай, потом какая-то медитация-вибрация – всё, что можно было бы почувствовать.

00:29:59 Но мудрецы, хранители ведического знания, они имеются брахманы. И брахман, само это понятие, означает мир в сознании. Брахманы – это те, кто живут не тем, что можно пощупать, потрогать, почесать, они живут миром сознания, миром духа, миром бессмертия. Всё, что можно почесать, умирает, сколько ни чеши. Наоборот, если чесать, может даже быстрее. Поэтому брахманы – это те, кто устремлены в мир бессмертия и та сфера, с которой они имеют дело, именуется иногда адхокшаджа «запредельное». И адхокшаджа ведёт себя, как летающая тарелка: когда летающая тарелка появляется, истребители говорят: «О, летающая тарелка! Сейчас мы атакуем ее!» Тарелка летит, позирует перед истребителями, и потом, когда они говорят: «Сейчас мы точно её схватим!», он исчезает.

00:30:53 Точно так же высшее откровение – Веды (Веды означают «Истинное откровение»), оно нисходит. Оно может явиться и просветлённые святые говорят: «Я вижу мир Бога, я чувствую земную красоту!». И раз, потом она исчезает. Они меняют всю свою жизнь. И годами они ждут снова этого проблеска. Встречи с этой надмирной красотой. Это не то, что мы можем: «Все нажмем на эту точку, и наш канал гармонизируется».

Главное происходит не в теле, а в сознании

00:31:25 Поэтому существуют разные уровни духовности. Разные уровни духовной практики. И наиболее тонкие духовные системы не поддерживают очень плотной концентрации на теле. Они говорят, что тело нужно поддерживать, но главное происходит в мире сознания. Благодаря общению, благодаря такому качеству, как жертвенность. Объясняется, что то, что держит душу в материальном мире – это не то, что она не может сконцентрироваться на свече более чем на полчаса, а эгоизм и вожделение. И то, что отправляет душу в духовный мир – это преданность абсолютному благу, преданность Всевышнему, преданность отношению с абсолютной красотой. На основе жертвенности и любви. Потому что всё, что мы считаем здесь как любовь, в действительности является потреблением. Почему, потому что здесь, чем что-то более красивое, тем больше мы можем им наслаждаться. И нас что-то красивое, доброе и симпатичное интересует только потому, что мы классно можем благодаря этому наслаждаться. «Очень люблю добрых людей – у них всегда можно занять деньги». Или: «Очень люблю красивых людей – они всегда могут порадовать, если с ними воссоединиться».

00:32:52 Наша идея красоты – «Увидел ветку сирени – сломай её». Что делают с елочкой на Новый Год? Ёлочку спил, спер, домой поставил, всё. Т.е. красота должна нас радовать. И это материальный мир. Здесь всё вожделение. А когда ты болен вожделением, красота – она для тебя. Здесь тень красоты. Но надмирную красоту, которая самая настоящая, её нельзя поставить в горшочек. Наоборот – мы для неё. И наша природа – это рабство красоты, это служение абсолютной красоте.

00:33:36 И поэтому есть мир, где все служат, все посвящают и отдают себя. Но отдают себя не идиотам-политикам, не мерзавцам-создателям коммерческих пирамид, а отдают себя абсолютной красоте, абсолютному благу. А он, Господь, в ответ отдает себя им. Он говорит: «Я не покоряюсь ничему, кроме любви. Но любовь покоряет Меня. Я становлюсь слугой Своего слуги.»

00:34:02 Поэтому в высшем мире любовь настолько стирает границы между слугой и господином, между душой и Всевышним, что фактически, все они живут одной семьёй. И основа этих отношений – преданность, жертвенность и взаимность. И вот именно эти качества развивает Бхакти-Йога. И именно потому, что она развивает эти качества в сознании, души, которые следуют этой практике, могут покинуть мир «рождения-смерти». А как бы ми ни концентрировались на том, что мы эксплуатируем этот мир, как бы мы ни концентрировались на том, что мы можем ещё больше выжимать этот мир, вожделение от этого наоборот, только усиливается.

