Что такое Веды

Чиангмай - 20 марта 2013
Определение слова Веды. Ведическая литература. Различные религии. Причина появления письменной формы Вед. Общие корни некоторых национальностей. Карма, викарма и акарма. Обретение ведического знания.
лекция для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 00:39:29 | качество: mp3 112kB/s 31 Mb | прослушано: 476 | скачано: 471 | избрано: 17
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:01 И сегодня с нами вечером Станислав Зюсько, культуролог, востоковед и обсуждать мы будем такую глубокую и обширную тему как веды.
- Ну, я ещё и днем немножко был, не только вечером, но и вечером тоже. Так, Веды это интересно, да.
- Мы начнем с того, что Википедия дает при поиске ответа на вопрос: «Что же такое веды?», - дает очень-очень краткое предложение. Что Веды – это сборник самых древних священных Писаний индуизма на санскрите. Согласны ли вы с этим? И какое вы бы могли дать определение слову «Веды»?
- Ну, прежде всего, я согласен с тем определением, которое дает Википедия. Но Википедия дает узкое определение Вед. Веды в широком смысле – это истина откровения, то, что на санскрите называется [опорушеа], то есть знание исходящее не от человека, а из высших сфер. А Веды в узком смысле, как определённая часть древней литературы, индийского востока конечно - это вот то, что вы сказали. То есть Веды есть в двух значениях: в узком и в широком. В широком смысле Веды - это вся совокупность духовной литературы Индии. Не только та древняя литература, которая стала фундаментом ведического мировоззрения, а те книги, которые пишут учителя на основе таких книг, как «Бхагавадгита», скажем, или «[Пурана]», она тоже считается ведической.

00:01:40 - То есть, если рассматривать Веды в более широком смысле, то можно сказать, что вся древняя литература Индии может, смело называться Ведами?
- Духовная литература.
- Духовная литература.
- Вот, дело в том, что в широком смысле вообще вся духовная литература – это Веды. И сюда можно включить и Библию, и Коран, потому что обычно что-то, какая-то литература, которую мы знаем, она пишется людьми об этом мире. Или это какая-то, может быть, практическая литература, вот учебник по кораблестроению, например. Это литература, она обычная, она лежит в основе образования, которое мы получаем. Кто-то становится гуманитарием, кто-то математиком, кто-то экономистом. Но то образование, которое мы получаем, оно не отвечает на более глубокий, философский вопрос: «Кто я? Для чего я живу, в чем смысл моей жизни? Что ждет меня после смерти. Могу ли я обрести какое-то подлинно глубокое счастье, или только поверхностные переживания». И вот. Уже с этой категорией вопросов имеет дело духовность, религия, философия и вот…

00:02:57 - Неужели… [не слышно]
- Мистики, мистики, они получают сведения, о какой-то иной реальности, более высокой, не посредством чувств: не посредством глаз, не посредством ушей, а посредством такого органа чувств, как душа. То есть у души есть свои глаза, она может воспринимать какие-то другие реальности, но для этого человек должен освободиться от вожделения, которое привязывает его к этому миру. Поэтому йоги, мистики, которые медитировали в пещерах, которые следовали очень строго различным системам самосознания, в какой-то момент обретали откровение об Абсолюте, об источнике этой реальности. И о более высоких мирах за пределами видимого нам измерения, где душа может жить вечно, бессмертие, без рождения, и они это описывали. Поэтому одно из названий авторов Вед на санскрите – это риши, дословно мудрецы. Но слово риши, происходит от слов [дришти] и [дашну], что означает: смотреть, созерцать, видеть поток истины. То есть предполагается, что они обрели некий мистический опыт и не придумали, а записали то, что им открылось. Вот так рождаются Веды.

00:04:17 - Скажите, вот вы перечислили ряд вот таких невероятно интересных вопросов, которые интересуют каждого человека, вот таких как: «Кто я? Зачем я пришел в это мир?» Неужели Веды могут ответить, дать нам ответы на эти вопросы? Или все не просто так, или…
- Ну, прежде всего, прежде всего надо немножко различать знание физическое и знание духовное. Потому что, когда мы говорим о вопросах материальных, «А» равно «А». Допустим, закон гравитации, он действует на всех одинаково, или обжигается каждый в огне одинаково, об этом не спорят. А когда речь идет о каких-то гуманитарных дисциплинах, например, о поэзии, одно и то же стихотворение может быть по-разному прочитано и существует, например, такое понятие, как символ. Чем символ отличается от знака? Знак – это один указатель, одно значение. Ну, допустим, зеленый цвет – «едь смело». А что такое символ? Вот, допустим, свеча, горит свеча и кто-то скажет: «Свеча – это символ знания. Подобно свету она рассеивает тьму. Просвещение, свет, знание». А кто-то скажет: «Нет, нет. Свеча – это символ самопожертвования. Свеча сгорает, приносит себя в жертву и тем самым дает тепло и возможность видеть окружающим».

