Духовный путь

Киев - 25 декабря 2012
лекция для начинающих из раздела «Философия» со сложностью восприятия: 1
длительность: 01:19:24 | качество: mp3 96kB/s 54 Mb | прослушано: 742 | скачано: 492 | избрано: 25
Прослушивание и загрузка этого материала без авторизации на сайте не доступны
Чтобы прослушать или скачать эту запись пожалуйста войдите на сайт
Если вы еще не зарегистрировались – просто сделайте это
Как войдёте на сайт, появится плеер, а в боковом меню слева появится пункт «Скачать»

00:00:00 [Станислав Зюзько]Тема сегодняшней встречи, как ... насколько было запланировано - это «Духовный путь в Священных Писаниях древней Индии», вот. И тема духовного пути мне представляется актуальной хотя бы потому, что много людей, они чувствуют, что что-то с нами происходит, что все живут нормально, смотрят телевизор, добывают деньги, кушают и вдруг у человека возникает какая-то потребность в поиске ответов на какие-то глубокие вопросы: «В чем смысл моей жизни?» и т.д. Вы знаете, что в книге и фильме «Автостопом по галактике» мегакомпьютер ответил, в чем смысл нашего бытия, он ответил: «42», вот. Поэтому не такой легкий вопрос на самом деле: «В чем смысл?» И подобные нетипичные вопросы - это как определённая симптоматика. И в какой-то момент человек, он вдруг узнает, что в разных цивилизациях в разных системах самопознания разные мастера, они также начинали задаваться подобными вопросами: «Почему существует этот мир? Каков мой путь? Чего ищет мое сердце? Существует ли что-то за пределами той реальности, которую воспринимают мои чувства?» И были достаточно энергичными на этом пути, вот. Можно было бы сделать отдельную лекцию о биографиях подвижников, вот. Потому что если вы изучаете биографию подвижника, то есть зрелой души, которая уже в прошлых воплощениях прошла определённый серьезный путь, то он будет вести себя, ну, отлично от той ситуации, как обычный человек, который чем-то интересуется, вот, который просто живет на уровне «ну, наверно, что-то такое есть». Есть же? Ну, конечно, есть, вот. Но это отдельная была бы песня, вот. А сегодня, так как очевидно, что все люди уже знакомы с восточной духовностью, но даже если хотя бы двое-трое людей пришло именно по заявленной теме, я должен считать это как официальная версия. Поэтому версия будет официальной, вот.

00:02:16 И первое, с чего надо начать, - это духовный путь в Священных Писаниях древней Индии или духовный путь в Ведических Писаниях древней Индии. И само слово «Веды» сейчас стало почти синонимом слова «дао», потому что те Веды, эти Веды, такие разделы Вед, другие разделы Вед. В широком смысле под Ведами в Индии понимают всю совокупность духовной литературы Индии. И чем отличается духовная литература от литературы светской? Что в большинстве случаев это истины, которые получены методом откровений. И люди, которые являлись авторами духовных трактатов, они либо были обитателями каких-то более высоких измерений бытия, которые воплощались на этой земле, как мы знаем аватары, бодхисатвы, и рассказывали истины о том мире, из которого они пришли. Либо это были подвижники, которые следуя той или иной системе самопознания, достигли успеха. И Веды, восточная литература, они... она объясняет, что точно также, как наши глаза или наши уши, они могут быть органами познания окружающей действительности, точно также наша душа, она обладает своими глазами, своим видением, которое осуществляется на уровне веры. И в определённом смысле можно сказать, что подвижники, которые посредством своих практик, они пробудили сердце, сердце, оно начинало видеть какие-то истины, поэтому... не от мира сего.

00:04:02 Поэтому два слова, которыми обозначают мудрецов на востоке, - это риши и муни. Если вы читали специализированную литературу, там есть эти слова, вот. Риши - происходит от санскритского глагола «[триштия]» и также «[даршана]», что означает «видеть», «созерцать». Предполагается, что какие-то вещи о духовной реальности ты не придумываешь, а ты просто описываешь, записываешь, как, ну, знаете дневники путешественника, вот, дневники путешественника в иные реальности, в горний мир, мир Бога и т.д., вот. И другое слово популярное - это муни, ведические муни. Слово «муни» происходит от слова «мауна», то есть «обет молчания», вот. Мы недавно были в Гималаях, в Гималаях это распространенная практика в течение многих лет в разных условиях, иногда даже более суровых, чем те, в которых мы сейчас сидим. Гималаи, без отопления, зимой, люди, они проводят свою жизнь в поклонении (а здесь кислород оказывается есть, какое удивительное ощущение), вот. Они проводят (здорово, необычно), вот, они проводят свою жизнь в поклонении, в изучении писаний либо в йоговских медитациях, и они при этом молчат, вот, и напитываются каким-то знанием. Но потом, когда они постигают что-то, они нисходят с гор, вот, и рассказывают что-то людям, либо люди сами к ним поднимаются и вдохновляют их немного поговорить, вот. Такова идея.

00:05:42 Поэтому риши, муни - авторы Вед. И в широком смысле, Веды – это, ну, вся духовная литература учителей Индии, полученная методом откровений. А в узком смысле - 4 сборника мантр, то есть молитвенных формул и гимнов на санскрите, которые называются Риг, Яджур, Сама и Атхарва Веды, вот. Веды в узком смысле мы понимать не будем, мы будем включать в них всю остальную литературу: и Махабхарату, и Рамаяну, и Пураны (хроники ведической цивилизации разных времен), и Упанишады (беседы с мудрецами). То есть вся классика духовной литературы Индии в нашем понимании, то есть синоним слова «Веды». Веды означает знания, полученные особым образом как истина, откровения, вот. Это что такое Веды.

00:06:36 Дальше, если мы говорим о понятии истина, это в действительности понятие сложнейшее. Философы разных стран и народов, они задумываются о том, как можно определить истину. И в санскрите, если вы будете изучать разные контексты употребления этого слова, истина - это [сат], слово «истина» на санскрите – [сат]. И это слово ([сат]), оно обладает тремя значениями: это «вечность», также это «бытие», «то, что есть» ([сат] означает «то, что существует», «то, что есть»), вот. И также это означает «истина». Поэтому о чем говорит этот набор самого слова «[сат]» (истина)? О том, что с точки зрения мудрецов, они понимали, что то, что находится в категории временного, бренного, то, что погибнет, - это не может быть истинным. Что подлинная истина, она должна быть связана с такими категориями, как бессмертие, и на более сокровенном уровне с такой категорией, как счастье. Поэтому одной из... один из афоризмов «Веданта-сутры», ведического текста, он звучит так: «[Ананда майя био сат]», что истина - это не сухая интеллектуальная категория (как биологи учат, знаете, отряд, там, парнокопытных, там, отряд членистоногих, - это некие истины об отрядах), а истина в духовном смысле («[ананда майя био сат]»), она несет собой заряд «ананды», удовлетворенности сердца. Мы соприкасается с тем, то, что радует нас, а не просто добавляет файлов в нашу библиотеку головную, вот.

00:08:23 Поэтому это то, что... и также идея прогресса. Идея прогресса в современном мире, она связана в основном с развитием средств производства: более совершенная техника, более высокие небоскребы, более экологичные технологии или более продвинутые способы удовлетворения чувств. Что раньше мы смотрели «Хоббит 2D», а теперь мы смотрим «Хоббит 3D», вот. Или раньше мне надо было, чтобы почитать, отрываться, куда-то идти в библиотеку, а теперь у меня интернет, и я черпаю прямо из источника, вот. То есть ну в этом идея прогресса.

00:09:05 Но Веды, они… ведические мудрецы, они смотрели более глубоко на этот мир и они понимали, что идея постоянного усовершенствования только лишь этого материального мира или способов наслаждаться им - это тоже самое, что пир на Титанике или встреча на подлодке Курск. Потому что всё равно само пространство, где происходит весь этот праздник жизни, оно не является вечным, оно является обреченным, приговоренным в известном смысле. Поэтому идея прогресса в духовных текстах, она описана в «Брихадараньяка-упанишада» (упанишада означает «беседа с мудрецами». Как шутил профессор Баевский, мой научный руководитель: «Разговор двух умных людей», вот. Поэтому упанишады - это беседы с мудрецами). И известная мантра «Брихадараньяка Упанишада»: «[Асатома сатгамая тамасома джьотиргамая мритйорма амритамгамая]» - да свершим мы путешествие из иллюзии в реальность… Или все же теперь знают санскрит: «[асатома сат]» - из небытия в бытие (да?), из иллюзии в реальность, «[асатома сатгамая тамасома тжьотиргамая]» - от тьмы к свету, «[мритйорма амритамгамая]» - от смерти к бессмертию, вот.