00:34:51 Доктор Торсунов очень серьезно попадал на этом. Ему пишут: «Дорогой доктор. До того, как я познакомился с ведическим знанием, я мог выпивать только 2 баночки пива. Но теперь, пролечившись по вашей системе, я вновь могу, как в былые годы, выпивать много литров пива. Большое вам за это спасибо». Понятно, что Торсунов явно был в шоке. Или: «Большое спасибо. Долго время я жил только с моей женой. Но теперь, записавшись на ваш кружок по тантре, я ощутил такую силу, что теперь у меня в друзьях ровно половина города, всё женское население. Уровень семьи я превзошел, большое спасибо тантра-йоге.»

00:35:44 Поэтому если силы концентрации и здоровья направляются лишь на то, чтобы усилить наш эгоизм и вожделение, то может лучше и не усиливать? Веды говорят, что в древности были йоги, которые владели более могущественными силами, чем современные. Потому что эпоха была другой. Тогда психические силы естественным образом были более сильными у людей. Но, несмотря на то, что их концентрация, способность к медитации превосходила силы обычных людей, они так же были Бхакти-йогами. Не только мистическими йогами, а бхакти-йогами! И они «задействовали весь этот атом в мирных целях».

Медитация без чистоты сознания - яд

00:36:29 Важно понять, что концентрация, любая мистическая сила, без чистоты сознания, она скорее наоборот, усугубит наше положение. Она скорее усилит нашу привязанность к материи, нашу амбициозность, нашу гордыню, нашу страсть наслаждаться материей, нашу уверенность в том, чтобы мы Боги, что мы главные в этом мире. Шридхар Махарадж описывал болезнь каждого живого существа в этом мире так: стремление стать [монахом]. Станем мы или нет – это как получится, но стремление такое.

00:37:08 Объясняется во всех серьёзных йоговских трактатах, что даже серьёзная мистическая йога – медитативная йога – она начинается не с асаны и пранаямы (не с дыхания и различных поз), а с ямы и ниямы – с нравственных принципов. Объясняется, что эти принципы – Астея, Апариграха, Ахимса – принципы ненасилия, отсутствие склонности воровать, не стяжательства, принимать только то, что необходимо. И среди этих фундаментальных принципов ямы и ниямы (нравственных), существует такой замечательный принцип Ишвара Пранидхана – посвящение всех своих деяний Богу, Абсолюту, связи с Источником. Это классический трактат йоги – Йога-сутры Патанджали.

00:38:06 Все серьезные йоги, они это понимают. Даже те, кто занимается медитативной йогой, у серьезных авторов, таких как Свами Шивананда в книге «Медитация и концентрация» говорит, что когда вы будете соприкасаться с какими-то намерными существами, они будут предлагать вам какие-то соблазны, ещё более яркие, чем здесь на Земле для того, чтобы запереть и удержать вас в своих мирах. Потому что вы для них – это вкусно, корм. Поэтому если вы не научитесьне вожделеть к этому миру – как вы научитесь превзойти ловушки более высоких миров?

00:38:45 Мы не верим в это, потому что к счастью, более серьёзных йогов тоже на Земле единицы. Но если мы читаем книги таких йогов, которые действительно признаны мастерами многими сотнями своих учеников, а не так, что Лидия Ивановна преподает йогу у нас в Нижнем Бирюково, а тех (йогов), у которых ученики по всему миру, они говорят: «Будьте нравственными, будьте сострадательными, будьте непривязанны к этому миру, помните о Господе, ищите не вожделения, а любви». Никакая подлинная медитативная йога, йога концентрации, Бхьяна-йога, она немыслима без элемента Бхакти-йоги. Но Бхакти-йога абсолютно самодостаточна.