00:05:42 И теоретически у символа может быть множество таких значений, поэтому такие явления уже как: метафизика, религия, философия, они являются символичными, то есть в них очень много измерений. И разные священные Писания мира по-разному описывают Бога, по-разному описывают духовный мир. Почему? Потому что потребности людей, потребности разных душ, разные. Потому что для Всевышнего нет проблем, с тем, чтобы сделат, например, как в фильме «Газонокосильщик». Что все телевизоры мира начинают рябить, выключается свет. Раз, надпись: «На связи Господь». Раз, появляется такое суровое лицо с бородой, серьезное выражение. И он говорит: «Среди религий, только христианство. И среди христианства, только православие». Но мы видим, что этого не происходит, что в разных странах в разное время приходят разные пророки, и Бог с ними ни с кем не спорит, спорят последователи. И единственное писание, единственный текст, где эта идея четко излагается, почему существует множество духовного знания – это Бхагавадгита, библия восточной ведической духовности, первое в истории человечества интервью с богом.

00:07:04 И вот в Бхагавадгите Всевышний говорит: «[Йёиан колумбахтах шахтаиашчехтан ичхати тасетасе чаламшетхан тануаведханмехан]». ( Если человек питает определённый тип веры, то я укрепляю его веру, и он живет в том измерении, в той вере, какую требует его душа. Но если у него появляется другой вкус, другая потребность в следующих жизнях…» На востоке считается, что много жизней живет душа… или даже в той же самой, то все может меняться. Поэтому, например, тот, кто верит в эзотерику, в экстрасенсов, с ними какие-то постоянно чудесные вещи происходят. Вот, он приходит и говорит: «Ты знаешь, я ходил к экстрасенсу, он мне рассказал, вот то, что только моя мама знает, только моя мама это знает». Но другой человек, кто не питает веру, он придёт и скажет: «Я стал проверять этого человека, он не экстрасенс, он не попал, не было попадания».

00:08:02 Точно также с великими. Если кто-то считает, например, что все христиане они профанаторы, то им попадется именно такой христианин, который не соблюдает принципы религии и там… или пьет. Если он считает, что христианство – это глубокое духовное знание, ему попадется христианин, который следует Евангелиям, который молится, который честный. Если кто-то считает, что кришнаиты – это тоталитарная секта, то попадутся кришнаты, которые скажут: «Да, мы ушли из дома, все были несчастливы, потом мы бросили это, было все хорошо». То есть, надо же понять, что атеизм – это тоже вера. Атеисты – глубоко верующие люди, потому что никаких научных доказательств того, что Бога нет, не существует. Вот поэтому их вера тоже укрепляется. И вот, Бхагавадгита – это единственный текст, который, вот в одной этой мистической [шлоке], объясняет вот эту удивительную многогранность мироздания. Что в зависимости от типа веры человека, он воспринимает в разных духовных традициях разные концепции божественного, разное понимание мира. И свести все к одной ноте, к одной идее, к одной религии, традиции – это значит отнять индивидуальность, отнять возможность выбора у душ.

00:09:14 - Очень интересно, то есть, можем ли мы сказать, что мы частично силой нашей веры создаем реальность вокруг себя?
- Совершенно верно, это даже не частично, это так и происходит. В Бхагавадгите есть глава, которая называется «Виды веры». Она объясняет, что существует вера невежественная, когда человек создает сферы, концлагеря. Существует вера, которая направлена на развитие, вера в экономику. Что вот мы должны больше создавать предприятий, больше добывать минералов, потом экологический кризис, экономический кризис. Но ведическая концепция прогресса, та вера, которая находится в энергии добродетели, просветления, она говорит о другой идее прогресса. «[асатомасадгомаё тамасума джитиргомаё бритюрьанритаргомаё брихаторыньюкумпанишад]». Ведический текст: «Да совершим мы путешествие из иллюзии в реальность ([асатомасадгомаё]), от невежества к знанию ([тамасума джитиргомаё]), от смерти к бессмертию ([бритюрьанритагомаё]). Поэтому в зависимости от типа веры человек, он и прикладывает энергию в те или иные русла.