00:10:25 И идея смертности и вообще того, почему существует карма, реинкарнация, Веды объясняют очень просто: что материальный мир - это место, где очень сильно люди больны эгоизмом, замкнуты на себя, вот. Поэтому пока ты эгоист, то тебе лучше умирать периодически, пока ты не пересмотришь эту точку зрения. И потенциал нашей души, он гораздо более могущественный, чем потенциал нашего физического тела. Физическое тело - это смирительная рубашка для души. И вот, например, у Джека Лондона, которого в основном знают по рассказу, там, «Белый клык» и подобным, у него есть рассказ, который выходил под двумя названиями: «Смирительная рубашка» или «Звездный скиталец». И он там рассказывает о том, как человек сидит в тюрьме или в камере, вот, и вспоминает своё прошлое воплощение. Так что Джек Лондон не только о белом клыке писал.

00:11:20 И эта тонкая мысль, что физическое тело, которым мы так гордимся, считаем высшим достижением, мы не обезьяны, мы опытней дельфина, вот, тем не менее они говорят: «Нет, лишь смирительная рубашка для души». И в этом мире мы в основном не живем, а выживаем. Мы обеспечиваем себя едой, маленькими радостями и т.д. Но о духовной реальности «Брахма-самхита», один из трактатов, говорит так: [Санскрит] - каждое слово там подобно песне, каждый шаг подобен танцу. Мы говорим: «Что это, кружок хореографии что ли?» Но смысл каков? Что… Что с нами происходит когда мы влюблены? Мы пытаемся писать стихи, хотя возможно и не стоило бы, мы начинаем петь и т.д. То есть когда какая-то глубокая эмоция переполняет душу, то естественным образом это... это песня, а не речь, суровая мужская речь, вот, это танец, это грациозное движение, вот. Поэтому подобные характеристики появляется там, где душа пробуждена. А физическое тело - это лишь смирительная рубашка для души. И реинкарнация и перевоплощение... Есть множество книг: «Как сгармонизировать карму», «Как переродиться», «Как родиться», но все духовные учителя Востока, серьезные, они говорят: «Это совершенно неестественный процесс: рождаться, умирать», вот. Как есть такая книжка «Дети пишут Богу»: «Рождаются, рождаются, умирают, умирают, зачем?» Вот, это неестественный процесс. И существует ли какое-то измерение, где чаяния нашего сердца будут удовлетворены, и где мы можем существовать без каких-то негативных явлений, вот.

00:13:10 И многочисленный ведические мантры, они начинаются со слога «Ом»: [санскрит] и т.д. И слог «Ом» в широком смысле, в философском, означает (или «Аум»), означает «большое Да». То, что вы ищете в глубине сердца, существует, существует измерение, в связи с которым чаяния нашего сердца могут быть... нашей души могут быть удовлетворены. Но наша концепция отношений - это отношения по горизонтали: временное с временным, несовершенное с несовершенным. Поэтому специфика европейского социума 21 века… главная какая проблема? Провал коммуникаций. Мы все вместе, но мы такие разные, вот. А идея духовности - это обрести йогу (йога - означает «связь»). И, между прочим, тоже самое означает слово «религия», в одном из значений - обретение связи, обретение отношений по горизонтали, связи с Источником. Мы подобны лучам, Он подобен солнцу. И в этом глубокий смысл йоги: не просто отвергнуть все бренное, но обрести связь свыше, вот. Поэтому и «Ом» означает «большое Да», это возможно, эта высшая реальность существует. Поэтому тот мир, в котором находимся мы, Веды, они сравнивали с тенью. И символ, который приводится, - это перевернутое дерево, баньян. Корни его находятся вверху, а крона внизу. Это значит, что примерно также, как учил Платон: «Этот мир - это лишь тень или искаженное, смутное отражение высшей реальности». «Гита» говорит: [Санскрит] - он подобен древу Ашвадху. Этот мир - лишь отражение, как учил Платон, мир идей и наш бренный мир, вот. Это о слоге «Ом».

00:15:03 И теперь можно, ну, задаться вопросом, как люди доходят до жизни такой, вот. Потому что, ну, если вы остановите кого-то на улице, скажите: «Подожди, друг, твоё сердце не удовлетворено, надо задуматься о чем-то вечном, ты же понимаешь, что ты смертен?» Он скажет: «[Ара], я каждый день техосмотр делаю, пока все хорошо у меня», вот. Мы поймем, что это нетипичная модель мышления, что небольшое количество людей задается этими вопросами, вот, или ставит проблему подобным образом, вот. И возникает вопрос, как доходят до жизни такой, вот.

00:15:43 «Бхагават-Гита», древний ведический текст (у нас вообще так сложилось, что на лекции большая часть текстов будет древние ведические, поэтому я даже прекращаю это говорить в какой-то момент времени), «Бхагават-Гита», первое в истории человечества интервью с Богом, оно описывает так: [Санскрит] - четыре вида людей приходит к духовному поиску: любознательные, те, кто желают каких-то выгод, те, кто страдают и те, кто интересуется, собственно, вопросом Первоисточника и Абсолютной Истины. То есть вот то, что нам казалось... Часто может показаться, что, наверно, главное, что должны те, кто ищет истину, вот. Но оказывается, что все-таки в этом главный сектор - это те, кто страдают. Потому что пока гром не грянет, мужик не перекреститься. И мало кто выходит из дому и спрашивает: «Какой же он Абсолют? В чем природа бытия?» Мы мыслим в категориях «плохо-хорошо». Когда нам плохо, мы задумываемся, почему нам плохо и как же нам сделать хорошо. Поэтому не надо думать, что эта идея, она слишком такая материалистическая, физиологическая, бездуховная. Потому что даже в вопросе обуздания чувств «Бхагават-Гита» говорит: [Санскрит] - пока вы не испытаете какие-то позитивные возвышенные духовные переживания, вы не сможете обуздывать чувства и следовать какой-то духовной практике или системе. Потому что зачем вам это надо, если это, ну, безрадостно? Вот, поэтому все-таки только позитив, который альпинист испытывает в горах, может сделать альпиниста альпинистом, вот, лыжника - лыжником, а йога – йогом, вот. Только что-то должно приоткрыться, что вдохновляет идти по этому пути. Речь идет о пробуждении сердца.

00:17:40 И встреча со страданием, осознание бренности и смертности этого мира - это описывается, как некий первый шаг в процессе поиска надмирной реальности. И в качестве классической биографии можно привести биографию Будды. Наверняка все в какой-то степени знакомы с буддизмом. Царевич Сиддхартха Гаутама, он рождается во дворце царя, и астрологи предсказывают, они говорят: «Твой сын очень одаренный, поэтому он станет либо выдающимся царем, либо просветленным мистиком». А царь думает: «Ну, нафига мне просветленный мистик?», вот. И он окружает сына роскошью, прекрасными девами, строит три дворца и убирает из этих дворцов все, что может навести его на мысли о том, что место, в котором он находится неидеально, вот. И вы знаете, что потом Будда со слугой, он случайно выходит, там, на охоту или просто нарушает запрет, выбирается и он... и происходит несколько встреч. Он видит больного прокаженного, он видит нищего, он видит труп и также он видит отшельника-подвижника. И тут он понимает, что оказывается помимо той картинки, которую рисовали мне, вот, этот мир является страшным местом, местом, где постоянно происходят какие-то нежелательные вещи. И в качестве одного из уровней просветления, такой инициации миром или пробуждения, которое описано в «Бхагават-Гите», и есть осознание вещи, которая на санскрите звучит так: «[Джанма мритью джара вьядхи духкха дошанударшанам] - осознание пагубности того, что является рождением, смертью, старостью и болезнью.

00:19:32 Относительно рождения нам сложнее согласиться, мы просто это не помним. На самом деле, если бы мы вспомнили, нам бы тоже не понравилось, вот. Поэтому... Ну, сам процесс уже представляете? Вот, поэтому «Бхагават-Гита» говорит: «Рождение, смерть, старость, болезни - это постоянные»… в буддизме иногда это даже называют потоками страдания. Не просто так, что укололо и прошло, а, ну, постоянное обновление происходит, вот.

00:19:58 Поэтому это некое пробуждение. И фокус человека, он также начинает смещаться. Если так он обычно живет светлым будущим, вот, то здесь его начинает выбрасывать в суровое настоящее. И он откровенно испуган. И другая грань, под которой можно рассмотреть этот процесс, вот, это именно отношение к миру или образ мира, который есть у людей, которые живут в нем.