00:39:38 Когда [Штхара Махараджа] – величайшего вайшнавского учителя, богослова – спрашивали, почему бхакти-йоги не используют мистическую йогу, асаны, пранаямы, концентрации, электро-магнитную энергию пальцев рук, он объяснял, что если какая-то мистическая сила, ваша аура, концентрация, она может заставить низойти Бога, покорить Бога, то это значит, что ваша медитация выше, чем Бог. Но это не так, он говорит. Поэтому вашими силами вы никогда не сможете повлиять на него. Если своими мистическими силами вы с трудом сможете понять спичку с поверхности стола, вы можете считать себя величайшими из йогов в вашем городе.
По мистической воле Господа все планеты спокойно висят во Вселенной. Какими такими чудесными силами вы собираетесь покорять его?

00:40:41 Он объясняет, что Всевышний известен как Аджита – «непобедимый, непокоримый». Единственное, чему он покорен, единственное, что может увлечь его – это искренняя потребность в нём, искренняя любовь. […] – «Единственное, чему я покоряюсь - это любви», он говорит.

00:41:00 Если мы ищем достижения ЗА пределами этого мира материи, то нам не поможет ни медитация, ни концентрация. Нам поможет только чистота наших намерений, преданность, искренность и любовь.

00:41:17 Из зала «Конечно же, многие хотят стать чистыми садовниками божественной сирени… наслаждаться её запахами…»
Конечно, я постоянно об этом думаю…

Соприкосновение с высшей реальностью обесценивает все материальное

00:41:29 Вопрос «У меня такой вопрос: некоторых не привлекает такая благостная посредственная умиротворенность. Какое находит место невежество в божественном мире? … говорят: и благость, и невежество, они гармонизируются.?»

00:41:49 В духовном мире даже благость не находит себе никакого места, потому что даже состояние просветления – это состояние материальное. Оно известно как Сагуна. А духовный мир действует как Ниргуна, т.е. за пределом вообще любых материальных состояний. Не только за пределами затемнения материального, но даже за пределами просветления.

00:42:11 Даже просветлённые мудрецы, как я уже говорил, они не могут, не смотря на то, что они ни к чему не привязаны здесь, они самодостаточны, они Атмарамы, даже они не могут заставить высший мир низойти. Потому что мы можем править только тем, что ниже нас. Поэтому в качестве игрушек нам отдается материя. Но если мы хотим связать себя с более высоким принципом, то там мы должны отдавать себя ему. Не мы должны отдать ему свою волю, а наоборот, понять, какова воля высшего мира.

00:42:49 Понятно, что многих людей не привлекает облик духовного мира, как такого благостного места, где все играют на арфах или (кришнаистская версия) где все кушают сладкие шарики. Мы должны понять, что теоретическое описание каких-то более высоких реальностей и их мистический опыт – 2 совершенно разные вещи.

00:43:18 Можно сказать так: каждый, кто действительно обретал опыт соприкосновения с высшей реальностью, он полностью менял свою жизнь, он терял вкус к этому миру и единственное, ради чего такие люди жили – ради обретения хотя бы капли надмирной…

00:43:40 Два спутника Шри Чайтаньи МахапрабхуРупа и Санатана – они были премьер министром и министром финансов Хуссейн Шаха. И после того как Чайтанья пришел и даровал Кришна прему, раскрыл миру божественную любовь, он нанес очень серьёзный урон политике штата, потому что премьер министр и министр финансов, они облачились в одежды нищих и ушли во Вриндаван писать санскритскую поэзию о самопосвящению себя Кришне.

00:44:16 Каждый, кто действительно испытал проблеск высшей реальности, даже на уровне осознания себя душой, не говоря уже об осознании мира Бога, он утрачивает всякий интерес к миру материи. И в таких практиках как буддизм в известной степени есть просветление на уровне осознания себя душой. Или, по крайней мере, того, что ты не есть это тело.