00:10:30 - Вы так интересно это все говорите, вот мне известен тот факт, что раньше Веды передавались устно, в стихотворной форме, и только лишь гораздо позже они были записаны. Почему?
- Это связано с нашим представлением о цивилизации, то есть в школе в учебниках, которые писались при Советском Союзе, в основном, нам рассказывали, что была обезьяна, потом она поумнела, взяла палку, стала там изготавливать сок из бананов. Потом постепенно появились самолеты в этом процессе, и вот сейчас та цивилизация, которую мы имеем - это пик человеческого развития, апофеоз, мы венец эволюции.

00:11:13 Но когда мы начинаем изучать различные древние источники, или даже просто к разным науках обращаемся, оказывается, что глобализация, которую мы знаем сегодня, когда мир объединяется интернетом, мир объединяется благодаря самолетам, единой экономике. Подобное же объединение мира существовало в глубочайшей древности. Оказывается, был единый народ индоевропейцев, который включал в себя иранцев, славян, индийцев, там европейцев, а потом распался на известные нам народы. Было общеславянское единство народов. А потом выделяются южные славяне, например, болгары, западные славяне, например, там, поляки, мы – восточные славяне. И оказывается, если мы будем геологию изучать, даже Землю, континенты можно собрать и получится то, что звали ученые Пангея, то есть единая Земля. И оказывается, самая древняя литература Земли, она называется Эпос. Эпическая литература: «Сказание о Гильгамеше», «Илиада Одиссея», [махабхаратаиромайне] – это ведические тексты, «[Велесову] книгу» о нас, или «Сказание о короле Артуре» – это позднеанглийский эпос, они все говорят, что была какая-то иная цивилизация, которая была не технической, а мистической. Но никто, кто читает об этой цивилизации, не рискнет сказать, что она была низкоразвитой.

00:12:40 Просто в прошлой эпохе психические силы были более развиты у людей и то, что описано, что тогда уже существовали мантры, особые речевые формулы, которые позволяли создавать эффект, как от ядерного оружия и до сих пор следы применения видны в таких древних городах, как [Харапы] и [Махенджедара]. Такая протоведическая культура, вот, оказывается, что в некоторых ведах сказано, что в древности также как человек сейчас контролирует свою речь, он мог контролировать свои мысли. Вот, и точно так же, как у нас сейчас интернет, а в своё время могли считывать йоги из эфира информацию. То есть, это была цивилизация, где психические силы были развиты у людей.

00:13:26 Но если сейчас, допустим, нас постигнет третья мировая война, то потом какие-то аборигены, они начнут находить описание компьютеров. А допустим, они не знают, что такое электричество, и они находят, они расшифровывают наши письма. То есть начинают читать: «Вот компьютеры были». Они думают: «Ну, какие это компьютеры, это мертвые железки, вот что с ними не сделай, ничего не происходит». Потом они о самолетах читают, а они не знают что такое топливо, они думают: «Да это просто какие-то банки». Они думают: «Ну, сказки». Точно также мы, читая древнюю литературу, мы не понимаем сути той цивилизации, где вместо техники были психические силы.

00:14:03 И одно из качеств людей в то время было гораздо большее запоминание информации. То есть в действительности письменность появляется именно тогда, когда единая ведическая цивилизация… сменяются эпохи, есть учение об эпохах в Ведах, и оно начинает распадаться. И когда эпохи сменяются, наступает такая эпоха, которая называется [кадиюга] – железный век, время деградации, распада человечества и память слабеет, и вот тогда-то Веды и начинают записываться.

00:14:34 И более того, если вы посмотрите, древнейшую ведическую литературу, она вся написана в гимнах, в стихах. А та же Бхагавадгита, она дословно означает песнь Абсолюта, песня Бога. То есть она вся была пропета, и одна из глав, которая называется [гианайога], или глава о передаче духовного знания. Она так и рассказывает, как это знание в древности передавалось. [имамневасветуевеантроптаванахававьеюам малувекшаквевебравит] и так далее. Что сначала боги познали это знание, потом его спустили к людям, то есть Веды говорят, что не от обезьян происходят люди, а от богов. Что [мало], основатели человечества, нисходят с высших миров и основывают человеческую цивилизацию.