00:20:34 Первая ступень, или первый образ мира, - это такое наивно оптимистичное восприятие. Это наивное оптимистичное восприятие идеально кристаллизуют две песни разного времени. Значит, первая - советского времени, там, «птица счастья завтрашнего дня (если кто-то ещё помнит) прилетела крыльями звеня», вот. И там три раза повторяется: «Завтра будет лучше, чем вчера, завтра будет лучше, чем вчера, завтра будет лучше, чем вчера». А вторая - это такой относительно недавний хит, но уже тоже устарел, но там, значит, «все будет хорошо, - пели, - все будет хорошо, все будет хорошо». И чем кончается: «Я точно знаю», вот. (Ну да, те, кто пережил распад Советского Союза, они могут проанализировать первую песню, ну, возможно и вторая тоже через некоторое время, посмотрим как… ) И о чем это говорит? Что в действительности тройной повтор какой-то формулы, он берет исток из рефрена, то есть из древней магии слова, вот. И фактически человек, он, который поет эту песню, и все, кто ему сопереживает, он фактически заговаривает реальность или он создает такую программу, чтобы все было хорошо. Почему? Потому что где-то в глубине он чувствует, что на самом деле, брат, не факт, что птица вам прилетит, все будет хорошо, и точно ты ничего не знаешь, вот. И в какой-то момент, ну, человек сталкивается либо со страданием, либо он может приходить к осознанию этого мира, как неестественного для бытия через сострадание, через сопереживание кому-то еще. Все-таки мы не такие махровые материалисты. Часто это происходит через схему «типа несчастная любовь». Несчастная любовь это как «А» любит «B», «B» любит «С», «С» любит «D», а «D» любит себя, вот. Есть такая типовая цепочка, вот. И поэтому часто через, вот, любовь и романтику люди тоже понимают, что оказывается путь к взаимности в этом мире - это не такая простая ведь, что по большей степени люди заключают некий трудовой договор и, ну, на этом строится семейная жизнь, а не, там, на глубинном взаимопонимании людей. Глубинное взаимопонимание - это, ну, здоровых 20%, вот.

00:23:00 Поэтому когда человек выходит на этот второй уровень, он впадает в состояние, которое в бездуховности умные философы называли экзистенциальное восприятие бытия, от латинского «экзистенция», то есть «бытие», вот. И это такое трагичное восприятие мира, когда в любой момент может случиться какая-то страшная вещ, да? И, там, немецкие экзистенциалисты Кьергегор, Хайдегер, они описывали это ощущение как «бытие над пропастью». Или у Тютчева (среди поэтов это Тютчев), Тютчев говорил: «И мы плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены». Допустим, один из выдающихся вайшнавских святых [Шрила Шридхар Махарадж], он рассказывал, что однажды он пришел к своему другу, который возвращался от отца. И тот выразился о своем отце, как «я зашел к тому джентльмену». Он сказал: «Погоди, погоди, какой тот джентльмен? Это отец твой». Сказал: «Да, в этой жизни это мой отец, но в другой жизни у меня могут быть другие отцы. Может быть, даже в других формах жизни». И [Шридхар Махарадж], он описывал так, он говорил: «Я почувствовал, что весь этот мир, он подобен пенке, которая плавает на поверхности огромного океана». Как это… И у него там есть тоже очень интересное описание этого экзистенциального состояния. Он сказал так: «Я почувствовал, что я лишь неопределенная точка в бесконечности», вот.

00:24:29 Поэтому это некий кризис, когда ты понимаешь, что бытие нестабильно, бытие над бездной, это тоже один из возможных ощущений, которые приводят человека к духовному поиску. Но, опять-таки, может приводить, может не приводить, вот. И здесь только настоящее в центре. Что... что будет - неизвестно, что прошло - то прошло, только настоящее в центре, вот. И во многих.... если материалисты вообще мысль о смерти, мысль о бренном, они стремятся спрятать, да? Например, американцы очень любят закрытый гроб, где цветы, ну, все так очень интеллигентно, вот. Вот нет этого, то есть они отгоняют эту мысль. То в двух других культурах… это воинская культура (вот скоро будет выставка самураев. Например, вы почитайте кодекс самураев Бусидо, например, в таком трактате Хагакурэ «Сокрытые в листве»), но воинское сословие и духовенство, они, наоборот, этот факт смертности, наоборот, выносили на передний план. И, например, ещё у греков, когда великий полководец, например, Цезарь, возвращался с победы, захватив очередную страну, строили прям триумфальную арку для него. Но в античности греки были очень тонкие люди. Когда Цезарь шел, то его преторианцы, то есть его личная стража, личные гвардейцы, они говорили ему знаменитую формулу: «Memento mori» - помни о смерти. «Помни, что у тебя сейчас и арочка, и веточки, но уже следующий поход может быть неудачным, и арочку тогда строить, [ара], не будем», вот. Они напоминали о бренности этой реальности. И подобным же образом в христианстве, например, есть понятие памяти смертной о том, что в любой момент ты сам можешь погибнуть и судный день может настать. Судный день придёт как тать, то есть бодрствуй (да?), так как ты не знаешь, вот. У Кастанеды есть идея использования смерти в качестве советчика, вот.

00:26:31 А среди вот известных нам каких-то культурных явлений - песня Цоя. Вот мы сегодня со знакомыми вспоминали: «Будь острожен, следи за собой», да? То есть, казалось бы, нормально живет человек, все у него в жизни хорошо, музыкант. И вдруг о чем он начинает думать, да? Что этот мир во власти смерти. Где-то дрогнула рука хирурга, где-то самолёт может с тобой упасть, а может быть... Чем заканчивается? А может быть вообще наша планета, она летит в какую-то черную дыру, и через... ну, теперь это уже, вот, модно стало намечать концы света, вот. Тогда это ещё не было так модно, и тогда просто такая гипотеза, без точной даты была. А может быть вообще наша планета летит в черную дыру, вот, и «будь острожен, следи за собой». Но на самом деле, когда у тебя планета твоя летит в черную дыру, ну, как ты будешь следить за собой? Эта песня о том, что на самом деле сроки нам неведомы. И в действительности все, что сделано в категории этого мира, нам придется оставить. Возникает вопрос: сделали ли мы вообще что-нибудь в категории какого-то иного мира, есть ли он и как вообще это делать? И вот с этого начинается духовный поиск.

00:27:44 Поэтому люди, которые столкнулись с ужасной стороной реальности и не предприняли никаких дальнейших шагов в духовном поиске, обычно они приходили в очень упаднические настроения. Например, существует целая литература, называется «литература потерянного поколения», молодежи, которая прошла через Первую мировую войну: Ремарк, Хемингуэй, вот. Они были очень депрессивны, потому что им казалось, вот, все их идеалы, вся культура, все рухнуло. С другой стороны, например Шридхар Махарадж, он рассказывал историю профессора Никсона, другого участника тоже Первой мировой войны, но который добился более позитивных результатов. Никсон сам был англичанином, который воевал на стороне французов против немцев. И его самолет, он стал терпеть... его подбили, он стал падать на немецкой территории. И тут в нем проснулся некий вопрос о вечном, и он стал молиться и говорить, что «ну, если я только каким-то образом выживу, я точно начну интересоваться чем-то духовным, божественным и все-таки уделю какое-то время духовному поиску». Самолет приземлился в общем мягко, очнулся он… сначала побыл в немецком плену, потом его привезли во французский госпиталь, вот. И после этого он стал общаться со священниками. И, ну, его судьба была очень интересной. Он стал общаться с… там, с английскими священниками и стал говорить, что «а можно ли узнать что-то о Боге, а можно ли увидеть Бога?», вот, и его, ну, судьба была такова…

00:29:26 Если можно мобильные на виброрежим, то есть чтоб они не кричалка, а дрожалка. Так, иногда ещё знаете в микрофонах радио играет, совершенно уникальная такая... такой бэкграунд рождается, вот. Но мы без микрофона, не дали шанса радио поиграть, вот.

00:29:48 Поэтому он стал общаться с английскими священниками, они ему сказали: «Ты знаешь, мы слышали, что где-то в Индии йоги, они вроде как видят Бога или знают больше о Нем». А где он нашел таких священников не понятно, но вот у человека была такая судьба. Сначала выжил в самолете, потом встретил широкомыслящих священников. Но это был его путь, ну, уже много жизней, да? Все было распланировано (на прошлой встрече я рассказывал про Кутузова, там тоже было очень... явные какие-то ходы такие, что для этого человека был свой план божественного). И он поехал в Индию, заинтересовался там бхакти-йогой и стал известен как типа [Радха Према Свами], как-то так, вот… Не-не, [неразборчиво] другой... [Павел Баба] - это другой современный персонаж, и он все-таки помоложе, чем со времен Первой мировой войны, вот.

