Удивительный мир души

Чиангмай - 07 мая 2013
История развития идеи о душе. Учение о душе. Осознание себя душой. Осознал себя душой, а что дальше? От души к сверхдуше. Как ведет себя «просветленный»? Материалисты подобны детям. Кто такой Садху? Разочарование в мире материи неизбежно. Как душа может взрослеть? Есть ли душа у животных и растений? Йога означает связь с Богом. Что означает, что душа вечна?
лекция для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:47:09 | качество: mp3 96kB/s 32 Mb | прослушано: 561 | скачано: 504 | избрано: 22
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 Что ж, мы продолжаем трансляции из Theistic Media студии. И обсуждаем различные темы, связанные с Ведами. Если у кого-то есть вопросы, то их можно задавать. А можно повынашивать =) не все вопросы зреют быстро, некоторые зреют неделю, некоторые месяцами, некоторые годами. Некоторые ты обдумываешь всю жизнь... Из зала:
– Расскажите, пожалуйста, что такое душа. Если вспоминать литературу, то говорят «душа моя», обращаясь к человеку.
– Даже иногда говорят «душечка моя», представляете.
– Душечка и тушечка, да. =)
– Да, и вообще, предполагается, что у человека есть душа. Что это такое? Как-то можете пояснить этот вопрос?
Идея души, естественно очень популярна. Все интуитивно понимают, что с одной стороны душа, это что-то возвышенное, с другой стороны – вечное, бессмертное. Вот, и всем нравится почувствовать себя чем-то таким вечным, бессмертным, духовным.

История развития идеи о душе

00:01:21 В действительности, сама эта тема, не является простой, потому что в истории мировой теологической мысли, это учение о душе складывалось постепенно. И в древних культурах, зачастую женщине отказывали в такой превелегии как наличие души…во-первых, всегда животным отказывали в существовании души, поэтому Уолт Дисней поставил вопрос ребром – все ли собаки попадают в рай? Паскаль, если я не ошибаюсь, он считал животных просто живыми механизмами. Первым кандидатом на отсутствие души были, конечно, братья наши меньшие, не говоря уже о растениях. А следующую позицию, уверенно, в традиционных древних культурах удерживали женщины.

00:02:12 Вот, допустим, в культуре самураев, меч считается отражением души самурая. Самурай носит с собой меч, он может сделать сэппуку – покончить с собой, чтобы сохранить лицо. А женщинам меч запрещено носить, у них только такая секира нагинота, почему, потому что высказывалась идея, что у них душито и нет, как-то не сложилось. Точно также в истории христианства был такое не большой, а поместный маленький Бургундский собор, собрались епископы Бургундии, назывался он Маконский собор. Но это не было... просто иногда это подают, что вот вся христианская церковь гадала. На самом деле, просто харизматичные епископы Бургундии собрались и решили обсудить эту тему. Есть ли душа у женщины?

00:03:12 И с перевесом, по-моему 1486 год или 1586 год, Маконский собор, Бургундия, и к чести христианства, надо отметить, что с перевесом в один голос, все таки победила та партия, которая, придерживалась точки зрения, что душа у женщины есть. Хотя интуитивно все чувствуют, что что-то такое существует, но учение о душе, это серьезная составляющая каждой духовной традиции и на страшном научном языке она называется антропология. Учение о человеке. И мы знаем, что есть такое понятие, как психология. Психология. Психологи, это люди, которые в основном рассказывают другим людям как решать семейные проблемы или личностные и т.д. Но изначально психея или психэ – это душа, т.е. в сущности, наука о душе является психологией в истинном значении, в античном значении этого слова.

Учение о душе

00:04:25 Поэтому в христианстве есть христианское учение о душе, в ведах есть ведическое учение о душе. Существует книга Бхагават Гита, которая является классикой восточной духовности. Квинтэссенцией ведического мировоззрения, это первое в истории человечества интервью с Богом. Кришна беседует со своим другом Арджуной. И вся ведическая антропология, она умещается в одной шлоке, все ведическое учение о человеке умещается в одной шлоке Бхагават Гиты, где сказано (читает цитату из Бхагават Гиты на санскрите). Объясняется, что присутствует это чувства – индрии, глаза, уши, язык. Вот это всё.