00:15:24 Поэтому в немецком языке - der Mann, в английском - the man [вотатиман], первые люди. И происходит все от богов, и язык происходит от богов, а источник всего -духовная реальность. И это не такая оригинальная мысль. Платон учил о том, что есть мир идей, а наш мир – лишь искаженное отражение. Точно также Бхагавадгита сравнивает мир с перевернутым древом, корни которого идут вверх, а кроной вниз. [урфамула мадахшаквам ашватум прагвеям]. (Что этот мир искаженное отражение более высокой реальности.) И это тоже самое, о чем учил Платон. Вот, поэтому, те, кто знает ведические тексты, они имеют более глубокое представление об истории цивилизации, о древних культурах, об истории человечества, чем те, кто просто следует, ну там, марксизму, ленинизму, дарвинизму. Источник всего – сознание, а не материя, сначала дом рождается в сознании архитектора и только потом его строят, но никогда не бывает так, чтобы взорвали группу деталей, груду деталей и выпал дождь из компьютеров, это абсурд.

00:16:34 - Это невероятно интересно, то есть можно сказать, что те мантры, с помощью которых сражались на [Куракшетре] герои [махабхараты] - это абсолютно не выдумки. То есть раньше у людей была такая сила и письменность – это не шаг к развитию человека, а наоборот необходимость, потому что сила нашего интеллекта ослабилась.
- Ну, да. Просто у нас другая цивилизация, она нельзя сказать, что она лучше или хуже, она просто другая. То, что в древности, в древности могли пахать на быках, но какие-то йоги, они могли там путешествовать по воздуху и так далее. Поэтому именно все, что мы понимаем под эзотерикой, на самом деле, в прошлые времена это был рай для эзотериков, потому что все это было гораздо легче и мощнее. В нашу эпоху в основном это все можно делать только на уровне таких психических сил. Если пять человек соберутся, и будут думать о вас, вам будет немножко икаться. А в прошлое… ну у вас такое лихорадка будет, если вы чувствительный человек. А прошлые времена, если бы они собрались и так подумали, то вы бы и сгореть могли, как в фильмах Стивена Кинга.
Вот, поэтому в разных эпохах своя специфика…
- Ничего себе.
- … использования психических сил. Но в каждую эпоху проявляется… вот у нас техника зато, техника для йога летающего, для него IPhone (йафон) пятый – это чудо Вселенной.

00:17:56 - А вот очень интересный корень в слове Веды – ведать, вот очень оно звучит так знакомо. Скажите вот такой вопрос: «Почему»? Ну, вы наверно уже на него ответили, как мне кажется, но возможно вам… у вас получится повториться. Почему в санскрите и в русском языке очень много похожих слов?
- Ну, смысл очень простой, чтобы была вот эта самая единая цивилизация индоевропейцев. Это совершенно научный факт, ещё их ученые называли «ариями», в своё время. Ария на санскрите означает благородный воин, муж, человек, обладающий ведическим знанием. Никакого национального окраса это слово не имело. И у меня есть лекция на эту тему, она называется: «Ложь и задачи теории арийского вторжения», где объясняется, что в действительности на территории арийской ведической империи, разные народы жили вместе. Это даже анализ скелетов показывает и росписей, и идея о том, что ариев можно жестко соотнести с каким-то одним народом, это было придумало позже националистами, когда в 20-ом веке эзотерика стала смешиваться с древним знанием. А ученые использовали это понятие – арии, как слово, словом индоевропейцы. Вот представители этой древней, ведической цивилизации. И вот понятно, что в глубокой древности многие народы, которых я перечислил, и славяне, и иранцы, и индийцы, и европейцы, они все жили вместе.