00:30:43 Поэтому вот такие биографии бывают. И, соответственно, человек, он утрачивает стойкость, он начинает осознавать трагизм этого бытия, но это приводит только к стрессу и к кризису, и к такому трагическому мировосприятию, если человек не обретает веру или не обретает более глубокое восприятие реальности в трансцендентном, надмирном. И уже более зрелые духовные подвижники, они начинают интересоваться разными практиками самоосознания, духовного развития, и они постепенно приходят вновь к обретению гармонии, но за счет чего? За счет того, что они осознают, что тот мир, в котором мы находимся, - не высшая реальность. В действительности материя кажется нам очень прочной, очень стабильной, но на практике, в процессе духовной жизни человек осознает, что наоборот, сознание, которое кажется нам чем-то эфемерным, то, что нельзя пощупать, оно является более подлинным, более сущностным, чем материя. Поэтому в начале нам кажется, что, вот… вот еда, вот стенки, вот я, вот это все прочное, вот это есть, это надежно, надежно это. А вот метафизика, какой-то горний мир, сознание, йога, - эту абстракцию никто не видел, не чувствовал. Потом, в процессе практики, во-первых, человек начинает это частично чувствовать, и потом он понимает, что вот эта твердая комната рано или поздно превратиться в пыль, потом в песок. Или знаете, вы идете иногда по городу, находите в камнях ракушки. Откуда ракушки? А море было на том месте, где вы ходите по городу. Что может быть это морем станет, вот. То есть оказывается, что вот то, что казалось таким прочным (материя), она утекает сквозь пальцы. Ну, достаточно посмотреть свои фотографии в общем-то, там, 10 лет, 20 лет, 30 лет, 40 лет, и вы видите, что процесс идет, вот.

00:32:44 А сознание… «Бхагават-Гита» говорит: «Душа как раз вечно юная», вот. Поэтому в какой-то момент человек обнаруживает, что наоборот... или он обнаруживает, что, наоборот, в ряде счастливых стечений обстоятельств, это не были его усилия, его заслуги, а по какой-то воле высшего проведения так все сложилось, что у него что-то... ему что-то удалось. И тонко чувствующие люди, они вот это вот понимали, что почему именно я, что явно это не моя заслуга, или... ну, вот почему я? Например, там, Элвис Пресли иногда спрашивал: «А почему именно я Элвис Пресли?». Это, как бы забавно не звучало, признак тонкого мышления, вот.

00:33:21 Поэтому есть одна из таких шлок, очень удивительная, вот, о таком более глубоком понимании, что, там, ни корабль спасает тонущего в море, там, не, там, друзья - опора погибшего в беду, ну, то есть она такая очень революционно звучит, потом я может быть посмотрю. Но представляете, не корабль спасает тонущего в море. Простите, если я тону, меня спас корабль. Кто спасает? Возникает вопрос: а откуда он взялся там? Там, где он не должен был идти и т.д. То есть в какой-то момент человек осознает, что все... в действительности не он является центром. Существует более высокий центр, которого мы просто не замечаем. Это именуется гордым словом «майя». Майя - это не означает, что ничего нет (тебя нет, меня нет, его нет). А майя - это означает ущербное, ошибочное представление действительности, когда себя мы считаем центром этого мира, а тот мир, который мы воспринимаем, - единственной высшей реальностью, вот. Это и есть майа. То есть майа - это не означает то, чего нет, майа означает «неправильное представление действительности». И Веды не говорят, что эта реальность иллюзорна, они говорят, что она не является высшей реальностью, но она подлинна. Поэтому если кто-то говорит, что всё майа (ты иллюзия, я иллюзия), берете палец, вот… посмотрим, какая он иллюзия и насколько он не верит в собственное бытие, вот, таким образом.

00:34:54 Поэтому человек, он начинает в какой-то момент чувствовать, что есть что-то горнее, трансцендентное. И если его духовная практика успешна, то он начинает кристаллизовывать своё «Я», обретать свою самость, ну, в духовном измерении бытия. И ... это отдельный, отдельная лекция, достаточно интересная и сложная. Там вот… по разновидностям йоги, допустим, я читал в Козацком, вот, там можно послушать.

00:35:29 В качестве какого-то простого примера, поэтичного, я могу привести знаменитое стихотворение Владимира Соловьева. Первая часть этого стихотворения - это постановка проблемы, вторая часть - это уже успешное разрешение. Вот стихотворение звучит так (это четверостишье):
Смерть и Время царят на земле,
Ты владыками их не зови;
Все, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
Вот, первое - это постановка вопроса: «Смерть и время царят на земле». Вот то, что мы говорили, да? Вдруг человек понимает: я смертен. И как гениально говорил Кот-Бегемот в «Мастере и Маргарите»: «Проблема не в том, что человек смертен, а проблема в том, что он внезапно смертен», вот. Но дальше Соловьев говорит: «Ты владыками их не зови». Это не высшая реальность, не высшее понимание. «Все кружась исчезает во мгле», - да весь этот мир обречен, вы купили билет на Титаник. Но «неподвижно лишь Солнце Любви». Неподвижность - как антитезис подвижности, движению, - это символ высшего горнего мира. И само солнце в разных мировых культурах - это символ Бога. Например, одна из знаменитых шлок «Ригвиде», она звучит так: [Санскрит] – Вишну Всевышний подобен Солнцу, а душа Его – лучу, хотя луч скользит по холмам, по долинам, но его родина - это Солнце, мир Вишну, горний мир, вот.

00:37:05 Поэтому таким образом человек, он, ну, начинает сталкиваться с проблемой, что я живу в некой реальности, я ищу некую высшую реальность. Че делать? Вот, то есть основные вопросы русской философии: «Кто виноват?» и «Что делать?»

00:37:20 И сам.... три столпа духовной практики, которые описывает ведическая литература, - это гуру, садху и шастры. То есть духовный учитель, духовная среда и духовные писания, вот.

00:37:37 Поэтому «Бхагават-Гита», она говорит: [Санскрит], что тот, кто ищет истину, тот, кто находится в постоянном поиске, ему обязательно будет отклик. Учитель приходит, когда ученик готов. И с точки зрения «Бхагават-Гиты», даже если вы плывете на льдине в Антарктиде, вас оторвало от основного ледника, но прямо на льдине вы серьёзно заинтересовались вопросами восточной духовности, рядом упадет вертолет, из которого выйдет человек, у которого будет «Бхагават-Гита» и т.д. То есть «Бхагават-Гита», она не гарантирует, что если вы станете на духовный путь, вам сразу выдадут стартовый капитал для углубления познаний или вам немедленно пришлют путевку в другие страны. Но она говорит, что как только вы созреете и искренне начнете искать истину (истина - она живое разумное существо), истина тут же начнет искать вас. Учитель придет, когда ученик готов. Если ученик говорит: «Никого не могу встретить, ничего не происходит», - значит, просто он, возможно, не созрел к тому, чтобы принять серьезно какой-то авторитет, кроме собственного, вот. Это популярная ситуация, вот. Но как только ученик готов, учитель придет, вот. Это происходит. Мы ищем истину и истина ищет нас.

00:39:03 И часто считают, что восточная идея о, ну... классическая шлока из «Гиты», из главы «Гьяна-йога. Обретение духовного знания», она звучит так: [Санскрит], что ты должен в определённой степени разочароваться в этом мире, испытать некий кризис, «[пранепад]», предаться более высокой реальности и принять духовного наставника, служить ему и спрашивать его о духовных истинах. И дальше сказана интересная вещь: [Cанскрит] - в действительности научить тебя чему-то духовному может только тот, кто сам обладает подлинным мистическим духовным опытом. И это значительно снижает ценность меня как лектора, например, потому что мое представление, оно в значительной степени теоретическое.

00:40:06 Существует такое интересное писание – «Према-виварта» Бхактивиноду Такура, где он разбирает разные системы йоги. И там есть очень интересное место, где ему говорят, что, вот, я заинтересовалась бхакти-йогой, практикой служения Всевышнему, я, там, типа в храм сходил, там, помолился, там, то делал, это делал, там, в поклонах попадал и т.д. То есть, ну, вот все, что обычно олицетворяет, ну, понимают как какая-то духовная жизнь, сделал. И в «Према-виварте» (а там разговаривают йоги, представители разных направлений йоги), и один йог, он говорит: «А знаешь, почему у тебя ничего так и не произошло в твоей жизни?» Говорит: «Почему?» - «Потому что ты не встретил какого-то, ну, очень продвинутого духовного человека. И в общении с ним ты не получил того заряда, который бы одухотворил все эти практики, сделал бы их путем к высшей реальности, а не просто [вудуизма]».

00:41:06 Поэтому если вы знаете, что... это кстати, ответ на «Воскресение» Толстого. В «Воскресении» Толстой описывает, ну, службу в церкви просто как обряд вудуизма: там, священник взял пирожок, разломил. Но Толстой не понимал того, что это определённые волны. Если человек на волне, то простое действо, храмовое, становится сакральным, мистичным. Если человек не на волне, он будет писать посты: там, религия - это зло, у меня не сработало и т.д.

00:41:35 Но в «Прима-виварте» условие встречи с продвинутым духовником является синонимом вообще успешности в любой практике. Иначе и йога вам не понравится, и в храме Бога не будет, и буддисты ретритами ничего не достигнут. То есть «Гита», она очень четко говорит, что только тот, кто обладает подлинным духовным опытом, глубоким, и сам на волне, только тот, он может приоткрыть что-то вам.