00:44:43 У Бодидхармы, основателя шаолиня, было 2 ученика: один, который считается наиболее продвинутым, он принес в качестве гурудакшины (подношения гуру), свою отрубленную руку. И он не был готом, он просто показал, что «благодаря общению с тобой, Учитель, я постиг нечто такое, что с этим телом могут делать всё, что угодно». Подобным же образом, если приводить какие-то более позитивные примеры, в Оптиной пустыни или где-то на Афоне, в пещере жил подвижник, который жил очень аскетично, постоянно проводил всё своё время в молитве и единственное, что его связывало с внешним миром было окошко, из которого открывался прекрасный вид на горы, на холмы (понятно, какая-то южная, прекрасная природа). И в какой-то момент он взял это камешек-то и задвинул. Когда ему сказали: «Да ты ж последнего счастья себя лишил!» Он сказал: «Если бы вы знали, какие откровения открылись мне во внутреннем мире, вы бы поняли, что всё, что вы видите здесь – этот лишь отблеск, незначительное, искажённое отражение небесной красоты».

00:46:05 Это вопрос слепых и зрячих: тех, кто имеет глаза, и тех, кто не имеет глаз.

00:46:14 Про Гарвардский университет или про Кембриджский шутят, что ни один из профессоров, кому действительно предлагали преподавать там, никогда не отказывался. Девиз этих университетов звучит так: «Мы ищем лучших». Если мы работаем преподавателями литературы в Нижнем Урюпинске, то мы говорим: «А, что такое Гарвард! Вот Урюпинск, мои дети, мой класс!» Но если нам реально предложат преподавать в Гарварде, на условиях Гарварда – никто не отказывается!

00:47:17 Никто из тех, кто действительно испытал духовные переживания, осознал себя душой, осознал мир Бога, эти люди навсегда избавляются от материальных привязанностей, начинают жить по-другому. А те, кто не испытал, говорят: «Это все погоня за миражом, за тенями». А бОльшая часть практикующих, они посередине. У них интуиция говорит, что правы те, кто отказался, но и материальное начало так же привлекает их. Поэтому, сказано, что духовная жизнь – это жизнь в борьбе.

«Рецепты духовности»

00:47:56 Вопрос: «Как сказал один замечательный советский поэт, что самое страшное в этом мире - быть успокоенным, поэтому все всё время ищут какую-то деятельность и борьбу и нельзя не поддаться увлечению, когда тебе говорят, что ты можешь идти по пути величайших душ, они принесут тебе Бхакти-Йогу. Повторяй «Харе Кришна». Но как же обрести успех на этом пути? Всегда хочется действовать по указанию чего-то совершенного…»

00:48:27 Что интересно, что в популярной духовности, в популярной эзотерике очень модны рецепты. Рецепт назначает так: если вы повторяете эту мантру минимум 60 раз в день и постоянно поклоняетесь божеству, например (это я уже не эзотерику взял, а почти духовность). Или если вы регулярно делаете на закате вот так (показывает что-то), то вы ни в коем случае не оставите духовный путь. Ты говоришь: «О, точно, да! Потому что такая духовная энергия будет через меня идти, если постоянно делать вот так (показывает что-то)». Это называется рецепт. Или рецепт такой: пей молоко на ночь и читай Бхагавад-Гиту, и тогда ты точно не оставишь духовный путь. Это рецепт. А что такое принцип? Принцип, он не жёсткий, он гибкий. Он говорит так: что если регулярно пить молоко на ночь и читать Бхагавад-Гиту в смиренном настроении, наверняка ваша жизнь начнёт меняться. Но он не говорит, что наверняка всё будет только хорошо, только потрясающе и т.д.

00:49:47 На самом деле, есть 2 подозрительных симптома в духовной жизни, 2 ситуации, когда можно подозревать, что что-то не правильно развивается. Первая ситуация – это когда всё постоянно плохо. Вторая – когда всё постоянно хорошо. Это верный признак того, что либо что-то не так делаем, либо не дорабатываем. То же самое спортсмен: он тренируется и ему постоянно хорошо, представляете? Говорят: готовься к чемпионату. Он готовится, всё хорошо. Вряд ли.