00:05:22Все это вместе сходится в особом органе, который называется умом. У ума две основные функции, как у компьютера, ноль и один, компьютер работает по принципу ума. Сакальпа - викальпа. Принял-отверг, хочу – не хочу. Ум, он связан с понятиями хочу - не хочу, нравится – не нравится, влечет – не влечет. Поэтому идут два джентльмена по улице, и кто-то говорит – о, какая девушка прошла, а второй – мм... ну нет. А потом второй говорит – о, какая девушка прошла, а первый – да нет. Потому что ум в зависимости от кармы он работает у каждого индивидуально. У каждого свои кармические узоры. Но выше этого принципа ума хочу - не хочу, существует принцип разума. Выше ума – разум. Разум – это уже сфера полезного, не полезного. Ум может говорить – иди погуляй, иди отдохни. Разум говорит - нет, ты должен готовиться к экзамену.

00:06:21 Но есть что-то выше еще, чем даже разум, это душа. Потому, так же веды говорят, что существует особая оболочка вокруг души, которая называется ложное эго. Ложное эго, это такая особая оболочка вокруг нашей души, помимо ума, разума, чувств, которая позволяет нам чувствовать себя в матрице, как дома. Т.е. на самом деле мы не обитатели этого мира, мы не от мира сего, мы вечные и бессмертные частицы сознания, но ложное эго, этот удивительный механизм, которые заставляет нас считать себя обитателями этого мира. И его принцип очень простой – всё, что ты видишь, должно действовать в твоих интересах. Подлинное эго или Я – самоотождествление, которое есть в духовном мире, оно понимает по-другому, оно понимает – «я не центр мира и есть высший центр, который является моим лучшим другом, источником гармонии и красоты и я для него». Это подлинное эго. А ложное эго говорит, что весь мир для тебя, потому что ты этого достоин, и такие здесь все.

Осознание себя душой

00:07:37 Поэтому, если мы говорим о душе, то естественно, что идея души очень популярна в различных эзотерических текстах, различных духовных текстах, и как я уже говорил, собственно всем хочется почувствовать себя душой. И существует такая история о двух философах, которые ехали в метро и обсуждали о том, что они не от мира сего, они сознание, они никак не связаны с этой грубой, отвратительной материей, что надо жить выше, что надо жить духом. А потом кому из них наступают на ногу и философ там начинает чуть ли не душить того человека в электричке, который наступил, т.е. то говорит об одной очень важной идее, что осознать себя душой надо не теоретически, не интеллектуально, а мистически.

00:08:29 И та же самая Бхагават Гита, она говорит о том, что если кто-то соприкоснулся подлинным образом с проблеском собственной души, действительно осознал себя душой, то он понимает, что это самое чудесное, самое удивительное и самый глубокий опыт, который был в его жизни. Поэтому вся вторая глава Бхагават Гиты она называется Санкхья Йога, это как раз и означает различие души и материи. Это глава Бхагават Гиты о душе. И что говорит Бхагават Гита (читает цитату из Бхагават Гиты на санскрите) - кто-то созерцает душу, как чудо. Кто-то слушает о душе, как о чуде, а кто-то, даже услышав о душе, не может понять её природу.

00:09:36 Поэтому существуют мистики, которые действительно осознают себя душой. Существуют духовные искатели, которые встали на путь, которые теоретически понимают, что они душа, но практически очень привязаны к этому миру. И наконец-таки, существуют люди, которые то, что называется, верят глазам. И считают, что кроме этого бренного физического тела нет ничего более. Поэтому всюду существует некая градация. И для многочисленных людей, которые пытаются осознать себя душой, очень важно понять, что тот путь, благодаря которому человек осознает себя душой, это избавление от вожделения. Избавление от эгоизма и способность пробудить бескорыстное и благородное начало своего Я. Вот это начало связано с душой. И пока человек корыстен, исполнен вожделения, сколько бы он не проводил медитаций с закрытыми глазами, как бы он не дышал, он не сможет осознать себя душой, потому что душа это благородная часть нашего Я. И по своей природе она склонна отдавать и не брать. А все остальное, это поверхностные слои нашего Я, пропитанные вожделением.

00:10:52 Поэтому многочисленные духовные общества, они предлагают взяться за руки, сесть в позу лотоса в темной комнате, петь мантру Ом, представить разные цвета чакр, и потом, между всеми этими цветами представить маленькую духовную белую частичку в районе сердца. Это правда, мистическое положение души - область сердца. Но не в том измерении, в котором хирурги оперируют, а в духовном измерении. Поэтому во всех древних культурах никто не скажет – у меня за тебя голова болит, все скажут – у меня за тебя сердце болит. Поэтому некоторые мистики они пытаются имитировать, они знают формально, что душа в сердце, говорят – давайте возьмемся за руки, представим частичку света в сердце разотождествимся. Но главный критерий, когда люди выходят с этого семинара, они выходят и опять начинают заниматься шопингом, они начинают бороться с врагами, т.е. в сущности, тот, кто осознал себя душой, он понимает – я не от мира сего.