00:42:01 Поэтому, например, я вижу свою задачу исключительно не замыкать людей, например, на себе, а скорее вдохновлять, связывать себя с какими-то мастерами, разных направлений йоги, а не собственно, не дай Бог не замыкаться на мне, или ну, на каких-то других говорящих головах. Это важный пункт. Вот поэтому духовный учитель.

00:42:26 И часто считают, что в.. ну, допустим, христианская культура - это когда не надо никого слушать. Вот мы европейцы, у нас христианская культура. А на востоке постоянно тебе какого-то дядьку впаривают, вот. Это, ну, абсолютное непонимание христианства хотя бы потому, что даже в православии, во-первых, был институт духовников, то есть все нормальные миряне, христиане, у них был свой кто-то батюшка, священник, которому они доверяли, который, они видели, что он не вымогает с меня деньги, он не является, там, политиком, он - действительно духовное лицо. И они общались. И также если мы говорим о мистических практиках христианства, исихазм, или отношения в монастырях, то только по дозволению старцев монахи и послушники, они могли следовать каким-то практикам, что-то делать. И уже в монастырских стенах, монастырской среде, там идея полного послушания. То есть там у тебя есть старец (старец - это гуру) и система. В записных книжках Пауло Флоренского есть, допустим, упоминание о том, как один монах другому показывал синяки от старшего старца и говорил: «Вот это я также вижу, как то, что продвигает меня на духовном пути». То есть там старец мог еще, ну, как сказать, углубить восприятие реальности, вот.

00:43:47 Поэтому это, ну, абсолютное незнание, точно также, как ни в одной сфере мирского опыта нельзя обойтись без опытных людей. Вы не пойдете к хирургу, который скажет: «Я по учебнику всему сам научился», вот. На самом деле считают, что вот в материальном мире так нельзя, но духовность, это же что-то такое демократичное, там... там мастер не нужен, там вот, как мне открылось, как я чувствую, там, как я вижу. Но в действительности, что такое достичь успеха в какой-то серьезной духовной практике? Это, простите, освободиться от власти материи, вообще практически выйти из материального мира. Если вы думаете, что легче освободиться от власти вожделения и материи, чем стать, там, хорошим пианистом, к сожалению, Писания говорят, что сложнее, вот. То есть тогда может быть лучше в пианисты, вот, как-то так.

00:44:43 Поэтому гуру. И надо сказать, что гуру - это далеко не обязательно человек, который, ну, вам что-то, вот, грузит постоянно, да? То есть гуру - это концепция личностных отношений, а не интеллектуальных. Например, у такого философа и физика, Майкла Полани (это один из крупных европейских философов), у него была идея «неявного знания». Что такое «неявное знание»? Полани, он говорил, что в общении с человеком ты воспринимаешь не только то, что он тебе говорит, а ты в целом настраиваешься на него. Его волны, они тебя захватывают. То, что говорят: «Да, не стоит село без праведника». То есть праведник молчит, но поддерживает своим биополем село, вот. И «неявное знание»… То ест часто считается, что достаточно, там, попить чая с мастером или с гуру, или просто обрести его благословение, и духовная реализация придет. Это не значит, что он будет тебя грузить, потом заставит выучить шлоки, потом скажет: «Давай, расскажи мне как....», ну, понимаете. Часто это просто личностный процесс отношений на основе верности, взаимопонимания и служения, вот. И, как сказать, описано, что существуют разные типы трансценденталистов. Описано, что высший тип мистика - если он просто заходит, уже ваше сознание меняется. Ему не надо, там, грузить, гипнотизировать, говорить красивые слова. Он улыбнулся и все - и все слегка просветились. То есть просто в ауре, в поле этого человека хочется жить духовной жизнью, вериться и делается, и т.д. У нас обратный эффект, у нас отличная может быть лекция, потом пообщаешься, скажешь: «Боже мой, не верится, не хочется и т.д». То есть есть... есть такие мастера, вот.

00:46:22 Поэтому первое - это гуру, духовный учитель. И подлинный духовный учитель – это, опять-таки, не человек, который требует каких-то повинностей или, там, денег, а это человек, которому никого не надо, ничего не надо. Обычно он более акскетичен и менее требователен, чем сами его ученики. То есть, вот… и его единственная устремленность - это действительно провести ученика по сложному духовному пути. Поэтому Кришна в «Бхагават-гите», он говорит: Кришна в «Бхагават-гите», он говорит: «Я гуру для тех, кто хочется обмануться, [я гуру, обманщики, я подлинный гуру]». Поэтому в той степени, в которой вы хотите быть обманутыми, вы будете обманутыми. Ну, потому, что если кто-то говорит: «А можно просветление за неделю?» Говорим: «Да нет, много жизней». Говорит: «Нее, ну что значит много жизней? Времени у меня мало, у меня работа, там, дети». И видишь объявление: «Просветление за неделю». Ты говоришь: «О, как раз то, что я искал!»

00:47:18 Поэтому знаменитая вещь, что кто не желает лезть высоко на дерево, он будет вынужден довольствоваться падалицей. В той степени, в которой вы хотите быть обманутыми, вы будете обманутыми, в той степени, в которой вы ищете истинную реальность, вы её найдете. [Санскрит] - какую бы веру ни культивировал человек, Всевышний её укрепит. Верите в экстрасенса - будет чудо с экстрасенсом, верите в матушку Кали - матушка Кали поможет. Но в какой-то момент можете почувствовать: а вдруг есть что-то более сокровенное? И тогда вы откроете, что вера - это тоже не одна нота, это целый оркестр, есть градация: есть более глубокая сокровенная вера, и вера пониже. Понимаете, вот.

00:48:07 Поэтому какова вера, таков и человек. В той степени, в которой вы ищете глубины, вы и практику этой глубины... Чем более глубокого результата вы хотите, тем дольше движение к идеалу. Наоборот, чем более поверхностное что-то такое вы ищете, тем больше будет давить на спецэффекты, там, мистические глюки, потоки, там, яркие сны, ну, понимаете. То есть все, чем можно побыстрее откупиться. А подлинный прогресс - это изменение сердца, избавление от вожделения, корысти, развитие качеств. И какие бы глюки вас не глючили, если этого не происходит, то это немножко про другое, вот. Поэтому гуру, духовный учитель.

00:48:46 Далее - духовная среда. Мы знаем, что все люди, люди существа социальные, кто желает заниматься единоборствами, у них на стене висит Брюс Ли и т.д. И также модна в современном обществе идея независимого мнения. Но вы знаете, что обычно наиболее коррумпированными светскими изданиями является пресса с названием «Типа независимая газета», вот. Почему? Потому что, ну, когда общался с журналистами, журналисты прекрасно знают, что независимой прессы вообще не существует. Обязательно прессу кто-то оплачивает. Поэтому наша независимость, наше независимое мнение - это тоже самое, что независимая пресса. Ну, нет её такой в природе в принципе. Потому что в любом случае у нас две руки, две ноги, одна голова, это уже нас как-то объединяет, обуславливает. Во-вторых, мы все, там, родились в бывшем СНГ, - это тоже. Ну, как минимум даже если мы хотим быть трижды независимыми, мы уже помимо своей воли в определённом культурном контексте. А потом почему-то считают так, что, вот, духовные организации, они сектанты, они агрессивны, они вербуют, они навязывают. А вы искренне считаете, что материалисты не навязывают свою систему ценностей, да? Что, там, канал "Клубничка" после 23 он ничего не рекламирует? Что надписи «Мальборо - вкус настоящих обоев» ничего не навязывают? Что передача «Дом-1», «Дом-2», «Дом-3», «Дом сгорел» не формирует никаких моделей поведения? Правда так считаете? Нет, мы живем в измерении агрессивнейшей рекламной политики материализма. Поэтому душа, одно из его описаний, ее... одно из её описаний - это [ашрая виграха]. Это означает, что она никогда не знает нейтральной, независимой позиции. И в действительности единственное, что мы можем выбирать, - это на какой волне нам быть, то есть от кого мы хотим зависеть, что мы хотим в себе культивировать. Но независимая позиция в этом измерении бытия невозможна, вот.

00:50:52 Поэтому среда - это наше право выбирать. И в определённой среде, как знаете, в интернете есть выражение: «Молекулы добра прямо в воздухе», вот. Соответственно, флюиды веры, они… также определённое измерение открывается в определённой среде, вот. То есть там, где мастера единоборств - узнаете что-то о единоборствах, там, где вязание крючком, даже мужик научиться вязать крючком и т.д., и т.д. То есть может быть вы не станете экстра мастером, но серьезно искренне понаходившись в какой-то среде, определённый, пусть незначительный прогресс в этом измерении вы получите. И уж поверьте мне, вот, ну, как сказать, желание гораздо важнее, чем способности зачастую. То есть кому очень хочется, он… Вот, главный фактор - это даже зачастую не способности, а желание. В «Бхагават-Гите» Кришна, он говорит, что «тем, кто идет по этому пути, я сохраняю то, что они достигли, наделяю тем, что им не достает». Поэтому желание - это очень мистичный фактор. Мы ищем истину, а истина ищет нас.