Падения на духовном пути

00:50:11 Если мы будем читать оригинальные ведические тексты, они рассказывают очень много историй о падениях. И они подчёркивают, что падения, отклонения – это часть духовной жизни. Но то, что является важным, что это должно происходить тогда, когда человек уже действительно искренен, но исчерпал какой-то свой предел. Тогда даже падение, оно будет лишь временным отклонением с духовного пути. А то, что является глубоко неправильным – это такое мышление: я – падшая душа, несовершенно практикующий, очень слабый, поэтому на пятницу через 3 дня у меня запланировано падение. Это то, чего желательно избегать.

00:51:12 Даже возвышенны святые, они проходили через падения, через периоды душевной смуты и их уровень реализации во всех традициях. Начиная от литературных персонажей, таких как отец Сергий или Лев Толстой и заканчивая Джада Бхаратой в Бхагаватам, который оставил царство, ушёл в лес, медитировал, но под конец жизни привязался к оленёнку, единственное существо, домашнее, доброе. И родился оленем в следующей жизни. И вот результат: вы отвергли царство, стали йогом и потом стали оленем. Сказано, что уже через жизнь он стал святым и достиг полного освобождения.

00:52:00 Существует поверхностное и глубокое понимание реальности. Поверхностное понимание реальности основано на идее тезиса: только работа, только хард-кор. А глубокое понимание реальности основано на понимании: тезис, антитезис, синтез. Допустим, отношения с девушкой: есть такое понятие «год», т.е. всё хорошо, а потом проходит год и всё плохо в целом. Все думают, что антитезис приходит, что вообще это всё зря. Но потом обычно, если это всё переживают люди, начинаются стабильные вещи. Т.е. не так, что «тезис», а «тезис-антитезис-синтез». Ну или как звездные войны, часть первая «Станция Звезда Смерти» разрушена. Часть вторая какая? «Империя наносит ответный удар». Всё, отрублена рука, заморожен Хан Соло. И часть третья «Возвращение Джедая». Вот примерно так же и происходит наша духовная жизнь. Обычно не как сплошной тезис, а как «тезис-антитезис-синтез». И уже возвращаешься к звездам духовной практики, с одной металлической рукой и т.д.

Что говорит Бхакти йога о том как надо прилагать усилия на духовном пути?

00:53:35 Вопрос: «Вот, например, в материальной жизни люди часто говорят, что нужно доходить до предела, потом его переходить и самое страшное – посредственность, т.е. держаться правил, находиться в середнике. А что Бхакти-Йога как самая глубокая концепция йоги говорит об этом?»

00:53:59 Дело в том, что есть понятие «уровень личности». И обычно посредственность – это определённый уровень личности, потому что каких-то гениев, суперменов, ярких личностей на Земле единицы. С точки зрения беспристрастности, скорее всего бОльшая часть населения Земли естественным образом относится к посредственности. Просто потому, что не каждый композитор – это Моцарт, не каждый писатель – это Гёте. А дальше возникает вопрос: хорошо, ты понимаешь, что ты в целом обычный парень. И в американской культуре есть такое понятие «американская мечта», которая доказывает, что даже обычный парень, он может много чего совершить. Что если какой-то парень «зарубится», он может сделать много, чего не сделают даже более одарённые, но более ленивые.