Осознал себя душой, а что дальше?

00:12:00 И подлинные признаки человека, осознавшего себя душой, на санскрите это называется брама-бхута. Брахман означает мир чистого сознания, на границе материального и духовного миров, между ними существует нейтральная земля, которая залита ослепительным надмирным белым светом. И точно также, как свет состоит из фотонов, свет этого мира, то этот надмирный, духовный свет, он состоит из душ, у которых ещё нет желаний, которые ещё не определились, что они хотят. Царствовать в аду или служить на небесах.

00:12:40 Они находятся в нейтральной позиции и это называется брахманом. Море душ, и осознать себя частичкой брахмана, брахман бутой, это первый уровень просветления который существует. Поэтому Бхагават Гита, она описывает качества человека, который действительно осознал себя душой (читает цитату из Бхагават Гиты на санскрите) в этой шлоке сказано, что тот, кто действительно, не теоретически, интеллектуально осознал себя душой, во-первых, он постоянно умиротворен, он исполнен надмирной радости. Он ни о чем не скорбит и ничего не желает. Он равно относится ко всем живым существам. Но даже полностью освободившись от власти материи, в какой-то момент он начинает чувствовать, что хотя я постиг брахман, я постиг, что весь этот мир подобен сну, а я не от мира сего, теперь я начинаю чувствовать, что есть дальнейший потенциал развития меня как личности.

00:13:47 Поэтому эта шлока, которая описала это высокопросветвленное живое существо, она заканчивается дальнейшей идеей развития личности. Такая душа начинает стремиться далее постичь бакти. Постичь преданности и любовные отношения с Абсолютом. Поэтому в различных дзеновских трактатах, в различных буддистских трактатах есть много определений просветления. А обычно под просветлением понимают просто изменение угла восприятия реальности. Когда тебя от чего-то отпускает. Т.е. раньше у тебя был страх, раз – страх прошел. Или раньше ты очень любил помидоры, раз – ты стал равнодушен к помидорам. И разные формы просветления бывают.
Но веды говорят, что все эти просветления локальные, относящиеся к этому миру. Даже, если за помидорами последуют и огурцы и редька и какие-то более серьезные вещи.

00:14:45 Они объясняют, что в действительности Веды говорят, что существуют только два серьезных просветления, первое просветление – это знать себя душой, а второе просветление – это осознать существование сверхдуши. Возникает вопрос – много ли таких людей? Относительно первого типа просветления Бхагават Гита содержит две основные шлоки на ту тему. Первая говорит так (читает цитату из Бхагават Гиты на санскрите) – среди многих тысяч людей, едва ли один стремится к духовному самосовершенствованию. А из тысяч тех, кто достиг просветления, осознал себя душой, едва ли один постиг меня, говорит Кришна. Есть и другая шлока, это глава Бхагавад Гиты, которая называется « Постижение Всевышнего».

00:15:43 В этой главе есть замечательная шлока (цитирует Бхагават Гиту на санскрите) – после многих рождений, после многих жизней, мудрец, который глубоко практикует духовную жизнь, он может осознать не теоретически, а практически, что все пребывает в сознании Господа и все сотворено им. Ну т.е., Менделееву приснилась таблица, есть такой демотиватор вконтакте, Менделееву она приснилась, но кто-то её сделал. Продвинутые ученые говорили – мы открываем законы, но чем больше мы открываем законов, тем больше мы понимаем, что все мироздание пронизано сознанием Творца. Что все, всюду чувствуется рука Архитектора.

От души к сверхдуше

00:16:43 Поэтому тот, кто мистически осознает, что все пребывает в сознании Господа, он, сказано (речь санскрите) – великая душа, очень редкая. Поэтому общий путь таков – от души к сверхдуше. И ведическая концепция души очень простая, это частица сознания не от мира сего, которой ничего не нужно в этом мире. И люди, которые следуют духовным практикам, достигают просветления в ведической цивилизации, реально осознавали себя душой, они назывались атма рама. Атма рама означает, рама означает – блаженство, удовлетворённость, атма – множество значений – ум, тело, душа и т.д. Атма рама в данном случае означает, тот кто черпает блаженства в своей духовной природе. И олицетворением главным атма рамы в ведической цивилизации является Шукадев. Шукадев – это сын Вьясы, составителя всей ведической литературы.