00:52:00 Итак, гуру, санга (санга - духовная среда, это также является одной из добродетелей или сокровищ буддизма. В японском буддизме, там гуру, санга также называются сокровищами, то есть это очень важно) и, наконец, шастры, то есть изучение духовной литературы, слушанье духовных лекций. Здесь идея очень проста, идея о двух типах пищи: у нас есть пища для тела, но есть также пища для духа, вот. И сейчас пищей для духа стали в основном боевики, вот. То есть там, где все летает, ползает, светиться, стреляет, вот. Но наша потребность не всегда сводится к занимательности. Поэтому изучение каких-то духовных писаний, шастры (писания - это также живое существо). И существует удивительная шлока, стих на санскрите, которая говорит, что не обязательно даже понимать смысл шастры, писания, - если вы просто будете слушать её, особенно от более реализованной души, то сама вибрация очистит вас, изменит вас, откроет вам какие-то духовные истины, вот.

00:53:12 Поэтому индейцы, они говорят, что в каждом из нас живут две собаки: белая, черная. Побеждает та, которую кормишь. Поэтому в духовной среде, возможно, мы не освободимся от наших пороков, да? Там, от вожделения, от зависти, от амбициозности, от дурного характера. Но что является важным, что, по крайней мере, мы для начала не будем, ну… ну, давать им волю, да? То есть если дома ты можешь зайти, там, излить своё плохое настроение, то в какой-то среде ты уже мальчик-зайчик, вот. То первое, что происходит в духовной среде, даже если мы где-то больны какими-то пороками, - останавливается их рост. И второе - в той или иной степени обязательно мы уменьшаем дурные склонности в себе и раскрываем какие-то духовные склонности. Но это не всегда как лифт, потому что иногда наоборот что-то в нас проявляется, чтобы показать нам, насколько мы несовершенны. То есть это отличается, но все-таки от, скажем, того... от того, что человек становится все лучше и лучше, и лучше. Это только... Есть такая песня, что мир лучше и лучше. Это, ну, не совсем так, это все сложный процесс, но в целом его цель - это очищение, вот. Ну, иногда какие-то пороки, наоборот, наши будут нам показывать. То есть это отдельная тема, вот. Но общий вектор таков, что в духовной среде мы блокируем те пороки, которые у нас есть и постепенно развиваем некий духовный вкус, вот.

00:54:41 Поэтому разговор о собственно практике бхакти-йоги или о разновидностях йоги - то другая песня. Но сам духовный путь, если мы обобщаем нашу лекцию, его можно разделить на два таких этапа. Первое - это некое пробуждение, осознание того, что этот мир не является радостным местом, не является желанным местом, что наше сердце стремиться к более высокой реальности, то, что можно также называть инициацией миром. И вторая часть - это то, что можно называть духовной инициацией, то есть принятие определённой системы, определённого наставника. Далее мы открываем, что уже есть много людей, которые помимо нас идут по этому пути и, соответственно, это принятие уже конкретной духовной системы. И вкратце вот в эти два этапа можно обозначить вступление на духовный путь. Поэтому…

00:55:40 У нас прошло почти где-то час пятнадцать эфирного времени. Я думаю, я достаточно всех загрузил, вот. Завтра, наверно, имеет смысл будет поговорить о просветлении, затемнении на духовном пути. По-моему, тему интересная, что просветление, все просветляться хотят, о затемнениях никто не говорит, вот. А... то есть в четверг, вот. А пока что благодарю за внимание, если есть какие-то вопросы, то пожалуйста. Вот что хотел, то сказал.

00:56:19 [Слушатель] Можно, да, вопрос?

00:56:20 [Станислав Зюзько] Да.

00:56:22 [Слушатель] Расскажите, пожалуйста, о законах пожертвования. Не самопожертвования, а именно материального.

00:56:26 [Станислав Зюзько] А кого-нибудь пожертвования.

00:56:28 [Слушатель] Нет, материального пожертвования.

00:56:32 [Станислав Зюзько] Ну, я не специалист. Веды, они говорят, что пожертвование может быть в разных гунах, что в невежестве это пожертвования недостойному человеку на недостойные цели (дал алкоголику на бутылку, он просил), в страсти - это какие-то благие дела, но в рамках этого мира (ну там, спасение дельфинов, помощь голодным), вот, а в благости и в [нирване] (то есть в духовном измерении) пожертвование - это развитие именно различных духовных систем, поддержка того, чтобы люди получали не только информацию о том, как жить в этом мире, но и как обрести связь с высшей реальностью, освободится из материального мира, вот. То есть это является высшей формой благотворительности, но чтобы принять это, нужна вера. Поэтому так как у большего количества людей вера в основном в материю, что-то видимое, то обычно под благотворительностью понимается, ну, вот помощь голодным и т.д. Но в действительности, скажем так, духовное знание, оно является ещё более сокровенным, высокой формой благотворительности. Когда Шридхара Махараджа спрашивали: «Почему бы то время, когда вы рассказываете о духовных истинах, Вам не потратить на, там, лечение больных или помощь голодным?» Он говорил, что представьте себе, что в двух клетках сидят обезьяны: одну мы кормим, лечим, а вторую мы делаем человеком, вот. Какой тип благотворительности выше? Поэтому вопрос веры. Основная болезнь человеческой цивилизации - это гнев, гордыня и вожделение. И с этими категориями имеет дело духовное знание, а не того, что будут сытые хамы или страдающие хамы, больные хамы или здоровые хамы. Хамами они от этого быть не прекратят.

00:58:34 Ну что, я думаю по времени итак это...

00:58:36 [Слушатель] Можно ещё спросить?

00:58:37 [Станислав Зюзько] Да.

00:58:38 [Слушатель] Вот почему говорят, что прежде чем воспринять любое духовное знание, необходимо очистить восприятие?

00:58:45 [Станислав Зюзько] Нет, не обязательно. Иногда это просто «зашли–понравилось». Это зависит... это зависит от обусловленности души. Есть души более чуткие, с ними не надо никаких изощренных процессов производить. Они просто зашли: «О, классно!». Ну, вот «Гита» говорит, что через... просто почувствуете, вот. Нет такой установки, что… Я вот начал с того, что существует 4 пути: через желание, выгоды, через любознательность, там, стало интересно, через стремление познать истину и через страдание. Поэтому «Гита» не говорит, что должно быть сначала страдание, потом испытание, потом... Она говорит: «Пожалуйста, если чувствительность есть у души, потребность – ба-бах и сразу», вот. Есть люди, которые, там, вкратце услышали и приняли монашество, даже такие есть. Они даже не узнали, не разобрались вообще даже, ну, вот какая там система. Им просто так вот как-то, вот, сердце сказало, они вот прям… Ну, даже были такие люди, которые услышали, какие-то вещи и ушли вообще чуть ли не в монастырь. Бывает вот такая... уровень чувствительности души.

00:59:42 Но в большинстве своем, конечно, мы не сразу любую систему принимаем, мы к ней прислушиваемся, мы спрашиваем, то есть у нас все перемешано. Но варианты самые разные есть. От вечных скептиков, которые говорят: «Верю глазам, всю жизнь и до конца», вот, и заканчивая вариантами, когда человек два слова послушал и говорит: «Все ребята, я-таки ваш» и т.д. Самые разные варианты.

01:00:10 Веды говорят, что много жизней, поэтому просто если уже в прошлой жизни душа, она глубоко практиковала какую-то практику, ей не надо, ну, там… Она говорит: «Да-да-да, все помню» - ба-бах. Вот так. Поэтому просто карма, реинкарнация, странствие души. М-угу.

01:00:27 [Слушатель] Подскажите, пожалуйста, закономерность влияния души на сознание. Просто часто люди путают как бы сознание и душу. Говорят вот что-то про душу, а имея в виду сознание.

01:00:38 [Станислав Зюзько] Ну, душа…

01:00:39 [Слушатель] [Неразборчиво], но это же… Ну, как я могут быть хорошей? Это я просто делаю какие-то хорошие вещи или какие-то мысли у меня хорошие...

01:00:45 [Станислав Зюзько] Что... хорошее в этом мире - это интересная категория. То, что хорошо для мышей, то плохо для котов. И наоборот. Поэтому что такое хорошее? То, что сталинские концлагеря хороши для экономики страны были, но плохи для заключенных, которые работали на них. Поэтому хорошее-плохое в материальном мире - это очень такие категории, зависящие от системы координат.

01:01:08 Сама душа в Ведах, она описывается как частица Всевышнего, как искра и костер, солнце и луч. Ее три основные характеристики - это сат, чит, ананда (вечность, сознание и блаженство), вот. Это её свойства неотъемлемые. Но подсев на желание властвовать материальным миром, оно постепенно эту духоносность, свою божественность утрачивает и подсаживается на идею эксплуатации всего сущего. Это отдельная тема для беседы.