00:19:27 А дальше начинается вот то, что описывается иногда как переселение народов, как распадение цивилизации индоевропейцев. Очень загадочный период, вот он, начинает цивилизация распадаться эта. Но надо понять, что какие-то группы ариев или индоевропейцев, они сразу разошлись, а какие-то дольше сохраняли какие-то связи. И вот, если мы начинаем анализировать, допустим, культуру европейцев языческую, кельтскую, друидскую, [неразборчиво] язычество славян, то оказывается, что и в русском языке и в славянском язычестве больше каких-то ведических корней, чем скажем у европейцев. То есть это доказывает, что некоторое время, когда уже какие-то индоевропейские племена отделились, славяне и индийцы, они ещё какое-то время образовывали какую-то общую цивилизацию. Возможно, она встречалась где-то в районе междуречья Ирана, вот от Индии, если выйти и потом как раз в сторону Украины, казаки, все пошло, все как вы любите.

00:20:27 И вот есть такой автор, [Рахул Саскритьяян сан] индийский, он и [брахман], и профессор, у него есть [саскетологическое] образование и он происходит из жреческого низкого сословия. И Рахул Саскритьяян, он, изучив проблему взаимодействия индийцев и славян, выдвинул гипотезу о существовании целого такого народа - индославы. Который уже был, когда индоевропейское единство распалось, а вот мы ещё общались. И отсюда и возникает вот такая близость язычества славян и Вед. У меня есть, ну это там 3 часа лекции… Вот простейший пример, ну вот на уроне языка, допустим, возьмем санскрит, русский, английский, допустим.

00:21:13 Небеса - [напхаси], sky (скай); весна - [васанта], spring (спринг); [пама] - тьма, darkness (даркнесс). Вот уже видно, что санскрит и русский совпадает, а вот уже английский уже чуть-чуть поехал. Вот поэтому отсюда и берется близость русского и санскрита. Поэтому есть два таких слова как «веда» и «гьяна». Веда означает знание, откровение, духовное знание. А гьяна означает знание аналитическое, посредством приборов. Но в русском языке прекрасно есть оба этих корня, потому что русское слово знать – «г» переходит в «з», вот это «знана», «гьяна» - это почти, это однокоренные слова. Вот, или [джнана] на бенгале. А веда тоже есть в русском языке, ведать, неведомый и ещё была форма: «стд» переходит в «ст», поэтому даже «невеста» - это удивительно …замечает, это неведомое, сюрприз вот. Когда у меня невеста, и это говорят современные лингвисты. Вот, поэтому «совесть» - это тоже очень интересное слово, то, что связано с [вестой], с ведами. Непросто то, что сейчас совесть - это «как я понимаю». А кто вам сказал, что вы понимаете правильно. Кому-то совесть может подсказывать делать дурные дела. Поэтому даже в слове совесть, если даже мы смотрим на комбинацию: «веда» - «веста», что совесть – это не просто что-то в нас что само решает: что хорошо, что плохо, а что-то, что связано с божественным началом и с подлинными, а не иллюзорными представлениями о добре и зле.

00:22:55 - Скажите, пожалуйста, а каковы причины распада этого континента Пангеи, это были какие-то тектонические движения или это были какие-то психологические моменты взаимодействия или невзаимодействия народов, или все вместе?
- Ну, надо понять, что веды – это не учебник истории, или географии, то есть ведическая литература, она содержит вневременную информацию из разных эпох и задача, какая? Посредством описания жизни праведных царей, разных династий, жизни отшельников, описаний деяний [аватар], то есть нисхождение Всевышнего в разных образах. Просто рассказать людям о духовном знании, о том, что такое материальный мир. Поэтому это ошибка – пытаться, там есть какие-то знания фрагментарные о древних культурах, но цель ведического знания вообще в другом: рассказать о природе этого мира, о природе высшей реальности, о пути человека в мироздании. Вот, в чем дело. Поэтому там не было такого акцента рассказывать, прям, о том, что же там происходило.

00:24:04 Но в целом объясняется, что в более древние эпохи людей меньше, климат очень хороший, златой век называется [сатиюга] на санскрите. Но если в греческих источниках это называется златой век, просто подчеркивается, что все было хорошо, то [сатиююга], слово «сат» означает истина, правда, то есть то, что прежде всего, эти люди были очень праведными. Вот, то есть эпоха праведности, а не просто, когда все хорошо было. И в [сатиюгу] в основном, было очень мало людей, они жили в районе экватора, возможно, на том самом едином континенте, у них не было болезней, не было никакой порочной деятельности, их было мало, они занимались медитацией, в большинстве своем не перевоплощались после. Но те души, которые подсаживаются на материальный мир как на наркотик, они продолжают воплощаться и потом постепенно проникают болезни, проникают ссоры и вероятно, в это же время начинают расходиться континенты. Каких-то данных о том, что это была война, нет. Поэтому, скорее всего, просто это общая тенденция: ухудшается климат и… [акалиюги], той эпохи, в которой мы живем. [Пураны]… ведическая литература говорит, что пройдут 1000 лет и исчезнет вода почти, уйдут священные реки под землю, насекомые будут размером больше чем люди, люди уйдут из городов; и насекомые, и мыши будут преследовать их. Поэтому в действительности сознание, оно живет вне времени, и то, что мы сейчас понимаем как [киберпанк], или просто [апокалиптика], это в действительности окрыленное контактерство, когда фантасты считывают то, что в действительности произойдет в отдаленном будущем.