00:17:52 Существует аватар Всевышнего, мудрец, который писал все веды, Вьяса, он был невинный и у него был сын. И вот этот сын, он уже родился освобожденным, он родился атма рамой. Поэтому, если мы изучаем то, как жил Шукадев, то мы видим, как ведет себя человек, который действительно осознал себя душой. Шукадев, он приходит в огромное собрание мудрецов, которые собрались для того, чтобы дать наставления последнему императору Земли. Они знают из ведических источников, что скоро наступит кали-юга, эпоха деградации, распадется единая нация индоевропейцев, погибнет ведическая цивилизация. И вот он последний император, проклятый маленьким брамином, сыном брамина, это отдельная история. И все мудрецы обсуждают, кто будет учить жизни последнего императора Земли.

00:18:48 И Шукадев, сотворя атма раму, он приходит на это собрание, и выражаясь языком современным, он начинает троллить этих мудрецов, потому что это такие седовласые старцы, каждый из которых украшен изящным тюрбаном, различными священными знаками своей школы, рядом сидят фанатичные, полуфанатичные, широкомыслящие последователи, каждый чувствует себя немного Богом, потому что имеет мистический опыт. И Шукадев приходит и начинает задавать простые вопросы. Шукадев относится к категории викамбора. Викамбора означает одетый в сторону света, т.е. он ходил абсолютно обнаженный. И он приходит, и говорит – дорогие мудрецы, зачем подушка, если есть рука, зачем еда, если есть коренья, зачем чего-то желать, если Господь посылаем сам. Все эти мудрецы начинают закашливаться. Поэтому в определённой степени поведение Шукадева, это поведение человека, который действительно осознает себя душой, он понимает что я никак не связан с этим миром, что я не от мира сего и ведет себя соответственно.

Как ведет себя «просветленный»?

00:20:01 Поэтому в истории ведической цивилизации было два типа просветленных святых. Первое – они были крайними аскетами, которые подобно Шукадеву довольствовались только тем, что приходило к ним само, принимали то, что необходимо для поддержания тела, посвящали свою жизнь служению Абсолюту, и они действительно осознавали себя душой. Мы можем сказать, т.о. – о, действительно он осознал себя душой, он обязательно должен быть бедный, аскетичный, голый человек. У кого учится Шукадев? Когда Шукадев учится, выслушивает духовные истины своего отца, мудреца Вьясы, то Вьяса говорит – а теперь отправляйся к царю Джанаки. Ты считаешь, что ты необыкновенно просветленный человек, тебе ничего не нужно в этом мире, но на самом деле, этот царь Джанака, хотя он утопает в роскоши, он тоже освобожденное и просветленное существо.

00:21:04 И в ведах сказано, что были не только йоги, которые отказались от материального, но также святые цари. На санскрите просветленные цари, которые, несмотря на всю внешнюю роскошь осознавали себя душой, осознавали, что они частица мироздания, они назывались раджа риши – святые цари. И Шукадев, он приходит к Джанаки, который является раджа ришей, и он устраивает тест Шукадеву. Он берет миску, наполненную молоком, дает в руки Шукадеву и говорит – пройдись по моему дворцу с этой чашкой и не разлей ни капли. И что такое дворец Джанаки – это прекрасные служанки, это сокровища, это изысканные комнаты, а чаша налита почти до краев. И если ты вожделеешь к этому миру, невозможно пройти по дворцу, чтобы у тебя не отпала челюсть. На машине едешь - ой, какое дерево красивое там (смех), нечто в этом роде.

00:22:15 Вот, и соответственно, Шукадев идеально проходит по всем этим коридорам дворца. Тогда Джанака говорит – ничего такой мальчик хороший и папа у тебя хороший. Рассказано, когда Вьяса, составитель всех вед и Шукадев проходили мимо девушек, которые купались в Ганге, то первый из них будет седовласым старцем, «мудрецом в законе» так сказать, составителем всех вед, но видя его выражение лица, девушки прикрывались. А второй был шестнадцатилетним обнаженным юношей, но видя его выражение лица, «вибрация», которая исходит от него, была чистая, как ребенок, и девушки даже не прикрывались. Поэтому веды, они говорят (речь санскрите) – в действительности, то что мы называем любовью, это вожделение, желание насладится красотой. Но любовь, это желание служить красоте, посвещать себя.