01:01:42 Наше сознание – это… ну, источник нашего сознания - это наша душа. То есть это не так, что есть сознание и есть душа, а мы есть.... мы и есть душа, все остальное отвалится. Потому что у нас было, там, осознание себя ребенком - это был один человек, сейчас взрослый - второй. Когда мы впадем в старческий маразм, наш встроенный хор мыслей опять будет прихрамывать. Поэтому то, что, вот, психиатры понимают под сознанием (да?), - это, скажем так… Ну, душа, она посылает какой-то импульс во все остальные свои оболочкия (в тонкое тело, физическое тело), а, ну, тело пытается с этим справиться, как-то это, ну, использует, отцифровывает и т.д. Поэтому источник сознания - это душа, но в материальном мире душа, она обуславливается. Степень, в которой она может проявить весь свой потенциал сознания, обуславливается кармой этой души. Поэтому есть, например, дети, которые рождаются, там, церебральный паралич. И их сознание, хотя они формально в теле человека, они растения, овощи или животные. А оно эквиваленто сознанию животного, вот. Или наоборот, очень разумная обезьянка может родится, вот. Поэтому смысл какой? Что у души есть гораздо больше потенциал осознанности, сознания, чем то, которому предоставляют, ну, психическое и физическое тело, которое на него надето сейчас как на скафандре. Но источник сознания это в любом случае душа.

01:03:17 Но проблема в том, что тела, которые, ну, в которых мы сейчас находимся, они урезают этот… Ну, вот, как в фильме «Аватар», помните, да? Допустим в одном теле человек, он, ну, не ходит и слышит, и видит как человек, а потом раз - он такой синий гигант, он и ходит, и слышит сильнее. А душа та же самая осталась, но ей предоставились большие возможности. Поэтому у нашей души в плане проявлений сознания (и не только сознания, а и вечности, и блаженства) есть гораздо больше потенциал, чем проявлен в том измерении, в котором мы находимся. Ну, почему мы в нем находимся? Потому что мы злоупотребляем этим потенциалом. Злоупотребили и фактически здесь мы находимся в месте, где каждый стремиться жить за счет другого и играют все в «Царя горы». Но так как здесь все собираются для того, чтобы жить за счет других, им приходится меняться. Называется колесо Сансары: сначала одни угнетают других, потом… потом они вынуждены поменяться местами и кричать о вселенской несправедливости, и это вечный процесс. А задача - это выход из матрицы. То есть фильм «Матрица», он показал, что ты можешь быть рабочим матрицы, ты можешь быть успешным директором матрицы, но ты в матрице, и матрица все изменит. А задача - это выйти из матрицы. И, в общем-то, об этом и говорят духовные тексты Востока.

01:04:41 [Слушатель] А можно ещё поподробнее то, что душа есть источником сознания? Где об этом написано в Ведах?

01:04:49 [Станислав Зюзько] Ну, она, допустим, называется чит-шакти, [неразборчиво] или парапракрити в «Бхагават-Гите», вот. А чит, четана, чайтани - это на санскрите означает «сознание». Чит-шакти означает «энергия сознания», ну, дословно.

01:05:07 [Слушатель] Шакти – это…

01:05:08 [Станислав Зюзько] Шакти - энергия, чит -...

01:05:10 [Слушатель] Шива, да? Шакти - Шива...

01:05:11 [Станислав Зюзько] Не, это другое значение. Шакти в общем смысле означает просто «энергия», вот. Определенная энергия, вот. Чит шакти, четана, чайтанья, чит - это означает «сознание», вот. Вот, но есть и другие, там, парапракрити её называют, то есть пракрити называют материальная энергия, а парапракрити - высшая. Ну, так или иначе, ну, есть такое слово чит-шакти, вот. Или во всей восточной литературе три характеристики души: сат, чит, ананда (вечность, осознанность и блаженство), сат, чит, ананда. Просто мы все глубже погружаясь в материальный мир, утрачиваем и вечность, потому что вынуждены рождаться и умирать, и сознание у нас хромает, у нас с блаженством все понятно. С этого начинается, собственно, обратный процесс. М-угу.

01:06:05 [Слушатель] Вопрос можно?

01:06:06 [Станислав Зюзько] Да.

01:06:07 [Слушатель] Вы говорили о гуру…

01:06:06 [Станислав Зюзько] Да.

01:06:09 [Слушатель] Вот, вы сказали, что Вы, ну, не можете относиться к ним, как… вы же теоретик.

01:06:13 [Станислав Зюзько] Ну, градация гуру, то есть гуру.... гуру…. Есть понятие шикша-гуру, то есть просто люди, которые, ну, вдохновляют нас на пути. Поэтому для кого-то гуру может быть пчелка. Вот пчелка, она собирает с каждого цветочка понемногу и у нее банка меда. То есть в широком смысле гуру - это целая категория философская. Каждый от кого-то, ну, что-то узнали, да? Но гуру именно в значении вот такой классическом как духовный учитель, вот, прям духовный учитель, вот, который главный из гуру, ну, вот я об этом говорил. А так, да, есть книга "Шри Гуру и его милость" Шридхара Махараджа. И он там разбирает и рассматривает разные типы гуру, что гуру… Дело в том, что гуру – это… «Бхагавата Пурана» говорит: [Санскрит] - Всевышний говорит мне, что [санскрит] - все божества и сам Всевышний действуют через гуру. Гуру - это душа плюс особое вдохновение, которое посылается от Всевышнего.

01:07:14 И на чем основана градация гуру? Что кто-то, он - этот поток постоянный, понимаете? Он уже абсолютно прозрачная среда и он действует в полной гармонии с волей и замыслом Всевышнего, он идеальный проводник. А гуру высшего типа - это вообще, вы знаете, как бодхисаттвы, как аватары, они вообще приходят из той реальности. То есть они даже… они просто маскируются под людей, как вот агенты матрицы, там, или вот эти, ну, герои матрицы, вот. А гуру среднего типа, продвинутые, они прозрачная среда. А вот такие люди, как я, или, ну, просто, вот, агент-бригада некая. Мы тоже проводим этот поток, но мы не настолько зрелые, чтобы его сильно проводить и постоянно проводить. Поэтому иногда вера, она преобладает над кармой, иногда какая-то карма дурная преобладает над верой. И здесь может быть так, что, вот, ну, такого уровня гуру, он был гуру, потом смотришь - гуру уже, там, принял ислам, например, вот, а также агитировал за Веды. То есть слово гуру означает тяжелый, утвердившийся в истине, а ученик описывается как [лахку], легонький. Поэтому можно сказать так: гуру там, где мы видим поток… присутствие потока божественного, когда человек, он проводит какой-то поток божественной истины, и мы чувствуем сердцем, что вот да, через него на текущий момент идет этот поток.

01:08:35 [Слушатель] То есть поток [неразборчиво] символизирует как вера, да?

01:08:39 [Станислав Зюзько] Ну, просто его глубина, то поле, в котором он находится, та глубина изложений истин, вы чувствуете, что через этого человека проходит некий божественный поток. И, ну, нормальный гуру, он его постоянно проводит и вот поэтому он и гуру, вот. А гуру, которые шикша-гуру, которые наставники, они сегодня проводят поток, завтра могут перестать, потом, ну, то есть, они находятся, вот… Мы завтра будем говорить о просветлениях, затемнениях, но то, что вы сказали, - это очень важно, потому что падение гуру - это тоже одна из таких интересных тем. Но смысл такой, что гуру есть те, которые, когда бы они не проводили поток, мы им за это благодарны. Просто есть гуру, которые могут находиться в категории потока и падения, но они просто все равно, пока они не пали, они мощно проводят. А есть гуру, которые, ну, экстра... экстра уровня. У них нет речи о падении, они постоянно на потоке, они уже рождаются в потоке, вот. Там другая песня.

01:09:40 [Слушатель] Это как в физике с [неразборчиво]

01:09:44 [Станислав Зюзько] Ну, как.... как… Ну, вот у вас может быть два ребенка. Одного просишь: «Сходи в магазин». Он сколько раз просишь - столько и ходит, а второй - он через три раза на четвертый. Очень... без стажа можно, без физики, можно просто…

01:10:00 [Слушатель] Можно вопрос?

01:10:01 [Станислав Зюзько] Да.

01:10:02 [Слушатель] Вот духовная практика в итоге должна привести к любви, там, к Господу или Кришне. И…

01:10:07 [Станислав Зюзько] Ну, это если вот именно на это направленная, да. Иногда просто может приводить к отречению от мира материи, ну, к уменьшению привязанности к материи.