00:25:47 - То есть будущее не будет светлым, ярким, интересным.
- Ну, надо понять, что это все индивидуально. Веды, они говорят, что есть понятие кармы, судьбы каждого человека. Веды объясняют, что душа живет множество жизней, и каждую секунду мы совершаем две вещи: мы отрабатываем последствия наших прошлых поступков и одновременно сотворяем судьбу. Вот, поэтому в любом обществе, насколько человеку хорошо зависит не от общества, а от его судьбы. Знаете, что можно быть больным в любой стране, или там больным и несчастным, а можно встретить лучшего друга в любой стране, в любое время, поэтому скорее это зависит, конечно же, от кармы, от судьбы тех людей. Но общая тенденция, конечно, что в ту эпоху страданий будет больше. Вот, но когда ты вырастаешь, для тебя страдания норма, вроде все живут, необидно.

00:26:46 - А может человеческое существо как-то перестать создавать вот эту самую карму?
- Ну, для этого собственно веды и существуют. Веды, они говорят, что существуют три типа поступков. Они называются карма, викарма и акарма. Вот, часто считается, что карма – это что-то плохое. На самом деле, в оригинальных ведических текстах, карма означает праведная деятельность, деятельность в соответствии с писаниями, которая создает хорошую судьбу, это разные виды благотворительности, это какая-то мирская религиозность, например, там посещение храмов, это помощь людям, то есть все, что мы понимаем как хорошие дела, называется словом «карма». «Карма» - слово не плохое. А вот все, что мы понимаем как плохие дела, как насилие, там захват чужих территорий, воровство, обман, называется викарма, то есть дурные поступки. И что интересно, что третья категория деятельности акарма - духовные практики, которые в принципе останавливают процесс перевоплощения души. И это очень неожиданно для людей, потому что в современной цивилизации понятие духовность и хорошие дела, они часто отождествляются. Я хожу, интересуюсь театром и культурой – это духовность. Я забочусь о дельфинах, я эколог – это духовность, я помогаю маме каждый вечер – это духовность, я духовный человек.

00:28:11 Но духовность, её основной принцип - это избавиться от вожделения к этому миру, потому что мы рабы вожделения, мы рабы своих чувств, язык требует новых вкусов, глаза новых зрелищ. На востоке есть [ситлсвами], тот, кто обуздал свои чувства. И первое - это развить духовные качества: смирение, благородство, избавиться от вожделения к этому миру, и второе посредством определённых молитв, медитаций, духовных практик обрести связь с высшей реальностью. И вот собственно, связь с этой реальностью, которая на санскрите называется словом йога, йога означает в высшем значении своем связь, вот это собственно духовная жизнь. И часто это наоборот может не пересекаться, потому что часто людей, которые тратят своё время на то, чтобы рассказывать о каких-то медитациях, о каких-то духовных практиках, которые тратят деньги на строительство храмов или йога центров. Им говорят: «А вот зачем вы это делаете? Лучше бы вы помогли голодным детям, или построили приют для бездомных животных». Но в таком случае мы говорим, что это зависит от веры человека. На самом деле, люди, которые советуют это, они не верят в то, что есть какая-то реальность, которая является нашим подлинным домом, где нет рождения и смерти, что-то, что не относится к сфере того, что видят наши глаза. Вот, и это поединок двух типов веры. Но те, кто имеют эту более высокую веру, они отвечают им, что: «Посмотрите, мы не тратим какие-то деньги на то, чтобы построить себе ещё одну квартиру, мы не тратим это личное время для того, чтобы сделать дополнительный ремонт у себя дома, мы также как вы жертвуем. Но ваша задача – это обустроить бал на корабле «Титаник», который идет на айсберг, это провести званый ужин, хорошо все украсить на подлодке «Курск», которая затонет. А наша задача – это ,в принципе, указать выход, дать спасательные шлюпки и то, что мы занимаемся - это также благотворительность, но это является высшей благотворительностью. Однако чтобы постичь это у вас… вам не хватает веры, так.