00:23:15 Личность, подобная Шукадеву, это слуги, наверное, красоты. Поэтому объясняется, что даже, осознанав себя душой, это средняя позиция, называется мокша, освобождение от мира материи. Но возникает вопрос, если ты освободился, где живут освобожденные? Где живут просветленные, что делают просветленные? Ты просветился, теперь время лежать на пляже? Как читал недавно - «что вы не устаете постоянно лежать?» – «нет, я переворачиваюсь». Оказывается, есть мир, где живут только просветленные живые существа. Мир бессмертия, красоты, вечности и оказывается, что осознание себя душой, просветление этого типа, это всего лишь средняя позиция, которая далее приводит к путешествию в мир бессмертия. Примерно так.

00:24:17 Вопрос «А можно сказать, пока ты не понял, что ты душа, в нашем положении как вообще осознавать кто ты такой, что значит самопознание? Многие люди они не могут в своей жизни разобраться, что в их ситуации будет ответом на вопрос Кто Я?
Ну, мне кажется, что разве что утром в понедельник русские люди не могут четко ответить на вопрос «кто я», если они не какие-то философы серьезные. Отсылом не отвечают на вопрос кто я, я Василий например, и т.д. Уже то поколение, которое задавалось вопросом - Кто я, оно потихоньку проходит. В целом они уже все отвечают на этот вопрос, но мы говорим о том, что в психологии существует понятие – установки. Что в зависимости от того, каков твой идеал, какова твоя установка, так ты будешь воспринимать мир. Если ты во всем будешь искать недостатки, ты будешь жить в мире недостатков. Если ты всюду склонен замечать достоинства, ты будешь замечать достоинства. Как говорят веды – глаза пчелы или глаза мухи. Реальность субъективна в определённой степени

Материалисты подобны детям

00:25:38 Поэтому духовные тексты, они говорят, что, возможно, глубокое переживание себя душой – это удел единиц. Но существуют такие промежуточные просветления, которые можно описать, как то, что тебя «отпускает». И что означает «отпускает», от чего отпускает? Есть потрясающий образ, который объясняет это, это образ взрослой души. Материалисты, люди, которые живут только этим миром, которые страстно пытаются добиться каких-то успехов, достижений, стать царем горы, которые постоянно переживают, чтоб их никто не подсидел и т.д.

00:26:29 В действительности материалисты, они подобны детям. Потому что в конечном итоге они не понимают, что рано или поздно они потеряют все. Причем в современном мире, в широком смысле, скорее рано, потому что те 60-70 лет, которые выделены, они проходят очень быстро. Достаточно спросить у каждого пятидесятилетнего как оно, он скажет – очень быстро. И вот, в действительности, точно так же, как дети, они играются с игрушками, если у игрушки там что-то ломается там, у куклы платье рвется, то ребенок начинает биться в истерике, рыдать. Также материалисты, если у них сгорает дача или если что-то происходит с их физическим телом, то случается истерика.

Кто такой Садху?

00:27:22 Но, более взрослые души, которые являются садху. Само слово садху, оно происходит от слова сат, в Бхагават Гите, в семнадцатой главе есть шлока об этом (речь санскрите) - где объяснено, что слово сат, обладает тремя значениями: вечность, истина и то, что существует. Все, что временное, то не истинное. Садху это тот, кто постоянно думает о Вечной Истине. И садху, они спокойно относятся к тому, что происходит с их имуществом , с их физическим телом. Это не значит, что они все маньяки, мазохисты, в себя гвозди вбивают, хотя есть и такой вариант, и такие садху. Но в целом, они просто понимают, что к временному надо относится как к временному. К вечному надо относится как к иной категории. И садху, они более зрелые души, которые относятся к каким-то материальным приобретениям и потерям как к двум граням сна. Кому-то может сниться хороший сон, кому-то плохой сон. Но то, что интересует садху, это сат, это истина за пределами мира материи, пробуждение к реальности.

00:28:36 Поэтому садху, это более взрослые души, которые становятся проповедниками, становятся лидерами духовных организаций, которые просто могут быть святыми, к которым люди ходят. И естественным образом они уже наигрались с этим миром, они чувствуют, что приобретения здесь и утрата всего – этого нечто внешнее. Но что-то внутреннее мы можем обрести в ином, более глубоком измерении бытия, в мире души и сверхдуши. Поэтому иногда, в процессе духовной практики человек, можно сказать, взрослеет, его «отпускает» от чего-то. Он понимает, что «на самом деле может быть чувства удовольствия это не центр моей жизни» или «на самом деле мой дом будет меньше, чем у соседа, то даже так можно жить». И т.д., или, что «можно долго ездить на одной и той же машине или сидеть за одним и тем же компьютером, не обязательно там каждый раз менять новый компьютер».