00:55:04 Материальный мир – это такой аукцион: какие у тебя зубки, глазки, какой из-под тебя продукт выходит. В духовной практике объясняется, что [баваграхиджанардана] то, что принимает Кришна, он принимает чувство сердца. И Господь смотрит не на какой-то твой внешний КПД, а на то, насколько ты себя отдаешь. В фильмах-блокбастерах или в материальном мире смотрят, насколько ты внешне супермен. Спас город – не спас город. Не спас город – не будем про тебя фильм снимать. А Господь смотрит на твоё внутренне я. Как говорят христиане: не сколько ты отдаешь, а сколько себе оставляешь. Потому что Ему (Господу) и так сокровища или деньги не нужны. Ему нужно наше внутреннее я. В Бхагавад-Гите Кришна говорит: «Принесение в жертву сердце, себя, выше, чем принесение в жертву материальной собственности». Он говорит: «Ты от меня не откупайся, ты мне себя...» Замечательный стих, который как раз идёт перед стихом про принятие духовного учителя. Он говорит: «Ты мне не собственность отдай, а собственника. Ты пойми, что то, с чего начинается серьёзная торговля – это душа. А не то, что ты мне взятки в церкви, свечки там всякие...» Помните, в «Ревизоре» Н.В. Гоголья персонаж говорит «Воооот такую свечку поставлю!». Не такой подход.

00:56:26 В Рамаяне приводится пример о том, как Хануман носил огромные глыбы. Хануман – царь обезьян, могущественная цивилизация диких гигантских обезьян. («Планета обезьян» – по мотивам Рамаяны, на самом деле, сделанный фильм.) Так вот обезьяны строят гигантский мост, и рядом бежит маленький бурундучок и тащит какой-то камень. И Хануман, гигантская обезьяна, говорит: «Отвали, бурундук, ты просто под ногами мешаешься со своими камнями», и, как говорят комментаторы «Не то случайно, не то специально», задевает бурундука ногой и тот отлетает, как мячик. И Рама, аватар, сам Господь, увидев, что бурундука пнули, подходит, берет, нежно гладит его, бурундук счастлив. И говорит Хануману: «Меня не интересует КПД, меня интересует … сердце!» [баваграхиджанардана]

00:57:39 В материальном мире, в маркетинге, в шоу бизнесе, ценится внешний супермен. Какие у тебя ушки, какие у тебя зубки, как ты поёшь. В Бхакти-Йоге вопрос внутреннего супермена, вопрос, не какой у тебя КПД, а сколько ты делаешь. И в целом Писания говорят, что если кто-то действительно обладает страстной жаждой постичь Бога, страстной жаждой проповедовать его послания, страстной жаждой жить духовной жизнью, прямо просыпается с мыслями о том, как мне постичь Бога и жить духовной жизнью и засыпает. Даже если он очень незначительное существо, он может стать инструментом в руках безграничного и делать великие дела. Это называется [шактиавешааватар] через него начинает действовать божественная энергия. Ты становишься проводником. Даже если ты скромный. Но с другой стороны, даже если какой-то одарённый способный человек, который одной ногой решает семейные дела, другой ногой зарабатывает деньги, третьей ногой наслаждается, он распылен. В Бхагавад-Гите Кришна говорит, что [бахушанканташанантача] разум тех, кто решительно посвятил себя мне, единонаправлен, и они не уязвимы. Но бесконечно разветвлён, многоветвист разум тех, кто нерешителен, кто не предался мне.

00:59:23 В христианстве есть такое понятие «целомудрие», и обычно это понимают в значении «кроме как в браке – ни с кем», примерно так. Но на самом деле в философской, в святоотеческой литературе это понятие употребляется в другом значении как «устремиться к Господу всем своим существом». Не только лежать и в мечтах, и проповедовать, и путешествовать. Или не только руками что-то делать, кланяться, а ещё и сердцем кланяться. На более глубоком уровне святоотеческой литературе о целомудрии сказано так, что «Всем своим существом устремиться к Господу». Мы говорили, что Всевышний известен как Аджита, непобедимый. Но существует [шуока] стих на санскрите, который описывает, как можно победить непобедимого: [гянопраямаасано не пассанеджива нисан …]кто в любых обстоятельствах, условиях посвящает Всевышнему своё тело, речь и ум, тот, кто постоянно слушает о Боге, прославляет его. Кто придался таким образом полностью, без остатка, тот побеждает непобедимого. Бог покоряется любви.»

транскрибирование: Екатерина Сидорина | Самара | Россия | 05 August 2013