00:30:26 - Скажите пожалуйста, как современному человеку, какие первые шаги можно сделать современному человеку для того, чтобы научиться, как бы для того, чтобы обуздать свои чувства, для того, чтобы попытаться избавиться от вожделения, для того чтобы как то попытаться обрести веру, что нужно делать?
- Ну, прежде всего человеку должно этого хотеться и как бы странно это не звучало, все, что человек делает в духовности, в любом случае должно ему нравится. Потому что идея чувств, там самоконтроля, самоограничения очень популярна. Бхагавадгита, которая является энциклопедией йоги, она рассказывает и о медитативной йоге, и о йоге отношений со Всевышним, и о йоге знания, и о мироздании, и о человеке, и о карме, реинкарнации. Вот эта Бхагавадгита, она скептически относится к идее глупого такого механического самообуздания и она дословно говорит: «[Бишиаминивахтантеа книрахарааседухинам расаваджа расаперсья парандриштунивахта тешто]». Вы можете механически пытаться от чего-то отказаться, но скорее всего вам это быстро надоест, захочется опять хорошей жизни. Но только если вы испытаете какие-то позитивные более возвышенные духовные переживания, тогда вы сможете от чего-то отказываться в принципе. Поэтому подлинная духовность, она рождается из очарованности какой-то духовной практикой, какой-то духовной жизнью, а не… она не рождается из страха перед геенной. Потому что христиане пугают адом, кришнаиты пугают, что собакой станешь. Вот, но подлинная духовность, она сродни чувству прекрасного, как человеку нужны хорошая музыка, картины, она рождается из интуитивной потребности души в отношениях с источником, а не из каких-то видов религиозного запугивания.

00:32:20 Вот, поэтому духовность начинается с того, что если душа, она действительно это ищет, когда она приходит с общества людей, которые следуют той практике, которая нужна, то она испытывает ликование. Она чувствует, что здесь действительно присутствуют не только эти люди, а здесь некий филиал, посольство духовного мира. И существуют две очень похожие молитвы в разных традициях [Падмапурана], в ней Господь говорит: «[Нахамтистхамевайкумхе йогинанхиваешуа макбактаетрыгаемти татретистхаментреда]». Это очень интересная шлока. Стих на санскрите, где Всевышний говорит: «[Нахамтистхамевайкумхе]». (Меня нет в духовном мире.) Нормальное представление: «Где бог?» Мы в материальном мире, здесь тюрьма, темница, а вот весь духовный мир, где цветы, пирожки, Ангелы; там живет Бог такой довольный. Он говорит: «[Нахамтистхамевайкумхе]». (Меня нет в духовном мире.) Ты думаешь: «Ну, уж если кто-то живет в пещере и там дышит, и питается солнечным лучом, он точно что-то понял». Вот мы были в Гималаях, там есть представители, и он говорит: «[Йогинанхиваешуа]». (Меня нет даже в сердцах продвинутых йогов.) Мы думаем: «Ну, все. То есть [Эрнст Мудашев] возможно так и не встретил тех людей, которые нам нужны в своих экспедициях».
00:33:41 Но где же тогда, где же тогда эта духовная реальность? [Макбактаетрыгаемти татретистхаментреда]. «Но там, где воспевают мое имя, там, где прославляют меня, там, где медитируют на меня, - говорит Всевышний, - там, где мои преданные, те кто ищет меня, прославляет меня, там я незримо присутствую». Если душа зреет, она действительно, в этих процессах сознает присутствие Всевышнего, сознает, что здесь действительно я могу постичь какое-то сокровенное измерение. И подобные же молитвы находим в Евангелиях, что говорит Иисус: «Там где двое или трое соберутся во имя мое, там и я среди них». Поэтому начинать надо с общения. Потому что точно также, как когда вы интересуетесь: будь то какие-то европейские хорошие фильмы, или будь то философская литература, в какой-то момент вы поймете, что есть множество людей, которые уже более квалифицированные, у которых уже коллекция, которые прошли определённый путь.