Разочарование в мире материи

00:29:33 Поэтому в Бхагават Гите существует шлока, стих, который описывает качества ученика, который приходит к духовному учителю. (речь санскрите) – он должен со смирением прийти к нему, задавать вопросы и служить. И слово пранипад, которое означает смиренное обращение, в другом своем значении означает, что этот человек полностью разочаровался в мире материи. И это удивительное мистическое чувство разочарования Шрила Шридхара махарадж, крупнейший вайшнавский богослов, описывал замечательным афоризмом – «Сделка с миром смерти никогда не сможет удовлетворить нас, она вызовет лишь потерю наших сил». И вот подобное чувство, которое происходит не интеллектуально, а практически, или можно сказать мистически, это и есть чувство пранипад, что я не хочу заключать сделку с миром смерти, он вызовет лишь потерю моих сил.

00:30:34 В разных культурах были люди, которые не теоретически, а действительно мистически осознавали, что я не от мира сего есть. История об основании монастыря Шаолинь у Бадхикармы, у легендарного основателя было два ученика. Один был в большей степени интеллектуал, а второй, которым он сделал самым главным своим последователем, его звали Хоайкей, если я не ошибаюсь. Тот ему в качестве аргумента, что он действительно просветленный принес свою отрубленную руку. Вот такой был аргумент. Очень спокойно отрубил и принес. И вот Ферна сказал – я понял, что ты понял. Поэтому мы можем верить, или не верить, но такой уровень сознания существует. Даже, если мы не находимся на нем.

Как душа может взрослеть?

00:31:33 Но с точки зрения обычных практикующих хороших людей, которые хотят постепенно двигаться к каким-то духовным истинам, мы как души можем взрослеть. И вот это взросление заключается в том, что так, где обычный человек, он начинает осуждать, вайшнав он старается не осуждать. Там, где обычный человек приходит в истерику, вайшнав, он старается терпеть. Там, где обычный человек, он винит всех, кроме себя, вайшнав он винит себя.

00:32:07 Поэтому в той же Бхагават Гите есть удивительная глава, где сказано, что Господь называет Подлинным Знанием. Обычно под знанием понимает выучить пять книг или что-то, но в главе о подлинном знании в Бхагават Гите, Кришна, он перечисляет различные качества личности.Такие как смирение, терпение, сострадание, отсутствие эгоизма. И Кришна говорит – вот это я провозглашаю знанием, а всё остальное, какими бы интеллектуалами вы ни были, но без качеств в сердце, это я провозглашаю невежеством.

00:32:42 Поэтому осознание себя душой означает развитие духовных качеств. И когда в процессе духовной практики мы взрослеем, душа взрослеет, может быть, мы не принесем своему другу отрубленную руку, и всё равно будем нервничать по поводу того, как на нас сидит кофточка, но в целом, эти просветления, они будут приходить. И, по милости божьей, наша жизнь будет выстраиваться так, что через взаимодействие с этой реальностью мы будем осознавать, что все это очень внешнее, это не затрагивает мою внутреннюю сущность, что полностью я не готов погрузится в этот мир, что сделка с этим миром не удовлетворит меня, она вызовет лишь потерю моих сил. Ну, примерно так.

Есть ли душа у животных и растений?

00:33:20 Вопрос – Я хочу уточнить, когда мы говорим о душе, мы подразумеваем все таки человека, да?
– О, хорошая тема, да!
А у кого душа ещё есть, в таком случае животные там, растения обладают душой?
Христиане, у них антропология троичная, есть дух, душа. Душа в христианстве считается именно таким животным физиологическим началом. Христиане говорят, что у животных есть душа, но нет духа. А у людей есть и дух, и душа. У них немножко другая, антропология троичная. А вот ведическую антропологию я вам описал. Вот, подробнее это к христианам. А веды, они говорят о том, что душа она одна и та же, и она есть не только у животных, не только у растений, у людей, даже камни обладают душой.