01:10:18 [Слушатель] Ну вот если, мы, допустим, говорим все-таки о том, что [неразборчиво]

01:10:19 [Станислав Зюзько] О бхакти… о бхакти…

01:10:20 [Слушатель] Должна привести к любви, да? И вот собирается как бы духовное общество (да?), там, [сабаджаны], то есть воспевается имя Господа. И, ну, не похоже ли на эту... ту песню, как «выбери меня, выбери меня, выбери меня»? То есть, ну, если как бы так сопоставить .... сопоставить вот процесс воспевания святого имени в каком-то кругу духовном с .... Ну, то есть есть какой-то источник любви, который ты вот не знаешь источник это или не источник. То есть ты как-то себя программируешь к какому-то обществу, да? Если это сравнить, ну, там, молодой человек встречает девушку, да? И, там, нет никакого общества почитателей, которые при этом ему говорят, вот как это можно любить её правильно, так чтобы она все-таки тебя приняла. То есть, ну, я как бы не спорю по поводу того, что сложный длительный процесс духовного... духовного роста, но вот именно почему... почему так скрыт, как бы, то есть… Ну, допустим, душа понимает что ей нужно…

01:11:23 [Станислав Зюзько] Ну, он скрыт потому, что, во-первых, разные, во-первых, потому, что материальный мир - это место в принципе, где души воплощаются, чтобы жить без Бога, это первый момент. Поэтому в материальном мире он скрытый, принцип, он описывается часто как скрытый, непроявленный. А второй момент - сама концепция Господа, она у людей разная, иначе… Вот я говорю это в шутку (да?), что иначе бы было так, что Бог решил явить себя в материальном мире: набежали тучи на небо, погасли все телевизоры и вдруг раз - без сигнала появляется суровое бородатое лицо и говорит: «На связи Бог, среди религий только христианство, а в христианстве только православие», вот. В действительности мир сам, духовный опыт, он многомерен и многогранен. Даже в рамках одной традиции могут быть немножко разные подходы. Поэтому сам Всевышний в «Бхагават-Гите», Он говорит, что "Я очень многомерен", вот. И поэтому он не может быть такой вот истиной, как постановление парткома по двум причинам: во-первых, в целом он скрыт от обитателей материального мира, а во-вторых, не может одна концепция божественного всех удовлетворять. Немножко разный вкус духовной практики у христиан, у вайшнавов или, там, у буддистов, он разный. Буддисты вообще считают, что его нет, они в нуле. Поэтому это не может быть под одну линейку, вот. Но.... это по поводу того, что «а почему он скрытый», вот.

01:12:57 Относительного того, насколько работают все песнопения, - это совершенно, ну, здравое восприятие. Потому что для кого-то посещение киртана может быть как посещение дискотеки: попрыгали, порадовались и пошли обратно, там, пиво пить, вот. Поэтому это вопрос в сущности о том.... И также можно сказать, что пришли, поделали йогу, подышали и, там, пошли пиво пить. И также можно сказать, что пришли, попростирались в ретрите, походили по камням и пошли пиво пить. Ну, понимаете, про любую систему. Поэтому надо рассматривать с другого хвоста зверя. С какого? Что в любой системе можно рисовать такую пирамиду: то есть на вершине - это те, у кого, грубо говоря, все получилось, тот является олицетворением этой традиции, они как чувствуют, так и говорят. И у них и Харе Кришна - это Харе Кришна, и мистический опыт они обычно имеют, и, скажем, и, ну, у них все реально работает, вот. Они как раз являются олицетворением системы. Далее - это ученики, старшие, продвинутые, которые являются мастерами, там, той или иной йоги, у них более скромный опыт мистический может быть, но поток такой, что они вот не могут жить по-другому. Знаете, как Ахматова говорила: «Если не можете писать стихи, не пишите… Если... если можете не писать стихи, не пишите», вот. Они не могут, то есть такой поток через них, что они в общем даже не выбирают, вот. А уже дальше идет вот, собственно, просто интересующиеся люди, которые... у которых много чего не получается, всегда разные проблемы есть и т.д., вот. И что интересно, что в любой системе самоосознания, понимаете, возьмете ли вы там кундалини, вот… вот эта вот будет система.

01:14:45 Поэтому я всем предлагаю маркетинговый ход. Хотите обругать какую-то другую систему, берете учеников, там, с нижней части пирамиды, у которой... записываете с ними видео, они говорят: «Да, мы пробовали: тут болит, там не выходит». И говорите: «Вот, посмотрите, как работает эта система йоги. Вы избавились, от вожделения?» - «Не-не-не». - «О, видите!?» Потом берете систему, которую хотите похвалить, каких-то продвинутых мастеров, старших учеников. И они вам искренне говорят: «Девять лет мистический опыт, потом я чувствовал, что реальность, она играет со мной, мне приходили знания, потом я встретил…». Тоже правду скажут мужчины, понимаете, и женщины, вот. Поэтому вот этот тонкий момент надо понимать, что мы должны говорить просто о двух вещах, это разные вещи. Первое - это тайная практика, а второе - кто является эталоном практики. Ученики, которые сами, ну, не вполне часто понимают, чё ж они делают, либо святые, вот. И вот если вы будете это понимать, вы поймете, что конечно можно выбирать традиции, но в любой традиции, скорее всего, мы попадем, ну, не на верхушку, а вот либо в основание, либо в среднюю часть. Что-то у нас будет чувствоваться, происходить (что-то будет обязательно происходить), а что-то не получаться. Если вы поймете, что вообще, ну, так мироздание устроено, то вопрос только такой: первое - никому не доверять, во всем сомневаться, либо в зависимости от доверия, от глубины веры, от дозы скептицизма, все-таки кому-то довериться. Ну, вот так.

01:16:15 [Слушатель] А бодхисаттвы в вайшнавской традиции это кто? Это учителя?

01:16:20 [Станислав Зюзько] Ну, буддийская традиция - это те, кто мог бы свалить, но остался, а вайшнавская традиция - это просто спутники Господа и спутники обитателей духовного мира, которые, в принципе, ну, тоже через, там, обычно 100-500 лет или, там, ну, вот когда какая-то…

01:16:38 [Слушатель] [Неразборчиво]

01:16:40 [Станислав Зюзько] Они тоже... они тоже нисходят обычно как проповедники выдающиеся, то есть каждый раз какие-то личности харизматичные, они возникают и поддерживают традицию. Они приходят иногда, чтобы поддержать традицию. И вот, собственно, их мы видим, ну, это святые.

01:17:01 [Слушатель] Ну, в парампаре вайшнавской [неразборчиво]

01:17:03 [Станислав Зюзько] Ой, парампур очень много разных, вайшнавизм это же широкое понятие, вот. В парампаре далеко не все. В парампаре той или иной школы именно святые наиболее возвышенные, и именно той школы, которой вот они являются. И парампара, ну, это такая вещь, которая отражает больше линию школы. А собственно понятие вайшнавские святые, это гораздо более широкое понятие, их больше, чем вы увидите на той парампаре или на этой. Потому что парампара - это просто, ну, часто это просто учителя, которые вот жили в последние... в передней части... Парампара обычно просто учителя, которые жили, вот, ну, последние годы, они отражают просто как происходил процесс. А уже, там справа, ну, вот там, где большие временные промежутки, - это, ну, наиболее правильно. Парампара это, ну, немножко в какой-то степени формальный жанр, вот. Святых гораздо больше. Например, в нашу парампару не входят, Бхактиведанта Свами Прабхупада, который является гиперличностью и т.д. Парампара [неразборчиво] Шридхара Махарадж. Поэтому парампара - это такая... это скорее отражение именно как вот учителя шли вот в этой школе. А понятие вайшнавские святые - это именно продвинутые мужи разных времен, многие из которых даже в парампаре нет. Допустим, в парампаре нет Госвами Вриндавана. Каждый из них - это обитатель той земли. Ну, вот так. Парампара - это немножко другой жанр.

01:18:28 [Слушатель] Можно вопрос? Вот если повторяющиеся рождения и смерти, это, ну, как один из главных вопросов, ну, то есть проблем, то есть и... там говорится, что читать «Харе Кришна» и как-то от этого всего освобождаемся. Но есть вот в «Шримат-Бхагаватам», что на киртан можно приглашать ещё ямараджу, и как бы тогда нас не будет трогать смерть. То есть это как-то специально там надо поклоняться ему [неразборчиво]…

01:18:57 [Станислав Зюзько] Я... я не знаю.... я не знаю... я не знаю этого фрагмента «Бхагаватам», не представляю, о чем идет речь, поэтому никаких комментариев дать также не могу.

01:19:09 Ну что ж, дорогие друзья, я думаю, что мы достаточно долгую проводим программу. Если у кого-то ещё будет вопрос, я никуда не деваюсь, всех остальных благодарим за внимание. Можем спеть ещё «Харе Харайе», страница 55. И через пять минут все могут быть официально свободны. Благодарю за внимание!

транскрибирование: Елена Максименко | Донецк | Украина | 27 апреля 2015