00:34:40 Иначе это выглядит очень странно и этот синдром называется «[тванхелесебя] », поэта я не знаю, быть может в этом виноват мой кругозор. Вот, если вы не такой человек, конечно же, вы обнаружите, что уже кто-то, подобные вам люди, прошли уже какой-то путь. И в их обществе вы также сможете глубже изучить, какие-то практики для духовной жизни, для самоизменения, для постижения Абсолюта.
И часто это не так, что по вам токи должны бежать, а часто это как радиация, вы ничего не чувствуете, но меняетесь.

00:35:14 - То есть общество духовных людей – это один из… одно из направлений, по которому может пойти современный человек. Вот, скажите, пожалуйста, например, мы сегодня с вами сидим здесь, беседуем, и вот нас посмотрел человек, ну, допустим, откуда-нибудь из Мурманска…
- Или даже [тридцать].
- Или три…да, или из Харькова, например, и решил для себя: «Вот, с завтрашнего дня я буду изучать веды». С чего ему начать?
- Очень хороший вопрос, потому что понятие это очень широкое. Я считаю, что с каких-то книг учителей, потому что... Опять-таки, вот видите, мы выясняем, что оказывается, что в Индии существует множество школ, которые берут свой исток ещё с тех древних жрецов, брахманов, которые практиковали, и следовали ведическому знанию. И до сих представители этих школ, они раскрывают людям истины вед. И это тоже самое: как есть законы и юристы. Если вы интересуетесь юриспруденцией, вам может казаться, что вы разбираетесь, но когда вы попадете на суд, вы поймете, что: «Мне нужен адвокат, мне нужен адвокат». Что на самом деле, вы в этом не разбираетесь, вот хотя казалось, что все хорошо. Ну, или если вы будете заниматься танцами по видео учебнику, то когда вы придете на конкурс бальных танцев, вдруг почувствуете, что где-то ногу не так ставили как в телевизоре. Вот, поэтому естественным образом множество духовных учителей начиная… это постепенно проникало, но сегодня они раскрывают это знание.

00:36:57 И Бхагавадгита, в ней есть глава, которая так и называется [гьянайога], йога – обретение духовного знания и главная шлока, главный стих в ней звучит так: «[тадьютхипранепатина парепрашне насевеа упобьепшантетегинан генимаста атвадаршанах] ». Что ты должен предаться, искать общения и отдавать себя тому, кто постиг духовное знание. И только тот, кто обладает неким духовным опытом подлинным, способен передать его другим. Поэтому человеку в интернете бы уже найти представителей тех или иных школ, познакомиться прежде всего с их учителями. Потому что надо, ну, как в каратэ, мы же смотрим на главу школы, а не на тех учеников, которые три дня позанимались, заплакали, ушли. Вот, то есть познакомиться с мастерами, и если вы чувствуете, что эти люди вам интересны, находиться в обществе вам приятно, то что они говорят, это радует вас, наполняет вашу жизнь смыслом, то в этом естественном выборе рождается изучение Вед. И вот они расскажут вам уже: как, какие стихи на санскрите понимать, какие духовные практики наиболее благоприятны для нашей эпохи, какие были в более древние периоды и так далее. Какие разделы ведического знания практикует данная школа, какие там виды йоги есть, и все это вы там узнаете. Это такой неодномоментный разговор, то есть надо общаться с живыми носителями традиций.

00:38:31 - Теперь надо сказать, что на этом пути лучше не пытаться самому идти по этому мостику, а лучше найти людей гораздо более сведущих в этом, и уже оперевшись на их опыт, оперевшись на их руку…
- Ну, иногда гораздо более сведущие, общение с ними может быть затруднительным, потому что они на столько гораздо более сведующие, что уже пропадает та необходимая [прослойка] для понимания и тебе говорит человек, там какой-нибудь что: « [тамджива] стань [дживанмухтой], останови [самсару], не совершай ни карму ни викарму, а только акарму». Вы чувствуете, что вы вроде человек такой глубокий, но не понятно. Поэтому просто с людьми, которые, вы чувствуете, доносят до вас эту идею, а там глядишь и начнете понимать, что говорят остальные мужчины и женщины.
- Спасибо вам большое.
- Пожалуйста.
- На этой ноте мы закончим наш сегодняшний вечер…

транскрибирование: Люба Мартынюк | 19 марта 2015