00:34:36 Но очень важно понять, что степень проявленности сознания различна, т.е. сознание, которое есть у камня, у души, которая присутствует в камне, это подобно сознанию спящего человека, которого можно прооперировать и он ничего не заметит. Сознание человека под наркозом. Сознание души в теле животного подобно сознания человека, который, например, рождается с врожденной аномалией, допустим, синдром Дауна. Мы видим, что действительно, есть дети, которые в силу проблем с мозгом, например, они всю жизни живут на уровне животных инстинктов. Но при этом почемуто мы считаем, что эти дети, у них есть душа, они же люди, а у животных нет. И, наконец, в теле человека, душа она достигает своей развитой формы.

00:35:36 И писания, они говорят, что существует инстинктивное начало в нас, которое общее для животных и человека. Уровни инстинктов. Инстинкты описываются, что (речь на санскрите) - сон, еда, оборона, попытка продолжения рода или псевдо-продолжение рода, это то, что есть у людей, у животных. Но дальше веды говорят (речь на санскрите) – способность жить духовной жизнью, исполнят долг, постигать существование Бога, действовать бескорыстно на уровне идеалов есть только у человека. Что такое долг, долг это не работа, долг это следование инстинктам и идеалам. И веды говорят (речь на санскрите) – способность следовать идеалам, а не инстинктам, это способность к дхарме есть только у людей.

00:36:40 И дальше веды объясняют, что есть две дхармы. Первая, это исполнение своего долга в зависимости от твоих качеств, певец – поет, дворник – подметает. А есть джайва-дхарма – долг души. Джайвад дхарма это приобретение отношений со всевышним, потому что наше сердце, наша душа в этом мире, она не удовлетворена. Потому что наша душа, она всегда желает не частичного удовлетворения, а полного. И взаимопонимания не частичного, полного. И отношений не временных, а вечных. Но наши отношения, это отношения по горизонтали, временное с временным, несовершенное с несовершенным. Однако наша душа желает не отношений с окружающими людьми, а отношений с источником. С источником каждой души. И это обретение общения с источником, души со сверхдушой, называется словом йога.

Йога означает связь с Богом

00:37:42 Йога означает связь. И в одном из своих значений, то же самое означает религио. Религио – обретение связи. Поэтому или Кришна, или имя Абсолюта, что означает всепревлекающий Господь, там два слога – «криш» и «на». И наши учителя объясняют, что слово «криш» означает, что он может вступить в абсолютные, гармоничные отношения со всеми своими частицами. И Кришна привлекает каждую. Мы с трудом можем привлекать своих знакомых, привлекаем их только, когда в хорошем настроении и то же самое относится к мужу или там к жене. Но Кришна привлекает каждого. Сказано (речь на санскрите) – если вы встретите Кришну, то вы будете настолько очарованы им, что вы захотите отдать ему всё.

00:38:31 Но возникает вопрос, является ли он гипнотизером, эгоистом, и слог «на», он отвечает- нет. Криш – он способен привлекать каждого, и на – означает, то, что он каждому отвечает взаимностью. В Бхагават Гите Кришна говорит (речь на санскрите) – насколько человек вручает себя мне, настолько я отвечаю ему. Бог не эгоист. Он следует обмену любовью. Поэтому наша душа не самодостаточна, она нуждается в отношениях с Абсолютом, в отношениях со сверхдушой. И три основных качества, которые описаны, как качества Абсолюта – сатьям, шивам и сундрам. Сатим означает, что он пребывает в измерении вечности. Мы всегда хотим, чтобы было, как говорят, серьезных отношений. Устроят ли вас вечные отношения? Да.

00:39:30 Далее, возникают вечные отношения с кем, если отвратительный характер, или кто-то вечно будет мучать вас, это будет ад. Поэтому таких отношений лучше избежать. Но дальше сказано – сатьям шивам – он благой, у него благая воля. И Кришна говорит (речь на санскрите) – я не просто друг каких-то избранных персонажей, я друг каждого. Это вечность, которая позитивна к тебе. Вечность, которая твой друг. Дальше возникает очень тонкий момент, мы знаем, что философы, они вообще, многие люди, они пытаются говорить, что я люблю в моей девушке или парне только душу, что меня интересует какой-то богатый внутренний мир, но на практике слюна начинает виться веревкой от внешних форм. Часто, люди они, существует фактор эроса, существует фактор не только богатого внутреннего позитивного мира, но и красоты, не только внутренней, но и внешней.

00:40:39 И поэтому, последнее качество это сундра – это абсолютная внешняя красота. Абсолютная чарующая красота образа, форм и деяний Господа. Поэтому в этом мире мы постоянно решаем пасьянс, «добрый, но некрасивый», «красивый, но не добрый», «умный, но злой» и т.д. Но качества Абсолюта, в которых действительно нуждается душа, сатим, шаван и сундра. Вечный, добрый, красивый. Криш-на – привлекает и отвечает взаимностью. Шридхар Махарадж приводил пример - как солнце. Испаряет воды из океана и потом проливает дождем над горами, лесами, над деревьями. И так же Кришна, он привлекает сердца всех живых существ, но затем отвечает им взаимностью. Он расплачивается божественной любовью. И, тот, кто обрел божественную любовь, он никогда более не родится в смертном мире.

Что означает что душа вечна?

00:41:47 Вопрос «Вы говорите о личных отношениях Господа и души?»
– Да.
– Получается, следует считать ,что душа, она тоже вечная?
– Да. Вторая глава Бхагават Гиты. Классический пример – вечная, не рождённая, неизменная, вездесущая. Мы были в самых разных, в множестве рождений. В самых разных областях бытия, поэтому веды говорят, что тех, кого мучают кошмары, они воплощались, возможно, в адских мирах. И тот, кто всего боится, хотя вроде все хорошо. Хотя, возможно, это повод стать Кафкой.

00:42:47 Допустим, тех, кого привлекает научная фантастика, звездные войны космические, описано, что в мирах богов происходят подобные битвы. Поэтому то, что мы считаем фантазией, фантастикой, зачастую это опыт нашей собственной души во многих предыдущих воплощениях. Однако, веды, они говорят, что мир фантазии даже ещё более богатый, чем мир души. Существует шлока Бхагават Гиты, которая описывает материальные элементы. Сначала описаны пять элементов (речь на санскрите) – земля, вода, огонь, воздух и эфир. Каждый, например, кто интересовался единоборствами или алхимией, наверняка, кто-то интересовался. Девочки больше алхимией, мальчики единоборствами, он знает – вот они элементы. Но дальше сказана неожиданная вещь - (речь на санскрите) – ум и разум. Это уже подозрительно. Мы считаем, что ум и разум это что-то тонкое и чистое, духовное, черт возьми.

00:43:54 И дальше сказано (речь на санскрите) – так же принцип отождествления с миром материи. Эта шлока говорит о том, что в действительности даже наш разум и ум это материальные элементы. И мир души, он превосходит, безгранично превосходит даже мир фантазии, потому что мы можем говорить – фантазия такая богатая, но с креативом, хорошими сценариями в этом мире проблемы. И точно так же, если мы говорим о состоянии души в духовном и материальных мирах, то в материальном мире, мы в основном выживаем, здесь тело подобно смирительной рубашке души. И в основном мы живем и огромное количество усилий всей человеческой цивилизации направлено хоть каким-то способом получить какие-то яркие впечатления, встряхнуться, порадоваться, взбодриться.

00:44:55 Фактически, мы не живем, а выживаем, в значительной степени, как роботы. Но относительно духовной реальности, сказано Брахма Самхита говорит (речь на санскрите) – каждое слово там подобно песне и каждый шаг подобен танцу. Возникает вопрос – это что, дискотека? Но идея в другом, идея в том, что эмоции отношений там переполняют всех обитателей и когда мы, например, влюблены, то, что мы делаем – девушки, юноши пытаются писать стихи, говорить стихами. Хотя не стоило бы. Каждый, кто читал, он понимает, что это нравится только девушке, которой это дарят обычно.Каждый начинает напевать, хотя опять же, лучше бы он просебя пел

00:45:44 Т.е. сама природа нашей души такова, что если какая-то глубокая эмоция переполняет нас, то она не может оставаться в нас. Мы выражаем её во вне. И как глубокая эмоция выражается во вне, как песня, танец и поэзия. Но здесь это происходит очень не надолго, почему сказано медовый месяц, потому что больше, чем на месяц ни у кого позитива не хватает. Даже не медовый год. Народная культура очень четко все отмеривает. Дальше суровый труд начинается.

00:46:23 Поэтому в этом мире счастье в дефиците, а в духовном изобилии. Есть мир, где душа побуждена и там, где нет эгоизма, нет своей корысти, где тождествуют идеалы, а не инстинкты, там живет Господь и там живет бессмертие, поэтому один из афоризмов, он звучал так – где преданность, там вечность Что ж благодарю за внимание, думаю, что мы сегодня достаточно поговорили о душе. О разных её даже пугающих проявлениях, надеюсь, все что-то вынесли из этой беседы.

транскрибирование: Екатерина Тютенькова | Санкт-Петербург | Россия | 05 ноября 2013